Венская мастерская
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() | |
Тип компании | Публичная компания |
---|---|
Промышленность | искусство, украшение интерьера |
Основан | 1903–1932 |
Основатель | Фриц Варндорфер Йозеф Хоффманн Йозеф Мария Ольбрих Коломан Мозер ![]() |
Штаб-квартира | Вена , Австрия |
Ключевые люди | Йозеф Хоффманн , Коломан Мозер , Дагоберт Пече |
Продукты | ювелирные изделия, керамика, мебель, кожа, мода, изделия из металла |


Wiener Werkstätte (англ.: Венская мастерская ), основанная в 1903 году графическим дизайнером и художником Коломаном Мозером , архитектором Йозефом Хоффманном и меценатом Фрицем Варндорфером , была продуктивным объединением в Вене, Австрия , которое объединило архитекторов, художников, дизайнеров и ремесленники, работающие в сфере керамики, моды, серебра, мебели и графики. [ 1 ] Мастерская была «посвящена художественному производству утилитарных предметов в широком спектре материалов, включая изделия из металла, кожи, переплетные дела, деревообработку, керамику, открытки и графику, а также ювелирные изделия». [ 2 ] Он считается пионером современного дизайна, и его влияние можно увидеть в более поздних стилях, таких как Баухаус и ар-деко . [ 3 ]
После Первой мировой войны мастерская столкнулась с финансовыми проблемами и нехваткой материалов. Попытки расширить базу мастерской не увенчались успехом, как и реорганизация под руководством австрийского художника Филиппа Хойслера . В 1926 году банк финансиста Workshop Отто Примавеси обанкротился, и в 1929 году Workshop, хромая, пережила крах фондового рынка . В конечном итоге он был вынужден закрыться в 1932 году. [ 2 ]
Происхождение
[ редактировать ]Предприятие развилось из Венского Сецессиона , основанного в 1897 году как прогрессивный союз художников и дизайнеров. С самого начала Сецессион уделял особое внимание прикладному искусству, и его выставка 1900 года, посвященная работам современных европейских дизайнерских мастерских, побудила молодого архитектора Йозефа Хоффмана и его друга-художника Коломана Мозера рассмотреть возможность создания аналогичного предприятия. [ 4 ] [ 2 ]
Наконец, в 1903 году при поддержке промышленника Фрица Верндорфера Wiener Werkstätte начала свою деятельность в трех небольших помещениях; Вскоре он расширился и занял трехэтажное здание с отдельными специально спроектированными помещениями для обработки металла, кожи, переплетного дела, мебели и покрасочного цеха. В ассортимент продукции также входили изделия из кожи, эмали, ювелирные изделия, текстиль, шляпная мода, кружево, открытки и керамика. [ 2 ]
Стиль
[ редактировать ]Мастерская «черпнула вдохновение из богатых традиций славного прошлого» благодаря прекрасному мастерству и высокому вниманию к деталям, возвращаясь к более цивилизованному и безопасному времени. [ 4 ] Начиная с 14-й выставки Венского сецессиона в 1902 году, стала проявляться радикальная самобытность некоторых венских художников, заложившая основу для широкого модернистского движения; [ 4 ] это стало известно как Wiener-Werkstätte-Stil (буквально «Стиль венских мастерских»). Среди новаторов были австрийские дизайнеры Гизела Фальке фон Лилиенштайн и Эльза Унгер , а также венский архитектор Йозеф Хоффманн . скульптура последнего, Кубистическая созданная в 1902 году, ознаменовала прорыв к независимости для многих венских художников. Его работы этого периода особенно примечательны, если учесть, что термин «кубизм» появился в художественном лексиконе только около 1907 года для описания работ Пабло Пикассо . [ 5 ]
Платья Эдуарда Йозефа Виммер-Висгриля вдохновили Поля Пуаре , когда последний посетил выставку Мастерской в Берлине в 1913 году. Работа считалась одновременно очень модной и функциональной. На выставке также представлены повседневная и вечерняя одежда, домашние платья и пеньюары. Одними из первых работ модной мастерской были халаты художника для Климта и скульптора Антона Ханака. [ 4 ]
Йозеф Хоффман написал в ретроспективе 1928 года, посвященной 25-летию Мастерской, что:
«Wiener Werkstatte… это предприятие, которое способствует и питает все художественные и качественные начинания в области современного мастерства… Нашим главным достижением было придание практичных и подходящих форм всем предметам, а затем придание им уникальных и уникальных форм. ценны благодаря приятным пропорциям и гармоничным формам. Материалы, инструменты, а иногда и машины, являются нашими единственными средствами выражения. Мы не диктуем художнику, а стремимся только побудить его следовать своей интуиции и развивать свою творческую силу. " [ 4 ]
Производство
[ редактировать ]На большинстве изделий, произведенных на Венском заводе, было проштамповано множество различных знаков: торговая марка Винерского завода, монограмма дизайнера и мастера, создавшего его. В 1905 году на Wiener Werkstatte работало около 100 сотрудников, из которых 37 были мастерами своего дела.
Местонахождение предприятия находилось на Нойштифтгассе, 32–34, где новое здание было адаптировано к их требованиям. В конце концов проект исчерпал состояние Верндорфера. Круг клиентов Wiener Werkstatte и Йозефа Хоффмана в основном состоял из художников и сторонников еврейского высшего среднего класса Австро-Венгерской империи. Несколько филиалов мастерской были открыты в Карловых Варах (1909 г.), Мариенбаде, Цюрихе (1916–1917 гг.), Нью-Йорке (1922 г.), Берлине (1929 г.).
В архитектурных проектах, таких как санаторий Пуркерсдорф и дворец Стокле в Брюсселе, Wiener Werkstätte смогла реализовать свой идеал Gesamtkunstwerk (тотальное произведение искусства), скоординированной среды, в которой все, до мельчайших деталей, было сознательно спроектировано как неотъемлемая часть. всего проекта.
В течение нескольких лет, начиная с 1904 года, Wiener Werkstätte имела собственную столярную мастерскую, хотя мебели там производилось лишь несколько. Йозеф Хоффманн разработал линию мебели, известную своими простыми формами, для фирмы Jacob & Josef Kohn. Большая часть мебели, известной как Wiener Werkstätte Furniture, была изготовлена такими краснодеревщиками, как Portois & Fix, Иоганн Сулек, Антон Херргезель, Антон Поспишил, Фридрих Отто Шмидт и Иоганн Нидермозер. Некоторые историки сейчас полагают, что оригинальных изделий мебельного подразделения Wiener Werkstätte не существует. [ нужна ссылка ]
С 1905 года Wiener Werkstatte производила расписанный вручную и напечатанный шелк. Фирма Backhausen отвечала за производство тканей с машинной печатью и ткачеством. В 1907 году Wiener Werkstätte взяла на себя распространение Wiener Keramik, керамической мастерской, которую возглавляли Михаэль Поволни и Бертольд Лёффлер . И в том же году Мозер, озлобленный финансовыми склоками, покинул Wiener Werkstätte, которая впоследствии вступила в новую фазу как стилистически, так и экономически.
Расширение
[ редактировать ]
Основание текстильных и модных подразделений в 1909 и 1910 годах привело к дальнейшему смещению акцентов Wiener Werkstätte. После банкротства в 1913 году Верндорфер уехал в Америку, а в следующем году Отто Примавеси, банкир из Моравии, занял пост главного финансиста и покровителя.
Во время и сразу после Первой мировой войны Венский завод находился под влиянием нового поколения художников и мастеров, особенно Дагоберта Пеке , который стал креативным директором в 1915 году и директором филиала в Цюрихе в 1917 году. Игриво-театральная эстетика Пече переосмыслила декоративные мотивы. барокко . и рококо на современный лад [ 6 ] После войны нехватка материалов побудила экспериментировать с более дешевыми и менее прочными материалами, такими как дерево, керамика и папье-маше. Одним из авторов керамики был Вальтер Боссе . [ 7 ]
В начале 1920-х годов Филипп Хауслер попытался искоренить «вредные привычки» и «расточительность», пожиравшие столько денег, путем расширения базы мастерской. Однако художники WW настаивали на своей привычной исключительности, и Хауслер ушел в 1925 году». [ 8 ] Попытки расширить сферу деятельности мастерской — добавив такие товары, как обои, к ее ограниченной программе промышленных лицензий и открыв филиалы в Берлине, Нью-Йорке и Цюрихе — не были особенно успешными. Финансовое положение Werkstätte стало отчаянным из-за последствий войны и начала мировой депрессии в 1929 году. В 1932 году предприятие было вынуждено объявить о банкротстве и закрыться. [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Своим авангардным, художественным, но вневременным дизайном Wiener-Werkstaette-Stil оказал влияние на поколения архитекторов и дизайнеров 20-го века. Баухаус в Америке с 1920 по 1940 год, скандинавский дизайн с 1940 по 1960 год (см. , в Германии, ар-деко например, Арне Якобсен ), а также итальянский дизайн (см. Марио Беллини ) между 1960 и 1980 годами — все они находились под сильным влиянием Винера. Веркштетте.
Рабочим представителем является дворец Стокле в Брюсселе, который считается Gesamtkunstwerk компании.
Шоколадная компания Altmann & Kühne использует многие дизайны компании для своих шоколадных коробок, как и Demel .
См. также
[ редактировать ]- Венский сецессион
- Neue Wiener Werkstätte (Новая Венская мастерская)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Венский сецессион: история» . theviennasecession.com . 2 июня 2012 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Клерикуцио, Питер (16 мая 2017 г.). «Обзор и анализ движения Wiener Werkstätte» . История искусства . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Певснер, Николаус (2005). Пионеры современного дизайна: от Уильяма Морриса до Уолтера Гропиуса . 4-е изд. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 164. ISBN 0300105711 .
- ^ Jump up to: а б с д и Имперский стиль: мода эпохи Габсбургов: по материалам выставки «Мода эпохи Габсбургов», Австро-Венгрия, в Метрополитен-музее, декабрь 1979 г. — август 1980 г. Полли Коун, Метрополитен-музей. Нью-Йорк: Музей. 1980. стр. 160–161. ISBN 0-87099-232-5 . ОСЛК 6085936 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Венская мастерская» . Минни Мьюз . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ " Дагоберт Пече ". Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна . Collections.cooperhewitt.org. Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Шрайер-Хартманн, Черика, Ханс-Хаген и Йоханна Хоттенрот. Уолтер Босс Life Arts and Crafts 1904–1979 . Вена: Verlag Christian Brandstätter, 2000.
- ^ Jump up to: а б Венский музей прикладного искусства
- Сметана, Александра ; Каройи, Клаудия , Австрийское общество экслибриса ( ÖEG ) (редактор), II Художник и его покровители - Йозеф Хоффманн и семья Примавеси - Начало Wiener Werkstätte , архивировано с оригинала 6 июля 2009 г.
- Сметана, Александра; Кароли, Клаудия (2000). «Художник и его покровители». Библос . 49 . OCLC 888043478 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тобиас Г. Наттер (редактор): Ходлер, Климт и Wiener Werkstätte , Scheidegger & Spiess, Цюрих, 2021 г., ISBN 978-3-03942-016-2 .
- Юнер, Стефан: Wiener Werkstätte, в: Вагнер, Хоффманн, Лоос и дизайн мебели венского модернизма. Художники, клиенты, продюсеры , под ред. Евы Б. Оттиллингер, выставка. Кот. Hofmobiliendepot, Вена, 20 марта – 7 октября 2018 г., с. 152–156, ISBN 978-3-205-20786-3 .
- Кристиан Витт-Дёрринг и Янис Стаггс, Weiner Werkstätte 1903–1932: Роскошь красоты , Престель, 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]