Jump to content

Иоганн Кунау

Иоганн Кунау
Портрет Кунау из раскрашенного вручную издания его Neue Clavier-Übung 1689 года, первая часть.
Рожденный ( 1660-04-06 ) 6 апреля 1660 г.
Гайзинг , Саксония
Умер 5 июня 1722 г. )( 1722-06-05 ) ( 62 года
Занятия

Иоганн Кунау (англ. Немецкий: [ˈkuːnaʊ] ; 6 апреля 1660 — 5 июня 1722) — немецкий эрудит , сегодня известный прежде всего как композитор . Он также был писателем , переводчиком , юристом и теоретиком музыки и смог совмещать эту деятельность со своими обязанностями на официальном посту Томаскантора в Лейпциге , который он занимал в течение 21 года. Большая часть его музыки, включая оперы , мессы и другие масштабные вокальные произведения, утеряна. Его репутация сегодня основана на его «Библейских сонатах» , наборе программных клавирных сонат, опубликованных в 1700 году, в которых каждая соната подробно изображала определенную историю из Библии . После его смерти Кунау сменил на посту Томаскантора Иоганн Себастьян Бах .

Биография

[ редактировать ]

Большая часть биографических сведений о Кунау известна из автобиографии, опубликованной Иоганном Маттесоном в 1740 году в его Grundlage einer Ehrenpforte . семья Кунау Протестантская была родом из Богемии , и их звали Кун. Кунау родился в Гайзинге , современная Саксония . Его музыкальные таланты проявились рано, и примерно в 1670 году его отправили в Дрезден учиться у тамошних придворных музыкантов. В течение следующего десятилетия он изучал игру на клавишных инструментах и ​​композицию музыки, а также французский и итальянский языки. В 1680 году ответвление Великой Венской чумы достигло Дрездена, и Кунау вернулся домой. Впоследствии он изучал музыку в Йоханнеуме в Циттау , а затем право в Лейпцигском университете . Исключительно активный как композитор и исполнитель в университетские годы, он был назначен органистом Томаскирхе в Лейпциге в 1684 году, в возрасте 24 лет. [1]

В 1688 году Кунау защитил диссертацию и начал юридическую практику. Он все еще работал органистом и продолжал сочинять музыку. В 1689 году он опубликовал свой первый сборник клавирных произведений, за ним последовали еще три в 1692, 1696 и 1700 годах. В 1690-х годах он перевел на немецкий язык ряд книг с итальянского и французского языков, завершил и опубликовал свой самый известный роман « сатирический Der musicische Quack-Salber (1700), а свободное время посвящал изучению различных предметов, таких как математика , иврит и греческий язык . В 1701 году он сменил Иоганна Шелле на посту Томаскантора и сохранял эту должность до своей смерти. К сожалению, хотя ему удалось руководить многими музыкальными мероприятиями Томаскирхе и преподавать в Томасшуле , Кунау начал страдать от плохого здоровья. Ученый Вилли Апель отмечал, что эта работа была для него «столь же утомительной и трудной, как и для его преемника И.С. Баха ». [2] Не только проблемы со здоровьем, но и усилия конкурирующих музыкантов и композиторов, таких как Георг Филипп Телеман и ученик Кунау Иоганн Фридрих Фаш , подорвали его деятельность как Кантора. [1]

Кунау умер в Лейпциге 5 июня 1722 года. [3] У него остались три дочери от брака 1689 года. Среди его учеников были не только Фаш, но и Иоганн Давид Хейнихен и Кристоф Граупнер . [1]

Гравюра на фронтисписе « Musicalische Vorstellung einiger biblischer Historien », «Шести библейских сконат», опубликованных Кунау и напечатанных Иммануэлем Титце в 1710 году. В идеализированной музыкальной комнате справа можно увидеть женщину, играющую на домашнем органе с девизом Dum ludo. Аллудо, Библия у стены позади. Слева — клавикорд, скрывающий хвост клавесина.

Сегодняшняя репутация Кунау основана на четырех сборниках нот для клавишных инструментов, которые он опубликовал в 1689–1700 годах. Особенно важен последний том, озаглавленный Musicalische Vorstellung einiger biblischer Historien и известный в народе как « Библейские сонаты». Он содержит шесть сонат, каждая из которых излагает библейскую историю в нескольких контрастирующих частях:

  • Бой Давида и Голиафа
  • Меланхолия Саула излечилась музыкой, которую Давид играл на арфе.
  • Свадьба Джейкоба
  • Болезнь и восстановление Езекии
  • Гедеон, Спаситель Израиля
  • Смерть и погребение Иакова

Кунау использует самые разнообразные музыкальные приемы для изображения ряда событий (звучание труб, бросание камня Давида и т. д.), а также психологических состояний персонажей (например, испуг израильтян перед битвой или радость Езекии). омраченный воспоминанием о своей болезни). Эти приемы не ограничиваются изменениями фактуры или гармонии, но включают также цитаты из протестантских хоралов (молитва израильтян основана на Aus tiefer Лютера Not schrei ich zu dir ) и имитации оперных арий (Страх Гедеона). [4]

Другие клавирные произведения Кунау демонстрируют разнообразный подход к форме. Две части его Clavier-Übung включают по 7 сюит каждая. Первый только в основном режиме , а второй только в второстепенном режиме. Сюиты почти всегда начинаются с прелюдии и продолжаются в обычном порядке танцев — аллеманде , куранте , сарабанде , жиге — иногда менуэт или ария между танцами помещается . Прелюдии Кунау почти всегда состоят из двух разделов: прелюдии и фуги (или раздела фугато ), дополненных контрпредметами, которые Кунау упоминает в предисловии. [2] Кунау Соната си-бемоль мажор , добавленная к Neuer Clavier-Übung, anderer Theil , в течение некоторого времени считалась самой ранней известной сонатой для клавишных. Более поздние исследования показали, что это была скорее первая клавирная соната, опубликованная в Германии, и что Кунау просто следовал соглашению об именах, установленному современными зарубежными композиторами. [5] Сам композитор так прокомментировал этот вопрос в предисловии:

Я также добавил сонату си-бемоль мажор , которая также должна понравиться любителям. Почему бы не предоставить такие пьесы для клавишных инструментов, которые предусмотрены для других инструментов? Действительно, ни один инструмент не смог оспорить репутацию безупречного клавира. [6]

Третий том, названный Frische Clavier Früchte , содержит шесть сонат, созданных по образцу итальянских камерных сонат. По словам авторов музыки Милтона Кросса и Дэвида Юэна, публикация произведения является «важным событием в истории музыки», поскольку это одна из первых серьезных попыток сочинения произведений для клавишных инструментов, помимо органа. [7] Использовано большое разнообразие форм и фактур: даже начальные части варьируются от токкатных миниатюр до полноценных чакон . Подход Кунау к эпизодам многих фуг этого сборника был назван одним ученым «возможно, его главным вкладом в историческое развитие фуги как расширенной формы». [8] Frische Clavier Früchte была самой популярной работой Кунау при его жизни, переизданной пять раз (включая одну посмертную публикацию). [9]

Большая часть вокальной музыки Кунау утрачена, включая оперу ( «Орфей» ), постановку «Страстей по Марку» ( Markus-Passion ), трёххоровую Te Deum и как минимум две постановки мессы . Сохранившиеся кантаты гармонически и мелодически просты, но выразительны. В отличие от кантат его предшественников в Томаскирхе, кантаты Кунау имеют единый подход к форме: большинство из них начинаются с инструментальной части, за которой следует изменение арий и речитативов . [1] Рождественская кантата Uns ist ein Kind geboren , ранее приписывавшаяся Баху как BWV 142 , скорее всего, была написана Кунау. [10]

Сочинения

[ редактировать ]
Титульный лист сатирического романа Кунау «Музыкальный шарлатан»

Из немногих сохранившихся книг и трактатов Кунау, пожалуй, самой важной является Der musicische Quack-Salber («Музыкальный шарлатан»), сатирический роман, опубликованный в 1700 году. В нем описываются вымышленные подвиги Караффы, немецкого шарлатана, который стремится сделать имя себе как музыканта, выдавая себя за итальянского виртуоза. Литературные качества романа были отмечены: один писатель осмелился назвать его лингвистически новаторским. [11] и он также оказался исключительно ценным источником исполнительских практик конца 17 века. [1] [2] [12] Известны еще два сатирических произведения Кунау: «Создатель своего несчастья» («Создатель своего несчастья», 1695) и «Умное и глупое использование пяти чувств » («Об умном и глупом использовании пяти чувств»). , 1698). [13] Некоторые сатирические концепции и сюжетные повороты Кунау созданы под влиянием Кристиана Вайзе романов . Кунау знал Вайзе еще со времен Циттау, где Вайзе работал ректором гимназии, а Кунау писал музыку (ныне утерянную) для школьных пьес Вайзе. [14]

Теоретический трактат Кунау Fundamenta Compositionis сохранился в единственной рукописи, которая также содержит анонимный трактат о двойном контрапункте ( Kurtze doch deutliche Reguln von den doppelten Contrapuncten ) и два текста Кристофа Бернхарда ; вся рукопись в какой-то момент была приписана Иоганну Себастьяну Баху . [15] К сожалению, «Фундамента» оказалась плохой и частичной копией оригинала Кунау. Последние пять глав представляют собой прямую копию другого трактата Бернхарда об обратном контрапункте, а обсуждение ладов очень похоже на обсуждение в ( Вальтера «Praecepta der musicischen Composition» 1708), но в нем отсутствуют несколько отрывков, включенных в «Вальтер». Это сходство подняло важный вопрос об известном и уважаемом трактате Вальтера: насколько сильно он основан на утраченном оригинале Кунау? Или и Вальтер, и Кунау заимствовали у другого писателя, ныне неизвестного? [16]

Кунау является автором как минимум еще двух теоретических работ, но они известны только по названию: Tractatus de Tetrachordo seu Musica Antiqua Ac Hodierna и De Triade Harmonica . Его взгляды на музыкальные лады, сольмизацию и другие вопросы сохранились в письме от 8 декабря 1717 года, опубликованном Маттесоном в Critica musica в 1725 году. [1] Кроме того, «Библейские сонаты» включают большое предисловие, в котором Кунау исследует идею программной музыки и различные связанные с ней вопросы.

Племянник Кунау Иоганн Андреас Кунау, родившийся в Аннаберге 1 декабря 1703 года, был одним из главных переписчиков И.С. Баха. [17] [18] Он посещал Thomasschule с 1718 года и учился в Лейпцигском университете с 1719 года. Он умер после 1745 года. [19]

Список работ

[ редактировать ]

Утеряны многочисленные произведения Кунау, в том числе сценические произведения, кантаты, многочисленные музыкальные произведения и т. д. Некоторые кантаты, арии и оды сохранились только в текстовых версиях. Утеряны также по крайней мере два трактата: Tractatus de тетрахордо seu musica antiqua ac hodierna и De triade Harmonica . В следующий список включены только произведения, дошедшие до нас в полной форме. [20]

Клавиатура

[ редактировать ]
  • New Clavier-Übung, первая часть , 7 сюит (1689)
  • New Clavier-Übung, другая часть , 7 сюит и 1 соната (1692)
  • Свежие клавирные фрукты , 7 сонат (1696)
  • Музыкальное исполнение некоторых библейских сюжетов , 6 сонат (1700)
  • Прелюдия соль мажор, орган
  • Прелюдия алла бреве, орган
  • Фуга соль мажор, орган
  • Токката ля мажор, орган

Священный вокал

[ редактировать ]
  • Господи, сколько там моих врагов
  • Смотри на Иисуса, люби Иисуса
  • Христос отстает в Тодесбандене
  • Вот откуда мы знаем, что остаёмся в нём
  • Старое ушло
  • Все хорошо, что хорошо кончается
  • Заставь мое сердце бояться тебя
  • Да воскреснет Бог (с сомнением)
  • Радуйтесь, народы, и ликуйте, язычники
  • Бог Отец, Иисус Христос, Дух Святой обитайте с нами
  • Бог не назначил нас на гнев
  • Боже, помилуй меня
  • Я радуюсь в Господе
  • мне хочется уйти
  • Я поднимаю глаза
  • Твои небеса радуются свыше
  • Я надеялся на Тебя, Господь
  • Хвалите детей
  • Слави Господа, душа моя (2 версии, на 2 и 5 голосов)
  • О небеса, славьте Господа
  • Моя старость приближается, я не могу умереть
  • Магнификат
  • Короткая месса
  • Никто на этой земле не должен
  • Не только один в счастливое утро
  • О святое время, где небо, земля и воздух (2 версии, 1 на 2 голоса сомнительные, 1 на 4 голоса)
  • Украсьте вечеринку вместе с Мейен
  • Пойте новую песню Господу
  • Спират клементес
  • Моя душа грустна
  • И враги ли днем ​​и ночью
  • С неба, вот откуда я родом
  • Все, что делает Бог, сделано хорошо
  • Удали заботы из своего сердца
  • Прощай, мир, я устал от тебя
  • Когда ты счастлив на своих фестивалях
  • Как красиво сияет утренняя звезда

Светский вокал

[ редактировать ]
  • О Боже, как ты меня замораживаешь , ария на погребение ректора Тиция, Циттау, 19 мая 1681 г.

Сочинения

[ редактировать ]
  • Помощь божественного божества и выдающихся юридических консультантов самой процветающей Лейпцигской академии (диссертация; Лейпциг, 1688 г.)
  • Кузнец своего несчастья (роман; 1695)
  • Умное и глупое использование пяти чувств (роман; 1698).
  • Der musicische Quack-Salber (рассказ; Дрезден, 1700)
  • Основы композиции (трактат; 1703 г.)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Бьюлоу, Гроув.
  2. ^ Jump up to: а б с Апелляция 1972 г., 667.
  3. ^ Фридрих В. Ридель (1982), «Кунау, Иоганн» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 13, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 270–271 ; ( полный текст онлайн )
  4. ^ Апелляция 1972, 671–72.
  5. ^ Ньюман 1953–1954.
  6. ^ Перевод адаптирован и отредактирован Seares 2014, 46–47. Оригинальный немецкий: "Я добавил еще сонату си-бемоль, которая тоже порадует любителя. Потому что почему нельзя уметь играть подобные вещи на фортепиано, как и на других инструментах? Ведь ни один инструмент не умеет этого делать. Клавьер всегда оспаривал прецедент совершенства».
  7. ^ Кросс и Юэн 1962, 11. «Композитором был Иоганн Кунау (1660–1722), который в 1695 году опубликовал сборник фортепианных пьес под названием Frische Klavier Früchte . Эта публикация стала важным событием в истории музыки по двум причинам: она представляла собой одну из самые ранние попытки серьезно написать для клавишного инструмента, отличного от органа, и шесть пьес из этого набора впервые были обозначены как сонаты».
  8. ^ Силбигер 2004, 204.
  9. ^ Батт 1992.
  10. ^ Classical Net У нас родился ребенок 1998 г.
  11. ^ Беккер-Кантарино 2005, 189.
  12. ^ Силбигер 2004, 202.
  13. ^ Хардин 2001, 499.
  14. ^ Роуз 2011, 126–129.
  15. ^ Уокер 2004, 259.
  16. ^ Хан 1956.
  17. ^ Бесплатные партитуры по категориям: Кунау, Иоганн Андреас в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP).
  18. ^ Иоганн Кунау Hyperion Records
  19. ^ Кунау, Иоганн Андреас Бах Digital
  20. ^ Весь список отредактирован по данным Бюлоу, Гроува, без учета всех утерянных работ, подробностей об изданиях и т. д.
  • Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN   0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
  • Беккер-Кантарино, Барбара. 2005. Немецкая литература восемнадцатого века: Просвещение и чувствительность , Бойделл и Брюэр. ISBN   978-1-57113-246-8
  • Бьюлоу, Джордж Дж. (2001). «Кунау [Кун, Куно], Иоганн». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  • Батт, Джон. 1992. Примечания на вкладыше, Иоганн Кунау: Клавиатурные произведения , Harmonia Mundi HMX 2907360.61.
  • Кросс, Милтон ; Юэн, Дэвид (1962). «До Баха». Энциклопедия великих композиторов и их музыки Милтона Кросса . Том. 1. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday and Company, Inc., стр. 3–12. LCCN   62008097 .
  • Хан, К. 1956. Иоганн Кунаус «Основы композиции» , GfMKB: Гамбург 1956, 103–4.
  • Хардин, Джеймс (ред.). 2001. История немецкой литературы Камден-Хауса , Бойделл и Брюэр. ISBN   978-1-57113-103-4
  • Ньюман, WS 1953–1954. Контрольный список самых ранних клавирных «сонат» (1641–1738) , Notes, xi (1953–54), 201–211.
  • Римбах, Эванджелина (2005), «Священная вокальная музыка Иоганна Кунау», в Мессерли, Карлос Р. (редактор), Thine the Amen: Essays on Lutheran Church Music in Honor of Carl Schalk , Kirk House Publishers, стр. 83 –110, ISBN  1-932688-11-0
  • Роуз, Стивен. 2011. Музыкант в литературе в эпоху Баха , издательство Кембриджского университета. ISBN   978-1-107-00428-3
  • Сирс, Маргарет. 2014. Pièces de clavecin Иоганна Маттесона и Das neu-eröffnete Orchestre: универсальный стиль Маттесона в теории и практике . Ашгейт Паблишинг, ООО ISBN   978-1-4724-3846-1
  • Силбигер, Александр (ред.). 2004. Клавишная музыка до 1700 Routledge. ISBN   978-1-135-92423-2
  • Уокер, Пол. 2004. Теории фуги от эпохи Жоскена до эпохи Баха , University Rochester Press. ISBN   978-1-58046-150-4

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 297acf7e2189443c2de21e44352069db__1716802140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/db/297acf7e2189443c2de21e44352069db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Kuhnau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)