Коммагена
Коммагена Коммагини | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
163 г. до н.э. – 72 г. н.э. | |||||||||
Капитал | Самосата | ||||||||
Общие языки | Греческий (официальный) [ 1 ] Перс (правящая династия) [ 2 ] Местный арамейский язык | ||||||||
Религия | Греко - иранский религиозный синкретизм [ 3 ] | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Король | |||||||||
• 163–130 гг. до н.э. | Птолемей | ||||||||
• 38–72 гг. н.э. | Антиох IV | ||||||||
Историческая эпоха | Эллинистический век | ||||||||
• Учредил | 163 г. до н.э. | ||||||||
• Упразднено | 72 год нашей эры | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Турция |
Коммагена ( греч . Κομμαγηνή ) — древнее греко-иранское царство, которым управляла эллинизированная ветвь иранской династии Оронтидов , правившая Арменией . [ 4 ] Королевство располагалось внутри и вокруг древнего города Самосата , который служил его столицей. Название железного века Самосаты , Кумму , вероятно, дало название Коммагене. [ 5 ]
Коммагену характеризуют как « буферное государство » между Арменией, Парфией, Сирией и Римом; [ 6 ] в культурном отношении оно было соответственно смешанным. [ 7 ] [ 8 ] Цари Коммагенского царства заявляли о своем происхождении от Оронта , а их предком был Дарий I Персидский от его брака с Родогуной, дочерью Артаксеркса II , который имел семейное происхождение от царя Дария I. [ 9 ] [ 10 ] Территория Коммагены примерно соответствовала современным турецким провинциям Адыяман и северный Антеп . [ 11 ]
Мало что известно о регионе Коммагена до начала II века до нашей эры. Однако, судя по тем немногим сохранившимся свидетельствам, кажется, что Коммагена была частью более крупного государства, которое также включало Королевство Софена . Эта ситуация продолжалась до c. 163 г. до н.э. , когда местный сатрап Птолемей Коммагенский утвердился в качестве независимого правителя после смерти царя Селевкидов Антиоха IV Эпифана . [ 12 ]
Королевство Коммагена сохраняло свою независимость до 17 года нашей эры, когда сделал его римской провинцией император Тиберий . Оно вновь возникло как независимое королевство, когда Антиох IV Коммагенский был восстановлен на престоле по приказу Калигулы , затем лишен его тем же императором, а затем восстановлен на нем пару лет спустя его преемником Клавдием . Возрождающееся государство просуществовало до 72 года нашей эры, когда император Веспасиан окончательно и окончательно сделал его частью Римской империи . [ 13 ]
Одним из наиболее устойчивых видимых остатков королевства является археологический памятник на горе Немрут , святилище, посвященное царем Антиохом Теосом ряду синкретических греко-иранских божеств, а также себе и обожествленной земле Коммагены. [ 14 ] Теперь это объект Всемирного наследия . [ 15 ]
Культурная самобытность
История Армении |
---|
Хронология • Происхождение • Этимология |
Культурная самобытность Коммагенского королевства характеризуется по-разному. Пьер Мерла предполагает, что коммагенский город Доличе , как и другие города в его окрестностях, был «наполовину иранизированным, наполовину эллинизированным». [ 8 ] Дэвид М. Ланг описывает Коммагену как «бывшее армянское королевство-сателлит». [ 7 ] в то время как Блёмер и Винтер называют это «эллинистическим королевством». [ 16 ] местном диалекте арамейского языка. Миллар предполагает, что здесь могли говорить на [ 17 ] Фергюс Миллар считает, что «в некоторых частях региона Евфрата, таких как Коммагена, ничего даже близкого к ответу на вопросы о местной культуре невозможно». [ 18 ]
Хотя язык, используемый на общественных памятниках, был типично греческим , правители Коммагены не скрывали своего персидского родства. Цари Коммагены заявляли о своем происхождении от династии Оронтидов и, следовательно, были родственниками семьи, основавшей Армянское королевство ; [ 19 ] в то время как Сартр утверждает, что точность этих утверждений сомнительна. [ 12 ] В святилище Антиоха Теоса на горе Немрут царь воздвиг монументальные статуи божеств со смешанными греческими и иранскими именами, такими как Зевс - Оромасдес , одновременно прославляя свое происхождение от царских семей Персии и Армении в надписи на греческом языке . [ 7 ]
Коммагенские правители носили иранские и греческие имена (Антиох, Самос, Митридат). [ 20 ] [ 21 ] Различные иранские ономастиконы, расположенные в Коммагене, демонстрируют обширную иранизацию региона. [ 22 ] На протяжении первых веков до нашей эры и нашей эры имена, данные на гробнице в Софраз-Кёй, представляют собой смесь «типичных эллинистических династических имен с ранним введением латинских личных имен». [ 23 ] Ланг отмечает жизнеспособность греко-римской культуры в Коммагене. [ 6 ]
Хотя о его происхождении мало что известно с уверенностью, аттический греческий поэт II века Лукиан Самосатский утверждал, что родился в Самосате в бывшем царстве Коммагены, и в одном сатирическом произведении описал себя как «ассирийца». [ 17 ] Несмотря на то, что Лукиан писал задолго до римского завоевания Коммагены, он утверждал, что «все еще варвар в речи и почти носит куртку ( кандис ) в ассирийском стиле». Это было воспринято как возможный, но не окончательный намек на возможность того, что его родным языком был арамейский диалект . [ 24 ]
В соответствии с элементами греческой и иранской культуры Коммагены, культ Антиоха представлял собой синтез греко-иранской религии, существовавшей в Коммагене до него. [ 25 ]
История
Первоначально Коммагена была небольшим сиро-хеттским царством. [ 26 ] расположен в современной юго-центральной Турции со столицей в Самосате (современный Самсат , недалеко от Евфрата ). Впервые он упоминается в ассирийских текстах как Куммуху , который обычно был союзником Ассирии, но в конечном итоге был аннексирован как провинция в 708 году до нашей эры при Саргоне II . Затем Империя Ахеменидов завоевала Коммагену в 6 веке до нашей эры, а Александр Великий завоевал эту территорию в 4 веке до нашей эры. После распада империи Александра Великого регион вошел в состав эллинистической Селевкидов, а Коммагена возникла примерно в 163 г. до н.э. как государство и провинция в составе Греко-сирийской империи Селевкидов . Возможно, Коммагена была частью Армянского царства в ранний эллинистический период и, возможно, была присоединена к царству Селевкидов вскоре после завоевания Армении. [ 27 ] [ а ]
Эллинистическое царство Коммагены, ограниченное Киликией на западе и Каппадокией на севере, возникло в 162 г. до н.э., когда его правитель Птолемей , сатрап распадающейся империи Селевкидов, объявил себя независимым. Династия Птолемея была связана с парфянскими царями, но его потомок Митридат I Каллиник (109 г. до н. э. — 70 г. до н. э.) принял эллинистическую культуру и женился на сирийской греческой принцессе Лаодике VII Тее . Таким образом, его династия могла претендовать на связи как с Александром Великим, так и с персидскими царями. Этот брак также мог быть частью мирного договора между Коммагеной и Империей Селевкидов. С этого момента Коммагенское царство стало скорее греческим, чем персидским. Вместе с Софеной он должен был служить важным центром передачи эллинистической и римской культуры в регионе. [ 6 ] Подробности отрывочны, но считается, что Митридат Каллиник принял сюзеренитет Армении во время правления Тиграна II Великого . [ 29 ]
Сыном Митридата и Лаодики был царь Антиох I Теос из Коммагены (годы правления 70–38 до н. э.). Антиох был союзником римского полководца Помпея во время его кампании против Митридата VI Понтийского в 64 г. до н.э. Благодаря своим дипломатическим способностям Антиох смог сохранить независимость Коммагены от римлян. В 17 году, когда умер Антиох III Коммагенский , император Тиберий присоединил Коммагену к провинции Сирии . По словам Иосифа Флавия, этот шаг был поддержан местной знатью, но против него выступила масса простого народа, который предпочитал, как и раньше, оставаться под властью своих королей; [ 18 ] Тацит, с другой стороны, утверждает, что «большинство предпочитает римское правление, а другие — королевское». [ 30 ]
В 38 году нашей эры Калигула восстановил в должности сына Антиоха III Антиоха IV. [ 30 ] а также дал ему в управление дикие области Киликии . [ 31 ] Антиох IV был единственным королем-клиентом Коммагены в составе Римской империи . Свергнутый Калигулой и снова восстановленный после Клавдия воцарения в 41 году нашей эры, Антиох правил до 72 года, когда император Веспасиан сверг династию и окончательно вновь присоединил территорию к Сирии, действуя на основании обвинений, «что Антиох собирался восстать против римлян… сообщил правитель Цезенний Паэт ». [ 32 ] Легио VI Феррата , который Паэт привел в Коммагену, не встретил сопротивления населения; однодневная битва с сыновьями Антиоха Эпифаном и Каллиником закончилась вничью, и Антиох сдался. [ 33 ] Легио III Галлика занял эту территорию к 73 году нашей эры. [ 33 ] I века на сирийском языке В письме Мары Бар Серапион описываются беженцы, бегущие от римлян через Евфрат, и оплакивается отказ римлян позволить беженцам вернуться; [ 34 ] это могло бы описать захват римлянами либо 18, либо 72 года. [ 35 ] Потомки Антиоха IV жили благополучно и знатно в Анатолии , Греции , Италии и на Ближнем Востоке . В качестве завещания потомкам Антиоха IV граждане Афин воздвигли надгробный памятник в честь его внука Филопаппа , который был благодетелем города, после его смерти в 116 году. Другим потомком Антиоха IV был историк Гай Азиний Квадрат. , живший в III в.
География
Коммагена простиралась от правого берега Евфрата до Тельца. [ 36 ] и горы Аманус. Страбон , считающий Коммагену частью Сирии, [ 37 ] отмечает плодородие королевства. [ 38 ] Его столицей и главным городом была Самосата (ныне затопленная водохранилищем Ататюрк ).
Границы Коммагены со временем менялись. При Антиохе Теосе Коммагенское царство контролировало особенно большую территорию. [ 16 ] Доличе находился под властью Коммагенов «около 35 лет»; [ 16 ] после правления Антиоха Теоса он мог быть включен в состав римской провинции Сирия еще в 31 г. до н.э. [ 23 ] Германика объявила себя Коммагенским городом во времена Римской империи, хотя изначально это не так. [ 16 ] С другой стороны, Зевгма , которой какое-то время правил Коммагена, в народе и традиционно считалась принадлежащей региону Киррестика ; [ 16 ] Страбон говорит, что Помпей поручил его Коммагене. [ 39 ]
Археологические останки
Известняковые пропагандистские статуи и рельефы, построенные во время правления Антиоха Теоса, отражают парфянское влияние в их скульптуре. [ 40 ]
Когда римляне завоевали Коммагену, великое царское святилище на горе Немрут было заброшено. Римляне разграбили погребальные курганы со своим имуществом, а Легио XVI Флавия Фирма построил и освятил мост. Окружающие густые леса были вырублены и расчищены римлянами для получения древесины, древесины и древесного угля, что вызвало сильную эрозию территории. [ нужна ссылка ]
Еще одним важным археологическим памятником Коммагенского царства является святилище Зевса Сотера в Дамлыке, посвященное во времена Митридата II. [ 41 ]
В Коммагене есть колонна, увенчанная орлом, за что курган получил название Каракуш , или Черная птица. Надпись там указывает на наличие царской гробницы. [ 42 ] в нем проживали три женщины. Однако свод этой гробницы также был разграблен. Основные раскопки на этом месте провел Фридрих Карл Дёрнер университета из Мюнстерского . Еще одно царское захоронение находится в Арсамее , которая также служила резиденцией царей Коммагены. [ 43 ]
Многие древние артефакты Коммагенского царства выставлены в Археологическом музее Адыямана . [ 44 ]
Сноски
- ^ "Коммагена была районом, отдельным от Селевкии , [ 28 ] граничит с Киликией и Каппадокией . Его естественными границами были Тавр на севере и Евфрат на востоке. В ассирийских и хеттских записях оно встречается как Куммуху . Возможно, оно было частью Армянского царства в ранний эллинистический период и, возможно, было присоединено к царству Селевкидов вскоре после завоевания Армении и ее раздела на царства Армении и Софены при Антиохе III». — Бутчер (2004) [ 27 ]
Ссылки
- ^ Шайеган (2016) , с. 13.
- ^ Болл (2002) , с. 436.
- ^ Шайеган 2016 , с. 13; Болл (2002) , с. 436; Строотман (2020) , с. 214
- ^ Канепа 2010 , с. 13; Гарсоян, 2005 г .; Эрскин, Ллевелин-Джонс и Уоллес, 2017 , с. 75; Канепа 2015 , с. 80; Сартр 2005 , с. 23; Виденгрен 1986 , стр. 101-1. 135–136; Мерц и Тилеман 2012 , с. 68; Болл 2002 , с. 436; Шайеган 2016 , стр. 101-1. 8, 13; Строотман 2020 , с. 205; Фаселла 2021 ; Михельс 2021 , с. 485; Туманов 1963 , с. 278; Гаггеро 2016 , с. 79; Аллсен 2011 , с. 37; Ольбрихт 2021 , с. 38; По данным Дроуэра и др. 2021 ; Фергюсон 2021 , с. 170; Бойс и Гренет 1991 , с. 309; Влассопулос 2013 , с. 312; Кроун 2012 , с. 351; График 2019 , с. III; Джейкобс и Роллингер, 2021 , с. 1660; Рассел 1986 , с. 438–444; Спафорт 2016 ; Шервин-Уайт и Курт 1993 , с. 193; Кэмпбелл 2015 , с. 27
- ^ Блёмер и Винтер (2011) , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б с Ланг (1983) , с. 510.
- ^ Перейти обратно: а б с Ланг (1983) , с. 535.
- ^ Перейти обратно: а б Пьер Мерла (1960). «Сайт Доличе». Юпитер Долихен: попытка интерпретации и синтеза . Прессы Universitaires de France. п. 3.
одно из этих многочисленных полуиранизированных, полуэллинизированных местностей Малой Азии и Северной Сирии
. - ^ Кук, Дж. М. (1993). Персидская империя (Переиздание). Нью-Йорк: Сараи и благородные книги. стр. 170, 173, 193, 212, 213, 216, 217, 221–223, 257, 263. ISBN. 978-1-56619-115-9 .
- ^ Ованнисян, Ричард Г. (1997). Армянский народ от древности до современности - 2 тома . Пресса Святого Мартина, Нью-Йорк.
- ^ Блёмер и Винтер (2011) , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Сартр М. Ближний Восток под властью Рима (2007), с. 23
- ^ Хейзел, Дж. (2002). Кто есть кто в римском мире . Психология Пресс. п. 13. ISBN 9780415291620 . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ Блёмер и Винтер (2011) , стр. 10–11.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Немрут Даг» . Проверено 12 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Блёмер и Винтер (2011) , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Миллар (1993) , с. 454.
- ^ Перейти обратно: а б Миллар (1993) , с. 452.
- ^ Канепа 2010 , с. 13; Гарсоян 2005 ; Эрскин, Ллевелин-Джонс и Уоллес, 2017 , с. 75; Канепа 2015 , с. 80; Сартр 2005 , с. 23; Виденгрен 1986 , стр. 101-1. 135–136; Мерц и Тилеман 2012 , с. 68; Болл 2002 , с. 436; Шайеган 2016 , стр. 101-1. 8, 13; Строотман 2020 , с. 205
- ^ Кертис и Стюарт (2007) , с. 15.
- ^ Кэмерон (2018) , стр. 16–17.
- ^ Джейкобс и Роллингер (2021) , с. 739.
- ^ Перейти обратно: а б Миллар (1993) , с. 453.
- ^ Миллар (1993) , стр. 453, 456.
- ^ Бойс и Гренет (1991) , с. 347.
- ^ Тревор Брайс (2012). Мир неохеттских царств: политическая и военная история . Оксфорд/Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 110–114, 304. ISBN. 978-0-19-921872-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Мясник, Кевин (2004). Чеканка монет в римской Сирии: Северная Сирия, 64 г. до н. э. — 253 г. н. э . Королевское нумизматическое общество. п. 454. ИСБН 0901405582 .
- ^ Страбон , XVI.2.2
- ^ Блёмер и Винтер (2011) , стр. 24–25.
- ^ Перейти обратно: а б Миллар (1993) , с. 53.
- ^ Миллар (1993) , с. 59.
- ^ Эвальд, Генрих (1886). История Израиля . Том. 8. Лонгманс, Грин и Ко. с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Миллар (1993) , с. 82.
- ^ Миллар (1993) , стр. 460–462.
- ^ Анна ФК Воротник (2012). «Коммагена, общение и культ Юпитера Долихена». У Михаэля Блёмера; Энгельберт Винтер (ред.). Юпитер Долихен: От местного культа к имперской религии . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 102–103. ISBN 978-3-16-151797-6 .
- ^ Блёмер и Винтер (2011) , с. 20.
- ^ Страбон XVI.2.2
- ^ Страбон XVI.2, цитируется по Миллару (1993) , стр. 53
- ^ Страбон XVI.2.3
- ^ Колледж (1979) , с. 229.
- ^ Блёмер и Винтер (2011) , с. 150-155.
- ^ Блёмер и Винтер (2011) , стр. 96–97.
- ^ «Ени Кале / Эски Кяхта - Тюркей» (на немецком языке). 2011. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ Блёмер и Винтер (2011) , с. 124.
Источники
- Аллсен, Томас Т. (2011). Царская охота в истории Евразии . Издательство Пенсильванского университета. п. 37. ИСБН 978-0812201079 .
- Болл, Уорик (2002). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. ISBN 9781134823871 .
- Блёмер, Майкл; Зима, Энгельберт (2011). Коммагена: Земля богов между Тавром и Евфратом . Гомер Китабеви. ISBN 978-9944-483-35-3 .
- Бойс, Мэри ; Грене, Франц (1991). Бек, Роджер (ред.). История зороастризма, зороастризм под македонским и римским правлением . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004293915 .
- Кэмерон, Хэмиш (2018). Создание Месопотамии: география и империя на романо-иранской границе . Брилл. ISBN 978-9004388628 .
- Канепа, Мэтью (2010). «Королевские погребальные практики Ахеменидов и Селевкидов и среднеиранское царствование». Ин Бёрм, Х.; Визехёфер, Дж. (ред.). Commutatio et Contentio. Исследования на позднеримском, сасанидском и раннеисламском Ближнем Востоке памяти Зеева Рубина . Дюссельдорф. стр. 1–21.
- Канепа, Мэтью П. (2015). «Династические святилища и трансформация иранского королевства между Александром и исламом». Ин Бабайе, Сьюзен ; Григор, Талинн (ред.). Персидское царствование и архитектура: стратегии власти в Иране от Ахеменидов до Пехлеви . ИБТаурис. стр. 1–288. ISBN 9780857734778 .
- Канепа, Мэтью (2021). «Коммагена до и после Антиоха I». Общее место обитания всех богов: Коммагена в местном, региональном и глобальном контексте . Франц Штайнер Верлаг. стр. 71–103. ISBN 978-3515129251 .
- Колледж, Малкольм А.Р. (1979). «Техника резьбы по камню скульпторов в Селевкидах и парфянском Иране и их место в «парфянской» культурной среде: некоторые предварительные наблюдения». Восток и Запад . 29, № 1/4 (декабрь). Итальянский институт Африки и Востока (IsIAO): 221–240.
- Дроуэр, М; Грей, Э.; Шервин-Уайт, С.; Визехёфер, Дж. (2021). «Армения» . Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.777 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- Кэмпбелл, Лерой А. (2015). Митраистская иконография и идеология . Брилл. ISBN 978-90-04-29617-6 .
- Кроун, Патрисия (2012). Нативистские пророки раннего исламского Ирана: сельское восстание и местный зороастризм . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107642386 .
- Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара, ред. (2007), Эпоха парфян , Идеи Ирана, том. 2, Лондон: IB Tauris
- Эрскин, Эндрю; Ллевелин-Джонс, Ллойд; Уоллес, Шейн (2017). Эллинистический двор: монархическая власть и элитное общество от Александра до Клеопатры . Классическая пресса Уэльса. ISBN 978-1910589625 .
Еще одним самопровозглашенным потомком члена одного из семи великих домов, Гидарнов, была династия Оронтидов в Армении.
- Фаселла, Маргарита (2021). «Оронтиды» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Фергюсон, Джон (2021). Среди богов: археологическое исследование древнегреческой религии . Рутледж. ISBN 978-0367750633 .
- Гаггеро, Джанфранко (2016). «Армяне в Ксенофонте». Греческие тексты и армянские традиции: междисциплинарный подход . Де Грютер.
Вышеупомянутые Оронтиды..[..]..но также и потому, что два сатрапа, которые были современниками Ксенофонта, явно названы персами.
- Гарсоян, Нина (2005). «Тигран II» . Энциклопедия Ираника .
- Граф, Дэвид Ф. (2019). Рим и арабская граница: от набатеев до сарацин . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-86078-658-0 .
- Джейкобс, Бруно; Роллингер, Роберт (2021). Соратник Персидской империи Ахеменидов . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1119174288 .
- Ланг, Дэвид М. (1983). «Иран, Армения и Грузия». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 512–537. ISBN 0-521-20092-Х . .
- Марчак, Майкл (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три Минорских правления Северной Месопотамии между Востоком и Западом Блестящий. ISBN 9789004350724 .
- Мерц, Аннетт; Тилеман, Теун Л. (2012). Письмо Мары бар Сарапиона в контексте: материалы симпозиума, состоявшегося в Утрехтском университете, 10-12 декабря 2009 г. Лейден: Брилл. ISBN 9789004233010 .
- Михельс, Кристоф (2021). « Ахеменидские» и «эллинистические» направления представительства в малых царствах Малой Азии». Общее место обитания всех богов: Коммагена в местном, региональном и глобальном контексте . Франц Штайнер Верлаг. стр. 475–496. ISBN 978-3515129251 .
- Миллар, Фергюс (1993). Римский Ближний Восток, 31 г. до н. э. – 337 г. н. э . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-77885-6 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2021). Ранняя Арсакидская Парфия (ок. 250-165 до н.э.) . Брилл. ISBN 978-9004460751 .
- Рассел, младший (1986). «Армения и Иран iii. Армянская религия» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4 . стр. 438–444.
- Сартр, Морис (2005). Ближний Восток под властью Рима . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674016835 .
- Шайеган, М. Рахим (2016). «Арсациды и Коммаген». В Кертисе, Веста Сархош; Пендлтон, Элизабет Дж.; Альрам, Майкл; Дарьяи, Турадж (ред.). Парфянская и раннесасанидская империи: адаптация и расширение . Книги Оксбоу. ISBN 9781785702082 .
- Шервин-Уайт, Сьюзен М.; Курт, Амели (1993). От Самарканда до Сард: новый подход к империи Селевкидов . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520081833 .
- Спофорт, Энтони (2016). «Немрут Даг» . Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.4376 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- Строотман, Рольф (2020). «Эллинизм и персидизм в Иране» . Дабир . 7 : 201–227. дои : 10.1163/29497833-00701016 . hdl : 1874/408015 .
- Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета.
- Влассопулос, Костас (2013). Греки и варвары . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521148023 .
- Виденгрен, Г. (1986). «Антиох Коммагенский» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 2 . стр. 135–136.
Дальнейшее чтение
- Брайтенбах, Альфред; Ристоу, Себастьян (2006). «Коммагена (Евфратия)». В: Настоящий лексикон античности и христианства , том 21. Штутгарт: Hiersemann, колл. 233–273.
- Блёмер, Майкл; Зима, Энгельберт (2011). Коммагена: Земля Богов между Тавром и Евфратом. Гомер Китабеви. ISBN 978-9944-483-35-3 .
- Канепа, Мэтью (2021). «Коммагена до и после Антиоха I». Общее место обитания всех богов: Коммагена в местном, региональном и глобальном контексте . Франц Штайнер Верлаг. стр. 71–103. ISBN 978-3515129251 .
- Мессершмидт, Вольфганг (2008). «Коммагена в доэллинистические времена». В: Зима, Энгельберт (ред.), ΠΑΤΡΙΣ ΠΑΝΤΡΟΦΟΣ ΚΟΜΜΑΓΗΝΗ. Новые открытия и исследования между Тельцом и Евфратом. Бонн: Рудольф Хабельт, ISBN 978-3-7749-3517-4 , стр. 1–35.
- Вагнер, Йорг (2012). Боги-цари на Евфрате. Новые раскопки и исследования в Коммагене. 2-е издание. Майнц: Филипп фон Заберн, ISBN 978-3-8053-4218-6 .
Внешние ссылки
- Коммагена
- Государства и территории, основанные во 2 веке до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в I веке.
- Заведения II века до нашей эры
- Разрушения I века
- 163 г. до н.э.
- заведения 160-х гг. до н.э.
- 72 закрытия
- Римские буферные государства
- Государства в эллинистической Анатолии
- Государства-преемники Империи Селевкидов