Видеоарт
Видеоарт — это вид искусства , основанный на использовании видеотехнологий в качестве визуальной и аудиосреды. Видеоарт возник в конце 1960-х годов, когда новые потребительские видеотехнологии, такие как видеомагнитофоны, стали доступны за пределами корпоративного вещания. Видеоарт может принимать разные формы: транслируемые записи ; инсталляции, просматриваемые в галереях или музеях; произведения либо транслируются онлайн, либо распространяются в виде видеокассет или DVD ; и выступления , которые могут включать один или несколько телевизоров , видеомониторов и проекций, отображающих живые или записанные изображения и звуки. [1]
Видеоарт назван в честь оригинальной аналоговой видеокассеты , которая была наиболее часто используемой технологией записи на протяжении большей части истории этого вида вплоть до 1990-х годов. С появлением цифрового записывающего оборудования многие артисты начали изучать цифровые технологии как новый способ самовыражения.
Одно из ключевых различий между видеоартом и театральным кино заключается в том, что видеоарт не обязательно опирается на многие условности, определяющие театральное кино. Видеоарт не может использовать актеров , не может содержать диалогов , не может иметь различимого повествования или сюжета и не может соответствовать каким-либо другим конвенциям, которые обычно определяют кинофильмы как развлечение. Это различие также отличает видеоарт от подкатегорий кино, таких как авангардное кино, короткометражные фильмы или экспериментальные фильмы .
Ранняя история
[ редактировать ]Нам Джун Пайк , корейско-американский художник, учившийся в Германии, широко известен как пионер видеоарта. [2] [3] В марте 1963 года Нам Джун Пайк показал в галерее Парнас в Вуппертале Выставку музыки – электронного телевидения . [4] [5] В мае 1963 года Вольф Фостелл показал инсталляцию 6 TV Dé-coll/age в галерее Смолина в Нью-Йорке и создал видео «Солнце в твоей голове» в Кельне. Первоначально «Солнце в твоей голове» было снято на 16-миллиметровой пленке и перенесено на видеокассету в 1967 году. [6] [7] [8]
Часто говорят, что видеоарт зародился, когда Пайк использовал свой новый Sony Portapak для съемки шествия Папы Павла VI по Нью-Йорку осенью 1965 года. [9] Позже в тот же день, на другом конце города, в кафе Гринвич-Виллидж , Пайк прокрутил кассеты, и так родился видеоарт.

До появления потребительского видеооборудования производство движущихся изображений было доступно в некоммерческих целях только с помощью 8-миллиметровой и 16-миллиметровой пленки . После появления Portapak и его последующего обновления каждые несколько лет многие художники начали изучать новую технологию.
Многие из первых выдающихся видеохудожников были участниками одновременных движений в концептуальном искусстве, перформансе и экспериментальном кино. В их число входят американцы Вито Аккончи , Вали Экспорт , Джон Балдессари , Питер Кампус , Дорис Тоттен Чейз , Морин Коннор , Норман Коуи , Дмитрий Девяткин , Фрэнк Джиллетт , Дэн Грэм , Гэри Хилл , Джоан Джонас , Брюс Науман , Нам Джун Пайк , Билл Виола , Шигеко Кубота , Марта Рослер , Уильям Вегман и многие другие. Были также такие люди, как Стайна и Вуди Васулка , которые интересовались формальными качествами видео и использовали видеосинтезаторы для создания абстрактных произведений. Кейт Крейг , [10] Вера Френкель [11] и Майкл Сноу [12] были важны для развития видеоарта в Канаде.
В 1970-е годы
[ редактировать ]Большая часть видеоарта в период расцвета медиа формально экспериментировала с ограничениями видеоформата. Например, американский художник Питер Кампус « Double Vision» объединил видеосигналы с двух Sony Portapak через электронный микшер, в результате чего получилось искаженное и радикально диссонирующее изображение. Другая репрезентативная работа, Джоан Джонас » «Вертикальный переворот , включала запись ранее записанного материала о танце Джонаса во время воспроизведения видео по телевизору, что привело к многоуровневому и сложному представлению посредничества.

Большая часть видеоарта в Соединенных Штатах создавалась за пределами Нью-Йорка, а компания The Kitchen , основанная в 1972 году Стейной и Вуди Васулкой (при содействии видеорежиссера Дмитрия Девяткина и Шридхара Бапата ), служила связующим звеном для многих молодых художников. Ранним произведением многоканального видеоарта (с использованием нескольких мониторов или экранов) был Wipe Cycle Иры Шнайдер и Фрэнка Джилета . Wipe Cycle впервые был выставлен в галерее Howard Wise в Нью-Йорке в 1969 году в рамках выставки под названием «Телевидение как творческое средство». Установив девять телевизионных экранов, Wipe Cycle объединил живые изображения посетителей галереи, найденные кадры коммерческого телевидения и кадры с заранее записанных кассет. Материал чередовался с одного монитора на другой в сложной хореографии.
На западном побережье телестудии штата Сан-Хосе в 1970 году Уиллоуби Шарп начал серию видеозаписей диалогов с артистами «Видеовью». Серия «Видеовидения» состоит из диалогов Шарпса с Брюсом Науманом (1970), Йозефом Бойсом (1972), Вито Аккончи (1973), Крисом Берденом (1973), Лоуэллом Дарлингом (1974) и Деннисом Оппенгеймом (1974). Также в 1970 году Шарп курировал выставку видеоработ Вито Аккончи , Терри Фокса , Ричарда Серры , Кейта Сонньера , Денниса Оппенгейма и Уильяма Вегмана Тома Мариони «Body Works», которая была представлена в Музее концептуального искусства в Сан-Франциско, Калифорния. [ нужна ссылка ]
В Европе Вали Экспорт новаторский видеоматериал «Лицом к семье» (1971) стал одним из первых примеров телевизионного вмешательства и трансляции видеоарта. На видео, первоначально транслировавшемся в программе австрийского телевидения «Контакте» 2 февраля 1971 года,[11] показана буржуазная австрийская семья, смотрящая телевизор во время ужина, создавая зеркальный эффект для многих зрителей, которые делали то же самое. Экспорт считал, что телевидение может усложнить отношения между субъектом, зрителем и телевидением. [13] [14] В Соединенном Королевстве Дэвида Холла «Телеперерывы» (1971) намеренно транслировались без предварительного уведомления и без указания в титрах по шотландскому телевидению, что стало первым выступлением артиста на британском телевидении.
1980–1990-е годы
[ редактировать ]
Поскольку цены на программное обеспечение для редактирования снизились, доступ широкой публики к использованию этих технологий увеличился. Программное обеспечение для редактирования видео стало настолько доступным, что изменило способ работы художников с этим материалом. Одновременно с появлением в Европе независимого телевидения и появлением видеоклипов художники также использовали потенциал спецэффектов, высокого качества изображения и сложного монтажа ( Гэри Хилл , Билл Виола ). Фестивали, посвященные видеоарту, такие как фестиваль World Wide Video в Гааге, Biennale de l'Image в Женеве или Ars Electronica в Линце, развили и подчеркнули важность творчества в этой области.
С начала 90-х годов выставки современного искусства объединяют видео художников с другими работами и инсталляциями. Так обстоит дело с Венецианской биеннале (Aperto 93) и NowHere в музее Луизианы , а также с художественными галереями, где появилось новое поколение художников, для которых появление более легкого оборудования, такого как Handycams, способствовало более прямому выражению. Такие художники, как Пипилотти Рист , Тони Оурслер , Карстен Хеллер , Шерил Донеган, Нельсон Салливан, смогли, как и другие в 1960-е годы, легко покинуть свои студии, чтобы снимать вручную без изощренности, иногда смешивая найденные изображения со своими собственными ( Дуглас Гордон , Пьер Висмут , Сильви Флери , Йохан Гримонпре, Клод Клоски ) и с использованием настоящего, но простого пост-продакшена. Презентация работ также упростилась с появлением в выставочных залах мониторов и распространением на VHS . Приход этого молодого поколения объявил о грядущих феминистских и гендерных проблемах, а также о все более гибридном использовании различных медиа (переведенные фильмы Super 8, 16 мм, цифровой монтаж, отрывки из телешоу, звуки из разных источников и т. д.).
В то же время музеи и учреждения, более специализирующиеся на видеоарте, интегрировали цифровые технологии, такие как ZKM в Карлсруэ под руководством Питера Вайбеля с многочисленными тематическими выставками или Центр современного изображения с его версией, проводимой раз в два года (1994- 2004), режиссёр Симон Ламюньер .
С появлением цифровых технологий и Интернета некоторые музеи объединили свои базы данных, например http://www.newmedia-art.org/, созданные Центром Жоржа Помпиду в Париже, Музеем Людвига в Кельне и Центром искусств. Image Contemporaine (центр современных изображений) в Женеве.
К концу века учреждения и художники работали над расширением спектра средств массовой информации, трехмерных изображений, интерактивности, компакт-дисков, Интернета, цифровой постпродукции и т. д. Появились различные темы, такие как интерактивность и нелинейность. Некоторые художники сочетали физические и цифровые техники, например, Джеффри Шоу «Разборчивый город» (1988–91). Другие с использованием низкотехнологичной интерактивности, такой как Клода Клоски онлайн-проект «+1» или «Хотите ли вы любви или страсти» в 1996 году, сопродюсированный Dia Art Foundation . Но эти шаги начинают отходить от так называемого видеоарта в сторону нью -медиа-арта и интернет-арта .
После 2000 года
[ редактировать ]По мере развития доступного количества отснятого материала и методов редактирования некоторые художники также создавали сложные повествовательные видеоролики, не используя свои собственные материалы: » Марко Брамбиллы ( «Цивилизация 2008) представляет собой коллаж или «видеофреску». [15] изображающий рай и ад. [16] Йохана Гримонпреса представляет «История циферблата» собой 68-минутную интерпретацию холодной войны и роли террористов, созданную почти исключительно на основе оригинальных отрывков из телепередач и фильмов об угонах самолетов.
В целом, в течение первого десятилетия один из наиболее значительных шагов в области видеоарта был достигнут благодаря его сильному присутствию на выставках современного искусства на международном уровне. В тот период видео артистов было обычным явлением на групповых шоу, на мониторах или в проекциях. Более трети работ, представленных на Art Unlimited (раздел Art Basel, посвященный масштабным произведениям), представляли собой видеоинсталляции, созданные в период с 2000 по 2015 год. То же самое можно сказать и о большинстве биеннале. Новое поколение художников, таких как Пипилотти Рист , Фрэнсис Элис , Ким Суджа , Апичатпонг Вирасетакул , Омер Фаст , Дэвид Клербоут , Сара Моррис , Мэтью Барни , было представлено рядом с предыдущими поколениями ( Роман Сигнер , Брюс Науман , Билл Виола , Джоан Джонас , Джон Балдессари ).
Некоторые артисты также расширили свою аудиторию, снимая фильмы ( Апичатпонг Вирасетакул , который выиграл «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 2010 году ) или курируя крупные публичные мероприятия ( Пипилотти Риста ) . Swiss National Expo02
В 2003 году Калуп Линзи создал «Беседы с Wit De Churen II: All My Churen» , сатиру мыльной оперы, которая считается создателем поджанра видео и перформансов. [17] Хотя работы Линзи бросают вызов жанру, его работы внесли большой вклад в эту среду. Райан Трекартин , молодой видеохудожник-экспериментатор, использует цвет, методы монтажа и причудливую игру, чтобы изобразить то, что The New Yorker называет «культурным водоразделом». [18] [19]
Перформанс и видеоарт
[ редактировать ]Видеоарт как средство также можно сочетать с другими формами художественного выражения, такими как перформанс . Эту комбинацию также можно назвать «медиа и перформанс». [20] когда художники «ломают стереотипы видео и кино и расширяют границы искусства». [20] Благодаря тому, что у художников появилось больше возможностей приобретать видеокамеры, перформансы начали документироваться и распространяться среди большого количества зрителей. [21] Такие артисты, как Марина Абрамович и Улай, экспериментировали с видеозаписью своих выступлений в 1970-х и 1980-х годах. В произведении под названием «Энергия покоя» (1980) и Улай, и Марина подвешивали свой вес так, что они натягивали лук и стрелу, направленную ей в сердце, Улай держал стрелу, а Марина — лук. Размер пьесы составлял 4:10, и Марина охарактеризовала ее как «спектакль о полном и абсолютном доверии». [22]
Другие художники, сочетавшие видеоарт с перформансом, использовали камеру в качестве зрителя. Кейт Гилмор экспериментировала с расположением камеры. В своем видео «Anything» (2006) она снимает свое выступление, постоянно пытаясь дотянуться до камеры, которая смотрит на нее сверху вниз. На протяжении 13-минутного видео она продолжает связывать предметы мебели, постоянно пытаясь дотянуться до камеры. Гилмор добавила в свое искусство элемент борьбы, который иногда является добровольным. [23] в своем клипе «Моя любовь – якорь» (2004 г.) [24] она дает ноге высохнуть в цементе, прежде чем попытаться вырваться на свободу перед камерой. [25] Гилмор говорит, что подражала стилям самовыражения 1960-х и 1970-х годов, вдохновляясь такими вдохновителями, как Марина Абрамович, добавляя экстремизм и борьбу в свою работу. [26]
Некоторые художники экспериментировали с пространством, сочетая видеоарт и перформанс. Рагнар Кьяртаннсон , исландский артист, снял целый музыкальный клип, в котором 9 разных артистов, включая его самого, снимались в разных комнатах. Все артисты могли слышать друг друга через наушники и вместе играть песню, произведение называлось «Гости» (2012). [27]
Некоторые художники, такие как Джаки Ирвин и Виктория Фу, экспериментировали с сочетанием 16-миллиметровой пленки , 8-миллиметровой пленки и видео, чтобы использовать потенциальный разрыв между движущимся изображением, музыкальной партитурой и рассказчиком, чтобы подорвать любое чувство линейного повествования. [28]
Как академическая дисциплина
[ редактировать ]С 2000 года программы видеоарта начали появляться в колледжах и университетах как отдельная дисциплина, обычно связанная с кино и более старыми программами телевещания. Текущие модели, найденные в таких университетах, как Северо-Восточный и Сиракьюс, демонстрируют видеоарт, предлагая базовые навыки в области освещения, монтажа и работы с камерой. Хотя эти основы могут использоваться и поддерживать существующие области производства фильмов и телепередач, недавний рост развлекательных средств массовой информации с помощью компьютерной графики и других спецэффектов делает такие навыки, как анимация, анимационная графика и компьютерный дизайн, курсами высшего уровня в этой новой области.
Известные организации видеоарта
[ редактировать ]- Центр Ars Electronica (AEC), Линц, Австрия
- Эдит-Русс-Хаус для медиа-арта, Ольденбург, Германия
- Electronic Arts Intermix , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
- Экспериментальный телевизионный центр , Нью-Йорк
- Коллекция Гетца , Мюнхен, Германия
- Имаи – институт интермедиа искусства , Дюссельдорф
- Фестиваль Impakt , Утрехт
- Коллекция Юлии Стошек , Дюссельдорф, Германия
- Боннский художественный музей , большая коллекция видеоарта.
- LA Freewaves — фестиваль экспериментального медиа-арта с видеоартом, короткометражками и анимацией; выставки проходят в Лос-Анджелесе и онлайн.
- Lumen Eclipse – Гарвардская площадь, Массачусетс
- ЛЮКС , Лондон, Великобритания
- Лондонское видеоискусство , Лондон, Великобритания
- Neuer Berliner Kunstverein со своим «Видеофорумом», основанным в 1971 году - Берлин, Германия.
- Фонд Рэйнденс , Нью-Йорк
- Сувениры с Земли , Art TV Station в европейских кабельных сетях (Париж, Кельн)
- Втапе , Торонто, Канада
- Videoart at Midnight , кинопроект художников, Берлин, Германия
- Банк видеоданных , Чикаго, Иллинойс.
- Центр медиаискусства VIVO , Ванкувер, Канада
- Центр искусства и медиа ZKM Карлсруэ , Германия
- Videobrasil , Культурная ассоциация Videobrasil, Сан-Паулу, Бразилия
См. также
[ редактировать ]

- Артмедиа
- Экспериментальный фильм
- ИНФЕРМЕНТАЛЬНЫЙ
- Интерактивный фильм
- Список видеохудожников
- Музыкальное видео
- Музыкальная визуализация
- Новое медиа-искусство
- Оптическая обратная связь
- Компьютерная графика в реальном времени
- Скретч-видео
- Одноканальное видео
- Звуковое искусство
- Видео жокей
- Видео поэзия
- Видео скульптура
- Видео монтаж
- Видеосинтезатор
- Визуальная музыка
- Виджеинг
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хартни, Мик. «Видеоарт». Архивировано 17 октября 2011 г. в Wayback Machine , МоМА , по состоянию на 31 января 2011 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 16 мая 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Юдкис, Маура (12 декабря 2012 г.). «Нам Джун Пайк в Смитсоновском музее американского искусства откроется 13 декабря» . Washingtonpost.com . Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Net, Медиа-арт (9 мая 2018 г.). «Media Art Net – Выставка музыки – Электронное телевидение» . www.medienkunstnetz.de . Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Net, Медиа-арт (9 мая 2018 г.). «Media Art Net - Выставка неизвестна» . www.medienkunstnetz.de . Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ НБК Том 4. Часы. Видеоарт с 1963 года. Издательство книжного магазина Walther König, Кёльн, 2013 год. ISBN 978-3-86335-074-1
- ^ Net, Медиа-арт (9 мая 2018 г.). «Media Art Net — Фостелл, Вольф: Телевизионный деколлаж» . www.medienkunstnetz.de . Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Net, Медиа-арт (9 мая 2018 г.). «Media Art Net — Фостелл, Волк: Солнце в твоей голове» . www.medienkunstnetz.de . Архивировано из оригинала 8 октября 2017 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Лаура Камминг (19 декабря 2010 г.), Нам Джун Пайк - обзор. Архивировано 26 ноября 2016 г. в Wayback Machine Нам Джун Пайк, The Guardian .
- ^ Марш, Джеймс Х (1 января 1985 г.). Канадская энциклопедия . Эдмонтон: Издательство Hurtig. ISBN 088830269X . OCLC 12578727 .
- ^ «Вера Френкель: Архивные лихорадки - канадское искусство» . Канадское искусство . Архивировано из оригинала 22 октября 2016 г. Проверено 22 октября 2016 г.
- ^ Элвис, Кэтрин (26 апреля 2006 г.). Видеоарт, Экскурсия: Экскурсия . ИБТаурис. ISBN 9780857735959 . Архивировано из оригинала 9 мая 2018 г.
- ^ «Интермикс электронного искусства: лицом к лицу с семьей, Вали Экспорт» . eai.org . Архивировано из оригинала 25 декабря 2010 г.
- ^ Кавулакос, Софи (21 декабря 2021 г.). «VALIE EXPORT сталкивается с семьей» . Музей современного искусства Нью-Йорка (МОМА) . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ «Марко Брамбилла: Цивилизация» . Мотограф . 16 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2018 г. Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ «Цивилизация (Ад и Рай) Марко Брамбилла» . www.seditionart.com . Архивировано из оригинала 31 марта 2018 г. Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ «Театр себя, исполняя то, кем вы являетесь».
- ^ Томкинс, Кэлвин (17 марта 2014 г.). «Экспериментальные люди» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Архивировано из оригинала 31 марта 2018 г. Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Солуэй, Дайан. «Что вам нужно знать о Лиззи Фитч и Райане Трекартине, художниках, стоящих за историей на обложке Кендалла и Джиджи» . Журнал W. Архивировано из оригинала 31 марта 2018 г. Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «МоМА | Выступление на камеру» . www.moma.org . Архивировано из оригинала 31 марта 2018 г. Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ «МОМА | Перформанс в искусство» . www.moma.org . Архивировано из оригинала 15 декабря 2017 г. Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ «Музей современного искусства | МоМА» . www.moma.org . Архивировано из оригинала 31 марта 2018 г. Проверено 02 марта 2018 г.
- ^ «Кейт Гилмор | ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ» . ориентиры.utexas.edu . 16 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 23 августа 2016 г. Проверено 02 марта 2018 г.
- ^ Гилмор, Кейт (25 июня 2014 г.). «Моя любовь — якорь (клип)» . Вимео .
- ^ «Прорыв насквозь» . 01 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2018 г. Проверено 02 марта 2018 г.
- ^ «Кейт Гилмор: Основная часть работы | MOCA Кливленд» . mocacleveland.org . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 г. Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ «Звезда искусства Рагнар Кьяртанссон снова и снова доводит людей до слез» . NPR.org . Архивировано из оригинала 31 марта 2018 г. Проверено 02 марта 2018 г.
- ^ «Джеки Ирвин» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Создание видео «Внутри» - спорная почва альтернативного видео на западном побережье под редакцией Дженнифер Эбботт (Общество обмена спутниковым видео, 2000).
- Видеосъемка: Видеомедиа как искусство и культура Шона Кабитта (MacMillan, 1993).
- История экспериментального кино и видео ( А.Л. Риса Британский институт кино, 1999).
- Новые медиа в искусстве конца 20-го века Майкла Раша (Thames & Hudson, 1999).
- Зеркальная машина: видео и идентичность, под редакцией Джанин Маршессо (Торонто: YYZ Books, 1995).
- Озвучивание галереи: видео и рост художественной музыки Холли Роджерс (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2013).
- Видеокультура: критическое исследование под редакцией Джона Г. Ханхардта ( Visual Studies Workshop Press, 1986).
- Движущиеся слои: контекстное видео в искусстве и архитектуре , под редакцией Александро Ладаги, Сильвии Мантейги (Рим, Edilstampa Press, 2014). ISBN 9781291852295
- Электронная цивилизация », в академическом журнале Screencity Lab под редакцией Александро Ладаги, Сильвии Мантейги, № 1, 2012, стр. 4, 11, 37–42. ISBN 978-88-9637-010-0
- Видеоарт: экскурсия ( Кэтрин Элвес IB Tauris, 2004).
- История видеоарта Криса Мей-Эндрюса (Берг, 2006)
- 127kBdiarte, «Размышления об искусстве в Интернете» от Elastic Group of Artistic Research (Сан-Донато, Psiche e Aurora Ed., 2015). ISBN 9788889875421
- Разнообразные практики: критический читатель британского видеоарта под редакцией Джулии Найт (Лутонский университет / Совет искусств Англии, 1996)
- ARTFORUM , февраль 1993 г., «Путешествие в новой плоти», Говард Хэмптон (напечатано ARTFORUM INTERNATIONAL , 1993 г.)
- Резолюции: Современные видеопрактики» (ред. Ренов, Майкл и Эрика Судербург) (Лондон, Миннеаполис: University of Minnesota Press, 1996).
- Расширенное кино Джина Янгблада (Нью-Йорк: EP Dutton & Company, 1970).
- Проблема видеоарта в музее 1968–1990 гг. Сайруса Манассии (Cambria Press, 2009).
- «Первая выставка электронного искусства» (Ниранджан Раджа и Хаснул Дж. Сайдон) (Национальная художественная галерея, Куала-Лумпур, 1997)
- «Расширенное кино» (Дэвид Кертис, Эл Рис , Дункан Уайт и Стивен Болл, редакторы), Tate Publishing, 2011 г.
- «Видеоарт Retrospective-Film-org | Норвегия 1960-90». Под редакцией Фархада Калантари и Линн Лервик. Фонд Атопии, Осло (апрель 2011 г.).
- Экспериментальное кино и видео , Джеки Хэтфилд , редактор. (John Libbey Publishing, 2006; распространяется в Северной Америке издательством Indiana University Press )
- «ПЕРЕЗАПУСКА: Видео британских художников 1970-х и 1980-х годов» (Шон Кабитт и Стивен Партридж , редакторы), John Libbey Publishing, 2012.
- Достижение аудитории: распространение и продвижение альтернативных движущихся изображений Джулии Найт и Питера Томаса (Интеллект, 2011)
- Вульф Херцогенрат : Видеоарт 1960-х годов в Германии , Кунстхалле Бремен, 2006 г. (без ISBN).
- Рудольф Фрилинг и Вульф Херцогенрат : 40jahrevideokunst.de: Цифровое наследие: видеоарт в Германии с 1963 года по сегодняшний день , Hatje Cantz Verlag, 2006, ISBN 978-3-7757-1717-5 .
- НБК Том 4. Часы. Видеоарт с 1963 года . Издатель книжного магазина Walther König, Кёльн, 2013 г. ISBN 978-3-86335-074-1 .
- Видеопроект «Демолден»: 2009-2014 гг . Галерея видеоарта, Сантандер, Испания, 2016, ISBN 978-84-16705-40-5 .
- Валентино Катрикала, Лаура Леуцци, Хронология итальянского видеоарта , в Марко Марии Гаццано , КИНЕМА. Кино по следам кино. От кино к электронному искусству туда и обратно , Exorma, Рим, 2013.