Иоганн Кунау
Иоганн Кунау | |
---|---|
![]() Портрет Кунау из раскрашенного вручную издания его Neue Clavier-Übung 1689 года, первая часть. | |
Рожденный | Гайзинг , Саксония | 6 апреля 1660 г.
Умер | 5 июня 1722 г. | ( 62 года
Занятия |
|
Иоганн Кунау (англ. Немецкий: [ˈkuːnaʊ] ; 6 апреля 1660 — 5 июня 1722) — немецкий эрудит , сегодня известный прежде всего как композитор . Он также был писателем , переводчиком , юристом и теоретиком музыки и смог совмещать эту деятельность со своими обязанностями на официальном посту Томаскантора в Лейпциге , который он занимал в течение 21 года. Большая часть его музыки, включая оперы , мессы и другие масштабные вокальные произведения, утеряна. Его репутация сегодня основана на его «Библейских сонатах» , наборе программных клавирных сонат, опубликованных в 1700 году, в которых каждая соната подробно изображала определенную историю из Библии . После его смерти Кунау сменил на посту Томаскантора Иоганн Себастьян Бах .
Биография
[ редактировать ]Большая часть биографических сведений о Кунау известна из автобиографии, опубликованной Иоганном Маттесоном в 1740 году в его Grundlage einer Ehrenpforte . семья Кунау Протестантская была родом из Богемии , и их звали Кун. Кунау родился в Гайзинге , современная Саксония . Его музыкальные таланты проявились рано, и примерно в 1670 году его отправили в Дрезден учиться у тамошних придворных музыкантов. В течение следующего десятилетия он изучал игру на клавишных инструментах и композицию музыки, а также французский и итальянский языки. В 1680 году ответвление Великой Венской чумы достигло Дрездена, и Кунау вернулся домой. Впоследствии он изучал музыку в Йоханнеуме в Циттау , а затем право в Лейпцигском университете . Исключительно активный как композитор и исполнитель в университетские годы, он был назначен органистом Томаскирхе в Лейпциге в 1684 году, в возрасте 24 лет. [1]
В 1688 году Кунау защитил диссертацию и начал юридическую практику. Он все еще работал органистом и продолжал сочинять музыку. В 1689 году он опубликовал свой первый сборник клавирных произведений, за ним последовали еще три в 1692, 1696 и 1700 годах. В 1690-х годах он перевел на немецкий язык ряд книг с итальянского и французского языков, завершил и опубликовал свой самый известный роман « сатирический Der musicische Quack-Salber (1700), а свободное время посвящал изучению различных предметов, таких как математика , иврит и греческий язык . В 1701 году он сменил Иоганна Шелле на посту Томаскантора и сохранял эту должность до своей смерти. К сожалению, хотя ему удалось руководить многими музыкальными мероприятиями Томаскирхе и преподавать в Томасшуле , Кунау начал страдать от плохого здоровья. Ученый Вилли Апель отмечал, что эта работа была для него «столь же утомительной и трудной, как и для его преемника И.С. Баха ». [2] Не только проблемы со здоровьем, но и усилия конкурирующих музыкантов и композиторов, таких как Георг Филипп Телеман и ученик Кунау Иоганн Фридрих Фаш , подорвали его деятельность как Кантора. [1]
Кунау умер в Лейпциге 5 июня 1722 года. [3] У него остались три дочери от брака 1689 года. Среди его учеников были не только Фаш, но и Иоганн Давид Хейнихен и Кристоф Граупнер . [1]
Музыка
[ редактировать ]
Сегодняшняя репутация Кунау основана на четырех сборниках нот для клавишных инструментов, которые он опубликовал в 1689–1700 годах. Особенно важен последний том, озаглавленный Musicalische Vorstellung einiger biblischer Historien и известный в народе как « Библейские сонаты». Он содержит шесть сонат, каждая из которых излагает библейскую историю в нескольких контрастирующих частях:
- Бой Давида и Голиафа
- Меланхолия Саула излечилась музыкой, которую Давид играл на арфе.
- Свадьба Джейкоба
- Болезнь и восстановление Езекии
- Гедеон, Спаситель Израиля
- Смерть и погребение Иакова
Кунау использует самые разнообразные музыкальные приемы для изображения ряда событий (звучание труб, бросание камня Давида и т. д.), а также психологических состояний персонажей (например, испуг израильтян перед битвой или радость Езекии). омраченный воспоминанием о своей болезни). Эти приемы не ограничиваются изменениями фактуры или гармонии, но включают также цитаты из протестантских хоралов (молитва израильтян основана на Aus tiefer Лютера Not schrei ich zu dir ) и имитации оперных арий (Страх Гедеона). [4]
Другие клавирные произведения Кунау демонстрируют разнообразный подход к форме. Две части его Clavier-Übung включают по 7 сюит каждая. Первый только в основном режиме , а второй только в второстепенном режиме. Сюиты почти всегда начинаются с прелюдии и продолжаются в обычном порядке танцев — аллеманде , куранте , сарабанде , жиге — иногда менуэт или ария между танцами помещается . Прелюдии Кунау почти всегда состоят из двух разделов: прелюдии и фуги (или раздела фугато ), дополненных контрпредметами, которые Кунау упоминает в предисловии. [2] Кунау Соната си-бемоль мажор , добавленная к Neuer Clavier-Übung, anderer Theil , в течение некоторого времени считалась самой ранней известной сонатой для клавишных. Более поздние исследования показали, что это была скорее первая клавирная соната, опубликованная в Германии, и что Кунау просто следовал соглашению об именах, установленному современными зарубежными композиторами. [5] Сам композитор так прокомментировал этот вопрос в предисловии:
Я также добавил сонату си-бемоль мажор , которая также должна понравиться любителям. Почему бы не предоставить такие пьесы для клавишных инструментов, которые предусмотрены для других инструментов? Действительно, ни один инструмент не смог оспорить репутацию безупречного клавира. [6]
Третий том, названный Frische Clavier Früchte , содержит шесть сонат, созданных по образцу итальянских камерных сонат. По словам авторов музыки Милтона Кросса и Дэвида Юэна, публикация произведения является «важным событием в истории музыки», поскольку это одна из первых серьезных попыток сочинения произведений для клавишных инструментов, помимо органа. [7] Использовано большое разнообразие форм и фактур: даже начальные части варьируются от токкатных миниатюр до полноценных чакон . Подход Кунау к эпизодам многих фуг этого сборника был назван одним ученым «возможно, его главным вкладом в историческое развитие фуги как расширенной формы». [8] Frische Clavier Früchte была самой популярной работой Кунау при его жизни, переизданной пять раз (включая одну посмертную публикацию). [9]
Большая часть вокальной музыки Кунау утрачена, включая оперу ( «Орфей» ), постановку «Страстей по Марку» ( Markus-Passion ), трёххоровую Te Deum и как минимум две постановки мессы . Сохранившиеся кантаты гармонически и мелодически просты, но выразительны. В отличие от кантат его предшественников в Томаскирхе, кантаты Кунау имеют единый подход к форме: большинство из них начинаются с инструментальной части, за которой следует изменение арий и речитативов . [1] Рождественская кантата Uns ist ein Kind geboren , ранее приписывавшаяся Баху как BWV 142 , скорее всего, была написана Кунау. [10]
Сочинения
[ редактировать ]
Из немногих сохранившихся книг и трактатов Кунау, пожалуй, самой важной является Der musicische Quack-Salber («Музыкальный шарлатан»), сатирический роман, опубликованный в 1700 году. В нем описываются вымышленные подвиги Караффы, немецкого шарлатана, который стремится сделать имя себе как музыканта, выдавая себя за итальянского виртуоза. Литературные качества романа были отмечены: один писатель осмелился назвать его лингвистически новаторским. [11] и он также оказался исключительно ценным источником исполнительских практик конца 17 века. [1] [2] [12] Известны еще два сатирических произведения Кунау: «Создатель своего несчастья» («Создатель своего несчастья», 1695) и «Умное и глупое использование пяти чувств » («Об умном и глупом использовании пяти чувств»). , 1698). [13] Некоторые сатирические концепции и сюжетные повороты Кунау созданы под влиянием Кристиана Вайзе романов . Кунау знал Вайзе еще со времен Циттау, где Вайзе работал ректором гимназии, а Кунау писал музыку (ныне утерянную) для школьных пьес Вайзе. [14]
Теоретический трактат Кунау Fundamenta Compositionis сохранился в единственной рукописи, которая также содержит анонимный трактат о двойном контрапункте ( Kurtze doch deutliche Reguln von den doppelten Contrapuncten ) и два текста Кристофа Бернхарда ; вся рукопись в какой-то момент была приписана Иоганну Себастьяну Баху . [15] К сожалению, «Фундамента» оказалась плохой и частичной копией оригинала Кунау. Последние пять глав представляют собой прямую копию другого трактата Бернхарда об обратном контрапункте, а обсуждение ладов очень похоже на обсуждение в ( Вальтера «Praecepta der musicischen Composition» 1708), но в нем отсутствуют несколько отрывков, включенных в «Вальтер». Это сходство подняло важный вопрос об известном и уважаемом трактате Вальтера: насколько сильно он основан на утраченном оригинале Кунау? Или и Вальтер, и Кунау заимствовали у другого писателя, ныне неизвестного? [16]
Кунау является автором как минимум еще двух теоретических работ, но они известны только по названию: Tractatus de Tetrachordo seu Musica Antiqua Ac Hodierna и De Triade Harmonica . Его взгляды на музыкальные лады, сольмизацию и другие вопросы сохранились в письме от 8 декабря 1717 года, опубликованном Маттесоном в Critica musica в 1725 году. [1] Кроме того, «Библейские сонаты» включают большое предисловие, в котором Кунау исследует идею программной музыки и различные связанные с ней вопросы.
Семья
[ редактировать ]Племянник Кунау Иоганн Андреас Кунау, родившийся в Аннаберге 1 декабря 1703 года, был одним из главных переписчиков И.С. Баха. [17] [18] Он посещал Thomasschule с 1718 года и учился в Лейпцигском университете с 1719 года. Он умер после 1745 года. [19]
Список работ
[ редактировать ]Утеряны многочисленные произведения Кунау, в том числе сценические произведения, кантаты, многочисленные музыкальные произведения и т. д. Некоторые кантаты, арии и оды сохранились только в текстовых версиях. Утеряны также по крайней мере два трактата: Tractatus de тетрахордо seu musica antiqua ac hodierna и De triade Harmonica . В следующий список включены только произведения, дошедшие до нас в полной форме. [20]
Клавиатура
[ редактировать ]- New Clavier-Übung, первая часть , 7 сюит (1689)
- New Clavier-Übung, другая часть , 7 сюит и 1 соната (1692)
- Свежие клавирные фрукты , 7 сонат (1696)
- Музыкальное исполнение некоторых библейских сюжетов , 6 сонат (1700)
- Прелюдия соль мажор, орган
- Прелюдия алла бреве, орган
- Фуга соль мажор, орган
- Токката ля мажор, орган
Священный вокал
[ редактировать ]- Господи, сколько там моих врагов
- Смотри на Иисуса, люби Иисуса
- Христос отстает в Тодесбандене
- Вот откуда мы знаем, что остаёмся в нём
- Старое ушло
- Все хорошо, что хорошо кончается
- Заставь мое сердце бояться тебя
- Да воскреснет Бог (с сомнением)
- Радуйтесь, народы, и ликуйте, язычники
- Бог Отец, Иисус Христос, Дух Святой обитайте с нами
- Бог не назначил нас на гнев
- Боже, помилуй меня
- Я радуюсь в Господе
- мне хочется уйти
- Я поднимаю глаза
- Твои небеса радуются свыше
- Я надеялся на Тебя, Господь
- Хвалите детей
- Слави Господа, душа моя (2 версии, на 2 и 5 голосов)
- О небеса, славьте Господа
- Моя старость приближается, я не могу умереть
- Магнификат
- Короткая месса
- Никто на этой земле не должен
- Не только один в счастливое утро
- О святое время, где небо, земля и воздух (2 версии, 1 на 2 голоса сомнительные, 1 на 4 голоса)
- Украсьте вечеринку вместе с Мейен
- Пойте новую песню Господу
- Спират клементес
- Моя душа грустна
- И враги ли днем и ночью
- С неба, вот откуда я родом
- Все, что делает Бог, сделано хорошо
- Удали заботы из своего сердца
- Прощай, мир, я устал от тебя
- Когда ты счастлив на своих фестивалях
- Как красиво сияет утренняя звезда
Светский вокал
[ редактировать ]- О Боже, как ты меня замораживаешь , ария на погребение ректора Тиция, Циттау, 19 мая 1681 г.
Сочинения
[ редактировать ]- Помощь божественного божества и выдающихся юридических консультантов самой процветающей Лейпцигской академии (диссертация; Лейпциг, 1688 г.)
- Кузнец своего несчастья (роман; 1695)
- Умное и глупое использование пяти чувств (роман; 1698).
- Der musicische Quack-Salber (рассказ; Дрезден, 1700)
- Основы композиции (трактат; 1703 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бьюлоу, Гроув.
- ^ Jump up to: а б с Апелляция 1972 г., 667.
- ^ Фридрих В. Ридель (1982), «Кунау, Иоганн» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 13, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 270–271 ; ( полный текст онлайн )
- ^ Апелляция 1972, 671–72.
- ^ Ньюман 1953–1954.
- ^ Перевод адаптирован и отредактирован Seares 2014, 46–47. Оригинальный немецкий: "Я добавил еще сонату си-бемоль, которая тоже порадует любителя. Потому что почему нельзя уметь играть подобные вещи на фортепиано, как и на других инструментах? Ведь ни один инструмент не умеет этого делать. Клавьер всегда оспаривал прецедент совершенства».
- ^ Кросс и Юэн 1962, 11. «Композитором был Иоганн Кунау (1660–1722), который в 1695 году опубликовал сборник фортепианных пьес под названием Frische Klavier Früchte . Эта публикация стала важным событием в истории музыки по двум причинам: она представляла собой одну из самые ранние попытки серьезно написать для клавишного инструмента, отличного от органа, и шесть пьес из этого набора впервые были обозначены как сонаты».
- ^ Силбигер 2004, 204.
- ^ Батт 1992.
- ^ Classical Net У нас родился ребенок 1998 г.
- ^ Беккер-Кантарино 2005, 189.
- ^ Силбигер 2004, 202.
- ^ Хардин 2001, 499.
- ^ Роуз 2011, 126–129.
- ^ Уокер 2004, 259.
- ^ Хан 1956.
- ^ Бесплатные партитуры по категориям: Кунау, Иоганн Андреас в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP).
- ^ Иоганн Кунау Hyperion Records
- ^ Кунау, Иоганн Андреас Бах Digital
- ^ Весь список отредактирован по данным Бюлоу, Гроува, без учета всех утерянных работ, подробностей об изданиях и т. д.
Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Беккер-Кантарино, Барбара. 2005. Немецкая литература восемнадцатого века: Просвещение и чувствительность , Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-57113-246-8
- Бьюлоу, Джордж Дж. (2001). «Кунау [Кун, Куно], Иоганн». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Батт, Джон. 1992. Примечания на вкладыше, Иоганн Кунау: Клавиатурные произведения , Harmonia Mundi HMX 2907360.61.
- Кросс, Милтон ; Юэн, Дэвид (1962). «До Баха». Энциклопедия великих композиторов и их музыки Милтона Кросса . Том. 1. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday and Company, Inc., стр. 3–12. LCCN 62008097 .
- Хан, К. 1956. Иоганн Кунаус «Основы композиции» , GfMKB: Гамбург 1956, 103–4.
- Хардин, Джеймс (ред.). 2001. История немецкой литературы Камден-Хауса , Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-57113-103-4
- Ньюман, WS 1953–1954. Контрольный список самых ранних клавирных «сонат» (1641–1738) , Notes, xi (1953–54), 201–211.
- Римбах, Эванджелина (2005), «Священная вокальная музыка Иоганна Кунау», в Мессерли, Карлос Р. (редактор), Thine the Amen: Essays on Lutheran Church Music in Honor of Carl Schalk , Kirk House Publishers, стр. 83 –110, ISBN 1-932688-11-0
- Роуз, Стивен. 2011. Музыкант в литературе в эпоху Баха , издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-00428-3
- Сирс, Маргарет. 2014. Pièces de clavecin Иоганна Маттесона и Das neu-eröffnete Orchestre: универсальный стиль Маттесона в теории и практике . Ашгейт Паблишинг, ООО ISBN 978-1-4724-3846-1
- Силбигер, Александр (ред.). 2004. Клавишная музыка до 1700 Routledge. ISBN 978-1-135-92423-2
- Уокер, Пол. 2004. Теории фуги от эпохи Жоскена до эпохи Баха , University Rochester Press. ISBN 978-1-58046-150-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шеринг, Арнольд (1918). «Предисловие». Себастьян Кнюпфер, Иоганн Шелле, Иоганн Кунау: Избранные церковные кантаты . Памятники немецкого музыкального искусства: Первая серия (на немецком языке). Том 58–59. Брайткопф и Хертель . стр. V–LII.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Иоганна Кунау в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Иоганна Кунау в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- В проекте Mutopia есть композиции Иоганна Кунау.
- Бесплатное прослушивание "Neue Clavier-Übung", книги I/II (Лейпциг, 1689/1692) в исполнении Фернандо Де Лука
- Бесплатное прослушивание "Fresh Clavier Fruits", Лейпциг, 1696 г., в исполнении Фернандо Де Лука.
- Проект Кунау , Pfefferkorn Verlag с Opella Musica, Camerata Lipsiensis и Грегором Мейером. Проект по публикации и записи сохранившихся священных произведений Кунау в ознаменование трехсотлетия со дня его смерти.
- Иоганн Кунау, Полное собрание сочинений для клавишных инструментов (2016), под редакцией Норберта Мюллемана, с предисловием и критическим комментарием, Г. Хенле Верлаг
- 1660 рождений
- 1722 смерти
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Люди из электората Саксонии
- Томасканторы
- Немецкие теоретики музыки
- Люди, получившие образование в Кройцшуле
- Композиторы-классики XVIII века
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Немецкие музыканты-мужчины XVIII века