Виктор Вазарели
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2022 г. ) |
Виктор Вазарели | |
---|---|
Рожденный | Дьёзо Васархейи 9 апреля 1906 г. |
Умер | 15 марта 1997 г. Париж , Франция | (90 лет)
Национальность | венгерский Французский |
Образование | Мастерская |
Известный | Живопись , скульптура |
Заметная работа | Зебра (ок. 1930-е гг.) |
Движение | Об искусстве |
Веб-сайт | сайт Виктора Вазарели |
Виктор Вазарели (англ. Французский: [viktɔʁ vazaʁeli] ; Васархейи урожденный Гёзо , Венгерский: [ˈvaːʃaːrhɛji ˈɟøːzøː] ; 9 апреля 1906 г. [1] – 15 марта 1997) был венгерско-французским художником, широко признанным «дедушкой» и лидером. [2] движения оп-арта .
Его работа под названием «Зебра» , созданная в 1937 году, считается одним из самых ранних примеров оп-арта.
Жизнь и работа [ править ]
Вазарели родился в Пече и вырос в Пиештянах (тогда Постены) и Будапеште , где в 1925 году он начал изучать медицину в Университете Этвеша Лоранда . В 1927 году он оставил медицину, чтобы изучить традиционную академическую живопись в частной Академии Подолини-Фолькмана. В 1928/1929 году он поступил в Шандора Бортника частную художественную школу под названием Мухели (букв. «Мастерская», существовавшая до 1938 года), которая в то время была широко признана центром изучения Баухауза в Будапеште . Из-за нехватки денег Мухели не могли предложить все, что предлагал Баухаус. Вместо этого он сосредоточился на прикладной графике и типографском дизайне.
В 1929 году он написал свои «Голубой этюд» и «Зеленый этюд» . В 1930 году он женился на своей сокурснице Клэр Спиннер (1908–1990). Вместе у них родилось двое сыновей, Андре и Жан-Пьер . Жан-Пьер также был художником и использовал профессиональное имя «Иварал». Он работал в компании по производству шарикоподшипников, занимаясь бухгалтерским учетом и дизайном рекламных плакатов в Будапеште. В 1930-е годы Вазарели стал графическим дизайнером и художником-плакатистом, сочетая узоры и органичные изображения.
Вазарели покинул Венгрию и поселился в Париже в 1930 году. Он работал художником-графиком и креативным консультантом в рекламных агентствах Havas, Draeger и Devambez (1930–1935). Его взаимодействие с другими художниками в это время было ограниченным. Он задумал открыть учреждение по образцу Шандора Бортника и мухели разработал для него некоторые учебные материалы. Живя в основном в дешевых гостиницах, он поселился в 1942/1944 году в Сен-Сере в Ло департаменте . После Второй мировой войны он открыл ателье в Аркейе , пригороде примерно в 10 километрах от центра Парижа (в Валь-де-Марн департаменте Иль -де-Франс ). В 1961 году он наконец поселился в Анне-сюр-Марн ( Сена и Марна департамент ).
В конце концов Вазарели начал создавать произведения искусства и скульптуры, используя оптическую иллюзию . В течение следующих трех десятилетий Вазарели развил свой стиль геометрического абстрактного искусства, работая с различными материалами, но используя минимальное количество форм и цветов:
- 1929–1944 : Ранняя графика : Вазарели экспериментировал с текстурными эффектами, перспективой, тенью и светом. Результатом его раннего графического периода стали такие работы, как «Зебры» (1937), «Шахматная доска» (1935) и «Девичья сила» (1934).
- 1944–1947 : Маршруты Les Fausses – На неправильном пути : В этот период Вазарели экспериментировал с кубистическими , футуристическими , экспрессионистическими , символическими и сюрреалистическими картинами, не разработав при этом уникальный стиль. После этого он заявил, что был на неправильном пути. Выставлял свои работы в галерее Дениз Рене (1946) и галерее Рене Брето (1947). Написав предисловие к каталогу, Жак Превер отнес Вазарели к сюрреалистам . Превер создает термин «воображаемые» (изображения + нуар, черный) для описания картин. «Автопортрет» (1941) и «Слепой» (1946). С этим периодом связаны
- 1947–1951 : Развитие геометрического абстрактного искусства (оптического искусства) . Наконец, Вазарели нашел свой собственный стиль. Перекрывающиеся объекты названы в честь их географического наследия. Денферт обращается к работам, вдохновленным белыми кафельными стенами парижской станции метро Денферт-Рошро . Эллипсоидные камешки и ракушки, найденные во время отпуска в 1947 году на бретонском побережье в Бель-Иле, вдохновили его на работы Бель-Иль . С 1948 года Вазарели обычно проводил летние месяцы в Горде в Провансе-Альпах-Лазурном Берегу . Там кубические дома привели его к созданию группы работ под названием Gordes/Cristal . Он работал над проблемой пустых и заполненных пространств на плоской поверхности, а также над стереоскопическим изображением.
- 1951–1955 : Кинетические изображения, черно-белые фотографии . На основе своих работ Горд он разработал кинематические изображения, наложенные друг на друга панели из акрилового стекла создают динамичные, движущиеся впечатления в зависимости от точки зрения. В черно-белый период он объединил кадры в одно полотно, транспонировав фотографии в два цвета. Дань Малевичу , керамическая настенная картина высотой 100 м. 2 (1100 кв. футов), украшающий Университет Каракаса , Венесуэла, который он спроектировал в 1954 году совместно с архитектором Карлосом Раулем Вильянуэвой , является крупным произведением этого периода. Кинетическое искусство процветало, и работы Вазарели, Колдера , Дюшана , Ман Рэя , Сото , Тэнгли выставлялись в галерее Дениз Рене под названием Le Mouvement (движение). Вазарели опубликовал свой «Жёлтый манифест» . Опираясь на исследования пионеров конструктивизма и Баухауза , он постулировал, что визуальная кинетика ( plastique cinétique ) опирается на восприятие зрителя, которого считают единственным творцом, играющим с оптическими иллюзиями .
- 1955–1965 : Планетарный фольклор, перестановки и серийное искусство : 2 марта 1959 года Вазарели запатентовал свой метод unités plastiques . Из цветного квадрата вырезаются перестановки геометрических фигур и переставляются. Он работал со строго определенной палитрой цветов и форм (три красных, три зеленых, три синих, две фиолетовые, две желтые, черная, белая, серая; три круга, два квадрата, два ромба, два длинных прямоугольника, один треугольник, два рассеченные круги, шесть эллипсов), которые он позже увеличил и пронумеровал. Из этого пластикового алфавита он начал серийное искусство , бесконечную перестановку форм и цветов, разработанную его помощниками. (Творческий процесс осуществляется с помощью стандартизированных инструментов и безличных актеров, что ставит под сомнение уникальность произведения искусства.) В 1963 году Вазарели представил публике свою палитру под названием « Фольклорный планетер» .
- 1965– : Hommage à l'Hexagone, Vega : Серия «Дань шестиугольнику» состоит из бесконечных преобразований углублений и рельефа, добавляющих цветовые вариации, создавая вечный двигатель оптической иллюзии . В 1965 году Вазарели был включен в Музея современного искусства выставку «Отзывчивый глаз» , созданную под руководством Уильяма Зейтца . Его серия Vega играет со сферическими выпуклыми сетками, создавая оптическую иллюзию объема.
В октябре 1967 года дизайнер Уилл Бертин пригласил Вазарели выступить с презентацией на конференции Burtin's Vision '67, проходившей в Нью-Йоркском университете. 5 июня 1970 года Вазарели открыл свой первый специализированный музей с более чем 500 работами во дворце эпохи Возрождения в Горде (закрыт в 1996 году). Вторым крупным начинанием стал Фонд Вазарели в Экс-ан-Провансе , музей, расположенный в отдельном здании, специально спроектированном Вазарели. Он был открыт в 1976 году президентом Франции Жоржем Помпиду , через два года после его смерти. Сейчас музей находится в аварийном состоянии, несколько экспонатов повреждены протечкой воды с потолка. Кроме того, в 1976 году его большой кинематический объект Жоржа Помпиду был установлен в Центре Помпиду в Париже, а Музей Вазарели, расположенный на месте его рождения в Пече , Венгрия, был основан на большое пожертвование работ Вазарели. В том же десятилетии он попробовал промышленный дизайн, выпустив тираж из 500 предметов высококлассной столовой посуды Suomi от Тимо Сарпанева , которую Вазарели украсил для немецкого магазина Rosenthal. фарфора « Студия Линие» . [3] В 1982 году 154 специально созданные сериграфии были доставлены в космос космонавтом Жаном-Лу Кретьеном на борту французско-советского космического корабля «Салют-7» и позже проданы в пользу ЮНЕСКО . В 1987 году во дворце Зичи в Будапеште был открыт второй венгерский музей Вазарели, насчитывающий более 400 произведений.
Он умер в возрасте 90 лет в Париже 15 марта 1997 года.
Наследие [ править ]
была установлена новая выставка Вазарели В 2012 году в Париже в Musée en Herbe .
На оригинальной британской обложке Дэвида Боуи второго альбома « David Bowie » (1969) на заднем плане изображены работы Вазарели. [4]
временная выставка работ Вазарели под названием Le Partage des Formes в Париже прошла В 2019 году в Центре Жоржа Помпиду . [5]
Награды [ править ]
- 1964: Премия Гуггенхайма
- 1970: французский кавалер ордена Почетного легиона.
- Премия искусствоведов, Брюссель
- Золотая медаль Миланского триеннале. [ указать ]
Музеи [ править ]
- 1970–1996: Музей Вазарели во дворце Сен-Фирмен в Горде , Воклюз , Франция (закрыт в 1996 году).
- 1976: Фонд Вазарели , Экс-ан-Прованс , Франция
- 1976: Музей Вазарели, Печ , Венгрия.
- 1987: Музей Вазарели, дворец Зичи , Обуда , Будапешт , Венгрия.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- Цитаты
- ^ Регистрация рождения зарегистрирована в окружном архиве Печ http://www.bml.hu ref. нет. 330/1906
- ^ Смит, Роберта (18 марта 1997 г.). «Виктор Вазарели, патриарх оп-арта, умер в возрасте 90 лет» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ [Анон.] (1976). «Золотая медаль Фаэнцы для СУОМИ». Артис . Том 29. с. 8. ISSN 0004-3842 .
- ^ Клерк, Бенуа (2021). Дэвид Боуи «Все песни: история каждого трека» . Беговой пресс.
- ^ «Вазарели – Обмен формами» . Центр Помпиду . Проверено 7 мая 2019 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Буш, Джулия М. (1974). Десятилетие скульптуры: новые медиа в 1960-е годы . The Art Alliance Press: Филадельфия. ISBN 0-87982-007-1 .
- Хольжей, Магдалена (2005). Вазарели . Сумки . ISBN 3-8228-3908-6 .
- Морган, Роберт С. (2004). Вазарели . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер.
- Поппер, Фрэнк (1968). Истоки и развитие кинетического искусства . Studio Vista и Нью-Йоркское графическое общество.
- Шпионы, Вернер (1971). Виктор Вазарели . Х.Н. Абрамс. ISBN 0-8109-0532-9 .
Внешние ссылки [ править ]
- Ассоциация Вазарели
- Вазарели: изображения, экспонаты, описания, биография
- Профиль Виктора Вазарели и документальный видеофильм в Центральноевропейской базе данных искусств.
- Музей Вазарели, дворец Зичи, Будапешт.
- Интернет-петиция о спасении Музея Фонда Вазарели в Экс-ан-Провансе, Франция (Архивировано 16 апреля 2009 г.)
- 3D-проект Фонда Вазарели
- Виктор Вазарели
- Тейт Виктор Вазарели
- 1906 рождений
- 1997 смертей
- Венгерские художники
- Венгерские эмигранты во Франции
- Современные художники
- Венгерские современные художники
- Люди из Печа
- Балеты Виктора Вазарели
- Французские художники 20 века.
- Художники-мужчины 20-го века
- Французские художники-мужчины
- Венгерские художники-графики
- французские художники-графики
- Об искусстве