Тиридат I Армении
Тиридат I | |
---|---|
Король Армении | |
1-е правление | 52–58 |
Предшественник | Радамист |
Преемник | Тигран VI |
2-е правление | 62–88 |
Коронация | 66, в Риме , Нерон. |
Предшественник | Тигран VI |
Преемник | Санатрук |
Умер | 88 |
Династия | Династия Аршакидов |
Отец | Вононес II |
Религия | Зороастризм [2] [3] [4] |
Тиридат I ( парфянский : 𐭕𐭉𐭓𐭉𐭃𐭕 , Тиридат ; древнегреческий : Τιριδάτης , Тиридатес ) был царем Армении, начиная с 53 года нашей эры, и основателем династии Аршакидов в Армении . Даты его рождения и смерти неизвестны. Его раннее правление ознаменовалось кратким перерывом к концу 54 года и гораздо более продолжительным с 58 по 63 год. В соглашении о разрешении римско-парфянского конфликта в Армении и из-за нее Тиридат I (один из братьев Вологасов I of Parthia ) был коронован царем Армении римским императором Нероном в 66; в будущем царем Армении должен был стать парфянский князь, но для его назначения требовалось одобрение римлян. Несмотря на то, что это сделало Армению клиентским королевством , различные современные римские источники считали, что Нерон де-факто уступил Армению Парфянской империи . [5]
Тиридат I был не только царем, но и зороастрийцем. [2] [3] [4] священник и сопровождался другими магами во время его путешествия в Рим в 66 году. В начале 20 века Франц Кюмон предположил, что Тиридат сыграл важную роль в развитии митраизма , который в конечном итоге стал основной религией римской армии и распространился по всей империи. [6] Более того, во время своего правления он начал реформирование административной структуры Армении, реформу, которую продолжили его преемники и которая привела к появлению в ней многих иранских таможен и офисов. [7]
Фон
[ редактировать ]Тиридат был младшим сыном Вонона II , который был царем Мидии Атропатены , а затем и Парфянской империи . [8] У Тиридата было два старших брата по имени Пакор (старший) и Вологас . [8] Имя Тиридат означает «данный Тиром». Тир - зороастрийский ангел (Язад) литературы, науки и искусства, основанный на авестийском Тиштре , и приравнивался к греческому Аполлону. [9] посредством процесса греческой интерпретации .
Присоединение
[ редактировать ]В 51 году римский прокуратор Каппадокии Юлий Пелинн вторгся в Армению и разорил страну, находившуюся тогда под властью иберийского узурпатора Радамиста . Радамист убил своего дядю Митридата , законного царя Армении, выманив защищавший его римский гарнизон за пределы крепости Горнеа . [10] Действуя без указаний, Пэлигн признал Радамиста новым царем Армении. Сирийский правитель Уммидий Квадрат послал Гельвидия Приска с легионом для устранения этих безобразий, но тот был отозван, чтобы не провоцировать войну с Парфией. [10]
Вононес II умер в том же году, и ему наследовал Вологасес I. [11] Вологас I стремился продолжить политику выдающегося бывшего парфянского царя Артабана II ( годы правления 12–38/41 ), и поэтому одной из его первых целей было укрепить позиции Парфии в стратегически и политически нестабильных регионах, которые служили десятилетиями. как источник войны с римлянами . [8] [12] Таким образом, он передал царствование в Мидии Атропатене Пакору, а в 52 г. воспользовался возможностью вторгнуться в Армению, завоевав Артаксату и провозгласив Тиридата I царем. [8] [13] Вологас считал, что его вторжение было оправданным из-за недавней узурпации армянского престола иберийским князем Радамистом , что он рассматривал как нарушение прежнего соглашения, заключенного между парфянами и римлянами относительно Армении. [14]
Зимняя эпидемия, а также восстание, инициированное его сыном Варданесом, вынудили его вывести свои войска из Армении, позволив Радамисту вернуться и наказать местных жителей как предателей; в конце концов они восстали и заменили его принцем Тиридатом I в начале 55 г. [15] Радамист сбежал вместе со своей беременной женой Цинобией. Не имея возможности продолжать бегство, она попросила мужа покончить с собой, а не попасть в плен. Радамист пронзил ее мидийским кинжалом и бросил тело в реку Аракс . Зенобия не получила смертельного ранения и была восстановлена пастухами, отправившими ее к Тиридату. Тиридат I принял ее любезно и относился к ней как к члену монархии. [16] Сам Радамист вернулся в Иберию и вскоре был казнен своим отцом Фарасманом I Иберийским за заговор против царской власти. [10]
Война с Римом
[ редактировать ]Недовольные растущим парфянским влиянием у своего порога, [16] Нерон послал римского полководца Гнея Домиция Корбулона с большой армией на восток, чтобы восстановить римских царей-клиентов. [16] [17] Хасмонею по имени Аристобул была передана Малая Армения ( Никополь и Сатала ), а Согему из Эмесы досталась Армения Софена . Весной 58 г. Корбулон вошел в Великую Армению из Каппадокии и двинулся к Артаксате, в то время как Парасманес I Иберийский атаковал с севера, а Антиох IV Коммагенский атаковал с юго-запада. При поддержке своего брата Тиридат I послал летающие колонны совершать набеги на римлян повсюду. Корбулон принял ответные меры, используя ту же тактику и используя племена Мошои , которые совершали набеги на отдаленные районы Армении. [16] Тиридат I бежал из столицы, а Корбулон сжег Артаксату дотла. Летом Корбулон начал движение к Тигранокерте по пересеченной местности и проходя через Таронитиду (Тарон), где несколько его командиров погибли в засаде, устроенной армянским сопротивлением; однако город открыл свои двери, за исключением одной из цитаделей, которая была разрушена в результате последовавшего штурма. [18] К этому времени большинство армян отказалось от сопротивления и приняло благосклонного Рима князя. [19]
Нерон передал корону последнему царственному потомку царей , внуку Глафиры (дочери Архелая Каппадокийского ) и Александра Иудейского Каппадокии (брата Ирода Архелая и сына Ирода Великого ), [20] принявший армянское имя Тигран (его дядей был Тигран V ). [21] Его сын по имени Гай Юлий Александр женился на Иотапе , дочери Антиоха IV Коммагенского , и стал царем Киликии. Публика энергично приветствовала Нерона за эту первую победу. [22] и в награду Корбулон был назначен правителем Сирии. [23] Для защиты страны Тиграну была выделена гвардия из 1000 солдат-легионеров, три вспомогательные когорты и два конных крыла. [18] Приграничные районы были переданы римским союзникам, которые помогали Корбулону, включая Полемона , Парасмана, Аристобола и Антиоха. [18]
Вологасе I был в ярости от того, что на армянском престоле теперь воссел чужеземец, но не решился восстановить в должности своего брата, так как тот был занят конфликтом с гирканцами . восставшими [18] Тигран вторгся в королевство Адиабена и сверг его царя Монобаза в 61 году, который был вассалом парфян. [24]
Вологас I посчитал это актом агрессии со стороны Рима и начал кампанию по восстановлению Тиридата I на армянском престоле. Он поставил хорошо дисциплинированный отряд катафрактов вместе с адиабенскими вспомогательными войсками под командование спахбода Монезеса и приказал ему изгнать Тиграна из Армении. Подавив гирканское восстание, Вологас I собрал силы своих владений и отправился в Армению. [18] Корбулон, узнав о предстоящем нападении, послал два легиона под командованием Верулануса Севера и Марка Веттия Болана на помощь Тиграну с секретными указаниями, что им следует действовать с осторожностью, а не энергично. Он также отправил Нерону послание, призывая его послать второго командующего с явной целью защитить Армению, поскольку Сирия теперь также находилась в опасности. Корбулон разместил остатки легионов на берегах Евфрата и вооружил иррегулярные войска близлежащих провинций. Поскольку в этом регионе не хватало воды, он построил форты над фонтанами и скрыл ручьи, засыпав их песком. [18]
Монезес двинулся к Тигранокерте, но не смог прорвать оборону городских стен, поскольку его войска были непригодны для длительной осады. Корбулон, несмотря на свой исключительный успех, считал разумным использовать свою удачу умеренно. Он послал римского центуриона по имени Касперий в лагерь Вологаса I в Нисибисе, расположенный в 60 километрах (37 миль) от Тигранокерты, с требованием снять осаду. Из-за недавней нашествия саранчи и нехватки корма для лошадей Вологаса я согласился снять осаду Тиграноцерты и подал прошение о предоставлении Армении для достижения прочного мира. [18] Вологас I потребовал, чтобы и римские, и парфянские войска покинули Армению, свергли Тиграна и признали позицию Тиридата I. Римское правительство отказалось присоединиться к этим договоренностям и послало Луция Цезенния Пета , губернатора Каппадокии, урегулировать вопрос, передав Армению под прямое римское управление. [25] [26]
Паэт был неспособным полководцем и потерпел унизительное поражение в битве при Рандее в 62 году, потеряв легионы XII Фульминаты под командованием Кальвизия Сабина и IV Скифского под командованием Луция Фунисулана Веттониана . Командование войсками было возвращено Корбулону, который в следующем году повел сильную армию в Мелитину и далее в Армению, устранив всех региональных губернаторов, которые, как он подозревал, были пропарфянскими. Наконец в Рандее я встретился с Корбулоном и Тиридатом, чтобы заключить мирное соглашение. Расположение Рандеи устраивало и Тиридата I, и Корбулона. Оно понравилось Тиридату I, потому что именно здесь его армия разбила римлян и отослала их под капитуляцию; с другой стороны, это понравилось Корбулону, потому что он собирался искоренить плохую репутацию, заработанную ранее в том же месте. Когда Тиридат I прибыл в римский лагерь, он снял свою царскую диадему и положил ее на землю возле статуи Нерона, согласившись получить ее обратно только от Нерона в Риме. [27] Тиридат I был признан вассальным царем Армении; римский гарнизон останется в стране навсегда, в Софене, пока Артаксата будет реконструирована. Корбулон оставил своего зятя Луция Анния Винициана сопровождать Тиридата I в Рим, чтобы засвидетельствовать свою верность Нерону. [25]
Посещение Рима
[ редактировать ]Прежде чем отправиться в Рим в 66 году нашей эры, Тиридат I посетил свою мать и двух братьев в Мидии, Атропатене и Парфии. В его долгом путешествии его сопровождали жена, дети и двое братьев. Его эскорт включал внушительную свиту, состоявшую из многих феодалов, нескольких мудрецов, 3000 парфянских всадников, а также большое количество римлян. [7] Тиридат не путешествовал по морю, так как не хотел загрязнять воду, один из семи зороастрийских святынь. [28] Его путь лежал через Фракию , через Иллирию , по восточным берегам Адриатики и Пицену , на северо-востоке Италии. Путешествие заняло девять месяцев, и Тиридат I ехал верхом на коне со своими детьми и царицей рядом с ним. [29] Сопровождали Тридата I также дети Вологаса, Монобаза и Пакора. [30]
Кассий Дион , римский историк второго века, положительно охарактеризовал Тиридата I во время его прибытия: «Сам Тиридат был в расцвете сил, выдающаяся фигура благодаря своей молодости, красоте, семье и интеллекту». [30] Нерон приветствовал Тиридата I в Неаполе ( Неаполе ) в октябре, отправив государственную колесницу, чтобы перевезти гостя на последние несколько километров.
По рассказу Диона, Тиридат I отказался вынуть свой меч, когда приблизился к правителю Римской империи (хотя в качестве компромисса он согласился прочно закрепить свой меч в ножнах, чтобы его нельзя было вытащить). [31] Сообщается, что Нерон был настолько впечатлен этим поступком, что приказал устроить гладиаторские игры в честь своего гостя в Путеолисе (ныне Поццуоли , недалеко от Неаполя). По словам Кассия Дио, сам армянский царь имел возможность продемонстрировать свои способности стрелка, пустив стрелу в тела двух буйволов. [31] Эфиопские женщины, мужчины и дети сражались в качестве гладиаторов и гладиаторов, чтобы произвести впечатление на армянского короля. на играх [32]
Кульминация церемоний была приурочена к столице. Рим был обильно украшен флагами, факелами, гирляндами и флажками, а ночью был великолепно освещен, и повсюду можно было видеть огромные толпы людей. [33]
На следующий день после прибытия Тиридата I Нерон прибыл на Форум, одетый в триумфальные одежды и окруженный сановниками и солдатами, все в великолепных дорогих одеждах и блестящих доспехах. Пока Нерон восседал на императорском троне, Тиридат I и его свита продвигались между двумя рядами солдат. Подойдя к помосту , Тиридат I преклонил колени, сложив руки на груди. После того как утихли возбужденные этим зрелищем громовые крики и возгласы, Тиридат I обратился к императору:
Мой господин, я потомок Арсака и брат царей Вологаса и Пакора. Я пришел к тебе, мой бог; Я поклонялся тебе как [солнцу]; [а] Я буду тем, кем ты мне прикажешь быть, потому что ты моя судьба и счастье.
На что Нерон ответил:
Вы хорошо поступили, придя сюда, чтобы насладиться моим присутствием лично. То, что не оставил тебе твой отец и что не сохранили для тебя твои братья, я даю тебе и делаю тебя царем Армении, чтобы ты, как и они, знали, что у меня есть власть взять прочь и даровать королевства. [35]
Затем Тиридат I поднялся на ступеньки помоста и преклонил колени, а Нерон возложил ему на голову царскую диадему. Когда молодой король собирался встать на колени во второй раз, Нерон поднял его за правую руку и, поцеловав, заставил сесть рядом с собой на стул немного ниже его собственного. Тем временем население бурно аплодировало обоим правителям. Претор . , выступая перед собравшимися, истолковал и объяснил слова Тиридата, говорившего по-гречески [36] По сообщению Плиния Старшего , Тиридат I тогда познакомил Нерона с магическими пирами ( magicis cenis ). [37] Тацит утверждал, что Тиридат I также интересовался всем, что касается Рима. [38]
Публичные гуляния продолжались еще некоторое время после церемонии коронации. По этому случаю интерьер театра Помпея и все его предметы мебели были полностью позолочены; по этой причине Рим с тех пор называл эту дату «Золотым днем». Дневные празднества были не менее пышными, чем ночные: королевские пурпурные навесы защищали от палящего солнца. Нерон, одетый в зеленое и в головном уборе колесничего, принял участие в гонках на колесницах . На вечерних пирах Нерон в расшитых золотом облачениях пел и играл на лире под аккомпанемент цитры . Тиридат I был поражен и возмущен расточительностью Нерона, но он только похвалил Корбулона и выразил Корбулону свое удивление по поводу того, что он служит такому господину. [39] Он не скрыл своих взглядов в лицо Нерону и сказал ему саркастически: «Государь, у вас есть замечательный слуга в лице Корбулона». [39]
В память об этих событиях сенат удостоил Нерона лавровым венком и титулом императора , или главнокомандующего армиями. В истории Рима не зарегистрировано ни одного приема, сравнимого с этим по размаху и великолепию. Помимо огромной суммы, потраченной на торжества, римское правительство взяло на себя все расходы на путешествие Тиридата I и его свиты как с родины, так и обратно. Нерон также подарил Тиридату I пятьдесят миллионов сестерциев . [40]
Теория трёх волхвов
[ редактировать ]Высказывалось предположение, что визит Тиридата I, событие, которое произвело большое впечатление на современников, было адаптировано христианами под рассказ о поклонении Младенцу Христу тремя волхвами . [28] [41] Христианская легенда превратила Рим в Вифлеем, место рождения Правителя грядущего Царства Божия, и заменила Тиридата I тем современным царем, который уже был связан с христианством через Деяния святого Фомы : Гондофаром , иначе известным как Каспар. [42]
Мир с Римом
[ редактировать ]Нерон закрыл ворота храма Януса на Римском форуме, которые закрывались только во времена всеобщего мира, утверждая, что в это время во всем римском мире царил мир. Это была значительная политическая победа Нерона. [44] и он стал очень популярен в восточных провинциях Рима, а также среди армян и парфян. Непосредственным дивидендом мира стала способность Рима перенаправить легионы из Сирии в Иудею, что привело к открытой войне, кульминацией которой стала Первая иудейско-римская война всего через год после коронации Тиридата. [45] Мир между Парфией и Римом длился 50 лет, пока император Траян не вторгся в Армению в 114 году. [46]
Когда Тиридат I вернулся в Армению, он взял с собой большое количество искусных мастеров для реконструкции Артаксаты, которую он переименовал в «Неронию» в честь императора. [47] Он также украсил королевскую резиденцию в соседнем Гарни. [48] с колоннадами и памятниками ослепительного богатства, и добавили новый храм . Торговля между двумя континентами также росла, что позволило Армении обеспечить свою независимость от Рима. [47] Рим теперь рассчитывал на Армению как на верного союзника даже после смерти Нерона и на протяжении всего правления Веспасиана на Востоке.
Война с аланами и последствия
[ редактировать ]В 72 году аланы , воинственное кочевое сарматское племя, совершили вторжение в Мидийскую Атропатину, а также в различные районы северной Армении. [49] Тиридат I и его брат Пакор , царь Мидии Атропатена, столкнулись с ними в ряде сражений, во время одного из которых Тиридат I был ненадолго захвачен в плен, едва избежав взятия живым. [49] Его издалека заарканили и поймали, но он быстро успел выхватить меч и вовремя перерезать веревку. Аланы отступили с большой добычей, разграбив Армению и Мидийскую Атропатину. [49] Царь Иберии попросил защиты от алан у Веспасиана , который помог реконструировать крепость Гармозица вокруг иберийской столицы Мцхеты , недалеко от современного Тбилиси . Арамейская надпись, найденная недалеко от Тбилиси, указывает на то, что Тиридат I также воевал с Иберией в последние годы своей жизни. Точная дата конца правления Тиридата I неизвестна; различные источники называют Санатрука его преемником. [50] [51]
Имя XII Фульмината, обнаруженное высеченным на горе в Гобустане (на территории современного Азербайджана ), свидетельствует о присутствии римских солдат на берегу Каспийского моря в 89 г., восточнее, чем любая известная ранее римская надпись. [33]
Известно, что внучатый племянник Тиридата, Аксидар , сын Пакора II , был царем Армении к 110 году. [7]
Культурные изображения
[ редактировать ]Тиридат I — один из главных героев Георга Фридриха Генделя оперы «Радамисто» и Рейнхарда Кайзера оперы «Октавия» .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эдвард Чамплин отмечает: «Когда Нерон вошел с сенаторами и стражей, он поднялся на Ростру и сел в свое государственное кресло, глядя на Форум в направлении восток-юго-восток. То есть, как Тиридат, я подошел к нему через рядов солдат, восходящее солнце ударило бы в лицо Нерону во всем его триумфальном великолепии. Князь тогда обратился к императору с земли, глядя на него на Ростре: «Я пришел к тебе, мой бог. поклоняюсь тебе, как я Митре». Важным моментом (что Нерон знал как посвященный, независимо от того, знали ли другие или нет) является то, что для зороастрийцев солнце было глазом Митры, а Митра часто настолько тесно ассоциировался с солнцем, что отождествляться с ним: «Солнце, которое они называют Митром», как выразился Страбон. Более того, когда зороастрийцы молились на открытом воздухе, они обращались к солнцу, поскольку их религия обязывала их молиться лицом к огню. стоял на открытом римском форуме лицом к залитому солнцем императору и поклонялся ему, как Митре, то есть, по сути, поклонялся солнцу. Бывший претор перевел его слова и провозгласил их толпе. На этом этапе истории Рима очень немногие из присутствующих знали, кем был Митра, но есть большая вероятность, что переводчик передал слова Тиридата следующим образом: «Я пришел к тебе, мой бог, поклоняясь тебе, как я поклоняюсь Солнцу». ." Для Нерона брак римского триумфа и парфянской церемонии завершился великолепным театральным подтверждением его роли нового бога Солнца». [34]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Царь Трдатус I. имитация скульптуры (на армянском языке). Национальная галерея Армении . Архивировано из оригинала 6 ноября 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б Ланг, Дэвид Маршалл (1980). Армения, колыбель цивилизации . Аллен и Анвин. стр. 84, 141, 149.
(..) Хотя Тиридат должен был быть царем-клиентом римлян, Нерон справедливо рассудил, что его введение в должность удовлетворит и честь парфян. Три года спустя Тиридат отправился в Рим. Будучи магом или жрецом зороастрийской веры , он должен был соблюдать обряды, запрещавшие ему осквернять воду во время путешествий. (...)
- ^ Перейти обратно: а б Бойс 1984 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Рассел 1987 , с. 268.
- ^ Редгейт, Энн Элизабет (2000). Армяне (Первое изд.). Массачусетс: Blackwell Publishers Inc., стр. 88–91 . ISBN 0-631-22037-2 .
- ^ Кюмон, Ф. (1905). Восточные религии в римском язычестве . Тюрнхаут: Издательство Бреполс. ISBN 978-88-8419-289-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шомон 1986 , стр. 418–438.
- ^ Перейти обратно: а б с д Домброва 2007 , стр. 125.
- ^ Бойс, Мэри (1991). История зороастризма . Академическое издательство «Брилл». п. 77. ИСБН 90-04-10474-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шерк, Роберт К. (1980). ANRW II.7, Политическая история (Провинции и периферийные народы: греческие Балканы; Малая Азия), Римская Галатия: Правители с 25 г. до н.э. по 114 г. н.э. Берлин и Нью-Йорк: Уолтер де Грюйтер и компания, стр. 954–1052. ISBN 311008015X .
- ^ Шомон и Шиппманн 1988 , стр. 574–580.
- ^ Домброва 2012 , стр. 175.
- ^ Тацит, Анналы 12.50.1–2
- ^ Грегоратти 2018 , с. 1.
- ^ Тацит, Анналы , 13.7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бивар 1983 , стр. 80–83.
- ^ Тацит, Анналы , 13.9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Линдси, Джон (январь 1999 г.). Взгляд на историю и чеканку парфян . Адамант Медиа Корпорация. стр. 83–84. ISBN 1-4021-6080-1 .
- ^ Тацит, Анналы , 13.55.
- ^ Табор, Джеймс Д. «Еврейско-римский мир Иисуса» . Департамент религиоведения • Университет Северной Каролины в Шарлотте. Архивировано из оригинала 11 января 2010 г. Проверено 30 ноября 2006 г.
- ^ Страбон, 12.3.35
- ↑ Тацит, Анналы , 13.56.
- ^ Тацит, Анналы , 14.36 Это было очень престижное назначение. Сирия была не только богатой провинцией, но и одной из крупнейших.
- ^ Тацит, Анналы , 15.1.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Уильям (1867). «Корбуло» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Бостон . п. 851.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Тацит, Анналы, 15.1–6, Дион Кассий, 62.20.
- ^ Пенни-циклопедия Общества распространения полезных знаний . Великобритания: Общество распространения полезных знаний. 1842. с. 496.
- ^ Перейти обратно: а б Кертис 2016 , с. 185.
- ^ Дион Кассий , 63.1.2
- ^ Перейти обратно: а б Кассий, Дион (2004). Рим Дио Том. 5 . Издательство Кессинджер . п. 34. ISBN 1-4191-1613-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Кассий Дион, 62.3.1
- ^ Видеманн, Томас (1992). Императоры и гладиаторы . Лондон, Великобритания: Рутледж. п. 112. ИСБН 0-415-12164-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, Нафтали (1990). Римская цивилизация: Избранные материалы для чтения: Империя . Издательство Колумбийского университета. п. 33. ISBN 0-231-07133-7 .
- ^ Чамплин, Эдвард (2003). Нерон . Белнап Пресс. ISBN 0-674-01192-9 .
- ^ Кассий Дион, 63.5.2
- ^ Светоний Транквилл, Гай; Роберт Грейвс; Майкл Грант (2003). Двенадцать Цезарей . Пингвинская классика. п. 220 . ISBN 0-14-044921-3 .
- ^ Плиний, Естественная история 30.6.17
- ^ Тацит, Анналы Тацита 15.5
- ^ Перейти обратно: а б Кассий, Дион (2004). Рим Дио Том. 5 . Издательство Кессинджер. п. 36. ISBN 1-4191-1613-4 .
- ^ Куркджян, Ваан (1958). История Армении . Нью-Йорк: Всеобщий благотворительный фонд Армении . АСИН B000BQMKSI .
- ^ А. Дитрих, «Мудрецы с Востока», Журнал науки Нового Завета, Том III, 1902, стр. 1–14; цитируется у Ж. Дюшен-Гиймена, «Три мудреца с Востока и поклонение времени», Антей , Том VII, 1965, стр. 234–252 [245].
- ^ Эрнст Герцфельд, Археологическая история Ирана, Лондон, Издательство Оксфордского университета для Британской академии, 1935, стр. 65–66.
- ^ Ольбрихт 2016 , стр. 100–101.
- ↑ Дион Кассий, Римская история , 62.23.
- ^ Шоттер, Дэвид (1997). Нерон . Рутледж (Великобритания). стр. 39–40 . ISBN 0-415-31942-0 .
- ^ Дион Кассий 68.17.2–3
- ^ Перейти обратно: а б Бурнутян, Джордж (2002). Краткая история армянского народа . Издательство Мазда. п. 42 . ISBN 1-56859-141-1 .
- ↑ Греческая надпись, найденная в Гарни в 1945 году, называет Тиридата I Гелиосом и верховным правителем Великой Армении . На основании строительных технологий и палеографии ученые обычно продолжают отождествлять Тиридата I с надписью. Однако Р. Д. Уилкинсон полагает, что Тиридат, упомянутый мной в надписи, не был Тиридатом I. Джойс, Рейнольдс (1971). «Римские надписи 1966–1970». Журнал римских исследований . 61 . Общество содействия римским исследованиям: 152. doi : 10.2307/300013 . JSTOR 300013 . S2CID 161484397 .
- ^ Перейти обратно: а б с Немецкий 2000 , с. 92.
- ^ Рассел 1987 , с. 157.
- ^ И в классических греко-римских, и в армянских источниках поздней античности упоминается Санатрук (Санатрук по-армянски), в армянских источниках он отождествляется с мученической смертью Фаддея . Профессор Нина Гарсоян, почетный член Колумбийского университета, заявляет, что нет явных доказательств того, что Санатруса можно назвать преемником Тиридата. Ованнисян, Ричард Г. (1997). Армянский народ от древности до современности: от древности до четырнадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан. п. 69 . ISBN 0-312-10168-6 .
Библиография
[ редактировать ]Древние произведения
[ редактировать ]- Кассий Дион , римская история
- Тацит , Анналы
Современные работы
[ редактировать ]- Алемани, Агусти (2000). Источники об аланах: Критический сборник . Брилл. ISBN 978-9004114425 .
- Бивар, ADH (1983). «Политическая история Ирана при Аршакидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 21–99. ISBN 0-521-20092-Х . .
- Бойс, Мэри (1984). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. стр. 1–252. ISBN 978-0415239028 .
- Кертис, Веста Сархош (2016). «Древние иранские мотивы и зороастрийская иконография» . В Уильямсе, Маркус; Стюарт, Сара; Хинтце, Альмут (ред.). Зороастрийское пламя, изучающее религию, историю и традиции . ИБ Таурис. стр. 179–203. ISBN 978-0857728159 .
- Домброва, Эдвард (2007). «Парфянское царство» . В Ланфранчи, Джованни Б.; Роллингер, Роберт (ред.). Представления о королевской власти в древности . Падуя: Издательство и книжный магазин SARGON. стр. 123–134. ISBN 978-88-95672-01-4 .
- Домброва, Эдвард (2012). «Империя Аршакидов» . В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–432. ISBN 978-0-19-987575-7 . Архивировано из оригинала 01 января 2019 г. Проверено 13 января 2019 г.
- Ольбрихт, Марек Ян (2016). «Сакральное царствование ранних Аршакидов I. Культ огня и царская слава» . Анабасис . 7 : 91–106.
- Чахин, Марк (2001). Королевство Армения . Лондон: Рутледж. ISBN 0-7007-1452-9 .
- Грант, Майкл (1956). Анналы императорского Рима . Пингвинская классика. стр. 354–360 . ISBN 0-14-044060-7 .
- Грегоратти, Леонардо (2018). «Вологасы I». В Бэгналле, Роджер (ред.). Энциклопедия древней истории . Лейден: Джон Уайли и сыновья.
- Хендерсон, Бернард В. (1901). «Хронология войн в Армении, 51–63 гг. н.э.». Классический обзор . 15 (3). Издательство Кембриджского университета: 159–165. дои : 10.1017/S0009840X00029887 . ISSN 0009-840X . S2CID 222639800 .
- Ованнисян, Ричард Г. (1997). Армянский народ от древности до современности: от древности до четырнадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 64–66 . ISBN 0-312-10168-6 .
- Хачатрян, Айк (1998). Все 141 армянский царь Ереван: Амарас.
- Линам, Роберт (1850). История римских императоров: от Августа до смерти Марка Антонина . Лондон: Симпкин, Маршалл и Ко, стр. 422–428 , 468–470.
- Кюмон, Ф. (1905). Восточные религии в римском язычестве . Тюрнхаут: Издательство Бреполс. ISBN 978-88-8419-289-9 .
- Шомон, МЛ (1986). «Армения и Иран ii. Доисламский период» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4 . стр. 418–438.
- Шомон, ML; Шиппманн, К. (1988). «Балаш». Энциклопедия Ираника, Том III, Фаск. 6 . стр. 574–580.
- Джироламо Кардано Неро: Образцовый жизненный чернильный камень 2012.
- Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674968509 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларк, Тимоти (2021). «На пути к господству: Нерон, коронация Тиридата I и новый рассказ о господстве Рима на Востоке». Журнал древней истории . 9 (2): 269–296. дои : 10.1515/jah-2020-0030 . S2CID 240075265 .
- Пуаро, Джон Джозеф (2003). Восприятие классической Армении: романо-парфянские отношения, 70 г. до н.э. – 220 г. н.э. (магистерская диссертация). Университет штата Луизиана. doi : 10.31390/gradschool_theses.832 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Корбул, Армения и Парфия
- Домисио Корбулон: Y la Guerra de Armenia - анализ конфликта с Корбуло, включает подробные карты (на испанском языке)