Польская школа плаката
Начиная с 1950-х и по 1980-е годы Польская школа плаката сочетала эстетику живописи и использование метафоры с лаконичностью плаката . Используя такие характеристики, как живописный жест, линейность и яркие цвета, а также индивидуальность, юмор и фантазию , польский плакат сделал различие между дизайнером и художником менее очевидным. [1] Плакаты Польской школы плаката существенно повлияли на международное развитие графического дизайна в плакатном искусстве . Под влиянием ярких красок народного искусства они сочетают печатные лозунги, часто написанные от руки, с популярными символами, чтобы создать краткую метафору. Будучи гибридом слов и изображений, эти плакаты создавали определенное эстетическое напряжение. Помимо эстетических аспектов, эти плакаты раскрывали эмоциональную вовлеченность художника в тему. Они существовали не только как объективное представление, но и были интерпретацией и комментарием художника к предмету и обществу .
История
[ редактировать ]Польская школа плакатов — это подход к дизайну плакатов, который зародился в Польше после Второй мировой войны с 1950-х годов и продолжался до 1980-х годов. В первые годы своего существования Польская Народная Республика (ПРЛ, 1947–1989) находилась на этапе восстановления своих культурных учреждений. В послевоенной экономике, в условиях бюрократической цензуры и регулирования, польские художники имели ограниченные творческие возможности, но они могли использовать плакат как средство художественного самовыражения и карьеры. Некоторые причины, по которым плакат продолжал процветать в этот период, заключались в повторном открытии культурных объектов, таких как кинотеатры и представления, а также в государственной поддержке изготовления плакатов. [2]
До Польской школы плаката, в сталинскую эпоху, социалистический реализм был единственной санкционированной эстетикой изобразительного искусства и дизайна в Польше. Не путать с соцреализмом , который также изображал рабочий класс, социалистический реализм в Польше использовался исключительно в качестве пропаганды коммунистического правительства . Плакаты соцреализма изображали возвышенного рабочего, преследующего политические цели государства, в строго реалистическом стиле. Из-за процесса проверки произведений искусства художники не могли выставлять абстрактные или субъективные работы, но они могли использовать символизм, метафоры и аллюзии для передачи своих идей. [2] Эти визуальные приемы стали характерны для дизайнеров плакатов Польской школы плаката, и ближе к середине 1950-х годов, когда сталинские репрессии ослабли и продолжалось государственное спонсорство изготовления плакатов, дизайнеры плакатов получили больше творческой свободы. Более того, в отличие от своих западных коллег, которые жонглировали необходимостью создания прибыльного рекламного контента в контексте свободного рынка, польские художники, и в целом из Центральной и Восточной Европы, действовали, не сталкиваясь с давлением получения прибыли. [3]
Название «Польская школа плаката» впервые было применено к Варшавской академии изящных искусств в начале 1950-х годов и, возможно, впервые было использовано дизайнером Яном Леницей . В этой академии изготовление плакатов получило отдельную категорию и рассматривалось как равное другим художественным дисциплинам учреждения. Часто польские плакаты той эпохи не были эффективной формой рекламы и не обязательно были таковыми, а скорее создавались с целью стать произведениями искусства. [4] Дизайнеры Польской школы плаката использовали аллюзии, символизм и метафоры, чтобы вовлечь зрителя в интерпретацию изображений на своих плакатах. Концептуальные образы должны были вызвать у зрителя субъективные ассоциации, которые буквально не были видны на бумаге. Многие из этих плакатов были остроумными, юмористическими и включали в свой дизайн фантастические и аллегорические элементы. Критикам было трудно найти общую нить между этими плакатами из-за их индивидуальности, но они были склонны группировать их по живописному жесту и линейному стилю и возводили их яркие цвета к народному искусству. [5]
Глобальное влияние
[ редактировать ]Работы, созданные Польской школой плаката, оказали влияние на дизайн плакатов на международном уровне. Одним из главных вкладов является использование аллюзий .
Коллекции
[ редактировать ]Самая большая и полная частная коллекция польских плакатов, начиная с 1909 года и до наших дней, — это Коллекция плакатов Розенберга. В коллекцию вошли плакаты, созданные во время политических репрессий после Второй мировой войны. В этой среде цензуры и регулирования художники сосредоточились на плакате как на средстве выражения смысла и придания цвета улицам послевоенной Польши. [6]
Самая большая государственная коллекция польских плакатов — Музей плаката в Вилянове . Это старейший в мире музей плаката, основанный в 1968 году и расположенный в комплексе Вилянувского дворца в Варшаве .
Известные примеры
[ редактировать ]- 1948: Черный Нарцисс Генрика Томашевского . Постер фильма «Чёрный Нарцисс».
- 1948: Последний этап , Тадеуш Трепковский. Плакат фильма.
- 1952: «Нет!» («Нет!») Тадеуша Трепковского. Политический плакат.
- 1962: Ева Коссаковска. Плакат цирка.
- 1963: Ежи Сроковский. Плакат цирка.
- 1963: Заврот Гловы Романа Чеслевича . Постер фильма «Головокружение».
- 1964: Воццек Яна Леницы. Плакат оперы.
- 1967: Девушка с зелеными глазами Марии Игнатович. постер к фильму «Девушка с зелеными глазами».
- 1970: Мацей Урбанец . Плакат цирка.
- 1972: Кабаре Виктора Горки. Афиша фильма «Кабаре».
- 1973: Преступник или жертва , Ева Гаргулинска . Куро-но бонрю, постер к фильму «Обыкновенная тьма».
- 1979: Анджей Паговский . Плакат цирка.
- 1981: «Одержимость» для Барбары Барановской фильма 1981 года . [7]
Художники
[ редактировать ]- Барбара Барановска , она же Баша
- Макс Берески
- Роман Цеслевич
- Яцек Цвикла
- Рафал Ольбински
- Войцех Фангор
- Мечислав Горовский
- Тадеуш Йодловский
- Ян Леница
- Богуслав Лустик
- Ян Млодозанец
- Юзеф Мрощак
- Ежи Наперач
- Ян Савка
- Францишек Старовейский
- Вальдемар Свежи
- Петр Шихальский
- Хенрик Томашевский
- Мацей Урбанец
- Мечислав Василевский
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коллективная работа: Энциклопедия польского искусства, статья «Афиша». Краков: Wydawnictwo Ryszard Kluszczyński, 2002, стр. 500–501. ISBN 8388080563 .
- Коллективная работа: Школа польского плаката 1956–1965 гг. Варшава: Музей плаката в Вилянуве, филиал Национальный музей в Варшаве, 1988 год.
- Искусство польского плаката, Дорота Фольга-Янушевская, Бош, 2018
- Плакаты в собраниях Музея плаката в Вилянове, Мария Курпик, Агата Шидловская, Варшава: Музей плаката в Вилянуве, Филиал Национальный музей в Варшаве, 2008 г.
- Элизабет Э. Гаффи: Плакаты: глобальная история. Книги реакции, 2014. ISBN 9781780234113 .
- Йозеф Ченстоховский: Современные польские плакаты в полном цвете, Dover Publications (1 июня 1979 г.)
- Яцек Мровчик: VeryGraphic. Польские дизайнеры ХХ века, Culture PL (23 февраля 2016 г.)
- Кемпа, Каролина (2018), Польские культурные плакаты при социализме. Арт-социологическое исследование (значения) творчества Яна Леницы и Францишека Старовейского , Висбаден: Springer, ISBN 978-3658188542
Ссылки
[ редактировать ]- ^ С., Ченстоховский, Джозеф (1979). Современные польские полноцветные плакаты . Дувр. ISBN 0-486-23780-Х . OCLC 471796437 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Отражая душу нации: польское плакатное искусство - история иллюстрации» . www.illustrationhistory.org . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Седиа, Джузеппе (20 мая 2022 г.). «Плакаты польских фильмов» . Кино Мания . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Зелински, Флориан (март 1994 г.). «Взлет и падение государственного покровительства искусству: социологическое исследование польского плаката между 1945 и 1990 годами» . Международная социология . 9 (1): 29–41. дои : 10.1177/026858094009001003 . ISSN 0268-5809 . S2CID 143456067 .
- ^ Бочар, Данута А. (1984). «Польский плакат» . Художественный журнал . 44 (1): 16–27. дои : 10.2307/776669 . JSTOR 776669 .
- ^ «Коллекция Розенберга – Коллекция польского плаката» . rosenbergcollection.com . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Алекс Уэббер. «Забытая сирена польского плаката: Барбара Барановская» . Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года . Проверено 22 июня 2024 г.