Иоганн Каспар Керлл

Иоганн Каспар Керлль (9 апреля 1627 — 13 февраля 1693) — немецкий эпохи барокко композитор и органист . Он также известен как Керл, Герл, Джованни Гаспаро Черлль и Гаспар Керле. [1]
Керлль родился в Адорфе в Саксонском электорате в семье органиста. Он проявил выдающиеся музыкальные способности в раннем возрасте и обучался у Джованни Валентини , придворного капельмейстера в Вене . Керлл стал одним из самых известных композиторов своего времени, известным одновременно как одаренный композитор и выдающийся педагог. Он работал в Вене , Мюнхене и Брюсселе , а также много путешествовал. Среди его учеников были Агостино Стеффани , Франц Ксавер Муршхаузер и, возможно, Иоганн Пахельбель , а его влияние заметно в произведениях Генделя и Иоганна Себастьяна Баха : Гендель часто заимствовал темы и фрагменты музыки из произведений Керлла, а Бах аранжировал движение Sanctus из «Миссы» Керлла. superba как BWV 241, Sanctus ре мажор.
Хотя Керлл был известным и влиятельным композитором, многие из его произведений в настоящее время утеряны. Особенно разительны потери в вокальной музыке: отсутствуют все 11 известных опер и 24 оффертории. Сохранившиеся произведения демонстрируют мастерство Керлла в итальянском концертном стиле, который использовался почти во всех его мессах, а также его высокоразвитую контрапунктическую технику. На него повлияли Генрих Шютц в его духовной вокальной музыке и Джироламо Фрескобальди в клавишных произведениях.
Жизнь
[ редактировать ]Керлл был сыном Каспара Керлла и Катарины Хендель (женат в 1626 г.). Он родился в 1627 году в Адорфе , где его отец служил органистом Михаэлискирхе (назначен после постройки церковного органа вместе с Якобом Шедлихом). [2] ). Каспар Керл, вероятно, давал уроки музыки своему сыну, который, очевидно, демонстрировал исключительные музыкальные способности; к 1641 году он уже сочинял, а некоторое время спустя, в начале 1640-х годов, его отправили в Вену учиться у Джованни Валентини , придворного капельмейстера и композитора. Профессиональная карьера Керлла началась в Вене, где он служил органистом, и продолжилась примерно в 1647/8 году, когда эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский (тогда губернатор Испанских Нидерландов ) нанял его камерным органистом в новом жилом дворце в Брюсселе .
В течение следующих нескольких лет Керллу каким-то образом удавалось совмещать путешествия с работой в Брюсселе, не теряя при этом работы. Сначала Леопольд Вильгельм отправил его в Рим учиться у Джакомо Кариссими . Это было около 1648/9 года; Керлл, должно быть, встречался с Иоганном Якобом Фробергером и, возможно, учился у него. Вернувшись ненадолго в Брюссель, он снова уехал зимой 1649–1650 годов, отправившись в Дрезден . Он также присутствовал на свадьбе Филиппа IV Испанского и Марии-Анны Австрийской , несколько раз посетил Вену в 1651 и 1652 годах и провел некоторое время в Геттвейге и Моравии . Абрахам ван ден Керкховен заменил Керлла, пока он отсутствовал, и в конечном итоге сменил его в 1655 году, когда Керлл ушел.
В феврале 1656 года Керлль принял временную должность вице -капельмейстера при мюнхенском дворе под руководством курфюрста Фердинанда Марии . В марте он сменил Джованни Джакомо Порро на посту придворного капельмейстера. Слава Керла начала быстро расти, поскольку ему поручали все более важные задания. Особенно важными из них являются его опера «Оронте » (ныне утерянная), которая открыла Мюнхенский оперный театр в январе 1657 года, и вокальная месса, написанная в 1658 году для коронации императора Леопольда I во Франкфурте .
Находясь в Мюнхене, Керлль женился на Анне Катарине Эгермайер в 1657 году. У пары было восемь детей, но только один из них, младший сын, сделал музыкальную карьеру. Мюнхенские годы были особенно важны для Керлла: ему, очевидно, благоволил Фердинанд Мария, который оказывал поддержку Керллю до конца жизни; в 1664 г. он был пожалован императором в дворянство; в 1669 году появились его первые опубликованные произведения: Delectus Sacrarum cantionum , сборник вокальной музыки, и Missa pro defunctis , оба посвященные Фердинанду Марии. Керлль оставил свой пост в Мюнхене в 1673 году по неясным причинам – считается, что произошла особо серьезная ссора с другими придворными музыкантами (итальянскими певцами), из-за которой он ушел. Однако Керлл поддерживал контакт с курфюрстом Фердинандом Марией до самой своей смерти.
В 1674 году Керлль переехал в Вену. Пенсия была назначена ему в 1675 году императором, который в 1677 году нанял его в качестве одного из своих придворных органистов. Хотя предполагалось, что Керл мог работать в Стефансдоме , доказательств этому нет. Однако если бы он это сделал, Иоганн Пахельбель был бы там его заместителем органистом. Чума 1679 года, о которой Керлл упомянул в Modulatio Organica , сборнике литургической органной музыки, привела к смерти Анны Катарины. Он женился на Кунигунде Хиларис в 1682/3 году и оставался в Вене в течение следующих 10 лет, пережив турецкое вторжение 1683 года, которое он также отметил в музыке в Missa in fletu solatium . В период с 1684 по 1692 год он несколько раз посещал Мюнхен, опубликовав там свои «Modulatio Organica» (1686) и «Missae sex» (1689, посвященный императору). В конце 1692 года Керлль оставил свою должность в Вене и вернулся в Мюнхен, где вскоре умер.
Влияние
[ редактировать ]Хотя Керлль при жизни был известным учителем, среди его учеников, по всей вероятности, не было каких-либо значительных композиторов, хотя Иоганн Йозеф Фукс, возможно, какое-то время учился у него. Агостино Стеффани, пожалуй, самый известный его ученик. Однако влияние Керлла на более поздних композиторов неоспоримо. Иоганн Пахельбель изучал стиль Керлла, что особенно заметно в его органных чаконах, напоминающих остинато Керлла; возможно, он также учился у Керлла, хотя доказательств нет. Два наиболее важных немецких композитора эпохи позднего барокко, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель , оба изучали творчество Керлля: Бах аранжировал часть Sanctus из Missa superba Керлля в своем Sanctus ре мажор ( BWV 241), а Гендель часто заимствовал темы. , а иногда и целые куски, из канцон Керлла (взята тема из Канцоны №6 для « Пусть все Ангелы Божии из Мессии» , «Радовался Египет» из «Израиля в Египте» практически аналогична Канцоне №4 и т. д.) [3] ).
Работает
[ редактировать ]Керлль пользовался большим уважением у современников: многие его произведения были опубликованы еще при его жизни. Особое значение имеют многочисленные печатные согласованные мессы , сборник мотетов и священных концертов под названием Delectus Sacrarum cantionum (Мюнхен, 1669) и Modulatio Organica Super Magnificat Octo ecclesiasticis tonisResponseens (Мюнхен, 1686), содержащий литургическую органную музыку. Керлл не был особенно плодовитым композитором, поэтому сохранившихся произведений сравнительно немного. Большая часть его музыки была утеряна, в том числе 11 опер (которыми он был наиболее известен при жизни), 25 офферторий, четыре мессы, литании, камерные сонаты и разные клавишные произведения.
Клавишная музыка
[ редактировать ]Сохранившаяся клавишная музыка выполнена в типичном южногерманском стиле, сочетающем строгий немецкий контрапункт с итальянскими стилями и техниками; Фрескобальди и особенно Фробергер оказали наибольшее влияние. Большинство клавишных произведений Керлла исполняются как на органе , так и на клавесине , исключением являются четыре танцевальные сюиты, написанные для клавесина и двух органных токкат: Toccata quarta Cromatica con Durezze e Ligature и Toccata sesta per ilpedi . Частичную хронологию можно установить, используя (неполный) каталог его собственных произведений Керлла, который включен в Modulatio Organica 1686 года (это самый ранний сохранившийся тематический каталог произведений конкретного композитора): в нем перечислены 22 произведения, 18 из которых были написаны к 1676 году. самое позднее. Самая ранняя известная композиция Керлла, Ricercata à 4 in A (также известная как Ricercata in Cylindrum phonotacticum Transferanda ), была опубликована в 1650 году в Риме.
Керлла Восемь токкат (соответствующие восьми церковным ладам ) чередуются между свободными и строгими контрапунктическими частями, иногда в контрастных размерах. Частое использование окончаний, похожих на 12/8 жиги , похоже на токкаты Фробергера. Четыре танцевальные сюиты также напоминают сюиты Фробергера, однако две из них содержат вариационные движения. Канцоны Керлла, как правило, для того времени состоят из нескольких фугальных разделов; в некоторых также есть пассажи, подобные токкате, встроенные в развитие каденций. Сохранились два произведения остинато : пассакалия и чакона, построенные на нисходящем басовом паттерне; пассакалья, пожалуй, самая известная работа Керлла.
Две самые известные клавишные пьесы Керлла являются программными и описательными. Батталья - это описательное произведение до мажор, длиной более 200 тактов и содержащее многочисленные повторы фанфарных тем. Оно также приписывается Хуану Баутисте Кабанильесу . Каприччио сопра иль Куку основано на имитации крика кукушки , который в произведении звучит более 200 раз. Он создан по образцу произведения Фрескобальди, основанного на той же идее « Каприччио сопра иль кучо» , но более структурно и гармонически сложно. Идея повторения определенной темы в музыке Керлла достигает своего апогея в Magnificat tertii toni , где тема фуги состоит из шестнадцати повторяющихся нот E.
Вокальная и камерная музыка
[ редактировать ]Керлль написал множество неклавишных произведений, особенно в мюнхенские годы: возрождая ансамбль придворной капеллы мюнхенского двора, Керлль, должно быть, сочинил множество камерной музыки, и все оперы (около 10 или 11) также были написаны в Мюнхене, начиная с « Оронта» 1657 года. Камерные произведения Керлла включают канцону для двух скрипок , виолы да гамба и бассо континуо и три сонаты. В большинстве вокальных произведений используется продвинутая техника концерта ; Заметным исключением является реквиемная Missa pro месса defunctis 1669 года, рассчитанная на пять голосов без аккомпанемента. Произведения Delectus Sacrarum cantionum , мотеты и духовные концерты для 2–5 голосов представляют собой секционные композиции, чередующиеся между подражательным письмом и свободными, сильно орнаментированными частями. Они напоминают Генриха Шютца пьесы из «Kleine geistliche Concerte» .
Шесть из сохранившихся месс были опубликованы при жизни Керлла под названиями Missae sex, cum Instrumentis Concerantibus, e vocibus in ripieno, Adjuncta una pro несуществующих cum seq. Dies irae (Мюнхен, 1689 г.). Сложный подражательный контрапункт, доминирующий в камерной музыке Керлла, присутствует и в большинстве его духовных вокальных произведений: в Missa non sine quare каждое движение заканчивается большой фугой, аналогичный прием можно увидеть в Missa Renovationis (почти целиком основанной на пяти темах). используется для движения Кирие), где каждое разделение массы также завершается большой фугальной секцией. Стретто-записи очень хроматического сюжета в таких произведениях, как Missa in fletu solatium, приводят к сильным диссонансам (рассматриваемая месса, посвященная событиям турецкой осады, стоившей жизни другу Керлла, Алессандро Польетти , содержит непрерывную часть, включающую « избегайте созвучий» (предупреждение композитора).
Список работ
[ редактировать ]Издано при жизни композитора
[ редактировать ]- Ricercata a 4 in A для клавишного инструмента - опубликовано в Афанасия Кирхера ( Musurgia Universalis Рим, 1650 г.)
- Подборка священных песен (Мюнхен, 1669 г.), 26 мотетов на 2–5 голосов.
- Органическая модуляция Магнификата, соответствующая восьми церковным тонам (Мюнхен, 1686 г.), стихи Магнификата для органа, охватывающие все восемь церковных ладов.
- Шесть месс с концертными инструментами из голосов в банке в сочетании с одной по умершим с сл. Dies irae (Мюнхен, 1689 г.), сборник концертных месс.
Выживание в рукописях
[ редактировать ]Вокал
[ редактировать ]- Миса и 3 чори
- Масса какого тона
- Черная месса
- Месса по умершим (1669)
- Масса как будто только что родилась
- Месса «Что ты думаешь » (1670)
- Гордая месса (1674)
- Летающая масса
- 3 мессы без названия, состоящие только из движений Kyrie и Gloria, 1 месса без названия, состоящая только из движения Sanctus.
- 16 священных произведений на латинские тексты, 3 на немецкие тексты.
- Благочестивая и сильная женщина С. Наталия, супруга мученика С. Адриана , изображенная в школьной пьесе (Вена, 1677).
- светская кантата на немецкий текст
- светский дуэт на итальянский текст
Клавиатура
[ редактировать ]- 11 токкат (8 в отдельном цикле, еще 3 в другом источнике)
- 6 канцон
- 5 стихов
- 4 люкса
- 2 прелюдии
Помимо них, сохранился ряд других клавишных произведений: чакона, пассакалья, батталья, каприччио сопра иль куку и ария с двумя вариациями.
Другой инструментальный
[ редактировать ]- Песня для двух скрипок, виолы да гамба и бассо континуо
- 2 сонаты для двух скрипок, виолы да гамба и бассо континуо
- Соната моди дории для двух скрипок, виолы да гамба и бассо континуо
- Соната для двух скрипок, двух альтов и бассо континуо
Потерянные работы
[ редактировать ]- 25 предложений
- 11 опер
- 4 массы
- Другие произведения, включая ектении и сонаты
Список опер
[ редактировать ]- Оронт (Алкаини, 1657 г.)
- Праздничные аплодисменты (1658)
- Арделия (1660)
- Эринто (1661)
- Антиопа оправдана (1662)
- Любовь к Родине превосходит все остальные (1665 г.)
- Аталанта (1667)
- Любовь тирана или влюбленный Ренеро (1672)
Ссылки
[ редактировать ]- Маттесон, Иоганн . «Der Vollkommene Capellmeister» Иоганна Маттесона: исправленный перевод с критическими комментариями , серия теософской классики, UMI Research Press (январь 1981 г.). ISBN 0-8357-1134-X
- Рэмп, Зигберт; Рокстро, Андреас. «Иоганн Каспар Керл», Словарь музыки и музыкантов New Grove .
- Вальтер, Иоганн Готфрид. Музыкальный лексикон или Музыкальная библиотека. Новая верстка текста и музыки , Bärenreiter (1 июня 2001 г.). ISBN 3-7618-1509-3
Примечания
[ редактировать ]- ^ Харрис, К. Дэвид и Гиблер, Альберт К. (2001). «Керл, Иоганн Каспар». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Леон Бербен, аннотации к компакт-диску «Иоганн Капсар Керлл, Джованни Валентини - Органные произведения ученика и учителя (Керлл - «Скарамуза»)», AEOLUS AE-10441
- ^ Дэвид Р. Фуллер, рецензия на «Иоганн Каспар Керлл, Собрание сочинений для клавишных. Под редакцией К. Дэвида Харриса. («Искусство клавишных», 2. Нью-Йорк: The Broude Trust, 1995.)» и « Иоганн Каспар Керлл, Четыре сюиты под редакцией К. Дэвида Харриса («Искусство клавиатуры», 2A. Нью-Йорк: The Broude Trust, 1991.)). Журнал музыки семнадцатого века, том 3, № 1 (1997) http://sscm-jscm.press.uiuc.edu/jscm/v3/no1/Fuller.html. Архивировано 2 сентября 2006 г. в Wayback Machine , пар. 6.1.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1627 рождений
- 1693 смерти
- Люди из Фогтландкрайса
- Люди из электората Саксонии
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие классические органисты
- Органисты и композиторы южногерманской традиции
- Композиторы-классики 17 века.
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Музыканты-мужчины 17 века
- Немецкие классические органисты мужского пола
- Немецкие композиторы XVII века.