Jump to content

Чакона

Иоганна Себастьяна Баха. «Чаккона» из Партиты для скрипки № 2

Чакона ( / ʃ ə ˈ k ɒ n / shə- КОН , Французский: [ʃakɔn] ; Испанский: чакона [такона] ; Итальянский: ciaccona [tʃakkoːna] ; более ранний английский: chacony ) [1] это тип музыкальной композиции, часто используемый в качестве средства вариации повторяющейся короткой гармонической последовательности, часто включающей довольно короткую повторяющуюся басовую партию ( граунд-бас ), которая предлагает композиционную схему для вариаций, украшения, фигурации и мелодического изобретения. В этом он очень похож на пассакалью . Он зародился и был особенно популярен в эпоху барокко ; большое количество Чакон существует с 17 по 18 века .

Граунд-бас, если он есть, обычно может ступенчато понижаться от тоники до доминирующей высоты гаммы ; гармонии, придаваемые верхним частям, могут подчеркивать квинтовый круг или производный от него образец.

Хотя первоначально она возникла в конце шестнадцатого века в испанской культуре и, по общему мнению, была завезена из Нового Света как быстрая танцевальная песня, характеризующаяся наводящими на размышления движениями и насмешливыми текстами, [2] Чакона к началу восемнадцатого века превратилась в медленную трехметровую инструментальную форму.

Алекс Росс описывает происхождение чаконы как сексуально-кружащегося танца, который появился в Южной Америке в конце шестнадцатого века и быстро распространился в Европе. Танец стал популярен как среди элитных дворов, так и среди широких слоев населения. «Сарао де ла Чакона» [3] — один из самых ранних известных примеров «чаконы», записанный испанским музыкантом Хуаном Араньесом . [4]

Выдающимися примерами чакон раннего барокко являются «Зефиро торна» Монтеверди и «Es steh Gott auf» Генриха Шютца . [5]

Одним из самых известных, наиболее мастерских и выразительных примеров чаконы является заключительная часть скрипичной партиты ре минор Иоганна Себастьяна Баха . Эта чакона из 256 тактов проводит жалобную четырехтактную фразу через непрерывный калейдоскоп музыкальных выражений как в мажорном, так и в минорном ладах . Однако недавно было высказано предположение, что «Чаккона» Баха (он использовал итальянскую форму названия, а не французскую «Чакону») на самом деле представляет собой форму французского театрального танца, известного как «пассакайль». [ нужны разъяснения ] хотя он также включает в себя черты итальянского и немецкого стиля. [6]

После периода барокко чакона пришла в упадок в 19 веке, хотя вариации до минор Бетховена 32 предполагают ее продолжающееся влияние. Тем не менее, в 20 веке эта форма значительно возродилась: более двух десятков композиторов предоставили примеры (см. Ниже).

Чакона и пассакалья

[ редактировать ]

Некоторые теоретики девятнадцатого и начала двадцатого века понимали чакону как набор вариаций гармонической прогрессии, в отличие от набора вариаций мелодического басового паттерна (которому присвоен термин пассакалия ), [7] в то время как другие теоретики того же периода проводили различие наоборот. [8] В реальном использовании в истории музыки термин «чакона» не так четко отличается от пассакальи в отношении способа построения данного музыкального произведения, и «современные попытки провести четкое различие произвольны и исторически необоснованны». [9] Фактически, два жанра иногда сочетались в одной композиции, как, например, в « Сто партиях сопра пассакагли » из «Toccate d'intavolatura di cymbalo etorgano, partites di разные арии…» (1637) Джироламо Фрескобальди и первой сюита из «Наций» (1726 г.), а также из «Виольных пьес» (1728 г.) Франсуа Куперена . [10]

Фрескобальди , который, вероятно, был первым композитором, который сравнительно трактовал чакону и пассакалью, обычно (но не всегда) устанавливает первую в мажорной тональности с двумя составными тройными группами на вариацию, что придает его чаконе более энергичное движение вперед, чем его пассакалия. , который обычно имеет четыре простые тройные группы в каждой вариации. [11] Оба обычно имеют трехметровый размер , начинаются со второй доли такта и имеют тему из четырех тактов (или кратных им). (В более поздние времена чакона, как и пассакалия, не обязательно должна присутствовать в 3
4
раза; см., например, «Чакону/Грунд-Бас» Франческо Тристано Шлиме , где каждая часть построена на семидольных паттернах)

  • Антонио Бертали (1605–1669): Чаккона до мажор для скрипки и континуо (без даты)
  • Генрих Игнац Франц Бибер (1644–1704): Чакона ре мажор для скрипки и бассо континуо (без даты); другой в Партите нет. 3 ля мажор для семи струнных инструментов из Harmonia artificioso-ariosa (написано в 1696 г.)
  • Дитрих Букстехуде (ок. 1638–1707): прелюдия, фуга и чакона до мажор ( BuxWV 137), чакона до минор ( BuxWV 159) и чакона ми минор ( BuxWV 160); все для органа (вероятно 1690-е)
  • Франческа Каччини (1587 – ок. 1641): Чаккона
  • Маурицио Каццати (1616–1678): Чакона тре с его балетом для двух скрипок и виолончели из оперы «Корренти, балеты, гальярды 3 и 4 » (1659)
  • Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704): Чакона из оперы «Расцвет искусств» (1685); другой из оперы «Давид и Ионафан» (1688 г.); еще один из оперы Медея (1694 г.)
  • Арканджело Корелли (1653–1713): Чакона соль мажор в Сонате op. 2, нет. 12, из Сонаты да камеры трио: две скрипки и виолончель или клавесин (1685)
  • Джироламо Фрескобальди (1583–1643): Четыре чаккона (фа мажор, ля минор, соль мажор, снова ля минор) для клавесина из . . (1637)
  • Жан-Николя Жоффруа (1633–1694): восемнадцать чакон для клавесина, все неопубликованные при жизни композитора, возможно, это больше всего чакон, написанных любым известным композитором 17, 18 или 19 веков.
  • Жан-Батист Люлли (1632–1687): Чакона из оперы «Фаэтон» (1683); другой из оперы «Роланд» (1685 г.); еще один из оперы Acis et Galatee (1686)
  • Марин Марэ (1656–1728): Чакона соль мажор для двух альтов да гамба и континуо, нет. 47 из «Пьес для скрипок» , первая книга (1686–89)
  • Тарквинио Мерула (1594/95–1665): «Su la cetra amorosa», ария в чаконе для сопрано и инструментального сопровождения, из оперы «Мадригали и другие музыкальные концерты» (1633).
  • Джироламо Монтесардо (даты неизвестны): Басовая партия чаконы в трех тональностях (соль мажор, до мажор, фа мажор) для гитары из Nuova Inventione d'Intavolatura (1606), возможно, первая письменная чакона.
  • Клаудио Монтеверди (1567–1643): «Зефиро торна», чакона для двух теноров и инструментального сопровождения, из мюзикла «Скерци», то есть «арии и мадригали» (1632).
  • Иоганн Пахельбель (1653–1706): Две чаконы (до мажор, ре мажор) для органа из Hexachordum Apollinis (1699); еще четыре (ре мажор, ре минор , фа мажор, фа минор ) для органа (без даты)
  • Генри Перселл (1659–1695): Чакона из полуоперы «Пророчица, или История Диоклесиана» (1690); еще два из полуоперы « Король Артур , или Достойные британцы» (1691); еще один из полуоперы «Королева фей» (1692)
  • Робер де Визе (1655–1732/33): Две чаконы (фа мажор, соль мажор) для гитары из «Livre de guittarre», посвященной королю (1682); еще один соль минор, из Книги пьес для гитары, посвященной королю (1686)
  1. ^ Чакона , naxos.com
  2. ^ Александр Силбигер, «Чакона», Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди и Дж. Тиррелл (Лондон: Macmillan, 2001).
  3. ^ «Un sarao de la chacona» переводится как «Вечер чаконы» и также известен как «Чакона: A la vida bona». Тексты с английским переводом здесь: Хуан Араньес, «¡A la vida bona!», chacona a4 из второй книги тонов и гимнов (Рим: Джованни Баттиста Роблетти, 1624).
  4. ^ «Алекс Росс: Остальное — шум» . Алекс Росс: Остальное — шум .
  5. ^ Джеральд Дребес: «Шюц, Монтеверди и« совершенство музыки »-« Восстание Бога »из Symphoniae Sacrae II (1647)». В: Ежегодник Шютца , том 14, 1992, стр. 25–55. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine .
  6. ^ Раймонд Эриксон, «К интерпретации Чакконы Баха для скрипки соло в XXI веке, BWV 1004/5», Информационный бюллетень Американского общества Баха, весна 2003 г.
  7. ^ Перси Гетшиус, Большие формы музыкальной композиции: исчерпывающее объяснение вариаций, рондо и дизайнов сонат, для обычных студентов, изучающих музыкальный анализ, и для специальных студентов, изучающих структурную композицию ([Нью-Йорк]: Г. Ширмер, 1915), 29 и 40.
  8. ^ Лукас, Кларенс Лукас, 1908. История музыкальной формы (Серия музыкальных историй, под редакцией Фредерика Дж. Кроуэста. Лондон: The Walter Scott Publishing Co., Ltd.; Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1908), 203.
  9. ^ Манфред Букофзер, Музыка в эпоху барокко (Нью-Йорк: Нортон, 1947), 42.
  10. ^ Александр Силбигер, « Пассакалья и Чаккона: жанровое соединение и двусмысленность от Фрескобальди до Куперена. Архивировано 15 мая 2008 г. в Wayback Machine », Журнал музыки семнадцатого века 2, вып. 1 (1996).
  11. ^ Александр Силбигер, «Чакона» Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. С. Сэди и Дж. Тиррелл (Лондон: Macmillan, 2001).
  12. ^ Бадд Уделл, «Стандартные произведения для оркестра: Первая сюита Густава Холста ми ♭ мажор для военного оркестра». Журнал музыкальных педагогов 69, вып. 4 (1982), стр. 28. (Доступ по подписке JSTOR) – Пэм Харри, Марк Филлипс и Марк Ричардс, [1] (Оксфорд: Heinemann Educational Publishers, 2001). ISBN   0-435-81258-0 ) с. 238. - Кларенс Лукас, История музыкальной формы (Серия музыкальных историй, под редакцией Фредерика Дж. Кроуэста. Лондон: The Walter Scott Publishing Co., Ltd.; Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1908), стр. 203.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Чаконной, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 59ebbd14ea212d9bb813befa646aa643__1700499960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/43/59ebbd14ea212d9bb813befa646aa643.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chaconne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)