Ксеркс из Софены
Ксеркс | |
---|---|
![]() Монета Ксеркса, примерно 220 г. до н.э. | |
Король Софены и Коммагены | |
Царствование | 228 – 212 гг. до н.э. |
Предшественник | Арсамес I |
Преемник | Зариадрес |
Умер | 212 г. до н.э. Софен |
Супруга | Антиох |
Проблема | Зариадрес (?) |
Династия | Династия Оронтидов |
Отец | Арсамес I |
Ксеркс ( древнегреческий : Ξέρξης ; древнеперсидский : 𐎧𐏁𐎹𐎠𐎼𐏁𐎠 ) был царем Софены и Коммагены с 228 по 212 год до нашей эры. Он был сыном и преемником I. Аршама
Имя
[ редактировать ]Ксеркс ( Ξέρξης ) — греческая и латинская ( Xerxes , Xerses ) транслитерация древнеиранского Xšaya -ṛšā («правящий героями»), популярного имени среди правителей Персидской империи Ахеменидов . [ 1 ]
Царствование
[ редактировать ]Ксеркс принадлежал к династии Оронтидов иранской . [ 2 ] и армянский [ 3 ] источник. Его отцом был Арсам I , который правил Софеной , Коммагеной и, возможно, Арменией . [ 4 ] Ксеркс сменил своего отца на посту правителя Софены и Коммагены в 228 г. до н. э., а его брат Оронт IV правил Арменией . восстали несколько селевкидских сатрапов В 223 году до нашей эры против царя Антиоха III , в том числе Артабазан ( Верхняя Мидия ), Молон ( Нижняя Мидия ), Александр ( Персида ) и Ахей ( Малая Азия ). К 220 г. до н. э. Антиох подавил большинство восстаний; однако Ахей не потерпел поражение до 213 г. до н.э.
Эти восстания помогают объяснить последующую агрессивную политику Антиоха по отношению к его сатрапу Ксерксу. К 212 году до нашей эры Антиох III вторгся во владения Ксеркса и победил его после осады города Арсамосата . [ 5 ] Вскоре после этого Антиох III организовал женитьбу Ксеркса на его сестре Антиохе . [ 6 ] Однако в том же году она организовала убийство своего нового мужа, думая, что тогда ее брат сможет взять под свой контроль Софену. Неизвестно, правил ли Ксеркс Коммагеной к моменту своего убийства.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марчак 2017 , с. 80; Шмитт 2000
- ^ Михельс 2021 , с. 485; Фаселла 2021 ; По данным Дроуэра и др. 2021 ; Ольбрихт 2021 , с. 38; Строотман 2020 , стр. 101-1. 205, 210; Марчак 2017 , с. 157; Гаггеро 2016 , с. 79; Женщина и Григор 2015 , с. 80; Канепа 2015 , с. 80; Сартр 2005 , с. 23; Гарсоян, 2005 г .; Болл 2002 , стр. 101–1. 31, 436; Рассел 1986 , с. 438–444; Туманов 1963 , с. 278
- ^ Строотман 2021 , стр. 296, 298–300; Адрыч и др. 2017 , с. 138; Паносян 2006 , с. 35; Гафуров 1971 , с. 30, 31
- ^ Марчак 2017 , с. 123
- ^ Шмитт 2000 .
- ^ Марчак 2017 , с. 117
Источники
[ редактировать ]- Адрич, Филиппа; Брейси, Роберт; Далглиш, Доминик; Ленк, Стефани; Вуд, Рэйчел (2017). Эльснер, Яс (ред.). Изображения Митры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192511119 .
- Бабаи, Сьюзен; Григор, Талинн (2015). Персидское царствование и архитектура: стратегии власти в Иране от Ахеменидов до Пехлеви . ИБТаурис. стр. 1–288. ISBN 9780857734778 .
- Болл, Уорик (2002). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. ISBN 9781134823871 .
- Канепа, Мэтью П. (2015). «Династические святилища и трансформация иранского королевства между Александром и исламом». Ин Бабайе, Сьюзен ; Григор, Талинн (ред.). Персидское царствование и архитектура: стратегии власти в Иране от Ахеменидов до Пехлеви . ИБТаурис. стр. 1–288. ISBN 9780857734778 .
- Дроуэр, М; Грей, Э.; Шервин-Уайт, С.; Визехёфер, Дж. (2021). «Армения» . Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.777 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- Фаселла, Маргарита (2021). «Оронтиды» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Гаггеро, Джанфранко (2016). «Армяне в Ксенофонте». Греческие тексты и армянские традиции: междисциплинарный подход . Де Грютер.
Вышеупомянутые Оронтиды..[..]..но также и потому, что два сатрапа, которые были современниками Ксенофонта, явно названы персами.
- Гарсоян, Нина (2005). «Тигран II» . Энциклопедия Ираника .
- Ghafurov, Bobojon (1971). История иранского государства и культуры [ History of the Iranian State and Culture ] (PDF) (in Russian). Moscow: Nauka : Chief Editorial Office of Eastern Literature. OCLC 8240688 .
- Марчак, Майкл (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три Минорских правления Северной Месопотамии между Востоком и Западом Блестящий. ISBN 9789004350724 .
- Михельс, Кристоф (2021). « Ахеменидские» и «эллинистические» направления представительства в малых царствах Малой Азии». Общее место обитания всех богов: Коммагена в местном, региональном и глобальном контексте . Франц Штайнер Верлаг. стр. 475–496. ISBN 978-3515129251 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2021). Ранняя Арсакидская Парфия (ок. 250-165 до н.э.) . Брилл. ISBN 978-9004460751 .
- Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников до купцов и комиссаров . Соединенное Королевство: Издательство Колумбийского университета. стр. 35 . ISBN 9781850657880 .
Неизвестно, были ли Ервандуни этническими армянами. Вероятно, они имели брачные связи с правителями Персии и других ведущих дворянских домов Армении.
- Рассел, младший (1986). «Армения и Иран iii. Армянская религия» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4 . стр. 438–444.
- Сартр, Морис (2005). Ближний Восток под властью Рима . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674016835 .
- Шмитт, Рюдигер (2000). «Ксеркс I. Имя» . Энциклопедия Ираника .
- Стротман, Рольф (2020). «Эллинизм и персидизм в Иране» . Дабир . 7 : 201–227. дои : 10.1163/29497833-00701016 . hdl : 1874/408015 .
- Диодор Сицилийский (1954). Книга XIX . Издательство Гарвардского университета MCMLIV. п. 31.
Уточнение: этот источник поддерживает армянское происхождение Оронтидов.
- Салливан (1977). АНРВ 2:8 . стр. 743–748. .
- Строотман, Рольф (2021). «Царство Оронтидов в его эллинистическом контексте: Селевкидские связи Антиоха I Коммагенского» . Под ред. М. Блёмера, С. Риделя, М. Дж. Верслуиса и Э. Винтер, «Общее место обитания всех богов: Коммагена в ее местном, региональном и глобальном эллинистическом контексте». Oriens et Occidens: Штутгарт: Franz Steiner Verlag. стр. 296, 298–300.
Между тем его персидизм был сконструированной идентичностью с одновременными целями, а не примером реальной «преемственности». Исторические корни династии Коммагенов – персидской, армянской, македонской или их смеси – не имеют большого значения для понимания династической политики Антиоха, которую лучше всего можно понять в контексте ее собственного времени, а не из персидских «традиций». ', которые представляет нам Антиох, но не засвидетельствованы в Коммагене до его правления. [...] Двойные ряды стел на восточной и западной террасах (рис. 2) представляют Антиоха progonoi соответственно по мужской и женской линии: первый прослеживает свою родословную через коммагенских царей и армянских сатрапов до династии Ахеменидов (EN I, 1–15; WS I, 1–15); [...] Что касается историчности Ахеменидское происхождение Антиоха: брачная связь между Оронтидскими правителями Армении и династией Ахеменидов действительно была засвидетельствовано и упоминается в Немруд-Даге благодаря упоминанию Родогуны, дочери Артаксеркса II, на стеле 6, посвященной первому из армянских сатрапов Ароанду/Оронту I (Артаксеркс II предшествует ему на стеле 5): " Ароанда, сын Артасураса, женившийся на царице Родогуне, дочери Артаксеркса». Однако появляется слабое звено в виде первого коммагенского правителя Птолемея, который, как предполагается, является связующим звеном между правителями Коммагены, с одной стороны, и царями Оронтидами Армении, с другой стороны. Армянские Оронтиды контролировали Коммагену как часть своих владений, пока она не стала отдельной административной единицей или царством в составе Империи Селевкидов, возможно, во времена правления Антиоха III Великого. Однако об этом Птолемее, который правил как независимый клиент Селевкидов ок. 163 или 150 г. до н.э. В то время как связь между Ахеменидами и Оронтидами Армении указывается упоминанием Родогуны, связь между Птолемеем и армянскими Оронтидами явно отсутствует, хотя супружеская связь сама по себе не является невозможной.
- Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета.