Фортепианный квинтет (Шостакович)
Фортепианный квинтет | |
---|---|
Дмитрий Шостакович | |
![]() Шостакович в 1942 году. | |
Ключ | соль минор |
Опус | 57 |
Составленный | 13 июля 1940 - 14 сентября 1940 : Шалово или Келломяки ; Ленинград, РСФСР. |
Издатель |
|
Продолжительность | в. 29 минут |
Движения | 5 |
Премьера | |
Дата | 23 ноября 1940 г. |
Расположение | Малый зал Московской консерватории. Москва, РСФСР |
Исполнители | Бетховенский квартет Дмитрий Шостакович (фортепиано) |
Фортепианный квинтет соль минор , соч . 57 — пятичастное произведение для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано Дмитрия Шостаковича . Он написал его в период с 13 июля по 14 сентября 1940 года. Источники расходятся во мнениях о том, где он начал его сочинять — по-разному указывается, что это Шалово , Келломяки или Москва, — но большинство сходятся во мнении, что оно было завершено в Ленинграде. Это вторая из двух попыток Шостаковича создать фортепианный квинтет. Его первое произведение датируется еще студенческими годами, но в конечном итоге от него отказались и перепрофилировали в другие композиции.
Предложение квартета Бетховена за ужином в 1938 году привело к созданию Фортепианного квинтета. Первоначально Шостакович задумал произведение как струнный квартет. Однако, по словам Исаака Гликмана , искусствоведа и близкого друга, Шостакович модифицировал инструменты, поскольку надеялся, что спрос на его выступления в качестве пианиста приведет к увеличению возможностей для личных путешествий. По словам музыковеда Ричарда Тарускина , Шостакович смоделировал свой фортепианный квинтет, включая его тональность и использование музыкальных форм барокко, по образцу Сергея Танеева . С течением времени в партитуру был внесен ряд небольших изменений, которые задокументированы в двух записях произведения, сделанных Шостаковичем с Квартетом Бетховена в 1940 и 1955 годах.
Официальная премьера Фортепианного квинтета 23 ноября 1940 года в Малом зале Московской консерватории имела немедленный успех у публики. Выступления на бис на этом и последующих концертах стали настолько обычным явлением, что быстро стали источником шуток для острословов, называвших произведение пятичастным произведением с семью частями. Иногда зрители требовали выхода на бис всего произведения. С конца 1940 по середину 1941 года выступления Фортепианного квинтета отнимали у Шостаковича так много времени, что за этот период ему хватило времени лишь на сочинение одного произведения.
Среди профессиональных коллег Шостаковича мнения были более неоднозначными. Сергей Прокофьев и Александр Гольденвейзер неоднозначно относились к достоинствам музыки, в то время как музыковед Даниэль Житомирский защищал произведение от недоброжелателей, которые имели упрощенные ожидания от советской музыки. Еще до официальной премьеры Фортепианного квинтета он был номинирован на первую Сталинскую премию вместе с произведениями Прокофьева, Николая Мясковского и Арама Хачатуряна . После трех туров голосования в комитете по премии, а также безуспешного личного обращения к Иосифу Сталину в последнюю минуту от недовольного члена КПСС , который пытался лишить произведение премии, в номере «Правды» от 16 марта 1941 года было объявлено, что Фортепианный квинтет победил в категории первого класса. Денежная премия в размере 100 000 рублей вызвала серьезные комментарии музыкальных критиков в США после американской премьеры произведения в Карнеги-холле 29 апреля 1941 года.
Фон
[ редактировать ]Первая попытка квинтета
[ редактировать ]Впервые Шостакович попытался сочинить фортепианный квинтет еще в студенческие годы. Этот более ранний квинтет был задуман в начале 1920-х годов; к 9 апреля 1923 года он завершил первую часть и назвал произведение «ор. 7». [ 1 ] [ 2 ] Последующая часть с подзаголовком «Фантастическое скерцо» также планировалась, но от идеи фортепианного квинтета вскоре отказались. Вместо этого он превратил «Фантастическое скерцо» в скерцо для фортепиано с оркестром, которое сохранило ор. проектируемого квинтета. 7 назначение, а остальная музыка была перепрофилирована в Фортепианное трио № 1 . [ 1 ]
Он также сочинил музыку для фортепиано со струнным квартетом в партитуре к фильму 1936 года « Подруги» . [ 3 ] [ 1 ]
Партнерство с Квартетом Бетховена
[ редактировать ]Одними из самых прочных профессиональных и личных отношений Шостаковича были отношения между ним и Квартетом Бетховена . Из пятнадцати струнных квартетов композитора премьера всех, кроме первого и последнего, состоялась в квартете Бетховена. Помимо Фортепианного квинтета, его участники также приняли участие в премьере Фортепианного трио № 2 . Карина Баласанян, российский музыковед, сказала, что близость их партнерства, редкая в истории музыки, привела к тому, что квартет Бетховена стал «эмиссарами воли [Шостаковича]». [ 4 ]
26 декабря 1933 года, в десятый сезон своего существования, квартет Бетховена впервые запрограммировал музыку Шостаковича: совместное исполнение с квартетом Глиэра двух пьес для струнного октета. [ 5 ] Однако только в 1938 году, когда они сыграли московскую премьеру Струнного квартета № 1 Шостаковича , его музыка стала постоянной частью их репертуара. [ 6 ]
Происхождение и состав
[ редактировать ]Во время праздничного ужина в Москве 16 ноября 1938 года, последовавшего за местной премьерой Струнного квартета № 1, квартет Бетховена предложил Шостаковичу идею создания фортепианного квинтета. [ 6 ] Несколько месяцев спустя, в 1939 году, Шостакович ответил утвердительно первому скрипачу квартета Бетховена Дмитрию Цыганову Я обязательно напишу квинтет и сыграю его с вами» [ 1 ] Исаак Гликман , искусствовед и близкий друг Шостаковича, рассказал, что Фортепианный квинтет изначально планировался как струнный квартет, но внешние соображения побудили композитора изменить инструментарий: [ 1 ]
Его объяснение изменения [в инструментах] было, мягко говоря, своеобразным. По его словам, в его изменении взглядов преобладали вовсе не художественные соображения, а чисто практические соображения. «Хотите знать, почему я написал в квартет фортепианную партию? Я сделал это для того, чтобы сам мог сыграть ее и имел повод ездить на гастроли по разным городам и местам. Итак, теперь… квартет Бетховена, который мне придется куда угодно ходить, мне придется взять меня с собой, и у меня тоже появится шанс увидеть мир!» Мы оба рассмеялись. «Вы не серьезно?», - сказал я. Шостакович ответил: «Конечно! Вы закоренелый домосед, а я закоренелый странник!» [ 7 ]
Официальный биограф Шостаковича София Хентова сообщила, что Шостакович также побудил сочинить Фортепианный квинтет из-за своего желания обогатить сферу камерной музыки элементами симфонической музыки. [ 8 ]
квинтета, Шостакович не нашел времени начать работу над ним до июля 1940 года. Он написал Василию Ширинскому , второму скрипачу квартета Бетховена, что приступил к работе над своим новым произведением 13 июля В последующем письме Ширинскому от 6 августа Шостакович подтвердил, что с нетерпением ждет возможности сыграть это произведение вместе с Скоро Бетховен-квартет, хотя раньше он никогда не играл в составе квинтета. [ 9 ]
Источники сходятся во времени создания композиции, но не в месте. Джерард Макберни , [ 3 ] Лорел Фэй, [ 10 ] Марина Раку и Вера Зайцева утверждают, что Фортепианный квинтет был начат в Шалово (ныне часть города Луга ) и завершен в Ленинграде. [ 1 ] Дерек К. Халм назвал Москву местом создания композиции. [ 11 ] Хентова рассказала, что в июле 1940 года Шостакович уехал из Гаспы в Крыму , где он завершил оркестровку « Модеста Мусоргского » Бориса Годунова , на отдых в деревню Келломяки (современное Комарово). Там он снял двухэтажный коттедж и поселился на работе. При небольшом количестве жителей и посетителей Шостакович смог без помех сочинить Фортепианный квинтет в уединенной обстановке. [ 12 ] Он закончил партитуру 14 сентября 1940 года в Ленинграде, и тут же был подготовлен экземпляр для исполнения и публикации. [ 13 ]
17 сентября Шостакович представил Фортепианный квинтет Бетховена. Он пригласил их, а также пианистов Льва Оборина и Константина Игумнова послушать его исполнение произведения на фортепиано. [ 14 ]
Подготовка к официальной премьере Фортепианного квинтета началась 22 октября. [ 14 ] в репетиционной комнате Московской консерватории . Цыганов вспоминал метод совместных репетиций Шостаковича: «Сначала он играл на фортепиано свою новую пьесу по партитуре, затем раздавал нам разные партии, всегда настоятельно прося, чтобы мы не начинали репетировать без него». Репетиции обычно начинались поздно вечером, обычно около 23:00, и продолжались до следующего утра. [ 15 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]
Фортепианный квинтет состоит из пяти частей: [ 3 ]
- Прелюдия: Медленно (
=72) — Чуть грубее(
. = 72) — Это (
= 58) ( атака )
- Фуга: Адажио (
= 84)
- Скерцо: Аллегретто (
. = 84)
- Интерлюдия: Медленно (
= 72) (атака)
- Финал: Аллегретто (
= 96)
Музыковед Михаэль Мишра сказал, что структура Фортепианного квинтета с парой связанных частей, вращающихся вокруг центрального скерцо, внешне напоминала структуру Густава Малера , Симфонии № 5 хотя и отмечал, что Шостакович не имитировал ее распределение веса. . [ 16 ] Ричард Тарускин , другой музыковед, утверждал, что Шостакович явно ссылался на Фортепианный квинтет другого русского композитора Сергея Танеева . В качестве доказательства он привел тот факт, что оба квартета отсылают к музыкальным формам барокко и имеют одну и ту же тональность . «Танеев был образцом академического композитора, - сказал он, - и, подражая ему в своем фортепианном квинтете, Шостакович характеризовал себя таким же образом, что, как мы теперь знаем, сигнализировало о большой смене направления». [ 17 ] Каждая часть, по мнению Хентовой, развивает внутренние эмоции в рамках общей симфонической структуры. [ 8 ]
Типичное исполнение Фортепианного квинтета длится примерно 29 минут. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Фортепианный квинтет Шостаковича открывается «Прелюдией»: трехкомпонентной конструкцией , сочетающей в себе элементы необарокко и романтизма. [ 15 ] Выбор названия был вызван не удобством, а свидетельством глубокого увлечения композитора музыкой барокко. Мишра описал это движение как «по сути продолжение тоники G » . Он также сравнил близость этой части к «великому каденциальному раскручиванию, которое часто встречается в конце прелюдии Баха ». [ 18 ]
За этим без перерыва следует «Фуга», первая из четырех, сочиненных Шостаковичем в 1940-х годах. [ 18 ] Хентова охарактеризовала его как «философский», [ 8 ] в то время как Фэй писал, что его «полифоническое мастерство [было] достойно Баха». [ 10 ] Восходящая фигура из трех нот, появившаяся в заключительных тактах «Прелюдии», возрождается во втором такте «Фуги», превращая обе части в единое целое, предвосхищающее 24 прелюдии и фуги . Оба движения также предсказывают интонации, которые Шостакович позже будет использовать в своих произведениях, вдохновленных евреями, таких как Фортепианное трио № 2. [ 18 ] По мере того, как движение достигает кульминации, Шостакович отказывается от фугальной формы в пользу гомофонных текстур, которые оказывают более непосредственное эмоциональное воздействие. Речитативы для фортепиано, затем следуют виолончели, прежде чем фуга возобновляется стретто . [ 19 ] Мишра писал о «Фуге»: [ 20 ]
Форма этого движения может быть несколько необычной, но оно служит четкой выразительной цели — привнести неумолимый импульс, текстуру и процедуры в более широкий психологический профиль, который с его центральной кульминацией и постепенным угасанием менее типично «фугальный». и больше похоже на медленную симфоническую часть Шостаковича ( на Пятую симфонию ). например, [ 20 ]
«Скерцо», которое описывается как «быстрый лендлер » и чей темп устанавливает свободную связь с эквивалентными частями Струнного квартета № 1 и Шестой симфонии , является центром Фортепианного квинтета. заложены ритмы, связанные с испанскими танцами, которые регулярно звучат в музыке Шостаковича В трио . [ 20 ]
Воспоминания о музыке барокко возвращаются в «Интермеццо», которое сначала производит впечатление пассакальи, а затем расходится с процедурами, используемыми в этой музыкальной форме. Тем не менее, в музыке есть намеки на Генри Перселла Баха , «Воздух» из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор и Эдварда Грига Холберг-сюиту ; последний сам по себе является данью уважения музыкальным формам прошлого. [ 21 ]
Резко контрастирует с предыдущими частями более светлый тон «Финала». Мишра сказал, что, хотя его код не стремится к трансцендентности, которая характеризует произведение в целом, «Финал» можно услышать как первую из того типа завершающей части, которую Шостакович исследует в своих более поздних работах, «где преимущественно легкий материал сублимируется в коде, вызывая загадочное, но очень острое чувство смирения». [ 22 ] Ян Макдональд , с другой стороны, отметил, что эмоционально и структурно «Финал» был «столь же дизъюнктивным, как и Шестая симфония». [ 23 ]
Более поздние поправки
[ редактировать ]Обозначение темпа в автограф-партитуре 1940 года. [ 24 ] Маркировка темпа в опубликованной партитуре 1956 года. [ 24 ] Темп в записи Шостаковича 1940 года. [ 24 ] Темп в записи Шостаковича 1955 года. [ 24 ] Прелюдия = 58 — (репетиция №3)
= 52
=72 — (репетиция №3)
= 72
=53 — (репетиция №3)
= 45
=72 — (репетиция №3)
= 61
Фуга = 72
= 84
= 58
= 75
Скерцо = 160
. = 84
. = 74
. = 88
Интерлюдия = 72
= 72
= 57
= 71
Финал Модерато маленькое аллегретто; = 72
Аллегретто; = 96
= 86
= 96
В партитуру Фортепианного квинтета сразу же после его премьеры был внесен ряд небольших изменений. Валентин Берлинский вспоминал, что Шостакович упрекнул его и его товарищей по квартету имени Бородина за замедление темпа в определенном отрывке «Прелюдии» во время репетиции Фортепианного квинтета в 1947 году. Когда они возразили, что в этом отрывке указано ritenuto, он подошел к ним, размахивал ручкой и вычеркнул пометку на каждой из их частей. [ 25 ]
«Квартет Бородина» стал и инициатором более значительной модификации, на этот раз в «Финале». Спорный вопрос, было ли это результатом несчастного случая или прямого внушения, но это привело к тому, что часть музыки, в которой первоначально альт и виолончель играли в унисон, была заменена имитацией диалога. [ 25 ]
Темпи также были изменены между оригинальной рукописью и опубликованным изданием 1956 года, возможно, чтобы соответствовать собственному пианизму Шостаковича. [ 26 ] который склонен к очень быстрому темпу - аспект, неоднократно подвергавшийся критике со стороны его партнеров по камерной музыке. [ 27 ] Эти различия в темпах задокументированы в обеих коммерческих записях Фортепианного квинтета Шостаковича. Как заметил Цыганов: [ 26 ]
Шостакович был непревзойденным исполнителем собственных сольных и камерных произведений, играя их, как гениальный композитор, по-своему, - его подход стал тогда идеалом для всех исполнителей. Отличить его сочинения от его интерпретаций было невозможно, как и в случае с произведениями Метнера , Рахманинова и Прокофьева . [ 26 ]
В целом запись 1940 года часто медленнее, чем отметки метронома, указанные в партитуре; музыковед Софья Мошевич назвала его «сырым и все еще несовершенным интерпретативным наброском». Шостакович в ряде мест выказывал желание ускорить темп, но его сдерживал «безопасный» темп, заданный Квартетом Бетховена. Напротив, быстрые темпы записи 1955 года, которые Мошевич описывает как «отточенные и изысканные», впоследствии были включены в опубликованную партитуру 1956 года. [ 24 ]
Рукописи
[ редактировать ]Сохранились предварительный набросок фортепианной партитуры первых трех частей и честная рукопись всего фортепианного квинтета. Однако эскизы двух последних частей считаются утерянными. Сохранившиеся эскизы представляют собой четыре листа слегка пожелтевшей нотной бумаги с заголовком «Черновик квинтета» и пометками, выполненными фиолетовыми чернилами. Темпи и порядковая нумерация присвоены здесь только «Фуге». Датировка эскизов того, что впоследствии стало «Прелюдией», позволяет предположить, что часть была написана за один день, 16 июля 1940 года. Фрагмент ранней версии «Скерцо» зачеркнут черным и красным карандашом. [ 28 ]
Чистый экземпляр Фортепианного квинтета записан черными чернилами на 38 листах 14- нотной нотной бумаги, слегка пожелтевшей. Некоторые ошибки зачеркнуты; есть также дополнительные пометки, выполненные карандашом, красными и зелеными чернилами. [ 29 ] Партитура хранится в архиве Российского национального музея музыки . [ 11 ]
Премьеры
[ редактировать ]23 ноября 1940 года в Малом зале Московской консерватории состоялась официальная премьера Фортепианного квинтета; исполнителями был квартет Бетховена с Шостаковичем за фортепиано. [ 30 ] Их выступление было частью десятидневного фестиваля советской музыки. [ 31 ]
Этому концерту предшествовала неофициальная премьера в Ленинграде 1 октября в Ленинградском отделении Союза советских композиторов . По этому случаю к Шостаковичу присоединился квартет Глазунова. [ 13 ] [ 15 ] ансамбль, представивший премьеру его струнного квартета № 1. Еще одно выступление с квартетом Бетховена и Шостаковичем последовало 12 ноября, на этот раз в Москве для комитета по Сталинской премии . [ 15 ]
Американская премьера Фортепианного квинтета в исполнении Стювесант-квартета с пианисткой Вивиан Рифкин состоялась в Карнеги-холле в Нью-Йорке 29 апреля 1941 года. Это была часть всероссийской программы, спонсируемой Американско-Русским институтом, который также включали выступления Витаутаса Бацявичюса , Андора Фёлдеса , Бенни Гудмана и Пола Робсона . [ 32 ]
Первые записи
[ редактировать ]10 декабря 1940 года между 1:30 и 7:30 ночи Квартет Бетховена и Шостакович записали Фортепианный квинтет в Доме учёных в Москве. [ 33 ] Их запись, сделанная на магнитную пленку, предназначалась исключительно для радиопередачи. Он не был коммерчески доступен до тех пор, пока не был выпущен на компакт-диске в 1993 году чешским лейблом Multisonic. [ 26 ]
Первой коммерческой записью Фортепианного квинтета стал набор из четырех дисков со скоростью вращения 78 об/мин, сделанный квартетом Стуйвесант и Вивиан Рифкин для Columbia Records и выпущенный в феврале 1942 года. [ 11 ] [ 34 ]
Публикация
[ редактировать ]Музгиз опубликовал первое издание партитуры в 1941 году, фотокопия которого была опубликована Am-Rus Music Corporation для продажи в Северной Америке. Последующие издания публиковались издательствами Edition Peters , Hans Sikorski Musikverlage , Muzyka и DSCH Publishers. [ 11 ]
Прием
[ редактировать ]Популярность в Советском Союзе
[ редактировать ]
Цыганов позже сказал, что премьера «без преувеличения была триумфом»; публика требовала выхода на бис последних трех частей. [ 15 ] Давид Рабинович, написавший биографию Шостаковича, одобренную композитором, был среди зрителей на официальной премьере Фортепианного квинтета в 1940 году: [ 31 ]
Невозможно забыть ту атмосферу, которая царила в [Малом зале] Московской консерватории во время премьеры Квинтета. Он прозвучал в конце концерта после исполнения трех новых квартетов трех ведущих советских композиторов. Публика начала уставать. Но когда на сцене с самим Шостаковичем появился столь известный московским меломанам квартет Бетховена и когда раздались первые звуки квинтета, все будничные, любимые и привычные ощущения исчезли, не оставив и следа. Очевидно, в зале происходило что-то важное, что-то выходящее за рамки «текущих» музыкальных событий. [ 31 ]
После концерта Шостакович, который был очень «очень бледен, очень взволнован», навестил свою подругу Мариетту Шагинян . «Я была настолько потрясена успехом квинтета, что не смогла пойти домой сразу после концерта», - записала она его слова в своем дневнике. «Вместо этого я бродил по улицам Москвы — душа моя наполнилась блаженством». [ 15 ]
Критики и публика с энтузиазмом приняли Фортепианный квинтет; спрос на выступления со всего Советского Союза был высоким. [ 35 ] Билеты на представления были распроданы еще до того, как успели установить плакаты, рекламирующие мероприятия. Зрители на первых выступлениях произведения часто просили отдельные движения на бис; иногда они настаивали на повторении всей работы. [ 36 ] [ 13 ] [ 37 ] Выходы на бис «Скерцо» и «Финала» были настолько обычным явлением, что острословы называли это произведение «пьесой из пяти частей, из которых семь». [ 38 ] Выступления Фортепианного квинтета заняли Шостаковича настолько, что за период от его премьеры до середины 1941 года он смог сочинить лишь одно произведение. [ 39 ]
В советском музыкальном истеблишменте периодические подозрения и враждебность к Фортепианому квинтету Шостаковича смешивались с общим одобрением. [ 40 ] Одним из композиторов, публично заявивших о своих двойственных чувствах, был Сергей Прокофьев , чьи высказывания были опубликованы в февральском номере «Советской музыки» за 1941 год . Он положительно отозвался об архитектурной ясности работы. [ 41 ] и балансировка инструментальных голосов. [ 42 ] Из всех частей Прокофьев считал «Фугу» «лучшей и самой интересной» в фортепианном квинтете. "Надо отдать должное Шостаковичу: в его фуге, по общему впечатлению, есть необыкновенное количество нового", - сказал он. «Я даже не знаю, хорошая ли это фуга с технической точки зрения. Но музыкально она хороша». Прокофьев перемежал свои комплименты возражениями против продолжительности Фортепианного квинтета, обвинениями в том, что Шостакович, несмотря на свою молодость, пользовался шаблонными манерами и звучал по-старчески, [ 43 ] и намеки на то, что восторженный прием произведения советской публикой выдал ее неискушенность. [ 38 ] Он пришел к выводу, что Фортепианный квинтет - «замечательное произведение», но в том же заключительном предложении добавил, что ему «не хватает динамики и кульминации». [ 42 ]
была опубликована контрастная статья музыковеда Даниила Житомирского В том же номере « Советской музыки» . Признав, что Фортепианный квинтет «вызвал у некоторых музыкантов дух противостояния Шостаковичу», он раскритиковал критиков произведения за их упрощенные ожидания от советской музыки. Он также высказал опасения, которые он услышал от некоторых своих коллег по поводу того, что «великие и подлинные чувства» произведения фильтруются «через призму мысли»: [ 40 ]
Этот вид искусства, конечно, может доставлять высшее эстетическое наслаждение, но не всегда с блистательной непосредственностью и не достижим на всех уровнях музыкального восприятия. Этот последний [пункт] очень важен. Иногда мы склонны приравнивать представление о демократическом (или народном) в искусстве к тому, что сразу понятно. Но с этой точки зрения многие величайшие достижения человеческой культуры покажутся антидемократическими, ибо далеко не все из них, даже в нашей стране, самой демократической в мире, действительно доступны (в смысле способности к полной внутренней ассимиляции). широкой аудиторией. Нужен ли нам этот интеллектуальный вид искусства? Конечно, ценим: его нужно и глубоко ценить, как особый художественный жанр, наряду с другими жанрами, не заменяя их и не противореча им. [ 44 ]
Максимилиан Штейнберг , бывший учитель композиции Шостаковича, отмечал в своем дневнике, что Фортепианный квинтет был «выдающимся произведением советской камерной музыкальной литературы». [ 45 ] который повсюду демонстрировал «чудесное мастерство». [ 15 ]
Сталинская премия
[ редактировать ]
Обсуждения
[ редактировать ]После того, как 12 ноября 1940 года Фортепианный квинтет был впервые исполнен для комитета по Сталинской премии квартетом Бетховена и Шостаковичем, 19 ноября состоялось еще одно выступление для членов Союза советских композиторов. [ 46 ] В то время Шостакович еще не пользовался таким благосклонностью советского правительства, как после премьеры его Симфонии № 7 в 1942 году . [ 47 ] Более того, комитет не был склонен ставить Шостаковича выше более старых и авторитетных соперников. Следовательно, в ходе ранних обсуждений Фортепианный квинтет был оценен ниже другого номинанта на премию, Симфонии № 21 Николая Мясковского . [ 48 ] Среди других претендентов на первый тур были Скрипичный концерт Арама Хачатуряна и опера «Семен Котко» Прокофьева. [ 49 ]
В состав музыкальной секции комитета премии вошли Мясковский, Александр Гольденвейзер , Юрий Шапорин , [ 50 ] Исаак Дунаевский , Самуил Самосуд и Михаил Храпченко ; последний председатель Комитета по делам искусств . [ 51 ] Возглавил группу Рейнхольд Глиэр . [ 47 ] Гольденвейзер умерил осторожную похвалу Шостаковича критикой «Скерцо» и «Финала». Он особо обратил внимание на «намеренно гротескные отрывки» в первом из них, которые он негативно сравнил с более ранними произведениями композитора до его порицания в 1936 году . [ 48 ] Другой член комитета, художник Игорь Грабарь , опроверг критику коллеги: [ 52 ]
Когда я слушал Квинтет Шостаковича, у меня было ощущение, что я нахожусь не среди современных композиторов, а среди великих мастеров. Я был совершенно потрясен — нет, я был раздавлен. У меня было ощущение, что я вернулся во времена Моцарта ... Это произведение отмечено печатью гениальности. Как мы могли не дать ему приз! На заре моей жизни мне посчастливилось знать Чайковского ... а на закате моей жизни я живу во времена Шостаковича. [ 52 ]
Утром 25 ноября в небольшой статье Александра Шавердяна , опубликованной в Правде Фортепианный квинтет был назван «лучшим произведением 1940 года». Из-за должности Шавердяна как редактора «Советского искусства» его одобрение было истолковано читателями как выражение официального мнения Комитета по делам искусств и его председателя Храпченко. Обеспокоенный тем, что статья имела целью повлиять на результаты первого тура голосования комиссии по премии, которое должно было состояться позднее в тот же день, Гольденвейзер немедленно обратился в редакцию « Правды» со своим неодобрением. [ 49 ] Фортепианный квинтет Шостаковича проиграл Симфонию № 21 Мясковского с перевесом в один голос в первом туре голосования. Сдержанное отношение к Шостаковичу со стороны музыкальной секции контрастировало с сильной поддержкой, которую он получил от немузыкантов в комитете по премии. [ 49 ]
События, произошедшие в других номинациях Сталинской премии в конце 1940 года, привели к тому, что Политбюро утвердило увеличение количества премий музыкальной секции с одной до пяти и разрешило комитету по премии рассматривать награды за произведения, написанные еще в 1935 году. [ 53 ] В итоге количество премий в музыкальных разделах было увеличено до восьми: три за первую премию и пять за вторую. [ 54 ] Новые правила не только позволили сохранить Шостаковича и Мясковского в шорт-листе номинантов, но и на мгновение привели к рассмотрению Пятой симфонии первого вместо Фортепианного квинтета. От этой идеи быстро отказались, поскольку комитет посчитал, что более поздние работы лучше иллюстрируют музыкальную реформацию Шостаковича с 1936 года. [ 55 ] Шостакович и Мясковский сравняли счет во втором туре голосования, состоявшемся 4 января 1941 года. [ 56 ]
Несогласие
[ редактировать ]Предполагаемая угроза судьбе Фортепианного квинтета пришла в виде письма, адресованного Иосифу Сталину , датированного 7 января 1941 года. Его автор, Моисей Гринберг, был пианистом и членом КПСС, родившимся в Ростове-на-Дону . [ 57 ] Бывший глава Госкомитета по музыкальным учреждениям и главный редактор «Музгиза», он был свергнут с обеих должностей во время « Больших чисток» . После этого ему разрешили остаться членом КПСС, но на более низкой должности. В 1941 году он был заместителем художественного руководителя Оперного театра имени Станиславского и младшим редактором «Советской музыки» . Поэтому, по мнению музыковеда Марины Фроловой-Уокер , Гринберг «не был случайным недовольным»: [ 58 ] его письмо было попыткой личной реабилитации и снисхождения к властям. [ 59 ]
Гринберг возражал Сталину, что в советской музыке возникают «некоторые нездоровые тенденции». [ 58 ] Одним из объектов его жалоб стал Фортепианный квинтет Шостаковича: [ 60 ]
... Так много в [этом] надумано, так много абстрактных формальных поисков и так мало подлинной красоты и силы ... [Оно] может выделяться своим формальным совершенством, но эта форма питается рационализмом и воздух теплицы, а не какая-либо живая человеческая энергия. Это музыка, не имеющая никакой связи с жизнью Народа. [ 60 ]
Вместо того, чтобы похвалить неоклассицизм , благодаря которому эта работа понравилась широкой публике, Гринберг отметил, что эта черта является доказательством ее «глубоко западной ориентации». По словам Гринберга, никакой личной злобы по отношению к Шостаковичу не было; вместо этого он предложил Сталинскую премию получить за его Симфонию № 5. [ 60 ] Гринберг также предположил, что профессиональный кумовство и привилегированное уединение от широкой музыкальной публики привели к неудовлетворительному выбору кандидатов комитетом по премии. [ 61 ] Свое письмо он завершил просьбой о личном контроле Сталина над советской музыкой. [ 54 ]
Сохранившиеся данные указывают на то, что письмо Гринберга так и не дошло до Сталина, который, вероятно, никогда не слышал Фортепианный квинтет Шостаковича и обычно оставался в стороне от вопросов, касающихся музыки. [ 62 ] [ 63 ]
Премия
[ редактировать ]Фортепианный квинтет был удостоен Сталинской премии первой степени в третьем, последнем туре голосования; результаты были публично объявлены в «Правде» 16 марта 1941 года. [ 64 ] Призы первой степени стоили 100 000 рублей . Среднемесячная зарплата рабочих и заведующих кафедрами вузов в то время составляла 300 и 1500 рублей соответственно. [ 65 ]
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]Американские журналисты после американской премьеры Фортепианного квинтета часто комментировали денежное вознаграждение, полученное произведением в виде Сталинской премии; Газета Pittsburgh Sun Telegraph назвала его «самым дорогим произведением камерной музыки, когда-либо написанным». [ 34 ] [ 66 ] [ 67 ] В 1941 году Говард Таубман из New York Times подсчитал, что сумма Сталинской премии составила 20 000 долларов США (что эквивалентно 414 299 долларам в 2023 году). «В истории мало, если вообще вообще есть, произведений, которые принесли бы своему композитору столько же сразу», - сказал он в своем обзоре американской премьеры, прежде чем выразить скептицизм по поводу денежной ценности произведения. Таубман, тем не менее, похвалил музыку, которая, по его словам, преследовала ту же стилистическую территорию, что и Симфония № 5 Шостаковича, как «захватывающую» и «сильную». [ 66 ] Запись Фортепианного квинтета, сделанную квартетом Стуйвесант и Рифкиным, он назвал одним из лучших альбомов 1942 года. [ 68 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Шостакович 2016 , с. 173.
- ^ Digonskaya, Olga (2013). "Опусники" [Opus Numbering]. Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930 [ Shostakovich at the Leningrad Conservatory: 1919–1930 ] (in Russian). Vol. 2. Saint Petersburg: Композитор [Composer]. p. 274. ISBN 978-5-7379-0726-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Макберни 2023 , с. 122.
- ^ Баласанян 2005 , с. 45.
- ^ Баласанян 2005 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Баласанян 2005 , с. 49.
- ^ Гликман, Исаак (2001). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. xxxiii. ISBN 0-8014-3979-5 .
- ^ Jump up to: а б с Хентова 1985 , с. 499.
- ^ Мошевич 2004 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Фэй 2000 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д Хьюм 2010 , с. 215.
- ^ Хентова 1985 , с. 498.
- ^ Jump up to: а б с Хентова 1985 , с. 500.
- ^ Jump up to: а б Баласанян 2005 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мошевич 2004 , с. 95.
- ^ Мишра 2008 , стр. 128–129.
- ^ Тарускин 2019 , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б с Мишра 2008 , с. 129.
- ^ Мишра 2008 , стр. 129–130.
- ^ Jump up to: а б с Мишра 2008 , с. 130.
- ^ Мишра 2008 , стр. 130–131.
- ^ Мишра 2008 , с. 131.
- ^ Макдональд, Ян (1990). Новый Шостакович (1-е изд.). Бостон, Массачусетс: Издательство Северо-Восточного университета . стр. 148–149. ISBN 1-55553-089-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мошевич 2004 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Шостакович 2016 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д Мошевич 2004 , с. 96.
- ^ Мошевич 2004 , с. 98.
- ^ Шостакович 2016 , с. 200.
- ^ Шостакович 2016 , с. 201.
- ^ Макберни 2023 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с Тарускин 2019 , с. 30.
- ^ «Программы недели: новые серии в Музее современного искусства» . Нью-Йорк Таймс . 27 апреля 1941 г. стр. Х8. ПроКвест 106088437 . Получено 2 июля 2024 г. - через ProQuest .
{{cite news}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Баласанян 2005 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Кастендик, 1942 год .
- ^ Оплата 2000 , стр. 116–117.
- ^ Мошевич 2004 , стр. 95–96.
- ^ Баласанян 2005 , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б Тарускин 2019 , с. 43.
- ^ Мишра 2008 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б Тарускин 2019 , с. 37.
- ^ Тарускин 2019 , стр. 40.
- ^ Jump up to: а б Тарускин 2019 , с. 41.
- ^ Тарускин 2019 , с. 42.
- ^ Тарускин 2019 , с. 38.
- ^ Хентова 1985 , с. 502.
- ^ Frolova-Walker 2016 , pp. 40–41.
- ^ Jump up to: а б Frolova-Walker 2016 , p. 38.
- ^ Jump up to: а б Frolova-Walker 2016 , p. 41.
- ^ Jump up to: а б с Frolova-Walker 2016 , p. 43.
- ^ Frolova-Walker 2016 , p. 39.
- ^ Frolova-Walker 2016 , p. 40.
- ^ Jump up to: а б Frolova-Walker 2016 , p. 42.
- ^ Frolova-Walker 2016 , pp. 47–48.
- ^ Jump up to: а б Frolova-Walker 2016 , p. 56.
- ^ Frolova-Walker 2016 , p. 48.
- ^ Frolova-Walker 2016 , p. 51.
- ^ Frolova-Walker 2016 , p. 52.
- ^ Jump up to: а б Frolova-Walker 2016 , p. 53.
- ^ Тарускин 2019 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Frolova-Walker 2016 , p. 54.
- ^ Frolova-Walker 2016 , p. 55.
- ^ Frolova-Walker 2016 , pp. 61–62.
- ^ Тарускин 2019 , стр. 35–36.
- ^ Frolova-Walker 2016 , pp. 56–57.
- ^ Frolova-Walker 2016 , p. 12.
- ^ Jump up to: а б Таубман 1941 г.
- ^ Шоу, Майкл-младший (22 февраля 1942 г.). «В записях» . Питтсбург Сан Телеграф . п. 46. Архивировано из оригинала 5 июля 2024 года . Проверено 5 июля 2024 г. - через Newspapers.com .
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Таубман, Ховард (20 декабря 1942 г.). «Записи: наше время: произведения Шостаковича и Хиндемита среди лучших альбомов 1942 года» . Нью-Йорк Таймс . п. Х6. ПроКвест 106210854 . Получено 5 июля 2024 г. - через ProQuest .
{{cite news}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Balasanyan, Karina (2005). "К истории исполнения камерной музыки Д. Д. Шостаковича" [On the Performance History of D. D. Shostakovich's Chamber Music]. In Yakubov, Manashir; Kovnatskaya, Lyudmila (eds.). Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы [ Dmitri Shostakovich: Research and Materials ] (in Russian). Vol. 2. Moscow: DSCH Publishers. ISBN 5-900539-01-6 .
- Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-513438-9 .
- Фролова-Уокер, Марина (2016). Сталинская музыкальная премия: советская культура и политика . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300208849 .
- Халм, Дерек К. (2010). Дмитрий Шостакович: Первые сто лет и далее . Пугало Пресс. ISBN 9780810872646 .
- Кастендик, Майлз (22 февраля 1942 г.). «Обертоны: Колумбия выпускает квинтет Шостаковича и некоторые старые фавориты» . Бруклин Дейли Игл . п. 33. Архивировано из оригинала 3 июля 2024 года . Проверено 3 июля 2024 г. - через Newspapers.com .
- Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество [ Shostakovich: Life and Works ] (in Russian). Vol. 1. Moscow: Советский композитор [Soviet Composer].
- Макберни, Джерард (март 2023 г.). «Шостакович: Рабочий список» (PDF) . Бузи и Хоукс . Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2023 г. Проверено 2 июля 2024 г.
- Мишра, Майкл (2008). Мишра, Майкл (ред.). Товарищ Шостаковича . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. ISBN 978-0-313-30503-0 .
- Мошевич, София (2004). Дмитрий Шостакович, пианист . Монреаль/Кингстон: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-2581-5 .
- Шостакович, Дмитрий (2016). Екимовский, Виктор (ред.). Дмитрий Шостакович: Новое собрание сочинений. X-я серия: Камерно-инструментальные ансамбли. 99-й том: Две пьесы для струнного октета, соч. 11; Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, соч. 57; Две пьесы для струнного квартета без соч.; Мили Балакирев: Полька (переложение для двух арф Дмитрия Шостаковича), без соч . Пояснительная статья Веры Зайцевой и Марины Раку. Москва: Издательство DSCH. ИСМН 979-0-706364-22-3.
- Тарускин, Ричард (июнь – декабрь 2019 г.). «Как получить Сталинскую премию: Шостакович и его фортепианный квинтет соль минор (1940)» . Международное обозрение эстетики и социологии музыки . 50 (1/2). Хорватское музыковедческое общество: 19–46. JSTOR 26844657 – через JSTOR .
- Таубман, Ховард (30 апреля 1941 г.). «Музыка русских звучит на концерте: программу в Карнеги-холле исполняют Робсон, Гудман и струнные квартеты» . Нью-Йорк Таймс . п. Х6. ПроКвест 106256485 . Получено 5 июля 2024 г. - через ProQuest .
{{cite news}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись 1940 года Фортепианного квинтета на YouTube в исполнении Квартета Бетховена и Дмитрия Шостаковича.
- Запись 1955 года Фортепианного квинтета на YouTube в исполнении Квартета Бетховена и Дмитрия Шостаковича.
- Запись 1942 года Фортепианного квинтета на YouTube в исполнении Квартета Стуйвесанта и Вивиан Рифкин (премьерная коммерческая запись)
- Страница Бузи и Хоукса с краткими замечаниями Джерарда Макберни