Дом Вальтера Гропиуса (Берлин)

Дом Вальтера Гропиуса (также известный как «Гропиусхаус») — это жилое здание с девятью этажами и 66 квартирами на улице Хенделаллее 1–9 в берлинском Ганзавиртеле, граничащее с центральным парком Гроссер Тиргартен . Он был спроектирован Уолтером Гропиусом / The Architects' Collaborative - TAC ( Кембридж, Массачусетс, США ) в сотрудничестве с Вильсом Эбертом, Берлин, по случаю первой Международной строительной выставки (« Интербау ») в 1957 году. Он считается важная модернистская достопримечательность и в 1980 году был объявлен памятником архитектуры . [ 1 ] Актриса Марлен Дитрих сыграла важную роль в финансировании проекта Interbau . [ 2 ]
Общий
[ редактировать ]Дом Вальтера Гропиуса — один из 35 завершенных проектов Международной строительной выставки ( Интербау ) в 1957 году. Архитекторами, участвовавшими в Интербау, были исключительно всемирно известные модернисты, в том числе Алвар Аалто , Эгон Эйерманн , Вальтер Гропиус , Арне Якобсен , Василий Лукхардт , Оскар Нимейер , Сеп Руф , Макс Тот и Ле Корбюзье . Интербау представил два громких проекта американских архитектурных фирм: Дом Уолтера Гропиуса от TAC и Конгрессхалле (Конференц-центр - сегодня: Haus der Kulturen der Welt ) Хью Стаббинса . Хью Стаббинс ранее работал ассистентом Уолтера Гропиуса в 1940 году в Гарвардском университете . [ 3 ]
Архитектура
[ редактировать ]Характерными особенностями дома Вальтера Гропиуса являются его вогнутая структура, фактурный фасад и характерные узкие стороны. В апартаменты можно попасть через четыре отдельных дверных проема, башнеобразные лестничные клетки и шахты лифтов.
Южный фасад здания, помимо характерной кривизны, имеет богато дифференцированную структуру. Он демонстрирует яркий декоративный эффект за счет графического расположения выступающих балконов, белых парусообразных сводчатых балюстрад, а также цветных застекленных элементов балюстрады. Это резко контрастирует с формальной и функциональной строгостью жилищных проектов Баухауза , реализованных Вальтером Гропиусом перед Второй мировой войной. Планировки трёх с половиной комнатных квартир во многом идентичны. Они различаются главным образом расположением балконов, которые сгруппированы в группы по четыре человека, создавая характерный «шахматный узор», чередующийся с оконными площадями и бетонными оштукатуренными стенами. Еще одной особенностью является дизайн узких сторон: в то время как линейные блочные здания (Цайленбау) обычно имеют узкие стороны без окон, Гропиус повернул четыре квартиры на обоих концах здания в восточном и/или западном направлении. Эти восемь «закрученных» квартир с выступающими лоджиями придают зданию своеобразный боковой вид, а также добавляют интереса к основному виду через его фланги, выполненные в бетонной штукатурке. Нижняя сторона балконов была окрашена в пудрово-синий цвет, боковые балконы, разделяющие соседние балконы, - в кирпично-красный, свес восточной узкой стороны подчеркнут темно-розовым цветом. Четыре входные двери ярко-красного, желтого, синего и зеленого цветов. Вид на северную сторону отмечен четырьмя башнеобразными лестницами и шахтами лифтов. Северная сторона менее красочна, чем главный вид с южной, но имеет слегка дифференцированные поверхности: высота четырех лестничных башен подчеркнута вертикальными канавками. Лестничные башни построены частично внутри, частично снаружи корпуса здания и изначально также содержали шахты мусоропроводов. Первый этаж окружен матовой коричневой керамической плиткой с вертикальными рифлениями. Внутри лестничных клеток боковые стены облицованы кирпичной кладкой, боковые стороны стен выделены ярко-желтой штукатуркой. Вестибюли четырех входов освещены стеклянными блоками и индивидуализированы цветной керамической плиткой. Сбоку дома имеется помещение для хранения велосипедов. На верхнем этаже расположены два пентхауса с большими террасами на крыше.
Планы квартир основаны на вкладе Гропиуса в строительство Сименсштадтского поселения 1929-30 годов. На севере расположены две спальни и ванная комната, на юге — гостиная, кухня и еще одна спальня. Поскольку дом построен в виде бетонного каркаса, в квартирах имеется лишь несколько несущих стен, что позволяет создать кухню/гостиную открытой планировки. Двери квартиры частично до потолка и оснащены алюминиевыми ручками. Первоначально все окна представляли собой филигранные конструкции из стальных рам. Поскольку стальные рамы превысили бюджет, Гропиус установил деревянные окна с рамами, выкрашенными в серый тон, имитирующий сталь. Чтобы сохранить желаемый эффект филиграни, деревянные рамы окон, выходящих на юг, сделали наклонными, соединив поворотное окно с неподвижным. [ 4 ] Подвала нет. Кладовые и прачечные расположены на первом этаже.
История
[ редактировать ]Организаторы Интербау сознательно не приглашали на архитектурные конкурсы, а доверились обращению всемирно известных «стархитекторов», получивших приглашение к участию. Архитекторы использовали градостроительный проект Герхарда Йобста и Вилли Крёйера, спроектировавших «неформальную» и «естественную композицию» здания, а также руководящие слова ахенского профессора Эриха Кюна: «легко – весело – комфортно – празднично». — цветной — сияющий — уютный». [ 5 ] Вальтер Гропиус почти буквально перевел эти лейтмотивы в архитектуру и представил их убедительно и визуально привлекательно. По этой причине, а также из-за притяжения имени Гропиус, здание позиционировалось как общественный магнит рядом с главным юго-западным входом в Интербау. [ 6 ]
Зеленые зоны
[ редактировать ]Зеленые зоны всего Ганзавиртеля были задуманы как единый генеральный план в рамках Interbau и реализованы десятью всемирно известными ландшафтными архитекторами. При этом границы между прилегающим парком Гроссер Тиргартен и новым жилым районом должны быть намеренно размыты. В концепции городского планирования это было сформулировано как одна из главных целей: «Через несколько лет новый Ганзавиртель полностью превратится в Тиргартен». [ 7 ] Зеленые зоны, первоначально созданные для Интербау в окрестностях дома Вальтера Гропиуса (секция I), были созданы садовыми архитекторами Херрманном Маттерном (Кассель) и Рене Пешером (Брюссель). Сегодня они частично переросли свои первоначальные планы. Кроме того, были посажены дополнительные деревья, например, дубы, которые сегодня закрывают некоторые виды на дом Вальтера Гропиуса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уте Нергер, Габи Дольф-Бонекэмпер, Клаус Лингенаурбер: Hansaviertel - Концепции - Значение - Проблемы. Ред.: Районное управление Берлина Тиргартен, Департамент строительства и жилищного строительства, Управление охраны природы и зеленых насаждений. Берлин 1995.
- ^ «Спасибо, Марлен», статья Хелен Пидд, The Guardian, 19 марта 2011 г.
- ^ Нердингер, Винфрид: Вальтер Гропиус. Архитектор Вальтер Гропиус - рисунки, планы и фотографии из музея Буша-Райзингера Гарвардского университета, Художественных музеев. Ред.: Архив Баухауза. Берлин 1985, стр. 274 ф.
- ^ Живая лаборатория Hansaviertel - Истории города завтрашнего дня. Амберпресс, Берлин 2007 г., ISBN 3-9809655-6-2 , С. 69 и далее.
- ^ Габи Дольф-Бонекэмпер, Франциска Шмидт: Ганзавиртель: международный послевоенный модернизм в Берлине. Издательство: HUSS-MEDIEN GmbH. Верлаг Баувезен, Берлин, 1999 г., ISBN 3-345-00639-1 , С. 16 и далее, 155 и далее.
- ^ Стефани Шульц, Карл-Георг Шульц: Ганзавиртель - символ современности. 3-е издание. Издательство BRAUN, 2015, г. ISBN 978-3-938780-13-8 , С. 30 ф.
- ^ Франк-Мануэль Петер : Берлинский Ганзавиртель и Интербау, 1957. Саттон Верлаг, Эрфурт, 2007, ISBN 978-3-86680-151-6 .