Jump to content

Иоганн Каспар Керлл

Портрет, сделанный около 1685–1688 годов во время пребывания в Мюнхене.

Иоганн Каспар Керлль (9 апреля 1627 — 13 февраля 1693) — немецкий эпохи барокко композитор и органист . Он также известен как Керл, Герл, Джованни Гаспаро Черлль и Гаспар Керле. [1]

Керлль родился в Адорфе в Саксонском электорате в семье органиста. Он проявил выдающиеся музыкальные способности в раннем возрасте и обучался у Джованни Валентини , придворного капельмейстера в Вене . Керлл стал одним из самых известных композиторов своего времени, известным одновременно как одаренный композитор и выдающийся педагог. Он работал в Вене , Мюнхене и Брюсселе , а также много путешествовал. Среди его учеников были Агостино Стеффани , Франц Ксавер Муршхаузер и, возможно, Иоганн Пахельбель , а его влияние заметно в произведениях Генделя и Иоганна Себастьяна Баха : Гендель часто заимствовал темы и фрагменты музыки из произведений Керлла, а Бах аранжировал движение Sanctus из «Миссы» Керлла. superba как BWV 241, Sanctus ре мажор.

Хотя Керлл был известным и влиятельным композитором, многие из его произведений в настоящее время утеряны. Особенно разительны потери в вокальной музыке: отсутствуют все 11 известных опер и 24 оффертории. Сохранившиеся произведения демонстрируют мастерство Керлла в итальянском концертном стиле, который использовался почти во всех его мессах, а также его высокоразвитую контрапунктическую технику. На него повлияли Генрих Шютц в его духовной вокальной музыке и Джироламо Фрескобальди в клавишных произведениях.

Керлл был сыном Каспара Керлла и Катарины Хендель (женат в 1626 г.). Он родился в 1627 году в Адорфе , где его отец служил органистом Михаэлискирхе (назначен после постройки церковного органа вместе с Якобом Шедлихом). [2] ). Каспар Керл, вероятно, давал уроки музыки своему сыну, который, очевидно, демонстрировал исключительные музыкальные способности; к 1641 году он уже сочинял, а некоторое время спустя, в начале 1640-х годов, его отправили в Вену учиться у Джованни Валентини , придворного капельмейстера и композитора. Профессиональная карьера Керлла началась в Вене, где он служил органистом, и продолжилась примерно в 1647/8 году, когда эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский (тогда губернатор Испанских Нидерландов ) нанял его камерным органистом в новом жилом дворце в Брюсселе .

В течение следующих нескольких лет Керллу каким-то образом удавалось совмещать путешествия с работой в Брюсселе, не теряя при этом работы. Сначала Леопольд Вильгельм отправил его в Рим учиться у Джакомо Кариссими . Это было около 1648/9 года; Керлл, должно быть, встречался с Иоганном Якобом Фробергером и, возможно, учился у него. Вернувшись ненадолго в Брюссель, он снова уехал зимой 1649–1650 годов, отправившись в Дрезден . Он также присутствовал на свадьбе Филиппа IV Испанского и Марии-Анны Австрийской , несколько раз посетил Вену в 1651 и 1652 годах и провел некоторое время в Геттвейге и Моравии . Абрахам ван ден Керкховен заменил Керлла, пока он отсутствовал, и в конечном итоге сменил его в 1655 году, когда Керлл ушел.

В феврале 1656 года Керлль принял временную должность вице -капельмейстера при мюнхенском дворе под руководством курфюрста Фердинанда Марии . В марте он сменил Джованни Джакомо Порро на посту придворного капельмейстера. Слава Керла начала быстро расти, поскольку ему поручали все более важные задания. Особенно важными из них являются его опера «Оронте » (ныне утерянная), которая открыла Мюнхенский оперный театр в январе 1657 года, и вокальная месса, написанная в 1658 году для коронации императора Леопольда I во Франкфурте .

Находясь в Мюнхене, Керлль женился на Анне Катарине Эгермайер в 1657 году. У пары было восемь детей, но только один из них, младший сын, сделал музыкальную карьеру. Мюнхенские годы были особенно важны для Керлла: ему, очевидно, благоволил Фердинанд Мария, который оказывал поддержку Керллю до конца жизни; в 1664 г. он был пожалован императором в дворянство; в 1669 году появились его первые опубликованные произведения: Delectus Sacrarum cantionum , сборник вокальной музыки, и Missa pro defunctis , оба посвященные Фердинанду Марии. Керлль оставил свой пост в Мюнхене в 1673 году по неясным причинам – считается, что произошла особо серьезная ссора с другими придворными музыкантами (итальянскими певцами), из-за которой он ушел. Однако Керлл поддерживал контакт с курфюрстом Фердинандом Марией до самой своей смерти.

В 1674 году Керлль переехал в Вену. Пенсия была назначена ему в 1675 году императором, который в 1677 году нанял его в качестве одного из своих придворных органистов. Хотя предполагалось, что Керл мог работать в Стефансдоме , доказательств этому нет. Однако если бы он это сделал, Иоганн Пахельбель был бы там его заместителем органистом. Чума 1679 года, о которой Керлл упомянул в Modulatio Organica , сборнике литургической органной музыки, привела к смерти Анны Катарины. Он женился на Кунигунде Хиларис в 1682/3 году и оставался в Вене в течение следующих 10 лет, пережив турецкое вторжение 1683 года, которое он также отметил в музыке в Missa in fletu solatium . В период с 1684 по 1692 год он несколько раз посещал Мюнхен, опубликовав там свои «Modulatio Organica» (1686) и «Missae sex» (1689, посвященный императору). В конце 1692 года Керлль оставил свою должность в Вене и вернулся в Мюнхен, где вскоре умер.

Хотя Керлль при жизни был известным учителем, среди его учеников, по всей вероятности, не было каких-либо значительных композиторов, хотя Иоганн Йозеф Фукс, возможно, какое-то время учился у него. Агостино Стеффани, пожалуй, самый известный его ученик. Однако влияние Керлла на более поздних композиторов неоспоримо. Иоганн Пахельбель изучал стиль Керлла, что особенно заметно в его органных чаконах, напоминающих остинато Керлла; возможно, он также учился у Керлла, хотя доказательств нет. Два наиболее важных немецких композитора эпохи позднего барокко, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель , оба изучали творчество Керлля: Бах аранжировал часть Sanctus из Missa superba Керлля в своем Sanctus ре мажор ( BWV 241), а Гендель часто заимствовал темы. , а иногда и целые куски, из канцон Керлла (взята тема из Канцоны №6 для « Пусть все Ангелы Божии из Мессии» , «Радовался Египет» из «Израиля в Египте» практически аналогична Канцоне №4 и т. д.) [3] ).

Работает

[ редактировать ]

Керлль пользовался большим уважением у современников: многие его произведения были опубликованы еще при его жизни. Особое значение имеют многочисленные печатные согласованные мессы , сборник мотетов и священных концертов под названием Delectus Sacrarum cantionum (Мюнхен, 1669) и Modulatio Organica Super Magnificat Octo ecclesiasticis tonisResponseens (Мюнхен, 1686), содержащий литургическую органную музыку. Керлл не был особенно плодовитым композитором, поэтому сохранившихся произведений сравнительно немного. Большая часть его музыки была утеряна, в том числе 11 опер (которыми он был наиболее известен при жизни), 25 офферторий, четыре мессы, литании, камерные сонаты и разные клавишные произведения.

Клавишная музыка

[ редактировать ]

Сохранившаяся клавишная музыка выполнена в типичном южногерманском стиле, сочетающем строгий немецкий контрапункт с итальянскими стилями и техниками; Фрескобальди и особенно Фробергер оказали наибольшее влияние. Большинство клавишных произведений Керлла исполняются как на органе , так и на клавесине , исключением являются четыре танцевальные сюиты, написанные для клавесина и двух органных токкат: Toccata quarta Cromatica con Durezze e Ligature и Toccata sesta per ilpedi . Частичную хронологию можно установить, используя (неполный) каталог его собственных произведений Керлла, который включен в Modulatio Organica 1686 года (это самый ранний сохранившийся тематический каталог произведений конкретного композитора): в нем перечислены 22 произведения, 18 из которых были написаны к 1676 году. самое позднее. Самая ранняя известная композиция Керлла, Ricercata à 4 in A (также известная как Ricercata in Cylindrum phonotacticum Transferanda ), была опубликована в 1650 году в Риме.

Керлла Восемь токкат (соответствующие восьми церковным ладам ) чередуются между свободными и строгими контрапунктическими частями, иногда в контрастных размерах. Частое использование окончаний, похожих на 12/8 жиги , похоже на токкаты Фробергера. Четыре танцевальные сюиты также напоминают сюиты Фробергера, однако две из них содержат вариационные движения. Канцоны Керлла, как правило, для того времени состоят из нескольких фугальных разделов; в некоторых также есть пассажи, подобные токкате, встроенные в развитие каденций. Сохранились два произведения остинато : пассакалия и чакона, построенные на нисходящем басовом паттерне; пассакалья, пожалуй, самая известная работа Керлла.

Две самые известные клавишные пьесы Керлла являются программными и описательными. Батталья - это описательное произведение до мажор, длиной более 200 тактов и содержащее многочисленные повторы фанфарных тем. Оно также приписывается Хуану Баутисте Кабанильесу . Каприччио сопра иль Куку основано на имитации крика кукушки , который в произведении звучит более 200 раз. Он создан по образцу произведения Фрескобальди, основанного на той же идее « Каприччио сопра иль кучо» , но более структурно и гармонически сложно. Идея повторения определенной темы в музыке Керлла достигает своего апогея в Magnificat tertii toni , где тема фуги состоит из шестнадцати повторяющихся нот E.

Вокальная и камерная музыка

[ редактировать ]

Керлль написал множество неклавишных произведений, особенно в мюнхенские годы: возрождая ансамбль придворной капеллы мюнхенского двора, Керлль, должно быть, сочинил множество камерной музыки, и все оперы (около 10 или 11) также были написаны в Мюнхене, начиная с « Оронта» 1657 года. Камерные произведения Керлла включают канцону для двух скрипок , виолы да гамба и бассо континуо и три сонаты. В большинстве вокальных произведений используется продвинутая техника концерта ; Заметным исключением является реквиемная Missa pro месса defunctis 1669 года, рассчитанная на пять голосов без аккомпанемента. Произведения Delectus Sacrarum cantionum , мотеты и духовные концерты для 2–5 голосов представляют собой секционные композиции, чередующиеся между подражательным письмом и свободными, сильно орнаментированными частями. Они напоминают Генриха Шютца пьесы из «Kleine geistliche Concerte» .

Шесть из сохранившихся месс были опубликованы при жизни Керлла под названиями Missae sex, cum Instrumentis Concerantibus, e vocibus in ripieno, Adjuncta una pro несуществующих cum seq. Dies irae (Мюнхен, 1689 г.). Сложный подражательный контрапункт, доминирующий в камерной музыке Керлла, присутствует и в большинстве его духовных вокальных произведений: в Missa non sine quare каждое движение заканчивается большой фугой, аналогичный прием можно увидеть в Missa Renovationis (почти целиком основанной на пяти темах). используется для движения Кирие), где каждое разделение массы также завершается большой фугальной секцией. Стретто-записи очень хроматического сюжета в таких произведениях, как Missa in fletu solatium, приводят к сильным диссонансам (рассматриваемая месса, посвященная событиям турецкой осады, стоившей жизни другу Керлла, Алессандро Польетти , содержит непрерывную часть, включающую « избегайте созвучий» (предупреждение композитора).

Список работ

[ редактировать ]

Издано при жизни композитора

[ редактировать ]
  • Ricercata a 4 in A для клавишного инструмента - опубликовано в Афанасия Кирхера ( Musurgia Universalis Рим, 1650 г.)
  • Подборка священных песен (Мюнхен, 1669 г.), 26 мотетов на 2–5 голосов.
  • Органическая модуляция Магнификата, соответствующая восьми церковным тонам (Мюнхен, 1686 г.), стихи Магнификата для органа, охватывающие все восемь церковных ладов.
  • Шесть месс с концертными инструментами из голосов в банке в сочетании с одной по умершим с сл. Dies irae (Мюнхен, 1689 г.), сборник концертных месс.

Выживание в рукописях

[ редактировать ]
  • Миса и 3 чори
  • Масса какого тона
  • Черная месса
  • Месса по умершим (1669)
  • Масса как будто только что родилась
  • Месса «Что ты думаешь » (1670)
  • Гордая месса (1674)
  • Летающая масса
  • 3 мессы без названия, состоящие только из движений Kyrie и Gloria, 1 месса без названия, состоящая только из движения Sanctus.
  • 16 священных произведений на латинские тексты, 3 на немецкие тексты.
  • Благочестивая и сильная женщина С. Наталия, супруга мученика С. Адриана , изображенная в школьной пьесе (Вена, 1677).
  • светская кантата на немецкий текст
  • светский дуэт на итальянский текст

Клавиатура

[ редактировать ]
  • 11 токкат (8 в отдельном цикле, еще 3 в другом источнике)
  • 6 канцон
  • 5 стихов
  • 4 люкса
  • 2 прелюдии

Помимо них, сохранился ряд других клавишных произведений: чакона, пассакалья, батталья, каприччио сопра иль куку и ария с двумя вариациями.

Другой инструментальный

[ редактировать ]
  • Песня для двух скрипок, виолы да гамба и бассо континуо
  • 2 сонаты для двух скрипок, виолы да гамба и бассо континуо
  • Соната моди дории для двух скрипок, виолы да гамба и бассо континуо
  • Соната для двух скрипок, двух альтов и бассо континуо

Потерянные работы

[ редактировать ]
  • 25 предложений
  • 11 опер
  • 4 массы
  • Другие произведения, включая ектении и сонаты

Список опер

[ редактировать ]
  • Оронт (Алкаини, 1657 г.)
  • Праздничные аплодисменты (1658)
  • Арделия (1660)
  • Эринто (1661)
  • Антиопа оправдана (1662)
  • Любовь к Родине превосходит все остальные (1665 г.)
  • Аталанта (1667)
  • Любовь тирана или влюбленный Ренеро (1672)
  • Маттесон, Иоганн . «Der Vollkommene Capellmeister» Иоганна Маттесона: исправленный перевод с критическими комментариями , серия теософской классики, UMI Research Press (январь 1981 г.). ISBN   0-8357-1134-X
  • Рэмп, Зигберт; Рокстро, Андреас. «Иоганн Каспар Керл», Словарь музыки и музыкантов New Grove .
  • Вальтер, Иоганн Готфрид. Музыкальный лексикон или Музыкальная библиотека. Новая верстка текста и музыки , Bärenreiter (1 июня 2001 г.). ISBN   3-7618-1509-3

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Харрис, К. Дэвид и Гиблер, Альберт К. (2001). «Керл, Иоганн Каспар». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  2. ^ Леон Бербен, аннотации к компакт-диску «Иоганн Капсар Керлл, Джованни Валентини - Органные произведения ученика и учителя (Керлл - «Скарамуза»)», AEOLUS AE-10441
  3. ^ Дэвид Р. Фуллер, рецензия на «Иоганн Каспар Керлл, Собрание сочинений для клавишных. Под редакцией К. Дэвида Харриса. («Искусство клавишных», 2. Нью-Йорк: The Broude Trust, 1995.)» и « Иоганн Каспар Керлл, Четыре сюиты под редакцией К. Дэвида Харриса («Искусство клавиатуры», 2A. Нью-Йорк: The Broude Trust, 1991.)). Журнал музыки семнадцатого века, том 3, № 1 (1997) http://sscm-jscm.press.uiuc.edu/jscm/v3/no1/Fuller.html. Архивировано 2 сентября 2006 г. в Wayback Machine , пар. 6.1.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d33eadb6a0b10d37338adf0ceb5bdb91__1718659980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/91/d33eadb6a0b10d37338adf0ceb5bdb91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Caspar Kerll - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)