Манон Гропиус
Манон Гропиус | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Альма Манон Анна Юстина Каролина Гропиус 5 октября 1916 г. Вена , Австро-Венгрия |
Умер | 22 апреля 1935 г. Вена, Австрия | (18 лет)
Псевдоним | Муци |
Занятие | Муза |
Родители | Вальтер Гропиус , Альма Малер |
Альма Манон Анна Юстина Каролина Гропиус (5 октября 1916 — 22 апреля 1935) была австрийкой дочерью немецкого архитектора Вальтера Гропиуса и австрийского композитора и автора дневников Альмы Малер , а также падчерицей писателя и поэта Франца Верфеля . [ 1 ] Она — рандфигур (периферийный человек), значение которой заключается в ее отношениях с крупными фигурами: музой, вдохновившей композитора Альбана Берга , а также Верфеля и нобелевского лауреата, писателя Элиаса Канетти . Манон Гропиус чаще всего называют «ангелом» и посвященной Скрипичного концерта Берга . [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Манон Гропиус, окрещенная в лютеранской церкви как Альма Манон Анна Юстина Каролина. [ 3 ] родился в Вене в разгар Первой мировой войны , 5 октября 1916 года, был третьим ребенком Альмы Малер, вдовы композитора и дирижера Густава Малера и жены архитектора и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. [ 2 ] Ее родители разошлись вскоре после того, как Гропиус обнаружил роман Альмы с писателем Францем Верфелем летом 1918 года и истинное отцовство ее четвертого ребенка, Мартина Йоханнеса Гропиуса. [ 4 ]

Как и другие дети ее происхождения и происхождения, Манон, которую семья и друзья называли «Мутци» (она дружила в детстве с Марией Альтманн , которую позже также называли «Муци»), воспитывала ее няня, бывшая служащая австро-венгерской армии. медсестра Ида Гебауэр (которую Манон называла «Шулли»). [ 2 ] Ее ранняя жизнь прошла в путешествиях с матерью между тремя домами Альмы в Вене, Брайтенштайне-ам-Земмеринге и Венеции , а также в Веймаре , где располагалась первая школа Баухаус. Ее путешествия также включали многие города Германии, в том числе Лейпциг , где в 1921 году состоялась премьера пьесы Франца Верфеля «Шпигельменш» («Человек-зеркало»). [ 2 ] [ 5 ] Там не по годам развитая пятилетняя девочка побывала на репетициях и начала «исполнять» роли героини, а также декламировать строки. С этого времени мать Верфель и другие в их окружении прививали интерес девочки к театру. [ 6 ]
В начале 1920-х годов Вальтер Гропиус дал Альме законное основание развестись с ним из-за неверности, договорившись, что его застанут на месте преступления с проституткой. Его сотрудничество сопровождалось пониманием того, что Манон будет разрешено остаться с ним и его новой женой Исе Гропиус в Дессау , куда переехал Баухаус. [ 5 ] [ 2 ] Лишь в ноябре 1927 года Альма наконец согласилась на продолжительный визит. С этого времени Гропиус и его дочь начали обмениваться письмами, а также подарками, в том числе набором мебели, разработанной Гропиусом, а также книгами и журналами, в которых Гропиус скрывал личные сообщения, чтобы избежать перехвата со стороны чрезмерно собственнической Альмы. [ 7 ] Вальтер Гропиус имел лишь один продолжительный визит в 1932 году.
Манон получила домашнее образование у Шулли и различных наставников. Как и ее старшая сводная сестра Анна Малер , она давала уроки игры на фортепиано, но как музыкант не отличилась. Она посещала ту же прогрессивную школу для девочек, что и ее мать, Institut Hanausek в Первом округе Вены. [ 7 ] Но ее вспыльчивое поведение, во многом обусловленное ее беззаботным ранним детством (Альма позволяла ей ходить обнаженной («раздетой») как можно дольше), привело к тому, что Манон в конце концов покинула школу, и ее образование продолжилось дома. [ 1 ] Хотя она хотела стать актрисой, ее мать хотела, чтобы она получила и практическое образование, и Манон, свободно владевшая французским и итальянским языками, готовилась к государственному экзамену Австрии в качестве преподавателя языка и переводчика. [ 7 ]
В 1930-е годы она стала более сговорчивой и даже безмятежной. Она умела обращаться с животными, и за ней часто следовали кошки и собаки. Она могла подойти и покормить дикую косулю и особенно интересовалась змеями. [ 6 ] Верфель, которая вышла замуж за свою мать в 1929 году и больше не нуждалась в эвфемизме «Онкель», будучи хорошо сведущей в сравнительном религиоведении , заметила ассоциации, подобные Потнии Терон , а также атрибуты христианского святого, такого как св. . Франциск Ассизский . Манон, крещеная лютеранской протестанткой, обратилась в католицизм в 1932 году и попала под влияние поклонника своей матери, о. Йоханнес Хольнштайнер . [ 1 ] Именно в это время Элиас Канетти увидел ее и, как композитор Эрнст Кренек и другие представители круга Альмы, написал о своих впечатлениях от Манон в своих мемуарах. Канетти предполагает, что Альма смотрела на Манон как на еще один трофей, наравне со своими тремя мужьями и множеством вещей:
Не прошло и секунды, как в комнату влетела газель, легконогое темноволосое существо, замаскированное под молодую девушку, не тронутую великолепием, в которое она была призвана, моложе в своей невинности своих вероятных шестнадцати лет. Она излучала робость даже больше, чем красоту, ангельская газель не из ковчега, а с небес. Я вскочил, думая преградить ей вход в эту нишу порока или хотя бы отрезать ей вид на отравителя на стене, но Лукреция, никогда не перестававшая играть свою роль, неудержимо взяла слово:
«Красивая, не правда ли? Это моя дочь Манон. От Гропиуса. Учится одна в классе. Вы не возражаете против того, чтобы я так сказал, не так ли, Аннерл [уменьшительное от Анны Малер ]? Что плохого в том, чтобы иметь красивую сестру ?Как отец, как дочь.Вы когда-нибудь видели Гропиуса?Настоящего арийца.Единственный мужчина ,который подходил мне по расовому признаку,были маленькими евреями. Дело в том, что я предпочитаю оба вида. Теперь можешь бежать, котик. Подожди, пойди и посмотри, пишет ли Францл [уменьшительное от Франца Верфеля]. Если да, не беспокой его. скажи ему, что я хочу его».
Благодаря этому поручению Манон, третий трофей, выскользнула из комнаты, такая же нетронутая, как и пришла; ее поручение, казалось, ее не беспокоило. Я испытал большое облегчение при мысли, что ничто не сможет ее тронуть, что она всегда останется такой, какая была, и никогда не станет такой, как ее мать, отравительница на стене, стеклянная, пухлая старуха на диване. [ 8 ]
Манон-подросток использовалась ее стареющей матерью, чтобы привлечь то чувственное мужское внимание, которым она с готовностью наслаждалась в юности. [ 1 ] Теперь она нашла эту радость опосредованно, совместив Манон с мужчиной постарше, австрофашистским политиком Антоном Ринтеленом , который позже был арестован за участие в неудавшемся нацистском июльском путче 1934 года. [ 1 ]
Манон никогда не отпускала своего желания действовать. Она даже написала известному Бургтеатра актеру Раулю Аслану письмо и стихотворение, в которых выразила желание однажды выступить на той же сцене. [ 9 ] Своими темными длинными волосами и красотой она настолько впечатлила театрального режиссера Макса Рейнхардта , что он предложил роль Первого ангела в возрожденной его и Гуго фон Хофмансталем экранизации Кальдерона » « Великого театра мира для Зальцбурга 1934 года. Фестиваль . [ 6 ] Но Верфель не думал, что Манон была подготовлена для такой важной роли: она сыграла лишь в нескольких театральных постановках, которые он поставил для развлечения ее матери и их друзей на заднем крыльце Дома Малера в Брайтенштайне, крыльце, спроектированном ее отцом. в 1916 году. [ 6 ] [ 5 ] Поэтому, как и ее отчим, Верфель отказался предоставить Манон такую возможность. [ 6 ]

В марте 1934 года Манон и ее мать отправились в Венецию на Пасху. [ 1 ] Там Манон заразилась полиомиелитом , в результате чего ее полностью парализовало. [ 2 ] Она вернулась в Вену, где немного научилась пользоваться своими руками. Она все еще была полна решимости действовать; преподаватели знаменитого семинара Рейнхардта заходили на дом. [ 6 ] Альма также поощряла посетителей, в том числе молодого австрофашиста, бюрократа по имени Эрих Цыхлар, ухаживать за Манон в надежде, что предстоящая свадьба заставит ее снова идти пешком. [ 1 ]
В середине апреля Манон устроила для матери и отчима частное представление у них дома. Затем, на Страстной неделе, у нее возникли проблемы с дыханием и отказ органов. Она проходила агрессивную форму диатермии с использованием рентгеновских аппаратов, которая может вызвать ятрогенные осложнения. [ 7 ]
Манон Гропиус умерла 22 апреля 1935 года и была похоронена на кладбище Гринцинг во время церемонии, которую Канетти также очень подробно описал. [ 10 ] Ее отец и мачеха приехали из Англии в Германию, где в отношении своих граждан применялись строгие меры, а также штрафные санкции за пересечение границы с Австрией. [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Через несколько недель после ее похорон двое присутствующих, Франц Верфель и Альбан Берг, планировали почтить память Манон, а также утешить ее мать Альму, которая не присутствовала на похоронах. [ 4 ] [ 7 ] Берг уже начал свой Скрипичный концерт еще до смерти Манон. Он и его жена Элен считали Манон дочерью; бездетная Элен Берг держала у своей кровати фотографию Манон. Вскоре Берг адаптировал и закончил концерт, включавший программные аллюзии на Манон и, по мнению некоторых музыковедов, на внебрачную дочь Берга, Альбину, во многом так же, как его «Лирическая сюита» (1926) намекает на свою тайную посвященницу, Ханну Фукс-Робеттин , Верфеля. сестра, с которой у Берга был роман в 1920-х годах. [ 11 ]
о жизни вымышленного католического святого в Венеции конца 17-го века Верфель планировал написать роман «Легенды» с различными подзаголовками: «Заступница животных» , «Змей » и «Мертвых» . [ 4 ] [ 7 ] Большая часть исследований для этой книги в конечном итоге легла в основу «Песни о Бернадетте» (1942), романа, посвященного Манон, в котором присутствуют элементы ее характера и внешности как в персонаже Бернадетты, так и в видении Пресвятой Девы , которую она называет Дамой в белом. , языческий термин, связанный с Weiße Frauen немецкого фольклора. Верфель также написал некрологию о жизни Манон для католического журнала Commonweal, чтобы объяснить значение его преданности делу, чего он никогда не делал для других книг. [ 6 ] В других романах Верфеля также фигурируют персонажи, созданные по образцу Манон, в частности, будущая египетская невеста пророка Иеремии в «Слушай голос» (1937) и Невеста в его последнем романе « Звезда нерожденных» (1946). [ 2 ] [ 7 ] Манон также является второстепенным персонажем романа Макса Филлипса 2001 года «Жена художника» , основанного на жизни Альмы Малер. [ 12 ]
Сводная сестра Манон, скульптор Анна Малер , изготовила памятник для ее могилы — молодую женщину, держащую песочные часы, — но аншлюс не позволил его установить. [ 13 ] Позже статуя была разрушена в результате воздушного налета. На могиле Манон не было постоянного указателя до 1950-х годов, когда Вальтер Гропиус спроектировал плоский треугольный памятник и ландшафтный дизайн. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Оливер Хилмс (2004). Альмы Малер-Верфель (на немецком языке Вдова в заблуждении: жизнь ). Мюнхен: Поселенцы. ISBN 9783442734115 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Альма Малер (1960). Моя жизнь ( на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Фишер Верлаг. ISBN 9783596205455 .
- ^ Лютеранской Книга крещения городской церкви Том 73. Вена- Внутренний город . 1916. с. 103.
{{cite book}}
: CS1 maint: местонахождение отсутствует издатель ( ссылка ) Манон Гропиус была 150-м крещеным младенцем. - ^ Jump up to: а б с Питер Стефан Юнгк (1987). Франц Верфель: История жизни . Франкфурт: Фишер Верлаг. ISBN 9783100910264 .
- ^ Jump up to: а б с д Реджинальд Р. Айзекс (1983). Вальтер Гропиус: Человек и его работа на ( немецком языке). Берлин: Братья Манн.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Франц Верфель, «Манон», « Содружество » , 1 мая 1942 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джеймс Рейдел (2010). «Письма к ангелу, 1927–35». Журнал Общества историков архитектуры . 69 (1): 88–107. дои : 10.1525/jsah.2010.69.1.88 .
- ^ Элиас Канетти, «Трофеи», «Игра глаз» (Der Augenspiel), перевод Ральфа Манхейма (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1986).
- ^ Эрих Ритенауэр, Alma, meine Liebe (Альма, моя дорогая) (Вена: Амальтея, 2008).
- ^ Канетти, «Похороны ангела», Игра глаз .
- ^ Дуглас Джарман, «Альбан Берг», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси.
- ^ Макс Филлипс, Жена художника (Нью-Йорк: Генри Холт, 2001).
- ^ Барбара Вейдл и Урсула Зеебер (ред.), Анна Малер: Я дома внутри себя (Бонн: Weidle, 2004).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рейдел, Джеймс (2021). Мир Манон: призракология дочери в треугольнике Альмы Малер, Вальтера Гропиуса и Франца Верфеля . Книги Чайки. ISBN 978-0-85742-749-6 .