Пьетро Локателли

Меццо-тинто Корнелиса Троста (1696–1750).
Пьетро Антонио Локателли (3 сентября 1695, Бергамо — 30 марта 1764, Амстердам ) — итальянский эпохи барокко композитор и скрипач .
Биография
[ редактировать ]Бергамо
[ редактировать ]О детстве Локателли известно мало. В ранней юности он был третьим скрипачом и носил звание виртуоза в музыкальной капелле (музыкальном заведении) церкви Санта-Мария-Маджоре в Бергамо. [1] Его первыми учителями игры на скрипке, вероятно, были Людовико Ферронати и Карло Антонио Марино , оба из которых были участниками а капелла . Маэстро ди капелла Франческо Балларотти , возможно, обучал его композиции. [2] Осенью 1711 года Локателли отправился в Рим в поисках большего признания. [3]
Рим
[ редактировать ]Локателли начал учиться в Риме осенью 1711 года, вероятно, у Антонио Монтанари или Джузеппе Валентини и, возможно, на короткое время у Арканджело Корелли , который умер в январе 1713 года. [4] В письме от 17 марта 1714 года Локателли писал своему отцу в Бергамо, что он является подтвержденным членом Compita Accademia di vari Instrumenti , домашних музыкантов принца Микеланджело I Каэтани (1685–1759), где Валентини работал скрипачом и композитор не позднее 1710 года. [5] Между 1716 и 1722 годами Локателли также был членом congregazione Generale dei Musici di S. Cecilia и, таким образом, находился под защитой благородного прелата и будущего кардинала Камилло Сибо . [6] Он также помогал другим римским дворянским домам, часто в том числе дому кардинала Пьетро Оттобони в церкви Сан-Лоренцо и Сан-Дамасо, вероятно, до 7 февраля 1723 года. [7] Находясь в Риме, Локателли дебютировал как композитор. В 1721 году его XII Concerti Grossi , соч. 1, посвященный Камилло Сибо, вышел в свет в Амстердаме. [8]
Путешествие по Италии и Германии.
[ редактировать ]С 1723 по 1728 год Локателли путешествовал по Италии и Германии. Мантуя , Венеция , Мюнхен , Дрезден , Берлин , Франкфурт и Кассель — единственные места, которые он, как известно, посетил. Большинство его концертных сочинений, в том числе скрипичные концерты и каприччи , вероятно, были написаны в этот период. Позже они были опубликованы в Амстердаме. Считается, что его выступления принесли ему известность, однако почти ни один источник не свидетельствует о достижении им высокой виртуозности. [9]
Деятельность Локателли при дворе регента Мантуи, ландграфа Филиппа фон Гессен-Дармштадтского, засвидетельствована документом 1725 года, в котором ландграф называет его «нашим виртуозом». Как часто и в каком качестве Локателли выступал при этом суде, неизвестно. [10] Неизвестно также и время его деятельности в Венеции, хотя он наверняка туда бывал. [11]
В одной заметке описывается визит Локателли в Мюнхен. заплатил «иностранному виртуозу Локателли» двенадцать двойных золотых гульденов . 26 июня 1727 года музыкальный руководитель курфюрста [12]
Всего год спустя, в мае 1728 года, Локателли посетил прусский двор в Берлине. Он переехал из Дрездена в Потсдам вместе с Августом II и эскортом курфюрста из примерно 500 человек, в том числе Иоганна Георга Пизенделя , Иоганна Иоахима Кванца и Сильвиуса Леопольда Вайса . [13] В заметке о выступлении Локателли перед Фридрихом Вильгельмом I анекдотично описывается самоуверенность музыканта и его тщеславие в ношении великолепной, усыпанной бриллиантами одежды. Голландский музыковед Альберт Даннинг предположил, что слушатели-аристократы, возможно, предпочли игру на скрипке Иоганна Готлиба Грауна игре Локателли. [14]
Согласно записи в записях богатого коллекционера автографов, Локателли жил во Франкфурте 20 октября 1728 года. Запись включает миниатюрную версию Анданте из Сонаты III , соч. 2, для фортепиано. [15] [16]
Последняя известная остановка Локателли была в Касселе, где он получил очень высокую плату в размере 80 рейхсталеров после своего визита к Карлу I, ландграфу Гессен-Кассельскому , 7 декабря 1728 года. Органист Якоб Вильгельм Люстиг заявил в 1728 году, что Локателли поразил своих слушателей. с чрезвычайно трудными пассажами, скрипя по скрипке. [17]
Амстердам
[ редактировать ]
В 1729 году Локателли переехал в Амстердам, где оставался до самой смерти. Он не сочинял так много, как раньше, а давал уроки игры на скрипке любителям и редактировал свой опп. 1–9 и произведения других музыкантов, такие как Джованни Баттисты Мартини Op. . 2. [18] Его малодокументированные публичные и полупубличные выступления были открыты только для любителей музыки, но не для профессиональных музыкантов. Англичанин, слышавший его в 1741 году, написал: «Он так боится, что люди учатся у него, что не допускает профессионального музыканта на свой концерт». Разбогатеть ему помогли богатые любители музыки, которые на любительском уровне играли с Локателли. В аристократических кругах он был признанным, почитаемым и поддерживаемым виртуозом и композитором. [19] В 1741 году он открыл бизнес по продаже скрипичных струн у себя дома. [20] С учетом налогов он заработал около 1500 гульденов только за 1742 год. [ нужны разъяснения (см. обсуждение) ] самый высокий доход среди музыкантов из Амстердама. [21] Неизвестно, почему с 1744 г., когда он выпустил соч. 8, до 1762 года, когда он выпустил соч. 9, о нем не было никаких сообщений от лексикографов, слушателей или национальных и международных музыкальных журналистов. [21]
Локателли умер 30 марта 1764 г. [22] в своем доме на Принсенграхт . [23] Он был похоронен в английской реформатской церкви на Бегинхофе . В 2024 году в его честь здесь был установлен небольшой памятник работы Фабио Прависани. [24]
Наследие
[ редактировать ]Библиотека с более чем тысячей документов свидетельствует об интересе Локателли к литературе и науке. В него вошли орнитологические , богословские , церковно-исторические , политические , географические , искусствоведческие и математические труды, а также литература по теории музыки, относящаяся к XVI веку. В его список входят все важные писатели, начиная с Данте . Среди большого количества напечатанных и непереплетенных нот имеется собрание сочинений Корелли. Также доступны картины голландских, итальянских и французских мастеров. Все эти вещи, а также его инструменты и многое другое были проданы с аукциона в августе 1765 года. [25]
Музыка
[ редактировать ]Когда Локателли отправился в Амстердам в 1729 году, он открыл для себя центр европейского музыкального издательства. Он опубликовал свой Опп. 2–6, 8 и 9 и новое издание соч. 1 в Амстердаме и соч. 7 в соседнем городе Лейдене . Он очень старался добиться безупречных изданий. Локателли раздавал хорошо аранжированные произведения разным издателям, а менее аранжированные произведения он редактировал и продавал.
Не только Оп. 1 был написан в ранние годы, но также и соч. 3 и части соч. 2 и 4–8. Локателли получил привилегию , которая защитила Опп. 1–8 (которые также были выпущены в Лейдене, в Голландии) от несанкционированного переиздания и препятствовали импорту переизданий. В своем заявлении на получение этой привилегии он назвал себя «мастером итальянской музыки, живущим в Амстердаме». [26] В результате этой привилегии Локателли был вынужден бесплатно предоставить экземпляры библиотеке Лейденского университета; таким образом, первые отпечатки сохранились до настоящего времени. Исключением был соч. 9, который был опубликован после истечения срока правовой охраны. [27]
Работы Локателли можно разделить на три категории:
- работает над собственными спектаклями как виртуоз;
- репрезентативные произведения для более крупных ансамблей;
- камерная музыка и небольшие произведения в обработке для небольших ансамблей.

Локателли соч. 3, Каприччио 7 и
Паганини, соч. 1, Каприччио 1.

Примерами виртуозных произведений являются Скрипичные концерты соч. 3 с связанными с ними Каприччи и Сонатой для скрипки соч. 6 с одним Каприччио . Оба произведения, и особенно соч. 3, были эталонами для виртуозов и прославили его на всю Европу. « Каприччи» были важными произведениями для изучения и упражнений, но не предназначались для публичного исполнения. [28] Вероятно, именно через французские скрипичные школы такие музыканты, как Никколо Паганини, открыли для себя музыку Локателли. Паганини, Каприччио соч. 1, № № 1» Локателли 1 похож на «Каприччио . 7. [29]
Виртуозность Локателли отражена в «Каприччи» посредством использования высоких регистров, двойных остановок , аккордов и арпеджио с широкой аппликатурой и перенапряжением левой руки, гармоник , трелей в двухчастных пассажах ( Trillo del Diavolo ), двойных трелей, разнообразных типов смычков. и переменные поклоны. [30]
Локателли, Концерты соч. 1, соч. 7 и те из соч. Корелли 4 созданы по образцу «Двенадцати больших концертов» , соч. 6 . соч Театральные представления, . 4 следуют формату неаполитанской оперы-симфонии . [31]
Сонаты для флейты, соч. 2, Трио-сонаты, соч. 5, Сонаты для скрипки и Трио-сонаты, соч. имидж города 8 были популярны в Амстердаме, подчеркивая галантный в сочетании с современной популярной музыкой. [32]
Работает
[ редактировать ]- Оп. 1 (1721) — XII Concerti Grossi à Quattro e à Cinque , (12 четырёх- и пятичастных концертов Grossi: фа, до минор, си-бемоль, ми минор, ре минор, фа, фа минор, ре, до , до минор, соль минор)
- Оп. 2 (1732) - XII Соната для перекрестной флейты соло и бас , (12 сонат для флейты: соль, ре, си-бемоль, соль, ре, соль минор, ля, фа, ми, соль, ре, соль)
- Соч. 3 (1733) - Искусство скрипки; XII Концерты То есть соло для скрипки с XXIV Каприччи ad libitum (12 концертов для скрипки с 24 Каприччио ad lib.: ре, до минор, фа, ми, до, соль минор, си-бемоль, ми минор, соль, фа, А, Г «Гармонический лабиринт»)
- Соч. 4 (1735) - VI Театральные вступления и VI концерты (6 театральных вступлений: ре, фа, си-бемоль, соль, ре, до и 6 концертов Гросси: ре, фа, соль, ми-бемоль, до минор, фа). )
- Оп. 5 (1736) - VI Sonata à Trè , (6 трио-сонат: соль, ми минор, ми, до, ре минор, соль «Бизаррия»)
- Оп. 6 (1737) - XII сонаты для скрипки соло и бассо да камеры , (12 сонат для скрипки: фа минор, фа, ми, ля, соль минор, ре, до минор, до, си минор, ля минор, ми-бемоль, ре незначительный)
- Оп. 7 (1741) - VI Concerti à quattro , (6 четырехчастных концертов: ре, си-бемоль, соль, фа, соль минор, ми-бемоль)
- Оп. 8 (1744) - X Соната, VI à Violino Solo e Basso e IV à Trè , (6 сонат для скрипки: фа, ре, соль минор, до, соль, ми-бемоль; и 4 трио-сонаты: ля, ре, фа минор , К)
- Соч. 9 (1762 г.) - VI Concerti a quattro (6 четырехчастных концертов), Амстердам, 1762 г.
- Работает без номера опуса:
- Соната соль минор, для скрипки и bc
- Симфония [...] сочиненная к похоронам его Донны, которые отмечались в Риме фа минор, для 2-х скрипок, альта и bc.
- Концерт ля мажор, для скрипки, 2-х скрипок, альта и bc
- Концерт ми мажор, для скрипки, 2-х скрипок, альта и bc
- Opera dubia (сомнительные произведения): Концерты для скрипки, симфонии, трио-соната, дуэты для флейт, одна соната для гобоя, одно каприччио ми мажор для скрипки.
- Многие другие произведения разных жанров утеряны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Даннинг 1981, том. я, с. 22
- ^ Даннинг 1981, том. я, с. 26
- ^ Даннинг 1981, том. Я, стр. 26–27.
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 38 и далее.
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 48 и последующие и стр. 209
- ^ Морабито 2004, кол. 357
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 56 и далее.
- ^ Даннинг 1981, том. я, с. 58
- ^ Даннинг 1981, том. я, с. 103
- ^ Даннинг 1981, том. Я, стр. 104–107.
- ^ Даннинг 1981, том. я, с. 107
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 109 и далее.
- ^ Даннинг 1981, том. я, с. 111
- ^ Даннинг 1981, том. Я, стр. 111–116.
- ^ Морабито 2004, кол. 358
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 116 и далее.
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 118 и далее.
- ^ Даннинг 1981, том. Я, стр. 283–304.
- ^ Даннинг 1981, том. я, с. 315
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 310 и 320 и далее.
- ^ Jump up to: а б Даннинг 1981, том. я, с. 306
- ^ Пьетро Локателли в Британской энциклопедии
- ^ Лабораторная группа. «Пьетро Антонио Локателли | Будапештский фестивальный оркестр» . Будапештский фестивальный оркестр . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ «Новый бюст итальянского композитора Локателли в Амстердамском бегинаже» . НПО Классик (на голландском языке) . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 325 и последующие и том. II, стр. 141–195.
- ^ Школы 1960, колонка. 1076
- ^ Даннинг 1981, том I, стр. 358
- ^ Даннинг 1981, том. я, с. 178
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 172 и последующие, 180 и последующие, 186–189, 304.
- ^ Альберт Даннинг, Бюрен 1981, том. I, стр. 134–146, 304.
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 233 и далее.
- ^ Даннинг 1981, том. I, стр. 207, 210 и последующие и 229.
Источники
[ редактировать ]- Джон Хендрик Калмейер: Жизнь, времена и творчество Пьетро Антонио Локателли , Университет Северной Каролины, 1 969
- (на итальянском языке) Альберт Даннинг (издатель): Пьетро Антонио Локателли, Opera omnia , критическое собрание в 10 томах, Лондон/Майнц, 1994, ISBN 978-0-946535-49-1
- (на итальянском языке) Альберт Даннинг (издатель): Пьетро Антонио Локателли, Тематический каталог, письма, документы и иконография , Майнц, 2001 г., ISBN 978-0-946535-40-8
- (на немецком языке) Альберт Даннинг: Пьетро Антонио Локателли. Виртуоз и его мир. Бурен 1981, ISBN 90-6027-380-Х
- Аренд Куле: «Пьетро Антонио Локателли», в: Музыка в прошлом и настоящем , 1-е издание, том. 8, Кассель и др., 1960, кол. 1076
- (на итальянском языке) Фульвия Морабито: «Пьетро Антонио Локателли», в книге « Музыка в прошлом и настоящем» , 2-е издание, том. 11, Кассель и др. 2004 г., полковник. 357-362
Внешние ссылки
[ редактировать ]