Скандинавский дизайн
Скандинавский дизайн — это дизайнерское движение, характеризующееся простотой, минимализмом и функциональностью, которое возникло в начале 20-го века и впоследствии процветало в 1950-х годах в пяти скандинавских странах : Дании , Финляндии , Норвегии , Швеции и Исландии .
Скандинавские дизайнеры особенно известны своими товарами для дома, включая мебель, текстиль, керамику, лампы и стекло, но скандинавский дизайн распространился и на промышленный дизайн, такой как бытовая электроника, мобильные телефоны и автомобили.
Обзор
[ редактировать ]В 1914 году датская Selskabet for Dekorativ Kunst (Компания декоративного искусства) запустила журнал Skønvirke (буквально «Изящная работа»). Его название стало названием нового датского стиля декоративно-прикладного искусства, как в предметах, так и в архитектуре, который может конкурировать с модерном и модерном . [1]
С 1930-х годов такие дизайнеры, как Алвар Аалто (архитектура, мебель, текстиль), [2] Арне Якобсен (стулья), [2] Борге Могенсен (мебель), [2] Ханс Й. Вегнер (стулья), [2] Вернер Пантон (пластиковые стулья), [2] Пол Хеннингсен (лампы), [2] и Maija Isola (текстиль с принтом) [2] помог создать «золотой век скандинавского дизайна». [2]
Скандинавские художники по текстилю стали известны своими ворсовыми коврами в начале 20 века, а яркие скандинавские ткани стали популярны во всем западном мире после Второй мировой войны. [3] [4] [5]
Премия Луннинга , присуждаемая выдающимся скандинавским дизайнерам в период с 1951 по 1970 год, сыграла важную роль в превращении скандинавского дизайна в признанный товар и в определении его профиля. [6]
В 1954 году в Бруклинском музее прошла выставка «Дизайн в Скандинавии», и в Америке началась мода на мебель «скандинавского модерна». [1] [7] [8] Скандинавский дизайн ни в коем случае не ограничивается мебелью и товарами для дома. Он применялся к промышленному дизайну, например, бытовой электронике, [9] мобильные телефоны, [10] и автомобили. [11]
Концепция скандинавского дизайна была предметом научных дискуссий, выставок и маркетинговых программ с 1950-х годов. Многие подчеркивают идеалы демократического дизайна, которые были центральной темой движения и отражены в риторике, окружающей современный скандинавский и международный дизайн. Другие, однако, проанализировали восприятие скандинавского дизайна за рубежом, видя в нем форму мифотворчества и расовой политики. [12]
В странах Северной Европы
[ редактировать ]В Дании
[ редактировать ]Датский дизайн — это стиль функционалистического дизайна и архитектуры, разработанный в середине 20 века. Под влиянием немецкой школы Баухаус многие датские дизайнеры использовали новые промышленные технологии в сочетании с идеями простоты и функционализма для проектирования зданий, мебели и предметов домашнего обихода, многие из которых стали культовыми и до сих пор используются и производятся, например, Арне Якобсен. 1958 года Стул-яйцо [13] и Пола Хеннингсена 1926 года лампы PH . [14] После Второй мировой войны условия в Дании идеально подходили для успеха в дизайне. Акцент был сделан на мебели, но архитектуры , серебра, керамики, стекла эта тенденция также выиграла от Дании и текстиля. Поздняя индустриализация в сочетании с традицией высококачественного мастерства легла в основу постепенного продвижения к промышленному производству. [15]
В Финляндии
[ редактировать ]Финский дизайн охватывает одежду, инженерный дизайн, мебель, стекло, освещение, текстиль и товары для дома. [16] Знак «Дизайн из Финляндии» создан в 2011 году. [17] Финский музей дизайна (ранее называвшийся Музеем искусства и дизайна) имеет коллекцию, основанную в 1873 году, а Хельсинкский университет искусств и дизайна, основанный в 1871 году, теперь является частью Университета Аалто . [18]
Среди выдающихся финских дизайнеров Алвар Аалто (вазы, мебель), [19] Айно Аалто (стеклянная посуда), [19] Кай Франк (стекло, посуда), [19] Клаус Хаапаниеми (принты на ткани), [19] Симо Хейккиля (мебель), [20] Кристина Изола (текстиль), [19] Майя Изола ( принты Маримекко ), [19] Харри Коскинен (стекло, товары для дома), [19] Мика Пийрайнен (одежда, аксессуары), [19] Тимо Сарпанева (стекло, товары для дома), [19] Ойва Тойкка (искусство стекла), [19] Тапио Вирккала (искусство из стекла, посуда), [19] Ээро Аарнио (пластиковая мебель), [19] Санна Аннукка (скриншоты), [19] Ану Пенттинен (стекло), [19] Айно-Майя Метсола (текстиль, товары для дома), [19] и Майя Луэкари (посуда, товары для дома). [19]
В Исландии
[ редактировать ]Дизайн в Исландии — относительно молодая традиция, зародившаяся в 1950-х годах, но сейчас быстро развивающаяся. Ограниченные возможности производства в стране и ограниченный выбор материалов вынуждают дизайнеров проявлять новаторство, хотя шерсть остается основным материалом, будь то войлок или трикотаж. Исландский музей дизайна и прикладного искусства, целью которого является запись исландского дизайна с 1900 года, открылся в 1998 году. [21] В 1998 году также была основана Исландская академия искусств, за которой вскоре последовал факультет архитектуры и дизайна, который способствовал продвижению отчетливо исландского характера в национальном дизайне. [22]
В Норвегии
[ редактировать ]Норвежский дизайн отличается ярко выраженной минималистской эстетикой. [23] В число предметов дизайна входят светильники и мебель. Подчеркнутые качества включают долговечность, красоту, функциональность, простоту и естественные формы. [24]
Норвежский центр дизайна и архитектуры «DogA» расположен в бывшей трансформаторной подстанции в Осло. [25] Норвегия проводит ежегодную выставку дизайна под названием «100% Норвегия» на Лондонской ярмарке дизайна. [26] [27]
Среди выдающихся норвежских дизайнеров мебели — Ханс Браттруд , [28] Свен Ивар Дисте , [29] Олав Элдой , [30] Олав Хауг , [31] Фредрик А. Кайзер , [32] и Ингмар Реллинг . [33]
В Швеции
[ редактировать ]Шведский дизайн считается минималистичным, с упором на функциональность и простые чистые линии. Особенно это касается мебели. Швеция известна традиционными ремеслами, включая производство стекла и саамских ремесел. Пионер шведского дизайна был Андерс Бекман (графика), [34] Бруно Матссон (мебель), [35] Марта Мрис-Фьеттерстрем [35] и Астрид Сампе (текстиль), [35] и Сикстен Сасон (промышленный). [35]
Организациями, продвигающими дизайн в Швеции, являются Svensk Form , Шведское общество ремесел и дизайна, основанное в 1845 году; Шведский фонд промышленного дизайна , известный как SVID; Шведский совет искусств ; и Шведский центр архитектуры и дизайна (известный как ArkDes) на острове Шеппсхольмен в Стокгольме, рядом с музеем современного искусства . [35]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Реккали, Зейнеп. «Датский дизайн: рождение, взлет, падение и воскресение» . Датский . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Скандинавский дизайн» . Скандинавский дизайн . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ «Скандинавский текстильный дизайн» . Study.com . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ «Шведское текстильное искусство» . Фонд Нур . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Кристенсен, Ларс К. «Дания: Текстильная промышленность и формирование современных производственных отношений» (PDF) . Национальный музей . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Крондал, Ганс. «Лауреаты премии Тема Луннинг» . Рунеберг . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ Энглунд, Шмидт и Вуд 2007 .
- ^ Хален и Викман 2003 .
- ^ Ингдал, Сесилия. «Да будет свет» . Банг и Олуфсен . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ «Новые старые принципы дизайна #Nokia от HMD» . Нокиа. 15 августа 2017 года . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ Грин, Гэвин. «Создан для удовольствия» . Вольво . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ Лири, Эрин (2015). « Полное отсутствие иностранных субъектов»: расовая политика американских межвоенных выставок скандинавского дизайна». Дизайн и культура . 7 (3): 283–312. дои : 10.1080/17547075.2015.1105711 . S2CID 147058177 .
- ^ «Стул-яйцо» . Арам . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ «Лампа РН» . Посетите Данию. Архивировано из оригинала 15 февраля 2012 г.
- ^ «Мебель и промышленный дизайн» (PDF) . Министерство иностранных дел Дании . Проверено 17 декабря 2008 г.
- ^ «Истории брендов» . Финский дизайн . Проверено 7 мая 2014 г. Информация со страниц каждого исполнителя на этом сайте.
- ^ "О" . Дизайн из Финляндии . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ «Добро пожаловать в Финляндию, нацию дизайна» . Это Финляндия . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Финские дизайнеры» . Финский дизайн . Проверено 7 мая 2014 г. Информация со страниц каждого исполнителя на этом сайте.
- ^ Хаусли, Лаура и Ахтисаари, редакторы Marko (2014). Совершенно неожиданно: суть и амбиции финского дизайна , с. 113. Гештальтен , Берлин. ISBN 978-3-89955-457-1 .
- ^ «Дизайн и Архитектура | Общая информация» . Исландский центр дизайна . Проверено 1 января 2018 г.
- ^ «Исландский центр дизайна» . Исландский центр дизайна . Проверено 1 января 2018 г.
- ^ «Дизайн: Там, где природа встречается с минимализмом» . Посетите Норвегию . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Даннер, Кристи (22 мая 2014 г.). «10 причин, почему норвежский дизайн потрясающий» . Сложный . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Здание ДОГА» . Дизайн и архитектура Норвегия . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Норвежский дизайн сейчас» . 100 процентов Норвегия . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Норвежское искусство» . Норвежское искусство . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Линдер, Матс. «Ганс Браттруда» . В Годале, Анн Марит (ред.). Большая норвежская энциклопедия (на норвежском языке). Осло: Норвежская онлайн-энциклопедия . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Кристиансен, Сольвейг Лённе. «Свен Ивар Дистэ» . В Хелле, Кнут (ред.). Норвежская биографическая энциклопедия (на норвежском языке). Осло: Kunnskapsforlaget . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ «Продукты Олафа Эльдёя» . Архитоника . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ "ELVERUM MØBEL- OG TREVAREFABRIKK - МЕБЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА" (на норвежском языке). Кухонный комбайн. 2 марта 2018 г.
- ^ Хенриксен, Петтер, изд. (2007). «Фредрик А. Кайзер» . Большая норвежская энциклопедия (на норвежском языке). Осло: Kunnskapsforlaget . Проверено 31 марта 2009 г.
- ^ Ладе (1991). Дизайнер мебели Ингмар Реллинг в перспективе (на норвежском языке). Город: Сиккюлвен Нерингсутвиклинг А/С. ISBN 978-82-992499-0-4 . OCLC 474491579 .
- ^ Кокборг, Хайди. «Все, что нужно знать о современном скандинавском дизайне» . Скан журнала . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Стильный функционал» . Швеция.se . Проверено 1 января 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Энглунд, Магнус; Шмидт, Кристина; Вуд, Эндрю (2007). Скандинавский модерн . Райланд Питерс и Смолл.
- Хален, Видар; Викман, Керстин (2003). Скандинавский дизайн за пределами мифа . Арвиниус.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боландер, Ларс; МакИссак, Хизер (2010). Скандинавский дизайн Ларса Боландера . Гарри Н. Абрамс.
- Эманн, Свен (2016). Скандинавские мечты: скандинавские дома, интерьеры и дизайн . Берлин: Дизайн.
- Фаллан, Кьетил (2012). Скандинавский дизайн: альтернативные истории . Горы.
- Фелл, Шарлотта Дж; Фелл, Питер (2005). Скандинавский дизайн . Сумки.
- Гура, Джудит (2012). Справочник по скандинавской мебели, дизайну 21 века . Нортон.
- Хард Сегерстада, Ульфа (1961). Скандинавский дизайн (Nordic Utility Art) . Скандинавская ротогравюра.
- Нельсон, Кэтрин Э; Кабра, Рауль (2004). Новый скандинавский дизайн . Книги летописи.
- Ориол, Аня Ллорелла (2005). Асенсио, Пако (ред.). Новый скандинавский дизайн . teNeues.
- Лето, Ингрид (2005). Скандинавский стиль . Карлтон.
- Викман, Керстин (1996). Скандинавский дизайн: мечта все еще жива . Шведская информационная служба.
- Зале, Эрик (1961). Сокровищница скандинавского дизайна . Золотая Пресса.