Концерт для скрипки с оркестром (Берг)
Концерт для скрипки с оркестром | |
---|---|
Альбан Берг | |
![]() Эскиз композитора Эмиля Штумппа | |
Жанр | Концерт |
Составленный | 1935 |
Преданность | «Памяти ангела» [1] |
Движения | Два (по две секции каждый) |
Подсчет очков | Скрипка и оркестр |
Премьера | |
Дата | 19 апреля 1936 г. |
Расположение | Дворец каталонской музыки , Барселона |
Дирижер | Герман Шерхен |
Исполнители |
|
Альбана Берга был Скрипичный концерт написан в 1935 году. Вероятно, это самое известное и наиболее часто исполняемое произведение Берга. В нем Берг стремился примирить диатонику и додекафонию . Работа была заказана Луи Краснером и посвящена Бергом «памяти ангела». Это была последняя выполненная им работа. Краснер исполнил сольную партию на премьере во Дворце каталонской музыки в Барселоне в апреле 1936 года, через четыре месяца после смерти композитора.
Концепция и композиция
[ редактировать ]
Произведение было создано по заказу скрипача Луи Краснера . Когда он получил заказ, Берг работал над своей оперой «Лулу» и несколько месяцев не приступал к работе над концертом.
Событием, побудившим его начать концерт, стала смерть от полиомиелита 18-летней Манон Гропиус , дочери Вальтера Гропиуса Берга и подруги и покровительницы Альмы Малер ( Густава Малера вдовы ). Берг отложил Лулу для написания концерта, который он посвятил «Памяти ангела»; [3] он назвал «ангела» Алме Манон. Альма чувствовала себя брошенной Бергами во время траура, и Берг стремился исправить ситуацию. Берг отправил Альме некоторую часть партитуры, возможно, посвященную страницу и вступление, в 1935 году. Это был ее 56-й день рождения, к которому, вероятно, относилась вступительная отметка метронома (56 на четвертную ноту). [1]
Берг работал над произведением очень быстро и завершил его за несколько месяцев; Считается, что его работа над концертом во многом стала причиной того, что ему не удалось завершить «Лулу» перед его смертью 24 декабря 1935 года. Концерт был последним произведением, которое он завершил. В письме Краснеру от 16 июля 1935 года Берг писал: «Вчера я закончил сочинение [без оркестровки] нашего Скрипичного концерта. Я, вероятно, удивлюсь этому больше, чем вы… работа давала мне все больше и больше радость, я надеюсь – нет, я твердо верю, – что мне это удалось». [ нужна ссылка ]
На партитуре рукописи стоит дата 11 августа 1935 года. [ нужна ссылка ]
Подсчет очков
[ редактировать ]Концерт рассчитан на 2 флейты (обе дублируются как пикколо ), 2 гобоя (один дублируется как английский рожок ), альт-саксофон (дублируется как 3-й кларнет), 2 кларнета , бас-кларнет , 2 фагота , контрафагот , 4 валторны , 2 трубы , 2 тромбона , туба , литавры , перкуссия , арфа и струнные . [3]
Музыка
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Изабель Фауст с оркестром Моцарта под управлением Клаудио Аббадо. | |
![]() | |
![]() |
Берг описал структуру концерта в письме Арнольду Шёнбергу . [4] Он состоит из двух частей, каждая из которых разделена на две части:
Иа Анданте (Прелюдия)
Иб Аллегретто (Скерцо)
II.а. Аллегро (Каденция)
II.б. Адажио (Хоральные вариации)
Произведение начинается с Анданте в форме классической сонаты , за которым следует Аллегретто , танцевальная часть. Вторая часть начинается с Аллегро , в основном основанного на одной повторяющейся ритмической ячейке ; этот раздел был описан как каденционный , с очень сложными пассажами в сольной партии. В кульминации (отмеченной в партитуре как «Кульминационная точка Аллегро»); четвертый и последний раздел, обозначенный как Адажио , гораздо спокойнее. Первые две части символизируют жизнь, две последние – смерть и преображение .

Как и многие произведения Берга, это произведение сочетает в себе двенадцатитоновую технику , типичную для сериалистической музыки, перенятой у его учителя Арнольда Шенберга , с отрывками, написанными в более свободном, более тональном стиле. В партитуре удивительным образом сочетаются сериализм и тональность. Вот тональный ряд Берга:
Хотя он содержит все двенадцать нот хроматической гаммы , здесь присутствует сильная тональная подоплека: первые три ноты ряда составляют трезвучие минор соль ; ноты с третьей по пятую представляют собой трезвучие ре мажор ; ноты с пятой по седьмую представляют собой трезвучие ля минор ; ноты с седьмой по девятую представляют собой трезвучие ми мажор ;
а последние четыре ноты (B, C♯ , E ♭ , F) и первая (G) вместе составляют часть целой гаммы тонов . Корни четырех трезвучий соответствуют открытым струнам скрипки, что выделено во вступительном пассаже пьесы.
Таким образом, образующиеся трезвучия связаны с квинтой и образуют каденцию , которую мы слышим непосредственно перед тем, как скрипка впервые сыграет ряд. Более того, четыре аккорда выше содержат последовательность нот B (B ♭ ) – A – C – H (B ♮ ), мотив BACH , таким образом связывая произведение с Иоганном Себастьяном Бахом , музыка которого играет решающую роль в произведении.
Последние четыре ноты ряда, восходящие по целым тонам, являются также первыми четырьмя нотами хоральной мелодии « Es ist genug » («Довольно»). Бах сочинил четырехчастную постановку гимна Франца Иоахима Бурмейстера с мелодией Иоганна Рудольфа Але, чтобы завершить свою кантату O Ewigkeit, du Donnerwort , BWV 60 ( О вечность, ты, громовое слово ). [6] Первые четыре меры показаны ниже.
Берг цитирует этот хорал в последней части пьесы, где в кларнетах слышится гармонизация Баха .
В 1957 году Эрнст Кренек определил еще один цитируемый тональный отрывок в произведении как каринтийскую народную песню . [7] [а] Брайан Симмс и Шарлотта Эрвин описали это как «Vögele af'n Zweschpm-bam». [б] как « песня- йодль с дерзким, непристойным текстом». [8] Он появляется во второй части первой части и ненадолго возвращается перед кодой во второй части. Это, пожалуй, единственный раздел, материалы которого не черпаются из ряда. [9]
Энтони Попл называет концерт «менее последовательным, чем Лулу », поскольку он содержит первоначально серийный материал, который позже повторяется или разрабатывается вне этой структуры, а также с небольшими изменениями во всем, чтобы избежать голых октав. [10]
Премьеры
[ редактировать ]- Мировая премьера: 19 апреля 1936 года, Дворец каталонской музыки , Барселона , на XIV фестивале ISCM . Луис Краснер Сольную партию исполнял , а оркестром Пау Казальса дирижировал Герман Шерхен . [3]
- Антон Веберн должен был стать дирижером. Сообщения различаются относительно того, был ли он болен или был эмоционально неспособен справиться с предметом музыки. В любом случае Шерхен оказался там на фестивале, и его призвали буквально в 11 часов: впервые он увидел партитуру в 23:00 накануне премьеры, а на следующее утро времени было всего лишь полчаса репетиции. [11]
- Британская частная премьера: 1 мая 1936 года, Лондон , на концерте, доступном только по приглашениям. Краснер снова был солистом (по приглашению продюсера BBC Эдварда Кларка , присутствовавшего на мировой премьере в Барселоне), а Веберн дирижировал Симфоническим оркестром BBC . Это выступление было записано на ацетатных дисках, сохранившихся в коллекции Краснера. Спектакль транслировался по BBC в день столетия Берга, 9 февраля 1985 г. [11] и позже выпущен на компакт-диске. [12]
- Австрийская и европейская премьера: 25 октября 1936 года, Вена , Краснер с Венским филармоническим оркестром под управлением Отто Клемперера . Скрипач Арнольд Розе вышел на пенсию и возглавил струнную секцию. Это выступление также было записано. [11]
- Британская публичная премьера: 9 декабря 1936 года, Лондон, в Королевском зале на концерте BBC. Краснер снова стал солистом, а сэр Генри Вуд дирижировал Симфоническим оркестром BBC. [13]
Пересмотренная версия
[ редактировать ]У Берга не было времени пересмотреть счет или исправить ошибки. Наконец, это было сделано в 1990-х годах профессором Дугласом Джарманом , главным преподавателем академических исследований Королевского Северного музыкального колледжа в Манчестере. [14] Премьера переработанной версии состоялась в Вене в 1996 году с Дэниелом Хоупом в качестве солиста. Хоуп также сделала первую запись этой версии в 2004 году с Симфоническим оркестром BBC под управлением Пола Уоткинса . [15]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хервиг Кнаус позже сделал то же самое, без ссылки на Кренека, в «Die Kärtner Volkweise aus Alban Bergs Violinkonzert» . Моско Карнер перевел работу Кнауса над этим, включая текст песни, на английский язык. [ нужна ссылка ]
- ^ "Птичка на сливовом дереве"
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Симмс и Эрвин 2021 , 382–390.
- ^ Джеймс, Джейми (20 марта 1994 г.). «Модель Т создает шедевр» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Гласс, Герберт. «Скрипичный концерт – О произведении» . Лос-Анджелес Фил . Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ Бранд и др. (ред.), Переписка Берга-Шёнберга , с. 466. Цитируется по Pople 1991 , с. 47
- ^ Уиттолл, Арнольд . 2008. Кембриджское введение в сериализм. Кембриджские введения в музыку , с. 84. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68200-8 (пбк).
- ^ BWV 60.5 bach-chorales.com
- ^ Уолди, ID (ноябрь 1983 г.). «Скрипичный концерт Берга». Музыкальные времена . 124 (1689): 665. дои : 10.2307/961414 . JSTOR 961414 .
в рецензии на книгу Редлиха (MQ, xliii (1957), 404).
- ^ Симмс и Эрвин 2021 , 380.
- ^ Жемчуг 1985 , 244–247, 255–257.
- ^ Попл 1991 , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б с Луи Краснер, «Некоторые воспоминания об Антоне Веберне», концерте Берга и Вене 1930-х годов.
- ^ Лейтон 1991 .
- ^ Кеннеди 1989 , с. 178.
- ^ Пэлгрейв Макмиллан . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ «БЕРГ И БРИТТЕН СКРИПИЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ (2004)» . Дэниел Хоуп.com . Проверено 1 ноября 2014 г.
- Кеннеди, Майкл (1989). Адриан Боулт (переиздание). Папермак (Макмиллан). ISBN 0-333-48752-4 .
- Лейтон, Роберт (июнь 1991 г.). "Обзор". Граммофон .
- Попл, Энтони (31 марта 1991 г.). Берг: Концерт для скрипки с оркестром . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-39976-9 .
- Перл, Джордж. 1985. Оперы Альбана Берга, Том. II: Лулу. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06616-8 .
- Симмс, Брайан Р. и Шарлотта Эрвин. 2021. Берг. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-093144-5 (hbk).