Ян Питерсзон Свелинк
Ян Питерсзон Свелинк | |
---|---|
Рожденный | Апрель или май 1562 г. |
Умер | 16 октября 1621 г. Амстердам , Нидерланды | (59 лет)
Род занятий | Композитор , органист , педагог |
Эра | Ренессанс , Барокко |
Супруг | Класген Дирккс, дочь Пуйнер |
Ян Питерсзон Свелинк ( / ˈ j ɑː n ˈ p iː t ər s oʊ n ˈ s w eɪ l ɪ ŋ k / YAHN PEE -tər-sohn SWAY -link ; [1] Апрель или май 1562 — 16 октября 1621) — голландский композитор , органист и педагог, чьё творчество охватывало конец эпохи Возрождения и начало эпохи барокко . Он был одним из первых крупных клавишных композиторов Европы, а его работа в качестве преподавателя помогла установить северогерманскую органную традицию .
Жизнь
[ редактировать ]Свелинк родился в Девентере , Нидерланды , в апреле или мае 1562 года. Он был старшим сыном органиста Питера (или Питера [2] [3] ) Свиббертсзон и Эльске Янсдохтер Свелинг, дочь хирурга. [4] Вскоре после рождения Свелинка семья переехала в Амстердам , где примерно с 1564 года Питер Свиббертсзон служил органистом Oude Kerk (дед и дядя Свелинка по отцовской линии также были органистами). [5] Ян Питерсзон, должно быть, получил первые уроки музыки от своего отца. К сожалению, его отец умер в 1573 году. Впоследствии он получил общее образование у Якоба Бюйка, [6] Католический пастор Ауде Керк (эти уроки прекратились в 1578 году после Реформации Амстердама и последующего обращения в кальвинизм ; [5] Бюйк решил покинуть город). Мало что известно о его музыкальном образовании после смерти отца; среди его учителей музыки, возможно, был Ян Виллемсзон Лосси, малоизвестный контртенор и шаум- игрок в Харлеме . [5] и/или Корнелис Боскоп, преемник отца Свелинка в Ауде Керк. [5] Если Свелинк действительно учился в Харлеме, на него, вероятно, в некоторой степени повлияли органисты Санкт-Бавокерка , Клаас Альбрехтсзон ван Виринген и Флорис ван Адрихем, оба из которых ежедневно импровизировали в Бавокерке. [5]
По словам Корнелиса Племпа, ученика и друга Свелинка, свою 44-летнюю карьеру он начал в качестве органиста Ауде Керк в 1577 году, когда ему было 15 лет. [5] Эта дата, однако, неопределенна, поскольку церковные записи с 1577 по 1580 год отсутствуют, а Свелинка можно проследить в Ауде Керке только с 1580 года; он занимал этот пост до конца своей жизни. [5] Овдовевшая мать Свелинка умерла в 1585 году, и Ян Питерсзон взял на себя ответственность за его младших брата и сестру. В следующем году его зарплата в 100 флоринов была увеличена вдвое, предположительно для облегчения дела. Кроме того, ему предложили дополнительно 100 гульденов. [7] в случае, если бы он женился, что произошло в 1590 году, когда он женился на Клэсгене Дирксдохтере Пуйнере из Медемблика . [5] Ему также был предложен выбор между еще 100 гульденами и бесплатным проживанием в принадлежащем городу доме, последнее из которых он выбрал. [7] Первые опубликованные произведения Свелинка датируются примерно 1592–1594 годами: три тома шансона, последний из которых является единственным сохранившимся томом, опубликованным в 1594 году. [8] (по неясным причинам композитор взял фамилию матери; «Свелинк» впервые появляется на титульном листе издания 1594 года). [5] Затем Свелинк приступил к публикации настроек псалма, намереваясь установить всю Псалтирь. Эти сочинения появились в четырех больших томах, вышедших в 1604, 1613, 1614 и 1621 годах. Последний том вышел посмертно и, предположительно, в неоконченном виде. Свелинк умер по неизвестным причинам 16 октября 1621 г. [9] и был похоронен в Ауде Керк . У него остались жена и пятеро из шести детей; старший из них, Дирк Янсзон, сменил своего отца на посту органиста Oude Kerk. [ нужна ссылка ]
Композитор, скорее всего, всю свою жизнь провел в Амстердаме, лишь изредка посещая другие города в связи со своей профессиональной деятельностью: его просили осматривать органы, давать заключения и советы по изготовлению и реставрации органов и т. д. Эти обязанности приводили к коротким визитам в Делфт. , Дордрехт (1614 г.), Энкхейзен , Харлем (1594 г.), Хардервейк ( 1608 г.), Мидделбург (1603 г.), Неймеген (1605 г.), Роттердам (1610 г.), Ренен (1616 г.), а также Девентер , место его рождения (1595, 1616 г.) . [6] Самое продолжительное путешествие Свелинка было в Антверпен в 1604 году, когда власти Амстердама поручили ему купить клавесин для города. Не обнаружено никаких документальных свидетельств, подтверждающих традицию, восходящую к Маттесону , о том, что Свелинк посетил Венецию (возможно, это путаница с его братом, художником Герритом Питерсом Свелинком , который это сделал), и точно так же нет никаких доказательств того, что он когда-либо пересекал Ла-Манш. , хотя копии его музыки были такими же, как пьесы, включенные в « Книгу Фицуильяма Вирджинал» . Его популярность как композитора, исполнителя и педагога неуклонно росла на протяжении всей его жизни. Современники прозвали его Орфеем Амстердама , и даже городские власти часто приводили важных гостей послушать импровизации Свелинка. [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]Свелинк представляет собой высшее развитие голландской клавишной школы и действительно представлял собой вершину сложности и изысканности клавишных контрапунктов до И. С. Баха . Однако он был также искусным композитором для голоса и написал более 250 вокальных произведений ( шансон , мадригалы , мотеты и псалмы ). [ нужна ссылка ]
Некоторые из нововведений Свелинка имели огромное музыкальное значение, в том числе фуга - он был первым, кто написал органную фугу, которая начиналась просто, с одной темы, последовательно добавляя текстуру и сложность до финальной кульминации и разрешения. Также принято считать, что многие клавишные произведения Свелинка были предназначены для занятий его учениками. [10] Он также был первым, кто использовал педаль как настоящую фугальную деталь. [11] Стилистически музыка Свелинка также объединяет богатство, сложность и пространственное чувство Андреа и Джованни Габриэли , а также орнаментальность и интимные формы английских вирджиналистов . В некоторых своих произведениях Свелинк выступает как композитор стиля барокко, за исключением шансонов, которые во многом напоминают традицию французского Возрождения. [12] В формальном развитии, особенно в использовании контрсубъекта , стретто и органной точки ( педальной точки ), его музыка, можно сказать, напоминала Баха (который, вполне возможно, был знаком с музыкой Свелинка). [13]
Свелинк был мастером -импровизатором и получил неофициальный титул « Орфея Амстердама». [14] Сохранилось более 70 его клавирных произведений, и многие из них могут быть похожи на импровизации, которые, вероятно, слышали жители Амстердама около 1600 года. На протяжении своей жизни Свелинк участвовал в музыкальных литургиях трех совершенно разных традиций: католической, кальвинистской и лютеранской, — каждая из которых отражена в его творчестве. [15] Даже его вокальная музыка, более консервативная, чем его клавишное письмо, демонстрирует поразительную ритмическую сложность и необычайное богатство контрапунктических приемов. [ нужна ссылка ]
Влияние
[ редактировать ]Единственными обязанностями Свелинка в Амстердаме были обязанности органиста. [16] Вопреки обычаю, он не играл на карильоне или клавесине в официальных случаях, и от него не требовалось регулярно сочинять сочинения. Кальвинистские службы обычно не включали игру на органе из-за веры в то, что сейчас называется Регулирующим принципом . Регулирующий принцип ограничивал элементы поклонения только тем, что предписано в Новом Завете. Однако Консистория Дордрехта 1598 года поручила органистам играть вариации на новые мелодии женевских псалмов до и после службы, чтобы народ ознакомился с ними. [17] Вместо этого Свелинка нанял сам город. Поскольку всю оставшуюся жизнь он работал у протестантских судей, вполне вероятно, что он был приверженцем кальвинизма. В 1590-х годах трое его детей были крещены в Ауде Керк . [18] Его работа давала ему время для преподавания, благодаря чему он прославился так же, как и своими сочинениями. Ученики Свелинка составили ядро того, что должно было стать северогерманской органной школой : Якоб Преториус II , Генрих Шейдеман , Пауль Зиферт , Мельхиор Шильдт , а также Самуэль и Готфрид Шайдты . [19] Учеников Свелинка считали музыкантами, с которыми сравнивали других органистов. [5] Свелинк был известен в Германии как «создатель органистов». [20] Общительный и уважаемый, он пользовался большим спросом как педагог. [21] У него, несомненно, было много голландских учеников, но ни один из них не стал выдающимся композитором. Свелинк, однако, повлиял на развитие голландской органной школы, как это показано в творчестве более поздних композиторов, таких как Антони ван Нордт . Свелинк на протяжении своей карьеры ставил музыку для католических, кальвинистских и лютеранских литургий. [15] Он был самым важным композитором музыкально богатой «золотой эпохи» Нидерландов. [5]
Влияние Свелинка распространилось до Швеции и Англии, в первую его перенес Андреас Дюбен , а во вторую - английские композиторы, такие как Питер Филипс , который, вероятно, встретил Свелинка в 1593 году. Свелинк и голландские композиторы в целом имели очевидные связи с английскими композиторами. школа композиции. Музыка Свелинка появляется в « Виргинальной книге Фицуильяма» , которая в остальном содержит только произведения английских композиторов. Он написал вариации на Джона Доуленда знаменитую «Lachrimae Pavane» . Джон Булл , который, вероятно, был моим личным другом, после смерти голландского композитора написал ряд вариаций на тему Свелинка. [ нужна ссылка ]
Результаты
[ редактировать ]- Научное издание произведений Свелинка вышло в Нидерландах в период с 1974 по 1990 год в 7 томах (некоторые из них разделены на брошюры) с примечаниями редактора на английском языке: Ян Питерсзон Свелинк: Opera Omnia / Editio altera quam edendam curavit. Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis (2-е исправленное издание под редакцией Густава Леонхардта, Альфонса Аннегарна, Фрица Носке и др.), Амстердам, VNM [Королевское голландское общество музыковедения], 1974–1990 гг.
- Новое научное издание полного собрания сочинений Свелинка ( Breitkopf & Härtel , 2004) под редакцией в 4 томах Харальда Фогеля и Питера Дирксена.
Записи
[ редактировать ]- Полная работа с клавиатурой . Различные органисты и клавесинисты. NM Classics 92119 (9 компакт-дисков) [22]
- Памятник Хету Свелинку , полная запись вокальных произведений Свелинка; The Gesualdo Consort под управлением Гарри ван дер Кампа , Глосса, (17 компакт-дисков), 2009–2010 гг. [23] Записи были одновременно выпущены на компакт-дисках, а также доступны в презентационных комплектах книг и компакт-дисков на голландском языке в Нидерландах. [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Голландское произношение
- ^ Денис Арнольд, изд. (1983). Новый Оксфордский спутник музыки . Том. 2. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Бернар Соннайлон (1985). Король инструментов: история органа . Риццоли. п. 161. ИСБН 0-8478-0582-4 .
- ^ Стивен Вестроп, аннотации к книге « Кристофер Херрик : Свелинк: Органная музыка», Hyperion CDA67421/2
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сэди, Стэнли. 1980. « Свелинк [Свелинк, Звелинк, Свелинг, Свелинг, Свелинг, Свелинг], Ян Питерсзон » , Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том8. Macmillan Publishers Limited, Лондон. Стр. 406–407
- ^ Jump up to: а б Рэндалл Х. Толлефсен, Питер Дирксен. «Ян Питерсзон Свелинк», Grove Music Online, изд.
- ^ Jump up to: а б Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 10
- ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 12
- ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 17
- ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 98
- ^ Биографический словарь музыкантов Бейкера, 7-е издание. «Свелинк, Ян Питерсзон».
- ^ Риз, Гюстав. 1959. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Co.
- ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 130
- ^ (на голландском языке) Оргелист Орфея из Амстердама, Ян Питерс. в Карела ван Мандера , «Шильдербоке» 1604 г., любезно предоставлено Цифровой библиотекой голландской литературы.
- ^ Jump up to: а б Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 66.
- ^ "Орфей Амстердама, Часть 1 - Церковный органист", Архив Радио Нидерландов, 31 марта 2002 г.
- ^ Кобальд, Норма "Reformed Music Journal" Vol. 9, № 2. 1997. Лэнгли, Британская Колумбия. Канада. Бруксайд Паблишинг. Стр. 36
- ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 9
- ^ Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 14–15
- ^ «Орфей Амстердама, Часть 2 - Знаменитый мастер», Архив Радио Нидерландов, 7 апреля 2002 г.
- ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов , том. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 16
- ^ Лео ван Дуселаар, Питер ван Дейк, Боб ван Асперен, Менно ван Делфт, Зибе Хенстра, Питер Дирксен, Фредди Эйхельбергер, Глен Уилсон и др.
- ↑ Интервью Марка Виггинса с Гарри ван дер Кампом, 2009 г.
- ^ «Памятник Гету Свелинку» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 5 декабря 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера , 8-е изд. Редакция Николая Слонимского. Нью-Йорк, Книги Ширмера, 1993. ISBN 0-02-872416-X
- Питер Дирксен, Клавишная музыка Яна Питерссона Свелинка – ее стиль, значение и влияние. (Утрехт, 1997). ISBN 90-6375-159-1
- Исследования Свелинка, Материалы симпозиума Свелинка , Утрехт, 1999 г. (Утрехт, 2001 г.) Под редакцией Питера Дирксена. ISBN 90-72786-09-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1562 рождения
- 1621 смерть
- Композиторы эпохи Возрождения
- Композиторы для органа
- Композиторы для клавесина
- Композиторы Мадригала
- Органные импровизаторы
- Голландские композиторы-классики
- Голландские классические органисты
- Голландские теоретики музыки
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Голландские композиторы эпохи барокко
- Немецкие органисты-мужчины
- Мейдеркринг
- Музыканты из Амстердама
- Органисты и композиторы северогерманской традиции
- Люди из Девентера
- Похороны в Ауде Керк, Амстердам.
- Музыканты-мужчины 17 века
- Классические органисты-мужчины