Чакона

Чакона ( / ʃ ə ˈ k ɒ n / shə- КОН , Французский: [ʃakɔn] ; Испанский: чакона [такона] ; Итальянский: ciaccona [tʃakkoːna] ; более ранний английский: chacony ) [1] это тип музыкальной композиции, часто используемый в качестве средства вариации повторяющейся короткой гармонической последовательности, часто включающей довольно короткую повторяющуюся басовую партию ( граунд-бас ), которая предлагает композиционную схему для вариаций, украшения, фигурации и мелодического изобретения. В этом он очень похож на пассакалью . Он зародился и был особенно популярен в эпоху барокко ; большое количество Чакон существует с 17 по 18 века .
Граунд-бас, если он есть, обычно может ступенчато понижаться от тоники до доминирующей высоты гаммы ; гармонии, придаваемые верхним частям, могут подчеркивать квинтовый круг или производный от него образец.
История
[ редактировать ]Хотя первоначально она возникла в конце шестнадцатого века в испанской культуре и, по общему мнению, была завезена из Нового Света как быстрая танцевальная песня, характеризующаяся наводящими на размышления движениями и насмешливыми текстами, [2] Чакона к началу восемнадцатого века превратилась в медленную трехметровую инструментальную форму.
Алекс Росс описывает происхождение чаконы как сексуально-кружащегося танца, который появился в Южной Америке в конце шестнадцатого века и быстро распространился в Европе. Танец стал популярен как среди элитных дворов, так и среди широких слоев населения. «Сарао де ла Чакона» [3] — один из самых ранних известных примеров «чаконы», записанный испанским музыкантом Хуаном Араньесом . [4]
Выдающимися примерами чакон раннего барокко являются «Зефиро торна» Монтеверди и «Es steh Gott auf» Генриха Шютца . [5]
Одним из самых известных, наиболее мастерских и выразительных примеров чаконы является заключительная часть скрипичной партиты ре минор Иоганна Себастьяна Баха . Эта чакона из 256 тактов проводит жалобную четырехтактную фразу через непрерывный калейдоскоп музыкальных выражений как в мажорном, так и в минорном ладах . Однако недавно было высказано предположение, что «Чаккона» Баха (он использовал итальянскую форму названия, а не французскую «Чакону») на самом деле представляет собой форму французского театрального танца, известного как «пассакайль». [ нужны разъяснения ] хотя он также включает в себя черты итальянского и немецкого стиля. [6]
После периода барокко чакона пришла в упадок в 19 веке, хотя вариации до минор Бетховена 32 предполагают ее продолжающееся влияние. Тем не менее, в 20 веке эта форма значительно возродилась: более двух десятков композиторов предоставили примеры (см. Ниже).
Чакона и пассакалья
[ редактировать ]Некоторые теоретики девятнадцатого и начала двадцатого века понимали чакону как набор вариаций гармонической прогрессии, в отличие от набора вариаций мелодического басового паттерна (которому присвоен термин пассакалия ), [7] в то время как другие теоретики того же периода проводили различие наоборот. [8] В реальном использовании в истории музыки термин «чакона» не так четко отличается от пассакальи в отношении способа построения данного музыкального произведения, и «современные попытки провести четкое различие произвольны и исторически необоснованны». [9] Фактически, два жанра иногда сочетались в одной композиции, как, например, в « Сто партиях сопра пассакагли » из «Toccate d'intavolatura di cymbalo etorgano, partites di разные арии…» (1637) Джироламо Фрескобальди и первой сюита из «Наций» (1726 г.), а также из «Виольных пьес» (1728 г.) Франсуа Куперена . [10]
Фрескобальди , который, вероятно, был первым композитором, который сравнительно трактовал чакону и пассакалью, обычно (но не всегда) устанавливает первую в мажорной тональности с двумя составными тройными группами на вариацию, что придает его чаконе более энергичное движение вперед, чем его пассакалия. , который обычно имеет четыре простые тройные группы в каждой вариации. [11] Оба обычно имеют трехметровый размер , начинаются со второй доли такта и имеют тему из четырех тактов (или кратных им). (В более поздние времена чакона, как и пассакалия, не обязательно должна присутствовать в 3
4 раза; см., например, «Чакону/Грунд-Бас» Франческо Тристано Шлиме , где каждая часть построена на семидольных паттернах)
Примеры
[ редактировать ]17 век
[ редактировать ]- Антонио Бертали (1605–1669): Чаккона до мажор для скрипки и континуо (без даты)
- Генрих Игнац Франц Бибер (1644–1704): Чакона ре мажор для скрипки и бассо континуо (без даты); другой в Партите нет. 3 ля мажор для семи струнных инструментов из Harmonia artificioso-ariosa (написано в 1696 г.)
- Дитрих Букстехуде (ок. 1638–1707): прелюдия, фуга и чакона до мажор ( BuxWV 137), чакона до минор ( BuxWV 159) и чакона ми минор ( BuxWV 160); все для органа (вероятно 1690-е)
- Франческа Каччини (1587 – ок. 1641): Чаккона
- Маурицио Каццати (1616–1678): Чакона тре с его балетом для двух скрипок и виолончели из оперы «Корренти, балеты, гальярды 3 и 4 » (1659)
- Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704): Чакона из оперы «Расцвет искусств» (1685); другой из оперы «Давид и Ионафан» (1688 г.); еще один из оперы Медея (1694 г.)
- Арканджело Корелли (1653–1713): Чакона соль мажор в Сонате op. 2, нет. 12, из Сонаты да камеры трио: две скрипки и виолончель или клавесин (1685)
- Джироламо Фрескобальди (1583–1643): Четыре чаккона (фа мажор, ля минор, соль мажор, снова ля минор) для клавесина из . . (1637)
- Жан-Николя Жоффруа (1633–1694): восемнадцать чакон для клавесина, все неопубликованные при жизни композитора, возможно, это больше всего чакон, написанных любым известным композитором 17, 18 или 19 веков.
- Жан-Батист Люлли (1632–1687): Чакона из оперы «Фаэтон» (1683); другой из оперы «Роланд» (1685 г.); еще один из оперы Acis et Galatee (1686)
- Марин Марэ (1656–1728): Чакона соль мажор для двух альтов да гамба и континуо, нет. 47 из «Пьес для скрипок» , первая книга (1686–89)
- Тарквинио Мерула (1594/95–1665): «Su la cetra amorosa», ария в чаконе для сопрано и инструментального сопровождения, из оперы «Мадригали и другие музыкальные концерты» (1633).
- Джироламо Монтесардо (даты неизвестны): Басовая партия чаконы в трех тональностях (соль мажор, до мажор, фа мажор) для гитары из Nuova Inventione d'Intavolatura (1606), возможно, первая письменная чакона.
- Клаудио Монтеверди (1567–1643): «Зефиро торна», чакона для двух теноров и инструментального сопровождения, из мюзикла «Скерци», то есть «арии и мадригали» (1632).
- Иоганн Пахельбель (1653–1706): Две чаконы (до мажор, ре мажор) для органа из Hexachordum Apollinis (1699); еще четыре (ре мажор, ре минор , фа мажор, фа минор ) для органа (без даты)
- Генри Перселл (1659–1695): Чакона из полуоперы «Пророчица, или История Диоклесиана» (1690); еще два из полуоперы « Король Артур , или Достойные британцы» (1691); еще один из полуоперы «Королева фей» (1692)
- Робер де Визе (1655–1732/33): Две чаконы (фа мажор, соль мажор) для гитары из «Livre de guittarre», посвященной королю (1682); еще один соль минор, из Книги пьес для гитары, посвященной королю (1686)
18 век
[ редактировать ]- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Чакона, пятая часть Партиты №. 2 ре минор для скрипки соло (1720)
- Луиджи Боккерини (1743–1805): «Чакона, олицетворяющая ад... в подражание чаконе М. Глюка», финал Симфонии ре минор, соч. 12, нет. 4 (1771)
- Жозеф Боден де Буамортье (1689–1755): Чакона ля мажор для двух виолончелей из « Neuf petits sonatas et chaconne» (1737); еще один соль мажор из оперы «Дафнис и Хлоя» (1747)
- Франсуа Куперен (1668–1733): «Фаворитка», чакона, девятая часть в Ордене 3ème до минор для клавесина, из «Кадо де клавесен» , Premier livre (1713)
- Антуан Форкере (1671–1745): Чакона «Ла Бюиссон» из «Пьес для скрипки с бассо континуо» (1747).
- Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787): Чакона в опере «Орфей и Эвридика» (1762); та же чакона и в опере «Ифигения в Авлиде» (1774); другая чакона в опере Армида (1777)
- Георг Фридрих Гендель (1685–1759): Чакона соль мажор и 21 вариация для клавесина (написано в 1705–1717 годах, опубликовано в 1733 году); еще один соль мажор и 62 вариации для органа (написано в 1703–06, опубликовано в 1733 г.)
- Марин Марэ (1656–1728): Чакона, восьмая часть Сюиты 3 фа мажор; еще одна, заключительная часть Сюиты ля мажор; как для виолы да гамба, так и для континуо, из «Pieces de viole» , quatrième livre (1717)
- Жан-Филипп Рамо (1683–1764): чакона ре минор из оперы-балета «Галантные Индии» (1735); другой ре минор из оперы-балета «Гебские праздники» (1739); еще один ля мажор из комической оперы Platée (1745)
- Георг Филипп Телеман (1681–1767): «Лилипутская Чакона», вторая часть «Путешествий Гулливера», Интрада-сюита ре мажор для 2-х скрипок из оперы «Der getreue Musikmeister» (1728–29).
- Томмазо Витали (1663–1745): Чакона соль минор для скрипки и фортепиано (ок. 1710–1730)
- Антонио Вивальди (1678–1741): Чаккона, третья часть Концерта соль минор для флейты, гобоя, скрипки, фагота и струнных (ок. 1720)
- Сильвиус Леопольд Вайс (1687–1750): Чакона, одиннадцатая часть Сонаты 1; еще одна, девятая часть второй сонаты; еще одна, седьмая часть 10-й сонаты; еще одна, седьмая часть 12-й сонаты; все для лютни (все без даты)
19 век
[ редактировать ]- Иоганнес Брамс : Симфония № 4 ми минор, соч. 98 , финал
- Ференц Лист : Чакона из Сарабанды и Чакона из Зингшпиля Альмира , стр.181 (1879)
- Генрих Рейман : Чакона фа минор, соч. 32, для органа
20 век
[ редактировать ]- Джон Адамс : вторая часть «Чакона: Тело, через которое течет мечта» из Скрипичного концерта (1993)
- Малкольм Арнольд : вторая часть «Чакона» из «Сонатины для блокфлейты», соч. 41 (1953)
- Малкольм Арнольд: вторая часть «Чакона: Andante con moto» из Квинтета для духовых инструментов , соч. 73 (1961)
- Бела Барток : первая часть, «Tempo di ciaccona» из Сонаты для скрипки соло (1944).
- Говард Блейк : Чакона (из «Жизненного цикла», последовательность из 24 фортепианных соло) (1975)
- Бенджамин Бриттен : «Чакония», третья часть струнного квартета № 2, до мажор (1945).
- Бенджамин Бриттен: «Чаккона», пятая часть Сюиты для виолончели № 2 (1967)
- Марио Кастельнуово-Тедеско : «Сон разума порождает монстров», из «24 Капричос Гойи», соч.
- Джон Корильяно : Красная скрипка (Чакона) для скрипки с оркестром.
- Джон Корильяно: Чакона, 3-я часть Симфонии № 1 «Песня Джулио» (1990)
- Иоганн Непомук Давид : Чакона ля минор для органа (1933)
- Иоганн Непомук Давид: «Прииди, Спаситель язычников»: небольшая чакона на тему « Прииди, Спаситель язычников » для органа
- Роберт Дэвидсон : Чакона для оркестра (1994)
- Норман Делло Джойо : Вариации, Чакона и Финал для оркестра
- Дэвид Даймонд : Чакона, для скрипки и фортепиано (1951)
- Корнелис Доппер : Готическая чакона (1920)
- Марсель Дюпре : Триптих , соч. 51 (Чакона, Мюзет, Дитирамб), для органа
- Жан Франсэ : Чакона для арфы и струнного оркестра (1976)
- Гуннар де Фрумери : Чакона op. 8, для фортепиано (1932)
- Филип Гласс : Эхо для двух скрипок и струнного оркестра (1995)
- Филип Гласс: Симфония № 3 , третья часть (1995)
- Филип Гласс: Концерт для скрипки № 1 , вторая часть (1987)
- Александр Гёр : Чакона, для органа (1985)
- София Губайдулина : Чакона, для фортепиано (1962)
- Лу Харрисон : Сюита для скрипки и американского гамелана (1974)
- Ханс Вернер Хенце : Двойной Виталино: чакона для скрипки соло и камерного оркестра (1977)
- Ганс Вернер Хенце: Концерт для контрабаса , третья часть (1966)
- Хайнц Холлигер : Чакона для виолончели соло (1975)
- Густав Хольст : «Чакона» из Первой сюиты ми-бемоль мажор для военного оркестра (по мнению одного писателя, технически пассакалия, но по мнению других, технически чакона) [12]
- Артур Онеггер : Чакона Императрицы , из музыки к фильму «Наполеон» (1926–27).
- Эрнст Кренек : Токката и Чакона: на хорал «Да, я верю в Иисуса Христа» , соч. 13, для фортепиано.
- Дьёрдь Лигети : Венгерский рок: Чакона , для клавесина
- Дуглас Лилберн : Чакона, для фортепиано (1946)
- Фрэнк Мартин : Чакона, для виолончели и фортепиано (1931)
- Карл Нильсен : Чакона , соч. 32, для фортепиано (1916–17)
- Анри Пуссер : Чакона для скрипки соло.
- Кнудаге Рийсагер : Чакона, соч. 50, для оркестра
- Пол Рудерс : Чакона для соло-гитары
- Франц Шмидт : Чакона до ♯ минор, для органа. (1925) Переложение для оркестра (переложение ре минор) 1931 года.
- Реджинальд Смит Бриндл : Чакона и интерлюдии: (Инструменты мира III) , для двух гитар
- Лео Соуэрби : Чакона, для тубы и фортепиано (1938)
- Лео Сауэрби: Канон, Чакония и фуга для органа (1948)
- Дэвид Ван Вастор : Фантазия, Чакона и Аллегро , для оркестра
- Стефан Вольпе : Танец в форме чаконы для фортепиано (1941)
- Мичиру Ямане : Чакона до минор для органа (1996)
- Бернд Алоис Циммерманн : опера «Солдаты» (1965). Акт 1, сцена 2 (Чакон 1). Акт 2, сцена 2 (Каприччо, Хорал и Чакона II). Акт 4, сцена 2 (Чакон III)
21 век
[ редактировать ]- Паулу Гальван : Чакоинас (2) ля минор для гитары в стиле барокко .
- Дженнифер Хигдон : «Чаконни», вторая часть ее скрипичного концерта (2008).
- Кшиштоф Пендерецкий : Чакона памяти Иоанна Павла II для струнных (для струнного оркестра) из «Польского реквиема» (добавлен в 2005 г.).
- Франческо Тристано Шлиме : Чакона/Партер-бас для фортепиано (1997/2004/2012).
- Роман Туровский : Чаконы до мажор, до минор и ре минор для барочной лютни .
- Саймон Эндрюс : Чакона, 2-я часть Симфонии № 1 «Ибо сердце – орган огня» (2013)
- Марк-Андре Дальбави : Чаккона для оркестра (2002).
- Пауло Уголетти : Чакона для фортепиано.
- Майкл Блейк : Французская сюита для фортепиано , первый танец (1994).
- Майкл Блейк: Кора для арфы (2009).
- Enhypen с песней Chaconne (2023).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чакона , naxos.com
- ^ Александр Силбигер, «Чакона», Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди и Дж. Тиррелл (Лондон: Macmillan, 2001).
- ^ «Un sarao de la chacona» переводится как «Вечер чаконы» и также известен как «Чакона: A la vida bona». Тексты с английским переводом здесь: Хуан Араньес, «¡A la vida bona!», chacona a4 из второй книги тонов и гимнов (Рим: Джованни Баттиста Роблетти, 1624).
- ^ «Алекс Росс: Остальное — шум» . Алекс Росс: Остальное — шум .
- ^ Джеральд Дребес: «Шюц, Монтеверди и« совершенство музыки »-« Восстание Бога »из Symphoniae Sacrae II (1647)». В: Ежегодник Шютца , том 14, 1992, стр. 25–55. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Раймонд Эриксон, «К интерпретации Чакконы Баха для скрипки соло в XXI веке, BWV 1004/5», Информационный бюллетень Американского общества Баха, весна 2003 г.
- ^ Перси Гетшиус, Большие формы музыкальной композиции: исчерпывающее объяснение вариаций, рондо и дизайнов сонат, для обычных студентов, изучающих музыкальный анализ, и для специальных студентов, изучающих структурную композицию ([Нью-Йорк]: Г. Ширмер, 1915), 29 и 40.
- ^ Лукас, Кларенс Лукас, 1908. История музыкальной формы (Серия музыкальных историй, под редакцией Фредерика Дж. Кроуэста. Лондон: The Walter Scott Publishing Co., Ltd.; Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1908), 203.
- ^ Манфред Букофзер, Музыка в эпоху барокко (Нью-Йорк: Нортон, 1947), 42.
- ^ Александр Силбигер, « Пассакалья и Чаккона: жанровое соединение и двусмысленность от Фрескобальди до Куперена. Архивировано 15 мая 2008 г. в Wayback Machine », Журнал музыки семнадцатого века 2, вып. 1 (1996).
- ^ Александр Силбигер, «Чакона» Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. С. Сэди и Дж. Тиррелл (Лондон: Macmillan, 2001).
- ^ Бадд Уделл, «Стандартные произведения для оркестра: Первая сюита Густава Холста ми ♭ мажор для военного оркестра». Журнал музыкальных педагогов 69, вып. 4 (1982), стр. 28. (Доступ по подписке JSTOR) – Пэм Харри, Марк Филлипс и Марк Ричардс, [1] (Оксфорд: Heinemann Educational Publishers, 2001). ISBN 0-435-81258-0 ) с. 238. - Кларенс Лукас, История музыкальной формы (Серия музыкальных историй, под редакцией Фредерика Дж. Кроуэста. Лондон: The Walter Scott Publishing Co., Ltd.; Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1908), стр. 203.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Чаконной, на Викискладе?