Томаскантор
Томаскантор хора Святого Фомы | |
---|---|
с 2021 года | |
Тип | Музыкальный директор |
Отчеты перед | Лейпциг |
Формирование | 1518 |
Первый обладатель | Георг Рау |
Thomaskantor (Кантор в церкви Святого Фомы) — общее имя музыкального руководителя Thomanerchor , ныне всемирно известного хора мальчиков, основанного в Лейпциге в 1212 году. Официальное историческое название Thomaskantor на латыни, Cantor et Director Musices , описывает две функции кантора и директора. В качестве кантора он готовил хор к службе в четырех лютеранских церквях: Томаскирхе (Св. Фомы), Николаикирхе (Св. Николая), Новой Кирхе (Новой церкви) и Петерскирхе (Св. Петра). В качестве директора он организовывал музыку для городских мероприятий, таких как выборы в городской совет и поминки. Функции, связанные с университетом, проводились в Паулинеркирхе . Иоганн Себастьян Бах был самым известным Томаскантором с 1723 по 1750 год.
Позиция
[ редактировать ]В Лейпциге был университет, основанный в 1409 году, и это торговый центр, где проходила торговая ярмарка он был в основном лютеранским , впервые упомянутая в 1165 году. Со времен Реформации . Положение Томаскантора во времена Баха описывалось как «одное из самых уважаемых и влиятельных музыкальных учреждений протестантской Германии». [1]
Чтения и необходимое музыкальное сопровождение лютеранских служб в Лейпциге были детально регламентированы. Церковная Книга (Полная Церковь / Книга / Содержащая / Евангелия и Послания / На каждый праздник, Вс и Апостольский день Весь год...) перечисляет предписанные чтения, повторяемые каждый год. [2] Церковный год начинался с первого воскресенья Адвента и делился на праздники, посты.периоды и безпраздничное время после Троицынского воскресенья . в основном не было концертной музыки, такой как кантата Что касается музыки, то во время поста Адвента и Великого поста . Во второй половине церковного года исполнялась скромная музыка, а в праздники – богатая музыка с более сложными инструментами и большим количеством служб в день. Рождество, Пасха и Пятидесятница праздновались по три дня каждое, а также отмечалось множество других праздников. [3] В библиотеке Святого Фомы содержались произведения вокальной полифонии, начиная с пятнадцатого века. [4]
Томаскантор отчитывался перед городским советом, ректором Томасшуле и руководителем церкви . [5] церквях города На него была возложена обязанность подготовить хор к службе в четырех лютеранских : [6] главные церкви Томаскирхе (Св. Фомы) и Николаикирхе (Св. Николая), [7] а также Neue Kirche (Новая церковь) и Петерскирхе (Св. Петра). [8] [9]
Как кантор, Томаскантор должен был сочинять и заботиться о копировании, репетициях и выступлениях. [10] Ему также приходилось преподавать музыку и общие предметы. [6] Принимал участие в приеме новых учеников в школу . [11] Хор был разделен на группы: самые продвинутые певцы каждое воскресенье исполняли кантату, попеременно св. Фомы и св. Николая, вторая группа пела в другой церкви, а начинающие в праздничные дни - в церквях поменьше. В большие праздники кантата исполнялась в обеих церквях: в одной утренняя служба, вечерня в другой — . Чтобы заработать дополнительное финансирование, хор выступал также на свадьбах и похоронах. [12]
В качестве музыкального директора Томаскантор был «старшим музыкантом» Лейпцига, ответственным за музыку на официальных мероприятиях, таких как выборы в городской совет и поминки. [6] Функции, связанные с университетом, проводились в Паулинеркирхе .
Сегодня Томаскантор исполняет музыку на службах в Томаскирхе, включая еженедельные дневные службы под названием Motette, которые часто содержат кантату Баха . Он также дирижирует хором во время записей и гастролей.
- Томас Черч ,
1885 - Николаикирхе , ок. 1850 г.
- Новая церковь ,
1749 - Петерскирхе , до 1886 г.
- Паулинеркирхе ,
1749
Известные обладатели должности
[ редактировать ]В следующей таблице показаны имена известных людей, занимавших эту должность, и время их службы в хронологическом порядке, от Реформации до наших дней.
Нет. | № после Баха | Изображение | Имя | Срок владения | Рожденный | Умер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | Георг Рау | 1518–1520 | в. 1488 на ледяном поле | 6 августа 1548 г. в Виттенберге | ||
2 | Иоганнес Галликул | 1520–1525 | в. 1490 г. в Дрездене | в. 1550 г. в Лейпциге | |||
3 | Валериан Хюффелер | 1526–1530 | |||||
4 | Йоханнес Германн | 1531–1536 | 1515 в Циттау | 22 апреля 1593 г. во Фрайберге | |||
5 | Вольфганг Младший | 1536–1539 | в. 1517 в Сайде | 4 марта 1564 г. в Гросширме | |||
6 | Йоханнес Брукнер | 1539–1540 | |||||
7 | Ульрих Ланге | 1540–1549 | 1549 в Лейпциге | ||||
8 | Вольфганг Фигулус | 1549–1551 | в. 1525 г. в Наумбурге | 1589 в Мейсене | |||
9 | Мельхиор Хегер | 1553–1564 | в Брюксе (сегодня Мост) | ||||
10 | Валентин Отто | 1564–1594 | 1529 в Марклеберге | апрель 1594 г. | |||
11 | ![]() | Сетус Кальвизиус | 1594–1615 | 21 февраля 1556 г. в Горслебене | 24 ноября 1615 г. в Лейпциге | ||
12 | ![]() | Иоганн Герман Шайн | 1615–1630 | 20 января 1586 г. в Грюнхайне | 19 ноября 1630 г. в Лейпциге | ||
13 | Тобиас Майкл | 1631–1657 | 13 июня 1592 г. в Дрездене | 26 июня 1657 г. в Лейпциге | |||
14 | Себастьян Кнюпфер | 1657–1676 | 6 сентября 1633 г. в пепле | 10 октября 1676 г. в Лейпциге | |||
15 | Иоганн Шелле | 1677–1701 | 6 сентября 1648 г. в Гайзинге | 10 марта 1701 г. в Лейпциге | |||
16 | ![]() | Иоганн Кунау | 1701–1722 | 6 апреля 1660 г. в Гайзинге | 5 июня 1722 г. в Лейпциге | ||
17 [а] | ![]() | Иоганн Себастьян Бах | 1723–1750 | 21 марта 1685 г. в Айзенахе | 28 июля 1750 г. в Лейпциге | ||
18 | 1 | Иоганн Готтлоб Харрер | 1750–1755 | 1703 в Гёрлице | 9 июля 1755 г. в Карловых Варах | ||
19 | 2 | Иоганн Фридрих Долес | 1756–1789 | 23 апреля 1715 г. в Штайнбах-Халленберге | 8 февраля 1797 г. в Лейпциге | Дольше всех занимал эту должность. | |
20 | 3 | ![]() | Иоганн Адам Хиллер | 1789–1801 | 25 декабря 1728 г. в Вендиш-Оссиге | 16 июня 1804 г. в Лейпциге | 1781–1785 капельмейстер Гевандхауса . |
21 | 4 | Август Эберхард Мюллер | 1801–1810 | 13 декабря 1767 г. в Нортхайме | 3 декабря 1817 г. в Веймаре | 1810–1817 Музыкальный руководитель двора великого герцога Саксонского. | |
22 | 5 | ![]() | Иоганн Готфрид Шифт | 1810–1823 | 29 сентября 1753 г. в Райхенау | 16 февраля 1823 г. в Лейпциге | |
23 | 6 | Кристиан Теодор Вайнлиг | 1823–1842 | 25 июля 1780 г. в Дрездене | 7 марта 1842 г. в Лейпциге | 1814–1817 Кройцкантор | |
24 | 7 | ![]() | Мориц Гауптманн | 1842–1868 | 13 октября 1792 г. в Дрездене | 3 января 1868 г. в Лейпциге | |
25 | 8 | ![]() | Эрнст Фридрих Рихтер | 1868–1879 | 24 октября 1808 г. в Гросшенау | 9 апреля 1879 г. в Лейпциге | |
26 | 9 | ![]() | Вильгельм Руст | 1880–1892 | 15 августа 1822 г. в Дессау | 2 мая 1892 г. в Лейпциге | |
27 | 10 | ![]() | Густав Шрек | 1893–1918 | 8 сентября 1849 г. в Цойленроде | 22 января 1918 г. в Лейпциге | |
28 | 11 | ![]() | Карл Штраубе | 1918–1939 | 6 января 1873 г. в Берлине | 27 апреля 1950 г. в Лейпциге | |
29 | 12 | ![]() | Гюнтер Рамин | 1939–1956 | 15 октября 1898 г. в Карлсруэ | 27 февраля 1956 г. в Лейпциге | |
30 | 13 | ![]() | Курт Томас | 1957–1960 | 25 мая 1904 г. в Тённинге | 31 марта 1973 г. в Бад-Эйнхаузене | |
31 | 14 | Эрхард Мауэрсбергер | 1961–1972 | 29 декабря 1903 г. в Мауэрсберге /Мариенберге | 11 декабря 1982 г. в Лейпциге | ||
32 | 15 | Ханс-Йоахим Ротч | 1972–1991 | 25 апреля 1929 г. в Лейпциге | 24 сентября 2013 г. в Лейпциге | ||
33 | 16 | ![]() | Георг Кристоф Биллер | 1992–2015 | 20 сентября 1955 г. в Небре | 27 января 2022 г. | |
34 | 17 | Готтольд Шварц | 2016–2021 | 2 мая 1952 г. в Цвиккау | |||
35 | 18 | прелести Андреа | 2021 | 19 мая 1975 г. в Золотурне , Швейцария. | Первый швейцарец и первый католик |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Теоретически Баха можно считать 18-м Томаскантором, поскольку после смерти Кунау 11 августа 1723 года городской совет Лейпцига предложил Георга Филиппа Телемана в качестве его преемника. Телеман, однако, уже был Кантором в местной Йоханнеум Латиншуле в Гамбурге ; он немедленно договорился о повышении зарплаты с их городским советом, оставаясь на этом посту до своей смерти. [13] После того как Телеман отклонил предложение совета Лейпцига, был предложен новый список кандидатов, возглавляемый Кауфманом и А. К. Туфеном, затем Граупнером и, наконец, Бахом. Несмотря на то, что Граупнер был формально одобрен советом Лейпцига, он не смог занять этот пост, поскольку в его отставке с поста придворного гофкапельмейстера было отказано ландграфом Дармштадта . [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вольф 1991 , с. 8.
- ^ Петцольдт 2013 , с. 1.
- ^ Петцольдт 2013 , с. 5–6.
- ^ Вольф 1991 , с. 93.
- ^ Вольф 1991 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Вольф 1991 , с. 30.
- ^ Дюрр 1971 , с. 219.
- ^ Питер 2015 .
- ^ Вольф 2002 , с. 251–252.
- ^ Вольф 1991 , с. 39.
- ^ Вольф 2002 , с. 247.
- ^ Вольф 2002 , с. 246.
- ^ Бассо, Альберто (2018). Фрау Музыка, жизнь и творчество И. С. Баха, 1: происхождение семьи, лютеранская среда, его юность, Веймар и Кётен (1685–1723) (на итальянском языке). Турин: EDT. п. 547. ИСБН 978-88-592-4742-5 . OCLC 1043531226 .
- ^ Вольф 2002 , с. 224.
Библиография
[ редактировать ]- Дюрр, Альфред (1971). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1. Бэренрейтер-Верлаг. OCLC 523584 .
- Петцольдт, Мартин (2013). «Литургия и музыка в главных церквях Лейпцига» (PDF) (на немецком языке). bach-cantatas.com.
- Вольф, Кристоф (1991). Бах: Очерки его жизни и музыки . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-05926-9 .
- Вольф, Кристоф (2002). Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . WW Нортон и компания . ISBN 978-0-393-32256-9 .
- «Peterskirche Leipzig / History» (на немецком языке). Святой Петр, Лейпциг. 2015 . Проверено 22 января 2015 г.
- Стефан Альтнер : Томасканторат в 19 веке. Претенденты и кандидаты в Лейпцигскую канторат Св. Фомы в 1842-1918 гг. Источниковедческие исследования о развитии кантората Св. Фомы и хора Св. Фомы от отмены публичного пения в 1837 году до первой поездки за границу в 1920 году. Пассаж-Верлаг, Лейпциг, 2006 г., ISBN 3-938543-15-9 .
- Иоганн Готфрид Штальбаум : О внутренней связи между музыкальным образованием молодежи и общей целью высшей школы. Инаугурационная речь вместе с биографическими новостями о канторах Томасшуле в Лейпциге. Фриче, Лейпциг, 1842 г.
- Коринна Вернер: Между адаптацией и сопротивлением. Томанерхор Лейпцига в двух политических системах. Исследования и материалы по музыковедению, Том 123. Георг Олмс Верлаг , Хильдесхайм, 2023. (Аннотация) ISBN 978-3-487-16232-4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Орден / Школа / С. Томе , Лейпциг, 1723 г. (PDF, на немецком языке)
- Устав Лейпцигского городского совета для школы Св. Фомы , Лейпциг, 1723 г. (PDF)