Королевство Софена
Королевство Софена | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
III век до н.э. – 95 г. до н.э. | |||||||||||
![]() Карта Софены как вассального государства Королевства Армения | |||||||||||
Капитал | Каркатиокерта Арсамосата | ||||||||||
Общие языки | Имперский арамейский (правительство, суд) [ 1 ] [ 2 ] Армянский (лингва франка) [ 2 ] | ||||||||||
Религия | Зороастризм [ 3 ] | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король | |||||||||||
• в. 260 г. до н.э. | То же самое, что и я | ||||||||||
• в. 95 г. до н.э. | Артанес | ||||||||||
Историческая эпоха | Эллинистический век | ||||||||||
• Учредил | 3 век до н.э. | ||||||||||
• Завоеван Тиграном Великим | 95 г. до н.э. | ||||||||||
|
Королевство Софена ( армянский : Ծոփք , латинизированный : Цоп'к' , древнегреческий : Σωφηνή , латинизированный : Софен ), [ 4 ] было политическим образованием эллинистической эпохи, расположенным между древней Арменией и Сирией . [ 5 ] Царство, управляемое династией Оронтидов , в культурном отношении было смешано с греческим , армянским , иранским , сирийским , анатолийским и римским влиянием. [ 4 ] Основанное примерно в III веке до нашей эры, королевство сохраняло независимость до ок. 95 г. до н.э., когда Арташесидов царь Тигран Великий завоевал территории, входившие в состав его империи. [ 6 ] Софена заложена недалеко от средневекового Харпута , нынешнего Элязыга . [ 7 ]
Имя
[ редактировать ]Считается, что имя Софен происходит от этнонима шуппани , народа, жившего в этом регионе в первой половине I тысячелетия до нашей эры и появляющегося в хеттских и ассирийских источниках. [ 4 ] По словам историка Николаса Адонца , древнегреческий Софен был придуман после армянского Цоп'к , который происходит непосредственно от Суппани . [ 4 ]
История
[ редактировать ]Королевством Софена правила династия Оронтидов иранская . [ 8 ] происхождения, который происходил от Оронта I , бактрийского дворянина, который был зятем ахеменидского царя царей Артаксеркса II ( годы правления 404–358 до н. э. ). [ 9 ] Согласно греческому писателю Страбону (умер в 24 г. н. э.) в его «Географии» , Софена впервые возникла как отдельное царство при Зариадре ( ок. 190 г. до н.э. ), который был назначен его правителем царем Селевкидов Антиохом III Великим ( гг. до н.э. годы правления 222–222–222–222 ). 187 г. до н. э. ). Далее он добавляет, что после поражения Антиоха III от римлян Зариадрес провозгласил независимость. [ 10 ] Однако это сообщение категорически противоречит эпиграфическим и нумизматическим данным. [ 9 ] [ 11 ]
Софена, скорее всего, возникла как отдельное царство в III веке до нашей эры, во время постепенного упадка влияния Селевкидов на Ближнем Востоке и раскола династии Оронтидов на несколько ветвей. Три правителя, принадлежавшие к разным ветвям Оронтидов, Самес I , Арсам I и Ксеркс правили западной частью Великой Армении, возможно, от Коммагены до Арзанена . [ 12 ] После смерти Зариадреса его сын Арташес I претендовал на право править Софеной на основании своего права наследования ( первородства ). Однако младшей линии в Софене удалось сохранить независимость своего королевства благодаря дипломатической (и, возможно, династической) связи с Каппадокией . Известны три известных преемника Зариадра: Митробузан , Аркафий и Арсак. [ 13 ]
Столицей королевства была Каркатиокерта , ныне заброшенный город Эгиль на реке Тигр к северу от Диярбакыра . Однако его крупнейшим поселением и единственным настоящим городом была Арсамосата , расположенная дальше на север. Арсамосата была основана в 3 веке до нашей эры и просуществовала в сжатом состоянии, возможно, до начала 13 века нашей эры. [ 14 ]
Софена была автономна на протяжении большей части II века до нашей эры. Изменения впервые произошли с приходом Парфянской империи , которая при царе царей Митридате II ( годы правления 124–91 до н.э. ) вынудила Софену признать их сюзеренитет. [ 15 ] Софена была завоевана царем Великой Армении Тиграном II Великим ок. 95 г. до н. э., но Тигран потерял контроль над Софеной ок. 69 г. до н.э. во время войны с Римом. [ 16 ] После того, как Тигран II потерпел поражение от римлян, Помпей назначил сына Тиграна Тиграна Младшего правителем Софены, а затем уступил царство Ариобарзану I из Каппадокии . [ 16 ] Спорный вопрос, вернулся ли Софен после 66 г. до н. э. под контроль Великой Армении или стал частью Каппадокии. [ 13 ] Около 54 г. н.э. римляне назначили Согема из Эмесы королем Софены. [ 17 ] После этого Софена вернулась под контроль Армении и стала управляться как армянская провинция . [ 18 ] Армянские ветви династии Оронтидов продолжали править частями Софены после того, как она была аннексирована Великой Арменией. [ 18 ]
Религия и культура
[ редактировать ]Династия Оронтидов в Софене практиковала зороастризм . [ 3 ] По мнению современного историка Михала Марчака , хорошо подтвержденное существование иранской культуры в Софене можно понимать как происхождение Великой Армении и косвенно от Ирана . Однако он также добавляет, что сильное существование иранской культуры могло повлиять на римских и греческих писателей, которые считали этот регион армянским. [ 19 ] Оронтиды были вовлечены или возродили некоторые местные обычаи своих потомков персидских сатрапалов, чтобы выделить свое маленькое царство. [ 20 ] Более того, с помощью имен царских членов семьи, включая названия их вновь обретенных городов, Оронтиды подчеркивали свои царские династические устремления Ахеменидов и Оронтидов, а также свое иранское культурное происхождение. Сюда входили такие имена, как Ксеркс и Аршам, распространенные среди династии Ахеменидов и персидской элиты. Имя «Самес», возможно, происходит от авестийского имени Сама , отца авестийского героя Гаршаспа , что указывает на своего рода обычай иранских религиозных или эпических преданий среди Оронтидов. [ 20 ]
Иранские культы были популярны в Софене среди знати, давшей себе теофорные иранские имена, и крестьянства, приносившего в жертву лошадей во имя богини Анахиты . [ 21 ] Анахита пользовалась большой популярностью в стране: в ее честь регулярно приносили в жертву таких животных, как коровы и лошади. [ 22 ] На монетах, отчеканенных в Софене, изображалось несколько фигур, таких как Геракл , крылатые молнии и орлы. Иконография Геракла, возможно, использовалась как изображение зороастрийских богов Веретрагны или Ахура Мазды , аналогично Парфянской империи . [ 23 ]
Архитектура
[ редактировать ]Оронтиды основали такие города, как Самосата и Арсамосата . Их называли «радостью» или «счастьем» их основателей, что было практикой Оронтидов (а позже Арташесидов ), которая напоминала царский дискурс Ахеменидов. [ 24 ] Хотя поселения, основанные Оронтидами, демонстрируют свою персидскую культурную и династическую связь, они не использовали повторно места Ахеменидов или Селевкидов. [ 24 ]
Царские гробницы, воздвигнутые Оронтидами, сыграли роль в развитии нескольких среднеиранских традиций. Они создали их в стиле высеченной в скале гробницы , тем самым сильно подчеркнув свою персидскую царскую связь, а также напомнив истории о некрополе Ахеменидов близ Персеполя . [ 25 ]
Чеканка монет
[ редактировать ]Подобно ранним Аршакидам Парфии власти и Фратараке Персиды . , Оронтиды Софены экспериментировали с образами иранской царской На своих монетах Самес I ( эт. 260 г. до н. э. ) изображен чисто выбритым и одетым в кырбасию , [ 26 ] тип головного убора, первоначально носившийся сатрапами империи Ахеменидов. [ 27 ] Кончик кирбасии Самеса более выступающий, похожий на головной убор, который носили ариаратиды Каппадокии ранние . [ 26 ] На монетах Ксеркса ( ок. 220 г. до н. э .) он изображен бородатым и в диадеме кирбасии , которая представляла собой новый образ иранской царской власти. [ 28 ]
Язык
[ редактировать ]Армянский был общим языком жителей Софены. Однако императорский арамейский язык (с довольно сильной примесью персидских терминов) использовался в правительственных и судебных разбирательствах, что было основано на Ахеменидов практиках из Армении . [ 2 ]
Короли Софены
[ редактировать ]- Самес I (ок. 260 г. до н.э.)
- Аршам I (ок. 240 г. до н.э.)
- Ксеркс (ок. 220 г. до н.э.)
- Зариадрес (ок. 190 г. до н.э.)
- Митробузан (ок. 188 г. до н.э. – 163 г. до н.э.)
- Аркафий (вторая половина II века до н.э.)
- Артанес (или Арсак) (правление закончилось около 95 г. до н.э.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марчак 2017 , с. 117–118.
- ^ Jump up to: а б с Шомон 1986 , стр. 418–438.
- ^ Jump up to: а б Бойс и Гренет 1991 , с. 320.
- ^ Jump up to: а б с д Марчак 2017 , с. 77
- ^ Марчак 2017 , с. 61
- ^ Марчак 2017 , с. 95
- ^ Лейси 2016 , с. 109.
- ^ Фаселла 2021 ; Сартр 2005 , с. 23; Стротман 2020 , стр. 205, 210; Михельс 2021 , с. 485; Туманов 1963 , с. 278; Гарсоян, 2005 г .; Гаггеро 2016 , с. 79; Рассел 1986 , стр. 438–444; Дроуэр и др. 2021 ; Ольбрихт 2021 , с. 38; Болл 2002 , стр. 31, 436; Канепа 2015 , с. 80
- ^ Jump up to: а б Фаселла 2021 .
- ^ Марчак 2017 , стр. 113, 117.
- ^ Марчак 2017 , с. 123.
- ^ Марчак 2017 , с. 157
- ^ Jump up to: а б Марчак 2017 , с. 158
- ^ Синклер 1989 , стр. 112, 196, 358.
- ^ Марчак 2017 , с. 128
- ^ Jump up to: а б Марчак 2017 , с. 130
- ^ Марчак 2017 , с. 159
- ^ Jump up to: а б Туманов 1963 , с. 166-167.
- ^ Марчак 2017 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Канепа 2018 , стр. 109.
- ^ Марчак 2017 , стр. 97–98, 111.
- ^ Марчак 2017 , стр. 57, 97–98, 111.
- ^ Канепа 2021 , стр. 88.
- ^ Jump up to: а б Канепа 2021 , стр. 82.
- ^ Канепа 2018 , стр. 227.
- ^ Jump up to: а б Канепа 2017 , стр. 207.
- ^ Канепа 2018 , стр. 252.
- ^ Канепа 2017 , стр. 207–208.
Источники
[ редактировать ]- Адрич, Филиппа; Брейси, Роберт; Далглиш, Доминик; Ленк, Стефани; Вуд, Рэйчел (2017). Эльснер, Яс (ред.). Изображения Митры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192511119 .
- Бабайе, Сьюзен; Григор, Талинн (2015). Персидское царствование и архитектура: стратегии власти в Иране от Ахеменидов до Пехлеви . ИБТаурис. стр. 1–288. ISBN 9780857734778 .
- Болл, Уорик (2002). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. ISBN 9781134823871 .
- Бойс, Мэри ; Грене, Франц (1991). Бек, Роджер (ред.). История зороастризма, зороастризм под македонским и римским правлением . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004293915 .
- Канепа, Мэтью П. (2015). «Династические святилища и трансформация иранского королевства между Александром и исламом». Ин Бабайе, Сьюзен ; Григор, Талинн (ред.). Персидское царствование и архитектура: стратегии власти в Иране от Ахеменидов до Пехлеви . ИБТаурис. стр. 1–288. ISBN 9780857734778 .
- Канепа, Мэтью (2018). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности посредством архитектуры, ландшафта и искусственной среды, 550 г. до н.э. – 642 г. н.э. Окленд: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520379206 .
- Канепа, Мэтью П. (2017). «Соперничающие образы иранского королевства и персидской идентичности в постахеменидской Западной Азии». В Строотмане, Рольфе; Верслуйс, Мигель Джон (ред.). Персидизм в древности . Франц Штайнер Верлаг. стр. 201–223. ISBN 978-3515113823 .
- Канепа, Мэтью (2021). «Коммагена до и после Антиоха I». Общее место обитания всех богов: Коммагена в местном, региональном и глобальном контексте . Франц Штайнер Верлаг. стр. 71–103. ISBN 978-3515129251 .
- Шомон, МЛ (1986). «Армения Иран ii. Доисламский период» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 418–438. ISBN 978-0-71009-104-8 .
- Дроуэр, М; Грей, Э.; Шервин-Уайт, С.; Визехёфер, Дж. (2021). «Армения» . Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.777 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- Эрскин, Эндрю; Ллевеллин-Джонс, Ллойд; Уоллес, Шейн (2017). Эллинистический двор: монархическая власть и элитное общество от Александра до Клеопатры . Классическая пресса Уэльса. ISBN 978-1910589625 .
- Фаселла, Маргарита (2021). «Оронтиды» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Гаггеро, Джанфранко (2016). «Армяне в Ксенофонте». Греческие тексты и армянские традиции: междисциплинарный подход . Де Грюйтер.
Вышеупомянутые Оронтиды..[..]..но также и потому, что два сатрапа, которые были современниками Ксенофонта, явно названы персами.
- Гарсоян, Нина (2005). «Тигран II» . Энциклопедия Ираника .
- Ghafurov, Bobojon (1971). История иранского государства и культуры [ History of the Iranian State and Culture ] (PDF) (in Russian). Moscow: Nauka : Chief Editorial Office of Eastern Literature. OCLC 8240688 .
- Лейси, Джеймс (2016). Великое стратегическое соперничество: от классического мира к холодной войне . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9789004350724 .
- Марчак, Майкл (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три Минорских правления Северной Месопотамии между Востоком и Западом Блестящий. ISBN 978-90-04-35072-4 .
- Михельс, Кристоф (2021). « Ахеменидские» и «эллинистические» направления представительства в малых царствах Малой Азии». Общее место обитания всех богов: Коммагена в местном, региональном и глобальном контексте . Франц Штайнер Верлаг. стр. 475–496. ISBN 978-3515129251 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2021). Ранняя Арсакидская Парфия (ок. 250-165 до н.э.) . Брилл. ISBN 978-9004460751 .
- Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников до купцов и комиссаров . Соединенное Королевство: Издательство Колумбийского университета. стр. 35 . ISBN 9781850657880 .
Неизвестно, были ли Ервандуни этническими армянами. Вероятно, они имели брачные связи с правителями Персии и других ведущих дворянских домов Армении.
- Рассел, младший (1986). «Армения и Иран iii. Армянская религия» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4 . стр. 438–444.
- Сартр, Морис (2005). Ближний Восток под властью Рима . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674016835 .
- Синклер, Т.А. (1989). Восточная Турция, Архитектурное и Археологическое исследование . Том. 3. Пиндар Пресс.
- Стротман, Рольф (2020). «Эллинизм и персидизм в Иране» . Дабир . 7 : 201–227. дои : 10.1163/29497833-00701016 . hdl : 1874/408015 .
- Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета.