Jump to content

Питер Вайбель

Питер Вайбель
Рожденный ( 1944-03-05 ) 5 марта 1944 г.
Умер 1 марта 2023 г. (01.03.2023) (78 лет)
Род занятий Художник, куратор, теоретик

Питер Вайбель ( австрийский немецкий: [ˈvaɪbl], Немецкий: [ˈvaɪbəl] , 5 марта 1944 — 1 марта 2023) — австрийский постконцептуальный художник, куратор и теоретик новых медиа. Он начинал в 1964 году как визуальный поэт, затем перешел от страницы к экрану в духе постструктуралистской методологии. Его работы включают виртуальную реальность и другие формы цифрового искусства . [1] С 1999 года был директором Центра искусства и медиа ZKM Карлсруэ .

Биография

[ редактировать ]

Вейбель родился в Одессе , СССР . 5 марта 1944 года [2] Он вырос в Риде , Верхняя Австрия , и изучал французский язык и кинематографию в Париже . В 1964 году он начал изучать медицину в Вене , но вскоре перешел на математику с упором на логику .

Работа Вейбеля заключалась в концептуальном искусстве , перформансе , экспериментальном кино , видеоарте и компьютерном искусстве .

Начав в 1965 году на основе семиотических и лингвистических размышлений ( Остин , Якобсон , Пирс , Витгенштейн ), Вейбель разработал художественный язык, который привел его от экспериментальной литературы к перформансу . В своих перформативных действиях он исследовал не только «медийный» язык и тело, но и кино , видео , [3] телевидение , [4] аудиокассета и интерактивная электронная среда. [5] Критически он проанализировал их функцию в построении реальности. Помимо участия в мероприятиях с членами венского акционизма , он с 1967 года разработал (вместе с Вали Экспорт , Эрнстом Шмидтом-младшим и Хансом Шойглем ) «расширенное кино», вдохновленное американским и отражающее идеологические и технологические условия кинематографического представления. . Вайбель подробно развил эти размышления с 1969 года в своих видеокассетах и ​​инсталляциях. Своей телевизионной акцией «tv und vt Works», которая транслировалась Австрийским телевидением ( ORF ) в 1972 году, он вышел за границы галерейного пространства и поставил под вопрос видеотехнологии в их применении в качестве средства массовой информации . В 1966 году вместе с Густавом Мецгером , Отто Мюлем , Вольфом Фостеллом , Германом Ничем и другими он был участником Симпозиума «Разрушение в искусстве» ( DIAS ) в Лондоне. [6]

Вейбель работал, используя разнообразные материалы, формы и техники: текст, скульптуру, инсталляцию, кино и видео. В 1978 году он обратился к музыке. Вместе с Лойсом Эггом он основал группу Hotel Morphila Orchester. [7] (оркестр). В середине 1980-х исследовал возможности компьютерной обработки видео. В начале 1990-х реализовал интерактивные компьютерные инсталляции.

В своих лекциях и статьях Вейбель комментировал современное искусство , историю медиа, теорию медиа , кино, видеоарт и философию . Как теоретик и куратор, он выступал за такую ​​форму искусства и истории искусства, которая включала бы историю технологий и историю науки . В качестве профессора университета и директора таких учреждений, как Ars Electronica (в Линце, Австрия), Института новых медиа во Франкфурте и ZKM | Центр искусства и медиа Карлсруэ , он оказал влияние на европейскую сцену так называемого компьютерного искусства посредством конференций, выставок и публикаций. [8]

В начале мая 2022 года, во время российского вторжения в Украину в 2022 году , Вейбель выступал за международное признание частей Украины, которые тогда находились под фактическим контролем России, и Приднестровья , чтобы позволить Украине достичь своего рода соглашения с Российской Федерацией . [9]

Вайбель умер в Карлсруэ, Германия, 1 марта 2023 года в возрасте 78 лет. [10]

Исследования и преподавание

[ редактировать ]

С 1976 года Вейбель преподавал в различных институтах, в том числе университете прикладных искусств в Венском , в 1981 году [11] в Колледже искусств и дизайна Новой Шотландии в Галифаксе, Новая Шотландия , Канада, и с 1982 по 1985 гг. [11] в Gesamthochschule Касселя . В 1984 году он был назначен преподавать в течение пяти лет в качестве доцента кафедры видео и цифровых искусств в Центре медиа-исследований Университета штата Нью-Йорк в Буффало, штат Нью-Йорк . В том же 1984 году он стал профессором визуальных медиа в Университете искусств Angewandte Kunst в Вене . В 1989 году ему было поручено создать Институт новых медиа при Штедельшуле во Франкфурте, который он возглавлял до 1994 года. С 1993 по 1999 год. [11] он курировал австрийский павильон на Венецианской биеннале, после чего стал куратором и директором Центра искусств и медиа KMZ в Карлсруэ, Германия.

Кураторская деятельность

[ редактировать ]

С 1986 года Вайбель работал художественным руководителем компании Ars Electronica , которую он затем возглавлял с 1992 по 1995 год в качестве художественного руководителя. С 1993 по 1999 год курировал павильон Австрии на Венецианской биеннале . В тот же период, с 1993 по 1999 год, он работал главным куратором Neue Galerie am Landesmuseum Joanneum в Граце , Австрия. С января 1999 года Петер Вайбель является председателем и генеральным директором Центра искусства и медиа ZKM в Карлсруэ, Германия.

  • 2021: Тихару Сиота. Связано с жизнью (совместно с Рихардом Кастелли ), Центр искусства и медиа ZKM I , Карлсруэ
  • 2020: Критические зоны. Горизонты новой земной политики Бруно Латуром ), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2019: Написание истории будущего (совместно с Маргит Розен), Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2019: Сезоны медиаискусства. Stadt der partizipative Visionen (с Ливией Ноласко-Рошас, Бланкой Хименес, Ольгой Тимургалиевой), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2019: Castle Light Games , ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2019: Открытые коды. Жизнь в цифровых мирах (с Бланкой Хименес), Федеральное министерство юстиции и защиты прав потребителей, Берлин
  • 2019: Негативное пространство. Скульптура и инсталляция 20/21 века. Век (совместно с Анетт Хользейд, Дарьей Милле), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2018: Castle Light Games , ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2018: Искусство в движении. 100 шедевров с помощью СМИ. Оперативный канон (совместно с Зигфридом Зелински, Юдит Бир, Дарьей Милле), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2018: генератор Маркса: капитал | цифровой , ""генератор. Трирская медиа-арт-лаборатория
  • 2018: ЛОГОТИПЫ СЛАЙДОВ. Рамон Луллий и искусство сочетания (с Амадором Вегой, Зигфридом Зелински, Беттиной Коринтенберг), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2017/2018: Искусство погружения Ричардом Кастелли и Деннисом Дель Фаверо ), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2017: Castle Light Games , ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2017: Маркус Люперц. Искусство, которое мешает (с Уолтером Смерлингом), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2017: Искусство в Европе 1945-1968. Будущее в поле зрения. Искусство в Европе 1945-1968 гг ., Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
  • 2017: Бездонный - Вилем Флюссер и искусство (с Барухом Готлибом, Павлом Ванчатом, Зигфридом Зелински), GAMU (Галерея AMU), Прага
  • 2016: Уильям Кентридж: Играйте в танец слаще , ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2016: Castle Light Games , ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2016: Liquid Identities - Линн Хершман Лисон. Идентичности в 21 веке (совместно с Андреасом Бейтином), Музей Лембрука, Дуйсбург
  • 2016: Искусство в Европе 1945-1968. Континент, которого не знает ЕС (с Экхартом Дж. Гилленом, Дарьей Милле, Дэниелом Булатовым), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2016: Цифровые водные объекты , ЗКМ | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2016: Бездонный - Вилем Флюссер и искусство (с Барухом Готлибом, Зигфридом Зелински), Академия художеств, Берлин
  • 2016: Бездонный - Вилем Флюссер и искусство (с Барухом Готлибом, Зигфридом Зелински), Запад, Гаага
  • 2016: Beat Generation (с Жан-Жаком Лебелем, Филиппом-Аленом Мишо), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2015: Транссолар + Тецуо Кондо. Облачные пейзажи , ЗКМ | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2015: Castle Light Games , ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2015: Рёдзи Икеда. микро | макрос , ЗКМ | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2015: Lichtsicht , Биеннале проекций, Бад-Ротенфельде
  • 2015: Инфосфера (совместно с Дарьей Милле, Джулией Бини), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2015: HA Schult: Action Blue (с Бернхардом Серексе), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2015: Экзо-Эволюция (с Сабихой Кейиф, Филиппом Зиглером, Джулией Бини), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2015: Город-звезда — искусство на стройке . От точки К у Государственного театра до рыночной площади (с Андреасом Бейтиным), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2015: Линн Хершман Лисон. Гражданский радар (совместно с Андреасом Бейтином), Deichtorhallen Hamburg в коллекции Фалькенберга, Гамбург
  • 2015: Бездонный - Вилем Флюссер и искусство (с Барухом Готлибом, Зигфридом Зелински), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2014: Линн Хершман Лисон. Гражданский радар (совместно с Андреасом Бейтином), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2011: Глобальные миры современного искусства после 1989 года (с Андреа Будденсиг), Центр искусства и медиа ZKM, Карлсруэ
  • 2011: Модернизм: самоубийство искусства? Как отражено в коллекции Neue Galerie Graz (совместно с Кристой Штайнле и Гудрун Данцер), Neue Galerie Graz
  • 2011: Брусеум. Музей Гюнтера Бруса (совместно с Анке Оргель), Neue Galerie Graz.
  • 2011: Ханс Холляйн (с Гюнтером Холлер-Шустером), Neue Galerie Graz
  • 2011: Франческо Ло Савио – Тано Феста. Отсутствие другого (с Фредди Полом Грюнертом), Центр искусства и медиа ZKM
  • 2008: youniverse , Международная биеннале современного искусства, Севилья.
  • 2005: Световое искусство из искусственного света (совместно с Грегором Янсеном), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2005: Обнародование вещей Бруно Латуром ), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2003: M_ARS: Искусство и война (с Гюнтером Холлером-Шустером), Neue Galerie Graz
  • 2002: Кино будущего Джеффри Шоу ), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2002: Iconoclash Бруно Латуром ), ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2000/2001: Олафур Элиассон: Окружающая среда , Neue Galerie Graz и ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 2000: Net_condition (с Вальтером ван дер Криюзеном, Йоханнесом Гебелем, Голо Фёлльмером, Хансом-Петером Шварцем, Джеффри Шоу, Бенджамином Вайлем) ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 1999/2000: Анаграмматическое тело Kunsthaus Muerz, Muerzzuschlag | Neue Galerie, Грац и ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ
  • 1999: Открытая практика , 48-я Венецианская биеннале.
  • 1998: Beyond Art , MUHKA, Музей искусства Хедендаагсе, Антверпен; Новая галерея, Грац; Музей Людвига, Будапешт
  • 1996: Включение: исключение , Steirischen Herbst 96, Грац
  • 1993: Контекстное искусство , Neue Galerie Graz
  • 1991: Картина после последней картины (с Каспаром Кёнигом), Галерея Метрополь, Вена.
  • 1990: Исчезновение расстояний (с Эдит Декер), Постмузей, Франкфурт-на-Майне
  • 1987: Логокультура , Университет прикладных искусств, Вена.
  • 1976: Österreichs Avantgarde 1908-38 (совместно с Освальдом Оберхубером ), галерея рядом с церковью Св. Стефан, Вена

Ордена и награды

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Вайбель, Питер; Вали Экспорт (1970). Сборник изображений венского акционизма и кино (на немецком языке). Франкфурт: Kohlkunstverlag.
  • Вайбель, Питер (1973). Критика искусства. Искусство критики: эс говорит и я говорю (на немецком языке). Вена, Мюнхен: Издательство для молодежи и людей.
  • Вайбель, Питер (1982). Работает в сфере языка, письма, бумаги, камня, фотографии, звука, кино и видео с двадцати лет (на немецком языке). Вена, Мюнхен: Молодежь и люди. ISBN  3-224-16617-7 .
  • Каталог (1992 г.). Питер Вейбель. Картина между анархией и исследованиями (на немецком языке). Грац: Новая галерея.
  • Каталог (1992 г.). Роберт Флек (ред.). Питер Вейбель. Обосновать гипотетический характер искусства и нетождественность в мире предметов (на немецком языке). Кельн: Груннерт. ISBN  3-88375-166-9 .
  • Романа Шулер, изд. Питер Вейбель. Изображения миров 1982 – 1996 (на немецком языке). Вена: Тритон. ISBN  3-901310-21-5 .
  • Каталог (1999). Питер Вайбель: Глобальная жадность (на немецком языке). Клагенфурт: Государственная галерея Каринтии. ISBN  3-88375-166-9 .
  • Каталог (2004 г.). Маркус Хьюмер; Вильгельм Мейсбургер (ред.). B-изображение (на немецком языке). Франкфурт а. М.: Револьвер, Архив современного искусства. ISBN  3-937577-75-0 .
  • угол Бонка; Питер Генте; Маргит Розен, ред. (2004). 03.05.44: С любовью из Одессы: Петеру Вайбелю (на немецком языке). Берлин: Издательство Мерве. ISBN  3-88396-194-9 .
  • Альфред Коллерич; Криста Стейнле, ред. (2004). Питер Вайбель: X-Dream (на немецком языке). Грац: Дрошль. ISBN  3-85420-671-2 .
  • Вайбель, Питер (2004). Гамма и амплитуда: труды по теории медиа и искусства (на немецком языке). Берлин: Фундус. ISBN  3-86572-515-5 .
  • Вайбель, Питер (2006). Открытая работа 1964–1979 (на немецком языке). Остфильдерн: Хатье Канц. ISBN  978-3-7757-1539-3 .
  • «Питер Вайбель»: Сара Кук , Верина Гфадер , Берил Грэм и Аксель Лапп , Краткая история курирования искусства новых медиа: беседы с кураторами , Берлин: The Green Box, 2010: стр. 27–37. ISBN   978-3-941644-20-5 .
  • Автомобильная культура — средства мобильности . (Ред.): Питер Вайбель, Центр искусства и медиатехнологий, Карлсруэ, 2011 г., ISBN   978-3-9282-0142-1 .
  • Вайбель, Питер; Фрук, Лиляна, ред. (2013). Молекулярная эстетика . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  978-0-262-01878-4 . OCLC   813540877 .
  • Бойс Брок Фостелл. Участие в демонстрационных действиях 1949–1983 гг . (Ред.): Питер Вайбель, ZKM – Центр искусства и медиатехнологий, Хатье Канц , Карлсруэ, 2014, ISBN   978-3-7757-3864-4 . [15]
  • Венский кружок — актуальные события в науке, литературе, архитектуре и искусстве . (Ред.): Ульрих Арнсвальд, Фридрих Штадлер и Петер Вайбель, LIT Verlag , Вена, 2019 г., ISBN   978-3643509376 .
  • Вайбель, Питер (2022). Негативное пространство: траектории скульптуры XX и XXI веков . Кембридж: MIT Press. ISBN   9780262044868 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вейбель, Питер. 1990. Виртуальные миры: новые тела императора. Под редакцией Готфрида Хаттингера, Моргана Рассела, Кристины Шёпф, Питера Вайбеля. Линц: Издательство Veritas Линц
  2. ^ Сеть, Медиа-арт (18 апреля 2017 г.). "Media Art Net | Вайбель, Питер: Биография" . medienkunstnetz.de . Проверено 18 апреля 2017 г.
  3. ^ Сеть, Медиа-арт (18 апреля 2017 г.). «Media Art Net | Вайбель, Питер: Эпистемическая видеология (I + II)» . medienkunstnetz.de . Проверено 18 апреля 2017 г.
  4. ^ Сеть, Медиа-арт (18 апреля 2017 г.). «Media Art Net | Вайбель, Питер: ТВ-аквариум (ТВ Смерть I)» . medienkunstnetz.de . Проверено 18 апреля 2017 г.
  5. ^ Сеть, Медиа-арт (18 апреля 2017 г.). «Media Art Net | Вайбель, Питер: Стена, Занавес (Граница,) и техническая терминология: Ласко» . medienkunstnetz.de . Проверено 18 апреля 2017 г.
  6. ^ [1] Симпозиум «Разрушение в искусстве» ( DIAS ), Лондон, 1966.
  7. ^ «Оркестр отеля Морфила» . Дискогс . Проверено 18 апреля 2017 г.
  8. ^ Вольф Лизер. Цифровое искусство . Лангеншайдт: хф Ульманн. 2009. с. 38.
  9. ^ « Эмме» инициатор письма Вайбель: «Это прокси-война» » . дерстандарт (на немецком языке) . Проверено 4 мая 2022 г.
  10. ^ «ZKM оплакивает смерть Петера Вайбеля» [ZKM оплакивает смерть Петера Вайбеля]. Журнал ZKM (на немецком языке). Центр искусства и медиа ZKM Карлсруэ . 02.03.2023 . Проверено 2 марта 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Вейбель, Питер. «Резюме на домашней странице Питера Вайбеля» . peter-weibel.at . Проверено 2 марта 2023 г.
  12. ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 1292 . Проверено 15 января 2013 г.
  13. ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 1915 год . Проверено 15 января 2013 г.
  14. ^ Новости, Зальцбург (8 ноября 2013 г.). «Петер Вайбель получил степень почетного доктора Университета Печа» . Проверено 22 мая 2018 г.
  15. ^ Издатель Хатье Канц. «Бойс Брок Фостелл - Современное искусство - Hatje Cantz Verlag» . www.hatjecantz.de . Проверено 22 мая 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 720d61a998122d3e8b9e869287533165__1695828420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/65/720d61a998122d3e8b9e869287533165.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Peter Weibel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)