Джордж Конус
Георгий Эдуардович Конус [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] ( French : Georges Conus ; Russian : Георгий Эдуардович Конюс , romanized : Georgy Eduardovich Konyus ; September 30 [ O.S. September 18] 1862 – 29 August 1933) was a Russian music theorist and composer of French descent.
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Семья и образование
[ редактировать ]Он был старшим из трех братьев Конусов, из которых другими были Юлий и Лев , и сыном Эдуарда Константиновича Конуса, пианиста и композитора, и Клотильды (иногда Клотильды по-французски) Адольфовны, урожденной Тамброни. Его отец изначально не предполагал, что он станет профессиональным музыкантом, но, видя, что это несовместимо с сыном, в 1881 году он успешно поступил в Московскую консерваторию. [ 4 ]
Первоначально Конус решил продолжить карьеру профессионального пианиста, обучаясь у Павла Пабста . Однако после травмы он позже занялся композицией, занимаясь вместо этого у Сергея Танеева и Антона Аренского . Благодаря своей компетентности Конус вместе с другими учениками привлек внимание Петра Ильича Чайковского . Более того, в возрасте 14 лет Конус начал преподавать, сначала в Институте Чернавского (также известном как Усачевско-Чернявская школа), а в 1891 году его снова пригласили преподавать контрапункт и гармонию, и его хвалили такие люди, как Александр Гольденвейзер, за его мастерство. [ 5 ]
Королевская поддержка
[ редактировать ]Накануне своей смерти Петр Ильич Чайковский написал письмо с намерением опубликовать его в местной газете «Ведомости» , восхваляя музыкальное мастерство Конуса, продемонстрированное в его последней сюите « Детские сцены», Op.1 (1893). Однако письмо не было отправлено, но прославилось после смерти Чайковского, а Конус был награжден царем Николаем II ежегодной стипендией в размере 1200 рублей, «пока он будет продолжать свою композиторскую деятельность» (цитата по письму Заявочного отдела его Кабинет Величества при Московской консерватории от 26 марта 1894 года, хранится в личном деле Конюса в Московской консерватории). [ 6 ] [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1889 году Конус окончил Московскую консерваторию как композитор и вскоре начал преподавать контрапункт и инструменты. Первое знаменитое исполнение музыки Конуса состоялось в 1886 году, его «Баллада для оркестра» под управлением Танеева, за которой в 1890 году последовала его симфоническая картина «Лесные шумы» под управлением Василия Сафонова . Многие из его ранних произведений вызвали к нему большой интерес, его девятичастное произведение «Из детской жизни», представленное как в Европе, так и в Соединенных Штатах, также привлекло внимание Чайковского. [ 5 ]
В результате «Дела Конуса», разногласий по поводу роли теоретических занятий в Московской консерватории с 1901 по 1912 год, Конус склонился к своей композиторской карьере. Кроме того, в 1902 году он начал работать директором Музыкально-драматического училища Московской филармонии, хотя в 1905 году был уволен вместе с такими современниками, как Болеслав Яворский . Вскоре после этого, в 1912 году Конус начал преподавать в Саратовской консерватории , а в 1917 году стал ее директором.
После Октябрьской революции и создания Советского Союза Конус вернулся в Москву, чтобы возглавить специальное образование в Главном управлении профессионального образования (Главпрофобр). В 1919 вновь поступил в Московскую консерваторию и оставался там преподавателем до конца жизни, хотя в течение десяти лет (1921-31) исполнял обязанности заведующего лабораторией метротектонического анализа Государственного института музыкального дела. [ 8 ]
Он оказал заметное влияние на таких студентов, как Александр Скрябин и Рейнхольд Глиэр . Какое-то время от Георгия как композитора ожидали многого. Чайковский так высоко оценил свое обещание, что добился для него ежегодной царской стипендии в размере 1200 рублей, присуждаемой заслуженным музыкантам. Георгий действительно сочинил песни, балет, кантату, две симфонические поэмы и множество других инструментальных произведений. Ни один из них не вошел в международный репертуар, и в конечном итоге Георгий все больше и больше погружался в музыкальную академию, формулируя заумную теорию, называемую метротектонизмом, основанную на научном измерении симметричных временных структур в музыкальных формах, возникающих в результате бессознательной привязанности к балансу. [ 9 ] Метротектоника была настолько важна, что в 1920-е годы она была центральной темой исследований Московской консерватории и имела собственную кафедру, которой руководил Конус. [ 10 ] Конус пытался популяризировать свою теорию посредством туров с лекциями по Европе.
Дело Конуса
[ редактировать ]В XIX веке под руководством Сафонова Московская консерватория уклонялась от преподавания студентам слишком большого количества теоретического материала, считая это непрактичным использованием консерваторского времени. Хотя многие не хотели расстраивать руководство, у других не было проблем с этим, в том числе у Конуса, которого поддерживали другие, такие как Танеев. В конце концов, слухи о конфликте росли, и поддержка защиты Конуса теоретической работы пришла от таких светил, как Чайковский, Эдуард Направник и Римский-Корсаков. Александр Скрябин, ученик Конуса, написал Митрофану Беляеву письмо , в котором отметил, что Конус был исключительно груб с Сафоновым. Тем не менее, в 1899 году Конуса уволили из консерватории, хотя вскоре после этого он начал работать в другом месте. [ 5 ]
Студенты
[ редактировать ]- E. Bekman-Shcherbina
- Sergei Vasilenko
- Александр Гедике
- Рейнхольд Глиэр
- Александр Гольденвейзер
- Николай Метнер
- Vyacheslav Paskhalov
- Дмитрий Рогаль-Левицкий
- Игорь Способин
- Борис Хайкин
- Павел Чесноков
- Масквей Блантер
Работает
[ редактировать ]- 1933: «Как метротектонический метод изучает форму музыкальных организмов». [ 9 ]
- 1935: «Курс строгого контрапунктического письма в модусах, критика традиционной теории музыкальной формы, метротектонические исследования музыкальной формы и научные исследования музыкального синтаксиса»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Георгия Конуса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Георгий Эдуардович Конюс" . rgfond-ru.1gb.ru . Retrieved 2024-01-23 .
- ^ "персоналии - Конюс Георгий Эдуардович" . www.mosconsv.ru (in Russian) . Retrieved 2024-01-25 .
- ^ "КОНЮС • Большая российская энциклопедия - электронная версия" . old.bigenc.ru . Retrieved 2024-07-11 .
- ^ "Конюс Георгий Эдуардович | САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА" . www.sounb.ru . Retrieved 2024-01-25 .
- ^ Jump up to: а б с Пауэлл, Джонатан. « Георгий Конус». Классика Токката (2018). https://booklets.idagio.com/5060113445131.pdf
- ^ "персоналии - Конюс Георгий Эдуардович" . Official Moscow Conservatory Website . Moscow (Tchaikovsky) Conservatory . Retrieved 13 April 2024 .
- ^ Сабанеев, Леонид (1967). Современные русские композиторы . Интернет-архив. Фрипорт, Нью-Йорк: Книги для библиотек Press. п. 214.
- ^ "Кто есть кто в Саратове | Конюс Георгий Эдуардович" (in Russian) . Retrieved 2024-01-29 .
- ^ Jump up to: а б Нцепе, Джон. «Введение в фортепианные концерты Николая Метнера: аспекты двумерной сонатной формы и метротектоники». phd.kug.ac.at
- ^ Шкапа, Екатерина Александровна (2006). "Теория метротектонизма Георгия Эдуардовича Конюса: ее место в истории музыкальной науки и возможности применения" . PhD Dissertation (in Russian).
- 1862 рождения
- 1933 смерти
- Музыканты-мужчины XIX века из Российской империи
- Композиторы-классики XIX века
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Композиторы-классики XX века
- Ученики Сергея Танеева
- Советские музыканты
- Композиторы-романтики Российской империи.
- Классические композиторы Российской Империи.
- Музыкальные педагоги Российской империи.
- Выходцы из Российской империи французского происхождения
- Музыканты из Москвы