Jump to content

Концерт для скрипки с оркестром (Берг)

Концерт для скрипки с оркестром
Альбан Берг
Эскиз композитора Эмиля Штумппа
Жанр Концерт
Составленный 1935  ( 1935 )
Преданность «Памяти ангела» [1]
Движения Два (по две секции каждый)
Подсчет очков Скрипка и оркестр
Премьера
Дата 19 апреля 1936 г. ( 19.04.1936 )
Расположение Дворец каталонской музыки , Барселона
Дирижер Герман Шерхен
Исполнители

Альбана Берга был Скрипичный концерт написан в 1935 году. Вероятно, это самое известное и наиболее часто исполняемое произведение Берга. В нем Берг стремился примирить диатонику и додекафонию . Работа была заказана Луи Краснером и посвящена Бергом «памяти ангела». Это была последняя выполненная им работа. Краснер исполнил сольную партию на премьере во Дворце каталонской музыки в Барселоне в апреле 1936 года, через четыре месяца после смерти композитора.

Концепция и композиция

[ редактировать ]
Вдова Краснера и Берга Элен с партитурой (1961)

Произведение было создано по заказу скрипача Луи Краснера . Когда он получил заказ, Берг работал над своей оперой «Лулу» и несколько месяцев не приступал к работе над концертом.

Событием, побудившим его начать концерт, стала смерть от полиомиелита 18-летней Манон Гропиус , дочери Вальтера Гропиуса Берга и подруги и покровительницы Альмы Малер ( Густава Малера вдовы ). Берг отложил Лулу для написания концерта, который он посвятил «Памяти ангела»; [3] он назвал «ангела» Алме Манон. Альма чувствовала себя брошенной Бергами во время траура, и Берг стремился исправить ситуацию. Берг отправил Альме некоторую часть партитуры, возможно, посвященную страницу и вступление, в 1935 году. Это был ее 56-й день рождения, к которому, вероятно, относилась вступительная отметка метронома (56 на четвертную ноту). [1]

Берг работал над произведением очень быстро и завершил его за несколько месяцев; Считается, что его работа над концертом во многом стала причиной того, что ему не удалось завершить «Лулу» перед его смертью 24 декабря 1935 года. Концерт был последним произведением, которое он завершил. В письме Краснеру от 16 июля 1935 года Берг писал: «Вчера я закончил сочинение [без оркестровки] нашего Скрипичного концерта. Я, вероятно, удивлюсь этому больше, чем вы… работа давала мне все больше и больше радость, я надеюсь – нет, я твердо верю, – что мне это удалось». [ нужна ссылка ]

На партитуре рукописи стоит дата 11 августа 1935 года. [ нужна ссылка ]

Подсчет очков

[ редактировать ]

Концерт рассчитан на 2 флейты (обе дублируются как пикколо ), 2 гобоя (один дублируется как английский рожок ), альт-саксофон (дублируется как 3-й кларнет), 2 кларнета , бас-кларнет , 2 фагота , контрафагот , 4 валторны , 2 трубы , 2 тромбона , туба , литавры , перкуссия , арфа и струнные . [3]

Внешний звук
Исполняет Изабель Фауст с оркестром Моцарта под управлением Клаудио Аббадо.
значок аудио I. Анданте – Аллегретто
значок аудио II. Аллегро – Адажио

Берг описал структуру концерта в письме Арнольду Шёнбергу . [4] Он состоит из двух частей, каждая из которых разделена на две части:

Иа Анданте (Прелюдия)
Иб Аллегретто (Скерцо)
II.а. Аллегро (Каденция)
II.б. Адажио (Хоральные вариации)

Произведение начинается с Анданте в форме классической сонаты , за которым следует Аллегретто , танцевальная часть. Вторая часть начинается с Аллегро , в основном основанного на одной повторяющейся ритмической ячейке ; этот раздел был описан как каденционный , с очень сложными пассажами в сольной партии. В кульминации (отмеченной в партитуре как «Кульминационная точка Аллегро»); четвертый и последний раздел, обозначенный как Адажио , гораздо спокойнее. Первые две части символизируют жизнь, две последние – смерть и преображение .

Мелодия «Плач» и ее построение из нот РИ-5 и П-8. [5] Duration: 0 seconds.

Как и многие произведения Берга, это произведение сочетает в себе двенадцатитоновую технику , типичную для сериалистической музыки, перенятой у его учителя Арнольда Шенберга , с отрывками, написанными в более свободном, более тональном стиле. В партитуре удивительным образом сочетаются сериализм и тональность. Вот тональный ряд Берга:

 \new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" \remove "Bar_engraver" } \relative c' { \clef treble \override Stem #'transparent = ##t g4 bes d fis ace gis b cis ees f }

Хотя он содержит все двенадцать нот хроматической гаммы , здесь присутствует сильная тональная подоплека: первые три ноты ряда составляют трезвучие минор соль ; ноты с третьей по пятую представляют собой трезвучие ре мажор ; ноты с пятой по седьмую представляют собой трезвучие ля минор ; ноты с седьмой по девятую представляют собой трезвучие ми мажор ;

 { \new PianoStaff << \new Staff \relative c' { \clef treble \time 2/4 r8 <d bes>4( <d bes>8~ | <d bes> <d a>4 <d a>8~ | <d a>) <c a>4( <c a>8~ | <c a> <be,>4 <be,>8) } \new Staff \relative c { \clef bass \time 2/4 g,2( | фис' | е' | гис, } >> }

а последние четыре ноты (B, C♯ , E , F) и первая (G) вместе составляют часть целой гаммы тонов . Корни четырех трезвучий соответствуют открытым струнам скрипки, что выделено во вступительном пассаже пьесы.

 \relative c' { \clef treble \numericTimeSignature \time 4/4 g8(\pp d' a' e') e( a, d, g,~ | g1) }

Таким образом, образующиеся трезвучия связаны с квинтой и образуют каденцию , которую мы слышим непосредственно перед тем, как скрипка впервые сыграет ряд. Более того, четыре аккорда выше содержат последовательность нот B (B ) – A – C – H (B ), мотив BACH , таким образом связывая произведение с Иоганном Себастьяном Бахом , музыка которого играет решающую роль в произведении.

Последние четыре ноты ряда, восходящие по целым тонам, являются также первыми четырьмя нотами хоральной мелодии « Es ist genug » («Довольно»). Бах сочинил четырехчастную постановку гимна Франца Иоахима Бурмейстера с мелодией Иоганна Рудольфа Але, чтобы завершить свою кантату O Ewigkeit, du Donnerwort , BWV 60 ( О вечность, ты, громовое слово ). [6] Первые четыре меры показаны ниже.

   \new PianoStaff <<      \новый персонал <<         \новый голос \relative c' {             \stemUp \clef treble \key f \major \time 4/4             \[ f2 g4 а             b2\]r4 б             c4 gg прекрасно!             а2.             }         \новый голос \relative c' {             \stemDown              с2 с4 бес8 а              е'2 s4 е              е4. f8 Эдек              ф2.              }            >>     \новый персонал <<         \новый голос \relative c' {             \stemUp \clef bass \key f \major \time 4/4             а2 g4 д'             д2 р4 гис,             а8 б с4 cc             с2.             }         \новый голос \relative c {             \stemDown             f2 e4 фис             gis2 s4 е             a8 g!16 f e8 dc прекрасно! аг!             ф2.             }         >>    >>

Берг цитирует этот хорал в последней части пьесы, где в кларнетах слышится гармонизация Баха .

В 1957 году Эрнст Кренек определил еще один цитируемый тональный отрывок в произведении как каринтийскую народную песню . [7] [а] Брайан Симмс и Шарлотта Эрвин описали это как «Vögele af'n Zweschpm-bam». [б] как « песня- йодль с дерзким, непристойным текстом». [8] Он появляется во второй части первой части и ненадолго возвращается перед кодой во второй части. Это, пожалуй, единственный раздел, материалы которого не черпаются из ряда. [9]

 \relative c' { \clef treble \key g \major \time 3/4 \partial 4*1 << { d4 | б'8. b16 d4 g8 б | б, 4 дг | фис4. е8 е4 | с2. | с'4. фис,8 d4 | с' фис, d8 с' | b2 g8 б | д,2 } \\ {д,4 | г8. g16 b4 d | г, будь | д4. с8 с4 | фис, 2. | фис'4. d8 c4 | фис d c8 фис | g2 d8 d | б2 } >> }

Энтони Попл называет концерт «менее последовательным, чем Лулу », поскольку он содержит первоначально серийный материал, который позже повторяется или разрабатывается вне этой структуры, а также с небольшими изменениями во всем, чтобы избежать голых октав. [10]

Премьеры

[ редактировать ]

Пересмотренная версия

[ редактировать ]

У Берга не было времени пересмотреть счет или исправить ошибки. Наконец, это было сделано в 1990-х годах профессором Дугласом Джарманом , главным преподавателем академических исследований Королевского Северного музыкального колледжа в Манчестере. [14] Премьера переработанной версии состоялась в Вене в 1996 году с Дэниелом Хоупом в качестве солиста. Хоуп также сделала первую запись этой версии в 2004 году с Симфоническим оркестром BBC под управлением Пола Уоткинса . [15]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хервиг Кнаус [ де ] позже сделал то же самое, без ссылки на Кренека, в «Die Kärtner Volkweise aus Alban Bergs Violinkonzert» . Моско Карнер перевел работу Кнауса над этим, включая текст песни, на английский язык. [ нужна ссылка ]
  2. ^ "Птичка на сливовом дереве"
  1. ^ Jump up to: а б Симмс и Эрвин 2021 , 382–390.
  2. ^ Джеймс, Джейми (20 марта 1994 г.). «Модель Т создает шедевр» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 июля 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Гласс, Герберт. «Скрипичный концерт – О произведении» . Лос-Анджелес Фил . Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 2 ноября 2017 г.
  4. ^ Бранд и др. (ред.), Переписка Берга-Шёнберга , с. 466. Цитируется по Pople 1991 , с. 47
  5. ^ Уиттолл, Арнольд . 2008. Кембриджское введение в сериализм. Кембриджские введения в музыку , с. 84. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-68200-8 (пбк).
  6. ^ BWV 60.5 bach-chorales.com
  7. ^ Уолди, ID (ноябрь 1983 г.). «Скрипичный концерт Берга». Музыкальные времена . 124 (1689): 665. дои : 10.2307/961414 . JSTOR   961414 . в рецензии на книгу Редлиха (MQ, xliii (1957), 404).
  8. ^ Симмс и Эрвин 2021 , 380.
  9. ^ Жемчуг 1985 , 244–247, 255–257.
  10. ^ Попл 1991 , стр. 39–40.
  11. ^ Jump up to: а б с Луи Краснер, «Некоторые воспоминания об Антоне Веберне», концерте Берга и Вене 1930-х годов.
  12. ^ Лейтон 1991 .
  13. ^ Кеннеди 1989 , с. 178.
  14. ^ Пэлгрейв Макмиллан . Проверено 1 ноября 2014 г.
  15. ^ «БЕРГ И БРИТТЕН СКРИПИЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ (2004)» . Дэниел Хоуп.com . Проверено 1 ноября 2014 г.
  • Кеннеди, Майкл (1989). Адриан Боулт (переиздание). Папермак (Макмиллан). ISBN  0-333-48752-4 .
  • Лейтон, Роберт (июнь 1991 г.). "Обзор". Граммофон .
  • Попл, Энтони (31 марта 1991 г.). Берг: Концерт для скрипки с оркестром . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-39976-9 .
  • Перл, Джордж. 1985. Оперы Альбана Берга, Том. II: Лулу. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   978-0-520-06616-8 .
  • Симмс, Брайан Р. и Шарлотта Эрвин. 2021. Берг. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-093144-5 (hbk).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1ba86c1bdb9d1b5b86319d107dd7e2c__1715145180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/2c/e1ba86c1bdb9d1b5b86319d107dd7e2c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Violin Concerto (Berg) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)