Ксавье Шарвенка
Теофил Франц Ксавер Шарвенка | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | Самтер , Пруссия | 6 января 1850 г.
Умер | 8 декабря 1924 г. Берлин , Германия | ( 74 года
Жанры | Классический |
Род занятий | Пианист , композитор |
Инструмент | Фортепиано |
Теофил Франц Ксавер Шарвенка (6 января 1850 — 8 декабря 1924) — немецкий пианист . [ 1 ] композитор и педагог польского происхождения. Он был братом Людвига Филиппа Шарвенки (1847–1917), который также был композитором и учителем музыки.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Шарвенка родился в 1850 году в Самтере , Пруссия (польский: Szamotuły ; до 1793 года, а с 1919 года в составе Польши ). Его предки по отцовской линии родом из Праги , затем в 1696 году переехали во Франкфурт-на-Одере - вероятно, по соображениям веры - и после этого поселились в Самтере. [ 2 ] Его отец, Август Вильгельм, был одаренным мастером-строителем, но решительно не обладал музыкальным слухом. Его мать, урожденная Голиш, была этнической полячкой из обеспеченной семьи, которая была склонна к музыке и рано привила своим детям любовь к музыке. Хотя он начал учиться играть на фортепиано на слух, когда ему было 3 года, Шарвенка не начал формального музыкального обучения до тех пор, пока ему не исполнилось 15 лет, когда его семья переехала в Берлин , и он поступил в Академию тонкунста. При Теодоре Куллаке его пианистические способности быстро развивались, и он дебютировал в Singakademie в 1869 году. Он преподавал в академии до поступления на военную службу в 1873 году. После увольнения в 1874 году Шарвенка начал гастролировать как концертирующий пианист. Прославленный за красоту своего тона, он стал известным интерпретатором музыки Фредерика Шопена . [ 3 ]
В 1881 году Шарвенка совместно с Густавом Холлендером и Генрихом Грюнфельдом организовал успешную ежегодную серию камерных и сольных концертов в Певческой академии. В октябре того же года он основал собственную музыкальную школу в Берлине. В 1886 году он дирижировал первым из серии оркестровых концертов, посвященных музыке Гектора Берлиоза , Ференца Листа и Людвига ван Бетховена, продолжая при этом активно гастролировать и исполнять свои произведения в сотрудничестве с другими артистами, такими как дирижер Ганс Рихтер и скрипач. Йозеф Иоахим . Эта тройная роль пианиста, композитора и педагога будет занимать Шарвенку до конца его карьеры. [ 4 ]
В 1891 году Шарвенка совершил свое первое турне по Америке . Решив эмигрировать, он открыл в Нью-Йорке филиал своей музыкальной школы в Шарвенке. В 1893 году Берлинская консерватория Шарвенка была объединена с Консерваторией Клиндворта, и в 1898 году он вернулся туда в качестве директора из Нью-Йорка. В 1914 вместе с В. Петце открыл Музыкальную школу при примыкающей к ней семинарии учителей фортепиано. [ 5 ]
Среди пианистов, получивших от него обучение, были Хосе Вианна да Мотта , Фритьоф Бакер-Грёндал и Зельмар Янсон . См.: Список студентов-музыкантов по преподавателю: R to S#Xaver Scharwenka . Его «Методик клавиров» был опубликован в Лейпциге в 1907 году. [ 6 ]
Где-то в самом начале 1900-х годов он дирижировал Феликса Мендельсона , Концертом соль минор композитор и пианистка Марта Сервин . на котором дебютировала [ 7 ]
Шарвенка сделал несколько записей для Columbia Records в 1910 и 1913 годах, включая собственные произведения, а также произведения Шопена, Мендельсона, Вебера и Листа: [ 8 ] Шопена его рассказ о «Фантазии-экспромте» (соч. пост. 66) вызывает восхищение. Его игра также сохранилась в Welte-Mignon и Hupfeld фортепианных роликах , включая вальс ля-бемоль Шопена, соч. 42, и фантазию фа минор (соч. 49), его исполнение которых было знаменитым. [ 9 ] Некоторые из его рулонов Хапфельда были также переоборудованы для American Ampico воспроизводящего фортепиано .

Музыка
[ редактировать ]Собственные сочинения Шарвенки включают оперу ( «Матасвинта» ), симфонию , четыре фортепианных концерта , камерную музыку (все с партией фортепиано) и многочисленные фортепианные пьесы; его фортепианная манера письма чем-то напоминает Шумана и Рахманинова .
Четыре фортепианных концерта представляют собой солидные произведения. Первый, си-бемоль минор, соч. 32, [ 10 ] был завершен в 1874 году, а премьера состоялась в следующем году. Первоначально она была написана как сольная фортепианная фантазия, но Шарвенка был недоволен и переработал ее с оркестром в эту форму. Ференц Лист принял посвящение и исполнил его в Берлине. [ 11 ] Его первая запись была сделана в 1968 году с Эрлом Уайлдом и Бостонским симфоническим оркестром под управлением Эриха Лейнсдорфа . Уайлд выучил концерт еще мальчиком под руководством Зельмара Янсона , который изучал его непосредственно с композитором. Когда Лейнсдорф попросил Уайлда записать концерт, он смог сказать: «Я сорок лет ждал по телефону, чтобы кто-нибудь попросил меня сыграть это». [ 12 ]
Четвертый концерт фа минор, соч. Премьера 82 (1908) состоялась 18 октября 1908 года в Бетховенском зале в Берлине под управлением ученицы Шарвенки Марты Зибольд в качестве солистки и дирижирования самим композитором.
Работы Шарвенки оставались без внимания в течение нескольких лет после его смерти; однако его «Польский танец № 1» ми-бемоль минор, соч. 3, № 1, оставался популярным. Однако с середины 1990-х годов интерес к его музыке возродился, и записи большинства его произведений теперь коммерчески доступны.
Запись его Четвертого фортепианного концерта в исполнении Стивена Хафа с Симфоническим оркестром города Бирмингема под управлением Лоуренса Фостера «Записью года» была признана британским музыкальным журналом Gramophone в 1996 году. Его Симфония до минор, соч. 60», премьера компакт-диска состоялась в 2004 году.
Избранные работы
[ редактировать ]
Концерты
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор , соч. 32 (1876)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. 56 (1881)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до-диез минор, соч. 80 (1889)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 4 фа минор, соч. 82 (1908)
Оркестровый
[ редактировать ]- Увертюра до минор, ScharWV 123 (1869)
- Анданте религиозное, соч. 46a/ScharWV 120, композиторская обработка Сонаты для виолончели (1881)
- Симфония до минор, соч. 60/ШарВВ 121 (1885 г.)
Опера
[ редактировать ]- Матасвинта , ScharWV 150 (1896), опера в 3-х действиях на либретто Эрнста Коппеля по мотивам Феликса Дана
Камерная музыка
[ редактировать ]- Фортепианное трио № 1 фа-диез минор, соч. 1 (1868 г.)
- Соната для скрипки ре минор, соч. 2 (1868)
- Фортепианный квартет фа мажор, соч. 37 (1876-1877?)
- Соната для виолончели ми минор, соч. 46 (1877)
- Фортепианное трио № 2 ля минор, соч. 45 (1878)
- Серенада для скрипки и фортепиано, соч. 70 (1895)
Фортепиано
[ редактировать ]
- 5 польских танцев, соч. 3
- Скерцо соль мажор, соч. 4
- Рассказы за фортепиано , соч. 5
- Соната для фортепиано № 1 до-диез минор, соч. 6 (1872)
- Полонез до-диез минор, соч. 12
- Баркарола ми минор, соч. 14
- Экспромт ре мажор, соч. 17
- 2 фортепианные пьесы, соч. 22: Новеллет, Мелодия
- Вальс-каприс ля мажор, соч. 31
- Соната для фортепиано № 2 ми-бемоль мажор, соч. 36 (1878)
- Танцевальные сюиты, соч. 41
- Полонез, соч. 42
- Польские танцы, соч. 47
- Тема с вариациями, соч. 48
- 4 польских танца, соч. 58: Модерато, Ленто, Аллегро нон танто, Модерато.
- Эглантиновый вальс, соч. 84
- 3 пьесы для фортепиано, соч. 86: Ноктюрн, Серенада, Мерхен
- Баллада си минор, соч. 8
Избранная дискография
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 32 в исполнении Эрла Уайлда с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Эриха Лейнсдорфа . Записано в 1969 году. (На пластинке, RCA Red Seal SB 6815.) Компакт-диск также содержит Фортепианный концерт Падеревского и Балакирева Фантазию на темы Глинки (Elan Recordings № 22660).
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 32 в исполнении Марка-Андре Амлена с Шотландским симфоническим оркестром BBC под управлением Майкла Стерна. Записано в 2005 году. Компакт-диск также содержит Антона Рубинштейна Фортепианный концерт № 4 Hyperion Records 67508). ( номер
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 32 в исполнении Сеты Таньел с Филармоническим оркестром под управлением Юрия Симонова. Компакт-диск также содержит Фортепианный концерт № 1 Шопена с тем же оркестром под управлением Карло Рицци. Запись была сделана для ныне несуществующего лейбла Collins Classics (№ 12632).
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. 56 в исполнении Михаэля Понти с Гамбургским симфоническим оркестром под управлением Рихарда Каппа. Выпущен в 1971 году как LP, VOX Candide STGBY 651. Также содержит скерцо соч. 4, Erzählung am Klavier No 2, Op. 5, Новеллет соч. 22, № 1 и «Полонез», соч. 42.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до-диез минор, соч. 80 в исполнении Сеты Таньел с Радио Филармонией Ганновера под управлением Тадеуша Стругалы . Записано в 1996 году. Диск также содержит Фортепианный концерт № 2 (Hyperion № 67365). Эта запись представляет собой переиздание компакт-диска Collins Classics.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 4 фа минор, соч. 82 в исполнении Стивена Хафа с Симфоническим оркестром города Бирмингема под управлением Лоуренса Фостера. Записано в 1995 году. Компакт-диск также содержит Фортепианный концерт № 1 Эмиля фон Зауэра (Hyperion № 66790).
- Полное собрание фортепианных концертов в исполнении Александра Марковича с Эстонским национальным симфоническим оркестром под управлением Неэме Ярви (Chandos CHAN 10814(2)) 2014.
- Симфония до минор, соч. 60 (1885 г.). Симфонический оркестр Евле под управлением Кристофера Файфилда ( Стерлинг 1060-2).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ксавер Шарвенка, Звуки из моей жизни: Воспоминания музыканта , 7
- ^ Haus Wieynk - Бад-Сааров. Ксавер Шарвенка
- ^ Саттони, Нью-Гроув (2001) , 22:339.
- ^ Саттони, Нью-Гроув (2001) , 22: 439–440.
- ^ А. Иглфилд-Халл, Словарь современной музыки и музыкантов (Дент, Лондон, 1924).
- ^ Саттони, Нью-Гроув (2001) , 22: 440.
- ^ Струнный квартет Рота в программе сочинений Марты Сервин. Программа концерта в ратуше, Нью-Йорк, 9 февраля 1941 года.
- ^ Метуэн-Кэмпбелл, Джеймс: Каталог записей классических исполнителей, Vol. 1 (1984)
- ^ Дж. Метуэн-Кэмпбелл, Игра Шопена от композитора до наших дней ( Gollancz , Лондон, 1981), стр. 101-102.
- ↑ называет его «ужасом си-бемоль минор Шарвенки» Гленн Гулд в: Тим Пейдж (редактор), The Glenn Gould Reader (Кнопф, Нью-Йорк, 1984), 74.
- ^ Фрэнк Купер, примечание на рукаве 1970 года к RCA SB 6815.
- ^ Дебора Ардер, Обучение игре на фортепиано Эрла Уайлда
Ссылки
[ редактировать ]- X. Шарвенка, Звуки из моей жизни (Келер, Лейпциг, 1922). (автобиография).
- Ксавер Шарвенка, Звуки из моей жизни: Воспоминания музыканта (в твердом переплете), Ксавер Шарвенка (автор), Уильям Э. Петиг (переводчик), Роберт С. Фейгельсон (Введение) (The Scarecrow Press, Inc.; издание Har/Com ( 28 апреля 2007 г.)). ISBN 978-0-8108-5669-1 . (Это первый английский перевод приведенной выше автобиографии. Помимо обширных аннотаций, книга включает введение, содержащее обзор жизни и творчества Шарвенки, обширную дискографию и компакт-диск с репрезентативными избранными музыкальными композициями Шарвенки.)
- Рыковский, Миколай, Полифония Жиция - Биография Франца Ксавера Шарвенки (Познань: AM Verlag 2018), ISBN 978-83-65727-39-8
- Матиас Шнайдер-Доминко, Ксавер Шарвенка (1850-1924) . Каталог-резонне (ScharWV), (Геттинген, 2003 г.), ISBN 3-932622-68-5
- Саттони, Чарльз, изд. Стэнли Сэди, Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание» (Лондон: Macmilian, 2001), 29 томов. ISBN 0-333-60800-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Ксавера Шарвенки или о нем в Интернет-архиве
- Статья на Klassika.info (на немецком языке) с базой данных полного собрания его сочинений.
- Бесплатные партитуры Ксавера Шарвенки в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Общество Ксавера и Филиппа Шарвенка
- Фортепианный квартет Ксавера Шарвенки Op.37 и Фортепианное трио No.2, Op.45, звуковые фрагменты и краткая биография
- Партитуры Ксавера Шарвенки в цифровой библиотеке Polona
- 1850 рождений
- 1924 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Немецкие композиторы XIX века.
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Немецкие композиторы XX века
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века
- немецкие классические пианисты
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- немецкие пианисты
- Немецкие пианисты-мужчины
- Композиторы для фортепиано
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие композиторы-романтики
- Немецкие классические пианисты мужского пола
- Оперные композиторы-мужчины
- Люди из Шамотул
- Музыканты из провинции Познань
- Польские классические пианисты
- Польские композиторы-мужчины-классики
- Польские оперные композиторы
- Польские композиторы-романтики