Суровое искусство
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на итальянском языке . (Декабрь 2008 г.) Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2020 г. ) |

Северанское искусство — это художественное производство Римской империи при династии Северан , которая обычно существовала с 193 по 235 год, через императоров Септимия Севера , Каракаллу , Гелиогабала и Александра Северуса . Официальное римское искусство последовавшей за этим военной анархии, закончившейся в 253 году Галлиеном , не имеет собственного характера и поэтому может рассматриваться как продолжение искусства Севера, и поэтому искусство можно рассматривать как продолжающееся на протяжении всей первой половины XIX в. 3 век. [ нужна ссылка ]
В этот период начался процесс, завершившийся разрывом между римским искусством и искусством поздней античности , водоразделом между классическим искусством и искусством Византии и Средневековья . [ нужна ссылка ] В некоторых произведениях искусства Северана появились очевидные элементы плебейского искусства и провинциального искусства , в то время как в других областях традиционно эллинистические элементы сохранялись дольше, например, в портретной живописи, которая в этот период процветала с шедеврами большой психологической глубины. [ нужна ссылка ]
Исторический контекст
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2010 г. ) |
Скульптура
[ редактировать ]
Наиболее важными произведениями северского искусства были Арка Септимия Севера на Римском форуме (возведенная к парфянскому триумфу 203 г.); Форум, базилика и Арка Лептис Магна , место рождения императора (завершено в 216 году); и Arcus Argentariorum в Риме, воздвигнутый в честь императора банкирами Бычьего форума в 204 году.
Лептис Магна
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2011 г. ) |
Рим
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2011 г. ) |
Портреты
[ редактировать ]Римский портрет третьего века был одним из самых значительных видов искусства того периода. Художники, теперь свободные от ограничений, связанных с эллинистической традицией, воплотили выразительные характеристики в физиономических портретах из мрамора и бронзы. [ нужна ссылка ] Из этого нового стиля портрета можно было сделать вывод о социально-экономической ситуации и жизненных трудностях, с которыми сталкиваются солдаты-фермеры. [ нужна ссылка ]
Императорские портреты являются основополагающими, по ним можно очертить основные художественные течения того времени. Хронология наиболее важных работ такова:
- Портрет Каракаллы , 211-217 гг.
- Портрет Северуса Александра , 222-235 гг.
- Портрет Максимина Фракса , 235-238 гг.
- Портрет Гордиана III , 238-244 гг.
- Портрет Филиппа Араба , 244-249 гг.
- Портрет Деция , 251 г.
- Портрет Требониано Галло , 251-254 гг.
Также важны некоторые портреты императриц, в том числе влиятельной Юлии Домны , жены Септимия Севера и покровительницы сирийских художников в Риме, и Саллюстии Орбианы , жены Северуса Александра .
Типичным для того времени является процесс «гравировки» с небольшими поверхностными мазками долота, рисующими короткие волосы и волосы бороды, которые не были модными и не брились, а были коротко подстрижены ножницами. Эти технические устройства часто встречались в Риме, хотя реже их можно было увидеть в восточных провинциях. [ нужна ссылка ]
Саркофаги
[ редактировать ]
Монументальные саркофаги также очень хорошо отражают художественные методы, использовавшиеся в тот период. В Риме имеются различные образцы, привезенные из Малой Азии, а изделия римского производства вывозились в западные провинции. Одним из наиболее известных произведений этого периода является саркофаг Людовизской битвы , где фигура молодого полководца верхом на коне была признана Гостилианом . [ нужна ссылка ] Типичным является изготовление саркофагов со сценами охоты на львов, датируемых периодом между 220 и 270 годами, что дополняет недавнюю стоическую концепцию жизни в ополчении. [ нужна ссылка ] Другие типы вместо этого связаны с культом Диониса, украшенным символикой, намекающей на возрождение после смерти, просто раздавленного винограда или вина. [ нужна ссылка ]
Показателями нравственного мышления людей того времени являются саркофаги, где умершие изображены в образе философов или муз. На основе этих представлений, рожденных в контексте, прочно привязанном к язычеству, возникли типологии криптохристианских саркофагов конца третьего века. [ нужна ссылка ] Были изображены фигуры, изображающие Христа и апостолов.
Рельефы
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2010 г. ) |

Архитектура
[ редактировать ]В Риме после пожара 191 года Септимий Север учредил новый этап строительства: Храм Мира , Хоррея Пипериана и Портик Октавии были перестроены было пристроено крыло ; к императорскому дворцу на Палатинском холме с новым монументальным фасадом, обращенным к Виа Аппиа ; , были возведены Септизодиум арка Септимия Севера и Термы Каракаллы . Вполне вероятно, что храм Сераписа был перестроен северянами.
Рисование
[ редактировать ]Картин того периода сохранилось немного, и о датах можно только предполагать. Наиболее изученными примерами являются портреты мумий Фаюма , датированные концом I века до нашей эры или началом I века нашей эры. Неясно, когда закончилось их производство, но недавние исследования показывают, что это была середина III века.
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Рануччо Бьянки Бандинелли и Марио Торелли, Искусство классической древности, Этрурия-Рома , Утет, Турин, 1976.
- (на итальянском языке) Пьерлуиджи Де Векки и Эльда Черкьяри, Времена искусства , том 1, Бомпиани, Милан, 1999 г.