Кшиштоф Водичко
Кшиштоф Водичко | |
---|---|
![]() Водичко в 2009 году | |
Рожденный | 1943 (80–81 год) Варшава , Польша |
Род занятий | Промышленный дизайнер, тактический медиа-художник |
Годы активности | 1968 – настоящее время |
Кшиштоф Водичко (род. 16 апреля 1943 г.) — польский художник, известный своими масштабными слайд- и видеопроекциями на архитектурных фасадах и памятниках. Он реализовал более 80 таких публичных проектов в Австралии, Австрии, Канаде, Англии, Германии, Голландии, Ирландии, Израиле, Италии, Японии, Мексике, Польше, Испании, Швейцарии и США.
Война , конфликт, травма , память и общение в общественной сфере — одни из основных тем его работ. Его практика, известная как «Интеррогативный дизайн» , сочетает искусство и технологии в качестве критической практики дизайна , чтобы подчеркнуть маргинальные социальные сообщества и добавить легитимности культурным проблемам, которым в дизайне часто уделяется мало внимания. [ 1 ]
Он живет и работает в Нью-Йорке и преподает в Кембридже, штат Массачусетс , где в настоящее время является профессором искусства и общественного достояния в Гарвардской высшей школе дизайна (GSD). Водичко ранее был директором группы вопросительного дизайна в Массачусетском технологическом институте (MIT), где он был профессором программы визуальных искусств с 1991 года. Он также преподает в качестве приглашенного профессора на факультете психологии Варшавской школы социальной психологии.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Водичко, сын дирижера польского оркестра Богдана Водичко . [ 2 ] Кроме того, у него еврейская мать, он родился в 1943 году во время восстания в Варшавском гетто и вырос в послевоенной коммунистической Польше . В 1967 году, еще будучи студентом Академии художеств в Варшаве , он начал сотрудничать с режиссёром Юзефом Патковским и Экспериментальной студией над звуковыми перформансами. Он окончил университет в 1968 году со степенью магистра изящных искусств в области промышленного дизайна и следующие два года работал в UNITRA в Варшаве, разрабатывая популярные электронные продукты. С 1970 года до своей эмиграции в Канаду в 1977 году он проектировал профессиональные оптические, механические и электронные приборы на Польском оптическом заводе. [ 3 ]
В 1969 году Водичко сотрудничал с Анджеем Длужневским и Войцехом Выберальским над проектом мемориала жертвам концентрационного лагеря Майданек в Польше. Он также выступал с Personal Instrument на улицах Варшавы и участвовал в Парижской биеннале в качестве руководителя группового архитектурного проекта. Он был ассистентом преподавателя в течение двух лет, 1969–70, в программе «Базовый дизайн» в Академии изящных искусств, а затем перешел в Варшавский политехнический институт , где преподавал до 1976 года. На протяжении 1970-х годов он продолжал свое сотрудничество в области звуковых и музыкальных перформансов. с разными музыкантами и художниками.
В 1971 году Водичко приступил к работе над Vehicle , который в следующем году испытал на улицах Варшавы. В 1972 году он создал свою первую персональную инсталляцию: «Коридор» в Galeria Wspolczesna, Варшава. В следующем году он начал выставляться в Galeria Foksal, Варшава. В 1975 году Водичко впервые побывал в Соединенных Штатах, где он работал постоянным художником в Университете Иллинойса, Урбана, и выставлялся в галерее NAME в Чикаго. Он снова принял участие в Парижской биеннале , на этот раз как сольный исполнитель.
В 1976 году Водичко начал двухлетнюю программу резидентуры художника в Колледже искусств и дизайна Новой Шотландии в Галифаксе, Новая Шотландия , Канада. Он эмигрировал из Польши в 1977 году, обосновался в Канаде, преподавал в Университете Гвельфа в Онтарио и начал работать с нью-йоркским арт-дилером Хэлом Броммом. В 1979 году он преподавал в Колледже искусств Онтарио в Торонто и продолжал преподавать в Колледже искусств и дизайна Новой Шотландии до 1981 года. С 1981 по 1982 год он работал резидентом Южно-Австралийской школы искусств (в настоящее время является частью Университета искусств). Южная Австралия в Аделаиде ). В 1983 году Водичко обосновался в Нью-Йорке и преподавал в Нью-Йоркском технологическом институте в Олд-Уэстбери. В следующем году он получил канадское гражданство, а в 1986 году — статус резидента-иностранца в США. Он начал преподавать в Массачусетском технологическом институте в 1991 году, проживая в Нью-Йорке и одновременно работая в Кембридже, штат Массачусетс.
Работа
[ редактировать ]Прогнозы
[ редактировать ]Водичко начал разрабатывать свои общественные проекты в 1980 году, соединяя фасады городской архитектуры – будь то общественные памятники, общественные здания или корпоративная архитектура – с изображениями тела, чтобы сопоставить физическое пространство архитектуры с психосоциальным пространством общественной сферы. «В процессе нашей социализации, — пишет художник, — самый первый контакт с общественным зданием не менее важен, чем момент социального противостояния с отцом, посредством которого [конструируются] наша сексуальная роль и место в обществе. Ранняя социализация через патриархальную сексуальную дисциплину расширяется более поздней социализацией через институциональную архитектонизацию наших тел. Таким образом, дух отца никогда не умирает, постоянно живя в здании, которое было, есть и будет воплощать, структурировать, осваивать. , представляя и воспроизводя его «вечное» и «универсальное» присутствие как патриархальное тело мудрости-силы». [ 4 ]
В часто цитируемом примере Водичко спроецировал изображение руки Рональда Рейгана в официальной рубашке с запонками, изображающего клятву верности, на северную стену здания AT&T Long Lines Building в финансовом районе Нью-Йорка. за несколько дней до президентских выборов 1984 года. «Создавая спектакль, в котором фрагменту руководящего органа, президентской руке, было предложено баллотироваться за корпоративный бизнес», — пишет Эва Лаер-Берхарт, — «Водичко предложил предположение о классовой идентичности тех сил, которые – скрытые под личиной Бога, Государства и Нации – являются фактическими получателями клятвы верности». [ 5 ] В последующих проекциях художник наслаивал знаковые изображения глобального капитализма, милитаризма и потребительства на изображения фрагментов тела, чтобы предложить рассмотрение нашего отношения к публичному пространству, которое зависит как от истории, так и от социальных и политических идеологий настоящего.
Историк искусства Патрисия К. Филлипс пишет о творчестве художника: «В своих публичных проектах последнего десятилетия Водичко провел серию активных посредничеств, которые сочетают в себе важные публичные сайты, острые темы и агрессивные заявления, которые возможны только из-за их временности. Он применяет непосредственную силу перформанса к социальным и политическим проблемам. Ритмы смягчающих событий и краткость каждой инсталляции придают его задуманным эпизодам интенсивность публичных политических демонстраций. Его тщательно срежиссированные, освещенные образы часто требуют месяцев подготовки. они кажутся неожиданными атаками – яростно сфокусированными паразитическими вторжениями известных институциональных хозяев». [ 6 ]
Возможно, самое известное и самое популярное вмешательство такого рода произошло, когда художник создал проекцию колонны Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне в 1985 году. Правительство Южной Африки в то время обращалось к британскому правительству с просьбой о финансовой поддержке. Водичко отвернул один из своих проекторов от колонны Нельсона, проецируя свастику на тимпан похожего на храм фасада Дома Южной Африки, дипломатической миссии Южной Африки в Соединенном Королевстве . Хотя изображение оставалось всего два часа до того, как полиция приостановила вмешательство как «нарушение общественного порядка», оно оставалось в сознании общественности гораздо дольше. [ 7 ] Его часто цитируют на конференциях, в обсуждениях в классе и на других форумах как пример успешной городской партизанской культурной тактики – то есть искусства и/или перформанса, который проводится неожиданными средствами с целью вызвать активный ответ.
Объясняя потенциал культурных проектов в публичной сфере, художник пишет: «Я пытаюсь понять, что происходит в городе, как город может функционировать как коммуникативная среда… Важно понимать обстоятельства, при которых коммуникация сокращается. или разрушено, и при каких возможных новых условиях оно может спровоцироваться вновь. Как эстетическая практика в построенной среде может способствовать критическому дискурсу между самими обитателями и окружающей средой? Как эстетическая практика может заставить существующие символические структуры реагировать на современные события?» [ 8 ] По мнению Водичко, разрушение самоуспокоенности восприятия необходимо для того, чтобы прохожие остановились, поразмышляли и, возможно, даже изменили свое мышление; поэтому он построил свой визуальный репертуар, чтобы вызвать как историческое прошлое, так и политическое настоящее.
Таким образом, визуальный репертуар проекций Водичко расширился за пределы тела (уши, глаза и руки как индикаторы человеческой чувствительности) и включил в себя цепи, ракеты, танки, монеты, фотоаппараты, ботинки, свастики, пистолеты, свечи, продуктовые корзины, и корпоративные логотипы. «В этих проекциях, — пишет Кэтлин МакКуин, — художник чередует символические, иконические и индексальные образы — основные отношения, которые изображение может иметь к своему субъекту, согласно трудам Чарльза Сандерса Пирса , — то есть основанные на культурной культуре». ссылка, физическое сходство или физическое отношение соответственно. Во многих случаях они путают все отношения: рука, указатель тела – чье-то тело – также является знаковым представлением коммуникации, которое может символически представлять открытую или закрытую идеологическую позицию. " Упрощенные визуальные знаки монументального размера, соответствующие фасадам, на которые они проецируются, не предназначены для восприятия как логотипы политической программы, вместо этого они предполагают противоречие восприятия, разрушающее те предположения, которые окружают случайного прохожего. [ 9 ]
Визуальные вмешательства Водичко в общественное пространство призваны изменить то, что Жак Рансьер позже назовет царством чувственного . [ 10 ] Когда общественность рассматривает городские памятники искоса краем глаза, она воспринимает памятники как естественные и некодированные. Перехватывая видение проекциями, Водичко заменяет необдуманный прием критическим. [ 11 ] Это урок русских формалистов Бертольда Брехта , Verfremdungseffekt и Фридрихом Ницше понимания веры Гете в то, что знание должно ускорять деятельность, а не вести к самоуспокоенности. [ 12 ]
Художник начал интегрировать прямой активизм в свои проекты в конце 1980-х годов с помощью своих транспортных средств и инструментов, предметов дизайна, которые действовали как пластыри - не только залечивая социальные раны, но, что, возможно, что более важно, привлекая к ним внимание.
Транспортные средства
[ редактировать ]Когда в конце 1980 года число бездомных превысило 100 000, Водичко использовал «автомобиль для бездомных» как источник дискуссий и дискурсов. Хотя художник создал свой первый автомобиль в Польше с дополнительными концептуальными версиями, разработанными, когда он жил в Канаде, именно в своем проекте «Бездомный автомобиль» 1987–89 годов он перенаправил «внимание с произведения искусства как инакомыслия на произведение искусства». как социальное действие: в данном случае обсуждения и проектное сотрудничество с членами сообщества бездомных направлены на разработку как физического объекта, так и концептуального дизайна, который сделал бы их участие в городской экономике видимым и самостоятельным». [ 13 ] Тележка Водичко состояла из «места для хранения личных вещей, умывальника, который служил опорой для стола, корзины для банок и бутылок, а под крышей было достаточно места, чтобы отчаявшийся бездомный мог спать». [ 14 ] Тележку использовали в Нью-Йорке и Филадельфии. Это искусство вызвало возмущение, поскольку люди считали, что тележка занимает слишком много места, в результате чего реакция публики стала частью самого искусства. Проект «Автомобиль для бездомных» был одновременно символичным и полезным: первая работа художника, в которой коллективный процесс легитимировал проблемы маргинального сообщества «без легитимации кризиса бездомности». [ 15 ] Хотя общественность была осторожна, операторы транспортных средств отнеслись к проекту серьезно. По словам Водичко, «вы видите это в определенных жестах, определенных способах поведения, разговорах, диалогах, построении историй, повествований: бездомные становятся актерами, ораторами, рабочими, всем тем, чем они обычно не являются. Идея состоит в том, чтобы позволить они говорят и рассказывают свои собственные истории, чтобы позволить им быть законными актерами на городской сцене». [ 16 ] Внимание к свидетельству как к преобразовательному процессу, хотя оно еще и было предварительным в проекте «Бездомный автомобиль», художника стало важным перформативным процессом в «Инструментах» и, в конечном итоге, также частью его проекций. [ 17 ] С помощью этого произведения искусства Водичко смог усилить проблему бездомности в обществе, которое дегуманизирует и лишает бездомных голоса.
Водичко создал Полискар в 1991 году как своего рода «командный центр» для коммуникации и общественной активности – автомобиль, оснащенный средствами первой помощи, оборудованием для передачи видео и радио, а также инструментами для повседневного выживания, он мог бы поддержать юридический, медицинский и социальный кризис. помощи, мобильные подразделения находятся на расстоянии от трех до десяти миль от базовой станции. Полискар был технологическим проектом для бесправной общественности полиса или публичной сферы. Позже Водичко объединил свои машины со своими проекциями, работая с ветеранами войны (см. «Недавние работы»).
Инструменты
[ редактировать ]Водичко создал « Персональный инструмент» в 1969 году, это его первая концептуальная дизайнерская работа, представленная в публичной сфере. Хотя он имел степень в области промышленного дизайна и создавал популярную электронику для польского производителя, на его философию дизайна повлиял русский конструктивизм, воплощенный в высказывании поэта и художника Владимира Маяковского : «Улицы — наши кисти, квадраты — наши палитры». Персональный инструмент состоял из микрофона, надеваемого на лоб, который улавливал звук, в то время как фотоприемники в перчатках изолировали и фильтровали звук посредством движения руки, который затем избирательно воспринимался художником, перцептивно ограниченным звукоизоляцией. наушники. Подчеркивая избирательное слушание, жизненно важное (в условиях авторитарных ограничений) для выживания польского гражданина, Водичко намекнул на преобладание подвергаемой цензуре речи, фиксируя «несогласие с системой, которая поощряла однонаправленное критическое мышление – слушание вместо речи». [ 18 ]
После работы с сообществом бездомных в Нью-Йорке и Филадельфии Водичко вернулся к возможностям небольших личных инструментов в качестве концептуальных и функциональных объектов, позволяющих компенсировать проблемы общения городских мигрантов. Первоначально основанный на культовом посохе странствующего пророка, « Чужой посох» (1992 и его вариант, 1992/93) был разработан для посредника в разговоре между инопланетянами (юридический термин, обозначающий всех иммигрантов, независимо от того, имеют ли они легальный или нелегальный статус) и уполномоченным населением городская среда. Персонал не только представлял собой объект любопытства для прохожих, заставляя их останавливаться на время, достаточное для того, чтобы задать вопросы, но также стал хранилищем повествовательных записей и предметов, как священных, так и необходимых (например, грин-карты или семейные сувениры) для жизни. иммигрантов. Под влиянием книги Юлии Кристевой « Незнакомцы для себя » (1991) Водичко в 1993 году разработал новое оборудование, которое еще более непосредственно сосредоточилось на демократических правах слова для перформативного незнакомца. Рупор ( Porte-parole ) должен был действовать как защитная зона, чтобы иммигрантка могла расширить свое повествование вовне, превратив его в коллективный опыт, тем самым вытягивая его из изоляции. Видеотехнология, которую можно носить на губах, делает знакомое незнакомым, тем самым создавая точку входа для прохожих, где они могут вступить в разговор с иммигрантом. В период с 1993 по 1997 год тринадцать лиц, перемещенных в культурном отношении, использовали варианты « Рупора» в Париже, Мальмё, Хельсинки, Варшаве, Амстердаме, Трелазе и Анжере.
Ксенология
[ редактировать ]В самом раннем смысле древнегреческий ксинос [ 19 ] был гостем, получившим гостеприимство, в отличие от ксинодокоса или «хозяина», который приветствовал незнакомцев и оказывал им гостеприимство. [ 20 ] Именно с этой точки зрения, с точки зрения иммигранта, чужака внутри общества, в отличие от точки зрения общества или ксинодокоса, рассматривающего аутсайдера, Водичко использует термин «ксенология»: «Ксенология — это искусство отказа от слияния, искусство делимитации, деидентификации и дезинтеграции» («Ксенология: инструменты иммигрантов», заявление о выставке, распространенное в галерее Лелонг, Нью-Йорк, 1996). [ 21 ] Водичко называет ксенологию «новой, кочевой, но еще неразвитой формой понимания и выражения». [ 22 ] Подобно элеатскому незнакомцу (Ксеносу) в , » Платона «Софисте проводником ксенологии Водичко является «кочевой софист», «практик демократии», который «воссоздает агору или форум каждый раз, когда он или она желает говорить или послушай». [ 23 ]
Недавняя работа
[ редактировать ]Работая над Porte-parole в Европе, Водичко получил приглашение от кинорежиссера Анджея Вайды принять участие в городском фестивале в Кракове, впервые используя мощные Barco NV видеопроекторы . Работая с Женским центром, он впервые объединил свидетельскую работу, возникшую в результате его работы с инструментами, с визуальным воздействием его широко известных крупномасштабных публичных выступлений. Свидетельства о домашнем насилии, произнесенные с башни мэрии, вызвали шок в преимущественно католической культуре отрицания.
Таким образом, Водичко продолжил в своих видеопроекциях-свидетельствах реагировать на потребности маргинальных граждан городского общества, которые часто выживают за пределами обычных границ юридических и социальных ресурсов. В 2001 году он объединил средства своих инструментов с целью проекций в своей «Проекции Тихуаны», выполненной для InSite 2000. В этом публичном выступлении женщины, работающие в индустрии « макиладора » в Тихуане , Мексика, носили медиа-технологии, предназначенные для проецирования их лиц. на El Centro Culture, где они эмоционально говорили об инцесте, злоупотреблениях со стороны полиции и дискриминации на рабочем месте в режиме реального времени. Их парресиастическая речь , как участников, смело предлагалась с большим риском для них самих с целью моральных и политических перемен. Посредством видеопроекций Водичко продолжает развивать потенциал эстетической практики для воздействия на социальные изменения в рамках более широкого дискурса об агонистическом плюрализме, вызванного такими влияниями, как Шанталь Муфф и Людвиг Витгенштейн. .
Роль искусства в понимании и противостоянии конфликту становится все более важным аспектом как эстетической, так и педагогической практики Водичко. Это верно в отношении его продолжающейся работы с иммигрантами и его недавней работы с ветеранами войны в рамках проекта «Транспортные средства для ветеранов» , а также его публичных лекций и обучающих семинаров по всему миру, включая его семинар «Травма, конфликт и искусство» для Варшавской школы социальной психологии. . Недавно Водичко также создал проекции интерьеров культурных пространств как метафору нашей психологической изоляции от более широкого социального и политического опыта. Его выставка 2005 года в галерее Lelong в Нью-Йорке « Если вы что-то видите…» , его инсталляция 2009 года в Польском павильоне 53-й Венецианской биеннале «Гости» позиционируют зрителя по отношению к последствиям глобального капитализма и возникшего в результате конфликта. несправедливого распределения ресурсов и возможностей. Кшиштоф Водичко верит в необходимость активного участия интеллектуалов в формировании общества, как отмечает критик Ян Авгикос, «приверженности сопротивлению и высказыванию правды, которые, хотя их часто высмеивают как устаревшие или невозможные, остаются основным человеческим импульсом». [ 24 ]
«... Отсюда: Проект ветеранов»
[ редактировать ]В 2009 году Институт современного искусства в Бостоне провел выставку «… Отсюда: проект ветеранов». Мультимедийная инсталляция, проходившая с 4 ноября 2009 г. по 28 марта 2010 г., наполнила темную и пустую музейную галерею записанными голосами и взрывами, а также вспышками света, имитирующими опыт минометного обстрела в Ираке. На три стены галереи проекторы проецировали два горизонтальных ряда окон, создавая иллюзию того, что зрители находятся внутри затемненного склада. Восьмиминутная аудиодорожка началась с суеты дорожного движения и жителей иракского города, вызвала детский смех и слегка перекрыла отрывок из передачи «Аль-Джазиры», в которой президент Обама говорит о необходимости терпеть в Ираке. Слушатели также отметили исламский призыв к молитве, зловеще заглушенный приближением вертолета. Без особого предупреждения солдаты начали кричать и стрелять. Когда стрельба прекратилась, послышался плач матери, и эпизод закончился зловещей тишиной (голоса, записанные для фильма «Из отсюда», принадлежали американцам иракского происхождения, солдатам Соединенных Штатов и актерам). [ 25 ]
В процессе создания Out of Here Водичко решил расширить словарное определение слова «ветеран». Традиционно этот термин описывается как «человек, прошедший службу в вооруженных силах». [ 26 ] Водичко изменил определение «ветеран», включив в него всех, кто жил в районе, где велась война в то время, когда они там жили, например, жители Ирака с 2003 по 2011 год или жители Германии, Англии, Франции и т. д. во время Второй мировой войны. . Гражданские лица, рожденные в Ираке (ветераны, по определению художника), внесшие свой вклад в создание Out of Here, включая женщину, озвучившую аудиодорожку, предложили точку зрения, совершенно отличную от точки зрения американских военных, побывавших в Ираке. Эта тщательная манипуляция термином предвещает решение художника вставить в « Из отсюда» свои собственные мысли, а также отобрать свидетельства солдат и иракцев. Пережив Вторую мировую войну в Польше и служив в польской армии во время холодной войны, Водичко не просто работает с ветеранами; он один. Художник воплощает как старые, так и новые определения слова ветеран.
Год спустя « Из отсюда» был показан в галерее Lelong в Нью-Йорке. Эта вторая версия содержала отрывок из другой речи президента и упоминала об окончании войны и постепенном выводе войск. Говоря об изменениях, художник прокомментировал: «Это сделало работу более современной… но ирония в том, что этому проекту не пришлось сильно меняться». [ 27 ] Водичко назвал места, Бостон и Нью-Йорк, достаточными для того, чтобы получить разные прочтения работы. «Работы в Бостоне и Нью-Йорке имеют разную публику. Характер Нью-Йорка и [художественные] выставки дали Out of Here большую международную аудиторию, в отличие от более местной аудитории в Бостоне». [ 28 ] В совокупности эти рассказы рисуют картину отдельных ветеранов, которые им рассказывали, более широкую картину войны в Ираке и более тонкие подсказки к последствиям войны. [ 29 ]
«Авраам Линкольн: проекция ветерана войны»
[ редактировать ]Для проекта «Авраам Линкольн: проекция ветеранов войны» , представленного More Art , Водичко работал с десятками американских ветеранов войны и членами их семей, чтобы изучить травматические последствия войны. Всего художник взял интервью у четырнадцати участников, записав их разговоры о военном опыте, трудном возвращении к гражданской жизни, потерях и чувстве вины. Эти интервью затем были смонтированы в видео, которое было проецировано на статую Авраама Линкольна в парке Юнион-сквер. [ 30 ]
Призы и награды
[ редактировать ]- 2009 г. – Золотая медаль «Глория Артист» Министерства культуры Польши за исключительный вклад в польскую культуру.
- 2009 г. Медаль Министерства иностранных дел Польши за вклад в развитие польской культуры за рубежом.
- Медаль Скоухегана 2008 года за скульптуру.
- 2007 Премия Катажины Кобро Польского института культуры.
- Награда художника Ассоциации искусств колледжа 2005 года за выдающиеся работы.
- Премия Кепеша 2004 г. от Массачусетского технологического института.
- 1998 г. 4-я Международная премия Хиросимы за вклад художника в дело мира во всем мире.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Группа вопросительного дизайна, «Вопросительный» . Архивировано из оригинала 22 июня 2010 г. Проверено 1 сентября 2010 г. .
- ↑ Дуглас Кримп, Розалин Дойче , Ева Лаер-Берхарт, Кшиштоф Водичко, «Разговор с Кшиштофом Водичко» в октябре 38 (осень 1986 г.): 36.
- ^ «Биография» у Кшиштофа Водичко, Wodiczko (De Appel Amsterdam, 1996), 76. (Большая часть биографической информации о «Молодости» взята из биографических данных в этом каталоге.)
- ^ Кшиштоф Водичко, «Общественные прогнозы», Канадский журнал политической и социальной теории 7 (зима-весна, 1983 г.), цитируется в Кшиштофе Водичко, Public Address (Миннеаполис: Центр искусств Уокера, 1992), 89.
- ^ Ева Лайер-Берхарт, «Понимание Водичко», Противопамятники: публичные проекции Кшиштофа Водичко (Кембридж, Массачусетс: Галерея Хайдена, Центр визуальных искусств List, Массачусетский технологический институт, 1987).
- ^ Патрисия К. Филлипс, «Образы возвращения во владение», Публичное выступление , 44.
- ^ Кшиштоф Водичко, «Проекции», Perspecta 26, Театр, театральность и архитектура (1990): 273.
- ^ Водичко, Insight 26 (1990): 273.
- ^ Кэтлин МакКуин, Тактический ответ: искусство в эпоху террора (Нью-Йорк: Agon Press, 2014), 119–120.
- ^ Жак Рансьер, Политика эстетики (2000), пер. Габриэль Рокхилл (Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2004).
- ^ Маккуин, Тактический ответ , 120 и Кшиштоф Водичко, «Проектирование для города незнакомцев» (1997) в «Критических транспортных средствах: сочинения, проекты и интервью» (Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1999), 4-15.
- ^ Фридрих Ницше, О пользе и недостатке истории для жизни , пер. Питер Пройсс (Индианаполис и Кембридж: издательство Hackett Publishing Company, 1980).
- ^ МакКуин, Тактический ответ , 116.
- ^ Гардинер, Сюзанна. «Как изысканно оформленная ТЕЛЕЖКА для бездомных вдохновила волну активности художников». Smithsonian.com, Смитсоновский институт, 19 марта 2018 г., https://www.smithsonianmag.com/smithsonian-institution/how-exquisitely-designed-cart-homeless-people-inspired-wave-artists-activism-180968519/ .
- ^ Кшиштоф Водичко, «Интервью Жана-Кристофа Ройу» в Critical Vehicles , 177.
- ^ Водичко, Критические транспортные средства , 177.
- ^ МакКуин, Тактический ответ , 118.
- ^ Маккуин, Тактический ответ , 112.
- ^ Ксенос — это форма ксеносов, встречающаяся у Гомера (например, «Одиссея» , I, 313) и Пиндара.
- ^ Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , новое (девятое) издание с приложением, Clarendon Press, Оксфорд, 1968, стр. 1189.
- ^ Кшиштоф Водичко, Критические средства: сочинения, проекты, интервью , Массачусетский технологический институт, 1999, стр. 131.
- ^ "За пределами гибридного государства?" (1992) Критические средства: сочинения, проекты, интервью , Массачусетский технологический институт, 1999, с. 18.
- ^ Критические средства: сочинения, проекты, интервью , с. 25.
- ^ Ян Авгикос, «Водическое Рождество: Галерея Лелонг». В Artforum International (1 декабря 2005 г.), 278.
- ↑ Блейк Дж. Рюрвейн, «Ветераны Водичко: художник, учреждение и аудитория в … отсюда: проект ветеранов », магистерская диссертация, Городской колледж Нью-Йорка, декабрь 2012 г.
- ^ Словарь американского наследия, 4-е изд., «Ветеран».
- ↑ Кшиштоф Водичко, интервью Блейка Рюрвайна, 29 апреля 2011 г.
- ↑ Водичко, интервью Блейка Рюрвайна, 29 апреля 2011 г.
- ↑ Блейк Дж. Рюрвейн, «Ветераны Водичко: художник, учреждение и аудитория в … отсюда: проект ветеранов », магистерская диссертация, Городской колледж Нью-Йорка, декабрь 2012 г.
- ^ Хобан, Фиби. [1] «Освобождение от ужасов войны», Wall Street Journal , 12 ноября 2012 г. Проверено 27 мая 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]Избранные публикации, очерки и интервью художника
[ редактировать ]- 2014, «Трансформирующий авангард: манифест современности», Третий текст 28:2 (2014): 111–122.
- 2009, Город-убежище: Мемориал 11 сентября . Под редакцией Марка Ярзомбека и Мечтилда Видриха. Лондон: Издательство Black Dog.
- 2009, «Проектирование для города незнакомцев» в журнале The Design Culture Reader под редакцией Бена Хаймора, Routledge.
- 2008, «Анкета: Кшиштоф Водичко». Октябрь 123: «Как художники, ученые и культурные учреждения отреагировали на вторжение и оккупацию Ирака под руководством США?» (Зима 2008 г.): 172–179.
- 2003, «Создание демократии: диалог с Кшиштофом Водичко», Патрисия К. Филлипс в Art Journal 64, вып. 4 (зима 2003 г.): 33–47.
- 2003, «Проекция Тихуаны, 2001» в Rethinking Marxism 15, вып. 3 (июль 2003 г.): 422–423.
- 2002, «Памятники проекций инструментов» в файлах AA 43: 31–41.
- 1999, Критические средства: сочинения, проекты и интервью . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1999.
- 1997, «Инопланетный персонал, Кшиштоф Водичко в разговоре с Брюсом Роббинсом». В завуалированных историях: тело, место и паблик-арт . Под редакцией Анны Новаковой. Нью-Йорк: Художественный институт Сан-Франциско и критическая пресса, 1997.
- 1990, «Прогнозы». Перспекта 26, Театр, театральность и архитектура (1990): 273–287.
- 1988, «Разговоры о проекте бездомного автомобиля». 47 октября (зима 1988 г.): 68–76.
- 1986, «Разговор с Кшиштофом Водичко». С Дугласом Кримпом, Розалин Дойче и Евой Лайер-Бёрчарт. 38 октября (зима 1986 г.): 22–51.
- 1986, «Кшиштоф Водичко: Общественные прогнозы». 38 октября (1986): 3–22.
Избранные каталоги
[ редактировать ]- 2009, Гости/Goscie . С Джоном Райхманом, Боженой Чубак и Евой Лаер-Бёрхарт. Милан и Нью-Йорк: Хартия.
- 2005, Кшиштоф Водичко: Общественные прогнозы, Общественные прогнозы 1996-2004 гг . При участии Анны Смолак, Малгожаты Гадомской, Дариуша Долинского и др., Галерея современного искусства Bunker Sztuki, Краков.
- 1998, Кшиштоф Водичко , Музей современного искусства Хиросимы, июль – сентябрь.
- 1995, Кшиштоф Водичко: Проекты и общественные прогнозы 1969–1995 , Фонд Де Аппеля.
- 1995, Паблик-арт , Центр современного искусства, Варшава.
- 1994, Паблик-арт, критическое искусство , Париж.
- 1992, Публичное выступление: Кшиштоф Водичко , Центр искусств Уокера, Миннеаполис.
- 1991, Проект «Автомобиль для бездомных» . С Дэвидом Лурье, под редакцией Кёити Цузуки, Киото Сёин.
- 1990, Кшиштоф Водичко: Картина Нью-Йорка, Томпкинс-сквер, Проект бездомных автомобилей , Exit Art, Нью-Йорк.
- 1987, Контрпамятники: публичные проекции Кшиштофа Водичко с Кэти Клайн и Евой Лаер-Берхарт, Центр визуальных искусств Лист.
Избранные критические и научные исследования
[ редактировать ]- 2014, Марк Джеймс Леже, «Эстетическая ответственность: разговор с Кшиштофом Водичко о преобразующем авангарде», Третий текст 28:2 (2014): 123–136.
- Кшиштофа Водичко 2014, Кэтлин МакКуин, «Отбрасывая тени: Если вы что-то видите... » в журнале «Тактический ответ: искусство в эпоху террора» (Agon Press, 2014) 103–171.
- 2012, Блейк Дж. Рюрвейн, «Ветераны Водичко: художник, учреждение и аудитория в … отсюда: проект ветеранов », магистерская диссертация, Городской колледж Нью-Йорка, декабрь 2012 г.
- 2011, Дункан МакКоркодейл, изд. Кшиштоф Водичко при участии Дика Хебдиге, Дениса Холлиера и Лизы Зальцман, Black Dog Publishing.
- 2009, Ева Марксен, «Терапевтическое мышление в современном искусстве или психотерапия в искусстве» в журнале «Искусство в психотерапии» 36: 131–139.
- 2008–09, Ева Лайер-Бурхардт, «Интерьеры под угрозой: ненадежные пространства в современном искусстве» в журнале Harvard Design Magazine 29 (осень-зима 2008–09).
- 2008, Дора Апель, «Технологии войны, СМИ и инакомыслия в работах Кшиштофа Водичко после 11 сентября» в Oxford Art Journal 31, вып. 2 (июнь 2008 г.): 261–280.
- 2008, Розалин Дойче, «Искусство свидетельства в общественной сфере военного времени» в Forum Permanente , стенограмма лекции в галерее Тейт Модерн, 4 марта 2005 г.
- 2007, Том Уильямс, «Архитектура и искусство в недавних работах Кшиштофа Водичко» в книге «Сдвиг границ » под редакцией Рида В. Ф. Купера, Люка Николсона и Жана-Франсуа Белиля, Cambridge Scholars Publishing.
- 2006–7, Лиза Зальцман, «Когда говорит память: памятник свидетельствует» в книге «Травма и визуальность в современности » , под редакцией Лизы Зальцман и Эрика Розенберга, Университетское издательство Новой Англии, и в книге «Придание памяти значения: стратегии памяти в современном искусстве », Издательство Чикагского университета.
- 2006, Марк Ярзомбек, «Посттравматический поворот и искусство Валида Раада и Кшиштофа Водичко: от теории к тропе и за его пределами» в журнале « Травма и визуальность в современности» , изд. Зальцман и Розенберг.
- 2002, Анджей Туровский, «Кшиштоф Водичко и польское искусство 1970-х годов» в «Первичных документах: справочник по искусству Восточной и Центральной Европы с 1950-х годов» , Музей современного искусства.
- 2002, Розалин Дойче, «Разделяем странность: эгида Кшиштофа Водичко и вопрос гостеприимства» в Серой комнате 6 (зима 2002 г.): 26–43.
- 1998, Розалин Дойче, Выселения: искусство и пространственная политика , MIT Press.
- 1997, Марк Джеймс Леже, «Ксенология и идентичность в критическом публичном искусстве: инструменты иммигрантов Кшиштофа Водичко». Парашют (октябрь, ноябрь, декабрь 1997 г.): 14–21.
- 1993, Денис Холлиер. «Пока город спит: Мене, Мене, Текел, Упарсин» в октябре 64 г. (весна 1993 г.).
- 1989, Патрисия К. Филипс, «Временность и паблик-арт». Художественный журнал 48, вып. 4 (зима 1989 г.): 331–335.
- 1987, Ева Лаер-Бурхардт, «Городские беспорядки». Искусство в Америке (ноябрь 1987 г.): 146–153, 197.
- 1986, Розалин Дойче, «Проекция бездомных Кшиштофа Водичко и место «оживления городов». 38 октября (осень 1986 г.): 63–99.
Фильмы и видео
[ редактировать ]- 2005 г., Сьюзен Соллинз и Сьюзан Даулинг, продюсеры сериала. Искусство 21, Искусство XXI века . Третий сезон. Александрия, Вирджиния: Домашнее видео PBS.
- 2000, Ясуси Кисимото, Кшиштоф Водичко: Проекция в Хиросиме , 70м/цвет, Уфер! Художественный документальный фильм.
- 1991, Дерек Мэй . Кшиштоф Водичко: Прогнозы . Оттава, Онтарио, Канада: Национальный совет по кинематографии Канады .
- 2022, Мария Ниро, [ 1 ] Кшиштоф Водичко: Искусство без войны , 63 м/цвет, черно-белый, «Пересечение вод», художественный документальный фильм. [2] . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США. [ 2 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кшиштоф Водиццо представлен галереей Габриэль Мобри. Архивировано 13 февраля 2016 г. в Wayback Machine с 1989 года.
- Кшиштоф Водиццо представляет Galerie Lelong .
- Профиль факультета Гарвардского университета GSD .
- Мария Инохоса: Один на один: Кшиштоф Водичко. Архивировано 24 июля 2012 г. в Wayback Machine , WGBH Boston, 2 февраля 2010 г.
- Шоу Кэлли Кроссли. Архивировано 20 августа 2012 г. в Wayback Machine , WGBH Radio, 10 февраля 2010 г.
- BUniverse – « Искусство, травма и демократия: иммигранты и ветераны » – Кшиштоф Водиццо делится несколькими короткими видеороликами, изображающими иммигрантов и их чувства по поводу жизни на чужой земле, Институт гуманитарных наук Бостонского университета, 3 декабря 2009 г.
- Город как сцена, Город как процесс – Кшиштоф Водичко , «Пористый город» – 20 ноября 2009 г., MIT Tech TV.
- ICA Boston, Кшиштоф Водичко, ... Отсюда: Проект ветеранов , 4 ноября 2009 г. - 28 марта 2010 г.
- Проект «Одиссей» - « Проект Кшиштофа Водичко «Ветераны», заархивированный 12 ноября 2012 г. в Wayback Machine », - Марийке, 28 октября 2009 г.
- Fact TV – « Автомобиль ветерана войны » [ постоянная мертвая ссылка ] » – Ливерпуль, Ирландия, сентябрь 2009 г.
- Вопросительная конструкция .
- 53-я Международная художественная выставка в Венеции, Польский павильон « Гости/Госцие ».
- БОМБАЖиви! – « Кшиштоф Водичко: Интервью с Джулианой Бруно », Центр скульптур, Лонг-Айленд-Сити, 29 октября 2007 г.
- Culture.pl – « Кшиштоф Водичко: Профиль ».
- Польский институт культуры: « Кшиштоф Водичко », профиль 2005 г.
- Арт 21, 3 сезон (2005), Эпизод: СИЛА; интервью и видео .
- agglutinations.com - « Интервью с Кшиштофом Водичко: создание критического общественного пространства » - Элиза С. Юн и Мария Дж. Прието, 11 апреля 2004 г.
- « Интервью с Кшиштофом Водичко » – с Дэном Кэмероном, отрывки отредактированы Жаком Страппом с разрешения авторов, 2001–2002 гг.
- Кшиштоф Водичко. Инструменты, Проекции, Транспортные средства. Выставка в Fundació Antoni Tàpies. 06.05.1992 - 08.06.1992
- https://circa.umbc.edu/krzysztof-wodiczko/
- 1943 года рождения
- Живые люди
- Современные канадские художники
- Специалисты по критическому дизайну
- Архитектурные дизайнеры
- Факультет Гарвардской высшей школы дизайна
- Польские эмигранты в США
- Постмодернистские художники
- Канадские видеохудожники
- Сотрудники университета NSCAD
- Выпускники Академии изящных искусств в Варшаве
- Академический состав Университета OCAD
- Польские современные художники