Иоганн Давид Хейнихен
Иоганн Давид Хейнихен | |
---|---|
Рожденный | Тойхерн , Саксония-Анхальт , Германия | 17 апреля 1683 г.
Умер | 16 июля 1729 г. | (46 лет)
Известный | Квинтовый круг |
Дети | 1 |
Иоганн Давид Хейнихен (17 апреля 1683 - 16 июля 1729) был немецким эпохи барокко композитором и теоретиком музыки , который привел музыкального гения Венеции ко двору Августа II Сильного в Дрездене . После его смерти музыка Хайнихена в течение многих лет не привлекала особого внимания. Как теоретик музыки, он считается одним из изобретателей квинтового круга .
Биография
[ редактировать ]Иоганн Давид Хейнихен родился в небольшой деревне Крёссульн (ныне часть города Тойхерн , в Саксонии-Анхальт ) недалеко от Вайсенфельса . Его отец, Михаэль Хайнихен, изучал музыку в знаменитой Томасской школе Лейпцига, связанной с Томаскирхе , служил кантором в Пегау и был пастором деревенской церкви в Крёссульне. Иоганн Давид также посещал Thomasschule Leipzig . [1] Там он изучал музыку у Иоганна Шелле , а позже получил уроки игры на органе и клавесине у Иоганна Кунау . Будущий композитор Кристоф Граупнер в то время также учился у Кунау. [ нужна ссылка ]
В 1702 году Хейнихен поступил на юридический и факультет Лейпцигского университета в 1705–1706 годах получил квалификацию юриста (в начале 18 века право было излюбленным направлением для композиторов; Кунау, Граупнер и Георг Филипп Телеман юристами были также ). Хейнихен занимался юридической практикой в Вайсенфельсе до 1709 года.
Однако Хайнихен сохранил интерес к музыке и одновременно сочинял оперы. В 1710 году он опубликовал первое издание своего главного трактата о басе . Он уехал в Италию и провел там семь лет становления, в основном в Венеции, с большим успехом поставив две оперы: «Марио» и «Страсти ради любви» (1713). [2] Марио снова был поставлен в Гамбурге в 1716 году под немецким названием Calpurnia, oder die romische Grossmut.
В 1712 году он преподавал музыку Леопольду, принцу Ангальт-Кётенскому , который взял его композитором. Тот же принц назначит Иоганна Себастьяна Баха капельмейстером в конце 1717 года. В 1716 году Хейнихен встретился в Венеции с принцем Польши Августом III , сыном короля Августа II Сильного , и благодаря ему был назначен королевско-польским и курфюрст-саксонским. Капельмейстер в Дрездене. [3] Среди его учеников был Иоганн Георг Пизендель . В 1721 году Хейнихен женился в Вайсенфельсе; рождение его единственного ребенка зарегистрировано как январь 1723 года. В последние годы жизни Хайнихена сильно пострадало здоровье; во второй половине дня 16 июля 1729 года он был похоронен на кладбище Йоханнеса после того, как окончательно скончался от туберкулеза .
Его музыка стала более известна после 1992 года, когда Musica Antiqua Köln под руководством Райнхарда Гебеля записала отрывок из Дрезденских концертов (Seibel 204, 208, 211, 213–215, 217, 226, 231–235, 240), за которым последовала запись Хайнихена Lamentationes и Passionsmusik (1996). Его единственная опера для Дрездена, «Флавио Криспо» (1720), никогда не исполнялась и не записывалась до 2018 года. Две «страстные оратории», L'aride tempie ignude (1724?) и Come? S'imbruna il cieli Occhi piangete (1728) (в каталоге классифицируются как кантаты Seibel 29 и 30) были записаны в 2021 году Кёльнерской академией . [4]
Квинтовый круг
[ редактировать ]Хейнихену приписывают независимое изобретение квинтового круга (нем. Musicalischer Circul ) в его Ной-изобретенных и подробных инструкциях (1711 г.), [5] хотя он не был первым изобретателем. Квинтовый круг был изобретен раньше.Николая Дилецкого в конце 1670-х годов (о чем Хейнихен не знал). Хейнихен считал Афанасия Кирхера предшественником , в частности его Musurgia Universalis (1650).
Список работ
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Классическая музыка Наксоса» .
- ^ Джордж Дж. Бьюлоу – История музыки барокко 2004 – стр. 463 0253343658 Иоганн Давид Хейнихен (1683–1729) в 1713 году также имел большой успех в венецианском театре Сант-Анджело с двумя операми: «Марио» и «Страсти ради любви».
- ^ «Давайте послушаем Heinichen...» Радио Кракова (на польском языке) . Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ «Иоганн Давид Хейнихен (1683-1729): Две страстные оратории», рецензия на MusicWeb International , ноябрь 2022 г.
- ^ Иоганн Давид Хайнихен, Новое и тщательное обучение (1711), стр. 261
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бюлоу, Джордж Дж. 1966. « Loci Topici и аффект в музыке позднего барокко: практическая демонстрация Хайнихена». Музыкальное обозрение 27:161–76.
- Бьюлоу, Джордж Дж. 1992. Тщательный басовый аккомпанемент по Иоганну Давиду Хайнихену , третье издание. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
- Бюлов, Джордж Дж. 2001. «Хайнихен, Иоганн Давид». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Унгер, Мелвин П. 1990. Немецкие хоровые церковные сочинения Иоганна Давида Хайнихена . Исследования в американских университетах, Серия 20: Изобразительное искусство 14. Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 9780820412368 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография на classic.net
- Запись в каталоге Deutsche Grammophon на компакт-диске Heinichen с аудиосэмплами. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- Уртекстовые издания инструментальной музыки от Prima la musica!
- Бесплатные партитуры Иоганна Давида Хайнихена в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)