Jump to content

Войцех Фангор

Войцех Фангор
Фангор позирует перед своими картинами в 1964 году.
Рожденный ( 1922-11-15 ) 15 ноября 1922 г.
Варшава , Польша
Умер 25 октября 2015 г. ( 92 года) ( 25 октября 2015 г. )
Варшава, Польша
Национальность Польский
Образование Академия изящных искусств в Варшаве.
Движение Оп-арт , Цветовое поле , Польская школа плаката
Супруг Магдалена Бангор
Награды Орден Восстановленной Польши Крест Заслуг (Польша) Медаль «За заслуги перед культурой»
Подпись

Войцех Бонавентура Фангор (произносится: / v ɒ ɪ ɛ x / VOY -tche-kh / ˈ f ʌ ŋ ɡ ɒ r / ) (15 ноября 1922 — 25 октября 2015), также известный как Вой Фангор , был польским художником , художник-график и скульптор . Описанный как «один из самых выдающихся художников послевоенной Польши», Фангор был связан с движениями оп-арта и цветового поля и признан ключевой фигурой в истории польского послевоенного абстрактного искусства . [1]

Как художник-график Фангор известен как соавтор Польской школы плаката . В период с 1953 по 1961 год он разработал более ста плакатов, работая, среди прочего, вместе с Хенриком Томашевским и Яном Леницей . Как живописец Фангор обучался у польского академического и фигуративного художника Фелицяна Щенсны-Коварского . После непродолжительного соответствия стилю соцреализма во время сталинского режима в Польше, Фангор к концу 1950-х годов перешел к беспредметной живописи.

Выставка Фангора 1958 года под названием Studium Przestrzeni в Салоне Новой Культуры в Варшаве, организованная совместно с художником и сценографом Станиславом Замечником Фангора , была направлена ​​​​на включение абстрактных картин в окружающую среду, став основой для его последующих экспериментов с пространственным измерением цвета. В 1966 году, после периода обширных международных путешествий, Фангор переехал в Соединенные Штаты, где достиг такого уровня коммерческого успеха, критического приема и прямого знакомства с американской послевоенной визуальной культурой, который в значительной степени недоступен большинству современных художников из Восточного блока .

В 1970 году он стал первым польским художником, проведшим персональную выставку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. [2] Фангор вернулся в Польшу в 1999 году, где оставался активным до своей смерти в 2015 году, хотя к тому времени его международное признание уменьшилось. За свой вклад в польскую культуру Фангор был награжден несколькими наградами, в том числе Орденом Возрождения Польши в 2001 году, вторым высшим гражданским орденом страны, и Золотой медалью «За заслуги перед культурой» в 2004 году. [3] Его работы включены в постоянные коллекции музеев Европы, Северной Америки и Ближнего Востока.

и карьера Жизнь ранняя

Молодость и творчество (1922-1940-е . гг )

Войцех Бонавентура Фангор родился 15 ноября 1922 года в Варшаве в обеспеченной семье. Его отец, Конрад Фангор, инженер, был описан как «богатый довоенный предприниматель». [4] и основатель Технического общества торговли и промышленности в Варшаве, а его мать, Ванда, урожденная Хахловская, была дипломированной пианисткой . Говорят, что мать художника сыграла важную роль в развитии творческих интересов сына. [5] До начала Второй мировой войны Фангор учился сначала в частной гимназии Мазовецкого школьного общества, а затем посещал гимназию имени Николая Рея в Варшаве. [5]

С 1936 года учился на художника у Тадеуша Козловского. Художник познакомился с европейским каноном Пабло Пикассо во время путешествий в Венецию и Флоренцию в 1936 году, а также в Рим, Неаполь и Париж в 1937 году (в том же году он увидел «Гернику» на Всемирной выставке в Париже ). [5] Во время Второй мировой войны Фангор изучал искусство в частном порядке у Фелицяна Коварского , который несколько лет жил в усадьбе семьи Фангора в Кларышеве во время нацистской оккупации Польши , а затем у Тадеуша Прушковского . Диплом Фангор получил в 1946 году в Академии художеств в Варшаве . [2]

Послевоенная Польша и сталинский режим 1947-1956 ( )

Постачи ( Фигуры ), 1950 — одна из самых известных фигуративных картин художника сталинской эпохи в Польше.
Матка Кореэнка ( корейская мать ), 1951 г., получила вторую премию на Второй общенациональной выставке пластических искусств в Варшаве в 1951 г.

После окончания Второй мировой войны и Ялтинской конференции Польша попала под политическое влияние Советского Союза , и к 1947 году — в результате фальсифицированных выборов — сталинский режим под руководством Болеслава Берута укрепил политический контроль над страной. [6] В конце 1940-х годов Фангор зарабатывал себе на жизнь, работая над официальными правительственными проектами, в том числе крупномасштабным фигуративным панно 1948 года в Варшаве, изображающим силуэты рабочих в честь Объединительного съезда Польской рабочей партии и Польской социалистической партии , который проходил в Варшавском университете. технологий между 15 и 21 декабря 1948 года, последовательным политическим событием, которое, как говорят, официально превратило Польшу в советское государство-сателлит . [5]

Новая культурная доктрина социалистического реализма , которая вводила натуралистический визуальный словарь и требовала, чтобы художники сосредотачивались на темах, касающихся повседневной жизни при социализме, была официально представлена ​​в 1949 году. В следующем году Фангор начал писать композиции в стиле социалистического реализма. В 1951 году он участвовал во Второй общенациональной выставке пластических искусств , второй официальной выставке польской живописи и скульптуры в стиле социалистического реализма , организованной Центральным бюро художественных выставок (Centralne Biuro Wystaw Artystycznych) в Национальной художественной галерее Захента , где его композиции назывались Матка Кореэнка ( Корейка Мать ) с 1951 года и Ленин в Поронине ( Ленин в Поронине ) с 1951 года были удостоены Второй премии в области живописи. [7] [Примечание 1] Подконтрольная государству пресса хвалила первую за острую критику Корейской войны и за оспаривание того, что пропаганда Советского Союза определяла как колониалистические и империалистические амбиции Соединенных Штатов. [8]

В начале 1950-х годов Фангор завершил несколько работ в стиле соцреализма, в том числе картину маслом под названием «Postaci» ( «Фигуры ») 1950 года, которая поначалу не имела успеха у критиков, но позже стала одной из самых узнаваемых фигуративных композиций художника, интерпретированных как «архетипическое выражение сталинского превознесения производства над потреблением ». [9] [10] Художник также начал использовать лексику соцреализма в графическом дизайне, и несколько его агитационных плакатов, созданных в период с 1951 по 1952 год, были удостоены призов на Второй Национальной выставке плакатов в 1952 году. [5] Несмотря на то, что Фангор был заинтригован идеей коллективного художественного действия как средства восстановления Польши после Второй мировой войны, в конечном итоге он разочаровался в социалистическом реализме, который считал неэффективным инструментом проведения социальных или политических изменений. [11]

Польская школа плаката (1950 е - )

В 1953 году Фангор поступил на работу доцентом Академии изящных искусств в Варшаве и занимал эту должность до 1961 года. [12] После смерти Иосифа Сталина в 1953 году и последующей оттепели Хрущева Фангор начал отходить от соцреализма в пользу нефигуративных визуальных идиом. стал одним из основателей того, что позже будет известно как Польская школа плаката . В начале 1950-х годов Фангор зарабатывал себе на жизнь графическим дизайном и вместе с Яном Леницей , Хенриком Томашевским и другими [13]

История Польской школы плаката восходит к 1947 году, когда контролируемое государством киноагентство Film Polski начало нанимать художников для создания плакатов к фильмам, распространявшимся в ранней коммунистической Польше. Все фильмы подвергались жесткой цензуре, а на плакатах «не разрешалось включать кадры актеров, названия или кадры из фильмов». [14] Однако только с наступлением оттепели дизайн плакатов начал процветать, восставая «против ограничений рекламы, психологии рекламы и методов пропаганды», включая авангардную лексику. [13] Как отмечает ученый Дорота Копач-Томаидис, Польская школа плаката «предложила творческий, живописный подход к искусству плаката, основанный на двусмысленности и метафорах». [13] Например, в дизайне фильма Анджея Вайды знаменитого «Пепел и бриллианты» 1958 года Фангор включил «рукописный текст, оформленный как картина, в трехцветную палитру», чтобы передать «сложность фильма». [13] В период 1953–1961 годов Фангор оформил около 100 плакатов. [2]

карьера и международное признание поздняя Более

После оттепели (1958-1966 гг.) [ править ]

Исследование пространства в Салоне Новой Культуры в Варшаве, разработанное совместно со Станиславом Замечником в 1958 году.

К 1958 году Фангор начал развивать свою особую визуальную идиому, которая включала и объединяла большие размытые области во множестве квазигеометрических абстрактных форм, первоначально окрашенных в черно-белый цвет. Это было основой его последующих художественных экспериментов, «где цвет, свет, пространство и временное восприятие оставались фундаментальными аспектами изобразительного выражения». [15] Эти идеи были отражены в первой «живописной среде» Фангора, выставочном пространстве, которое включало картины в окружающую среду, под названием Studium przestrzeni Исследование пространства ») (1958) , спроектированном вместе со Станиславом Замечником в Салоне Новой Культуры в Варшаве. [5]

Подчеркивая физический опыт зрителя, Фангор назвал это «Позитивным иллюзорным пространством». В отличие от традиционной формы живописи, то, что Фангор назвал «ренессансной дырой в стене, через которую зритель вынужден смотреть», современная живопись согласно собственные произведения художника должны были оказывать прямое воздействие на окружающую среду и «излучать силу в буквальное пространство, определяющее зону физической активности». [16] Инсталляция Фангора, показанная публике за шесть лет до выставки Роберта Морриса революционной минималистской Нью-Йорка в Зеленой галерее , стала одним из первых исследований феноменологических свойств абстрактного искусства в послевоенной Европе. [Примечание 2] [17]

Хотя выставка была радикальным экспериментом по включению живописи в окружающее пространство и первой такой работой в польском послевоенном авангарде, она не была хорошо принята современной критикой. Несмотря на то, что к концу 1950-х культурная оттепель охватила абстракцию, художественная критика сосредоточилась на традиционной форме живописи — и на способах, с помощью которых абстрактное искусство может противостоять ранее навязанному соцреализму, — а не на пространственных экспериментах, воплощенных в инсталляции Фангора. [18] Лишь в 1960-х годах Studium Przestrzeni была признана радикальным и влиятельным вмешательством в историю польского послевоенного авангарда. [5] Позже художник вспоминал, что его намерение покинуть Восточную Европу, чтобы «противостоять своим идеям» в конце 1950-х годов, усилилось в результате первоначального критического приема инсталляции 1958 года. [19]

признание ( Раннее международное 1959-1962 )

Black 4 , 1959 — одна из работ, выставленных на выставке «Пятнадцать польских художников» в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1961 году.

В следующем году несколько абстрактных картин Фангора были включены в групповую выставку, организованную в Стеделикском музее Амстердама , что дало художнику возможность продемонстрировать свои недавние работы за пределами « железного занавеса» . Примерно в это же время художник начал отходить от своей прежней монохромной палитры в пользу цветных композиций. [15] Он также начал уделять внимание кругу, геометрической форме, которая стала самым узнаваемым мотивом в его картинах и составила композиционную основу для более чем четырехсот работ на холсте, выполненных в период с 1958 по 1978 год. [20] В Стеделике Фангор и Замечник создали еще одну инсталляцию среды под названием «Цвет в пространстве» , где разнообразные «геометрические формы и яркие цветовые зоны красного, синего и черного цветов влияли на пространство выставки и постоянно меняющееся видение зрителя». [15] В 1960 году художники опубликовали Манифест , в котором подтвердили стремление выйти за пределы картинной плоскости и повысить восприятие зрителем физического пространства. [15]

Решающее значение для последующего знакомства Фангора с Западом имела его встреча с Беатрис Дж. Перри, соучредительницей галереи Gres в Вашингтоне, округ Колумбия, которая представляла Яёи Кусаму и Фернандо Ботеро , среди других международных современных художников. Она посетила Польшу в 1959 году в надежде найти новых восточноевропейских художников, которых можно было бы включить в список Греса, и проявила большой интерес к своеобразной абстрактной идиоме Фангора. [15] Перри вместе со своим деловым партнером Томасом Бейкером Сликом стала важным покровителем Фангора в США и способствовала продвижению его работ среди американских коллекционеров и кураторов. Ученый Магдалена Домбровски считает, что энтузиазм Перри по поводу работ Фангора имеет решающее значение для его последующего участия в двух крупных обзорных выставках в Музее современного искусства в Нью-Йорке: «Пятнадцать польских художников» в 1961 году и «Отзывчивый глаз» в 1965 году, последняя была местом рождения Оп. Художественное движение. [15]

№ 29 , 1963 год — пример использования Фангором круга, основного визуального мотива творчества художника в период с 1958 по 1978 год. [20]

Куратор Питера Зельца , который ездил в Польшу в 1960 и 1961 годах для отбора картин для выставки, « Пятнадцать польских художников» включали работы Войцеха Фангора, Генрика Стажевского , Стефана Геровского , Александра Кобздея , Тадеуша Кантора и Ежи Новосельского , среди других. [21] Выставка 1961 года, ориентированная в первую очередь на нефигуративную живопись, подчеркнула важность абстракции в истории польского современного искусства. [22] Проводя прямое сравнение между абстрактным искусством и свободой, подход, воплощенный в визуально освобожденных произведениях абстрактного экспрессионизма , которые правительство США горячо продвигало за рубежом , выставка послужила символическим отказом от советской политики и социалистического реализма во время холодной войны . [23] В каталоге выставки Зельц подчеркнул сильное визуальное взаимодействие картин Фангора с окружающей средой:

Монументалист и дизайнер интерьеров, Фангор интересуется не отдельной станковой картиной, а организацией более широкой среды, и в лучшем случае его полотна следует рассматривать расположенными в непосредственной близости и под прямым углом друг к другу (...) Здесь он достигает пульсирующий оптический эффект цвета на желаемое им пространство.

- Питер Зельц , 15 польских художников (эксп. кат.), Нью-Йорк: Музей современного искусства (1961), с. 9.
Между 1960 и 1962 годами Фангор создавал абстрактную мозаику для украшения стен и потолков железнодорожных платформ на Варшава-Средместье. железнодорожной станции [24]
№ 17 , 1963 год был включен в выставку «Отзывчивый глаз» , проходившую в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1965 году, выставку, которая положила начало движению оп-арт в Соединенных Штатах. [25]

Хотя начало 1960-х годов в карьере Фангора было отмечено частыми поездками за границу, художник продолжал ограниченно работать в Польше до 1962 . года Варшава. [26] Фангор разработал серию абстрактных настенных и потолочных мозаик, которые напоминают исследования художника иммерсивных свойств цвета в живописи и его воздействия на зрителя. Меняющиеся оттенки мозаики задают визуальный ритм и должны были плавно интегрировать пять цветов (красный, оранжевый, желтый, синий и зеленый) в архитектурный интерьер станции. Однако, в отличие от Studium Przestrzeni , мозаика Srodmiescie имела и практическое применение и предназначалась для помощи пассажирам в навигации по платформам: красная, оранжевая и желтая мозаика указывали на восток, а зеленая и синяя указывали пассажирам, движущимся на запад. [24]

стипендия ICA ( 1961–1966 Путешествия и )

В 1961 году Фангор оставил преподавательскую должность в Варшавской академии художеств и переехал в Вену . В следующем году его пригласили принять участие в стипендии в Институте современного искусства в Вашингтоне, округ Колумбия, финансируемой Фондом Форда , что предоставило художнику из Восточного блока редкую возможность читать лекции в университетах США и общаться с ключевыми людьми. деятели американской послевоенной арт-сцены, в том числе Джозеф Альберс , Марк Ротко и Роберт Голдуотер . [23]

работы Ротко, Говорят, что абстрактные экспрессионистские состоящие из больших полос цвета, оказали влияние на Фангора, хотя он не разделял интерес бывшего художника к эмоциональным и духовным качествам живописи. [15] Находясь в США, Фангор также взаимодействовал с Клементом Гринбергом , американским критиком и поборником абстрактного экспрессионизма, который мало интересовался идеями художника, касающимися пространственного взаимодействия, и настаивал на том, чтобы Фангор двигался к «сжиженным, разлитым цветам» Хелен Франкенталер. или Кеннет Ноланд, если бы он хотел добиться коммерческого успеха. [15] Хотя Фангор в целом извлек выгоду из знакомства с различными западными художественными словарями, он не рассматривал свое участие в стипендии ICA как акт политического неповиновения коммунистическому режиму и в частной переписке признавал, что финансирование предоставило ему в первую очередь пространство и средства. продолжать развивать свой собственный абстрактный словарный запас. [23]

Позже в том же году, после завершения стипендии ICA, Фангор переехал в Париж. В феврале 1964 года у него прошла первая персональная выставка в галерее Ламберт в Париже, а в июне того же года он провел индивидуальную выставку в Городском музее Шлосс Морсбройх в Леверкузене, Германия. Также в 1964 году он получил грант Фонда Форда на проживание и работу в Берлине. Фангор прожил в Берлине один год, а затем уехал в Лондон, где пробыл шесть месяцев. [5]

В 1965 году Уильям Зейтц, куратор Музея современного искусства , посетивший Европу в 1963 году и посетивший выставку Фангора в Париже, решил включить картину Фангора в свою выставку «Отзывчивый глаз» . [5] Выставка сыграла решающую роль в определении оп-арта как движения и позже побывала в нескольких музеях США, включая Художественный музей Сиэтла , Художественный музей Пасадены (ныне Музей Нортона Саймона) и Художественный музей Балтимора . Несмотря на то, что современные критики плохо приняли, «Отзывчивый глаз» оказался чрезвычайно популярен среди широкой публики и, подкрепленный значительным институциональным влиянием МоМА, как говорят, положительно повлиял на коммерческий успех участвующих художников. [27] [28]

Включение Фангора в выставку оказало важное влияние на то, что работы художника были классифицированы как оп-арт в последующие десятилетия, хотя критики в целом изо всех сил пытались точно определить конкретное движение, к которому принадлежали работы Фангора. Например, в 2021 году критик и искусствовед Карен Уилкин описала одну из его картин как «размытую версию Круга Ноланда», намекая на визуальное сходство между стилем Фангора и стилями художников, связанных с движением цветового поля . [29]

США (1966-1999) [ править ]

М 43 , 1969 показывает эволюцию визуального словаря Фангора после переезда художника в США в конце 1960-х.

В конце концов Фангор поселился на постоянной основе в Соединенных Штатах в 1966 году, где ему предложили преподавательскую работу в Университете Фэрли Дикинсон в Нью-Джерси. [30] В 1970 году он стал первым польским художником, у которого была персональная выставка в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке . [1] В обзоре для New York Times критик Джон Канадай нашел некоторые параллели между органическими формами Фангора и биоморфными формами Жана Арпа сюрреалистического периода и сравнил его технику с техникой художников цветового поля . В то же время Канадай признал сложность создания подлинного искусствоведческого прецедента для своеобразных крупномасштабных и очень ярких немиметических картин художника. Он описал Войцеха Фангора как «великого романтика оп-арта, работающего не по правилам, а посредством сочетания интуиции и эксперимента, апеллирующего не к разуму, а к нашему стремлению к таинственному». [31]

в Польшу ( 1999-2015 Возвращение )

В 1999 году Войцех Фангор вернулся в Польшу, где продолжил выставлять свои работы. Хотя художника продолжали прославлять на родине, признание Фангора за рубежом к тому времени уменьшилось. Швейцарский коллекционер и аукционист Симон де Пюри в 2015 году высказал мнение, что Фангор имел бы «гораздо более высокий» статус, если бы он решил остаться в США. [32] Первое монографическое издание, посвященное творчеству художника, называлось «Войцех Фангор». Malarz przestrzeni ( «Войцех Фангор. Художник космоса ») под редакцией историка искусства Божены Ковальской был опубликован в 2001 году. Два года спустя в Центре современного искусства в замке Уяздов в Варшаве прошла крупная ретроспективная выставка творчества Фангора. В 2004 году его картины были включены в обзорную выставку под названием « За пределами геометрии: эксперименты в форме, 1940-1970-е годы» в Музее искусств округа Лос-Анджелес (позже переехавшую в Художественный музей Переса в Майами ), которая объединила примеры «европейских и латиноамериканских конкретное искусство, аргентинское Arte Madí-бразильский неоконкретизм, кинетический и оп-арт, минимализм и различные формы постминимализма» и позиционировал творчество Фангора в контексте глобальных послевоенных тенденций в абстрактном искусстве. [33]

Фрески Варшавского метро М2 ( 2007 ) г.

В 2007 году Фангору было предложено разработать декоративные фотообои для семи станций метро новой линии Варшавского метрополитена . [34] Используя яркие и очень контрастные цвета, на каждой фреске было написано название соответствующей станции крупными буквами, что отражает раннее увлечение Фангора графическим дизайном и типографикой. Более того, фрески варшавского метрополитена олицетворяли возвращение художника к использованию цвета как средства кондиционирования окружающей среды и вызова реакции участия зрителя, подобно мозаике, которую Фангор разработал в начале 1960-х годов для станции Srodmiescie PKP. [34]

Войцех Фангор умер в 2015 году в возрасте 92 лет, у него остались жена Магдалена Шуммер-Фангор и двое детей. На момент смерти он проживал в Блендове Груецкого уезда , деревне недалеко от Варшавы. [35]

Наследие [ править ]

Коллекции [ править ]

Работы Войцеха Фангора находятся в постоянных коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке, коллекции Филлипса в Вашингтоне, округ Колумбия, Художественного музея Макнея в Сан-Антонио, Музея современного искусства Сан-Франциско , Музея Стеделик в Амстердаме , Музея Израиля. в Иерусалиме, Национальный музей в Варшаве и Музей искусства в Лодзи , а также в других учреждениях по всему миру.

Арт-рынок [ править ]

В 2020 году картина M22 1969 года была продана за 1,65 миллиона долларов США на аукционном доме Desa Unicum в Варшаве, который на тот момент установил аукционный рекорд по самой высокой цене, уплаченной за картину польского художника. [36]

Избранные работы [ править ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Различные категории наград были вручены в зависимости от жанра, разделенного на живопись, скульптуру и графику.
  2. ^ Основополагающее исследование взаимосвязи между минимализмом и феноменологией в Соединенных Штатах см. в Potts (2001) в списке литературы.

Цитаты [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Граймс, Уильям (9 ноября 2015 г.). «Войцех Фангор, художник, приехавший из послевоенной Польши, умер в возрасте 92 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 ноября 2015 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Горзондек, Ева; Ле Нарт, Агнешка (2015). «Войцех Фангор» . Культура.пл . Варшава: Институт Адама Мицкевича . Проверено 7 августа 2021 г.
  3. ^ Официальный сайт Президента Республики Польша (17 января 2011 г.). «Президент odznaczył ludzi kultury» . prezydent.pl (на польском языке).
  4. ^ Вича, Марцин (6 декабря 2008 г.). «Фангор: от «Ленина в Поронине» к дизайну» . Dziennik Gazeta Prawna (Газета) (на польском языке) . Проверено 4 января 2023 г. Его отец был богатым довоенным предпринимателем. (Польский: Отец был богатым довоенным бизнесменом.)
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Янковская-Цеслик, Катажина (2018). "Хронология". В Дабровски, Магдалена (ред.). Войцех Фангор. Цвет и пространство . Милан: Скира Эдиторе. стр. 199–215. ISBN  978-88-572-3285-0 .
  6. ^ Ротшильд, Джозеф (2008). «Глава 3: Коммунисты приходят к власти». Возвращение к разнообразию: политическая история Центрально-Восточной Европы после Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 61–100. ISBN  9780195334746 .
  7. ^ 2-я Национальная художественная выставка. Живопись – скульптура – ​​графика (Каталог выставки) (на польском языке). Варшава: Центральное управление художественных выставок Захента. 1951.
  8. ^ Щерский, Анджей (2016). «Глава 33. Глобальный социалистический реализм: репрезентация неевропейских культур в польском искусстве 1950-х годов». В Базене, Жером; Дюбур Глатиньи, Паскаль; Пиотровский, Петр (ред.). Искусство за пределами границ: художественный обмен в коммунистической Европе (1945-1989) . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. стр. 439–452. ISBN  978-963-386-083-0 .
  9. ^ Рид, Сьюзен Э.; Кроули, Дэвид, ред. (2000). Стиль и социализм. Современность и материальная культура в послевоенной Восточной Европе . Нью-Йорк: Издательство Блумсбери. п. 30. ISBN  9781859732342 .
  10. ^ Сосновская, Дорота (2014). Королевы Польской Народной Республики: сценические образы Ирены Эйхлеровны, Нины Андрич и Эльжбеты Барщевской как образцы женственности (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN  978-83-235-1203-5 . OCLC   898417927 .
  11. ^ Сенкевич, Кароль (декабрь 2010 г.). «Корейская мать. Войцех Фангор» . Культура.пл . Варшава: Институт Адама Мицкевича . Проверено 2 января 2023 г.
  12. ^ «Войцех Фангор. Художник-оптик» . PolskieRadio24.pl . Польское радио . 25 октября 2022 г. Проверено 7 августа 2021 г.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Копач-Томаидис, Дорота (2019). «Польская школа плаката» . Интерьер. Экстерьер. Общее пространство (Интерьер. Экстерьер. Общее пространство) . 1 . Вроцлав: Oficyna Wydawnicza ATUT: 99–115. дои : 10.23817/2019.wnzewn-9 . ISBN  978-83-7977-439-5 .
  14. ^ Мальмстрем, Сьюзен; Роскевич, Аннамария (01 декабря 2020 г.). «Польские плакаты» . Коллектив архивистов Лос-Анджелеса . Проверено 7 января 2023 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Домбровский, Магдалена (2018). «Инновации Фангора: в поисках нового смысла цвета, света и пространства». Войцех Фангор. Цвет и пространство . Милан: Скира Эдиторе. стр. 12–28. ISBN  978-88-572-3285-0 .
  16. По Томашевскому (2018), оригинальный текст : «Войцех Фангор: польский художник» (1962). Эссе, написанное Фангором во время учебы в Университете штата Огайо в марте 1962 года . Институт записей современного искусства. Вашингтон, округ Колумбия: Архив американского искусства, Смитсоновский институт.
  17. ^ Поттс, Алекс (2001). Скульптурное воображение. Фигуратив, Модерн, Минимализм . Лондон и Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300088014 .
  18. ^ Шидловский, Стефан (2015). Войцех Фангор. Воспоминания о настоящем (каталог выставки) (на польском языке). Вроцлав: Национальный музей. стр. 11. ISBN  978-8-36-533800-6 .
  19. ^ Фангор, Войцех (1990). «Фангор о себе». Войцех Фангор: 50 лет живописи (каталог выставки) (на польском языке). Варшава: Национальная художественная галерея Захента, стр. 16.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Розенталь, Марк (2018). «Празднование круга Войцеха Фангора». В Дабровски, Магдалена (ред.). Войцех Фангор: Цвет и пространство . Милан: Скира Эдиторе. стр. 29–37. ISBN  978-88-572-3285-0 . OCLC   954224521 .
  21. ^ Зельц, Питер (1961). 15 польских художников (PDF) (каталог выставки). Нью-Йорк: Музей современного искусства.
  22. Заметным исключением стали фигуративные работы Ежи Новосельского.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Томашевский, Патрик (2018). «Движение Войцеха Фангора в начале 1960-х годов». Войцех Фангор. Начало 1960-х годов . Нью-Йорк: Изобразительное искусство Хизер Джеймс. стр. 4–11.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Левицкий, Якуб (2020). «Уникальное мозаичное украшение вокзала Варшава-Средместье в реестре памятников» . Сохранение памятника Мазовецкого воеводства . Варшава . Проверено 3 января 2023 г.
  25. ^ Черна, Джордж (1965). «Неопознанный посетитель на выставке «Отзывчивый глаз». | МоМА» . Музей современного искусства . 25 февраля 1965 г. – 25 апреля 1965 г. Фотоархив. Архивы Музея современного искусства, Нью-Йорк. ИН757.10 . Проверено 14 января 2023 г.
  26. ^ Уржиковский, Томаш (12 ноября 2020 г.). «Уникальные мозаики Фангора с вокзала Средместье признаны памятником» . warszawa.wyborcza.pl . Газета Выборча . Проверено 3 января 2023 г.
  27. ^ Медош, Армин (2016). Новые тенденции: искусство на пороге информационной революции (1961-1978) . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 117. ИСБН  978-0-262-03416-6 . OCLC   925426404 .
  28. ^ Смит, Роберта (11 апреля 2017 г.). «Юлиан Станчак, художник-абстракционист, умер в возрасте 88 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 14 января 2023 г.
  29. ^ Уилкин, Карен (январь 2021 г.). «Жюль Олицки в Нью-Йорке». Новый критерий . 39 (5): 42–45.
  30. ^ «Войцех Фангор: неукротимый художник» . Новости Онета (на польском языке). 2014-09-02 . Проверено 7 августа 2021 г.
  31. ^ Канадай, Джон (15 февраля 1970 г.). «Романтическая опера Фангора» . Нью-Йорк Таймс . п. 103. ISSN   0362-4331 . Проверено 3 января 2023 г.
  32. ^ Михальская, Юлия (26 октября 2015 г.). «Польский оппозиционер Войцех Фангор умер в возрасте 92 лет» . Художественная газета . Проверено 23 января 2023 г.
  33. ^ Зелевански, Линн, изд. (2004). За пределами геометрии. Эксперименты в форме, 1940-1970-е (каталог выставки). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  9780262240475 .
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Глинский, Николай (5 марта 2015 г.). «Станции как холст: рисуем варшавское метро» . Культура.пл . Варшава: Институт Адама Мицкевича . Проверено 4 января 2023 г.
  35. ^ «Войцех Фангор мертв» . Newsweek.pl (на польском языке). 25 октября 2015 года . Проверено 7 августа 2021 г.
  36. ^ Утро (12 декабря 2020 г.). «Рекорды на польском арт-рынке: 7 миллионов злотых у Фангора, 4,5 миллиона злотых у Лемпицки» . Рынок и искусство (на польском языке). Вроцлав: Агентство медиакоммуникаций Media&Work . Проверено 4 января 2023 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 032226cedacf112554f743eb2321ebeb__1717424100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/eb/032226cedacf112554f743eb2321ebeb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wojciech Fangor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)