Симфония № 1 (Шостакович)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Симфония № 1 фа минор , соч . 10 Дмитрия Шостаковича была написана в 1924–1925 годах и впервые исполнена в Ленинграде. [ 1 ] Ленинградской филармонии под управлением Николая Малько 12 мая 1926 года. [ 2 ] Шостакович написал это произведение как дипломное произведение Петроградской консерватории . [ 1 ] завершив его в 19 лет.
Структура
[ редактировать ]Произведение состоит из четырех частей (последние две исполняются без перерыва) и длится примерно полчаса.
- Аллегретто — Аллегро нон танто
- Произведение начинается с вступительной части Allegretto, которая развивается из дуэта солирующей трубы и фагота. Это приводит к собственно первой теме, живому, похожему на марш Аллегро, напоминающему водевиль и театральную музыку, с которой Шостакович столкнулся бы, когда работал пианистом в кино . Вторая тема - якобы вальс , в котором мелодия флейты звучит в нескольких частях оркестра. В развивающем разделе наблюдается возврат к пародийно-комическим гротескам, хотя сонатная структура этой части вполне условна.
- Аллегро — Мено моссо — Аллегро — Мено моссо
- Во второй части нам представлен «фальстарт» виолончелей и басов перед тем, как кларнет начинает неистовое скерцо. Фортепиано впервые звучит быстрыми скалическими партиями, прежде чем в разделе Meno mosso развивается более мрачное настроение. Здесь Шостакович пишет тройной отрывок из двух, в котором мелодии пропускаются через флейты, кларнеты, струнные, гобои, пикколо и снова кларнеты, а на заднем плане играют струны и треугольник. Фагот возвращает нас к вступительному Аллегро. Кульминация происходит в сочетании двух мелодий, представленных ранее в части, за которой следует кода, которая объявляется широко расположенными аккордами фортепианных и скрипичных гармоник.
- Медленно — Широко — Медленно (атака:)
- Третья часть начинается с темного соло гобоя, переходящего в соло виолончели и перерастающего в крещендо.
- Аллегро очень — Медленно — Аллегро очень — Мено моссо — Аллегро очень — Гораздо менее мосо — Адажио
- есть атака Из третьей части в четвертую барабанной дроби. После еще одного мрачного отрывка музыка внезапно переходит в раздел Allegro molto с очень быстрой мелодией на кларнете и струнных. Это достигает яростной кульминации, после которой наступает спокойствие. Следующая часть Аллегро завершается соло фортиссимо литавр, ритмическим мотивом, который присутствует в третьей части. В пассаже для виолончели соло и приглушенных струнных этот мотив умело используется вместе с несколькими другими элементами, ведущими к разделу коды, который завершает произведение воодушевляющими фанфарными фигурами духовых инструментов .
Инструментарий
[ редактировать ]Работа написана для:
|
Обзор
[ редактировать ]Хотя Шостакович написал это произведение в качестве выпускного упражнения по классу композиции Максимилиана Штейнберга , часть материала могла быть датирована значительно более ранним периодом. Когда тетя композитора, Надежда Галли-Шохат, впервые услышала произведение на американской премьере Леопольда Стоковского и Филадельфийского оркестра , она узнала в нем многие фрагменты, которые слышала в детстве в исполнении молодого Мити. Некоторые из этих фрагментов связаны с Эзопа пересказом Лафонтеном басни Муравей « кузнечик и » и » Ганса Христиана Андерсена «Русалочки . [ 3 ]
Непосредственной параллелью 19-летнему композитору, представившему свою первую симфонию, был Александр Глазунов , который сам был вундеркиндом, чья Первая симфония была исполнена в еще более раннем возрасте. Глазунов, возможно, узнал в Шостаковиче отголосок самого себя в молодости. Будучи директором Петроградской консерватории , Глазунов следил за успехами Шостаковича с момента его поступления в 13 лет. [ 4 ] Он также организовал премьеру симфонии Шостаковича. [ 5 ] который состоялся через 44 года после того, как в этом же зале впервые была представлена Первая симфония Глазунова. [ 6 ]
Эта симфония имела огромный успех с момента премьеры. [ 7 ] Николай Малько , дирижировавший мировой премьерой симфонии, сказал, что ее зрелость «невозможно отрицать». [ 8 ] В нем проявляется интересное и характерное сочетание живости и остроумия, с одной стороны, и драматизма и трагизма — с другой. Чем-то оно напоминает произведения Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева . [ 9 ] Прозрачная и камерная оркестровка Первой симфонии резко контрастирует с оркестровками Малера, присутствующими во многих его более поздних симфониях, и уверенность, с которой композитор воображает, а затем реализует крупномасштабную структуру, столь же впечатляет, как и его энергия. и свежесть жеста. [ 10 ]
Влияния
[ редактировать ]Из-за традиционалистского мышления консерватории Шостакович открыл для себя музыку Игоря Стравинского только в подростковом возрасте. Эффект от прослушивания этой музыки был мгновенным и радикальным. [ 11 ] [ нужен лучший источник ] сочинения Стравинского продолжают оказывать значительное влияние на Шостаковича. [ 12 ] Некоторые критики [ который? ] предположили, что на Первую симфонию повлияла «Петрушка» Стравинского не только из-за выдающегося положения фортепианной партии в ее оркестровке, но и из-за общего тона сатиры в первой половине симфонии. Поскольку сюжет балета Стравинского отражал обреченные выходки ожившей куклы, он отражал его наблюдения над механическими аспектами человеческого поведения и напрямую обращался к сатирику, живущему в нем. [ 11 ] [ нужен лучший источник ]
Еще одним музыкальным влиянием, подсказанным вступительной фразой кларнета, которая широко используется в ходе симфонии, является Рихарда Штрауса « тональная поэма Веселые шалости Тиля Уленшпигеля» . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Словарь музыки и музыкантов New Grove
- ^ live-ru.shostakovich.ru: Жизнь и творчество :: Хроника ::1926 . Архивная версия здесь . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Стейнберг, 539.
- ^ Макдональд, 22.
- ^ Макдональд, 28.
- ^ Volkov, Saint Petersburg , 355.
- ^ Малько 1966 , стр. 169–170.
- ^ Малько 1966 , с. 164.
- ^ Стейнберг, Майкл (октябрь 2017 г.). «Шостакович: Симфония № 1 фа минор» . СФ-симфония . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Штейнберг, 540.
- ^ Jump up to: а б Макдональд, 29.
- ^ Volkov, St. Petersburg , 428.
Источники
[ редактировать ]- Лейтон, Роберт, изд. Роберт Симпсон , Симфония, Том второй: Малер до наших дней (Нью-Йорк: Drake Publishers Inc., 1972).
- Макдональд, Ян, Новый Шостакович (Бостон: издательство Северо-Восточного университета, 1990). ISBN 1-55553-089-3 .
- Малько, Николай (1966). Определенное искусство . Перевод Малко, Джордж. Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания .
- Стейнберг, Майкл , Симфония (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995). ISBN 0-19-506177-2 .
- Волков, Соломон , тр. Буи, Антонина В. , Санкт-Петербург: история культуры (Нью-Йорк: Harper & Row, 1979). ISBN 0-06-014476-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 1 (Шостакович) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Полная оркестровая партитура из Нью-Йоркской филармонии. архива