Jump to content

Ксавье Шарвенка

Теофил Франц Ксавер Шарвенка
Справочная информация
Рожденный ( 1850-01-06 ) 6 января 1850 г.
Самтер , Пруссия
Умер 8 декабря 1924 г. ) ( 1924-12-08 ) ( 74 года
Берлин , Германия
Жанры Классический
Род занятий Пианист , композитор
Инструмент Фортепиано

Теофил Франц Ксавер Шарвенка (6 января 1850 — 8 декабря 1924) — немецкий пианист . [ 1 ] композитор и педагог польского происхождения. Он был братом Людвига Филиппа Шарвенки (1847–1917), который также был композитором и учителем музыки.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Шарвенка родился в 1850 году в Самтере , Пруссия (польский: Szamotuły ; до 1793 года, а с 1919 года в составе Польши ). Его предки по отцовской линии родом из Праги , затем в 1696 году переехали во Франкфурт-на-Одере - вероятно, по соображениям веры - и после этого поселились в Самтере. [ 2 ] Его отец, Август Вильгельм, был одаренным мастером-строителем, но решительно не обладал музыкальным слухом. Его мать, урожденная Голиш, была этнической полячкой из обеспеченной семьи, которая была склонна к музыке и рано привила своим детям любовь к музыке. Хотя он начал учиться играть на фортепиано на слух, когда ему было 3 года, Шарвенка не начал формального музыкального обучения до тех пор, пока ему не исполнилось 15 лет, когда его семья переехала в Берлин , и он поступил в Академию тонкунста. При Теодоре Куллаке его пианистические способности быстро развивались, и он дебютировал в Singakademie в 1869 году. Он преподавал в академии до поступления на военную службу в 1873 году. После увольнения в 1874 году Шарвенка начал гастролировать как концертирующий пианист. Прославленный за красоту своего тона, он стал известным интерпретатором музыки Фредерика Шопена . [ 3 ]

В 1881 году Шарвенка совместно с Густавом Холлендером и Генрихом Грюнфельдом организовал успешную ежегодную серию камерных и сольных концертов в Певческой академии. В октябре того же года он основал собственную музыкальную школу в Берлине. В 1886 году он дирижировал первым из серии оркестровых концертов, посвященных музыке Гектора Берлиоза , Ференца Листа и Людвига ван Бетховена, продолжая при этом активно гастролировать и исполнять свои произведения в сотрудничестве с другими артистами, такими как дирижер Ганс Рихтер и скрипач. Йозеф Иоахим . Эта тройная роль пианиста, композитора и педагога будет занимать Шарвенку до конца его карьеры. [ 4 ]

В 1891 году Шарвенка совершил свое первое турне по Америке . Решив эмигрировать, он открыл в Нью-Йорке филиал своей музыкальной школы в Шарвенке. В 1893 году Берлинская консерватория Шарвенка была объединена с Консерваторией Клиндворта, и в 1898 году он вернулся туда в качестве директора из Нью-Йорка. В 1914 вместе с В. Петце открыл Музыкальную школу при примыкающей к ней семинарии учителей фортепиано. [ 5 ]

Среди пианистов, получивших от него обучение, были Хосе Вианна да Мотта , Фритьоф Бакер-Грёндал и Зельмар Янсон . См.: Список студентов-музыкантов по преподавателю: R to S#Xaver Scharwenka . Его «Методик клавиров» был опубликован в Лейпциге в 1907 году. [ 6 ]

Где-то в самом начале 1900-х годов он дирижировал Феликса Мендельсона , Концертом соль минор композитор и пианистка Марта Сервин . на котором дебютировала [ 7 ]

Шарвенка сделал несколько записей для Columbia Records в 1910 и 1913 годах, включая собственные произведения, а также произведения Шопена, Мендельсона, Вебера и Листа: [ 8 ] Шопена его рассказ о «Фантазии-экспромте» (соч. пост. 66) вызывает восхищение. Его игра также сохранилась в Welte-Mignon и Hupfeld фортепианных роликах , включая вальс ля-бемоль Шопена, соч. 42, и фантазию фа минор (соч. 49), его исполнение которых было знаменитым. [ 9 ] Некоторые из его рулонов Хапфельда были также переоборудованы для American Ampico воспроизводящего фортепиано .

Портрет Антона фон Вернера

Собственные сочинения Шарвенки включают оперу ( «Матасвинта» ), симфонию , четыре фортепианных концерта , камерную музыку (все с партией фортепиано) и многочисленные фортепианные пьесы; его фортепианная манера письма чем-то напоминает Шумана и Рахманинова .

Четыре фортепианных концерта представляют собой солидные произведения. Первый, си-бемоль минор, соч. 32, [ 10 ] был завершен в 1874 году, а премьера состоялась в следующем году. Первоначально она была написана как сольная фортепианная фантазия, но Шарвенка был недоволен и переработал ее с оркестром в эту форму. Ференц Лист принял посвящение и исполнил его в Берлине. [ 11 ] Его первая запись была сделана в 1968 году с Эрлом Уайлдом и Бостонским симфоническим оркестром под управлением Эриха Лейнсдорфа . Уайлд выучил концерт еще мальчиком под руководством Зельмара Янсона , который изучал его непосредственно с композитором. Когда Лейнсдорф попросил Уайлда записать концерт, он смог сказать: «Я сорок лет ждал по телефону, чтобы кто-нибудь попросил меня сыграть это». [ 12 ]

Четвертый концерт фа минор, соч. Премьера 82 (1908) состоялась 18 октября 1908 года в Бетховенском зале в Берлине под управлением ученицы Шарвенки Марты Зибольд в качестве солистки и дирижирования самим композитором.

Работы Шарвенки оставались без внимания в течение нескольких лет после его смерти; однако его «Польский танец № 1» ми-бемоль минор, соч. 3, № 1, оставался популярным. Однако с середины 1990-х годов интерес к его музыке возродился, и записи большинства его произведений теперь коммерчески доступны.

Запись его Четвертого фортепианного концерта в исполнении Стивена Хафа с Симфоническим оркестром города Бирмингема под управлением Лоуренса Фостера «Записью года» была признана британским музыкальным журналом Gramophone в 1996 году. Его Симфония до минор, соч. 60», премьера компакт-диска состоялась в 2004 году.

Избранные работы

[ редактировать ]
Портрет Теодора Ведеполя (1920)

Концерты

[ редактировать ]

Оркестровый

[ редактировать ]
  • Увертюра до минор, ScharWV 123 (1869)
  • Анданте религиозное, соч. 46a/ScharWV 120, композиторская обработка Сонаты для виолончели (1881)
  • Симфония до минор, соч. 60/ШарВВ 121 (1885 г.)
  • Матасвинта , ScharWV 150 (1896), опера в 3-х действиях на либретто Эрнста Коппеля по мотивам Феликса Дана

Камерная музыка

[ редактировать ]
  • Фортепианное трио № 1 фа-диез минор, соч. 1 (1868 г.)
  • Соната для скрипки ре минор, соч. 2 (1868)
  • Фортепианный квартет фа мажор, соч. 37 (1876-1877?)
  • Соната для виолончели ми минор, соч. 46 (1877)
  • Фортепианное трио № 2 ля минор, соч. 45 (1878)
  • Серенада для скрипки и фортепиано, соч. 70 (1895)

Фортепиано

[ редактировать ]
Эскиз Ксавера Шарвенки 1891 года.
  • 5 польских танцев, соч. 3
  • Скерцо соль мажор, соч. 4
  • Рассказы за фортепиано , соч. 5
  • Соната для фортепиано № 1 до-диез минор, соч. 6 (1872)
  • Полонез до-диез минор, соч. 12
  • Баркарола ми минор, соч. 14
  • Экспромт ре мажор, соч. 17
  • 2 фортепианные пьесы, соч. 22: Новеллет, Мелодия
  • Вальс-каприс ля мажор, соч. 31
  • Соната для фортепиано № 2 ми-бемоль мажор, соч. 36 (1878)
  • Танцевальные сюиты, соч. 41
  • Полонез, соч. 42
  • Польские танцы, соч. 47
  • Тема с вариациями, соч. 48
  • 4 польских танца, соч. 58: Модерато, Ленто, Аллегро нон танто, Модерато.
  • Эглантиновый вальс, соч. 84
  • 3 пьесы для фортепиано, соч. 86: Ноктюрн, Серенада, Мерхен
  • Баллада си минор, соч. 8

Избранная дискография

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ксавер Шарвенка, Звуки из моей жизни: Воспоминания музыканта , 7
  2. ^ Haus Wieynk - Бад-Сааров. Ксавер Шарвенка
  3. ^ Саттони, Нью-Гроув (2001) , 22:339.
  4. ^ Саттони, Нью-Гроув (2001) , 22: 439–440.
  5. ^ А. Иглфилд-Халл, Словарь современной музыки и музыкантов (Дент, Лондон, 1924).
  6. ^ Саттони, Нью-Гроув (2001) , 22: 440.
  7. ^ Струнный квартет Рота в программе сочинений Марты Сервин. Программа концерта в ратуше, Нью-Йорк, 9 февраля 1941 года.
  8. ^ Метуэн-Кэмпбелл, Джеймс: Каталог записей классических исполнителей, Vol. 1 (1984)
  9. ^ Дж. Метуэн-Кэмпбелл, Игра Шопена от композитора до наших дней ( Gollancz , Лондон, 1981), стр. 101-102.
  10. называет его «ужасом си-бемоль минор Шарвенки» Гленн Гулд в: Тим Пейдж (редактор), The Glenn Gould Reader (Кнопф, Нью-Йорк, 1984), 74.
  11. ^ Фрэнк Купер, примечание на рукаве 1970 года к RCA SB 6815.
  12. ^ Дебора Ардер, Обучение игре на фортепиано Эрла Уайлда
  • X. Шарвенка, Звуки из моей жизни (Келер, Лейпциг, 1922). (автобиография).
  • Ксавер Шарвенка, Звуки из моей жизни: Воспоминания музыканта (в твердом переплете), Ксавер Шарвенка (автор), Уильям Э. Петиг (переводчик), Роберт С. Фейгельсон (Введение) (The Scarecrow Press, Inc.; издание Har/Com ( 28 апреля 2007 г.)). ISBN   978-0-8108-5669-1 . (Это первый английский перевод приведенной выше автобиографии. Помимо обширных аннотаций, книга включает введение, содержащее обзор жизни и творчества Шарвенки, обширную дискографию и компакт-диск с репрезентативными избранными музыкальными композициями Шарвенки.)
  • Рыковский, Миколай, Полифония Жиция - Биография Франца Ксавера Шарвенки (Познань: AM Verlag 2018), ISBN   978-83-65727-39-8
  • Матиас Шнайдер-Доминко, Ксавер Шарвенка (1850-1924) . Каталог-резонне (ScharWV), (Геттинген, 2003 г.), ISBN   3-932622-68-5
  • Саттони, Чарльз, изд. Стэнли Сэди, Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание» (Лондон: Macmilian, 2001), 29 томов. ISBN   0-333-60800-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07fe1819cbe8c0d3d45085114f001bd0__1718088960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/d0/07fe1819cbe8c0d3d45085114f001bd0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xaver Scharwenka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)