Jump to content

Алвар Аалто

Алвар Аалто
Аалто в 1960 году
Рожденный
Уго Альвар Хенрик Аалто

( 1898-02-03 ) 3 февраля 1898 г.
Умер 11 мая 1976 г. (11 мая 1976 г.) (78 лет)
Национальность финский
Альма-матер Хельсинкский технологический университет
Занятие Архитектор
Супруги
( м. 1925; умер в 1949)
Дети 2
Награды Медаль принца Евгения (1954 г.)
Золотая медаль RIBA (1957)
Золотая медаль AIA (1963)
Здания Санаторий Паймио
Ратуша Сяйнатсало
Выборгская библиотека
Мэри Вилла
Бейкер Хаус
Финляндия Холл
Проекты Центр Хельсинки
Дизайн Савойская Ваза
Паймио Стул
Подпись

Уго Алвар Хенрик Аалто (англ. произносится [ˈhuːɡo ˈɑlʋɑr ˈhenrik ˈɑːlto] ; 3 февраля 1898 — 11 мая 1976) — финский архитектор и дизайнер. [1] Его работы включают архитектуру, мебель, текстиль и изделия из стекла , а также скульптуры и картины. Он никогда не считал себя художником, рассматривая живопись и скульптуру как «ветви дерева, стволом которого является архитектура». [2] Ранняя карьера Аалто проходила параллельно с быстрым экономическим ростом и индустриализацией Финляндии в первой половине 20 века. Многие из его клиентов были промышленниками, в том числе семья Альстрём-Гуллихсен , ставшая его покровителями. [3] Период его карьеры, с 1920-х по 1970-е годы, отражен в стилях его работ: от скандинавского классицизма ранних работ до рационального международного стиля модернизма 1930-х годов и более органичного модернистского стиля с 1940-х годов. .

Его архитектурная работа на протяжении всей его карьеры характеризуется заботой о дизайне как Gesamtkunstwerk полном произведении искусства , в котором он вместе со своей первой женой Айно Аалто спроектировал не только здание, но и внутренние поверхности, мебель, лампы. , а также стеклянная посуда. Его дизайн мебели считается скандинавским модерном , эстетика которого отражается в их элегантном упрощении и заботе о материалах, особенно о дереве, а также в технических инновациях Аалто, которые привели его к получению патентов на различные производственные процессы, например, те, которые используются для производства гнутой древесины. [4] Как дизайнер он известен как предшественник модернизма середины века в дизайне; его изобретение мебели из гнутой фанеры [5] оказал глубокое влияние на эстетику Чарльза и Рэя Имсов и Джорджа Нельсона . [6] Музей Алвара Аалто , который считается его родным , спроектированный самим Аалто, расположен в городе Ювяскюля . [7]

В записи о нем на сайте Музея современного искусства отмечается его «замечательный синтез романтических и прагматических идей».

Его работы отражают глубокое желание гуманизировать архитектуру посредством неортодоксального обращения с формой и материалами, которое было одновременно рациональным и интуитивным. Под влиянием так называемого международного стиля модернизма (или функционализма, как его называли в Финляндии) и знакомства с ведущими модернистами Европы, включая шведского архитектора Эрика Гуннара Асплунда и многих художников и архитекторов, связанных с Баухаусом , Аалто создавал проекты. это оказало глубокое влияние на траекторию модернизма до и после Второй мировой войны. [8]

Биография [ править ]

Жизнь [ править ]

Аудитория Выборгской муниципальной библиотеки в 1930-е годы.
Студия Алвара Аалто, Хельсинки (1954–56)
Студия Алвара Аалто, Хельсинки (1954–55)
Главное здание Университета Ювяскюля (1955 г.)
Церковь Святого Духа, Вольфсбург (1958–62) [9]

Хьюго Алвар Хенрик Аалто родился в Куортане , Финляндия. [10] Его отец, Йохан Хенрик Аалто, был финноязычным землемером, а мать, Сельма Матильда «Селли» (урожденная Хакстедт), была шведскоязычной почтмейстершей. Когда Аалто было 5 лет, семья переехала в Алаярви , а оттуда в Ювяскюля в Центральной Финляндии . [11]

Учился в лицейской школе Ювяскюля, где получил основное образование в 1916 году, и брал уроки рисования у местного художника Йонаса Хейски . В 1916 году он поступил на факультет архитектуры в Хельсинкский технологический университет . Его учеба была прервана Гражданской войной в Финляндии , в которой он участвовал. Он сражался на стороне Белой армии и участвовал в битве при Лянкипохье и битве при Тампере . [12]

Свой первый образец архитектуры он построил еще будучи студентом; дом для своих родителей в Алаярви . [13] Позже он продолжил свое образование, получив высшее образование в 1921 году. Летом 1922 года он начал военную службу, закончив школу подготовки офицеров запаса в Хамине, и в июне 1923 года получил звание младшего лейтенанта запаса. [14]

В 1920 году, будучи студентом, Аалто совершил свою первую поездку за границу, поехав через Стокгольм в Гетеборг , где ненадолго нашел работу у архитектора Арвида Бьерке. [15] В 1922 году он выполнил свою первую самостоятельную работу на Промышленной выставке в Тампере . [13] В 1923 году он вернулся в Ювяскюля , где открыл архитектурное бюро под названием «Алвар Аалто, архитектор и художник-монументалист». В это время он писал статьи для газеты Ювяскюля Sisä-Suomi под псевдонимом Ремус. [14] За это время он спроектировал несколько небольших частных домов в Ювяскюля, и рабочая нагрузка офиса постоянно росла. [11]

6 октября 1924 года Аалто вышла замуж за архитектора Айно Марсио . Их медовый месяц в Италии был первой поездкой Аалто туда, хотя Айно ранее совершала туда учебную поездку. [16] Последняя совместная поездка закрепила интеллектуальную связь с культурой Средиземноморского региона, которая оставалась важной для Аалто на всю жизнь.

По возвращении они продолжили работу над несколькими местными проектами, в частности, над Клубом рабочих Ювяскюля, который включил в себя ряд мотивов, которые они изучили во время поездки, в первую очередь украшения Фестивального зала, созданные по образцу Гробницы Ручеллаи во Флоренции Леоном Баттистой Альберти . После победы в архитектурном конкурсе на строительство здания сельскохозяйственного кооператива Юго-Западной Финляндии в 1927 году семья Аалто перенесла свой офис в Турку . Перед переездом они связались с самым прогрессивным архитектором города Эриком Бриггманом . Они начали сотрудничать с ним, особенно на ярмарке в Турку 1928–29. Биограф Аалто Йоран Шильдт утверждал, что Бриггман был единственным архитектором, с которым Аалто сотрудничал на равных. [17] С увеличением количества работы в финской столице офис Аалтоса в 1933 году снова переехал в Хельсинки. [18]

Семья Аалтос спроектировала и построила для себя совместный дом-офис (1935–36) в Мунккиниеми , Хельсинки, но позже (1954–56) в том же районе построили специально построенный офис - теперь первый является «домашним музеем». а последний - помещение Академии Алвара Аалто. В 1926 году молодые Аалтос спроектировали и построили для себя дачу в Алаярви , Виллу Флора. [11]

У Айно и Альвара было двое детей: дочь Йоханна «Ханни» (в замужестве фамилия Аланен; 1925 г.р.) и сын Гамилькар Аалто (1928 г.р.). Айно Аалто умерла от рака в 1949 году.

В 1952 году Аалто женился на архитекторе Элиссе Мякиниеми (умерла в 1994 году). В 1952 году он спроектировал и построил дачу, так называемый «Экспериментальный дом» , для себя и своей второй жены, ныне Элиссы Аалто , в Мууратсало в Центральной Финляндии. [19] Алвар Аалто умер 11 мая 1976 года в Хельсинки и похоронен на кладбище Хиетаниеми в Хельсинки. Элисса Аалто стала директором практики и руководила офисом с 1976 по 1994 год. В 1978 году Музей финской архитектуры в Хельсинки организовал крупную выставку работ Аалто.

Карьера архитектора

карьера классицизм Ранняя :

Хотя его иногда считают одним из первых и наиболее влиятельных архитекторов скандинавского модернизма , более пристальное изучение показывает, что Аалто (в то время как пионер в Финляндии) внимательно следил и имел личные контакты с другими пионерами в Швеции, в частности с Гуннаром Асплундом. [20] [21] и Свен Маркелиус . [22] Их и многих других представителей этого поколения в скандинавских странах разделяло классическое образование и подход к классической архитектуре, который историки теперь называют скандинавским классицизмом . [23] Это был стиль, который был реакцией на предыдущий доминирующий стиль национального романтизма , прежде чем в конце 1920-х годов он перешел в сторону модернизма. [24]

Вернувшись в Ювяскюля в 1923 году, чтобы основать собственное архитектурное бюро, Аалто спроектировал несколько домов на одну семью в стиле скандинавского классицизма. Например, похожий на усадьбу дом двоюродного брата его матери Терхо Маннера в Тойсе (1923 г.), летняя вилла начальника полиции Ювяскюля (также с 1923 г.) и фермерский дом Алатало в Тарваале (1924 г.). В этот период он построил свои первые общественные здания: Рабочий клуб Ювяскюля в 1925 году, здание Корпуса обороны Ювяскюля в 1926 году и здание Дома гражданской гвардии Сейняйоки в 1924–29. [ нужна ссылка ] Он участвовал в нескольких архитектурных конкурсах престижных государственных общественных зданий в Финляндии и за рубежом. Это включало два конкурса на строительство здания парламента Финляндии в 1923 и 1924 годах, пристройку к Хельсинкскому университету в 1931 году и здание для размещения Лиги Наций в Женеве, Швейцария, в 1926–27 годах. [ нужна ссылка ]

Первый завершенный проект церкви Аалто, церковь Муураме , иллюстрирует его переход от скандинавского классицизма к функционализму. [25]

Это был период, когда Аалто был наиболее плодовитым в своих произведениях, публикуя статьи для профессиональных журналов и газет. Среди его самых известных эссе этого периода — «Городская культура» (1924), [26] «Храмовые бани на хребте Ювяскюля» (1925 г.), [27] «Проповедь аббата Куаньара» (1925), [28] и «От порога до гостиной» (1926). [29]

Вилла Mairea в Ноормаркку
Фасад Бейкер-хауса на реке Чарльз
Главный зал Хельсинкского технологического университета (ныне Университет Аалто ) в Отаниеми , Финляндия (1949–66)
Дом культуры, Хельсинки
Культурный центр Вольфсбург (1958–62) [30]
Зал Финляндия (1962–71)
Эссене , Оперный театр Аалто-Театр в Германия .

: функционализм Ранняя карьера

Сдвиг в проектном подходе Аалто от классицизма к модернизму олицетворяет Выборгская библиотека в Выборге (1927–35), которая прошла путь от первоначально классического конкурсного предложения до завершенного высокомодернистского здания. Его гуманистический подход в полной мере проявляется в библиотеке: в интерьере использованы натуральные материалы, теплые тона и волнистые линии. Из-за проблем с финансированием, усугубленных сменой места, проект Выборгской библиотеки продлился восемь лет. За это время Аалто спроектировал Стандартный жилой дом (1928–29) в Турку, здание Турун Саномат (1929–30) и санаторий Паймио (1929–32), которые он спроектировал в сотрудничестве со своей первой женой Айно Аалто . Сдвигу Аалто в сторону модернизма способствовал ряд факторов: его возросшее знакомство с международными тенденциями, чему способствовали его путешествия по Европе; возможность поэкспериментировать с бетонными сборными конструкциями в типовом многоквартирном доме; передовой Ле Корбюзье Формальный язык здания Турун Саномат, вдохновленный ; и применение Аалто как в санатории Паймио , так и в текущем проекте библиотеки. Хотя здание Турун Саномат и санаторий Паймио являются сравнительно чистыми модернистскими произведениями, они несли в себе семена сомнения в таком ортодоксальном модернистском подходе и перехода к более смелому, синтетическому подходу. Указывалось, что принцип планировки санатория Паймио – расправленные крылья – был обязан санаторию Зоннестрааль (1925–31) Яна Дуйкера, который Аалто посетил во время его строительства. [31] Хотя эти ранние функционалисты несут на себе признаки влияния Ле Корбюзье , Вальтера Гропиуса и других ключевых модернистских деятелей Центральной Европы, Аалто, тем не менее, начал проявлять свою индивидуальность в отходе от таких норм с введением органических ссылок.

Через Свена Маркелиуса Аалто стал членом Международного конгресса современной архитектуры (CIAM), посетив второй конгресс во Франкфурте в 1929 году и четвертый конгресс в Афинах в 1933 году, где он установил близкую дружбу с Ласло Мохой-Надем и Зигфридом. Гидион и Филип Мортон Шанд . Именно в это время он внимательно следил за работой главной силы нового модернизма, Ле Корбюзье , несколько раз посещая его в его парижском офисе в последующие годы.

Только после завершения строительства санатория Паймио (1932 г.) и Выборгской библиотеки (1935 г.) Аалто впервые привлек мировое внимание к архитектуре. Его репутация в США выросла после приглашения провести ретроспективную выставку его работ в МОМА в Нью-Йорке в 1938 году. (Это был его первый визит в Штаты.) Выставка, которая позже отправилась в турне по 12 городам Страна стала знаковым событием: Аалто стал вторым архитектором – после Ле Корбюзье – который провел персональную выставку в музее. Его репутация в США выросла после критической оценки его проекта Финского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года назвал , который Фрэнк Ллойд Райт «гениальным произведением». [32] Можно сказать, что международная репутация Аалто была закреплена включением его во второе издание влиятельной книги Зигфрида Гидиона о модернистской архитектуре « Пространство, время и архитектура: рост новой традиции» (1949), в которой Аалто уделялось больше внимания, чем любой другой архитектор-модернист, включая Ле Корбюзье . В своем анализе Аалто Гидион отдавал предпочтение качествам, отходящим от прямой функциональности, таким как настроение, атмосфера, интенсивность жизни и даже национальные особенности, заявляя, что «Финляндия находится с Аалто, куда бы он ни пошел».

карьеры эксперименты Середина :

В 1930-е годы Альвар некоторое время экспериментировал с ламинированным деревом, скульптурой и абстрактным рельефом, характеризующимся неправильными изогнутыми формами. Используя эти знания, он смог решить технические проблемы, связанные с гибкостью древесины, и в то же время решить пространственные проблемы в своих проектах. [12] Ранние эксперименты Аалто с деревом и его отход от пуристского модернизма будут проверены в построенной форме комиссией по проектированию виллы Майреа (1939) в Ноормаркку , роскошном доме молодой пары промышленников Гарри и Майре Гуллихсен . Главным заказчиком выступила Майре Гуллихсен, которая тесно работала над дизайном не только с Альваром, но и с Айно Аалто, поощряя их быть более смелыми в работе. Здание образует U-образную форму вокруг центрального внутреннего «сада», центральной особенностью которого является бассейн почкообразной формы. Рядом с бассейном находится сауна, выполненная в деревенском стиле, отсылающая как к финским, так и к японским традициям. Дизайн дома представляет собой синтез многочисленных стилистических влияний, от традиционного финского языка до пуристского модернизма, а также влияний английской и японской архитектуры. Хотя дом явно предназначен для богатой семьи, Аалто, тем не менее, утверждает, что это также эксперимент, который окажется полезным при проектировании массового жилья. [33]

Его растущая известность привела к предложениям и комиссионным за пределами Финляндии. В 1941 году он принял приглашение в качестве приглашенного профессора Массачусетского технологического института в США. Во время Второй мировой войны он вернулся в Финляндию, чтобы возглавить Управление реконструкции. После войны он вернулся в Массачусетский технологический институт, где спроектировал студенческое общежитие Baker House , построенное в 1949 году. [34] Общежитие выходило на берег реки Чарльз , а его волнистая форма обеспечивала максимальный обзор и вентиляцию для каждого жителя. [35] Это было первое здание Аалто из красного кирпича. Первоначально использовавшийся в Baker House для обозначения университетских традиций Лиги Плюща, Аалто после своего возвращения в Финляндию продолжил использовать его в ряде ключевых зданий, в первую очередь в нескольких зданиях нового кампуса Хельсинкского технологического университета (начиная с 1950 года). ), Ратуше Сяйнятсало (1952), Хельсинкскому пенсионному институту (1954), Хельсинкскому дому культуры (1958), а также в собственной даче - Экспериментальном доме в Мууратсало (1957). [36]

В 1950-х годах Аалто погрузился в скульптуру, исследуя дерево, бронзу, мрамор и смешанную технику. Среди примечательных работ этого периода — его мемориал 1960 года битве при Суомуссалми . Расположенный на поле боя, он представляет собой бронзовую колонну, стоящую на постаменте. [12]

карьера монументализм Зрелая :

Подпись Алвара Аалто на стене Ювяскюля театра

Главными среди работ Аалто с начала 1960-х годов до его смерти в 1976 году были его проекты в Хельсинки, в частности, план огромного города в пустоте в центре Хельсинки, прилегающей к заливу Тёёлё , и обширные железнодорожные станции , область, отмеченная по краям значительные здания, такие как Национальный музей и главный железнодорожный вокзал, оба построены Элиэлем Саариненом . В своем плане города Аалто предложил ряд отдельных мраморных зданий, выходящих на залив, в которых разместились бы различные культурные учреждения, в том числе концертный зал, опера, музей архитектуры и штаб-квартира Финской академии . Схема также распространилась на район Камппи с рядом высоких офисных зданий. Аалто впервые представил свое видение в 1961 году, но в начале 60-х оно претерпело различные модификации. Были реализованы только два фрагмента общего плана: концертный зал «Финляндия Холл» (1976 г.) с видом на залив Тёёлё и офисное здание в районе Камппи для Хельсинкской электроэнергетической компании (1975 г.). Аалто также нанял Мизианский формальный язык геометрических сеток, используемый в этих зданиях для других объектов Хельсинки, включая здание штаб-квартиры Enso-Gutzeit (1962 г.), Академический книжный магазин (1962 г.) и здание банка SYP (1969 г.).

После смерти Аалто в 1976 году его офис продолжал работать под руководством его вдовы Элиссы, которая курировала завершение уже спроектированных работ (в некоторой степени), среди них Городской театр Ювяскюля и оперный театр Эссена . После смерти Элиссы Аалто офис продолжал работать как Академия Алвара Аалто, давая советы по восстановлению зданий Аалто и организуя обширные архивы практики.

карьера Мебельная

Паймио стул
Штабелируемые табуреты модели 60

Хотя Аалто был известен своей архитектурой, его дизайн мебели вызывал восхищение и популярен до сих пор. Он учился у архитектора-дизайнера Йозефа Хоффмана в Wiener Werkstätte (англ. «Венская мастерская») и какое-то время работал под руководством Элиэля Сааринена . [4] Он также черпал вдохновение у Гебрюдера Тонета . [4] В конце 1920-х и 1930-х годах он тесно сотрудничал с Айно Аалто над дизайном своей мебели, что отчасти связано с его решением спроектировать многие отдельные предметы мебели и лампы для санатория Паймио. Особое значение имели эксперименты Аалто со стульями из гнутой фанеры, в первую очередь с так называемым стулом Паймио, предназначенным для больных туберкулезом, и табуретом-штабелером модели 60 . Семья Аалто вместе с пропагандистом изобразительного искусства Майре Гуллихсен и искусствоведом Нильсом-Густавом Халем в 1935 году основала компанию «Артек» , якобы для продажи продукции Аалто, но которая также импортировала изделия других дизайнеров. [37] Аалто стал первым дизайнером мебели, применившим консольный принцип при создании стульев из дерева. [4]

Награды [ править ]

Награды Аалто включали медаль принца Евгения в 1954 году, Королевскую золотую медаль в области архитектуры Королевского института британских архитекторов в 1957 году и золотую медаль Американского института архитекторов в 1963 году. Он был избран иностранным почетным членом Американской академии архитекторов. Искусств и наук в 1957 году. [38] Он также был членом Академии Финляндии и был ее президентом с 1963 по 1968 год. С 1925 по 1956 год он был членом Международного конгресса современной архитектуры . В 1960 году он получил степень почетного доктора Норвежского университета науки и технологий (NTNU). [39]

Работает [ править ]

Карьера Аалто охватывает изменения стиля от ( скандинавского классицизма ) до пуристского международного стиля модернизма и до более личного, синтетического и своеобразного модернизма. Широкая сфера дизайнерской деятельности Аалто варьируется от крупномасштабных проектов, таких как городское планирование и архитектура, до более интимных, человеческих работ в дизайне интерьеров, дизайне мебели и стеклянных изделий , а также живописи. Подсчитано, что за всю свою карьеру Аалто спроектировал более 500 отдельных зданий, из которых было построено около 300. Подавляющее большинство из них находится в Финляндии. У него также есть несколько зданий во Франции, Германии, Италии и США. [40]

На работу Аалто с деревом повлияли ранние скандинавские архитекторы. Его эксперименты и смелые отступления от эстетических норм привлекли внимание к его способности заставлять дерево делать то, что раньше не делалось. Например, его методы резки бука и его способность использовать фанеру в качестве структурного элемента, одновременно используя ее эстетические свойства, были одновременно технически новаторскими и художественно вдохновленными. Другие примеры его чувствительности к расширению границ включают вертикальное размещение необтесанных бревен в его павильоне на выставке в Лапуа — элемент дизайна, напоминающий средневековую баррикаду. На сцене оркестра в Турку и на Парижской выставке Всемирной выставки он использовал доски разных размеров и форм. Также в Париже (и на вилле Майреа ) он использовал березовые доски в вертикальном расположении. Его Выборгская библиотека , построенная в тогдашнем Выборге (она стала Выборгом после советской аннексии в 1944 году), славится своим потрясающим потолком с волнистыми волнами красносердечной сосны (которая растет в этом регионе). [41] В своей кровле он создал массивные пролеты (155 футов на крытом стадионе в Отаниеми ), и все это без тяг. На своей лестнице на вилле Майреа он вызывает ощущение естественного леса, связывая колонны из древесины бука с ивами. [42]

Аалто утверждал, что его картины были созданы не как отдельные произведения искусства, а как часть процесса архитектурного проектирования, и многие из его небольших «скульптурных» экспериментов с деревом привели к созданию более поздних более крупных архитектурных деталей и форм. Эти эксперименты также привели к получению ряда патентов: например, в 1932 году он изобрел новую форму мебели из ламинированной гнутой фанеры (которая была запатентована в 1933 году). [1] На его экспериментальный метод повлияли его встречи с различными членами школы дизайна Баухаус , особенно с Ласло Мохой-Надь , с которым он впервые встретился в 1930 году. Мебель Аалто была выставлена ​​в Лондоне в 1935 году и получила большое признание критиков. Чтобы удовлетворить потребительский спрос, Аалто вместе со своей женой Айно, Майре Гуллихсен основал компанию Artek и Нильсом-Густавом Халем в том же году . Стеклянная посуда Аалто (Аино, а также Альвар) производится компанией Iittala .

» от Aalto «Высокий табурет» и « Табурет E60 (производства Artek ) в настоящее время используются в магазинах Apple Store по всему миру в качестве сидений для покупателей. Покрытые черным лаком, табуреты используются для рассадки клиентов в «Genius Bar», а также в других помещениях магазина, когда сидение требуется для мастер-класса или специального мероприятия. Аалто также оказал влияние на привлечение современному искусству внимания финского народа к , в частности к работам его друзей Александра Милна Колдера и Фернана Леже . [12]

Важные здания [ править ]

KUNSTEN Музей современного искусства Ольборг , Дания (1958–72)
Церковь Санта-Мария-Ассунта, Риола-ди- Вергато , Италия, спроектирована в 1966 году и построена в 1975–1978 годах. Фото Паоло Монти , 1980 год.
Стол и стулья от Алвара Аалто.
Чайная тележка (чайная тележка)
Кресло 400 с оленя мехом

Мебель и стеклянная посуда [ править ]

Стулья
Лампы
  • 1954: Торшер A805
  • 1959: Торшер A810
Вазы

Цитаты [ править ]

  • «Бог создал бумагу для того, чтобы рисовать на ней архитектуру. Все остальное, по крайней мере для меня, — это неправильное использование бумаги». Алвар Аалто, «Вместо статьи», Arkkitehti no. 1-2, 1958.
  • «Мы должны работать над простыми, хорошими, неукрашенными вещами... вещами, которые гармонируют с человеком и органично подходят маленькому обывателю». Алвар Аалто, речь в Лондоне 1957 г.
  • «Это не искусство брать и копировать все из традиции или прошлого. Необходимо брать материал и энергию у природы и отвечать произведением искусства, привнося в него свою психическую энергию. Мы склонны брать все от природы без давать что-либо взамен это нехорошо – это может нам отомстить». [60]

Критика архитектуры Аалто [ править ]

Как упоминалось выше, международная репутация Аалто была закреплена включением его во второе издание влиятельной книги Зигфрида Гидиона о модернистской архитектуре « Пространство, время и архитектура: рост новой традиции» (1949), в которой Аалто уделялось больше внимания, чем любой другой архитектор-модернист, включая Ле Корбюзье . В своем анализе Аалто Гидион отдавал предпочтение качествам, отходящим от прямой функциональности, таким как настроение, атмосфера, интенсивность жизни и даже национальные особенности, заявляя, что «Финляндия находится с Аалто, куда бы он ни пошел».

Однако совсем недавно некоторые архитектурные критики и историки поставили под сомнение влияние Аалто на исторический канон. Итальянские историки архитектуры-марксисты Манфредо Тафури и Франческо Даль Ко утверждают, что «историческое значение Аалто, возможно, было довольно преувеличено; с Аалто мы находимся за пределами великих тем, которые сделали ход современной архитектуры таким драматичным. Качества его работ имеют имея в виду только мастерские отвлечения, не подлежащие воспроизведению за пределами отдаленной реальности [sic], в которой они имеют свои корни». [61] В основе их критики лежало восприятие работ Аалто как неподходящих для городского контекста: «По сути, его архитектура не соответствует городским типологиям».

На другом конце политического спектра (хотя он также обеспокоен уместностью формального языка Аалто) американский теоретик культуры и историк архитектуры Чарльз Дженкс выделил свой Пенсионный институт как пример того, что он назвал «мягким патернализмом» архитектора: Задуманный как раздробленная масса, призванная разрушить чувство бюрократизма, он слишком хорошо справляется с гуманностью и добротой убивает пенсионера. Формы знакомы: красный кирпич и ленточные окна, разбитые медными и бронзовыми элементами, - все пронесено насквозь. с буквальным мышлением, граничащим с снотворным». [62]

В течение своей жизни Аалто подвергался критике со стороны своих коллег-архитекторов в Финляндии, в первую очередь Кирмо Микколы и Юхани Палласмаа . К последнему десятилетию жизни Аалто его работы считались немодными индивидуалистическими в то время, когда противоположные тенденции рационализма и конструктивизма – часто отстаиваемые левыми политиками – выступали за анонимную, агрессивно неэстетичную архитектуру. О поздних работах Аалто Миккола писал: «Аалто перешел к линии барокко…» [63]

Алвар Аалто изображен на марке, выпущенной в 1976 году.

Мемориалы [ править ]

Аалто почтили по-разному:

  • Алвар Аалто — эпоним Медали Алвара Аалто , международной архитектурной премии .
  • Аалто фигурировал на банкноте в 50 марок последней серии финской марки (до ее замены евро в 2002 году).
  • Столетие со дня рождения Аалто в 1998 году было отмечено в Финляндии не только несколькими книгами и выставками, но и продвижением специально разлитого в бутылки красного и белого вина Аалто и специально разработанного кекса .
  • В 1976 году, в год его смерти, память Аалто была увековечена на финской почтовой марке.
  • Пьяцца Альвар Аалто, площадь, названная в честь Аалто, находится в деловом районе Порта Нуова в Милане, Италия.
  • Университет Аалто — финский университет, образованный в результате слияния Хельсинкского технологического университета , Хельсинкской школы экономики и TaiK в 2010 году, назван в честь Алвара Аалто.
  • Улицы Алвара Аалто можно найти в пяти разных финских городах: Хельсинки, Ювяскюля, Оулу, Котка и Сейняйоки.
  • В 2017 году Музей Алвара Аалто запустил Alvar Aalto Cities, то есть сеть городов, в которых есть здания Алвара Аалто. [64] Целью сети является повышение осведомленности о работе Аалто как в Финляндии, так и за рубежом. Есть надежда, что объединение усилий в сфере коммуникаций и маркетинга улучшит видимость и доступность выставок, туристических достопримечательностей и мероприятий. На сегодняшний день членами сети являются: Ольборг, Алаярви, Эспоо, Эура, Хамина, Хельсинки, Иматра, Ювяскюля, Ярвенпяя, Котка, Коувола, Лахти, Оулу, Паймио, Пори, Расеборг, Рованиеми, Сейняйоки, Турку, Вантаа и Варкаус. . По оценкам, всего в мире будет 40 городов, которые можно было бы квалифицировать как город Алвара Аалто.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чилверс 2004 , с. 1
  2. ^ Энкель 1998 , с. 32
  3. ^ Анон, 2013 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бойс 1985 , с. 1
  5. ^ Норвич, Джон Джулиус (1990). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия искусств . США: Издательство Оксфордского университета. п. 1. ISBN  978-0-19-869137-2 .
  6. ^ «Алвар Аалто» . www.dwr.com .
  7. ^ Музей Алвара Аалто 2011 г.
  8. ^ «Алвар Аалто» . www.moma.org .
  9. Приход Святого Духа на kirche-wolfsburg.de , данные получены 27 февраля 2018 г.
  10. ^ Торн 1984 , с. 1
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Алвар Аалто» . www.architecture-history.org . Проверено 14 февраля 2021 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пелконен 2009 , стр. 201.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лабо 1968 , с. 1
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гепораута 1999 , стр. 10.
  15. ^ Уэстон 1997 , с. 20
  16. ^ Суоминен-Кокконен 2007 , стр. 18.
  17. ^ Шильдт 1994 , стр. 54.
  18. ^ Хепораута 1999 , стр. 24.
  19. ^ Гимарайнш, М. (2012). «Прецедент в устойчивой архитектуре: летний дом Алвара Аалто» . Журнал зеленого строительства . 7 (2): 64–73. дои : 10.3992/jgb.7.2.64 .
  20. ^ Паавилайнен 1982 , стр. 23.
  21. ^ Аалто 1998 , стр. 29.
  22. ^ Аалто 1998 , стр. 76.
  23. ^ Паавилайнен 1982 , стр. 11–15
  24. ^ Уилсон, Колин Сент-Дж. УилсонСэр Колин Сент-Дж. (1 января 2009 г.), «Аалто, Хьюго Альвар Хенрик» , The Oxford Companion to Architecture , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198605683.001.0001 , ISBN  978-0-19-860568-3 , получено 6 июля 2021 г.
  25. ^ Алвара Аалто « «Заблуждение молодости» будет восстановлено в своей первоначальной славе» (на финском языке). Над. 31 марта 2015 года . Проверено 9 сентября 2020 г.
  26. ^ Аалто 1998 , стр. 19–20
  27. ^ Аалто 1998 , стр. 17–19
  28. ^ Аалто 1998 , стр. 56–57
  29. ^ Аалто 1998 , стр. 49–55
  30. Культурный центр Алвара Аалто на сайте Центра Алвара Аалто в Германии, Вольфсбург , получено 25 января 2015 г.
  31. ^ Хипели 2014 , с. 116
  32. ^ МакКартер 2006 , с. 143
  33. ^ Палласмаа 1998 , стр. 31.
  34. ^ Музей дизайна Vitra .
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Андерсон 2013 г.
  36. ^ Маккормик, Меган (22 августа 2023 г.). «Летние каникулы архитекторов» . Архитектура сегодня . Проверено 8 сентября 2023 г.
  37. ^ Палласмаа 1998 , стр. 19.
  38. ^ Турнир 2013 г.
  39. ^ Анон, 2014 г.
  40. ^ Шильдт 1994 , стр. 310–313
  41. ^ Лабо 1968 , с. 2
  42. ^ Лабо 1968 , с. 3
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Архитектор Алвара Аалто | Биография, постройки, проекты и факты» . Знаменитые архитекторы . Проверено 22 октября 2020 г.
  44. ^ Кайрамо 2009 , стр. 107-1. 34–35
  45. ^ Уэстон 1997 , стр. 47–48.
  46. ^ Хипели 2014 , с. 9
  47. ^ «Вилла Таммеканн · Навигатор по финской архитектуре» . finnisharchitecture.fi . Проверено 22 октября 2020 г.
  48. ^ Корвенмаа 2004 г.
  49. ^ Палласмаа 1998 г.
  50. ^ Holma 2015
  51. ^ «AD Classics: Maison Louis Carré / Alvar Aalto» . АрчДэйли . 6 апреля 2013 г.
  52. ^ Лааксонен 2008
  53. ^ Паатеро 1993 , стр. 65–74
  54. ^ Эйзенбранд 2014 , стр. 361–382.
  55. ^ «Здание» . kunsten.dk . Проверено 22 октября 2020 г.
  56. ^ Эйзенбранд 2014 , стр. 339–359.
  57. ^ «Наследие Алвара Аалто живёт в Вольфсбурге, Германия | Истории дизайна» . Магазин финского дизайна COM . 31 января 2020 г. Проверено 22 октября 2020 г.
  58. ^ «Алвар Аалто» . www.architecture-history.org . Проверено 22 октября 2020 г.
  59. ^ Паатеро 1993 , стр. 105–112
  60. ^ «Блог Химасса» . химасса.com . Проверено 25 сентября 2022 г.
  61. ^ Тафури и компания 1976 , с. 338
  62. ^ Дженкс 1973 , стр. 80–81.
  63. ^ Миккола 1969 , стр. 31.
  64. ^ «Города Алвара Аалто» . Фонд Алвара Аалто | Фонд Алвара Аалто .

Источники [ править ]

  • Аалто, Альвар (1998). Шильдт, Горан (ред.). Алвар Аалто своими словами . Хельсинки, Финляндия: Риццоли. ISBN  978-0-8478-2080-1 .
  • Музей Алвара Аалто (2011). «Музей Алвара Аалто» [Музей Алвара Аалто]. www.alvaraalto.fi .
  • Андерсон, Стэнфорд (2013). Фенске, Гейл; Фикслер, Дэвид (ред.). Аалто и Америка . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  978-0-300-17600-1 .
  • Анон (2014). «Почетные врачи» . NTNU (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 10 сентября 2014 г.
  • Анон (2013). «Алвар Аалто: биография архитектора» . Architect.architecture.sk . Архитектура.ск.
  • Анон. «Биография Алвара Аалто 1898–1976» (PDF) . Музей дизайна Витра.
  • Бойс, Чарльз (1985). «Аалто, Уго Альвар Хенрик (1899–1976)». Словарь мебели . Генри Холта и компании Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: ISBN  0-8050-0752-0 .
  • Браун, Теодор М. (1969). «Альт, Хьюго Альвар Хенрик». В Майерсе, Бернард С. (ред.). Художественный словарь Макгроу-Хилла . Том. Я: АА-Цейлон. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill. LCCN   68026314 .
  • Чилверс, Ян, изд. (2004) [1988]. «Аалто, Альвар». Оксфордский словарь искусств (3-е изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-860476-9 .
  • Энкель, Улла (1998). Алвар Аалто: Taiteilija – Konstnären – Художник . Хельсинки: Музей Амоса Андерсона. ISBN  952-9531-25-7 .
  • Хепораута, Арне (1999). Алвар Аалто: Арккитехти / Архитектор 1898–1976 (на финском языке) (1-е изд.). Хельсинки, Финляндия: Ракеннустието. ISBN  951-682-546-Х .
  • Эйзенбранд, Йохен, изд. Алвар Аалто – Вторая природа . Вайль-на-Рейне: Музей дизайна Vitra. ISBN  978-3-931936-93-8 .
  • Хипели, Миа, изд. (2014). Санаторий Паймио 1929-33: Архитектор Алвар Аалто, Том 5 . Хельсинки: Фонд Алвара Аалто. ISBN  978-952-267-074-8 .
  • Холма, Марджо, изд. (2015). Дом культуры . Ювяскюля: Музей Алвара Аалто.
  • Дженкс, Чарльз (1973). Современные движения в архитектуре . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Press. ISBN  978-0-385-02554-6 .
  • Кайрамо, Майя, изд. (2009). Библиотека Алвара Аалто в Выборге: спасение современного шедевра Хельсинки: Ракеннустието. ISBN  978-951-682-938-1 .
  • Корвенмаа, Пекка, изд. (2004). Сунила 1936-54: Архитектор Алвар Аалто, том 7 . Хельсинки: Фонд Алвара Аалто. ISBN  952-5498-03-4 .
  • Лааксонен, Эса, изд. (2008). Maison Louis Carré 1956-61: Архитектор Алвар Аалто, том 20 . Хельсинки: Фонд Алвара Аалто. ISBN  978-952-5371-43-7 .
  • Лабо, Марио (1968) [1959]. «Аалто, Уго Альвар Хенрик». В Крэндалле, Роберт В. (ред.). Энциклопедия мирового искусства . Том. I: Аалто-Малоазиатский, Западный. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw Hill Book Company, Inc. LCCN   59013433 .
  • Маккартер, Роберт (2006). Фрэнк Ллойд Райт . Лондон: Книги реакции. ISBN  978-1-86189-268-3 .
  • Миккола, Кирмо (1969). «Современные стремления финской архитектуры». Архитектор (на финском языке). 66 : 30–37.
  • Паатеро, Кристина, изд. (1993). Линия – оригинальные рисунки из архива Алвара Аалто . Хельсинки: Фонд Алвара Аалто. ISBN  951-9229-81-7 .
  • Паавилайнен, Симо, изд. (1982). Северный классицизм – 1910–1930 [ Северный классицизм ]. Хельсинки: Музей финской архитектуры. ISBN  951-9229-21-3 .
  • Палласмаа, Юхани (1998). Алвар Аалто: Вилла Майреа 1938–39 (2-е изд.). Ram Pubs & Dist. ISBN  978-952-5371-31-4 .
  • Пелконен, Эева-Лийза (2009). Алвар Аалто: архитектура, современность и геополитика . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-11428-7 .
  • Шильдт, Горан (1994). Алвар Аалто, Дело всей жизни: архитектура, дизайн и искусство . Хельсинки, Финляндия: Паб Отава. С/о. ISBN  978-951-1-12975-2 .
  • Суоминен-Кокконен, Ренья (2007). Айно и Алвар Аалто – Совместное путешествие – Интерпретации повседневного модернизма . Хельсинки: Фонд Алвара Аалто. ISBN  978-952-5371-32-1 .
  • Тафури, Манфредо; Ко, Франческо Даль (1976). Современная архитектура [ Modern Architecture ] (на итальянском языке). Милан: Электа.
  • Торн, Джон, изд. (1984). «Аалто, Альвар». Биографический словарь Чемберса (пересмотренная редакция). Чемберс. ISBN  0-550-18022-2 .
  • Уэстон, Ричард (1997) [1995]. Алвар Аалто . Лондон, Великобритания: Phaidon Press Limited. ISBN  978-0-7148-3710-9 .
  • Турни, Мишель (2013). «Книга участников, 1780–2010: Глава A» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 13 ноября 2013 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Йоран Шильдт написал и отредактировал множество книг об Аалто, наиболее известной из которых является трехтомная биография, которую обычно называют полной биографией Аалто.

  • Шильдт, Горан (1984). Алвар Аалто. Ранние годы . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Риццоли. ISBN  978-0-8478-0531-0 .
  • Шильдт, Горан (1987). Алвар Аалто. Решающие годы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Риццоли. ISBN  978-0-8478-0711-6 .
  • Шильдт, Горан (1991). Алвар Аалто. Зрелые годы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Риццоли. ISBN  978-0-8478-1329-2 .
  • Сотрудники архива Алвара Аалто (1994). Архитектурные чертежи Алвара Аалто 1917–1939 годов: собственный дом Аалто в Хельсинки, финский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже и другие здания и проекты, 1932–1937 годы . Архитектурный архив Гирлянды. Рутледж.
  • Шильдт, Горан (1994). Алвар Аалто: Полный каталог архитектуры, дизайна и искусства . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Риццоли. ISBN  978-0-8478-1818-1 .

Другие книги

  • Дитцикер, Селин; Гранц, Лукас (2022). Аалто в деталях. Каталог компонентов . Биркхойзер Верлаг. ISBN  978-3-03562-332-1 .
  • Лааксонен, Эса (2013). Алвар Аалто Архитектор . Том 5: Санаторий Паймио 1928–32. Издательство Ракеннустието. ISBN  978-951-682-954-1 .
  • Холма, Майя; Палласмаа, Юхани; Суоминен-Кокконен, Ренья (2003). Алвар Аалто Архитектор . Том 6: Дом Аалто 1935–36. Фонд Алвара Аалто. ISBN  978-952-5498-01-1 .
  • Корвенмаа, Пекка, изд. (2007). Алвар Аалто Архитектор . Том. 7: Сунила 1936–1954. Фонд Алвара Аалто. ISBN  978-952-5498-03-5 .
  • Аалто, Альвар (2008). Алвар Аалто Архитектор . Том 13: Технологический университет, Отаниеми, 1949–74. Фонд Алвара Аалто. ISBN  978-952-5498-08-0 .
  • Хипели, Миа (2009). Алвар Аалто Архитектор . Том 16: Университет Ювяскюля, 1951–71. АСИН   B002QH2LMK .
  • Аалто, Альвар (2008). Алвар Аалто Архитектор . Том. 20: Дом Луи Карре 1956–63. Фонд Алвара Аалто. ISBN  978-952-5498-06-6 .
  • Хепораута, Арне (1998). Алвар Аалто Архитектор: 1898–1976 (на финском языке). Хельсинки, Финляндия: Rakennustieto Oy. ISBN  978-951-682-546-8 .
  • Флейг, Карл (1975). Алвар Аалто . Издательство Прагер. ISBN  978-0-275-49660-9 .
  • Пирсон, Пол Дэвид (1978). Алвар Аалто и международный стиль . Нью-Йорк: Библиотека дизайна Уитни. ISBN  0-8230-7023-9 .
  • Порфирий, Деметрий (1982). Истоки современного эклектизма . Пресса Святого Мартина. ISBN  978-0-312-74673-5 .
  • Палласмаа, Юхани (1985). Аалто: Мебель Алвара Аалто . МТИ Пресс. ISBN  978-0-262-13206-0 .
  • Корвенмаа, Пекка; Трейб, Марк (2002). Рид, Питер (ред.). Алвар Аалто: Между гуманизмом и материализмом . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN  978-0-87070-107-8 .
  • Куантрилл, Малькольм (1983). Алвар Аалто: критическое исследование . Секер и Варбург. ISBN  0-941533-35-2 .
  • Русувуори, Аарно, изд. (1978). Алвар Аалто 1898–1976 . Хельсинки, Финляндия: Музей финской архитектуры. АСИН   B0000ED4GS .
  • Йормакка, Кари; Гаргус, Жаклин; Граф, Дуглас Использование бумаги и злоупотребление ею. Очерки об Алваре Аалто . Дататоп 20: Тампере, 1999 г.
  • Конна, Роджер (2008). Волновая мания . Издательство Ракеннустието. ISBN  978-951-682-613-7 .

Исследование Аалто

  • Обширные архивы Алвара Аалто в настоящее время хранятся в Музее Алвара Аалто в Ювяскюля, Финляндия. Материалы также доступны в бывшем офисе Аалто по адресу Тийлимяки, 20, Хельсинки, где сейчас находится штаб-квартира Фонда Алвара Аалто.
  • С 1995 года Музей Алвара Аалто и Академия Аалто издают журнал « Птах» , посвященный не только учености Аалто, но и архитектуре в целом, а также теории, дизайну и искусству.

Внешние ссылки [ править ]

Архивы

Ресурсы

Каталоги

Здания и отзывы

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79d2b71dfd1e2209a78ec1bdd56c4031__1715823120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/31/79d2b71dfd1e2209a78ec1bdd56c4031.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alvar Aalto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)