Jump to content

Ян Питерсзон Свелинк

Ян Питерсзон Свелинк
Портрет Свелинка 1606 г.
Рожденный Апрель или май 1562 г. ( 1562 г. )
Умер 16 октября 1621 г. (1621-10-16) (59 лет)
Амстердам , Нидерланды
Род занятий Композитор , органист , педагог
Эра Ренессанс , Барокко
Супруг
Класген Дирккс, дочь Пуйнер
( м. 1590)

Ян Питерсзон Свелинк ( / ˈ j ɑː n ˈ p t ər s n ˈ s w l ɪ ŋ k / YAHN PEE -tər-sohn SWAY -link ; [1] Апрель или май 1562 — 16 октября 1621) — голландский композитор , органист и педагог, чьё творчество охватывало конец эпохи Возрождения и начало эпохи барокко . Он был одним из первых крупных клавишных композиторов Европы, а его работа в качестве преподавателя помогла установить северогерманскую органную традицию .

Свелинк родился в Девентере , Нидерланды , в апреле или мае 1562 года. Он был старшим сыном органиста Питера (или Питера [2] [3] ) Свиббертсзон и Эльске Янсдохтер Свелинг, дочь хирурга. [4] Вскоре после рождения Свелинка семья переехала в Амстердам , где примерно с 1564 года Питер Свиббертсзон служил органистом Oude Kerk (дед и дядя Свелинка по отцовской линии также были органистами). [5] Ян Питерсзон, должно быть, получил первые уроки музыки от своего отца. К сожалению, его отец умер в 1573 году. Впоследствии он получил общее образование у Якоба Бюйка, [6] Католический пастор Ауде Керк (эти уроки прекратились в 1578 году после Реформации Амстердама и последующего обращения в кальвинизм ; [5] Бюйк решил покинуть город). Мало что известно о его музыкальном образовании после смерти отца; среди его учителей музыки, возможно, был Ян Виллемсзон Лосси, малоизвестный контртенор и шаум- игрок в Харлеме . [5] и/или Корнелис Боскоп, преемник отца Свелинка в Ауде Керк. [5] Если Свелинк действительно учился в Харлеме, на него, вероятно, в некоторой степени повлияли органисты Санкт-Бавокерка , Клаас Альбрехтсзон ван Виринген и Флорис ван Адрихем, оба из которых ежедневно импровизировали в Бавокерке. [5]

Ауде Керк, амстердамская церковь, где Свелинк проработал почти всю свою жизнь.

По словам Корнелиса Племпа, ученика и друга Свелинка, свою 44-летнюю карьеру он начал в качестве органиста Ауде Керк в 1577 году, когда ему было 15 лет. [5] Эта дата, однако, неопределенна, поскольку церковные записи с 1577 по 1580 год отсутствуют, а Свелинка можно проследить в Ауде Керке только с 1580 года; он занимал этот пост до конца своей жизни. [5] Овдовевшая мать Свелинка умерла в 1585 году, и Ян Питерсзон взял на себя ответственность за его младших брата и сестру. В следующем году его зарплата в 100 флоринов была увеличена вдвое, предположительно для облегчения дела. Кроме того, ему предложили дополнительно 100 гульденов. [7] в случае, если бы он женился, что произошло в 1590 году, когда он женился на Клэсгене Дирксдохтере Пуйнере из Медемблика . [5] Ему также был предложен выбор между еще 100 гульденами и бесплатным проживанием в принадлежащем городу доме, последнее из которых он выбрал. [7] Первые опубликованные произведения Свелинка датируются примерно 1592–1594 годами: три тома шансона, последний из которых является единственным сохранившимся томом, опубликованным в 1594 году. [8] (по неясным причинам композитор взял фамилию матери; «Свелинк» впервые появляется на титульном листе издания 1594 года). [5] Затем Свелинк приступил к публикации настроек псалма, намереваясь установить всю Псалтирь. Эти сочинения появились в четырех больших томах, вышедших в 1604, 1613, 1614 и 1621 годах. Последний том вышел посмертно и, предположительно, в неоконченном виде. Свелинк умер по неизвестным причинам 16 октября 1621 г. [9] и был похоронен в Ауде Керк . У него остались жена и пятеро из шести детей; старший из них, Дирк Янсзон, сменил своего отца на посту органиста Oude Kerk. [ нужна ссылка ]

Композитор, скорее всего, всю свою жизнь провел в Амстердаме, лишь изредка посещая другие города в связи со своей профессиональной деятельностью: его просили осматривать органы, давать заключения и советы по изготовлению и реставрации органов и т. д. Эти обязанности приводили к коротким визитам в Делфт. , Дордрехт (1614 г.), Энкхейзен , Харлем (1594 г.), Хардервейк ( 1608 г.), Мидделбург (1603 г.), Неймеген (1605 г.), Роттердам (1610 г.), Ренен (1616 г.), а также Девентер , место его рождения (1595, 1616 г.) . [6] Самое продолжительное путешествие Свелинка было в Антверпен в 1604 году, когда власти Амстердама поручили ему купить клавесин для города. Не обнаружено никаких документальных свидетельств, подтверждающих традицию, восходящую к Маттесону , о том, что Свелинк посетил Венецию (возможно, это путаница с его братом, художником Герритом Питерсом Свелинком , который это сделал), и точно так же нет никаких доказательств того, что он когда-либо пересекал Ла-Манш. , хотя копии его музыки были такими же, как пьесы, включенные в « Книгу Фицуильяма Вирджинал» . Его популярность как композитора, исполнителя и педагога неуклонно росла на протяжении всей его жизни. Современники прозвали его Орфеем Амстердама , и даже городские власти часто приводили важных гостей послушать импровизации Свелинка. [ нужна ссылка ]

Работает

[ редактировать ]

Свелинк представляет собой высшее развитие голландской клавишной школы и действительно представлял собой вершину сложности и изысканности клавишных контрапунктов до И. С. Баха . Однако он был также искусным композитором для голоса и написал более 250 вокальных произведений ( шансон , мадригалы , мотеты и псалмы ). [ нужна ссылка ]

Некоторые из нововведений Свелинка имели огромное музыкальное значение, в том числе фуга - он был первым, кто написал органную фугу, которая начиналась просто, с одной темы, последовательно добавляя текстуру и сложность до финальной кульминации и разрешения. Также принято считать, что многие клавишные произведения Свелинка были предназначены для занятий его учениками. [10] Он также был первым, кто использовал педаль как настоящую фугальную деталь. [11] Стилистически музыка Свелинка также объединяет богатство, сложность и пространственное чувство Андреа и Джованни Габриэли , а также орнаментальность и интимные формы английских вирджиналистов . В некоторых своих произведениях Свелинк выступает как композитор стиля барокко, за исключением шансонов, которые во многом напоминают традицию французского Возрождения. [12] В формальном развитии, особенно в использовании контрсубъекта , стретто и органной точки ( педальной точки ), его музыка, можно сказать, напоминала Баха (который, вполне возможно, был знаком с музыкой Свелинка). [13]

Свелинк был мастером -импровизатором и получил неофициальный титул « Орфея Амстердама». [14] Сохранилось более 70 его клавирных произведений, и многие из них могут быть похожи на импровизации, которые, вероятно, слышали жители Амстердама около 1600 года. На протяжении своей жизни Свелинк участвовал в музыкальных литургиях трех совершенно разных традиций: католической, кальвинистской и лютеранской, — каждая из которых отражена в его творчестве. [15] Даже его вокальная музыка, более консервативная, чем его клавишное письмо, демонстрирует поразительную ритмическую сложность и необычайное богатство контрапунктических приемов. [ нужна ссылка ]

Портрет Свелинка 1624 года, гравюра Яна Харменса. Мюллер.

Единственными обязанностями Свелинка в Амстердаме были обязанности органиста. [16] Вопреки обычаю, он не играл на карильоне или клавесине в официальных случаях, и от него не требовалось регулярно сочинять сочинения. Кальвинистские службы обычно не включали игру на органе из-за веры в то, что сейчас называется Регулирующим принципом . Регулирующий принцип ограничивал элементы поклонения только тем, что предписано в Новом Завете. Однако Консистория Дордрехта 1598 года поручила органистам играть вариации на новые мелодии женевских псалмов до и после службы, чтобы народ ознакомился с ними. [17] Вместо этого Свелинка нанял сам город. Поскольку всю оставшуюся жизнь он работал у протестантских судей, вполне вероятно, что он был приверженцем кальвинизма. В 1590-х годах трое его детей были крещены в Ауде Керк . [18] Его работа давала ему время для преподавания, благодаря чему он прославился так же, как и своими сочинениями. Ученики Свелинка составили ядро ​​того, что должно было стать северогерманской органной школой : Якоб Преториус II , Генрих Шейдеман , Пауль Зиферт , Мельхиор Шильдт , а также Самуэль и Готфрид Шайдты . [19] Учеников Свелинка считали музыкантами, с которыми сравнивали других органистов. [5] Свелинк был известен в Германии как «создатель органистов». [20] Общительный и уважаемый, он пользовался большим спросом как педагог. [21] У него, несомненно, было много голландских учеников, но ни один из них не стал выдающимся композитором. Свелинк, однако, повлиял на развитие голландской органной школы, как это показано в творчестве более поздних композиторов, таких как Антони ван Нордт . Свелинк на протяжении своей карьеры ставил музыку для католических, кальвинистских и лютеранских литургий. [15] Он был самым важным композитором музыкально богатой «золотой эпохи» Нидерландов. [5]

Влияние Свелинка распространилось до Швеции и Англии, в первую его перенес Андреас Дюбен , а во вторую - английские композиторы, такие как Питер Филипс , который, вероятно, встретил Свелинка в 1593 году. Свелинк и голландские композиторы в целом имели очевидные связи с английскими композиторами. школа композиции. Музыка Свелинка появляется в « Виргинальной книге Фицуильяма» , которая в остальном содержит только произведения английских композиторов. Он написал вариации на Джона Доуленда знаменитую «Lachrimae Pavane» . Джон Булл , который, вероятно, был моим личным другом, после смерти голландского композитора написал ряд вариаций на тему Свелинка. [ нужна ссылка ]

Результаты

[ редактировать ]
  • Научное издание произведений Свелинка вышло в Нидерландах в период с 1974 по 1990 год в 7 томах (некоторые из них разделены на брошюры) с примечаниями редактора на английском языке: Ян Питерсзон Свелинк: Opera Omnia / Editio altera quam edendam curavit. Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis (2-е исправленное издание под редакцией Густава Леонхардта, Альфонса Аннегарна, Фрица Носке и др.), Амстердам, VNM [Королевское голландское общество музыковедения], 1974–1990 гг.
  • Новое научное издание полного собрания сочинений Свелинка ( Breitkopf & Härtel , 2004) под редакцией в 4 томах Харальда Фогеля и Питера Дирксена.
  • Полная работа с клавиатурой . Различные органисты и клавесинисты. NM Classics 92119 (9 компакт-дисков) [22]
  • Памятник Хету Свелинку , полная запись вокальных произведений Свелинка; The Gesualdo Consort под управлением Гарри ван дер Кампа , Глосса, (17 компакт-дисков), 2009–2010 гг. [23] Записи были одновременно выпущены на компакт-дисках, а также доступны в презентационных комплектах книг и компакт-дисков на голландском языке в Нидерландах. [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Голландское произношение
  2. ^ Денис Арнольд, изд. (1983). Новый Оксфордский спутник музыки . Том. 2. Издательство Оксфордского университета.
  3. ^ Бернар Соннайлон (1985). Король инструментов: история органа . Риццоли. п. 161. ИСБН  0-8478-0582-4 .
  4. ^ Стивен Вестроп, аннотации к книге « Кристофер Херрик : Свелинк: Органная музыка», Hyperion CDA67421/2
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сэди, Стэнли. 1980. « Свелинк [Свелинк, Звелинк, Свелинг, Свелинг, Свелинг, Свелинг], Ян Питерсзон » , Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том8. Macmillan Publishers Limited, Лондон. Стр. 406–407
  6. ^ Jump up to: а б Рэндалл Х. Толлефсен, Питер Дирксен. «Ян Питерсзон Свелинк», Grove Music Online, изд.
  7. ^ Jump up to: а б Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 10
  8. ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 12
  9. ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 17
  10. ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 98
  11. ^ Биографический словарь музыкантов Бейкера, 7-е издание. «Свелинк, Ян Питерсзон».
  12. ^ Риз, Гюстав. 1959. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Co.
  13. ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 130
  14. ^ (на голландском языке) Оргелист Орфея из Амстердама, Ян Питерс. в Карела ван Мандера , «Шильдербоке» 1604 г., любезно предоставлено Цифровой библиотекой голландской литературы.
  15. ^ Jump up to: а б Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 66.
  16. ^ "Орфей Амстердама, Часть 1 - Церковный органист", Архив Радио Нидерландов, 31 марта 2002 г.
  17. ^ Кобальд, Норма "Reformed Music Journal" Vol. 9, № 2. 1997. Лэнгли, Британская Колумбия. Канада. Бруксайд Паблишинг. Стр. 36
  18. ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 9
  19. ^ Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 14–15
  20. ^ «Орфей Амстердама, Часть 2 - Знаменитый мастер», Архив Радио Нидерландов, 7 апреля 2002 г.
  21. ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 16
  22. ^ Лео ван Дуселаар, Питер ван Дейк, Боб ван Асперен, Менно ван Делфт, Зибе Хенстра, Питер Дирксен, Фредди Эйхельбергер, Глен Уилсон и др.
  23. Интервью Марка Виггинса с Гарри ван дер Кампом, 2009 г.
  24. ^ «Памятник Гету Свелинку» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 5 декабря 2010 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN   0-393-09745-5
  • Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера , 8-е изд. Редакция Николая Слонимского. Нью-Йорк, Книги Ширмера, 1993. ISBN   0-02-872416-X
  • Питер Дирксен, Клавишная музыка Яна Питерссона Свелинка – ее стиль, значение и влияние. (Утрехт, 1997). ISBN   90-6375-159-1
  • Исследования Свелинка, Материалы симпозиума Свелинка , Утрехт, 1999 г. (Утрехт, 2001 г.) Под редакцией Питера Дирксена. ISBN   90-72786-09-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: acf8fd544517457ec2ddfb0e0fb75e3e__1722165900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/3e/acf8fd544517457ec2ddfb0e0fb75e3e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Pieterszoon Sweelinck - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)