Национальная художественная галерея Захента
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2023 г. ) |
Учредил | 13 декабря 1860 г. |
---|---|
Расположение | Варшава , Польша |
Тип | Музей современного польского искусства |
Директор | Януш Яновский |
Доступ к общественному транспорту | Светокшиска |
Веб-сайт | www.zacheta.art.pl |
Национальная художественная галерея Захента ( польский : Zachęta Narodowa Galeria Sztuki ) — музей современного искусства в центре Варшавы , Польша. Основная цель галереи — представлять и поддерживать современное искусство и художников Польши. Благодаря многочисленным временным выставкам известных зарубежных художников галерея также зарекомендовала себя на международном уровне.
Слово « захента » означает поощрение . Галерея Zachęta получила свое название от Towarzystwo Zachęty do Sztuk Pięknych ( Общества поощрения изящных искусств ), основанного в Варшаве в 1860 году.
История
[ редактировать ]Общество поощрения изящных искусств
[ редактировать ]До 1860 года не было ни публичных музеев, ни библиотек , ни других общедоступных учреждений, допускавших обмен между художниками. Репрессии, последовавшие за Ноябрьским восстанием , сделали получение высшего художественного образования практически невозможным. Последняя крупная выставка состоялась в 1845 году. После протестов художников в 1850-х годах в 1858 году была одобрена Wystawa Krajowa Sztuk Pięknych (Национальная выставка изящных искусств), что привело к переговорам с российскими правителями, которые в конце концов разрешили основание Общество поощрения изящных искусств в 1860 году. Устав Общества был установлен художниками и искусствоведами. Первое официальное заседание и выборы совета директоров состоялись 13 декабря 1860 года. В состав совета входили двенадцать членов, шесть художников и шесть искусствоведов, и он избирался ежегодно. Члены оставались на своем посту не менее одного месяца, но не более одного года.
Основной целью Общества было распространение изобразительного искусства, а также поддержка и поощрение художников. Кроме того, его целью было повысить осведомленность польского общества об искусстве. В 1860 году в Обществе было 234 официально зарегистрированных члена. Всего через год их число увеличилось до 1464.
Первоначально все произведения искусства выставлялись на обозрение до тех пор, пока не были проданы. Вскоре это привело к переполненным стенам и монотонной постоянной экспозиции. После фундаментальных изменений, произведенных между 1900 и 1939 годами, постоянная экспозиция демонстрировалась только в дополнение к временно меняющимся выставкам.
Общество проводило ежегодные салоны , финансировало стипендии и предлагало другую помощь молодым художникам, как членам, так и кандидатам.
Здание
[ редактировать ]Первые торги на проект нового здания были объявлены в 1862 году. Однако из-за нехватки финансовых средств планы не были реализованы. После того, как муниципалитет предоставил Обществу землю, в 1894 году был объявлен еще один конкурс, который выиграл варшавский архитектор Стефан Шюллер. Он представил архитектурный проект в стиле неоренессанса с элементами классики . Портал . украшен аллегорическими фигурами и скульптурными произведениями Зигмунта Отто На архитраве здания выгравировано латинское слово Artibus .
Строительные работы начались в 1898 году. В декабре 1900 года было официально открыто парадное здание, а в 1903 году — южное крыло. [ 1 ] И открытие, и расширение здания были оценены исключительно хорошо. [ нужна ссылка ] Первоначально в планы Силлера входило строительство еще двух крыльев, которое в то время не удалось реализовать.
В 1958 году Министерство искусства и культуры решило реконструировать здание. Окружающие дома были разрушены во время войны и поэтому невольно уступили место расширению здания. Реконструкцию поручили варшавским архитекторам Оскару Хансену, Леху Томашевскому и Станиславу Замечникову, но запланированная реконструкция была отложена.
В 1982 году планы реконструкции были вновь взяты на вооружение и выполнены Цехом консервации памятников. С 1991 по 1993 год реконструкцию курировала и проводила компания «Дом и город». Компания также отвечала за расширение лестниц внутри здания, что позволило получить прямой доступ к выставочным залам в новой части здания. Возникшую монументальную перспективу подчеркивает работа польского скульптора Пия Велоньского «Гладиатор» , оставшаяся из прежней коллекции Общества.
При расширении здания появилось более просторное выставочное пространство, хранилище для произведений искусства, разгрузочная площадка и офисное крыло с отдельным входом. Самый большой выставочный зал был назван в честь польского художника Яна Матейко . Другая комната названа в честь Габриэля Нарутовича , первого президента Второй Польской Республики , который был убит в Захенте 16 декабря 1922 года Элигиушем Невядомским , польским художником и критиком. В память о президенте и Войцехе Герсоне , одном из основателей Общества поощрения изящных искусств, во время празднования юбилея галереи в 2000 году были открыты две мемориальные доски.
С момента своего официального открытия в 1900 году в здании Захенты разместилось несколько учреждений:
- 1900–1939: Общество поощрения изящных искусств.
- 1939–1945: Дом немецкой культуры.
- 1945–1989: Центральное бюро художественных выставок.
- 1989–2003: Государственная художественная галерея Захента.
- с 2003: Национальная художественная галерея Захента.
Здание Захенты было зарегистрировано как исторический памятник в 1965 году.
1939-1945 гг.
[ редактировать ]Во время вторжения в Польшу в начале Второй мировой войны почти все здания, окружающие музей, были разрушены, а здание Захенты осталось сравнительно неповрежденным. После капитуляции Польши немецкие части заняли здание и превратили его в Haus der Deutschen Kultur (Дом немецкой культуры), который в основном использовался в пропагандистских целях. Общество поощрения изящных искусств было распущено. Произведения искусства, а также другие документы, принадлежащие Обществу, в основном были привезены в Народный музей или конфискованы и отправлены в Германию. [ 1 ] Перевозка осуществлялась на открытых грузовиках без соответствующей документации. Во время Варшавского восстания здание Захенты сильно пострадало от артиллерии и бомбежек, поэтому в конце войны его пришлось полностью отремонтировать. Были обнаружены следы легковоспламеняющегося вещества, что позволяет предположить, что немецкие части планировали поджечь здание перед своим отходом. [ нужна ссылка ]
1945 по 1989 год
[ редактировать ]После войны Общество поощрения изящных искусств не возобновило свою деятельность. Его заменило Centralne Biuro Wystaw Artystycznych (Центральное бюро художественных выставок), которое было основано в 1949 году Министерством искусства и культуры по просьбе Ассоциации изящных искусств Польши. [ 1 ] В 1951 году бюро начало проводить выставки. Первым режиссером (1949–1954) был Арманд Ветулани .
Центральное бюро отвечало за организацию художественных выставок и всей другой художественной деятельности по всей стране. Филиалы были открыты в Кракове , Катовице , Познани , Лодзи , Закопане , Гданьске , Щецине , Вроцлаве , Ольштыне и Ополе . Со временем Центральное бюро художественных выставок стало важнейшим учреждением в области культурной политики.
1980-е годы характеризовались радикальными политическими изменениями, связанными с объявлением военного положения , приведшими к бойкоту всех официальных галерей. Фактически, центральное бюро так и не оправилось от этих резких неудач.
После 1989 года
[ редактировать ]Падение Берлинской стены и падение «железного занавеса» коренным образом изменили политические обстоятельства, а также повлияли на структуру центрального бюро. Барбара Маевская, директор бюро, вывела бюро из прежних старых и централистических структур, и 30 мая 1994 года Центральное бюро художественных выставок было закрыто и превращено в Государственную галерею Захента.
В 2003 году министр культуры Польши Вальдемар Домбровский переименовал галерею Narodowa Galeria Sztuki (Национальная художественная галерея).
Выставки
[ редактировать ]В 2000 году галерея отметила свое 100-летие выставкой «Полония – Полония» . В экспозицию вошли более 100 объектов разного времени и представляющих разные виды медиа. Все произведения искусства представлены национальной тематикой.
В том же году галерея открыла выставку Słońce i inne Gwiazdy ( «Солнце и другие звезды ») на основе опроса, проведенного в 1999 году. Опрос был адресован в первую очередь польским историкам искусства, критикам и кураторам и включал в себя наиболее важных художников. 20 века. В результате получилось два списка: один представлял самых важных польских художников, а другой - самых важных иностранных художников. В Słońce i inne Gwiazdy выставлены десять избранных польских художников: Магдалена Абаканович , Тадеуш Кантор , Катажина Кобро , Роман Опалка , Генрих Стажевский , Владислав Стржеминьский , Алина Шапочников , Виткаций , Витольд Войткевич и Анджей Врублевский .
Также в 2000 году десять самых важных иностранных художников были представлены на другой выставке и включали Пабло Пикассо , Фрэнсиса Бэкона , Йозефа Бойса , Марселя Дюшана , Василия Кандинского , Энди Уорхола , Казимира Малевича , Сальвадора Дали , Пита Мондриана и Константина Бранку .
В 2000 году швейцарский историк искусства Харальд Зееман курировал выставку Маурицио Каттеланса « La Nona Ora» ( «Девятый час »). На картине изображен Папа Иоанн Павел II, которого сбил и похоронил метеорит . Поскольку влияние католической церкви в Польше по-прежнему очень велико, презентация работ Каттелана привела к публичному скандалу. [ нужна ссылка ]
Постоянная коллекция
[ редактировать ]Коллекция началась с картины Юзефа Зиммлера « Смерть Барбары Радзивилл» . [ 1 ] Объекты поступили в основном за счет пожертвований и завещаний. В конце XIX века коллекция насчитывала уже более тысячи предметов.
Постоянная коллекция Национальной художественной галереи Захента сегодня насчитывает 3600 предметов, из которых около 700 — картины, почти 80 — видеоработы и около 100 — скульптуры и инсталляции. Кроме того, галерея владеет обширной коллекцией, насчитывающей более 2600 работ на бумаге, включая графику, рисунки и фотографии. В коллекции представлены польские художники 20-го века, такие как Тадеуш Кантор , Хенрик Стажевский и Алина Шапочников , а также современные польские художники, такие как Мирослав Балка , Катажина Козыра , Збигнев Либера , Вильгельм Саснал и Кшиштоф Водичко .
Работы коллекции не только отражают зачастую непростое прошлое учреждения, но и показывают направленность галереи. Сегодня он концентрируется на произведениях современных польских художников, включая работы, которые были показаны в галерее, а также работы, созданные в сотрудничестве с галереей. Некоторые из этих проектов выставлены в других местах, например, в Польском павильоне на биеннале в Венеции. Постоянной экспозиции коллекции нет. Работы либо включаются во временные выставки, либо передаются в аренду для выставок в других польских учреждениях или за рубежом.
Решения об изменениях в коллекции принимает Комиссия по закупкам, пожертвованиям и вкладам, образованная в 1990 году. С 2008 года за заботу о коллекции Захенты отвечает Департамент коллекций и инвентаризаций.
Галерея
[ редактировать ]-
Павел Альтамер Лодка и скафандр
-
Мать Рафала Буйновского Уистлера .
-
Збигнев Длубак Учебный совет I /1-4/
-
Марлен Дюма Нарутович . Президент
-
Тадеуша Офисный зонтик и женщина
-
Гошка Макуга (ноги) Собака
-
Ежи Новосельский Город у подножия гор (Пейзаж)
-
Анета Гжешиковска " YMCA "
Библиотека
[ редактировать ]Библиотека Захента включает в себя:
- Каталоги о польских художниках, работающих в Польше и за рубежом, об иностранных художниках, работающих в Польше, а также каталоги отдельных циклов выставок. Коллекция каталогов является одной из самых обширных в Польше. [ нужна ссылка ]
- Книги о современном искусстве и смежных темах.
- Журналы: Польские и зарубежные журналы об искусстве в целом.
Отдел документации архивирует жизнь и творчество польских художников с 1945 года. Помимо биографических справок, имеется список выставок, в которых принимали участие соответствующие художники, а также вырезки из газет и каталоги выставок. Архив доступен и может быть использован только на месте.
Книжный магазин галереи расположен на первом этаже здания и предлагает каталоги, книги и журналы польских и зарубежных художников, а также каталоги выставок, проходивших как в Захенте, так и в Кордегарде.
В галерее также имеется отдельный педагогический отдел, который отвечает за организацию лекций, встреч и бесед с художниками и искусствоведами, концертов, экскурсий, а также образовательных программ.
Проект Кордегарда
[ редактировать ]Галерея Кордегарда (буквально: караульное помещение) была основана в 1956 году как филиал Захенты и расположена на Краковском предместье в Варшаве. Это было дополнительное выставочное пространство, управляемое и организованное Захентой, но в некоторой степени независимое в отношении своей выставочной программы.
В 2010 году галерея Кордегарда переехала на улицу Галчинского, недалеко от исторической улицы Новый Свет ( улица Нового Света ). Еще находясь под руководством Захенты, галерея Кордегарда стала более независимой, уделяя внимание молодым художникам, как польским, так и зарубежным. Основная идея – представить художников в контексте городских структур и подчеркнуть сотрудничество художника и галереи. На самом деле, выставочный зал так же важен, как и искусство внутри него, поэтому каждому художнику предлагается индивидуально работать с выставочным залом и разрабатывать произведения искусства, особенно для данного пространства.
В настоящее время Zachęta обновляет концепцию и программу галереи Кордегарда .
Споры
[ редактировать ]В прошлом влияние католической церкви в Польше проявлялось посредством цензуры различных выставок из-за богохульства . [ нужна ссылка ] В декабре 2000 года польский правый политик Витольд Томчак повредил Маурицио Каттелана скульптуру «Нона Ора» и стал причиной увольнения директора Анды Роттенберг . В письме, адресованном премьер-министру , Томчак осудил Ротенберг, предложил ей курировать «скорее в Израиле , чем в Польше», а затем потребовал увольнения «государственного служащего еврейского происхождения». Он также предложил привлечь к ответственности за нарушение религиозных чувств. [ 2 ] [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «100-летие варшавских зачетов» . poczta-polska.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 21 июля 2012 года . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ Петр Рипсон (2 августа 2003 г.). «Кунст вор Герихт» . BerlinOnlilne (на польском языке). Архивировано из оригинала 12 января 2005 года . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ Аполлинер Шерр (13 мая 2001 г.). «ИСКУССТВО/АРХИТЕКТУРА: Падший Папа вызвал сенсацию в Польше» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 августа 2016 г. (требуется подписка)
Ссылки
[ редактировать ]- Моравский К. Глембоцкий В. (1996). Бедекер Варшавский: к 400-летию столицы Варшавы (на польском языке). Варшава. ISBN 83-207-1525-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Свитек, Габриэла (2003). 1860 г. Захента 2000 г. (на польском языке). Варшава. ISBN 83-87587-73-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Свитек, Габриэла (2020). « От исторического инвентаря к современной экспозиции: коллекции Захенты — Национальной художественной галереи в Варшаве », в кн. « Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сборник статей». Том. 10. Москва, Санкт-Петербург, стр. 682–691. ISSN 2312-2129.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Национальной художественной галереей Захенты , на Викискладе?
- (на английском и польском языках) Домашняя страница