Джакомо Дорогие
( Джан ) Джакомо Кариссими ( Итальянское произношение: [ˈdʒaːkomo karissimi] ; крещен 18 апреля 1605 — 12 января 1674) — итальянский композитор и учитель музыки. Он один из самых знаменитых мастеров раннего барокко , точнее, школы . римской музыкальной [1] Кариссими установил характерные черты латинской оратории и был плодовитым сочинителем месс , мотетов и кантат . Он оказал большое влияние на музыкальное развитие в странах Северной Европы благодаря своим ученикам, таким как Керлл в Германии и Шарпантье во Франции, а также широкому распространению его музыки. [2]
Биография
[ редактировать ]Точная дата рождения Кариссими неизвестна, но, вероятно, это было в 1604 или 1605 году в Марино недалеко от Рима , Италия. О его молодости почти ничего не известно. Родители Джакомо, Амико (1548–1633, бондарь по профессии) и Ливия (1565–1622), поженились 14 мая 1595 года и имели четырех дочерей и двух сыновей; Джакомо был самым младшим.
О его раннем музыкальном образовании ничего не известно. Его первые известные назначения были в соборе Тиволи под руководством маэстри ди капелла Аурелио Бриганти Колонна, Алессандро Капече и Франческо Манелли ; с октября 1623 пел в хоре, а с октября 1624 по октябрь 1627 был органистом. В 1628 году Кариссими переехал на север, в Ассизи , в качестве маэстро ди капелла (мастера капеллы) в соборе Сан-Руфино . [2] В 1628 году он получил ту же должность в церкви Сант-Аполлинаре, принадлежащей Германской коллегии в Риме, которую занимал до своей смерти. [1] И это несмотря на то, что он получил несколько предложений о работе в очень известных учреждениях, в том числе предложение занять место Клаудио Монтеверди в Сан-Марко ди Венеция в Венеции . В 1637 году он был рукоположен в священники .
В 1656 году Кристина Шведская , которая тогда жила в Риме, назначила Кариссими своим маэстро ди капелла дель концерто ди камер . Ларс Инглунд из Уппсальского университета выдвинул гипотезу, что раннее увлечение Кристины музыкой Кариссими и другой церковной музыкой из Рима «было частью преднамеренной самотрансформации из правящего лютеранского регента в католическую королеву без земли». [3]
Кариссими, похоже, вообще ни разу за всю свою жизнь не покидал Италию. Он умер в 1674 году в Риме. [1]
Преемник Кариссими на посту маэстро ди капелла в Collegium Germanicum в 1686 году описал его как высокого, худощавого, очень бережливого в домашних делах, с очень благородными манерами по отношению к друзьям и знакомым и склонного к меланхолии. [4] [ нужна полная цитата ]
Музыка
[ редактировать ]Великими достижениями, обычно приписываемыми Кариссими, являются дальнейшее развитие речитатива , введенного Монтеверди, который имеет большое значение для истории драматической музыки; дальнейшее развитие камерной кантаты , благодаря которой Кариссими вытеснил концертные мадригалы , которые сами заменили мадригалы позднего Возрождения ; и развитие оратории , первым значительным композитором которой он был. [1]
Положение Кариссими в истории церковной , вокальной и камерной музыки в чем-то схоже с положением Франческо Кавалли в истории оперы . В то время как Луиджи Росси был его предшественником в разработке камерной кантаты, Кариссими был композитором, который первым сделал эту форму средством наиболее интеллектуального стиля камерной музыки, функцию, которую она продолжала выполнять до смерти Алессандро Скарлатти и Эмануэле д'Асторга. и Бенедетто Марчелло . [1]
Кариссими также известен как один из первых композиторов ораторий , причем Джефт , вероятно, является его самым известным произведением, наряду с Ионасом . Эти и другие произведения важны для установления формы оратории без драматического действия, которая сохраняла свою актуальность на протяжении 200 лет. Название происходит от их презентации в Оратории Сантиссимо Крочифиссо в Риме. Ему также можно отдать должное за то, что он придал большее разнообразие и интерес инструментальному сопровождению вокальных композиций. Чарльз Бёрни и Джон Хокинс опубликовали образцы его сочинений в своих работах по истории музыки, а Генри Олдрич собрал почти полное собрание своих сочинений, которые в настоящее время хранятся в библиотеке Крайст-Черч в Оксфорде . Британский музей также обладает многочисленными работами Кариссими. Большинство его ораторий находятся в Национальной библиотеке в Париже . [1]
Кариссими действовал в то время, когда светская музыка собиралась узурпировать господство духовной музыки в Италии. Изменение было решающим и постоянным. Когда Кариссими начал сочинять музыку, влияние предыдущих поколений римских композиторов все еще было сильным (например, стиль Палестрины ), и когда его карьера подошла к концу, оперные формы, так и инструментальные светские преобладали как формы. Кроме того, Кариссими был важен как педагог, и его влияние распространилось далеко на Германию и Францию . большая часть музыкального стиля Иоганна Каспара Керля и Марка-Антуана Шарпантье Например, находилась под влиянием Кариссими.
Избранные работы
[ редактировать ]Оратории
[ редактировать ]- Бальтазар , оратория для 5 голосов, 2 скрипок и континуо
- Dives Malus (Злой богач), также известный как Historia Divitis для двух сопрано, тенора и баса (ок. 1640), о богаче и Лазаре .
- Иезекия , оратория для 5 голосов, 2 скрипок и континуо
- Иефт , оратория для 6 голосов и континуо 1648 г. [5]
- Йонас , оратория для солистов, двойной хор SATB, 2 скрипки и континуо [5]
- «Страшный суд» , оратория для солистов, хора и континуо [5]
- Суд Соломона , оратория для 4 голосов, 2 скрипок и континуо
- Тщеславие Тщеславие , оратория для 5 голосов, 2 скрипок и континуо
- Ораторское искусство Пресвятой Богородицы
Кантаты
[ редактировать ]- Piangete, aure, Piantete, кантата для сопрано и континуо
- Так хотите, так и будет, кантата для сопрано и континуо 1640
- Виттория, mio core (Любовник, свободный от любви), кантата для сопрано и континуо 1646
- Ферма Оставь Чьо Парли (Плач королевы Марии Стюарт), кантата для сопрано и континуо 1650 г.
- Loose Havean Dall'Alte Shoree (I naviganti), кантата для 2-х сопрано, баритона и континуо 1653 г.
- Apritevi inferni (Peccator penitente), кантата для сопрано и континуо 1663 г.
Противоположное
[ редактировать ]- Плач Иеремии Пророка, мотет для меццо-сопрано, сопрано и континуо
- Ликуйте, Год, дочь Сиона, мотет для 2-х сопрано и континуо 1675
- Встань, сердце мое, на лире, мотет для сопрано, 2-х скрипок, альта и континуо 1670
- Наше [моё] сердце горит, движется для сопрано, альта, тенора, баса и континуо 1664
- Желанный для нас, мотет для альта, тенора, баса и континуо 1667
Массы
[ редактировать ]- Мисса «Свободный хаван с высоких берегов», месса на 5 голосов и непрерывно.
В популярной культуре
[ редактировать ]Сэмюэл Пепис был в восторге от музыки Кариссими. В его дневнике записано, что он встретил «мистера Хилла, Эндрюса и одного неряшливого и уродливого парня, сеньора Педро, который очень аккуратно поет итальянские песни под теорбу , и они провели весь вечер, распевая лучшее из всех музыкальных произведений». руками мира, сделанный сеньором Хариссими, знаменитым римским мастером, он действительно был прекрасен и слишком прекрасен, чтобы я мог об этом судить». [6]
Кариссими - персонаж из серии рассказов Энрико М. Торо «Эвтерпа» из 1632 года серии книг под редакцией Эрика Флинта .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чисхолм 1911 года .
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю В. Джонс, «Джакомо Кариссими», Grove Music Online
- ^ «Семинари на английском языке, 2019: Ларс Берглунд (профессор кафедры музыковедения Упсальского университета) представляет свое текущее исследование « Королева Кристина и Джакомо Кариссими: от любопытства к музыкальному покровительству Svenska Institutet i Rom / Istituto Svedese di Studi Classici a Roma», архив 2021 г. -11-30 в день доступа к Wayback Machine 4 мая 2021 г.
- ^ Сорини, Симона. Латинские оратории Джакомо Кариссими: Иефте и Ионас
- ^ Перейти обратно: а б с Записано в 1988 году Джоном Элиотом Гардинером и английскими солистами барокко, Erato 2292-45466-2.
- ↑ Дневник, 22 июля 1644 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Джонс, Эндрю В. (2001). «Кариссими, Джакомо». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Кариссими, Джакомо энциклопедия Британская Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 338. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1605 рождений
- 1674 смерти
- Итальянские композиторы 17 века.
- Итальянские классические композиторы церковной музыки
- Итальянские композиторы эпохи барокко
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Итальянские римско-католические священники 17 века
- Композиторы оратории
- Люди из Марино, Лацио
- Итальянские музыканты-мужчины 17 века