Алвар Аалто
Алвар Аалто | |
---|---|
![]() Аалто в 1960 году | |
Рожденный | Уго Альвар Хенрик Аалто 3 февраля 1898 г. |
Умер | 11 мая 1976 г. | (78 лет)
Национальность | финский |
Альма-матер | Хельсинкский технологический университет |
Занятие | Архитектор |
Супруги | |
Дети | 2 |
Награды | Медаль принца Евгения (1954 г.) Золотая медаль RIBA (1957) Золотая медаль AIA (1963) |
Здания | Санаторий Паймио Ратуша Сяйнатсало Выборгская библиотека Мэри Вилла Бейкер Хаус Финляндия Холл |
Проекты | Центр Хельсинки |
Дизайн | Савойская Ваза Паймио Стул |
Подпись | |
![]() |
Уго Алвар Хенрик Аалто (англ. произносится [ˈhuːɡo ˈɑlʋɑr ˈhenrik ˈɑːlto] ; 3 февраля 1898 — 11 мая 1976) — финский архитектор и дизайнер. [1] Его работы включают архитектуру, мебель, текстиль и изделия из стекла , а также скульптуры и картины. Он никогда не считал себя художником, рассматривая живопись и скульптуру как «ветви дерева, стволом которого является архитектура». [2] Ранняя карьера Аалто проходила параллельно с быстрым экономическим ростом и индустриализацией Финляндии в первой половине 20 века. Многие из его клиентов были промышленниками, в том числе семья Альстрём-Гуллихсен , ставшая его покровителями. [3] Период его карьеры, с 1920-х по 1970-е годы, отражен в стилях его работ: от скандинавского классицизма ранних работ до рационального международного стиля модернизма 1930-х годов и более органичного модернистского стиля с 1940-х годов. .
Его архитектурная работа на протяжении всей его карьеры характеризуется заботой о дизайне как Gesamtkunstwerk — полном произведении искусства , в котором он вместе со своей первой женой Айно Аалто спроектировал не только здание, но и внутренние поверхности, мебель, лампы. , а также стеклянная посуда. Его дизайн мебели считается скандинавским модерном , эстетика которого отражается в их элегантном упрощении и заботе о материалах, особенно о дереве, а также в технических инновациях Аалто, которые привели его к получению патентов на различные производственные процессы, например, те, которые используются для производства гнутой древесины. [4] Как дизайнер он известен как предшественник модернизма середины века в дизайне; его изобретение мебели из гнутой фанеры [5] оказал глубокое влияние на эстетику Чарльза и Рэя Имсов и Джорджа Нельсона . [6] Музей Алвара Аалто , который считается его родным , спроектированный самим Аалто, расположен в городе Ювяскюля . [7]
В записи о нем на сайте Музея современного искусства отмечается его «замечательный синтез романтических и прагматических идей».
Его работы отражают глубокое желание гуманизировать архитектуру посредством неортодоксального обращения с формой и материалами, которое было одновременно рациональным и интуитивным. Под влиянием так называемого международного стиля модернизма (или функционализма, как его называли в Финляндии) и знакомства с ведущими модернистами Европы, включая шведского архитектора Эрика Гуннара Асплунда и многих художников и архитекторов, связанных с Баухаусом , Аалто создавал проекты. это оказало глубокое влияние на траекторию модернизма до и после Второй мировой войны. [8]
Биография [ править ]
Жизнь [ править ]



Хьюго Алвар Хенрик Аалто родился в Куортане , Финляндия. [10] Его отец, Йохан Хенрик Аалто, был финноязычным землемером, а мать, Сельма Матильда «Селли» (урожденная Хакстедт), была шведскоязычной почтмейстершей. Когда Аалто было 5 лет, семья переехала в Алаярви , а оттуда в Ювяскюля в Центральной Финляндии . [11]
Учился в лицейской школе Ювяскюля, где получил основное образование в 1916 году, и брал уроки рисования у местного художника Йонаса Хейски . В 1916 году он поступил на факультет архитектуры в Хельсинкский технологический университет . Его учеба была прервана Гражданской войной в Финляндии , в которой он участвовал. Он сражался на стороне Белой армии и участвовал в битве при Лянкипохье и битве при Тампере . [12]
Свой первый образец архитектуры он построил еще будучи студентом; дом для своих родителей в Алаярви . [13] Позже он продолжил свое образование, получив высшее образование в 1921 году. Летом 1922 года он начал военную службу, закончив школу подготовки офицеров запаса в Хамине, и в июне 1923 года получил звание младшего лейтенанта запаса. [14]
В 1920 году, будучи студентом, Аалто совершил свою первую поездку за границу, поехав через Стокгольм в Гетеборг , где ненадолго нашел работу у архитектора Арвида Бьерке. [15] В 1922 году он выполнил свою первую самостоятельную работу на Промышленной выставке в Тампере . [13] В 1923 году он вернулся в Ювяскюля , где открыл архитектурное бюро под названием «Алвар Аалто, архитектор и художник-монументалист». В это время он писал статьи для газеты Ювяскюля Sisä-Suomi под псевдонимом Ремус. [14] За это время он спроектировал несколько небольших частных домов в Ювяскюля, и рабочая нагрузка офиса постоянно росла. [11]
6 октября 1924 года Аалто вышла замуж за архитектора Айно Марсио . Их медовый месяц в Италии был первой поездкой Аалто туда, хотя Айно ранее совершала туда учебную поездку. [16] Последняя совместная поездка закрепила интеллектуальную связь с культурой Средиземноморского региона, которая оставалась важной для Аалто на всю жизнь.
По возвращении они продолжили работу над несколькими местными проектами, в частности, над Клубом рабочих Ювяскюля, который включил в себя ряд мотивов, которые они изучили во время поездки, в первую очередь украшения Фестивального зала, созданные по образцу Гробницы Ручеллаи во Флоренции Леоном Баттистой Альберти . После победы в архитектурном конкурсе на строительство здания сельскохозяйственного кооператива Юго-Западной Финляндии в 1927 году семья Аалто перенесла свой офис в Турку . Перед переездом они связались с самым прогрессивным архитектором города Эриком Бриггманом . Они начали сотрудничать с ним, особенно на ярмарке в Турку 1928–29. Биограф Аалто Йоран Шильдт утверждал, что Бриггман был единственным архитектором, с которым Аалто сотрудничал на равных. [17] С увеличением количества работы в финской столице офис Аалтоса в 1933 году снова переехал в Хельсинки. [18]
Семья Аалтос спроектировала и построила для себя совместный дом-офис (1935–36) в Мунккиниеми , Хельсинки, но позже (1954–56) в том же районе построили специально построенный офис - теперь первый является «домашним музеем». а последний - помещение Академии Алвара Аалто. В 1926 году молодые Аалтос спроектировали и построили для себя дачу в Алаярви , Виллу Флора. [11]
У Айно и Альвара было двое детей: дочь Йоханна «Ханни» (в замужестве фамилия Аланен; 1925 г.р.) и сын Гамилькар Аалто (1928 г.р.). Айно Аалто умерла от рака в 1949 году.
В 1952 году Аалто женился на архитекторе Элиссе Мякиниеми (умерла в 1994 году). В 1952 году он спроектировал и построил дачу, так называемый «Экспериментальный дом» , для себя и своей второй жены, ныне Элиссы Аалто , в Мууратсало в Центральной Финляндии. [19] Алвар Аалто умер 11 мая 1976 года в Хельсинки и похоронен на кладбище Хиетаниеми в Хельсинки. Элисса Аалто стала директором практики и руководила офисом с 1976 по 1994 год. В 1978 году Музей финской архитектуры в Хельсинки организовал крупную выставку работ Аалто.
Карьера архитектора
карьера классицизм Ранняя :
Хотя его иногда считают одним из первых и наиболее влиятельных архитекторов скандинавского модернизма , более пристальное изучение показывает, что Аалто (в то время как пионер в Финляндии) внимательно следил и имел личные контакты с другими пионерами в Швеции, в частности с Гуннаром Асплундом. [20] [21] и Свен Маркелиус . [22] Их и многих других представителей этого поколения в скандинавских странах разделяло классическое образование и подход к классической архитектуре, который историки теперь называют скандинавским классицизмом . [23] Это был стиль, который был реакцией на предыдущий доминирующий стиль национального романтизма , прежде чем в конце 1920-х годов он перешел в сторону модернизма. [24]
Вернувшись в Ювяскюля в 1923 году, чтобы основать собственное архитектурное бюро, Аалто спроектировал несколько домов на одну семью в стиле скандинавского классицизма. Например, похожий на усадьбу дом двоюродного брата его матери Терхо Маннера в Тойсе (1923 г.), летняя вилла начальника полиции Ювяскюля (также с 1923 г.) и фермерский дом Алатало в Тарваале (1924 г.). В этот период он построил свои первые общественные здания: Рабочий клуб Ювяскюля в 1925 году, здание Корпуса обороны Ювяскюля в 1926 году и здание Дома гражданской гвардии Сейняйоки в 1924–29. [ нужна ссылка ] Он участвовал в нескольких архитектурных конкурсах престижных государственных общественных зданий в Финляндии и за рубежом. Это включало два конкурса на строительство здания парламента Финляндии в 1923 и 1924 годах, пристройку к Хельсинкскому университету в 1931 году и здание для размещения Лиги Наций в Женеве, Швейцария, в 1926–27 годах. [ нужна ссылка ]
Первый завершенный проект церкви Аалто, церковь Муураме , иллюстрирует его переход от скандинавского классицизма к функционализму. [25]
Это был период, когда Аалто был наиболее плодовитым в своих произведениях, публикуя статьи для профессиональных журналов и газет. Среди его самых известных эссе этого периода — «Городская культура» (1924), [26] «Храмовые бани на хребте Ювяскюля» (1925 г.), [27] «Проповедь аббата Куаньара» (1925), [28] и «От порога до гостиной» (1926). [29]





: функционализм Ранняя карьера
Сдвиг в проектном подходе Аалто от классицизма к модернизму олицетворяет Выборгская библиотека в Выборге (1927–35), которая прошла путь от первоначально классического конкурсного предложения до завершенного высокомодернистского здания. Его гуманистический подход в полной мере проявляется в библиотеке: в интерьере использованы натуральные материалы, теплые тона и волнистые линии. Из-за проблем с финансированием, усугубленных сменой места, проект Выборгской библиотеки продлился восемь лет. За это время Аалто спроектировал Стандартный жилой дом (1928–29) в Турку, здание Турун Саномат (1929–30) и санаторий Паймио (1929–32), которые он спроектировал в сотрудничестве со своей первой женой Айно Аалто . Сдвигу Аалто в сторону модернизма способствовал ряд факторов: его возросшее знакомство с международными тенденциями, чему способствовали его путешествия по Европе; возможность поэкспериментировать с бетонными сборными конструкциями в типовом многоквартирном доме; передовой Ле Корбюзье Формальный язык здания Турун Саномат, вдохновленный ; и применение Аалто как в санатории Паймио , так и в текущем проекте библиотеки. Хотя здание Турун Саномат и санаторий Паймио являются сравнительно чистыми модернистскими произведениями, они несли в себе семена сомнения в таком ортодоксальном модернистском подходе и перехода к более смелому, синтетическому подходу. Указывалось, что принцип планировки санатория Паймио – расправленные крылья – был обязан санаторию Зоннестрааль (1925–31) Яна Дуйкера, который Аалто посетил во время его строительства. [31] Хотя эти ранние функционалисты несут на себе признаки влияния Ле Корбюзье , Вальтера Гропиуса и других ключевых модернистских деятелей Центральной Европы, Аалто, тем не менее, начал проявлять свою индивидуальность в отходе от таких норм с введением органических ссылок.
Через Свена Маркелиуса Аалто стал членом Международного конгресса современной архитектуры (CIAM), посетив второй конгресс во Франкфурте в 1929 году и четвертый конгресс в Афинах в 1933 году, где он установил близкую дружбу с Ласло Мохой-Надем и Зигфридом. Гидион и Филип Мортон Шанд . Именно в это время он внимательно следил за работой главной силы нового модернизма, Ле Корбюзье , несколько раз посещая его в его парижском офисе в последующие годы.
Только после завершения строительства санатория Паймио (1932 г.) и Выборгской библиотеки (1935 г.) Аалто впервые привлек мировое внимание к архитектуре. Его репутация в США выросла после приглашения провести ретроспективную выставку его работ в МОМА в Нью-Йорке в 1938 году. (Это был его первый визит в Штаты.) Выставка, которая позже отправилась в турне по 12 городам Страна стала знаковым событием: Аалто стал вторым архитектором – после Ле Корбюзье – который провел персональную выставку в музее. Его репутация в США выросла после критической оценки его проекта Финского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года назвал , который Фрэнк Ллойд Райт «гениальным произведением». [32] Можно сказать, что международная репутация Аалто была закреплена включением его во второе издание влиятельной книги Зигфрида Гидиона о модернистской архитектуре « Пространство, время и архитектура: рост новой традиции» (1949), в которой Аалто уделялось больше внимания, чем любой другой архитектор-модернист, включая Ле Корбюзье . В своем анализе Аалто Гидион отдавал предпочтение качествам, отходящим от прямой функциональности, таким как настроение, атмосфера, интенсивность жизни и даже национальные особенности, заявляя, что «Финляндия находится с Аалто, куда бы он ни пошел».
карьеры эксперименты Середина :
В 1930-е годы Альвар некоторое время экспериментировал с ламинированным деревом, скульптурой и абстрактным рельефом, характеризующимся неправильными изогнутыми формами. Используя эти знания, он смог решить технические проблемы, связанные с гибкостью древесины, и в то же время решить пространственные проблемы в своих проектах. [12] Ранние эксперименты Аалто с деревом и его отход от пуристского модернизма будут проверены в построенной форме комиссией по проектированию виллы Майреа (1939) в Ноормаркку , роскошном доме молодой пары промышленников Гарри и Майре Гуллихсен . Главным заказчиком выступила Майре Гуллихсен, которая тесно работала над дизайном не только с Альваром, но и с Айно Аалто, поощряя их быть более смелыми в работе. Здание образует U-образную форму вокруг центрального внутреннего «сада», центральной особенностью которого является бассейн почкообразной формы. Рядом с бассейном находится сауна, выполненная в деревенском стиле, отсылающая как к финским, так и к японским традициям. Дизайн дома представляет собой синтез многочисленных стилистических влияний, от традиционного финского языка до пуристского модернизма, а также влияний английской и японской архитектуры. Хотя дом явно предназначен для богатой семьи, Аалто, тем не менее, утверждает, что это также эксперимент, который окажется полезным при проектировании массового жилья. [33]
Его растущая известность привела к предложениям и комиссионным за пределами Финляндии. В 1941 году он принял приглашение в качестве приглашенного профессора Массачусетского технологического института в США. Во время Второй мировой войны он вернулся в Финляндию, чтобы возглавить Управление реконструкции. После войны он вернулся в Массачусетский технологический институт, где спроектировал студенческое общежитие Baker House , построенное в 1949 году. [34] Общежитие выходило на берег реки Чарльз , а его волнистая форма обеспечивала максимальный обзор и вентиляцию для каждого жителя. [35] Это было первое здание Аалто из красного кирпича. Первоначально использовавшийся в Baker House для обозначения университетских традиций Лиги Плюща, Аалто после своего возвращения в Финляндию продолжил использовать его в ряде ключевых зданий, в первую очередь в нескольких зданиях нового кампуса Хельсинкского технологического университета (начиная с 1950 года). ), Ратуше Сяйнятсало (1952), Хельсинкскому пенсионному институту (1954), Хельсинкскому дому культуры (1958), а также в собственной даче - Экспериментальном доме в Мууратсало (1957). [36]
В 1950-х годах Аалто погрузился в скульптуру, исследуя дерево, бронзу, мрамор и смешанную технику. Среди примечательных работ этого периода — его мемориал 1960 года битве при Суомуссалми . Расположенный на поле боя, он представляет собой бронзовую колонну, стоящую на постаменте. [12]
карьера монументализм Зрелая :

Главными среди работ Аалто с начала 1960-х годов до его смерти в 1976 году были его проекты в Хельсинки, в частности, план огромного города в пустоте в центре Хельсинки, прилегающей к заливу Тёёлё , и обширные железнодорожные станции , область, отмеченная по краям значительные здания, такие как Национальный музей и главный железнодорожный вокзал, оба построены Элиэлем Саариненом . В своем плане города Аалто предложил ряд отдельных мраморных зданий, выходящих на залив, в которых разместились бы различные культурные учреждения, в том числе концертный зал, опера, музей архитектуры и штаб-квартира Финской академии . Схема также распространилась на район Камппи с рядом высоких офисных зданий. Аалто впервые представил свое видение в 1961 году, но в начале 60-х оно претерпело различные модификации. Были реализованы только два фрагмента общего плана: концертный зал «Финляндия Холл» (1976 г.) с видом на залив Тёёлё и офисное здание в районе Камппи для Хельсинкской электроэнергетической компании (1975 г.). Аалто также нанял Мизианский формальный язык геометрических сеток, используемый в этих зданиях для других объектов Хельсинки, включая здание штаб-квартиры Enso-Gutzeit (1962 г.), Академический книжный магазин (1962 г.) и здание банка SYP (1969 г.).
После смерти Аалто в 1976 году его офис продолжал работать под руководством его вдовы Элиссы, которая курировала завершение уже спроектированных работ (в некоторой степени), среди них Городской театр Ювяскюля и оперный театр Эссена . После смерти Элиссы Аалто офис продолжал работать как Академия Алвара Аалто, давая советы по восстановлению зданий Аалто и организуя обширные архивы практики.
карьера Мебельная

Хотя Аалто был известен своей архитектурой, его дизайн мебели вызывал восхищение и популярен до сих пор. Он учился у архитектора-дизайнера Йозефа Хоффмана в Wiener Werkstätte (англ. «Венская мастерская») и какое-то время работал под руководством Элиэля Сааринена . [4] Он также черпал вдохновение у Гебрюдера Тонета . [4] В конце 1920-х и 1930-х годах он тесно сотрудничал с Айно Аалто над дизайном своей мебели, что отчасти связано с его решением спроектировать многие отдельные предметы мебели и лампы для санатория Паймио. Особое значение имели эксперименты Аалто со стульями из гнутой фанеры, в первую очередь с так называемым стулом Паймио, предназначенным для больных туберкулезом, и табуретом-штабелером модели 60 . Семья Аалто вместе с пропагандистом изобразительного искусства Майре Гуллихсен и искусствоведом Нильсом-Густавом Халем в 1935 году основала компанию «Артек» , якобы для продажи продукции Аалто, но которая также импортировала изделия других дизайнеров. [37] Аалто стал первым дизайнером мебели, применившим консольный принцип при создании стульев из дерева. [4]
Награды [ править ]
Награды Аалто включали медаль принца Евгения в 1954 году, Королевскую золотую медаль в области архитектуры Королевского института британских архитекторов в 1957 году и золотую медаль Американского института архитекторов в 1963 году. Он был избран иностранным почетным членом Американской академии архитекторов. Искусств и наук в 1957 году. [38] Он также был членом Академии Финляндии и был ее президентом с 1963 по 1968 год. С 1925 по 1956 год он был членом Международного конгресса современной архитектуры . В 1960 году он получил степень почетного доктора Норвежского университета науки и технологий (NTNU). [39]
Работает [ править ]
Карьера Аалто охватывает изменения стиля от ( скандинавского классицизма ) до пуристского международного стиля модернизма и до более личного, синтетического и своеобразного модернизма. Широкая сфера дизайнерской деятельности Аалто варьируется от крупномасштабных проектов, таких как городское планирование и архитектура, до более интимных, человеческих работ в дизайне интерьеров, дизайне мебели и стеклянных изделий , а также живописи. Подсчитано, что за всю свою карьеру Аалто спроектировал более 500 отдельных зданий, из которых было построено около 300. Подавляющее большинство из них находится в Финляндии. У него также есть несколько зданий во Франции, Германии, Италии и США. [40]
На работу Аалто с деревом повлияли ранние скандинавские архитекторы. Его эксперименты и смелые отступления от эстетических норм привлекли внимание к его способности заставлять дерево делать то, что раньше не делалось. Например, его методы резки бука и его способность использовать фанеру в качестве структурного элемента, одновременно используя ее эстетические свойства, были одновременно технически новаторскими и художественно вдохновленными. Другие примеры его чувствительности к расширению границ включают вертикальное размещение необтесанных бревен в его павильоне на выставке в Лапуа — элемент дизайна, напоминающий средневековую баррикаду. На сцене оркестра в Турку и на Парижской выставке Всемирной выставки он использовал доски разных размеров и форм. Также в Париже (и на вилле Майреа ) он использовал березовые доски в вертикальном расположении. Его Выборгская библиотека , построенная в тогдашнем Выборге (она стала Выборгом после советской аннексии в 1944 году), славится своим потрясающим потолком с волнистыми волнами красносердечной сосны (которая растет в этом регионе). [41] В своей кровле он создал массивные пролеты (155 футов на крытом стадионе в Отаниеми ), и все это без тяг. На своей лестнице на вилле Майреа он вызывает ощущение естественного леса, связывая колонны из древесины бука с ивами. [42]
Аалто утверждал, что его картины были созданы не как отдельные произведения искусства, а как часть процесса архитектурного проектирования, и многие из его небольших «скульптурных» экспериментов с деревом привели к созданию более поздних более крупных архитектурных деталей и форм. Эти эксперименты также привели к получению ряда патентов: например, в 1932 году он изобрел новую форму мебели из ламинированной гнутой фанеры (которая была запатентована в 1933 году). [1] На его экспериментальный метод повлияли его встречи с различными членами школы дизайна Баухаус , особенно с Ласло Мохой-Надь , с которым он впервые встретился в 1930 году. Мебель Аалто была выставлена в Лондоне в 1935 году и получила большое признание критиков. Чтобы удовлетворить потребительский спрос, Аалто вместе со своей женой Айно, Майре Гуллихсен основал компанию Artek и Нильсом-Густавом Халем в том же году . Стеклянная посуда Аалто (Аино, а также Альвар) производится компанией Iittala .
» от Aalto «Высокий табурет» и « Табурет E60 (производства Artek ) в настоящее время используются в магазинах Apple Store по всему миру в качестве сидений для покупателей. Покрытые черным лаком, табуреты используются для рассадки клиентов в «Genius Bar», а также в других помещениях магазина, когда сидение требуется для мастер-класса или специального мероприятия. Аалто также оказал влияние на привлечение современному искусству внимания финского народа к , в частности к работам его друзей Александра Милна Колдера и Фернана Леже . [12]
Важные здания [ править ]




- 1921–1923: Колокольня церкви Каухаярви, Лапуа , Финляндия. [43]
- 1924–1926: Дом гражданской гвардии Сейняйоки , Сейняйоки, Финляндия.
- 1924–1928: Муниципальная больница, Алаярви , Финляндия.
- 1926–1929: Здание Корпуса обороны , Ювяскюля, Финляндия.
- 1927–1928: Здание сельскохозяйственного кооператива Юго-Западной Финляндии, Турку , Финляндия.
- 1927–1935: Муниципальная библиотека , Выборг , Финляндия ( ныне Выборг, Россия). [44]
- 1928–1929, 1930: «Турку Саномат» , Турку, Финляндия. Редакция газеты [45]
- 1928–1933: Санаторий Паймио , Туберкулезный санаторий и общежитие для персонала, Паймио , Финляндия. [46]
- 1931: бумажная фабрика Топпила в Оулу , Финляндия.
- 1931: Центральная университетская больница, Загреб , Хорватия (бывшая Югославия )
- 1932: Вилла Таммеканн , Тарту , Эстония [47]
- 1934: Театр Корсо, интерьер ресторана, Цюрих , Швейцария.
- 1936–1939: Целлюлозный завод Ahlstrom Sunila, жилищное строительство и план города, Котка , Финляндия. [48]
- 1937–1939: Вилла Майреа , Ноормаркку , Финляндия. [49]
- 1939: Финский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года.
- 1945: Лесопилка в Варкаусе , Финляндия.
- 1947–1948: Бейкер Хаус , Массачусетский технологический институт , Кембридж, Массачусетс , США [35]
- 1949–1966: Хельсинкский технологический университет , Эспоо, Финляндия.
- 1949–1952: Ратуша Сяйнатсало , Сяйнатсало (ныне часть Ювяскюля ), Финляндия; Конкурс 1949 г., год постройки 1952 г.
- 1950–1957: Национального пенсионного учреждения Офисное здание , Хельсинки , Финляндия.
- 1951–1971: Различные здания и помещения Университета Ювяскюля на территории университетского кампуса, Ювяскюля, Финляндия.
- 1952–1958: Дом культуры , Хельсинки, Финляндия. [50]
- 1953: Экспериментальный дом , Мууратсало, Финляндия.
- 1953–1955: Раутатало , Хельсинки, Финляндия. Офисное здание
- 1956–1958: Дом. [51] для Луи Карре , Базош , Франция [52]
- 1956–1958: Церковь Трех Крестов , Вуоксенниска, Иматра , Финляндия. [53]
- 1957–1967: центр города ( библиотека , театр , мэрия , церковь Озероден Ристи и центральные административные здания), Сейняйоки , Финляндия
- 1958: Почта и телеграф, Багдад , Ирак. [54]
- 1958–1972: Музей современного искусства KUNSTEN, Ольборг , Ольборг , Дания. [55]
- 1959–1962: Общественный центр, Вольфсбург , Германия. [56]
- 1959–1962: Церковь Святого Духа (Общественный центр Святого Духа), Вольфсбург , Германия. [57]
- 1959–1962: штаб-квартира Enso-Gutzeit , Хельсинки, Финляндия. [58]
- 1961–1975: Зал Лаппия , место проведения конференций и исполнительских искусств, Рованиеми , Финляндия; часть городского «Центра Аалто»
- 1962: Аалто Хоххаус , Бремен , Германия
- 1964–1965: Конференц-центр Кауфмана при Институте международного образования , Нью-Йорк, США. [35]
- 1965: Библиотека Рованиеми , Рованиеми , Финляндия.
- 1962–1971: Зал «Финляндия» , Хельсинки, Финляндия. [59]
- 1963–1968: Церковь Святого Стефана (Stephanus Kirche), Детмероде, Вольфсбург, Германия.
- 1963–1965: Здание для нации Вестманланд-Дала , Уппсала , Швеция.
- 1967–1970: Библиотека аббатства Маунт-Энджел , Сент-Бенедикт, Салем, Орегон , США. [35]
- 1965–1968: Nordic House , Рейкьявик , Исландия.
- 1966: Церковь Успения Богородицы , Риола ди Вергато , Италия (построена в 1975–1978 годах).
- 1973: Музей Алвара Аалто , он же Художественный музей, Ювяскюля , Финляндия.
- 1970–1973: Сяхкотало , Хельсинки, Финляндия.
- 1978 (завершен): Ристинкиркко, Лахти , Финляндия.
- 1959–1988: Оперный театр Эссена , Эссен , Германия. [43]
- 1986: Мэрия Рованиеми , Рованиеми , Финляндия
Мебель и стеклянная посуда [ править ]
- Стулья
- 1932: Стул Паймио
- 1933: табурет-штабелер модели 60.
- 1933: Табурет на четырех ножках E60
- 1935–36: Кресло 404 (также известное как Zebra Tank Chair)
- 1939: Кресло 406
- Лампы
- 1954: Торшер A805
- 1959: Торшер A810
- Вазы
- 1936: Волна слева
Цитаты [ править ]
- «Бог создал бумагу для того, чтобы рисовать на ней архитектуру. Все остальное, по крайней мере для меня, — это неправильное использование бумаги». Алвар Аалто, «Вместо статьи», Arkkitehti no. 1-2, 1958.
- «Мы должны работать над простыми, хорошими, неукрашенными вещами... вещами, которые гармонируют с человеком и органично подходят маленькому обывателю». Алвар Аалто, речь в Лондоне 1957 г.
- «Это не искусство брать и копировать все из традиции или прошлого. Необходимо брать материал и энергию у природы и отвечать произведением искусства, привнося в него свою психическую энергию. Мы склонны брать все от природы без давать что-либо взамен это нехорошо – это может нам отомстить». [60]
Критика архитектуры Аалто [ править ]
Как упоминалось выше, международная репутация Аалто была закреплена включением его во второе издание влиятельной книги Зигфрида Гидиона о модернистской архитектуре « Пространство, время и архитектура: рост новой традиции» (1949), в которой Аалто уделялось больше внимания, чем любой другой архитектор-модернист, включая Ле Корбюзье . В своем анализе Аалто Гидион отдавал предпочтение качествам, отходящим от прямой функциональности, таким как настроение, атмосфера, интенсивность жизни и даже национальные особенности, заявляя, что «Финляндия находится с Аалто, куда бы он ни пошел».
Однако совсем недавно некоторые архитектурные критики и историки поставили под сомнение влияние Аалто на исторический канон. Итальянские историки архитектуры-марксисты Манфредо Тафури и Франческо Даль Ко утверждают, что «историческое значение Аалто, возможно, было довольно преувеличено; с Аалто мы находимся за пределами великих тем, которые сделали ход современной архитектуры таким драматичным. Качества его работ имеют имея в виду только мастерские отвлечения, не подлежащие воспроизведению за пределами отдаленной реальности [sic], в которой они имеют свои корни». [61] В основе их критики лежало восприятие работ Аалто как неподходящих для городского контекста: «По сути, его архитектура не соответствует городским типологиям».
На другом конце политического спектра (хотя он также обеспокоен уместностью формального языка Аалто) американский теоретик культуры и историк архитектуры Чарльз Дженкс выделил свой Пенсионный институт как пример того, что он назвал «мягким патернализмом» архитектора: Задуманный как раздробленная масса, призванная разрушить чувство бюрократизма, он слишком хорошо справляется с гуманностью и добротой убивает пенсионера. Формы знакомы: красный кирпич и ленточные окна, разбитые медными и бронзовыми элементами, - все пронесено насквозь. с буквальным мышлением, граничащим с снотворным». [62]
В течение своей жизни Аалто подвергался критике со стороны своих коллег-архитекторов в Финляндии, в первую очередь Кирмо Микколы и Юхани Палласмаа . К последнему десятилетию жизни Аалто его работы считались немодными индивидуалистическими в то время, когда противоположные тенденции рационализма и конструктивизма – часто отстаиваемые левыми политиками – выступали за анонимную, агрессивно неэстетичную архитектуру. О поздних работах Аалто Миккола писал: «Аалто перешел к линии барокко…» [63]

Мемориалы [ править ]
Аалто почтили по-разному:
- Алвар Аалто — эпоним Медали Алвара Аалто , международной архитектурной премии .
- Аалто фигурировал на банкноте в 50 марок последней серии финской марки (до ее замены евро в 2002 году).
- Столетие со дня рождения Аалто в 1998 году было отмечено в Финляндии не только несколькими книгами и выставками, но и продвижением специально разлитого в бутылки красного и белого вина Аалто и специально разработанного кекса .
- В 1976 году, в год его смерти, память Аалто была увековечена на финской почтовой марке.
- Пьяцца Альвар Аалто, площадь, названная в честь Аалто, находится в деловом районе Порта Нуова в Милане, Италия.
- Университет Аалто — финский университет, образованный в результате слияния Хельсинкского технологического университета , Хельсинкской школы экономики и TaiK в 2010 году, назван в честь Алвара Аалто.
- Улицы Алвара Аалто можно найти в пяти разных финских городах: Хельсинки, Ювяскюля, Оулу, Котка и Сейняйоки.
- В 2017 году Музей Алвара Аалто запустил Alvar Aalto Cities, то есть сеть городов, в которых есть здания Алвара Аалто. [64] Целью сети является повышение осведомленности о работе Аалто как в Финляндии, так и за рубежом. Есть надежда, что объединение усилий в сфере коммуникаций и маркетинга улучшит видимость и доступность выставок, туристических достопримечательностей и мероприятий. На сегодняшний день членами сети являются: Ольборг, Алаярви, Эспоо, Эура, Хамина, Хельсинки, Иматра, Ювяскюля, Ярвенпяя, Котка, Коувола, Лахти, Оулу, Паймио, Пори, Расеборг, Рованиеми, Сейняйоки, Турку, Вантаа и Варкаус. . По оценкам, всего в мире будет 40 городов, которые можно было бы квалифицировать как город Алвара Аалто.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чилверс 2004 , с. 1
- ^ Энкель 1998 , с. 32
- ^ Анон, 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бойс 1985 , с. 1
- ^ Норвич, Джон Джулиус (1990). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия искусств . США: Издательство Оксфордского университета. п. 1. ISBN 978-0-19-869137-2 .
- ^ «Алвар Аалто» . www.dwr.com .
- ^ Музей Алвара Аалто 2011 г.
- ^ «Алвар Аалто» . www.moma.org .
- ↑ Приход Святого Духа на kirche-wolfsburg.de , данные получены 27 февраля 2018 г.
- ^ Торн 1984 , с. 1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Алвар Аалто» . www.architecture-history.org . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пелконен 2009 , стр. 201.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лабо 1968 , с. 1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гепораута 1999 , стр. 10.
- ^ Уэстон 1997 , с. 20
- ^ Суоминен-Кокконен 2007 , стр. 18.
- ^ Шильдт 1994 , стр. 54.
- ^ Хепораута 1999 , стр. 24.
- ^ Гимарайнш, М. (2012). «Прецедент в устойчивой архитектуре: летний дом Алвара Аалто» . Журнал зеленого строительства . 7 (2): 64–73. дои : 10.3992/jgb.7.2.64 .
- ^ Паавилайнен 1982 , стр. 23.
- ^ Аалто 1998 , стр. 29.
- ^ Аалто 1998 , стр. 76.
- ^ Паавилайнен 1982 , стр. 11–15
- ^ Уилсон, Колин Сент-Дж. УилсонСэр Колин Сент-Дж. (1 января 2009 г.), «Аалто, Хьюго Альвар Хенрик» , The Oxford Companion to Architecture , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198605683.001.0001 , ISBN 978-0-19-860568-3 , получено 6 июля 2021 г.
- ^ Алвара Аалто « «Заблуждение молодости» будет восстановлено в своей первоначальной славе» (на финском языке). Над. 31 марта 2015 года . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Аалто 1998 , стр. 19–20
- ^ Аалто 1998 , стр. 17–19
- ^ Аалто 1998 , стр. 56–57
- ^ Аалто 1998 , стр. 49–55
- ↑ Культурный центр Алвара Аалто на сайте Центра Алвара Аалто в Германии, Вольфсбург , получено 25 января 2015 г.
- ^ Хипели 2014 , с. 116
- ^ МакКартер 2006 , с. 143
- ^ Палласмаа 1998 , стр. 31.
- ^ Музей дизайна Vitra .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Андерсон 2013 г.
- ^ Маккормик, Меган (22 августа 2023 г.). «Летние каникулы архитекторов» . Архитектура сегодня . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Палласмаа 1998 , стр. 19.
- ^ Турнир 2013 г.
- ^ Анон, 2014 г.
- ^ Шильдт 1994 , стр. 310–313
- ^ Лабо 1968 , с. 2
- ^ Лабо 1968 , с. 3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Архитектор Алвара Аалто | Биография, постройки, проекты и факты» . Знаменитые архитекторы . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Кайрамо 2009 , стр. 107-1. 34–35
- ^ Уэстон 1997 , стр. 47–48.
- ^ Хипели 2014 , с. 9
- ^ «Вилла Таммеканн · Навигатор по финской архитектуре» . finnisharchitecture.fi . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Корвенмаа 2004 г.
- ^ Палласмаа 1998 г.
- ^ Holma 2015
- ^ «AD Classics: Maison Louis Carré / Alvar Aalto» . АрчДэйли . 6 апреля 2013 г.
- ^ Лааксонен 2008
- ^ Паатеро 1993 , стр. 65–74
- ^ Эйзенбранд 2014 , стр. 361–382.
- ^ «Здание» . kunsten.dk . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Эйзенбранд 2014 , стр. 339–359.
- ^ «Наследие Алвара Аалто живёт в Вольфсбурге, Германия | Истории дизайна» . Магазин финского дизайна COM . 31 января 2020 г. Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ «Алвар Аалто» . www.architecture-history.org . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Паатеро 1993 , стр. 105–112
- ^ «Блог Химасса» . химасса.com . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Тафури и компания 1976 , с. 338
- ^ Дженкс 1973 , стр. 80–81.
- ^ Миккола 1969 , стр. 31.
- ^ «Города Алвара Аалто» . Фонд Алвара Аалто | Фонд Алвара Аалто .
Источники [ править ]
- Аалто, Альвар (1998). Шильдт, Горан (ред.). Алвар Аалто своими словами . Хельсинки, Финляндия: Риццоли. ISBN 978-0-8478-2080-1 .
- Музей Алвара Аалто (2011). «Музей Алвара Аалто» [Музей Алвара Аалто]. www.alvaraalto.fi .
- Андерсон, Стэнфорд (2013). Фенске, Гейл; Фикслер, Дэвид (ред.). Аалто и Америка . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-300-17600-1 .
- Анон (2014). «Почетные врачи» . NTNU (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 10 сентября 2014 г.
- Анон (2013). «Алвар Аалто: биография архитектора» . Architect.architecture.sk . Архитектура.ск.
- Анон. «Биография Алвара Аалто 1898–1976» (PDF) . Музей дизайна Витра.
- Бойс, Чарльз (1985). «Аалто, Уго Альвар Хенрик (1899–1976)». Словарь мебели . Генри Холта и компании Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: ISBN 0-8050-0752-0 .
- Браун, Теодор М. (1969). «Альт, Хьюго Альвар Хенрик». В Майерсе, Бернард С. (ред.). Художественный словарь Макгроу-Хилла . Том. Я: АА-Цейлон. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill. LCCN 68026314 .
- Чилверс, Ян, изд. (2004) [1988]. «Аалто, Альвар». Оксфордский словарь искусств (3-е изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860476-9 .
- Энкель, Улла (1998). Алвар Аалто: Taiteilija – Konstnären – Художник . Хельсинки: Музей Амоса Андерсона. ISBN 952-9531-25-7 .
- Хепораута, Арне (1999). Алвар Аалто: Арккитехти / Архитектор 1898–1976 (на финском языке) (1-е изд.). Хельсинки, Финляндия: Ракеннустието. ISBN 951-682-546-Х .
- Эйзенбранд, Йохен, изд. Алвар Аалто – Вторая природа . Вайль-на-Рейне: Музей дизайна Vitra. ISBN 978-3-931936-93-8 .
- Хипели, Миа, изд. (2014). Санаторий Паймио 1929-33: Архитектор Алвар Аалто, Том 5 . Хельсинки: Фонд Алвара Аалто. ISBN 978-952-267-074-8 .
- Холма, Марджо, изд. (2015). Дом культуры . Ювяскюля: Музей Алвара Аалто.
- Дженкс, Чарльз (1973). Современные движения в архитектуре . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Press. ISBN 978-0-385-02554-6 .
- Кайрамо, Майя, изд. (2009). Библиотека Алвара Аалто в Выборге: спасение современного шедевра Хельсинки: Ракеннустието. ISBN 978-951-682-938-1 .
- Корвенмаа, Пекка, изд. (2004). Сунила 1936-54: Архитектор Алвар Аалто, том 7 . Хельсинки: Фонд Алвара Аалто. ISBN 952-5498-03-4 .
- Лааксонен, Эса, изд. (2008). Maison Louis Carré 1956-61: Архитектор Алвар Аалто, том 20 . Хельсинки: Фонд Алвара Аалто. ISBN 978-952-5371-43-7 .
- Лабо, Марио (1968) [1959]. «Аалто, Уго Альвар Хенрик». В Крэндалле, Роберт В. (ред.). Энциклопедия мирового искусства . Том. I: Аалто-Малоазиатский, Западный. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw Hill Book Company, Inc. LCCN 59013433 .
- Маккартер, Роберт (2006). Фрэнк Ллойд Райт . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-268-3 .
- Миккола, Кирмо (1969). «Современные стремления финской архитектуры». Архитектор (на финском языке). 66 : 30–37.
- Паатеро, Кристина, изд. (1993). Линия – оригинальные рисунки из архива Алвара Аалто . Хельсинки: Фонд Алвара Аалто. ISBN 951-9229-81-7 .
- Паавилайнен, Симо, изд. (1982). Северный классицизм – 1910–1930 [ Северный классицизм ]. Хельсинки: Музей финской архитектуры. ISBN 951-9229-21-3 .
- Палласмаа, Юхани (1998). Алвар Аалто: Вилла Майреа 1938–39 (2-е изд.). Ram Pubs & Dist. ISBN 978-952-5371-31-4 .
- Пелконен, Эева-Лийза (2009). Алвар Аалто: архитектура, современность и геополитика . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11428-7 .
- Шильдт, Горан (1994). Алвар Аалто, Дело всей жизни: архитектура, дизайн и искусство . Хельсинки, Финляндия: Паб Отава. С/о. ISBN 978-951-1-12975-2 .
- Суоминен-Кокконен, Ренья (2007). Айно и Алвар Аалто – Совместное путешествие – Интерпретации повседневного модернизма . Хельсинки: Фонд Алвара Аалто. ISBN 978-952-5371-32-1 .
- Тафури, Манфредо; Ко, Франческо Даль (1976). Современная архитектура [ Modern Architecture ] (на итальянском языке). Милан: Электа.
- Торн, Джон, изд. (1984). «Аалто, Альвар». Биографический словарь Чемберса (пересмотренная редакция). Чемберс. ISBN 0-550-18022-2 .
- Уэстон, Ричард (1997) [1995]. Алвар Аалто . Лондон, Великобритания: Phaidon Press Limited. ISBN 978-0-7148-3710-9 .
- Турни, Мишель (2013). «Книга участников, 1780–2010: Глава A» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 13 ноября 2013 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
Йоран Шильдт написал и отредактировал множество книг об Аалто, наиболее известной из которых является трехтомная биография, которую обычно называют полной биографией Аалто.
- Шильдт, Горан (1984). Алвар Аалто. Ранние годы . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 978-0-8478-0531-0 .
- Шильдт, Горан (1987). Алвар Аалто. Решающие годы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 978-0-8478-0711-6 .
- Шильдт, Горан (1991). Алвар Аалто. Зрелые годы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 978-0-8478-1329-2 .
- Сотрудники архива Алвара Аалто (1994). Архитектурные чертежи Алвара Аалто 1917–1939 годов: собственный дом Аалто в Хельсинки, финский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже и другие здания и проекты, 1932–1937 годы . Архитектурный архив Гирлянды. Рутледж.
- Шильдт, Горан (1994). Алвар Аалто: Полный каталог архитектуры, дизайна и искусства . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 978-0-8478-1818-1 .
Другие книги
- Дитцикер, Селин; Гранц, Лукас (2022). Аалто в деталях. Каталог компонентов . Биркхойзер Верлаг. ISBN 978-3-03562-332-1 .
- Лааксонен, Эса (2013). Алвар Аалто Архитектор . Том 5: Санаторий Паймио 1928–32. Издательство Ракеннустието. ISBN 978-951-682-954-1 .
- Холма, Майя; Палласмаа, Юхани; Суоминен-Кокконен, Ренья (2003). Алвар Аалто Архитектор . Том 6: Дом Аалто 1935–36. Фонд Алвара Аалто. ISBN 978-952-5498-01-1 .
- Корвенмаа, Пекка, изд. (2007). Алвар Аалто Архитектор . Том. 7: Сунила 1936–1954. Фонд Алвара Аалто. ISBN 978-952-5498-03-5 .
- Аалто, Альвар (2008). Алвар Аалто Архитектор . Том 13: Технологический университет, Отаниеми, 1949–74. Фонд Алвара Аалто. ISBN 978-952-5498-08-0 .
- Хипели, Миа (2009). Алвар Аалто Архитектор . Том 16: Университет Ювяскюля, 1951–71. АСИН B002QH2LMK .
- Аалто, Альвар (2008). Алвар Аалто Архитектор . Том. 20: Дом Луи Карре 1956–63. Фонд Алвара Аалто. ISBN 978-952-5498-06-6 .
- Хепораута, Арне (1998). Алвар Аалто Архитектор: 1898–1976 (на финском языке). Хельсинки, Финляндия: Rakennustieto Oy. ISBN 978-951-682-546-8 .
- Флейг, Карл (1975). Алвар Аалто . Издательство Прагер. ISBN 978-0-275-49660-9 .
- Пирсон, Пол Дэвид (1978). Алвар Аалто и международный стиль . Нью-Йорк: Библиотека дизайна Уитни. ISBN 0-8230-7023-9 .
- Порфирий, Деметрий (1982). Истоки современного эклектизма . Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-74673-5 .
- Палласмаа, Юхани (1985). Аалто: Мебель Алвара Аалто . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-13206-0 .
- Корвенмаа, Пекка; Трейб, Марк (2002). Рид, Питер (ред.). Алвар Аалто: Между гуманизмом и материализмом . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN 978-0-87070-107-8 .
- Куантрилл, Малькольм (1983). Алвар Аалто: критическое исследование . Секер и Варбург. ISBN 0-941533-35-2 .
- Русувуори, Аарно, изд. (1978). Алвар Аалто 1898–1976 . Хельсинки, Финляндия: Музей финской архитектуры. АСИН B0000ED4GS .
- Йормакка, Кари; Гаргус, Жаклин; Граф, Дуглас Использование бумаги и злоупотребление ею. Очерки об Алваре Аалто . Дататоп 20: Тампере, 1999 г.
- Конна, Роджер (2008). Волновая мания . Издательство Ракеннустието. ISBN 978-951-682-613-7 .
Исследование Аалто
- Обширные архивы Алвара Аалто в настоящее время хранятся в Музее Алвара Аалто в Ювяскюля, Финляндия. Материалы также доступны в бывшем офисе Аалто по адресу Тийлимяки, 20, Хельсинки, где сейчас находится штаб-квартира Фонда Алвара Аалто.
- С 1995 года Музей Алвара Аалто и Академия Аалто издают журнал « Птах» , посвященный не только учености Аалто, но и архитектуре в целом, а также теории, дизайну и искусству.
Внешние ссылки [ править ]
![]() | в этом разделе Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Июль 2022 г. ) |


Архивы
- Фонд Алвара Аалто Хранитель архитектурных чертежей и сочинений Аалто.
- Институт международного образования, архитектурные чертежи и документы конференц-залов Кауфмана, 1961–1966 гг . Хранится Департаментом рисунков и архивов Библиотеки архитектуры и изящных искусств Эйвери Колумбийского университета .
Ресурсы
- Алвар Аалто в Музее современного искусства
- Биография Алвара Аалто на сайте FinlandDesign.com
- Краткие биографии: Алвар Аалто
- Библиография Аалто – С официального сайта.
- Алвар Аалто - Иллюстрированная статья в словаре дизайна об Алваре Аалто
- Алвар Аалто Биография на испанском языке об Алваре Аалто
- Современная мебель и история формованной фанеры Роль Альвара Альто в использовании формованной фанеры для изготовления мебели.
- Алвар Аалто на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- Алвар Аалто — пустой канон
- Алвар Аалто в Find a Grave
- Карта работ Алвара Аалто – Wikiartmap, художественная карта общественного пространства
- «Алвар Аалто и солнечная геометрия» . Solarhousehistory.com. 30 апреля 2014 г.
- «Алвар Аалто» . Биографический лексикон Финляндии (на шведском языке). Хельсинки: Шведское литературное общество в Финляндии . урна : NBN:fi:sls-4321-1416928956927 .
Каталоги
- Artek.fi , Мебель Аалто; компания, основанная Аалто.
- Стеклянная посуда Алвара Аалто , iittala.com
- Между гуманизмом и материализмом Выставка Нью-Йоркского музея современного искусства. Содержит особенно полезную хронологию его жизни и карьеры.
Здания и отзывы
- Checkonsite.com – путеводитель по архитектуре Алвара Аалто.
- «Впереди» The Guardian – Фиона МакКарти вспоминает совместный обед с копченой олениной и шнапсом в его элегантном ресторане в Хельсинки.
- Бейкер Хаус
- Музей Северной Ютландии
- С. Мария Ассунта – Риола БО Италия
- Алвар Аалто
- 1898 рождений
- 1976 смертей
- Люди из Куортане
- Жители провинции Вааса (Великое княжество Финляндское)
- Участники Гражданской войны в Финляндии (Белая сторона)
- Финские архитекторы XX века
- Финские дизайнеры мебели
- Финские промышленные дизайнеры
- Модернистские архитекторы
- Архитекторы международного стиля
- Члены Международного конгресса современной архитектуры
- Модернистская архитектура в Финляндии
- Обладатели Королевской золотой медали
- Выпускники Университета Аалто
- Члены Американской академии искусств и наук
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Лауреаты медали принца Евгения
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Похороны на кладбище Хиетаниеми
- Обладатели золотой медали AIA
- Почетные члены Американского института архитекторов