Jump to content

Рейнхольд Глиэр

Рейнхольд Глиэр
Рейнгольд Глиэр
Глиер до 1917 года
Рожденный
Рейнхольд Эрнест Глиер

11 января 1875 г. [ OS 30 декабря 1874 г.]
Киев , Российская Империя
Умер 23 июня 1956 г. ( 1956-06-23 ) (81 год)
Москва, РСФСР , Советский Союз.
Место отдыха Новодевичье кладбище
Альма-матер Московская консерватория
Род занятий Композитор, педагог

Reinhold Moritzevich Glière ( Russian : Рейнгольд Морицевич Глиэр ; [ а ] 11 января 1875 [ OS 30 декабря 1874] — 23 июня 1956), урожденный Рейнхольд Эрнест Глиер , был русский и советский композитор немецкого и польского происхождения. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР (1935) и Народного артиста СССР (1938).

Биография

[ редактировать ]

Глиер родился в городе Киеве ( Российской империи ныне Киев, Украина). Он был вторым сыном мастера духовых инструментов Эрнста Морица Глиера (1834–1896) из Саксонии ( Клингенталь в регионе Фогтланд ), который эмигрировал в Российскую империю и женился на Юзефе (Жозефине) Корчак (1849–1935), дочери его хозяин из Варшавы . Его настоящее имя, указанное в свидетельстве о крещении, было Рейнхольд Эрнест Глиер . [ 4 ] Около 1900 года он изменил написание и произношение своей фамилии на Глиэр, что породило высказанную Леонидом Сабанеевым впервые (1927) легенду о его французском или бельгийском происхождении. [ 5 ]

В 1891 году он поступил в Киевскую музыкальную школу, где его, обучал игре на скрипке Отакар Шевчик в частности, . В 1894 году Глиер поступил в Московскую консерваторию , где учился у Сергея Танеева (контрапункт), Михаила Ипполитова-Иванова (композиция), Яна Гржимали (скрипка; свой октет для струнных ор. 5 он посвятил Гржимали), Антона Аренского и Георгия Конуса. (оба гармоничны ). Окончил его в 1900 году, сочинив одноактную оперу «Земля и небо» (по мотивам лорда Байрона ) и получив золотую медаль по композиции. [ 4 ] В следующем году Глиер поступил на преподавательскую должность в Московское музыкальное училище имени Гнесиных . Танеев нашел для него в 1902 году двух частных учеников: Николая Мясковского и одиннадцатилетнего Сергея Прокофьева , которого Глиэр преподавал в родительском имении Прокофьева Сонцовка. [ 6 ] Глиер учился дирижированию у Оскара Фрида в Берлине с 1905 по 1908 год. Одним из его однокурсников был Серж Кусевицкий , который дирижировал премьерой Симфонии № 2 Глиера , соч. 25, 23 января 1908 года в Берлине. Вернувшись в Москву, Глиер снова вернулся в училище имени Гнесиных. В последующие годы Глиер сочинил симфоническую поэму «Сирения» , соч. 33 (1908), программная симфония «Илья Муромец» , соч. 42 (1911) и балет пантомима « Хризис» , соч. 65 (1912). В 1913 году он получил назначение в Киевскую музыкальную школу, которая вскоре получила статус консерватории как Киевская консерватория . Год спустя он был назначен директором. В Киеве он преподавал, в частности, Левко Ревуцкого , Бориса Лятошинского и Владимира Дукельского (который стал хорошо известен на Западе как Вернон Дюк ).

В 1920 году Глиер перешел в Московскую консерваторию, где (с перерывами) преподавал до 1941 года. Борис Александров , Арам Хачатурян , Александр Давиденко , Лев Книппер и Александр Мосолов Среди его учеников московской эпохи были . Несколько лет занимал должности в организации «Пролеткульт», работал в Наркомпросе . Теперь театр был в центре его деятельности. пригласил Глиера В 1923 году Народный комиссариат просвещения Азербайджана приехать в Баку и написать прототип азербайджанской национальной оперы. Результатом его этнографических исследований стала опера «Шах-Сенем» , ныне считающаяся краеугольным камнем советско-азербайджанской национальной оперной традиции. Здесь музыкальное наследие русской классики от Глинки до Скрябина сочетается с народным песенным материалом и некоторыми симфоническими ориентализмами. В 1927 году, вдохновленный балериной Екатериной Васильевной Гельцер (1876–1962), он написал музыку к балету мак « Красный », позже переработанную, чтобы избежать коннотации Опиум , как Красный цветок ( «Красный цветок» , 1955). «Красный мак» был оценен «как первый советский балет на революционную тему». Это, пожалуй, самая известная его работа как в России, так и за рубежом. Одна из партитур, его аранжировка русской народной частушки . « Яблочко » состоит из вступления, басовой постановки темы и серии все более неистовых вариаций, заканчивающихся мощной оркестровой кульминацией В балетной партитуре он обозначен почти столь же известным названием « Танец русского матроса» . Вероятно, это его самое известное сингловое произведение, которое до сих пор звучит на симфонических концертах по всему миру, часто на бис. Балет-пантомима «Хризис» была переработана сразу после «Красного мака» , в конце 1920-х годов, за ней последовал популярный балет «Комедианты» после Лопе де Веги (1931, позже переписанный и переименованный в «Дочь из Кастилии» ).

После 1917 года Глиер никогда не посещал Западную Европу, как это делали многие другие русские композиторы. Вместо этого он давал концерты в Сибири и других отдаленных уголках России. В конце 1930-х годов он работал в Узбекистане «помощником по музыкальному развитию». С этого времени возникли «музыкальная драма» «Гюльсара » и опера «Лейли ва Меджнун» , написанные совместно с узбеком Толибом Садиковым (1907–1957). С 1938 по 1948 год Глиер был председателем оргкомитета Союза советских композиторов . До революции Глиер уже трижды был удостоен премии Глинки . В течение последних нескольких лет он очень часто награждался: Азербайджан (1934 г.), Российская Советская Республика (1936 г.), Узбекистан (1937 г.) и СССР (1938 г.) назначили его Народным артистом . Звание «доктор художественных наук» было присвоено ему в 1941 году. Лауреат Сталинских премий первой степени : в 1946 ( «Концерт для голоса с оркестром» ), 1948 ( «Четвертый струнный квартет ») и 1950 ( «Медный всадник» ).

Будучи учеником Танеева и «связанным» членом кружка петербургского издателя Митрофана Беляева , казалось, Глиеру суждено было стать камерным музыкантом . В 1902 году Аренский написал о Секстете, соч. 1, «Танеева легко узнать как образец, и это восхваляет Глиера». В отличие от Танеева, Глиера больше привлекала национально-русская традиция, поскольку его обучал ученик Римского-Корсакова Ипполитов-Иванов. Александр Глазунов даже удостоверил «навязчиво русский стиль» Первой симфонии Глиера. Третья симфония « Илья Муромец» представляла собой синтез национальной русской традиции и импрессионистической утонченности. Премьера состоялась в Москве в 1912 году и завершилась присуждением премии имени Глинки. Симфония в четырех картинах изображает приключения и смерть русского богатыря Ильи Муромца . Это произведение получило широкое распространение в России и за рубежом и принесло ему мировую известность. Он стал частью обширного репертуара Леопольда Стоковского , который с одобрения Глиера сделал сокращенную версию, укороченную примерно до половины длины оригинала. Сегодняшний культовый статус «Ильи Муромца» основан не в последнюю очередь на чистом размере оригинального 80-минутного произведения, но Илья Муромец демонстрирует высокий уровень артистизма Глиера. Произведение имеет сравнительно современный тональный язык, массивные вагнеровские инструменты и длинные лирические строки.

Несмотря на свою политическую активность после Октябрьской революции, Глиер держался в стороне от идеологической войны между Ассоциацией современной музыки (АСМ) и Российской ассоциацией пролетарских музыкантов (РАПМ) в конце 1920-х годов. Глиер сосредоточился прежде всего на сочинении монументальных опер, балетов и кантат . Его симфоническая речь, сочетающая широкий славянский эпос с кантабильным лиризмом, подчинена богатой, красочной гармонии, ярким и сбалансированным оркестровым цветам и совершенным традиционным формам. Очевидно, это обеспечило его признание царской и советской властью, в то же время вызвав недовольство многих композиторов, сильно пострадавших при советском режиме. Как последний подлинный представитель дореволюционной национальной русской школы, т. е. «живой классик», Глиер был невосприимчив к стандартным упрекам в «формализме» (по большей части эквивалентном «современности» или «буржуазному декадансу»). Таким образом, печально известные события 1936 и 1948 годов прошли мимо Глиера.

Глиэр написал концерты для арфы (соч. 74, 1938), колоратурного сопрано (соч. 82, 1943), виолончели (соч. 87, 1946, посвящено Святославу Кнушевицкому ), валторны (соч. 91, 1951, посвящено Валерию Полеху ). , и скрипка (соч. 100, 1956, неоконченный, завершенный Борисом Лятошинским ). Почти неисследованными остаются учебные сочинения Глиера, его камерные произведения, фортепианные пьесы и песни времен учебы в Московском музыкальном училище имени Гнесиных.

Он умер в Москве 23 июня 1956 года.

Почести и награды

[ редактировать ]
1905 — за первый секстет (выдвижение Глазунова, Лядова, Балакирева)
1912 – за симфоническую поэму «Сирена».
1914 – для Третьей симфонии («Илья Муромец»).
1945 – «За выдающиеся достижения в области музыки и в честь 70-летия».
1950 – «За выдающиеся достижения в области музыки и в честь 75-летия».
1955 – «За выдающиеся достижения в области музыки и в честь 80-летия».
1946 – концерт для колоратурного сопрано с оркестром.
1948 – для Четвертого струнного квартета.
1950 – за балет «Медный всадник» (1949).

Работает

[ редактировать ]

[ 7 ]

Оркестровые произведения

[ редактировать ]
  • Симфония № 1 ми-бемоль мажор, соч. 8 (1900)
  • Симфония № 2 до минор, соч. 25 (1907)
  • Сирены («Сирены») фа минор, симфоническая поэма, соч. 33 (1908)
  • Симфония № 3 ( «Илья Муромец» ) си минор, соч. 42 (1911). (Премьера Русского музыкального общества в Москве под управлением Эмиля Купера 23 марта 1912 года.) [ 8 ] [ нужны разъяснения ] [ 9 ]
  • Запорожцы (Запорожцы), симфоническая поэма-балет, соч. 64 (1921; исполняется только концертно)
  • Na prazdnik Kominterna! (Fantasy for the Comintern Festival), Fantasy for military wind orchestra (1924)
  • Marsh Krasnoy Armii (March of the Red Army) for wind orchestra (1924)
  • Симфонический фрагмент (1934)
  • Героитское болото Бурятско-Монгольской АССР (Героический марш за Бурят-Монгольскую АССР), до мажор, соч. 71 (1934–1936)
  • Torzhestvennaya uvertyura k 20-letiyu Oktyabrya (Festive Overture for the 20th Anniversary of the October-Revolution), Op. 72 (1937)
  • Ferganskiy Prazdnik (Holiday in Ferghana) Overture Op 75
  • Pokhodny marsh (Field March) for wind orchestra, Op. 76 (1941)
  • Дружба народов , Увертюра к 5-летию Конституции СССР, соч. 79 (1941)
  • 25 let Krasnoy Armii (25 Years of the Red Army), Overture for wind orchestra, Op. 84 (1943)
  • Pobeda (Victory), Overture, Op. 86 (1944); version for wind orchestra, Op. 86a
  • Концертный вальс ре-бемоль мажор, соч. 90 (1950)

Концерты

[ редактировать ]

Вокальные произведения

[ редактировать ]
  • Песни
  • Хоры
  • Кантаты

Камерная музыка

[ редактировать ]
  • Струнный секстет № 1 до минор, соч. 1 (1898)
  • Струнный квартет № 1 ля мажор, соч. 2 (1899)
  • Романс для скрипки и фортепиано ре мажор, соч. 3 (1902)
  • Баллада для виолончели и фортепиано, соч. 4 (1902)
  • Струнный октет ре мажор, соч. 5 (1902)
  • Струнный секстет № 2 си минор, соч. 7 (1904)
  • Интермеццо и Тарантелла для контрабаса и фортепиано, соч. 9
  • Струнный секстет № 3 до мажор, соч. 11 (1904)
  • Струнный квартет № 2 соль минор, соч. 20 (1905)
  • Прелюдия и скерцо для контрабаса и фортепиано, соч. 32
  • 11 пьес для разных инструментов и фортепиано, соч. 35
    • 2 пьесы для флейты и фортепиано
      • 1. Мелодия
      • 2. Ложь
    • 2 пьесы для гобоя или скрипки и фортепиано
      • 3. Песня
      • 4. Анданте
    • 1 пьеса для виолончели и фортепиано
      • 5. Страстный
    • 2 пьесы для кларнета и фортепиано
      • 6. Романтика
      • 7. Грустный вальс
    • 2 пьесы для фагота и фортепиано
      • 8. Юмористический
      • 9. Экспромт
    • 2 пьесы для валторны и фортепиано
      • 10. Ноктюрн
      • 11. Интерлюдия
  • 8 дуэтов для скрипки и виолончели, соч. 39 (1909)
  • 12 дуэтов для 2-х скрипок, соч. 49 (1909)
  • 2 романса для голоса и фортепиано, соч. 50 (1909)
  • 12 Листов из альбома для виолончели и фортепиано, соч. 51 (1910)
  • 10 дуэтов для 2-х виолончелей, Op.53
  • Струнный квартет № 3 ре минор, соч. 67 (1927)
  • Струнный квартет № 4 фа минор, соч. 83 (1943)

Фортепиано

[ редактировать ]

Многочисленные фортепианные пьесы

Сценическая музыка

[ редактировать ]
  • Земля и небо , опера-оратория (1900) по поэме лорда Байрона
  • Shakh-Senem , opera, Op. 69 (1923–25)
  • Рахель , опера в одном действии, соч.81 (1942–43), либретто Михаила Булгакова по мотивам оперы Мопассана « Мадемуазель Фифи».
  • Лейли и Меджнун , [Узбекская] опера, соч. 94 (1940), соавтор Талиб Садыков.
  • Gyul'sara , opera, Op. 96 (1936, rev. 1949), co-author Talib Sadykov
  • Хризис , соч. 65 (1912, ред. 1925), Мим-балет
  • Комедианты ( Комедианты ), соч. 68 (1922, ред. 1930 и 1935 как Дочь Кастилии ( Дочь Кастилии ))
  • Krasny mak ( The Red Poppy ), Op. 70 (1927, rev. 1949 and 1955 Krasny tsvetok ( The Red Flower ))
  • Клеопатра , соч. 78 (1925), Мим-балет
  • Medny vsadnik ( The Bronze Horseman ; after Alexander Pushkin ), Op. 89 (1948/49)
  • Тарас Бульба (по Николаю Гоголю ), соч. 92 (1952)

Музыка из кино

[ редактировать ]

Инструментальные соло

[ редактировать ]
  • Экспромт для арфы
  • Прелюдия и скерцо для контрабаса
  • Интермеццо и Тарантелла для контрабаса

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ романизировано : Рейнгольд Морицевич Глиер
  1. ^ Рейнхольд Глиэр (Британская энциклопедия) www.britannica.com
  2. ^ «Скончался знаменитый русский композитор Рейнхольд Глиэр» . Сакраменто Би . Ассошиэйтед Пресс . 26 июня 1956 г. с. 24. Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г. - через Newspapers.com .
  3. ^ Григорьева, Галина (20 января 2001 г.). «Глиэр, Рейнгольд Морицевич [Глиэр, Рейнгольд]» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.11278 . Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г. (б Киев, 30 декабря 1874 г./ 11 января 1875 г.; г Москва, 23 июня 1956 г.). Русский композитор.
  4. ^ Перейти обратно: а б С.К. Гулинская: Рейнхольд Моризевич Глиер Москва "Музыка", 1986, ASIN   B01CUN5G5S
  5. ^ Стэнли Д. Кребс: Советские композиторы и развитие советской музыки , Лондон, 1970. ISBN   978-0393021400
  6. ^ Наталья Савкина: «Прокофьев: Его жизнь и времена» , Paganiniana Publications Inc., Нью-Джерси, США, 1984, ISBN   0-86622-021-6 ).
  7. ^ Борис С. Яголим: Р. М. Глиэр, Каталог произведений (Нотографический справочник) , Москва, 1964 (русский)
  8. ^ Дэвид Юэн (1968) [ нужна полная цитата ]
  9. ^ Бушелл, Джефф (1999). «Третья симфония» . www.gliere.org.uk . Проверено 2 октября 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1620cde2e0c1f8855f85a12dac75cbb__1722667260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/bb/d1620cde2e0c1f8855f85a12dac75cbb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Reinhold Glière - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)