Рейнхард Кейзер
Рейнхард Кейзер | |
---|---|
![]() Титульный лист либретто оперы | |
Рожденный | Тойхерн , Саксонский электорат , Священная Римская империя | 9 января 1674 г.
Умер | 12 сентября 1739 г. Гамбург , Священная Римская империя | (65 лет)
Занятия |
|
Организации |
|
Рейнхард Кайзер (9 января 1674 — 12 сентября 1739) — немецкий оперный композитор, живший в Гамбурге . Он написал более ста опер. Иоганн Адольф Шайбе (писавший в 1745 году) считал его равным Иоганну Кунау , Георгу Фридриху Генделю и Георгу Филиппу Телеману , но его работы были в значительной степени забыты на многие десятилетия.
Биография
[ редактировать ]Кейзер родился в Тойхерне (на территории современной Саксонии-Анхальт ), в семье органиста и учителя Готфрида Кейзера (родился около 1650 г.), получил образование у других органистов города, а затем с одиннадцати лет учился в Томасской школе в Лейпциге, где его учителями были Иоганн Шелле и Иоганн Кунау , прямые предшественники Иоганна Себастьяна Баха .
В 1694 году он стал придворным композитором герцога Брауншвейг-Вольфенбюттеля , хотя, вероятно, он приехал ко двору уже в 1692 году, чтобы изучать его знаменитые оперы, которые продолжались с 1691 года, когда в городе было построено 1200 -местный оперный театр. Кайзер поставил там свою первую оперу «Прокрис и Цефал» , а в том же году его опера « Базилий» была поставлена в Гамбурге и, как заметил музыковед Иоганн Маттесон , «получила большой успех и аплодисменты».
Это был для него плодотворный период – он сочинял не только оперы, но и арии, дуэты, кантаты, серенады, церковную музыку и большие оратории, фоновую музыку – все для нужд города.
стал главным композитором очень известной Оперы на Генземаркте (ныне перестроенной как Гамбургская государственная опера Около 1697 года он поселился на постоянной основе в Гамбурге и с 1697 по 1717 год ) в Гамбурге; однако на самом деле он был первым директором в 1702 году, а с тех пор и до 1717 года не был им неоднократно, почти каждый раз из-за политической нестабильности. [ 1 ] С 1703 по 1709 год Кайзер превратил оперный театр из государственного учреждения в коммерческое предприятие с двумя-тремя представлениями в неделю, в отличие от оперных театров, предназначенных для знати.
Он помог перейти опере от среднего барокко к позднему барокко. Он ввел в свои оперы более разнообразный тип арий, с более пассивными ариями, [ нужны разъяснения ] а также более быстрые арии, введенные в его двуязычные и недвуязычные оперы к сезону 1703/04 года, «Навукаднезар» и «Саломон» . [ нужны разъяснения ]
В начале 1704 года, когда он дирижировал операми «Навукаднецор» и «Саломон» в Гамбурге, сезон пришлось неожиданно завершить, по причинам, скорее всего, связанным с государственными делами. Он отправился в Брауншвейг, а затем в Вайсенфельс, чтобы восстановить связи с областями, в которых он ранее действовал. В конце концов в июле он выпустил шедевр «Альмира » в Вайсенфельсе. Он пробыл там некоторое время, проведя там много отпусков, и в конце концов вернулся в Гамбург вскоре после Пасхи 1705 года, чтобы вернуться к « Нерону» Генделя , созданному в феврале 1705 года. [ 2 ]
Кейзеру снова придется встретиться с Генделем, но на этот раз он будет дома, а Гендель переключится на фонетическую итальянскую версию своего имени — Джорджио Фридерико Хендель. Гендель поставил бы то, что планировалось как двойная опера, но на самом деле их было две: Флориндо и Дафна ; он сделал это в январе 1708 года, возвращаясь из Италии. Кейзер возражал против этого, выступив в сезоне 1708/09 с «Силой любви» или «Ди фон Парис с Еленой» и «Дезидериусом, Королем Лангобардена» , не как менеджер театра, а как человек, реагирующий на политическую нестабильность, вызывающую оперная труппа будет беспорядочной. Кейзер работал в фоновом режиме. [ 3 ]

Кейзер продолжит работу в качестве директора, вероятно, когда дела в городе станут более стабильными, возможно, в 1710 году, и он продвинется в сочинении, представив в 1712 году свою собственную страстную музыку, которой Гендель с готовностью бросит вызов в 1716 году. [ нужны разъяснения ]
В 1718 году, когда Гамбургская опера прекратила свое существование, он покинул Гамбург в поисках другой работы, отправившись в Тюрингию, а затем в Штутгарт. От этого периода сохранились три рукописи трио-сонат для флейты, скрипки и бассо континуо. Летом 1721 года он вернулся в Гамбург, но всего через несколько недель быстро уехал в Копенгаген с гамбургской оперной труппой, вероятно, из-за растущего влияния Георга Филиппа Телемана , нанятого городским судьей в отсутствие Кайзера. Между 1721 и 1727 годами Кейзер путешествовал между Гамбургом и Копенгагеном, получив титул магистра Датской королевской капеллы.
После роспуска оперной труппы Кайзер снова вернулся в Гамбург, но изменения в ее работе затруднили повторение прошлого успеха. [ нужны разъяснения ] Сохранились три оперы периода 1722–1734 годов. Личные отношения с Телеманом остались хорошими: Телеман поставил несколько постановок опер Кайзера.
В 1728 году он стал собора Святой Марии регентом в Гамбурге (сменив на этом посту Иоганна Маттесона ) и писал там в основном церковную музыку до своей смерти в 1739 году.
В некрологе его коллега Мэттесон назвал его «величайшим оперным композитором в мире».
Большая хирургия
[ редактировать ]
(Первые выступления в Гамбурге, Theater am Gänsemarkt, если не указано иное)
- Василий ( Королевский пастух или Василий в Аркадии ) (вероятно, Брауншвейг, 1693 г.)
- Цефал и Прокрис (Брауншвейг, 1694 г.)
- Возлюбленный Адонис (1697) [ 4 ]
- Храм ) ( г.
- Ифигения ( «Чудесно спасенная Ифигения» ) (1699)
- Геркулес и Геба ( Связь великого Геракла с прекрасной Гебой ) (1699)
- La forza della Virtù или Сила добродетели (1700)
- Штёртебекер и Йоге Михельс (2 секции, 1701 г.)
- Победа Плодородной Помоны (1702 г.)
- Умирающая Эвридика или Орфей (2 части, 1702 г.)
- Соблазненный Клавдий (произведен в начале 1703 г.) [ 5 ]
- Навуходоносор, царь Вавилона (поставлен в оперном сезоне 1703/04 г.) [ 5 ]
- Саломон (постановка в оперном сезоне 1703/04 г.) [ 5 ]
- Альмира (Вайсенфельс, июль 1704 г.) [ 5 ]
- Октавия (произведена в августе 1705 г.) [ 6 ]
- Малодушная самоубийца Лукреция, или Государственное безумие Брута (1705 г.)
- Масаньелло фуриозо (1706)
- Приятное мошенничество (1707)
- La forza dell'amore или Елена, похищенная Парижем (1709 г.)
- Дезидериус, король лангобардов (1709 г.)
- Арсиноя (1710)
- Юлий Цезарь возвысился после падения великого Помпея (1710 г.)
- Надменный, свергнутый и вновь возвеличенный Крез (1710 г., переработанное издание 1730 г.)
- Мстительный Амур (1712 г., переработка 1724 г.)
- L'inganno Fedele или Верный обман (1714)
- Фредегунда (1715) [ 7 ]
- L'Amore verso la patria или Умирающий Катон (1715)
- Разрушенная Троя или Ахиллес, примиренный смертью Елены (1716 г.)
- Великодушная Томирис (1717 г.)
- Иобатс и Беллерофонт (1717 г.)
- Улисс (Копенгаген, 1722 г.)
- Бретислав, или Победоносное постоянство (1725 г.)
- Смешной принц Жодле (1726)
- Луций Вер, или Побеждающая верность (1728, либретто: Vologeso )
Оратории
[ редактировать ]- Кровавый и умирающий Иисус , Гамбург (1704 г.), по словам Христиана Фридриха Гунольда (Менантеса)
- Слёзы под крестом Иисуса , Гамбург (1711 г.)
- Страсти Броке , Гамбург (1712) MS в Берлине. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
- Святого Луки Страсти , Гамбург (1715 г.)
- Душевное / Мысли об искуплении / Из / Оратории / The / Приговоренный к смерти и распятый / Иисус ... / Райнхард Кейзерн, ... Гамбург, за счет автора, можно найти на сайте Seel. Вдова Беньямина Шиллера в Туме / Anno 1715. Гамбург (1715) [ 11 ] - Ревизия слез под крестом Иисуса
- Победоносный Давид . Гамбург (1717 г.) MS в Берлине
- Оратория Passionale 1729: Кровавый и умирающий Иисус , Гамбург (1729), на слова Кристиана Фридриха Хунольда (Менантес)
Ложный / сомнительный
- Страсти по Йоханнесу - приписывают Фридриху Николаусу Брюнсу (1637–1718).
- Марк Страсти: Иисус Христос изранен за наши беззакония , Гамбург, 1705 г. [ 12 ] - также приписывается Брюнсу, [ 13 ] и отцу Рейнхарда Готфриду [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берроуз 1996 , стр. 17, 20, 449 .
- ^ Берроуз 1996 , стр. 17, 19 .
- ^ Берроуз 1996 , с. 20 .
- ^ Запись: Томас Иленфельдт, CPO
- ^ Перейти обратно: а б с д Берроуз 1996 , с. 17
- ^ Берроуз 1996 , с. 19 .
- ^ Запись: Кристоф Хаммер , Наксос
- ^ Рейнхард Кайзер. Страсти по Брокесу (Гамбург, 1712 г.). Ram1303, 2 компакт-диска, 2014 г. Питер Ван Хейген, Жузси Тот, Ян Ван Эльсакер, Питер Коой Vox Luminis и Les Muffatti .
- ^ Рейнхард Кайзер. Страсти по Брокесу (Гамбург, 1712 г.). cpo 999852-2 1CD 2000. Кеннет Монтгомери, Камерный оркестр и хор Нидерландского радио. Отозвано из-за проблем с лицензированием.
- ^ Издание из Edition Musica Poetica под редакцией Козимо Ставярски (июнь 2007 г.)
- ^ Рейнхард Кейзер. Блаженные мысли об искуплении из оратории «Иисус приговорен к смерти и распят» . Гамбург: вдова Беньямина Шиллера в Туме, 1715 год.
- ^ Записи 1. Парфения Барок. Брембек. Христофор 1993. 2. Капелла Санкти Георги, Musica Alta Ripa. Хрисмон 2010
- ^ Фридрих Николаус Браунс: Страсти по Маркусу на www
.бах-кантаты .с - ^ Цифровая работа Баха 01534 на www.
.bachdigital .из
Источники
- Берроуз, Дональд (1996). Гендель . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816649-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тови, Дональд Фрэнсис (1911). » энциклопедия Британская Том 20 (11-е изд.). стр. 161–164.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ассоциация поддержки «Мемориал Райнхарда Кайзера» [Общество Райнхарда Кайзера] (на немецком языке)
- Бесплатные партитуры Райнхарда Кайзера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Райнхарда Кайзера в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)