Jump to content

Тимо Сарпанева

Тимо Сарпанева
Сарпанева (слева) в 1950-е годы.
Рожденный
Тимо Тапани Сарпанева

( 1926-10-31 ) 31 октября 1926 г.
Хельсинки , Финляндия
Умер 6 октября 2006 г. (06 октября 2006 г.) (79 лет)
Хельсинки, Финляндия
Место отдыха Кладбище Хиетаниеми , Хельсинки
Альма-матер Школа искусств и дизайна Университета Аалто
Занятия
  • Художник
  • промышленный дизайнер
  • педагог
Супруги
  • Энн Мари Пи, урожденная Холмберг
    ( м. 1954–1970)
  • Марьятта, урожденная Свенневиг
Дети 4
Награды
  • Серебряная медаль – Миланская триеннале
    1951 Петух
  • Приз Луннинга
    1956
  • Гран-при – Миланское триеннале
    1957 Выставка архитектуры.
  • Гран-при – Миланское триеннале
    1957 Коллекция стекла
  • Золотая медаль – Международный конкурс современной художественной керамики, Фаэнца
    1976 Финляндия

Тимо Тапани Сарпанева (31 октября 1926 г. - 6 октября 2006 г.) [1] [2] был влиятельным финским дизайнером, скульптором и педагогом, наиболее известным в мире искусства своими новаторскими работами в области стекла, которые часто объединяли атрибуты экспозиционных предметов искусства с утилитарными обозначениями. Хотя стекло оставалось его наиболее часто используемым материалом, он работал с металлом, деревом, текстилем и фарфором (фарфором). Сарпанева вошла в дома по всему миру благодаря своему промышленному дизайну высококлассных, художественно продуманных предметов, в том числе чугунной кухонной посуды и фарфоровой столовой посуды. Его работа была одним из ключевых компонентов, которые помогли Финляндии завоевать репутацию первопроходца дизайна.

Биография

[ редактировать ]

Как и в случае с наковальней его деда, выставленной на видном месте, чтобы познакомить посетителей с его ретроспективной выставкой 2002 года в Музее дизайна в Хельсинки, [3] Тимо Сарпанева рассказал о своем семейном наследии как о ремесленниках. Он упомянул своего деда по материнской линии, кузнеца, чью профессию Сарпанева назвал семейной традицией «на протяжении сотен лет», и сказал, что другие были художниками по текстилю. [4] отметив, что его мать готовила чайные принадлежности. Его годовалый брат Пентти был графическим дизайнером и делал украшения из бронзы и серебра. Тимо Сарпанева, преувеличивая, сказал, что еще в утробе матери знал, что станет ремесленником. [3] Его профессиональный подход к стеклу был связан с его ранними воспоминаниями о расплавленном металле в мастерской его деда. [5] Ощущение детства, о котором он позже периодически вспоминал как вдохновившее его на новаторский подход к стеклянным предметам, говорило о прозрачности и пространстве:

В возрасте восьми или девяти лет я держал в руке кусок льда, пока не проделал в нем отверстие теплым пальцем. [4]

Органическое отверстие Сарпаневой в стеклянном теле появилось примерно в то же время, когда Генри Мур начал использовать вогнутости в своих человеческих скульптурах, и некоторые другие его работы со стеклом наводят на мысль об этом опыте. [6]

Сарпанева окончила Институт промышленных искусств (предшественник Университета искусств и дизайна получила степень доктора философии ) в Хельсинки в 1948 году и позже . [7] Вскоре после того, как он начал работать со стеклом, [8] он выиграл конкурс Ииттала по гравированному стеклу и был принят на работу в компанию в 1951 году. [9] (в других источниках упоминается предыдущий год) как дизайнер и директор выставок. Он выиграл свой первый Гран-при на Миланской Триеннале 1954 года за свою серию изделий из прозрачного стекла, которая также досталась его уже хорошо зарекомендовавшему себя коллеге по Ииттале Тапио Вирккала . Iittala i-linja В 1956 году Сарпанева обратился к цветному стеклу при разработке новой высококлассной серии тарелок, бутылок и других предметов (i-line). Радикальное для того времени, его участие распространилось на дизайн упаковки и названия Iittala с заметной белой строчной буквой i в красном круге в качестве товарного знака новой линии, который компания затем приняла в качестве своего универсального логотипа через 21 век. [10] i-linja выиграл для него второй Гран-при на Миланской триеннале 1957 года, где он также получил Гран-при за дизайн финской выставки.

Тем временем он работал над своим английским в недавно открывшемся в Хельсинки филиале Berlitz International во второй половине 1950-х годов. [11] вскоре начал преподавать в своей альма-матер , в том числе курс по блочной печати на линолеуме для студентов, изучающих текстильный дизайн, [12] и стал профессором в 1976 году. [10] Он уже работал в текстильной ассоциации PMK в 1950-х годах (и запланировал в конечном итоге отмененную в 1957 году выставку одежды Триеннале для Маримекко, что было ранним признанием того, что готовая мода начинает цениться как промышленное искусство). [13] ), он продолжил в 1960-х годах дизайн одежды для Тампеллы и выступал в качестве художественного руководителя шведской текстильной компании Kinnasand в период с 1964 по 1972 год, после чего начал свое сотрудничество с немецким производителем фарфора Rosenthal. В 1990-х годах он ездил между Хельсинки и Мурано ( Венеция , Италия) в течение шести лет, создавая в основном скульптуры вместе со стеклодувами Венини и известным мастером Пино Синьоретто. Все это время, несмотря на перерыв в 1970-х годах, когда компания Iittala попыталась отказаться от некоторых технологий производства стекла, Сарпанева поддерживал творческие отношения со своим первым работодателем на протяжении большей части своей продуктивной жизни. У него остались четверо взрослых детей и девятилетняя жена Марьятта, урожденная Свенневиг, на которой он женился в соборе Хельсинки в 1997 году. [14] после 30 лет совместной жизни [15] и кто спроектировал его надгробие на кладбище Хиетаниеми , [16] сейчас закрыт для дальнейших захоронений, [17] последнее пристанище многих людей, влиятельных в истории, политике и культуре Финляндии.

Серебро Мянтюниеми (1992 г.) было спроектировано для новой одноименной президентской резиденции.

Про Финляндия

[ редактировать ]

Определенная степень патриотизма выражалась как в его близком знакомстве с давним президентом Финляндии Урхо Кекконеном , от которого Сарпанева получил в 1958 году медаль Pro Finlandia Ордена Финского льва за успех на Миланской триеннале , так и в имена некоторые из его произведений, продаваемых на международном рынке: «Финляндия» за серию ваз из «корового стекла» и «Суоми » («Финляндия») за дизайн посуды. Он разработал стеклянные вазы и серебряную столовую посуду для президентской резиденции Мянтюниеми, открытой в 1993 году. Имидж Финляндии как первопроходца дизайна уже давно основан на ее успехе после Второй мировой войны, а также на репутации Сарпаневой и некоторых других стран». дизайнерские герои». [18]

Чугунный котел (1959 г.), исторически современный для «чертовски вкусной тушенки».

Чугунный горшок (казан, запеканка) Сарпаневой по конструкции 1959 года (производство с 1960 года), попавший на финскую почтовую марку в 1998 году. [19] стал символом его творческого подхода – современного, не слишком опирающегося на новизну, переосмыслившего традиционное произведение, вернувшего историю и человечность в промышленный дизайн и приготовившего «чертовски хорошее рагу из оленины». [20] Вновь выведя его на рынок в 2003 году, [21] Производитель Iittala считает, что ее вневременной и гениальный дизайн одинаково функционален на кухне и привлекателен на обеденном столе. [22] Работы, подобные Сарпаневой, доказали, что внутреннее качество материалов, сведенное к их самой базовой, чувственной сути, сформированной творческим воображением художника, превосходит весь китч в мире. [23]

Сарпанева думала, что поворотный момент в его карьере наступил для него в возрасте 22 лет, когда он получил вторую премию на конкурсе дизайна стекла в Риихимяки – уступив только профессору своего колледжа Артту Бруммеру, получившему высшую награду. [3] Сарпанева периодически работал с металлом, деревом, текстилем, керамикой и фарфором (фарфором), в то время как стекло оставалось его основным материалом с самых первых наград на протяжении большей части его жизни, как в промышленном дизайне, так и в демонстрации предметов искусства . [24] По образованию графический дизайнер, он большую часть своей жизни занимался промышленным дизайном, считая себя скорее художником, чем дизайнером. [25] Но он в шутку отклонил этот вариант, когда столкнулся со слухами о том, что Энди Уорхол предположил, что ткани Сарпаневой — это шедевры, готовые к оформлению в виде картин. [3] Тем не менее, международная карьера Сарпаневой началась с аналогичного подвига в текстильном дизайне, когда он получил серебряную медаль на Миланской триеннале 1951 года за свою работу «Кукко» , вышитый чайный комбинезон в стиле петуха (отсюда и его финское название) с зазубренным красным гребешком птицы. в качестве ручки, которую некоторые на выставке приняли за карнавальную шляпу. [26]

Текстиль

[ редактировать ]

В 1950–1960-е годы Сарпанева создавала дизайны тканей для ряда компаний, связанных с ПМК (Puuvillatehtaitten myyntikonttori, «Контора продаж хлопчатобумажных фабрик»).

Его радикальная живописная серия Ambiente, созданная для льняного подразделения Тампеллы. [27] В середине 1960-х годов производство моделей одежды было роботизировано. Около 2000 автоматических настроек машины, которые Сарпанева назвала «промышленными монотипиями», позволили широко варьировать цветовые схемы: от интенсивного малинового и бирюзового до нежного горошинового, кремового и черного. Размытие, слияние и искажение привели к образованию плавных психоделических узоров и добавили еще один уровень к числу возможностей, которые модифицированная двусторонняя ротационная печать открыла для производителей и маркетологов. [12]

В основу производства легло изобретение Сарпаневой, которое она сделала во время посещения завода по производству упаковочной бумаги, где печатный станок работал со сбоями, из-за чего цвета смешивались и растекались по бумаге. Сарпанева считала, что намеренное достижение того же эффекта на ткани позволит создать изменяющийся, плавный узор, в котором один и тот же узор никогда не будет повторяться. Ambiente привлек международное внимание, спровоцировав Энди Уорхола в шутку предложить Сарпаневой продать эту линию как уникальные произведения искусства, добавив, что «вы станете миллионером». [28]

Наибольшее признание работа Сарпанева в области промышленного дизайна получила благодаря фарфоровому (фарфоровому) обеденному сервизу Suomi («Финляндия»), над которым он работал четыре года. [29] (некоторые источники говорят, что три или два). По заказу немецкой компании Rosenthal, которая сначала сочла эту концепцию слишком простой, она была запущена в свою «студийную линейку» в 1976 году. Первоначально полностью белая современная классика со слегка закругленными углами. [30] был включен в постоянную коллекцию Центра Жоржа Помпиду в Париже как образец современного дизайна. [31] и продолжал производиться до 2010-х годов. Сарпанева сказала, что его вдохновили формы камней, округленные и отполированные движущейся водой. Он объединил круг с квадратом, слияние органических форм ремесленной традиции и прямых линий, связанных с современной промышленностью. Части устойчивого к сколам сервиза приятны как для руки, так и для глаза. Большие удобные ручки сделали чашки прочными и удобными, бортики на тарелках предотвращали проливание жидкости, чай и кофе наливались без капель. [32]

Еще в 1970-х годах Розенталь превратил Суоми в холст для высокохудожественных дизайнов поверхностей, ограниченный тиражом в 500 экземпляров известных художников того времени, в том числе Сальвадора Дали и Виктора Вазарели . [33] Компания также адаптировала Suomi для клиентов, стремящихся к самовыражению. Компания производила Suomi в параллельной серии Porcelaine noire и позволяла покупателям смешивать и приобретать светящиеся белые и необычные изделия из черного фарфора в любой желаемой контрастной комбинации. В отдельной модификации производитель предложил любителям роскоши серию Suomi с золотой и платиновой отделкой . [34] Подобный маркетинг не всегда ценился с эстетической точки зрения, поскольку различные варианты украшений плохо сочетались с изысканными формами Сарпаневой и что Суоми был необычным только в простом белом цвете. [32]

Ограниченная серия

[ редактировать ]

По случаю презентации набора из чашки и блюдца «Солнце в лесу » в Лондоне Сарпанева сказала, что его формы иногда были вдохновлены звуком.

Когда я захожу очень глубоко в лес, все мои чувства активизируются. Вот тогда я могу слышать глазами. [35]

Прямые ссылки на звук, переведенный в изображения, также сопровождали промо-материал с его комбо «Песня тролля» из кружки и блюдца . [36]

Лансетти среди победителей Гран-при Миланской триеннале 1954 года.
Байдарка среди победителей Гран-при Миланской триеннале 1954 года.

Сарпанева была плодовитым дизайнером изделий из стекла, как скульптур, так и функциональных предметов. он разработал множество новых методов изготовления стекла Вместе со стеклодувами стекольного завода Ииттала . Среди разработанных новых методов был метод мокрой палочки, при котором сферические пространства внутри стекла создаются не за счет выдувания, а путем внедрения влажной палочки в стеклянную массу. Контакт с горячей массой приводит к испарению воды, после чего пар образует полость в стекле. У стеклодувов Иитталы появилась привычка собирать по дороге на работу упавшие ветки яблонь — породы древесины, особенно подходящей для этой цели. Этот метод занимает центральное место во многих сериях произведений искусства из стекла Сарпаневой, таких как «Каякки» и «Орхидея». [28]

Ланцет, каяк и орхидея

[ редактировать ]

Первое международное признание Сарпаневой в области работы со стеклом пришло с Гран-при Миланской Триеннале в 1954 году. [37] в их число вошли серии Сарпаневой «Оркидея» («Орхидея»), «Каякки» («Каяк») и «Лансетти» («Ланцет»), принятые к производству Иитталой. Он сказал о своем любимом материале:

Стекло очень загадочно. Оно все время меняется. Вот что делает его волшебным. [38] Это освободило меня от условностей и трехмерности. Оно открыло мне свои глубочайшие возможности и привело меня в путешествие в четвертое измерение. Я понял, какие возможности дает прозрачное стекло художнику и дизайнеру. [5]

Амебоидная абстракция [39] «Ланцет II» из последней серии, асимметричная ваза из прозрачного стекла, форма которой лишь частично повторяет полый центр, была выбрана американским журналом House Beautiful как «Самый красивый дизайнерский объект года» 1954 года. [40] В его руках различия между чистым и прикладным искусством постепенно становились все менее и менее значимыми – стеклянные вазы, созданные им в 1950-е годы, демонстрировали явные скульптурные качества задолго до того, как в 1964 году он решил разорвать связь с сосудом как формой и создать чистую скульптуру в стекло. [41] The Lancet продолжал вдохновлять будущие поколения художников, в том числе архитектора Яна Симпсона, чей лондонский небоскреб One Blackfriars был вдохновлен своей формой. [42]

Финляндия

[ редактировать ]

Линия «Финляндия ваз из «корового стекла» », выпускавшаяся компанией Iittala в 1964–1970 годах, породила еще одну инновацию — предметы домашнего обихода массового производства, каждый из которых был в некотором роде эксклюзивным. Коллекцию отличало наличие толстого стекла с шероховатой поверхностью, напоминающей снег и лед, одним махом заменившей гладкое, тонкое, обтекаемое цветное стекло 1950-х годов. [43] Сарпанева вспоминала:

Я нашел кучу выброшенных деревянных форм, используемых для изготовления полированного стекла, и решил сделать из них другой вид стекла. Каждая деталь немного отличалась по форме и поверхности. [38]

Стекло заливали или выдували в формы и оставляли там достаточно долго, чтобы формы сгорели, тем самым придав поверхности шероховатость. Каждый раз, когда форма была выдута, текстура зерна менялась, в результате чего каждый объект из серии «Финляндия» был уникальным, хотя и был выдут в форме. Формы постепенно и намеренно разрушались в результате многократного контакта со стеклом, нагретым до 500 °C (932 F). Меняющаяся поверхность придавала каждому изделию естественный случайный эффект «коры», создаваемый карбонизированной древесиной, который иначе не мог быть убедительно создан художником. [44]

Скульптура

[ редактировать ]
Стеклянная скульптура «Нулевой год» .

Паковый лед / Зеркало моря

[ редактировать ]

Сарпанева создал самую большую стеклянную скульптуру в Финляндии, Ahtojää Паковый лед », переименованное из Jäävuori , «Айсберг»), для финского павильона на выставке Expo 67 в Монреале в 1967 году. [10] Затем он был куплен городом Тампере и хранился до 1988 года, когда его установили во входном вестибюле торгового центра KoskiKeskus , открытого в центре Тампере в марте того же года. Треугольник длиной 12 м (36 футов) и шириной 6,4 м (21 фут) подвешен к потолку и заполнен 488 гранеными стеклянными башенками высотой до 1 м (3,3 фута). [45] Сарпанева расширил свою первоначальную концепцию, прикрепив Meren peili («Зеркало моря») под Ахтояа , зеркальные стекла, интерпретирующие поверхность моря (Балтийское море вокруг Финляндии зимой частично покрыто льдом, но летом свободно ото льда). ), чтобы вспомнить о текучести и цикле жизни, [46] страны который также включал в себя финский взгляд на два проявления символического множества озер : белый лед зимой и голубое зеркало летом. Специалисты по скандинавскому искусству часто сравнивали способность Сарпаневой улавливать свет и его оттенки со взглядом сквозь лед под водой. [47]

Стекло также стало материалом для его редкой работы, посвященной трансатлантическим культурным влияниям. Небольшая деталь Smile из дутого стекла черного цвета с глянцевой отделкой украшена двумя большими ушами в стиле Диснея, возвышающимися над ртом и отсылает к Микки Маусу. Уши символизируют состояние Микки, а скульптура превращает Микки в набор абстрактных геометрических отношений. [48]

Признание

[ редактировать ]
  • 1951 Серебряная медаль Кукко («Петух»), IX Триеннале , Милан.
  • Гран-при 1954 года, стекло, X Триеннале, Милан
  • Гран-при 1957 года за выставочную архитектуру, XI Триеннале, Милан.
  • Гран-при 1957 года, стекло, XI Триеннале, Милан
  • 1956 года Премия Ланнинга
  • Золотая медаль 1976 года для Суоми , Международный конкурс керамики современного искусства, Фаэнца.

Почетные знаки

[ редактировать ]

Художественно задуманные дизайнерские линии Сарпаневой приобрели ценность при перепродаже настолько, что подделки стали прибыльными. [49] По оценкам финской полиции, общая стоимость подделок его проектов и проектов некоторых его коллег достигла миллионов евро, и ожидала, что она будет расти. [50] Периодическая, отчасти ироничная критика некоторых конструкций – что универсальная ручка из тикового дерева с чугунным горшком потеряется, [51] на белых Suomi были пятна от чая, в отличие от классических британских коричневых чайников [52] – не подорвало их оценку. Исторически сложилось так, что руководители Christie's отмечали рост стоимости при перепродаже, особенно в отношении стеклянных изделий Сарпаневой для итальянской компании Venini. [53] Более старые предметы из той же серии будут более ценными, например, предмет первого года серии Kajakki (каяк), выпускавшейся с 1953 по 1959 год, может принести на 50% больше, чем тот же предмет последнего года производства. . [54] Охотники за выгодными покупками время от времени сообщали о высоких доходах, в том числе о покупке стеклянной пластины Сарпанева за 25 центов на гаражной распродаже, стоимость которой при перепродаже составила 1000 долларов США. [55]

  1. ^ «Тимо Сарпанева» . Финляндия.fi . Министерство иностранных дел Финляндии. 14 марта 2012 года . Проверено 4 марта 2017 г.
  2. ^ «Тимо Сарпанева» . Хельсингин Саномат . 6 октября 2006 г. Проверено 4 марта 2017 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Лённгрен, Рийкка (20 июня 2002 г.). «И Сарпанева создала стекло» . Финансовые новости (на финском языке). ISSN   1455-6308 .
  4. ^ Jump up to: а б Мартин, Дуглас (10 октября 2006 г.). «Тимо Сарпанева, стеклодув, умер в 79 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 .
  5. ^ Jump up to: а б Аалто-Сетяля, Туйя; Кирси Лауттиа (6 октября 2006 г.). «Памяти Тимо Сарпанева». Пресс-релиз . Iittala Group, Хельсинки.
  6. ^ Тимо Сарпанева: Ретроспектива . Нью-Йорк: Американский музей ремесел/Музей искусств и дизайна. 17 марта 1994 г. ISBN.  951-8965-19-6 .
  7. ^ [Анон.] (1970). Оглавление ежегодников клуба «Калевала» 1–50 . Хельсинки: Калеваласеура.
  8. ^ Бхаскаран, Лакшми (2005). Дизайн времени: использование ключевых движений и стилей для современного дизайна . Мис, Швейцария: RotoVision. ISBN  2-88046-816-7 .
  9. ^ Аав, Марианна; Вильянен, Эева (2006). Ииталла: 125 лет финского стекла . Штутгарт: Arnoldsche Verlagsanstalt. ISBN  3-89790-250-8 .
  10. ^ Jump up to: а б с Рица, Пааво (6 октября 2006 г.). «Тимо Сарпанева – мастер финского дизайна» . Культура и развлечения (на финском языке). Общественное радио.
  11. ^ Льюис, Ричард Д. (1998). Дорога от пирса Уигана: Мемуары лингвиста . Уорнфорд, Великобритания: Публикации Transcreen. ISBN  978-0-9534398-0-5 .
  12. ^ Jump up to: а б Аав, Марианна, изд. (2003). Маримекко: Ткани, мода, архитектура . Нью-Йорк: Центр выпускников Бардов. ISBN  0-300-10183-Х .
  13. ^ Калин, Кай; Сарпанева, Тимо; Свеневиг, Марьятта (1986). Сокращение . Хельсинки: Отава. ISBN  951-1-07887-9 .
  14. ^ «Тимо Сарпанева и Марьятта Свеневиг – отличная свадьба» . Общество (на финском языке). 30 августа 1997 г. ISSN   0358-8017 .
  15. ^ [Информационное бюро Финляндии] (6 октября 2006 г.). «Тимо Сарпанева мертв» . Италехти . ISSN   0355-5461 .
  16. ^ Линдман, Антти (19 марта 2009 г.). «Холм художников на кладбище Хиетаниеми заполняется» . Helsingin Sanomat (на финском языке). ISSN   0355-2047 .
  17. ^ [Информационное бюро Финляндии] (14 марта 2009 г.). «Холм художника Хиетаниеми почти заполнен» . Центральная Финляндия (на финском языке). ISSN   0356-1402 .
  18. ^ Флориан, Хуфнагль; Хёльшер, Петра; Рёснер, Корина; Гейнс, Джереми (2004). Музеи дизайна мира . Базель: Биркхойзер. ISBN  3-7643-6741-5 .
  19. ^ [Суомен Пости Ойдж]. «Список марок Финляндии 1856–2008 гг.» . Suomen Posti (на финском языке). Datafun.fi.
  20. ^ Херон, Катрина (7 августа 2007 г.). «От еды к идеалам». Жить . ISSN   1530-5309 .
  21. ^ Кокконен, Юри (2003). «Классика возрождается». Форма, Функция, Финляндия (89). ISSN   0358-8904 .
  22. ^ [Ииттала Ойдж]. «Тимо Сарпанева» . Дизайнеры . Ииттала. Архивировано из оригинала 23 ноября 2010 года.
  23. ^ Хакстейбл, Ада Луиза (2008). Наша архитектура: Сборник размышлений о веке перемен . Нью-Йорк: Издательство Уокер. ISBN  978-0-8027-1707-8 .
  24. ^ Росс, Нэнси Л. (23 марта 1995 г.). «Свет, застывший в стекле» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 .
  25. ^ Суоминен-Кокконен, Ренья (2002). «Традиция сотрудничества – образы финского дизайна». Форма, Функция, Финляндия . 4 . ISSN   0358-8904 .
  26. ^ Поппёнен, Ханну (18 июня 2002 г.). «Тимо Сарпанева – полвека финского дизайна» . Хельсингин Саномат . ISSN   0355-2047 .
  27. ^ Джексон, Лесли (2002). Дизайн узоров двадцатого века: пионеры текстиля и обоев . Нью-Йорк: Princeton Architectural Press. ISBN  1-56898-333-6 .
  28. ^ Jump up to: а б Тексты вывесок на выставке Тимо Сарпанева, Музей дизайна, Хельсинки, 2018.
  29. ^ Аксель, Ян; Карен, Маккриди (1981). Фарфор, традиции и новые взгляды . Нью-Йорк: Уотсон-Гуптилл. ISBN  0-8230-4091-7 .
  30. ^ Брайт, Кристофер (апрель 2007 г.). «Хельсинкское восстание». Жить . ISSN   1530-5309 .
  31. ^ «Коллекция Национального музея современного искусства» . Центр Помпиду.
  32. ^ Jump up to: а б Аранго, Джудит (4 марта 1990 г.). «Чистый и белый, Китай прекрасен» . Майами Геральд . ISSN   0898-865X .
  33. ^ [Анон.] (1976). «Фаэнца-Золотая медаль ФИНЛЯНДИИ». Художник . 29 :8. ISSN   0004-3842 .
  34. ^ [Розенталь ГмбХ]. "Фон" . Тимо Тапани Сарпанева (на немецком языке). Розенталь, ГмбХ.
  35. ^ Пол, Донна (10 января 2002 г.). «Финский дизайнер приветствует лондонский магазин» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 .
  36. ^ Рэттрей, Фиона (11 ноября 2001 г.). «Дизайн для жизни 22: набор «Песня тролля»» . «Индепендент» в воскресенье . ISSN   0951-9467 .
  37. ^ Губка Боб (10 декабря 1954 г.). «Вернувшиеся из Милана» . Тимо Сарпанева – мастер финского дизайна (на финском языке). Общественное радио.
  38. ^ Jump up to: а б Рейф, Рита (10 апреля 1994 г.). «Все еще очарованный тайной расплавленного песка» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 .
  39. ^ Глюк, Грейс (1 декабря 2000 г.). «От соблазнительных органических форм до модной и игривой поп-музыки» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 .
  40. ^ Вудхэм, Джонатан М (2006). Оксфордский словарь современного дизайна . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-280639-4 .
  41. ^ Кэмпбелл, Гордон (2006). Энциклопедия декоративного искусства Grove: от Лабхардта до Цвишенгольдгласа . Том. 2. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-1-56158-265-5 .
  42. ^ Калин, К.: 15-летняя девушка-амбассадор рекламного агентства заметила, что за ней следит громкое имя в дизайне Суоми: Марьятта Сарпанева с необычайной интенсивностью рассказывает о жизни в узком кругу дизайна . Хельсингин Саномат, 11 сентября 2020 г.
  43. ^ Кокконен, Юри. «Снег, лед и заходящее солнце». Форма, Функция, Финляндия . 2003 . ISSN   0358-8904 .
  44. ^ Каммингс, Кейт (2002). История стеклоделия . Филадельфия: Издательство Филадельфийского университета. ISBN  0-7136-5274-8 .
  45. ^ «Финское искусство». ФИНЛЯНДИЯ 9000 . Лумиккотие, Финляндия: Коувола Тиетопалвелут. 1997.
  46. ^ «Тимо Сарпанева (1926)» . Общественные скульптуры и памятники (на финском языке). Музей современного искусства Тампере.
  47. ^ Дальбек-Люттеман, Хелена; Сова, Марианна, ред. (1986). Премия Луннинга . Стокгольм: Национальный музей. ISBN  91-7100-297-9 . {{cite book}}: |first2= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  48. ^ Шейнин, Генри (1998). «Все улыбаются». Форма, Функция, Финляндия (72). ISSN   0358-8904 .
  49. ^ [Анон.] (27 января 2004 г.). «Условный приговор за подделку художественного стекла». Helsingin Sanomat – Международное издание . ISSN   0355-2047 .
  50. ^ [Анон.] (6 апреля 2007 г.). «Растет подделка художественного стекла» . Новости (на финском языке). Общественное радио. [ постоянная мертвая ссылка ]
  51. ^ Колман, Дэвид (30 ноября 2003 г.). «Одержимый» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 .
  52. ^ Рэттрей, Фиона (22 декабря 2001 г.). «Белый вопрос: новый черный» . Независимый . ISSN   0951-9467 .
  53. ^ Альберге, Даля (20 мая 1990 г.). «70 000 фунтов за вазу, не выдержавшую испытания массового производства» . Независимый . ISSN   0951-9467 .
  54. ^ МакГилливрей, Дональд (24 февраля 2001 г.). «Победители с чистым финским» . «Дейли телеграф» . ISSN   0307-1235 . Архивировано из оригинала 19 декабря 2000 года.
  55. ^ Верне, Джо (31 июля 1994 г.). «Сокровища четы Имс из комиссионных магазинов и гаражной распродажи переданы в аренду музею» . Майами Геральд . ISSN   0898-865X .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Тимо Сарпаневой, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac5f74c7e6f138f27a2e17646a4599c2__1707862140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/c2/ac5f74c7e6f138f27a2e17646a4599c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Timo Sarpaneva - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)