Диоклесиан
Диоклесиан | |
---|---|
Полуопера Генри Перселла | |
![]() Композитор, портрет Джона Клостермана , ок. 1695 г. | |
Либреттист | Томас Беттертон |
На основе | жизнь императора Диоклетиана |
Премьера |
Диоклесиан ( Пророчица: или, История Диоклесиана ) — английская трагикомическая полуопера в пяти действиях Генри Перселла на либретто Томаса Беттертона по мотивам пьесы «Пророчица» , по Джона Флетчера и Филипа Массинджера которой, в свою очередь, была основана очень свободно о жизни императора Диоклетиана . Премьера состоялась в конце мая 1690 года в Королевском театре Дорсет-Гарден . Впервые спектакль был поставлен в 1622 году. Хореографию различных танцев поставил Джозиас Прист , который работал с Перселлом над несколькими другими полуоперами.
Беттертон сильно переработал пьесу. [ 1 ] освобождая место для большого количества музыки Перселла, особенно в сцене «монстра» в конце второго акта и финальной маске о победе Любви, которая оставалась популярной вплоть до восемнадцатого века.
В премьерной постановке был пролог, написанный Джоном Драйденом , который был закрыт только после одного выступления; он слишком критично относился к военной кампании короля Вильгельма в Ирландии. [ 2 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]История якобы о борьбе за власть в Древнем Риме , но на самом деле о всеобщей борьбе любви и долга. Дельфия Пророчица предсказывает, что пехотинец Диокл станет императором после того, как убьет «могучего вепря » и женится на влюбленной в него племяннице Дельфии Друзилле. Диокл серьезно относится к пророчеству и начинает резать свиней. Оказывается, солдат по имени Волуций Апер (Апер = кабан) убил старого императора, а Диокл в отместку убивает Апера. В награду за этот поступок он становится соправителем и переименовывает себя в Диоклесиана. Он игнорирует свое обещание жениться на Друзилле и вместо этого ухаживает за сестрой своего со-императора, принцессой Аурелией. Это злит Дельфию, которая останавливает свадебную церемонию, вызывая бурю и монстра. Затем она заставляет принцессу влюбиться в соперника Диокла Максиминиана, а персы побеждают римскую армию. Диокл осознает ошибочность своего пути, разбивает захватчиков, уступает свою половину трона Максиминиану и отправляется в Ломбардия с Друзиллой.
Записи
[ редактировать ]- Маска в честь Диоклесиана Шеппард, Салли Лесарж, Альфред Деллер , Филип Тодд, Морис Беван , Хор и оркестр Concentus Musicus Wien . Дирижер Альфред Деллер (Авангард, 1972)
- Тимон Афинский / Диоклесиан , Линн Доусон , солисты английского барокко и хор Монтеверди под управлением Джона Элиота Гардинера (Эрато, 1988)
- Тимон Афинский / Dioclesian Collegium Musicum 90 под управлением Ричарда Хикокса (Чандос, 1995)
- Тимон Афинский / Диоклесиан Английский концерт под управлением Тревора Пиннока (Архив, 1995)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Мюллер, Джулия. «Слова и музыка в первой полуопере Генри Перселла», Диоклесиан , Эдвард Меллен Пресс, Льюистон, штат Нью-Йорк, 1990 г.
- ^ Берден, Майкл; Хериссоне, Ребекка (ноябрь 1997 г.). «Перселл вспомнил (в переписке)». Музыка и письма . 78 (4): 641–643. дои : 10.1093/мл/78.4.641-b . JSTOR 737670 .
Источники
- Мюллер, Джулия. Слова и музыка в первой полуопере Генри Перселла «Диоклесиан» , Edward Mellen Press, Льюистон, штат Нью-Йорк, 1990.
- Мюллер, Франс. Летающие драконы и танцующие стулья в Дорсетском саду: постановка «Диоклесиана» в Theater Notebook , том XLVII, (1993), № 2.
- Мюллер, Юлия и Франс. «Диоклесиан» Перселла на сцене Дорсет Гарден в исполнении музыки Генри Перселла изд. Майкл Берден , Clarendon Press, Оксфорд, 1996.
- Мюллер, Джулия. Пророчица: или История Диоклесиана в операх Генри Перселла; Полные тексты под ред. Майкл Берден, издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 2000 г.
- Кертис Прайс . «Диоклесиан», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 22 июля 2006 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).