Траяническое искусство
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на итальянском языке . (Март 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2020 г. ) |
Траяническое искусство — это художественное произведение Римской империи во время правления императора Траяна с 98 по 117 годы. В этот период римское искусство еще больше развило инновации эпохи Флавиев , окончательно отделившись от эллинистического влияния. [ нужна ссылка ]
Исторический контекст
[ редактировать ]При Траяне Римская империя достигла своего максимального расширения. Это означало новое состояние благосостояния римского общества, которое как в Риме, так и в провинциях позволило возникнуть многочисленному среднему классу, способному выражать свои потребности и собственный вкус в художественной сфере.
В то время римское государство все еще имело широко распространенное подобие « президентской республики »; для оправдания положения дел во времена Траяна все было сосредоточено на соблюдении законов и на консенсусе, скрепленном прочной финансовой безопасностью, и на широком экономическом и торговом развитии.
Скульптура
[ редактировать ]Императорские портреты
[ редактировать ]К десятой годовщине правления Траяна был создан новый тип императорского портрета, так называемый «портрет десятилетника». Казалось бы, лишенный эмоций, это типичный пример реализма римских частных портретов: простой и объективный образ с твердыми и спокойными чертами, однако подчеркивающий авторитет и достоинство героя. Просматривается слияние двух ранее отдельных типов портретной живописи; официальный, почетный портрет и частный, часто погребальный портрет.
Такое отношение к фигуре императора видно в его изображениях на Колонне Траяна. разговор Траяна с одним из его полководцев (возможно, Луцием Лицинием Сурой ) во время Второй дакийской войны Среди множества небольших изображений выделяется . С большой формальной простотой император изображен беспечно, объясняя план генералу, пристально глядя ему в глаза и расслабляя ладони перед собой, в соответствии с напряженными отношениями доверия и уважения между ним и подчиненным, умный и мужественный разговор, лишенный всякой риторики и вежливости.
Колонна Траяна
[ редактировать ]Рельефы Колонны Траяна, созданные в этот период, считаются шедеврами не только римской цивилизации, но и античного искусства в целом. [1]
Спиралевидная колонна, покрытая рельефами, была абсолютной новинкой в древнем искусстве и стала самым авангардным местом прибытия римского исторического рельефа. Художник колонного фриза фактически полностью усвоил эллинистическое (и классическое) искусство, развивая его дальше в русле римского исторического повествования с мотивами, взятыми из непосредственности жизни. [2]
Дакийские войны Траяна (с 101 по 102 и со 105 по 107 годы) повествуются на историческом рельефе на протяжении около двухсот непрерывных метров без повторений. [3] Выразительный стиль также новый, с очень низким рельефом, чтобы не менять архитектурную линию колонны. Его часто подчеркивают контурной бороздой и богатыми выразительными вариациями, позволяющими эффективно передать эффект различных материалов (тканей, шкур, деревьев, доспехов, расплавов, камней и т. д.). Художнику, скорее всего, пришлось скопировать нарисованную модель на уже имевшиеся большие мраморные цилиндры.
Конечно, еще большей выразительности рельефу придали полихромия и металлические вставки, использованные в оружии. Чтению сцен способствовало его расположение во дворе между двумя лоджиями библиотек на Форуме Траяна .
Ценность сцен на Колонне не ограничивается их технической стороной. Фигуры на римских исторических рельефах, от картин в Эсквилинском некрополе до рельефов Ара Пациса , технически впечатляют, но им не хватает определенного человеческого элемента, который делает их близкими и сострадательными. С другой стороны, «Колонна Траяна» полна повествовательных ценностей, благодаря которым сцены жертвоприношений и сражений кажутся полными действия и славы. Трагические сцены, такие как массовые самоубийства или депортация целых семей, представлены с драматизмом и жалостью. Чувство человеческого уважения к побежденному врагу — наследие греческой культуры, которое можно найти вплоть до «Размышлений» Марка Аврелия о сарматах .
Саркофаги
[ редактировать ]В эту эпоху началось производство мраморных саркофагов, украшенных мифологическими рельефами. Саркофаги могли быть украшены с четырех или, чаще, с трех сторон, в зависимости от того, прислонены ли они к стене (традиционное итальянское размещение) или помещены в центр гробницы ( как было традиционно в Малой Азии ).
Другие скульптуры
[ редактировать ]Траян руководил установкой множества скульптур. Это очевидно, поскольку на монетах того времени изображен Форум Траяна, богатый статуями и рельефами.
В Арке Константина есть длинный фриз эпохи Траяна, разбитый на четыре части, но первоначально почти наверняка являвшийся частью единого рельефа. Он наполнен яркими горельефами и тесно связан с искусством Колонны. Арка Траяна в Беневенто (114) изображает граждан, получающих субсидии Institutio Alimentaria , положения, принятого Траяном в 103 году для оказания помощи нуждающимся детям Рима.
Архитектура
[ редактировать ]Форум Траяна был комплексом, который грандиозно завершил городское планирование Императорских форумов , чтобы обеспечить эффективное административное, торговое, судебное и политическое функционирование столицы империи. Строительство открыло большие общественные пространства вместе с базиликой Ульпия . Форум был врезан в Квириналский холм , а Рынок Траяна был построен для четкого использования доступного пространства, с несколькими уровнями и комплексом офисов и административных помещений.
Примечательно было изготовление арок, таких как вышеупомянутая арка Беневенто, посвященная открытию Виа Траяна в 114 году, и арка Траяна Анконского в 115 году.
Рисование
[ редактировать ]В Риме и других итальянских городах картин этого периода очень мало. Лучшие образцы живописных украшений Империи, относящиеся ко времени Траяна, находятся во Вьенне , Магдалинсберге , Аквилее , Карнунтуме , Аквинкуме , Сабарии и Скарбанции . Это указывает на то, что провинции и в это время процветали.
Провинциальное искусство
[ редактировать ]В последние годы правления Траяна (114—116) был установлен памятник Филопаппу в Афинах на вершине холма перед Акрополем . Архитектура вдохновлена сирийскими, коммагенскими и ликийскими произведениями с греческой лепниной и фризом, который показывает связь с историческими рельефами Рима. Это демонстрирует единство и взаимный культурный обмен, действующий сейчас между Римом и провинциями, даже самыми развитыми.
В Дакии во время военных кампаний была построена инфраструктура, среди которой остается Мост Траяна через Дунай . Это самый длинный каменный мост, когда-либо построенный. Также был установлен большой мемориал павшим в войнах и празднованию окончательной победы. Это был Тропеум Траяни в румынском городе Адамклиши . Он круглый, по образцу римских похорон. Рельефы на метопах фриза и зубчатых стенах особенно интересны, поскольку демонстрируют, что местные рабочие использовали иконографические модели из Рима.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бандинелли, Рануччо Бьянки (1979). Археология и культура (на итальянском языке). Редакция Риунити . ISBN 9788835920199 . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Бандинелли и Торелли, стр. 184
- ^ Бандинелли и Торелли, стр. 92
Библиография
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Рануччо Бьянки Бандинелли и Марио Торелли, Искусство классической древности, Этрурия-Рома , Утет, Турин, 1976.
- (на итальянском языке) Пьерлуиджи Де Векки и Эльда Черкьяри, Времена искусства , том 1, Бомпиани, Милан, 1999 г.