Римская портретная живопись
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Июль 2009 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

Римская портретная живопись была одним из наиболее значительных периодов в развитии портретного искусства. Сохранившиеся портреты отдельных лиц почти полностью представляют собой скульптуры, охватывающие период почти в пять столетий. Римская портретная живопись отличается необыкновенным реализмом и стремлением передать образы природы в высоком качестве, часто встречающемся в древнеримском искусстве . Некоторые бюсты, кажется, даже демонстрируют клинические признаки. [1] В небольшом количестве сохранилось несколько изображений и статуй, выполненных из мрамора и бронзы. Римское погребальное искусство включает в себя множество портретов, таких как погребальные рельефы супружеской пары , которые чаще всего создавались для богатых вольноотпущенников , а не для патрицианской элиты.
Портретная скульптура республиканской эпохи имеет тенденцию быть несколько более скромной, реалистичной и естественной по сравнению с ранними имперскими работами. Типичным произведением может быть стоящая фигура «Римский патриций с бюстами своих предков» (ок. 30 г. до н. э.). [2]
К эпохе Империи, хотя портретные скульптуры римских императоров часто представляли собой реалистичные изображения анатомии человека, они часто использовались в пропагандистских целях и включали идеологические послания в позу, снаряжение или костюм фигуры. Поскольку большинство императоров, начиная с Августа, были обожествлены, некоторые образы идеализированы. В портретах Августа, например в «Камее Блакаса» , он всегда изображается мужчиной лет около 35, хотя некоторые изображения были сделаны, когда ему было за семьдесят. Римляне также изображали воинов и героические приключения в духе Греки, которые были до них.
Идеология
[ редактировать ]Религиозные функции и происхождение
[ редактировать ]
Происхождение реализма римских портретов может быть, по мнению некоторых ученых, связано с тем, что они произошли от восковых посмертных масок . Эти посмертные маски снимали с тел и хранили в домашнем алтаре. Помимо воска, маски изготавливались из бронзы, мрамора и терракоты. Формы для масок были сделаны непосредственно с умерших, что дало историкам точное представление о типично римских чертах лица.
Политика
[ редактировать ]Во времена Республики в общественных местах часто устанавливались статуи политических деятелей и военачальников в натуральную величину. Такая честь оказывалась по решению Сената обычно в ознаменование побед, триумфов и политических достижений. Эти портреты обычно сопровождались дарственной надписью. Если будет установлено, что человек, увековеченный портретом, совершил преступление, портрет будет уничтожен.
Римские лидеры в своих портретах отдавали предпочтение чувству гражданского долга и воинским способностям, а не красоте. Веристические портреты, включая, возможно, уродливые черты лица, были способом продемонстрировать уверенность и поставить силу и лидерство выше поверхностной красоты. Этот тип портретной живописи стремился показать, что имело значение для римлян; сильный характер, ценимый выше внешности.
Подобно греческим правителям, римские лидеры заимствовали узнаваемые черты из внешности своих предшественников. Например, правители, пришедшие после Александра Великого, копировали его характерную прическу и пристальный взгляд на своих портретах. [3] Обычно это практиковалось, чтобы подчеркнуть их сходство с ними по характеру и их законность правления; Короче говоря, эти фиктивные дополнения были призваны убедить подданных в том, что они будут такими же великими и могущественными лидерами, какими был предыдущий правитель, даже если они не сходились во взглядах по всем вопросам. [4]
Выбор с гордостью демонстрировать недостатки портретной живописи был ранним отходом от идеалистической традиции, унаследованной от греков. Кажущееся безразличие к совершенству внешнего вида, кажется, привело к конечному полному отказу от реализма, как мы видим в очень позднем «Портрете четырех тетрархов» .
Социально-психологический аспект
[ редактировать ]Развитие римского портрета было связано с повышением интереса к личности, с расширением круга общения изображаемого. В основе художественной структуры многих римских портретов лежит четкая и строгая передача уникальных особенностей модели при сохранении очень схожего общего стиля. В отличие от стремившихся к идеализации древнегреческих портретов (греки считали, что хороший человек должен быть красивым), римская портретная скульптура была гораздо естественнее и до сих пор считается одним из наиболее реалистических образцов жанра в истории искусства.
Историческое развитие
[ редактировать ]республиканский период
[ редактировать ]Портретная живопись в республиканском Риме была способом установления социальной легитимности и достижения статуса через семью и происхождение. Подвиги, совершенные предками, принесли им и их семьям общественное одобрение и многое другое; помпезные государственные похороны, оплаченные государством. Восковые маски отливались из членов семьи, пока они были еще живы, что создавало гиперреалистичные визуальные представления человека, буквально снятого с его лица. Эти маски хранились в домах потомков мужского пола в память об ушедших предках. Эти маски служили своего рода семейным послужным списком и могли давать потомкам должности и льготы. [5] похож на ребенка двух выпускников, посещающих их альма-матер .
Республиканский Рим приветствовал несовершенство портретной живописи, потому что стремился передать индивидуальность каждого портретиста. [6]
- Капитолийский Брут в Капитолийском музее , возможно, изображающий Луция Юния Брута , датированный концом 4-го века до нашей эры - началом 3-го века до нашей эры.
- Оратор , ок. 100 г. до н.э., этрусско-римская бронзовая статуя, изображающая Ауле Метеле (лат. Aulus Metellus), этрусского человека, носящего римскую тогу , занимающегося риторикой ; на статуе имеется надпись этрусским алфавитом.
- возможно Патриций Торлонии, , бюст Катона Старшего . 1 век до н.э.
- Жрец Исиды (ранее известный как Сципион Африканский ), бронзовый бюст, середина I века до н.э.
- Могильный рельеф Публия Эедия и Эдия , 30 г. до н.э., Пергамский музей (Берлин)
- Римский, республиканский или ранний имперский , Рельеф сидящего поэта ( Менандра ) с масками Новой комедии , 1 век до н.э. – начало 1 века нашей эры, Художественный музей Принстонского университета
Имперский период
[ редактировать ]Римская портретная живопись имперского периода включает работы, созданные по всей провинции, часто сочетающие в себе греческие, римские и местные традиции, как, например, портреты фаюмских мумий .
Эллинистический греческий стиль и ожидания лидерства были перенесены в портреты римских лидеров. Одним из ярких примеров является периода Севера мраморный портрет императора Каракаллы . Почти все изображения Каракаллы отражают его военную доблесть через его пугающе агрессивное выражение лица. Каракалла позаимствовал прецедент, установленный Александром; пронзительный взгляд. Его поразительная уверенность исходит из его черт, показывая, что с ним нельзя шутить. Интенсивное скульптурное исполнение этого произведения, в частности, отражает сдвиг в сторону более геометрического изображения человеческого лица, чтобы лучше донести послание до публики, часто сильное значение силы и авторитета для поддержания мира в Римской империи. Императоры, пришедшие после Каракаллы, видели уважение, которое он вызывал у своей подчиненной правящей партии, а также у римского населения в целом. Видя его успех в качестве правителя, последующие императоры стремились иметь портреты, подобные портретам Каракаллы, чтобы предположить, что они находились на том же уровне, что и он, как с точки зрения военной стойкости, так и с точки зрения авторитарного контроля. Это способствовало появлению все более геометрических, менее идеализированных фигуральных изображений лидеров, постоянно подчеркивающих силу и имидж правителя. [4]
Этот геометрический стиль оказался полезным римским тетрархам, которые после правления императоров разделили между собой власть в империи. Геометрический стиль « Портрета четырех тетрархов» нереалистичен, но стиль, примененный ко всем четырем фигурам, посылал послание о стабильности и согласии между четырьмя правителями, успокаивая римских граждан и одновременно посылая безошибочный сигнал о власти и власти, напоминающий о предыдущие императоры. Представление различий во внешности тетрархов могло способствовать тому, что зрители отдали предпочтение одному правителю над другими. Вместо этого Тетрархия решила показать себя визуально синонимами в этом конкретном произведении, чтобы показать свое онтологическое равенство и показать единство и силу империи через это представление всех четырех вместе. [4] Использование почти идентичных геометрических форм для изображения их подобий было самым простым способом показать их равенство и общую волю. Абстракция человеческой формы позволила более четко понять ожидания римских тетрархов по отношению к своим подданным и то, как римские граждане ожидали правления тетрархов.
- Л. Кальпурний Пизон Понтифик , конец I века до н.э. – начало I века нашей эры.
- Портрет Теренция Нео , булочника, и его жены из Помпеи, 20–30 гг. н.э.
- Молодая женщина с прической эпохи Флавиев , 80–90-е годы нашей эры.
- Антиной , ок. 130 г. н.э.
- Вибия Сабина , ок. 130 г. н.э.
- Реконструированный бюст Марка Аврелия , ок. 161–180 гг. н.э. Художественный музей Уолтерса , Балтимор .
- Портрет мумии из Римского Египта , II–III века нашей эры.
- Бюст Августа , прекрасный образец римской портретной живописи.
- Древний бюст римского императора Луция Вера (годы правления 161–169 гг. н.э.), натурального блондина , который посыпал свои волосы золотой пылью, чтобы сделать их еще светлее. [7] Национальный музей Бардо , Тунис
- Остатки римского бюста юноши со светлой бородой, возможно, изображающего римского императора Коммода (годы правления 177–192 гг. Н.э.), Национальный археологический музей, Афины.
- Портрет императора Гордиана I (238 г.) на бронзовом сестерции.
- Золотой стеклянный портрет римской семьи, скорее всего, из Римского Египта , III век нашей эры. [8] [9]
- Портрет Констанция Хлора (годы правления 293–306 гг. Н.э.)
- Колосс Константина , 312–315 гг. н.э.
- Портрет четырех тетрархов , Венеция.
- Бюст, изображающий идеализированный портрет Менандра Эфесского , IV век нашей эры, Археологический музей Эфеса.
- Мраморный бюст оратора или философа, V век нашей эры, Лувр.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Энгманн Б: Неврологические заболевания в древнеримских скульптурных бюстах. Neurol Clin Pract, декабрь 2013 г., том 3, № 6: 539-541. doi: 10.1212/CPJ.0b013e3182a78f02
- ^ Янсон, с. 197
- ^ Стюарт, Эндрю Ф. «Александровская мозаика: чтение». Лица власти: образ Александра и эллинистическая политика , University of California Press, 1993, стр. 140–141.
- ^ Jump up to: а б с Трентинелла, Розмари (октябрь 2003 г.). «Римская портретная скульптура: Стилистический цикл» . Метрополитен-музей . Проверено 5 октября 2017 г.
- ^ Поллини, Джон. «Ритуализация смерти». От республики к империи Риторика, религия и власть в визуальной культуре Древнего Рима . стр. 13, 19.
- ^ Кляйнер, Диана Э.Э. (1992). Римская скульптура . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 31. ISBN 0-300-04631-6 . ОСЛК 25050500 .
- ^ Майкл Грант (1994). Антонины: Римская империя в переходный период . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-10754-7 , стр. 27–28.
- ^ Дэниел Томас Хауэллс (2015). « Каталог позднеантичного золотого стекла в Британском музее (PDF) ». Лондон: Британский музей (Совет по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук). По состоянию на 2 октября 2016 г., с. 7.
- ^ Яс Эльснер (2007). «Изменяющаяся природа римского искусства и искусствоведческая проблема стиля», в книге Евы Р. Хоффман (редактор), « Позднеантичное и средневековое искусство средневекового мира» , стр. 11–18. Оксфорд, Молден и Карлтон: Blackwell Publishing. ISBN 978-1-4051-2071-5 , с. 17, рисунок 1.3 на с. 18.
Библиография
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Рануччо Бьянки Бандинелли , Проблема портрета , в Классическом искусстве , Editori Riuniti , Рим, 1984.
- (на итальянском языке) Рануччо Бьянки Бандинелли и Марио Торелли, Искусство классической древности, Этрурия-Рома , Утет, Турин, 1976.
- (на итальянском языке) Пьерлуиджи Де Векки и Эльда Черкьяри, Времена искусства , том 1, Бомпиани, Милан, 1999 г.
- http://www.getty.edu/publications/virtuallibrary/0866590048.html?imprint=jpgt&pg=6&res=20