Оскар Фрид
Оскар Фрид (1 августа 1871 — 5 июля 1941) — немецкий дирижёр и композитор. Он был известен как большой поклонник Густава Малера , произведения которого много раз исполнял на протяжении своей жизни. Фрид также был первым дирижером, записавшим симфонию Малера. Он стал первым иностранным дирижером, выступившим в России после большевистской революции (1922). В конце концов он покинул свою родину в 1933 году, чтобы работать в Советском Союзе после политического подъема нацистской партии Адольфа Гитлера, и стал советским гражданином в 1940 году.
В 1899 году Фрид женился на поэтессе-любителе Августе (Густи) Ратгебер (1872–1926) и имел от нее двух дочерей, Монику и Эмерентию (даты неизвестны). С 1892 года Густи Ратгебер была замужем за немецким поэтом Отто Юлиусом Бирбаумом, но бросила его, когда они с Фридом встретились и полюбили друг друга.
Биография
[ редактировать ]Родившийся в Берлине , в семье еврейского лавочника, он работал клоуном , конюхом и дрессировщиком собак , а затем изучал композицию у Ивана Кнорра (1891–92, Хоховская консерватория ) и Энгельберта Хумпердинка (в качестве частного студента) во Франкфурте. . [ 1 ] Позже он переехал в Дюссельдорф, чтобы изучать живопись и историю искусств . [ 1 ] После пребывания в Париже он вернулся в Берлин в 1898 году, чтобы изучать контрапункт у Ксавера Шарвенки . [ 1 ]
Исполнение в Берлине, а затем и в Вене его сочинения Das Trunkene Lied («Пьяная песня») для хора и оркестра принесло Фриду первые публичные успехи и привело к его назначению в 1904 году дирижером Берлинского хорового общества.
Фрид впервые встретил Густава Малера в Вене в 1905 году. [ 2 ] Результатом встречи стало второе полное исполнение Симфонии Малера «Воскресение» в Берлине 8 ноября 1905 года в присутствии композитора ( во время этого выступления Отто Клемперер руководил закулисным оркестром). [ 2 ] 10 ноября 1906 года он познакомил Россию с музыкой Малера, исполнив то же произведение в Санкт-Петербурге . С 1907 по 1910 год он руководил знаменитым хоровым обществом Sternscher Gesangverein в Берлине. [ 3 ] 4 февраля 1913 года Фрид дирижировал немецкой премьерой с Берлинским филармоническим оркестром Малера Девятой симфонии , вторым исполнением произведения. С 24 сентября по 18 октября 1920 г. он дал первый (почти полный) цикл Малера в Вене, дирижируя всеми симфониями (кроме 8-й, которую он, по-видимому, никогда не исполнял), в т.ч. Das Lied von der Erde , Kindertotenlieder , Lieder eines fahrenden Gesellen и несколько песен Wunderhorn . Малера В том же году, 7 декабря, он вернулся в Вену и дирижировал «Das klagende Lied» .
В 1922 году он поехал в СССР как первый иностранный дирижер, приглашенный выступать после русской революции его встретил Ленин . , и на платформе вокзала [ 2 ]
После утреннего концерта 23 октября 1921 года (во дворце Скала в Берлине) Фрид сделал первую запись (акустическую) любой симфонии Малера, Второй , с Берлинской государственной капеллой и Эмми Лейснер и Гертрудой Биндернагель в качестве солисток, ср. объявление в газете Berliner Tageblatt , 23 октября 1921 г. (После этого концерта Фрид только снова дирижировал еще одной симфонией Малера в Берлине, 25 октября 1925 г., Четвертой ). Однако, вероятно, по финансовым причинам (инфляция), запись Второго была выпущена только четыре года спустя, в начале апреля 1925 года (см. рекламу в газете Berliner Tageblatt , 5 апреля 1925 года, стр. 30). Позже выступление было оценено как «чрезвычайно успешное». [ 4 ] и «весьма авантюрная затея по акустической записи», потребовавшая «тщательного планирования и экспериментов». [ 5 ] В том же году он также сделал первую запись полной симфонии Брукнера : свою Седьмую и первую запись Рихарда Штрауса Альпийской симфонии . [ 6 ]
В ноябре 1927 года по приглашению планировщика программ BBC и своего бывшего студента Эдварда Кларка он дебютировал в Великобритании как дирижер в программе Делиуса, Вебера, Брамса и Листа в Лондоне. [ 7 ]
Изгнанный из Германии антисемитизмом нацистского режима в 1933 году , он эмигрировал в грузинский город Тбилиси в Советском Союзе . Он дирижировал Тбилисской оперой, а затем Симфоническим оркестром Московского радио , в конечном итоге став советским гражданином. [ 2 ] Он умер в Москве в 1941 году.
Композиции Фрида
Список произведений Фрида включает следующие опубликованные партитуры.
• 3 песни, соч. 1 для голоса и фортепиано (Б. Фирнберг, Франкфурт)
• Адажио и Скерцо, op.2 для духовых инструментов, двух валторн и литавр (Breitkopf & Härtel)
• 4 песни, соч. 3 для голоса и фортепиано (А. Денке, Берлин)
• 3 песни, соч. 4 для голоса и фортепиано (А. Денке, Берлин)
• Три песни, соч. 5 для голоса и фортепиано (Боте и Бок, Берлин, 1901).
• [7] Легкие пьесы для фортепиано в четыре руки, соч. 6 для фортепиано в четыре руки (Боте и Бок, Берлин, 1901).
• Семь песен, соч. 7 для голоса и фортепиано (Й. Хайнауер, Бреслау, 1903)
• 3 двухчастные песни в канонической форме, соч. 8 (Й. Хайнауер, Бреслау)
• «Преображенная ночь» (Рич. Демель), соч. 9 для меццо-сопрано, тенора и оркестра (Breitkopf & Härtel)
• Прелюдия и двойная фуга, соч. 10 для струнного оркестра (Й. Хайнауер, Бреслау)
• Das Trunk'ne Lied (о. Ницше), соч. 11 для сопрано, контральто и баса, микс. хор и оркестр (Дж. Хайнауэр, Бреслау, 1904 г.)
• Три песни, соч. 12 для четырехголосного женского хора (фортепиано ad. lib.) (Й. Хайнауер, Бреслау, 1903)
• Три песни на старые облачные мелодии, соч. 13, для голоса и фортепиано (Й. Хайнауер, Бреслау, 1904).
• Lied der Mädchen, op. 14 для четырехголосного женского хора и скрипки соло (арфа ad. lib.] (Й. Хайнауэр, Бреслау 1904)
• Эрнтелид (Рич. Демель), соч. 15 для мужского хора и оркестра (Й. Хайнауер, Бреслау)
Работы без номеров опусов и неопубликованные.
• Четыре оркестровые песни (исполнены в 1912 г.).
• «Эмигранты» (Эмиль Верхарен/Стефан Цвейг), мелодрама для голоса с оркестром (спектакль 1913).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с де ла Гранж (1999), с. 243
- ^ Jump up to: а б с д де ла Гранж (1999), с. 244
- ^ Американская энциклопедия: библиотека универсальных знаний . Нью-Йорк: Американская энциклопедия C. 1919. стр. 103 . OCLC 7308909 . Статья "Жареный, Оскар".
- ^ Лоусон, Колин (2002). Кембриджский компаньон оркестра . Кембриджские спутники музыки . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 205. ИСБН 0-521-00132-3 .
- ^ Пикетт, Дэвид (2005). «Малер в записи: дух или буква?». В Бархэме, Джереми (ред.). Взгляды на Густава Малера . Олдершот, Хэмпшир, Англия; Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт. п. 350. ИСБН 0-7546-0709-7 .
- ^ Оскар Фрид: забытый дирижер , программы музыки и искусства Америки.
- ^ Журнал Общества Делиуса , апрель 1985 г., выпуск Оскара Фрида.
Библиография
[ редактировать ]- Питер Кан: Консерватория Хоха во Франкфурте-на-Майне (1878-1978) , Франкфурт-на-Майне: Крамер, 1979.
- де ла Гранж, Анри-Луи (1999). Густав Малер Том 3. Вена: Триумф и разочарование (1904-1907) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-315160-Х .
- Дэвид Юэн, Энциклопедия концертной музыки . Нью-Йорк; Хилл и Ван, 1959 год.
- Александр Гурдон: От Малера до Москвы. Дирижер и композитор Оскар Фрид . Мюнстер 2023.