Jump to content

Эдвард Кларк (дирижер)

Эдвард Кларк
Рожденный ( 1888-05-10 ) 10 мая 1888 г.
Умер 30 апреля 1962 г. ( 1962-04-30 ) (73 года)
Лондон, Англия
Занятие Музыкальный дирижер
Супруг (а) Дороти Экерсли
Элизабет Лютиенс
Дети 2
Кларк (слева) с Арнольдом Баксом и сэром Генри Вудом , 1934 год.

Томас Эдвард Кларк (10 мая 1888 — 30 апреля 1962) — английский дирижёр и музыкальный продюсер BBC . Благодаря своим позициям в ведущих новых музыкальных организациях и своим широким контактам с британскими и европейскими композиторами он оказал большое влияние на то, чтобы сделать современную классическую музыку доступной для британской публики на протяжении более 30 лет. Он был ведущей фигурой в концертах современной музыки BBC в период с 1926 по 1939 год и сыграл значительную роль в основании и раннем развитии Симфонического оркестра BBC . [1] Он занимал видные должности в Международном обществе современной музыки (ISCM) с момента его создания в 1922 году и был его президентом с 1947 по 1952 год.

Он был ответственным за продюсирование ряда важных мировых и британских премьер (некоторые из которых он также дирижировал), и он был связан с большинством важных европейских и британских композиторов, таких как Арнольд Шенберг , Антон Веберн , Альбан Берг , Ферруччо Бузони , Игорь Стравинский , Бела Барток , Пол Хиндемит , Уильям Уолтон , Артур Блисс , Арнольд Бакс , Питер Уорлок , Джон Айрлэнд , Констант Ламберт , Артур Бенджамин , Хамфри Сирл , Денис АпИвор , Алан Роусторн , Бенджамин Бриттен , Майкл Типпетт , Бенджамин Франкель , Роберто Герхард , Луиджи Даллапиккола , Кристиан Дарнтон и другие.

Некоторые описывали Эдварда Кларка как Мефистофеля . [2] Он был откровенен, чрезвычайно эрудирован и дальновиден. Но он также был неуверенным в административных вопросах, склонным раздражать перья своим слишком индивидуальным подходом, не терпящим вмешательства и недоверчивым к тем, кто не разделял его видение, но часто неадекватно доводил до них это видение. В 1936 году эти обстоятельства во многом способствовали его преждевременному уходу с BBC и из внутреннего святилища современной музыкальной сцены, которую он помог создать больше, чем кто-либо другой, и даже больше, чем кто-либо другой. Его личная честность в отношении использования официальных средств также неоднократно подвергалась сомнению, что в одном случае привело к публичному скандалу и судебному делу, в котором он подал в суд на Бенджамина Франкеля за клевету.

Бывшая жена Кларка Дороти Экерсли была заключена в тюрьму в 1945 году за ведение антибританских передач на немецкой радиостанции во время Второй мировой войны; их сын-подросток Джеймс Кларк также был замешан в этом. Его второй женой была композитор Элизабет Лютиенс , от которой у него родился еще один ребенок.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Томас Эдвард Кларк родился в Ньюкасл-апон-Тайн 10 мая 1888 года. Его отец, Джеймс Боунесс Кларк (1863–1934), был экспортером угля и музыкантом-любителем, который поддерживал музыкальные интересы своего сына и в течение двух десятилетий был секретарем Ньюкасла и Гейтсхедский хоровой союз. У него и его жены Элизабет, урожденной Тирлауэй (1858–1939), было трое детей. [3]

Эдвард Кларк получил образование в Королевской гимназии в Ньюкасле . Обучаясь в Париже в 1907 и 1908 годах, он познакомился с Клодом Дебюсси , Альбертом Русселем и Морисом Равелем . [3] [4] Он вернулся в Ньюкасл и представил доклад под названием «Статья о современном французском композиторе: Клоде Дебюсси»; тогда он сформулировал сильное желание побудить британскую публику «понять эту сегодняшнюю музыку, прежде чем она станет музыкой позавчерашнего дня». [3] В 1909 году он учился дирижированию у Оскара Фрида в Берлине, работая берлинским корреспондентом The Musical Times . [3]

Встреча с Шенбергом и его окружением

[ редактировать ]

Первое знакомство Кларка с музыкой Арнольда Шенберга произошло во время исполнения его симфонической поэмы « Пеллеас и Мелизанда» 31 октября 1910 года на концерте Gesellschaft der Musikfreunde в Берлине . [5] его познакомили с Шенбергом и Антоном Веберном . Эта музыка произвела на него глубокое впечатление, и после концерта [6] [7] Он стал защитником Шенберга и вместе с такими людьми, как Артур Шнабель , Ферруччо Бузони , Оскар Фрид и другими, убедил его переехать из Вены в Берлин из-за больших возможностей и контактов там. [5] С 1910 по 1912 год Кларк учился у Шенберга в Берлине, единственного британского студента, который у него когда-либо был. [5] Сначала Кларк был его единственным учеником, затем к нему присоединился Эдуард Штойерманн , а позже и другие. Кларк организовал для Шёнберга серию из десяти публичных лекций в Консерватории Стерна («10 лекций по эстетике музыки и правилам композиции»). [8] на котором он также присутствовал. [5] Он помог собрать средства для Шенберга и сыграл роль в публикации его «Пяти пьес для оркестра» дешевым изданием, которое быстро распродалось. Одним из покупателей был сэр Генри Вуд .

3 сентября 1912 года Вуд дирижировал мировой премьерой « Пяти пьес для оркестра» на прогулочном концерте в Королевском зале в Лондоне. По предложению Вуда Кларк пригласил Шенберга дебютировать в Великобритании как дирижер, и 17 января 1914 года он дирижировал той же работой в том же зале. [4] [9] [10] [11]

Кларк присутствовал на премьере « Гурре-Лидера» в Лейпциге в январе 1914 года. [12] наряду с Шёнбергом, Веберном и другими. [13] Он подумывал о том, чтобы поселиться на постоянной основе в Германии, и вопрос был решен, когда ему предложили профессиональную должность в Штеттине . [14] [15] В начале августа 1914 года он присутствовал на Байройтском фестивале , направляясь на эту должность, когда разразилась Первая мировая война. [4] [16] [17] Он был арестован в Байройте. [18] как вражеский иностранец и интернирован в лагерь для интернированных Рухлебен под Берлином; Эдгар Бейнтон , его коллега из Ньюкасла, также был интернирован в то время. [19] как и Эрнест Макмиллан , Артур Бенджамин и другие. [20] [21] Кларк был освобожден в мае 1918 года через отделение Красного Креста.

По возвращении в Лондон он стал помощником дирижера Эрнеста Ансерме и Адриана Боулта в Сергея Дягилева сезонах « Русского балета» , а также подружился с Дягилевым и Игорем Стравинским . [4] [22] Зимой и весной 1921 года он дал две серии концертов новой музыки, которые оказались очень популярными, но принесли ему мало денег. [4] 8 апреля в Королевском зале он представил британскую премьеру сюиты Стравинского из оперы «Жар-птица» 1919 года . [23] и две мировые премьеры: Арнольда Бакса » «Бард из Димбовицы , песенный цикл с оркестром, с Этель Фентон (меццо-сопрано) [24] и «Storm Music» из Артура Блисса музыки к «Буре» .

20 апреля 1921 года Артура Блисса для струнного квартета. «Разговоров» на концерте Кларка состоялась мировая премьера [25] Шенберга 6 мая 1921 года он представил Камерную симфонию № 1 , соч. 9, впервые перед британской публикой в ​​Эолийском зале . Играли Чарльз Вудхаус (скрипка), Джон Барбиролли (виолончель), Леон Гуссенс (гобой), а также Обри Брэйн и Альфред Брэйн (валторны). Это была часть серии из четырех концертов последних произведений французских, немецких и английских композиторов, многие из которых были первыми английскими исполнениями. [4] 20 мая 1921 года он дирижировал британской премьерой « Мануэля де Фальи с Ночей в садах Испании» композитором за фортепиано. [26] [27]

Кларк присутствовал на первой сессии Международного общества современной музыки (ISCM) в Зальцбурге в 1922 году и оставался важной фигурой в организации до конца своей жизни.

В августе 1921 года он женился на Дороти («Долли») Стивен, и в 1923 году у них родился сын Джеймс Ройстон Кларк. [3] [28] [29]

Британская радиовещательная корпорация

[ редактировать ]

Кларк... должен занять ведущее место в любой истории британской музыки двадцатого века. Он знал все, что происходит в мире современной музыки – особенно в Европе – и всех, кто ею занимался. Через него, начиная с 1920-х годов, BBC занималась рискованным предприятием, знакомя британского слушателя с Шенбергом и Веберном, а также с Бартоком и Стравинским . В музыке они всегда были среди авангарда , и Кларк точно знал, где авангард можно найти .

Аса Бриггс, История радиовещания в Соединенном Королевстве: Том II: Золотой век [30]

Кларк был нанят BBC в августе 1924 года в качестве музыкального руководителя станции в Ньюкасле. Его воображение, креативность и новаторские подходы к программированию вскоре были отмечены и получили похвалу в местных музыкальных кругах Ньюкасла; но также были и его административные недостатки. [3] В декабре 1924 года в Ньюкасле Кларк дирижировал мировой премьерой оркестровой версии « » Арнольда Шенберга Verklärte Nacht . [5] Оркестр станции Ньюкасла был расформирован в конце 1926 года, а Кларк в январе 1927 года перешёл в Лондон в качестве планировщика программ по просьбе Перси Питта . [3] [4] [6]

Хотя он проработал на BBC на постоянной основе всего семь лет, именно благодаря его влиянию BBC стала международным покровителем новой музыки. [31] В этот период он также в значительной степени дирижировал, иногда работая над работами для BBC, а иногда на внештатной основе.

19 июня 1927 года он дирижировал Игоря Стравинского ( в его дебюте на британском радио). британской премьерой Концерта для фортепиано и духовых инструментов с композитором [25] и Беспроводной симфонический оркестр. [32] 10–12 июля 1927 года он дирижировал тремя полноценными спектаклями «Истории солдата» в Клубе Художественного театра; их пели на английском языке, а третье выступление транслировалось. [25] Кларк также исполнил это произведение на его британской премьере осенью 1926 года в Ньюкасле. [25]

В ноябре того же года ему удалось обеспечить Оскару Фриду его первое британское дирижирование (в программу входили Вебер, Брамс и Лист). [7] Кларк пригласил Шенберга в Лондон, чтобы дирижировать первым британским исполнением его «Гурре-Лидера» 27 января 1928 года, и помогал в репетициях. [5] [33] (Он пытался провести премьеру в прошлом году, 14 апреля 1927 года, но эти планы провалились.) [4]

В апреле 1929 года Эдвард Кларк вместе с Джулианом Хербеджем из музыкального отдела BBC разработали план оркестра из 114 человек, который особенно подходил для радиовещания и который при необходимости можно было бы разделить на четыре различные меньшие группы. Это была первоначальная работоспособная концепция Симфонического оркестра BBC после того, как некоторые более ранние идеи сэра Томаса Бичема потерпели крах. Бичем был первым кандидатом на пост главного дирижера, но он отказался от участия, и Адриан Боулт руководил оркестром в течение следующих 20 лет. [34] Однако Боулт не всегда поддерживал выбор репертуара Кларка. Он отказался играть музыку Александра Скрябина , которую запрограммировал Кларк, назвав ее «злой музыкой», и даже запретил музыку Скрябина транслировать в 1930-е годы. [35] Верно также и то, что он не испытывал личной симпатии к музыке Второй венской школы , описывая » Альбана Берга как «Лирическую сюиту «извинение в кенсингтонской гостиной за то, что на самом деле имел в виду Берг», но влияние Кларка было таково, что он, по крайней мере, был готов участвовать в исполнениях этой музыки. [25]

Именно Кларк предложил Уильяму Уолтону пригласить Пауля Хиндемита быть солистом на премьере его Концерта для альта в 1929 году, когда посвященный Лайонел Тертис отказался. Тертис также утверждал, что предложил Хиндемита вместо него, но Уолтон подтвердил, что это была идея Кларка. [36] Уолтон поначалу не хотел приглашать Хиндемита, так как чувствовал, что слишком близко смоделировал концерт по стилю последнего, который он быстро узнал; но благодаря Эдварду Кларку приглашение было отправлено и принято, премьера состоялась 3 октября, и два композитора стали друзьями на всю жизнь (они ненадолго встретились в 1923 году). [37] [38]

Кларк сыграл еще большую роль в «Пире Валтасара» Уолтона : он был его прародителем. 21 августа 1929 года он попросил Уолтона предоставить произведение, подходящее для трансляции, написанное для небольшого хора, солиста и оркестра, насчитывающего не более 15 музыкантов. Позже Уолтон поблагодарил Кларка за то, что он привлек к «Пиру Валтасара» внимание Сергея Прокофьева , который проявил к нему некоторый интерес. [36]

Его друг Джон Айрленд познакомил Алана Буша с Кларком, который отвечал за трансляцию многих произведений Буша в период с 1929 по 1936 год. [39] [40]

Уолтона» 3 марта 1930 года Эдвард Кларк сыграл важную роль в первой полной трансляции (18 стихотворений) « Фасада в Центральном зале Вестминстера с Эдит Ситуэлл и Константом Ламбертом (спикеры) под управлением Лесли Хьюард . [36]

9 января 1931 года Шенберг дирижировал Симфоническим оркестром BBC на британской премьере « Erwartung» . [6] Кларк смог использовать престиж и контакты, которые он к тому времени создал, чтобы организовать фестиваль ISCM в Лондоне и Оксфорде в июле 1931 года. [6]

Помимо Шенберга, Кларк несколько раз приглашал Антона Веберна и Альбана Берга посетить Англию, чтобы провести свои собственные работы. Берг очень сопротивлялся, настаивая на том, что он не дирижер. Тем не менее Кларк позаботился о том, чтобы его основные произведения были исполнены в Англии: Лирическая сюита и Камерный концерт (21 апреля 1933 г.); фрагменты Воццека ; (13 мая 1932 г.) и полное их концертное исполнение (14 марта 1934 г.) Дер Вейн ; Симфонические пьесы Лулу (20 марта 1935 г.; это был первый раз, когда Берг услышал эту музыку (по радио); он должен был услышать ее живое исполнение только 11 декабря в Вене, за две недели до своей смерти); и, посмертно, Скрипичный концерт . [6]

В период с ноября 1932 по январь 1933 года, находясь в Барселоне, Шёнберг написал транскрипцию для виолончели с оркестром Концерта для клавира ре мажор Георга Маттиаса Монна . Он написал ее для Пабло Казальса , которому предложил первое выступление, но Казальс отказался. Он получил свой первый публичный эфир 3 февраля (или 5 февраля) 1933 года во время дневной студийной трансляции из Лондона Симфоническим оркестром BBC под управлением Эдварда Кларка с солистом Антони Салой . [4] [41] Об этой мировой премьере не было объявлено, и документация о трансляции не сохранилась. [42] Шенберг, вероятно, присутствовал; он был в Лондоне, чтобы дирижировать мировой премьерой (трансляцией) симфонического оркестра BBC «Вариации, соч. 31. [10]

1 марта 1933 года, всего через четыре недели после того, как Адольф Гитлер стал канцлером Германии, Шенберг подал в отставку со своего преподавательского поста перед лицом неминуемого увольнения за участие в том, что Гитлер назвал «еврейской мертвой хваткой западной музыки». [12] Он переехал в Париж 16 мая. [43] намеревался остаться там, но ему не удалось найти французского издателя или какие-либо дирижерские возможности. [12] Позже в том же месяце он написал Эдварду Кларку открытку с просьбой использовать свои контакты, чтобы доставить ему несколько исполнений Концерта для струнного квартета и оркестра , а также британского издателя этого произведения и Концерта для виолончели. Он также добивался, чтобы его еврейская драма, написанная в 1925–1926 годах, была опубликована британским еврейским издательством. [43] Кларк обратился к нескольким людям от имени Шёнберга, но получил только отпор. Однако в ноябре он организовал два концерта, на которых «Лунный Пьеро» и «Сюита», соч. 29 получат выступления. [43] Но этого не произошло. Шенберг получил предложение о преподавательской должности в Бостонской музыкальной академии и решил покинуть Европу и 25 октября 1933 года отплыл в Соединенные Штаты. [12] [43]

Кларк был в Москве в январе 1934 года, где дирижировал Фортепианным концертом ми-бемоль мажор Джона Айрленда . [44] 8 февраля 1935 года он провел первую британскую трансляцию « Курта Вейля » Die Dreigroschenoper . [45] Он получил резкие отзывы от Эрнеста Ньюмана и других критиков. [46] Но самая жестокая критика исходила от самого Вейля, который в частном порядке назвал это «худшим выступлением, которое только можно себе представить… все это было совершенно неправильно понято». Но его критика, похоже, была направлена ​​​​на концепцию пьесы как германизированной версии «Оперы нищего» , а не на ее дирижирование Кларком, о котором Вейль не упомянул. [38] [47] [48]

Также в 1935 году он выбрал Гарриет Коэн для исполнения новой советской музыки Дмитрия Шостаковича , Дмитрия Кабалевского , Леонида Половинкина и Георгия Х. Мепурнов в Лондоне. [49] В том же году он сыграл важную роль в организации серии передач BBC, в которых немецкий композитор-эмигрант и музыковед Эрнст Герман Мейер был приглашен для представления важных возрождений консортной музыки 17-го века . [50]

Кларк был ответственным за приезд Белы Бартока в Великобританию для исполнения своих произведений на Променадах . [51] например, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 7 января 1936 года под управлением сэра Генри Вуда. [52] [53] Благодаря усилиям Кларка состоялась мировая премьера концертного исполнения «Вариаций Шёнберга», соч. 31, состоялся в Вене в 1936 году под управлением симфонического оркестра BBC. [10]

Эдвард Кларк, возможно, предложил Бенджамина Бриттена имя Альберто Кавальканти из киноотдела GPO как молодого композитора, которого ему следует рассмотреть для написания музыки к фильмам. [54] Это привело к созданию музыки Бриттена к фильму «Ночная почта» (1936). Кларк планировал провести мировую премьеру «Cantique d'amour» Бриттена на BBC в 1936 году, но представления о личной морали Бриттена привели к тому, что план был отложен, к огорчению Кларка. [55]

Под руководством Эдварда Кларка и Константа Ламберта некоторые из наиболее крупных произведений Бернарда ван Дирена были исполнены BBC в последние годы жизни композитора и сразу после его смерти в 1936 году. [2]

19 января 1936 года Хиндемит отправился в Лондон, намереваясь сыграть британскую премьеру своего концерта для альта Der Schwanendreher с Адрианом Боултом и симфоническим оркестром BBC в Куинс-холле 22 января. Однако незадолго до полуночи 20 января король Георг V умер. Концерт был отменен, но Боулт и Кларк по-прежнему хотели, чтобы Хиндемит участвовал в любой музыке, которая транслировалась вместо него. Они часами обсуждали, какое произведение могло бы подойти, но ничего найти не удалось, поэтому было решено, что Хиндемит должен написать что-то новое. [56] На следующий день, с 11:00 до 17:00, Хиндемит сидел в кабинете, предоставленном ему BBC, и писал Trauermusik в честь покойного короля. Она тоже была написана для альта с оркестром. В тот вечер он был исполнен в прямом эфире радиостудии BBC под дирижированием Боулта и композитора в качестве солиста.

Уход из BBC

[ редактировать ]
Арнольд Шенберг, 1927 год, автор Ман Рэй.

Кларк гневно и внезапно ушел из BBC 16 марта 1936 года. Непосредственной причиной этого протеста стали некоторые изменения в концертных программах предстоящего европейского турне Симфонического оркестра BBC , в которое он вложил много времени и большую заботу. Эти изменения были внесены без его ведома и во время его отпуска по болезни, и они включали полное исключение « Белы Бартока » Четырех оркестровых пьес из программы Будапешта. [57] [58]

Однако такое расставание устроило многих людей на BBC, поскольку оно произошло после очень резкой критики, которая накапливалась в течение длительного времени в отношении плохих привычек Кларка в работе, его общей неэффективности, его непунктуальности и несоблюдения важных сроков. его административные ошибки и нежелание сообщать коллегам о том, что он делает, думает или планирует. Его увольнение рассматривалось не раз. Его поведение также было предметом критики на том основании, что он не мог быстро установить контакт со своими игроками или давать им четкие и недвусмысленные указания, и его отговаривали от этой деятельности. Его личная честность также оказалась под вопросом: в 1928 году он взял отпуск по болезни из-за тяжелого ревматизма , из-за которого его пораженная рука была перевязана, но во время отпуска он дирижировал оркестрами в Лондоне и Праге. Затем была поездка в Европу для переговоров с Артуро Тосканини о его участии в предстоящих выступлениях Симфонического оркестра BBC на фестивале. Флорентийский майский фестиваль ; Кларк изменил условия поездки в последнюю минуту, он остался на неделю дольше, чем было запланировано, он так и не выполнил задание, для выполнения которого его послали, а непростые отношения Тосканини с BBC еще больше испортились. [33] Адриан Боулт полностью поддержал Кларка, заявив, что он проделал очень хорошую работу в очень трудных обстоятельствах; но было слишком поздно.

Кларк больше никогда не работал на постоянной работе, хотя он был консультантом BBC по некоторым проектам и продолжал работать внештатно в течение нескольких лет, пока работа не иссякла.

После Би-би-си

[ редактировать ]

Уход Эдварда Кларка привел к тому, что Шёнберг , Веберн , Берг и другие члены Второй венской школы оказались на маргинальном уровне в глазах британской публики, и они не были возвращены в мейнстрим до Уильяма Глока в 1959 году. назначения [5] Репертуар Симфонического оркестра BBC пострадал точно так же; в течение следующих 25 лет он стал более сосредоточен на произведениях композиторов-романтиков и постромантиков, в результате чего современная музыка стала бороться за ограниченную аудиторию. [59] «Тональность вернулась в эфир», к облегчению многих. [60]

Но сам Кларк продолжал заниматься ISCM и другими видами деятельности. 19 апреля 1936 года он присутствовал на фестивале ISCM в Барселоне, где состоялась мировая премьера Скрипичного концерта Берга в исполнении Луи Краснера . Он организовал приезд Краснера в Великобританию на местную премьеру; На самом деле это было выступление в частной студии 1 мая с Симфоническим оркестром BBC. Антон Веберн , который отправился в Барселону дирижировать мировой премьерой, но отказался от участия в последнюю минуту, к счастью, в этом случае справился с этой задачей. [61]

Влияние Кларка не ограничивалось Великобританией и Европой. Австралийский слышал некоторые передачи Кларка , пианист и композитор Рой Эгнью когда был в Великобритании в 1920-х годах. Он был частью сети единомышленников, которые распространяли информацию о новых композициях по всему англоязычному миру. Между 1937 и 1942 годами Агнью транслировал свою собственную радиопрограмму «Современная и современная музыка» для Австралийской комиссии по радиовещанию . Несомненно, на это сильно повлияли программы Кларка. [62]

Кларк продюсировал концертные версии Бузони Ферруччо «Доктора Фауста» (1937) и «Арлекино» (1939), за много лет до премьеры обоих произведений на британской сцене. [2] [63]

Элизабет Лютиенс

[ редактировать ]

В 1938 году Эдвард Кларк познакомился с композитором Элизабет Лютиенс . Они быстро стали любовниками, она ушла от мужа Яна Гленни, у них с Кларком родился ребенок (четвертый), и они поженились в 1942 году. Годы войны они провели в Ньюкасле, где он основал Северо-восточный региональный оркестр (NERO). . [3]

Лютьенс был одинаково хорошо связан с музыкальным истеблишментом, а также был другом Игоря Стравинского . [ нужна ссылка ] Влияние Кларка, возможно, стало решающим фактором в ее освоении серийных техник . [64] Это действительно так, ее первое по-настоящему серийное произведение, Камерный концерт № 1, было закончено в 1939 году, через год после того, как она и Кларк стали партнерами, и она посвятила его ему. [65]

Но поскольку сейчас он по большей части был безработным, это означало, что Лютиенс была основным кормильцем семьи из шести человек, и она брала на себя определенные комиссионные, от которых в противном случае могла бы отказаться. В их число входили ее саундтреки к фильмам , которые в последнее время получили признание как одни из лучших ее творений. Она также была готова мыть полы, чтобы свести концы с концами; но Кларк не рассматривал ничего, кроме дирижирования, хотя все предложения рано иссякли. По сути, он был безработным последние 23 года своей жизни. [66] Лютьенс сказала, что ненавидела писать свою автобиографию 1972 года «Чаша золотой рыбки» и делала это только для того, чтобы описать более ранние достижения Кларка. [66]

В 1945 году Уильям Уолтон смог отплатить Кларку за хорошую работу премьерой Концерта для альта в 1929 году. Элизабет Лютьенс обратилась к Уолтону, чтобы познакомить его с Мьюиром Мэтисоном , с целью получить какую-нибудь музыку для фильма. Он с готовностью согласился назвать ее имя, но пошел еще дальше. Он предложил Лютиенс написать любое произведение, которое ей понравится, посвятить его ему, а он заплатит ей 100 фунтов стерлингов, не показав ее. Написанная ею работа называлась «Яма» . [36] Кларк дирижировала «Ямой» на фестивале ISCM 1946 года в Лондоне вместе с ее « Три симфоническими прелюдиями» . [67]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]
Афиша концерта Эдварда Кларка, Москва

Если и не коммунист, то Кларк всегда был убежденным социалистом и был членом Общества культурных связей с СССР (ныне Общество сотрудничества в области русских и советских исследований, SCRSS). Именно в этом качестве в марте 1940 года он обратился сначала к Клиффорду Керзону , который отказался, а затем к Муре Лимпани , которая согласилась, стать солистом на британской премьере Арама Хачатуряна Фортепианного концерта ре-бемоль . Работа все еще находилась в рукописи, и на ее изучение оставался всего один месяц. Концерт состоялся в Королевском зале 13 апреля 1940 года, оркестром дирижировал друг Кларка и убежденный коммунист Алан Буш . [27] [68]

В 1945–46 он дал три концерта в Вигмор-холле в Лондоне музыки британских и европейских композиторов. [3] Он организовал Лондонский фестиваль ISCM в 1946 году, за год до того, как был избран третьим президентом организации. Он активно работал в ISCM с момента его создания в 1922 году в качестве председателя британского отделения. [69] Он также был связан с Лондонским центром современной музыки 1947–52 (где его секретарем был австралийский композитор Дон Бэнкс ). [70] и музыкальный консультант Института современного искусства с момента его основания в 1948 году. [3] Хамфри Сирл стал генеральным секретарем ISCM при поддержке Кларка.

В 1946 году Кларк присутствовал на первом исполнении АпИвора Дениса песен Лорки на концерте Общества содействия новой музыке . Он был впечатлен и включил эти песни в лондонский концерт современной музыки в Вигмор-холле в 1947 году. Позже в том же году Кларк продюсировал Сонату для скрипки АпИвора, соч. 9 в исполнении Антонио Броза и Кайлы Гринбаум . [71] Именно благодаря Кларку АпИвор заинтересовался сериализмом . [72]

Его административные навыки никогда не улучшались. В 1947 году Пегги Гланвилл-Хикс , президент американского отделения ISCM, была вынуждена резко написать ему с протестом по поводу оставшейся без ответа корреспонденции, в которой американцы просили, чтобы фестиваль ISCM, запланированный на июнь 1948 года в Амстердаме, был проведен как можно позже. насколько это возможно в течение месяца, чтобы дать им возможность присутствовать, учитывая их существующие обязательства по преподаванию в университете. В результате американский филиал отказался от участия в фестивале, но Гланвилл-Хикс присутствовала в личном качестве. [73]

В 1948 году для Третьей программы BBC Кларк представил «Поворотные моменты в музыке двадцатого века», серию из восьми программ своего собственного творчества, в которых рассматривались композиторы Шёнберг , Стравинский и Барток . [3]

Он произнес поминальную речь перед «концертом памяти Арнольда Шенберга» Лондонской оперной гильдии 16 декабря 1951 года. [74]

В 1953 году сэр Уильям Уолтон использовал свои связи, чтобы обеспечить Кларку пенсию по Гражданскому списку. [36]

В 1955 году Бенджамин Франкель сменил Кларка на посту председателя ISCM. В том году возникли проблемы с некоторыми расходами, которые Кларк заявил, когда был председателем. Кларк утверждал, что Франкель ложно обвинил его в мошенничестве. Франкель отрицал, что когда-либо делал подобные заявления, но, тем не менее, сказал, что такое заявление, если бы он его сделал, было бы правдой. Для Кларка это было равносильно клевете, и он подал иск на Франкеля в Высокий суд. В рамках аргументов были высказаны различные обвинения в коммунистических сюжетах. Хотя предполагаемая клевета Франкеля сама по себе не была доказана, присяжные оправдали Кларка в любых правонарушениях, и он чувствовал, что это означает, что его честность не повреждена. [3] Элизабет Лютиенс с тех пор называла Франкеля «композитором и бывшим коллегой». [75]

В 1960 и 1961 годах он использовал свое влияние, чтобы транслировать оперу Дениса АпИвора «Йерма» на BBC после того, как театр Сэдлерс-Уэллс отказался поставить постановку (хотя она была заказана Sadler's Wells Trust). [72] Его дирижировал сэр Юджин Гуссенс .

Эдвард Кларк внезапно скончался от коронарного тромбоза в Лондоне 30 апреля 1962 года в возрасте 73 лет. Стравинский плакал, узнав о смерти Кларка. [2]

В 1951 году Международное общество новой музыки (IGNM) наградило Эдварда Кларка медалью Арнольда Шенберга. [76]

Кларк - один из избранной группы почетных членов ISCM. [77]

Работы, посвященные Эдварду Кларку

[ редактировать ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Дороти Стивен

[ редактировать ]

10 августа 1921 года он женился на Фрэнсис Дороти («Долли») Стивен (18 декабря 1893–1971). [3] [28] который был связан с литературной семьей Стивенов (включая сэра Лесли Стивена и его дочь Вирджинию Вульф ). [29] Сын Кларка и Долли Джеймс Ройстон Кларк родился в 1923 году. Долли ушла от него летом 1925 года, забрав с собой Джеймса.

Дело Экерсли

[ редактировать ]

Позже Долли пошла работать на BBC секретарем. [4] и имел роман с коллегой Кларка, инженером Питером Экерсли . Судя по всему, это было благословением Кларка, поскольку однажды он даже организовал поездку Экерсли в Германию по делам BBC, а Долли сопровождала его. [88] Экерсли был женат, но хотя он и Долли не скрывали своей связи, его жена Стелла ничего не знала. Мюриэл Рейт, жена генерального директора BBC Джона Рейта . Эту новость ей сообщила [88] Джон Рейт был строго пуританским в таких вопросах (хотя его собственная личная жизнь была под вопросом), и он совершенно не хотел, чтобы в штате получал зарплату старший сотрудник, который, как было известно, вел супружескую измену или находился в процессе развода с собственной женой. . Проведены конференции на высшем уровне; даже консультировались с архиепископом Кентерберийским. [89] Однако Экерсли уволили не сразу, так как он обязался прекратить роман с Долли Кларк и вернуться к жене. Но природа взяла свое, он и Долли воссоединились, и в апреле 1929 года он ушел в отставку. [28] Дело Экерсли вызвало публичное расследование кадровой практики BBC. [4]

Долли Кларк и Питер Экерсли поженились 25 октября 1930 года. [28]

Немецкое пребывание Долли Экерсли

[ редактировать ]

В своей политике она всегда была очень пронацистской. [90] Она была известна как ярая прогерманская фашистка и фанатичная поклонница Адольфа Гитлера . Она была другом Уильяма Джойса («Лорд Хау-Хоу») и Юнити Митфорд , а также членом Арнольда Лиза Имперской фашистской лиги . [90] Сам Питер Экерсли придерживался аналогичного мнения. После того, как они встретились с сэром Освальдом Мосли , он стал участвовать в его Новой партии , возглавив ее Центральный комитет в Лондоне. Он постоянно путешествовал по Европе, стремясь расширить охват международного радиовещания; он утверждал, что за его деятельностью не было никаких зловещих политических мотивов, а просто попытка разбогатеть. С ноября 1939 года передатчик, который он организовал, установил на передающей станции Остерлоог , которая стала средством передачи Уильяма Джойса в Великобританию и Европу. Позже Джойса повесили за государственную измену, а Экерсли описывали как «в лучшем случае глупый фашистский попутчик, а в худшем — предатель». [89] Что касается Долли, она присоединилась к Британскому союзу фашистов Мосли , но превзошла Мосли в своем энтузиазме по поводу нацистской концепции фашизма. [89] Она также присоединилась к Национал-социалистической лиге, основанной Уильямом Джойсом после того, как Мосли исключил его за чрезмерный антисемитизм. [89]

Экерсли несколько раз отдыхали в Германии и присутствовали на митингах в Нюрнберге в 1937 и 1938 годах. [28] В июле 1939 года Дороти взяла ее и 16-летнего сына Эдварда Кларка Джеймса на митинг в Нюрнберге, а также посетила Зальцбургский фестиваль . [90] В августе она случайно встретилась с Уильямом Джойсом и устроила его на работу диктором на радио и сценаристом. Когда в сентябре Великобритания объявила войну, она не почувствовала необходимости возвращаться в свою страну, но решила остаться. Джеймс был зачислен в немецкую школу и получил «очень благоприятное впечатление о Германии под властью нацистов». [90] В декабре 1939 года она начала работать на радиостанции Reichs-Rundfunk-Gesellschaft (RRG), пропагандистской машине Йозефа Геббельса . [91] Первоначально она работала диктором на английском языке, а затем выполняла офисные обязанности. Джеймса, хотя ему было всего 16 лет, забрали из школы, чтобы он также работал там диктором новостей. Он изменил свое имя на Рихард, чтобы оно звучало менее еврейским и более вагнеровским . [89] Он работал там время от времени до июля 1942 года; она продолжалась до января 1943 года. По неясным причинам они были арестованы гестапо в декабре 1944 года и содержались в заключении до конца войны. [89] [92] Они были освобождены британцами, но тут же повторно арестованы. Их обоих судили в Лондоне в октябре 1945 года за содействие врагу посредством радиовещания. Дороти была признана виновной и приговорена к одному году тюремного заключения. Джеймс, которому было всего 22 года, признался, что, будучи впечатлительным юношей, он был загипнотизирован атрибутами и уловками нацистской пропаганды; это было принято, и его заключили под стражу на два года. [90]

Дороти Экерсли умерла в 1971 году. [28] Джеймс Кларк стал редактором и переводчиком [93] [94] и умер в 2012 году.

Элизабет Лютиенс

[ редактировать ]

В 1938 году Эдвард Кларк познакомился с композитором Элизабет Лютиенс , которая была замужем за баритоном Яном Гленни. Они с Кларком быстро стали любовниками. [64] а позже в том же году она ушла от Гленни к Кларку, взяв с собой троих детей Гленни (сына и дочерей-близнецов). В 1941 году Кларк подарил ей четвертого ребенка (сына Конрада), а затем женился на ней 9 мая 1942 года. [3]

Их сын Конрад Кларк стал скульптором, дизайнером и художником; он переехал в Австралию и сейчас живет в Мельбурне . [95] [96]

Премьеры под управлением Эдварда Кларка

[ редактировать ]

Мировые премьеры

[ редактировать ]

Британские премьеры

[ редактировать ]

Другие премьеры, с которыми он был связан

[ редактировать ]

Мировые премьеры

[ редактировать ]

Британские премьеры

[ редактировать ]
  1. ^ Гриффитс, Пол (7 октября 2004 г.). Пингвин-компаньон классической музыки . Пингвин Великобритания. ISBN  9780141909769 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Воспоминания о «Круге чернокнижников» Дениса Апивора» . Musicweb-international.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Дженнифер Доктор, «Кларк (Томас) Эдвард (1888–1962)», Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, 2004 г. , по состоянию на 31 января 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Доктор, Дженнифер; Доктор Дженнифер Рут (22 июля 1999 г.). BBC и ультрасовременная музыка, 1922–1936: формирование вкусов нации . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521661171 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж “Хороший опыт в Зальцкаммергуте” . Шенберг.at . Проверено 22 июля 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Николас Чедвик. « Албан Берг и BBC » (PDF) . Бл.ук. ​Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2013 года . Проверено 9 февраля 2013 г.
  7. ^ Jump up to: а б « Журнал Общества Делиуса , апрель 1985 г., выпуск Оскара Фрида» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  8. ^ «Барретт Эшли Джонсон, Диссертация» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2013 года . Проверено 9 февраля 2013 г.
  9. ^ «1914 • Герр Шенберг в Лондоне» . Шенберг.at . Проверено 22 июля 2020 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Гарнхэм, Элисон (22 июля 2003 г.). Ганс Келлер и BBC: Музыкальное сознание британского радиовещания, 1959–79 . Эшгейт. ISBN  9780754608974 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  11. На этом присутствовал Густав Хольст , который получил копию партитуры, единственную партитуру Шёнберга, которой он когда-либо владел. Отголоски произведения появляются в «Планетах» (первоначально называвшихся «Семь пьес для большого оркестра» ) и в открытии его балета «Приманка» (1921), который очень напоминает третью из «Пяти пьес Шенберга» (Ламбурн).
  12. ^ Jump up to: а б с д Макдональд, Малькольм (26 сентября 2008 г.). Шёнберг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198038405 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  13. ^ Брин-Джулсон, Филлис; Мэтьюз, Пол (23 декабря 2008 г.). Внутри лунного Пьеро: исполнение Sprechstimme в шедевре Шёнберга . Пугало Пресс. ISBN  9780810862258 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  14. ^ Штеттин тогда был частью Германии; теперь это Щецин в Польше .
  15. ^ «ИСТОРИЯ РУХЛЕБЕНА» . ruhleben.tripod.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  16. Байройтский фестиваль 1914 года начался 22 июля, но был прерван 4 августа (Хильмес).
  17. ^ Хилмс, Оливер (22 июля 2010 г.). Козима Вагнер: Дама из Байройта . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300152159 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  18. ^ Хьюз, Мейрион; Стрэдлинг, Роберт; Стрэдлинг, РА (7 декабря 2001 г.). Английский музыкальный ренессанс, 1840-1940 гг . Издательство Манчестерского университета. ISBN  9780719058301 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  19. ^ «Джозеф В. Пегг, Музыкальное наследие Ньюкасла: Введение » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2016 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  20. ^ МакКим, ЛиндаДжо Х. (1 января 1993 г.). Пресвитерианский сборник гимнов . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN  9780664251802 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  21. ^ Доктор медицины, Джозеф В. Льюис-младший (23 апреля 2010 г.). Что убило великих и не очень композиторов? . Авторский дом. ISBN  9781452034386 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  22. ^ Кеннеди, Майкл; Борн, Джойс (22 апреля 2004 г.). Краткий Оксфордский музыкальный словарь . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN  9780198608844 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  23. ^ Jump up to: а б с "Дом" . Wisemusicclassical.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д Форман, Льюис (22 июля 2007 г.). Бакс: Композитор и его время . Бойделл Пресс. ISBN  9781843832096 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Гарет Джеймс Томас, Влияние русской музыки на Англию 1893–1929 » (PDF) . Проверено 22 июля 2020 г.
  26. ^ Jump up to: а б Форман, Льюис; Форман, Сьюзен (22 июля 2005 г.). Лондон: Музыкальный справочник . Издательство Йельского университета. ISBN  0300104022 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  27. ^ Jump up to: а б с д «Классика из слоновой кости» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2019 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж «Стэнфорд.edu» . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  29. ^ Jump up to: а б Готлиб, Джули В. (28 марта 2003 г.). Женский фашизм: женщины в британском фашистском движении . Академик Блумсбери. ISBN  9781860649189 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  30. ^ Бриггс, Аса (23 марта 1995 г.). История радиовещания в Соединенном Королевстве: Том II: Золотой век беспроводной связи . ОУП Оксфорд. ISBN  9780192129307 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  31. ^ «АНГЛИЙСКИЕ СТРУННЫЕ МИНИАТЮРЫ, Том 2» . Наксос.com . Архивировано из оригинала 22 июля 2020 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  32. ^ Jump up to: а б «Льюис Форман, Сьюзен Форман, Лондон: Музыкальный справочник » . Проверено 22 июля 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  33. ^ Jump up to: а б с Даймент, Кристофер (22 июля 2012 г.). Тосканини в Великобритании . Бойделл Пресс. ISBN  9781843837893 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  34. ^ Кеньон, Николас (1 октября 1980 г.). «Бичэм и Симфонический оркестр BBC: сотрудничество, которого никогда не было». Музыкальные времена . 121 (1652): 625–628. дои : 10.2307/961148 . JSTOR   961148 . (требуется подписка)
  35. ^ Баллард, Линкольн (январь 2010 г.). «Определяющие моменты: перипетии в приеме Александра Скрябина в двадцатом веке» . Академия.edu . Проверено 22 июля 2020 г.
  36. ^ Jump up to: а б с д и ж Ллойд, Стивен (22 июля 2001 г.). Уильям Уолтон: Муза огня . Бойделл Пресс. ISBN  9780851158037 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  37. ^ Jump up to: а б Стейнберг, Майкл (22 июля 1998 г.). Концерт: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195103304 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  38. ^ Jump up to: а б с д Рид, Филип (22 мая 1998 г.). О Малере и Бриттене: очерки в честь Дональда Митчелла в день его семидесятилетия . Бойделл Пресс. ISBN  9780851156149 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  39. ^ «Музыкальный фонд Алана Буша - Переписка Алана Буша и Джона Ирландии, 1927–1961» . Alanbushtrust.org.uk . Проверено 22 июля 2020 г.
  40. ^ «ИРЛАНДИЯ, Дж.: Фортепианные произведения, Том 2 (Ленехан) - Украшения / Сонатина / Листья из детского альбомчика» . Наксос.com . Архивировано из оригинала 22 июля 2020 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  41. ^ Jump up to: а б «Центр Арнольда Шенберга» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  42. Концерт для виолончели впервые был исполнен с Эмануэлем Фейерманном и Лондонским филармоническим оркестром под управлением сэра Томаса Бичема 7 ноября 1935 года.
  43. ^ Jump up to: а б с д «Арнольд Уиттолл, Шенберг и англичане: заметки к документальному фильму » . Проверено 22 июля 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  44. ^ Jump up to: а б с Крэггс, Стюарт Р. (1 января 2007 г.). Джон Айрленд: Каталог, дискография и библиография . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN  9780859679411 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  45. Была более ранняя концертная версия (1933 г.), а 28 июля 1938 г. состоялось полупостановочное представление. Первое полномасштабное постановочное выступление в Великобритании состоялось только 9 февраля 1956 г. под руководством Бертольда Гольдшмидта .
  46. ^ Вайль, Курт (1 ноября 1997 г.). Говори тихо (Когда говоришь о любви): Письма Курта Вайля и Лотте Ленья . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520212404 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  47. ^ Jump up to: а б Курт Вайль: Трехгрошовая опера Стивена Хинтона , Архив CUP 1990, ISBN   9780521338882
  48. ^ Jump up to: а б Брехт, Бертольт (22 июля 1960 г.). Театр Бертольта Брехта. Исследование из восьми аспектов. (Второе издание.) . Лондон.
  49. ^ «Лим, Леми Сонюн (2010). Прием женщин-пианисток в Лондоне, 1950–60 . (Неопубликованная докторская диссертация, Городской университет Лондона)» (PDF) . Проверено 22 июля 2020 г.
  50. ^ Э. Х. Мейер, Контрасты-конфликты (Берлин, 1979), стр. 137.
  51. ^ «Хамфри Сирл: Мемуары - Кадриль с вороном: (6) 500 экземпляров Мессии» . Musicweb-international.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  52. ^ «Выпускной 08» . Музыкальные события BBC . Проверено 22 июля 2020 г.
  53. ^ Была ли это премьера в Великобритании, не подтверждено; в любом случае это было за три года до премьеры в США.
  54. ^ «Программа GPO» (PDF) . Веб-сайт Anglia.ac.uk . Проверено 22 июля 2020 г.
  55. ^ Рид, Филип (22 мая 1998 г.). О Малере и Бриттене: очерки в честь Дональда Митчелла в день его семидесятилетия . Бойделл Пресс. ISBN  9780851156149 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  56. ^ Jump up to: а б Хиндемит, Пауль (22 июля 1995 г.). Избранные письма Пауля Хиндемита . Издательство Йельского университета. ISBN  0300064519 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  57. ^ Харди, Лиза (22 июля 2001 г.). Британская соната для фортепиано, 1870–1945 гг . Бойделл Пресс. ISBN  9780851158228 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  58. ^ Уиттолл, Арнольд (1990). «Рецензируемая работа: Эрнст Курт как теоретик и аналитик, Ли А. Ротфарб». Музыка и письма . 71 (2): 278–280. дои : 10.1093/мл/71.2.278b . JSTOR   736466 .
  59. ^ «Симфонический оркестр BBC | Биография, альбомы, ссылки на потоки» . Вся музыка . Проверено 22 июля 2020 г.
  60. ^ «Гарвардский адвокат» . Theharvardadvocate.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  61. ^ Jump up to: а б «Спутниковая коллекция S55» . Шенберг.at . Проверено 22 июля 2020 г.
  62. ^ «Кейт Боуэн, Немного австралийской музыки начала 20-го века в контексте, Бристольский университет, CHOMBEC News, зима 2007 г.» (PDF) . Проверено 22 июля 2020 г.
  63. ^ "Биография Дениса АпИвора - MusicWeb-International" . Musicweb-international.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  64. ^ Jump up to: а б Райли, Мэтью (22 июля 2010 г.). Британская музыка и модернизм, 1895–1960 гг . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN  9780754665854 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  65. ^ Jump up to: а б «Элизабет Лютьенс - Камерный концерт №1 для камерного ансамбля, соч.8, №1 - Классические архивы» . Classicalarchives.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  66. ^ Jump up to: а б Блюм, Мэри (5 ноября 1999 г.). Французский роман: Парижский ритм, 1965–1998 гг . Саймон и Шустер. ISBN  9781439136386 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  67. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2013 года . Проверено 9 февраля 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  68. ^ Jump up to: а б «Лондонские концерты». Музыкальные времена . 81 (1167): 227–229. 1940. дои : 10.2307/922919 . JSTOR   922919 .
  69. ^ Jump up to: а б «Хамфри Сирл: Мемуары - Кадриль с вороном: (10) Бедлам BBC» . Musicweb-international.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  70. ^ «Хэйр Грэма, музыкальные идеи, музыкальные звуки: сборник эссе » (PDF) . Проверено 22 июля 2020 г.
  71. ^ «Уорикская музыка» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 года . Проверено 9 февраля 2013 г.
  72. ^ Jump up to: а б «Рут Развитие традиции» . Musicweb-international.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  73. ^ Мердок, Джеймс (22 июля 2002 г.). Пегги Гланвилл-Хикс: транспонированная жизнь . Пендрагон Пресс. ISBN  9781576470770 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  74. ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ] Письмо Ганса Келлера в Music Review , 17 декабря 1951 г. Проверено 4 февраля 2014 г.
  75. ^ Хаквейл, Дэвид (10 января 2014 г.). Музыка к фильмам Хаммера и музыкальный авангард . МакФарланд. ISBN  9780786451661 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  76. ^ «Архивы Молденхауэра в Библиотеке Конгресса» (PDF) . Проверено 22 июля 2020 г.
  77. ^ «Музыкальная биеннале в Загребе» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 9 февраля 2013 г.
  78. ^ Форман, Льюис (22 июля 2011 г.). Товарищ Джона Ирландии . Boydell & Brewer Ltd. ISBN  9781843836865 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  79. ^ «Сонатина для фортепиано (Ирландия, Джон) — IMSLP: скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Проверено 22 июля 2020 г.
  80. ^ «Музыкальный фонд Алана Буша - Музыка - Духовой оркестр / Духовой оркестр» . Alanbushtrust.org.uk . Проверено 22 июля 2020 г.
  81. ^ «Универсальное издание» . Проверено 22 июля 2020 г.
  82. ^ Вена: Universal-Edition AG OCLC 461971074.
  83. ^ «классические композиторы/org classic-composers.org» . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 24 мая 2019 г.
  84. ^ «3 негритянских пьесы для белых клавиш (Ламберт, Констант) — IMSLP: скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Проверено 22 июля 2020 г.
  85. ^ «РУТ: Современная сцена» . Musicweb-international.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  86. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 9 февраля 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  87. ^ Матиас, доктор Рианнон (28 января 2013 г.). Лютьенс, Макончи, Уильямс и британская музыка двадцатого века: благословенное трио сирен . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN  9781409495444 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  88. ^ Jump up to: а б «Би-би-си празднует 90-летие» . Проверено 22 июля 2020 г.
  89. ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс, Адриан (8 ноября 2010 г.). Смерть пирата: Британское радио и становление информационной эпохи . WW Нортон и компания. ISBN  9780393080308 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  90. ^ Jump up to: а б с д и Доэрти, Мартин А. (22 июля 2000 г.). Нацистская беспроводная пропаганда: лорд Хоу-Хоу и британское общественное мнение во время Второй мировой войны . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748613632 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  91. ^ «Заметки Мослей» (PDF) . Проверено 22 июля 2020 г.
  92. ^ Шон Мерфи, Leting the Side Down: британские предатели Второй мировой войны , Страуд, 2006, стр. 70-2.
  93. ^ «Джеймс Кларк Джеймс Ройстон Кларк Б., 1923 г., сын Дороти Экерсли, предатель и заместитель командира в Берлине нацистского коллаборациониста «лорда Хау-Хау» Уильяма Джойса - AbeBooks» . Abebooks.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  94. ^ «Аукционы Блумсбери» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 года . Проверено 9 февраля 2013 г.
  95. ^ «Конрад Кларк: Профиль художника» . conradclark.com.au . Проверено 22 июля 2020 г.
  96. ^ «Лютенс, Элизабет (1906–1983) | Encyclepedia.com» . Энциклопедия.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  97. ^ Jump up to: а б "Поиск" . Концертные программы . Проверено 22 июля 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  98. ^ « Журнал Общества Делиуса , апрель 1983 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  99. ^ Jump up to: а б Спратт, Джеффри К. (22 июля 1987 г.). Музыка Артура Онеггера . Издательство Коркского университета. ISBN  9780902561342 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  100. ^ [2] Архивировано 20 октября 2013 г. в Wayback Machine ]
  101. ^ Митчелл, Аластер; Поултон, Алан Дж. (22 июля 2001 г.). Хроника первых трансляций музыкальных произведений в Соединенном Королевстве, 1923–1996 гг . Эшгейт. ISBN  9781859282397 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
  102. ^ Jump up to: а б «Сообщение о кафе Mudcat» . сайт madcat.org . Проверено 22 июля 2020 г.
  103. ^ «Эдвард Кларк», IV. Успехи в Берлине, Невольное паломничество Арнольда Шенберга», «Слушатель» , 17 января 1952 года» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2013 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  104. ^ «Лос-Анджелес Фил» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года . Проверено 9 февраля 2013 г.
  105. ^ Jump up to: а б с д «Тревор Брэй» . Trevor-bray-music-research.co.uk . Проверено 22 июля 2020 г.
  106. ^ «Пир Уолтона Валтасара» . Redwards.com . Проверено 22 июля 2020 г.
  107. ^ Уолш, Стивен (30 сентября 2011 г.). Стравинский (Том 2): Второе изгнание: Франция и Америка, 1934–1971 гг . Случайный дом. ISBN  9781407064482 . Проверено 22 июля 2020 г. - через Google Книги.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 935a7417a90e1cf32263fcb7bbcebf83__1714581480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/83/935a7417a90e1cf32263fcb7bbcebf83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edward Clark (conductor) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)