Jump to content

Польская школа плаката

Женщина расклеивает плакаты в Варшаве , 1971 год.
Марка Poczta Polska с проектом Яна Леницы , рекламирующая 2-ю биеннале плаката (1968).
Плакат Генрика Томашевского, анонсирующий Юзефа Шайны выставку

Начиная с 1950-х и по 1980-е годы Польская школа плаката сочетала эстетику живописи и использование метафоры с лаконичностью плаката . Используя такие характеристики, как живописный жест, линейность и яркие цвета, а также индивидуальность, юмор и фантазию , польский плакат сделал различие между дизайнером и художником менее очевидным. [1] Плакаты Польской школы плаката существенно повлияли на международное развитие графического дизайна в плакатном искусстве . Под влиянием ярких красок народного искусства они сочетают печатные лозунги, часто написанные от руки, с популярными символами, чтобы создать краткую метафору. Будучи гибридом слов и изображений, эти плакаты создавали определенное эстетическое напряжение. Помимо эстетических аспектов, эти плакаты раскрывали эмоциональную вовлеченность художника в тему. Они существовали не только как объективное представление, но и были интерпретацией и комментарием художника к предмету и обществу .

Польская школа плакатов — это подход к дизайну плакатов, который зародился в Польше после Второй мировой войны с 1950-х годов и продолжался до 1980-х годов. В первые годы своего существования Польская Народная Республика (ПРЛ, 1947–1989) находилась на этапе восстановления своих культурных учреждений. В послевоенной экономике, в условиях бюрократической цензуры и регулирования, польские художники имели ограниченные творческие возможности, но они могли использовать плакат как средство художественного самовыражения и карьеры. Некоторые причины, по которым плакат продолжал процветать в этот период, заключались в повторном открытии культурных объектов, таких как кинотеатры и представления, а также в государственной поддержке изготовления плакатов. [2]

До Польской школы плаката, в сталинскую эпоху, социалистический реализм был единственной санкционированной эстетикой изобразительного искусства и дизайна в Польше. Не путать с соцреализмом , который также изображал рабочий класс, социалистический реализм в Польше использовался исключительно в качестве пропаганды коммунистического правительства . Плакаты соцреализма изображали возвышенного рабочего, преследующего политические цели государства, в строго реалистическом стиле. Из-за процесса проверки произведений искусства художники не могли выставлять абстрактные или субъективные работы, но они могли использовать символизм, метафоры и аллюзии для передачи своих идей. [2] Эти визуальные приемы стали характерны для дизайнеров плакатов Польской школы плаката, и ближе к середине 1950-х годов, когда сталинские репрессии ослабли и продолжалось государственное спонсорство изготовления плакатов, дизайнеры плакатов получили больше творческой свободы. Более того, в отличие от своих западных коллег, которые жонглировали необходимостью создания прибыльного рекламного контента в контексте свободного рынка, польские художники, и в целом из Центральной и Восточной Европы, действовали, не сталкиваясь с давлением получения прибыли. [3]

Название «Польская школа плаката» впервые было применено к Варшавской академии изящных искусств в начале 1950-х годов и, возможно, впервые было использовано дизайнером Яном Леницей . В этой академии изготовление плакатов получило отдельную категорию и рассматривалось как равное другим художественным дисциплинам учреждения. Часто польские плакаты той эпохи не были эффективной формой рекламы и не обязательно были таковыми, а скорее создавались с целью стать произведениями искусства. [4] Дизайнеры Польской школы плаката использовали аллюзии, символизм и метафоры, чтобы вовлечь зрителя в интерпретацию изображений на своих плакатах. Концептуальные образы должны были вызвать у зрителя субъективные ассоциации, которые буквально не были видны на бумаге. Многие из этих плакатов были остроумными, юмористическими и включали в свой дизайн фантастические и аллегорические элементы. Критикам было трудно найти общую нить между этими плакатами из-за их индивидуальности, но они были склонны группировать их по живописному жесту и линейному стилю и возводили их яркие цвета к народному искусству. [5]

Глобальное влияние

[ редактировать ]

Работы, созданные Польской школой плаката, оказали влияние на дизайн плакатов на международном уровне. Одним из главных вкладов является использование аллюзий .

Коллекции

[ редактировать ]

Самая большая и полная частная коллекция польских плакатов, начиная с 1909 года и до наших дней, — это Коллекция плакатов Розенберга. В коллекцию вошли плакаты, созданные во время политических репрессий после Второй мировой войны. В этой среде цензуры и регулирования художники сосредоточились на плакате как на средстве выражения смысла и придания цвета улицам послевоенной Польши. [6]

Самая большая государственная коллекция польских плакатов — Музей плаката в Вилянове . Это старейший в мире музей плаката, основанный в 1968 году и расположенный в комплексе Вилянувского дворца в Варшаве .

Известные примеры

[ редактировать ]
  • 1948: Черный Нарцисс Генрика Томашевского . Постер фильма «Чёрный Нарцисс».
  • 1948: Последний этап , Тадеуш Трепковский. Плакат фильма.
  • 1952: «Нет!» («Нет!») Тадеуша Трепковского. Политический плакат.
  • 1962: Ева Коссаковска. Плакат цирка.
  • 1963: Ежи Сроковский. Плакат цирка.
  • 1963: Заврот Гловы Романа Чеслевича . Постер фильма «Головокружение».
  • 1964: Воццек Яна Леницы. Плакат оперы.
  • 1967: Девушка с зелеными глазами Марии Игнатович. постер к фильму «Девушка с зелеными глазами».
  • 1970: Мацей Урбанец . Плакат цирка.
  • 1972: Кабаре Виктора Горки. Афиша фильма «Кабаре».
  • 1973: Преступник или жертва , Ева Гаргулинска . Куро-но бонрю, постер к фильму «Обыкновенная тьма».
  • 1979: Анджей Паговский . Плакат цирка.
  • 1981: «Одержимость» для Барбары Барановской фильма 1981 года . [7]

Художники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Коллективная работа: Энциклопедия польского искусства, статья «Афиша». Краков: Wydawnictwo Ryszard Kluszczyński, 2002, стр. 500–501. ISBN   8388080563 .
  • Коллективная работа: Школа польского плаката 1956–1965 гг. Варшава: Музей плаката в Вилянуве, филиал Национальный музей в Варшаве, 1988 год.
  • Искусство польского плаката, Дорота Фольга-Янушевская, Бош, 2018
  • Плакаты в собраниях Музея плаката в Вилянове, Мария Курпик, Агата Шидловская, Варшава: Музей плаката в Вилянуве, Филиал Национальный музей в Варшаве, 2008 г.
  • Элизабет Э. Гаффи: Плакаты: глобальная история. Книги реакции, 2014. ISBN   9781780234113 .
  • Йозеф Ченстоховский: Современные польские плакаты в полном цвете, Dover Publications (1 июня 1979 г.)
  • Яцек Мровчик: VeryGraphic. Польские дизайнеры ХХ века, Culture PL (23 февраля 2016 г.)
  • Кемпа, Каролина (2018), Польские культурные плакаты при социализме. Арт-социологическое исследование (значения) творчества Яна Леницы и Францишека Старовейского , Висбаден: Springer, ISBN   978-3658188542
  1. ^ С., Ченстоховский, Джозеф (1979). Современные польские полноцветные плакаты . Дувр. ISBN  0-486-23780-Х . OCLC   471796437 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б «Отражая душу нации: польское плакатное искусство - история иллюстрации» . www.illustrationhistory.org . Проверено 12 мая 2022 г.
  3. ^ Седиа, Джузеппе (20 мая 2022 г.). «Плакаты польских фильмов» . Кино Мания . Проверено 28 апреля 2023 г.
  4. ^ Зелински, Флориан (март 1994 г.). «Взлет и падение государственного покровительства искусству: социологическое исследование польского плаката между 1945 и 1990 годами» . Международная социология . 9 (1): 29–41. дои : 10.1177/026858094009001003 . ISSN   0268-5809 . S2CID   143456067 .
  5. ^ Бочар, Данута А. (1984). «Польский плакат» . Художественный журнал . 44 (1): 16–27. дои : 10.2307/776669 . JSTOR   776669 .
  6. ^ «Коллекция Розенберга – Коллекция польского плаката» . rosenbergcollection.com . Проверено 12 мая 2022 г.
  7. ^ Алекс Уэббер. «Забытая сирена польского плаката: Барбара Барановская» . Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года . Проверено 22 июня 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35236a94f2482f193525d32ebb685bdd__1721194680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/dd/35236a94f2482f193525d32ebb685bdd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish School of Posters - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)