Пророчица (спектакль)
«Пророчица» — пьеса поздней якобинской эпохи, трагикомедия, написанная Джоном Флетчером и Филипом Мэссинджером . Первоначально он был опубликован в первом фолианте Бомонта и Флетчера года 1647 .
Дата и производительность
[ редактировать ]Разрешение на постановку спектакля получил сэр Генри Герберт , Мастер пиров , 14 мая 1622 года . Это действовали люди короля ; в актерский состав входили Джон Лоуин , Джозеф Тейлор , Роберт Бенфилд , Николас Тули , Джон Шэнк , Джордж Берч , Ричард Шарп и Томас Холкомб .
Авторство
[ редактировать ]Благодаря своеобразному стилистическому профилю Флетчера разделение авторства в пьесе во многом четкое и недвусмысленное. Сайрус Хой привел такую разбивку относительных долей двух писателей: [1]
- Флетчер – Акт I; Акт III, Акт V, сцена 3;
- Массинджер – Акт II; Акт IV; Акт V, сцены 1 и 2.
EHC Oliphant предоставил ту же схему, за исключением присвоения V,2 Флетчеру. [2] Массинджер, возможно, переработал оригинальную пьесу в 1629 году для ее возрождения в июле того же года. Одним из источников сюжета пьесы является « История Карина » Флавия Вописка . [3] (Мэссинджер ранее уже рассматривал царствование Диоклетиана в «Деве-мученице» , его сотрудничестве с Деккером.)
Приспособление
[ редактировать ]«Пророчица» была возрождена Томасом Беттертоном в 1690 году в музыкальной адаптации «По манере оперы» на музыку Генри Перселла ; [4] эта версия иногда известна под названием Диоклесиан . Адаптация Беттертона и Перселла была выполнена в Дублине в конце 1735 года .
Критический ответ
[ редактировать ]«Пророчицу» назвали «странной и трудной пьесой», примечательной как почти единственное произведение в каноне Флетчера, в котором магия и чудотворство рассматриваются как серьезный элемент, а Дельфия «как своего рода любопытно феминизированный Просперо ». [5]
Краткое содержание
[ редактировать ]В фолианте 1647 года «Пророчица» названа «Трагической историей». В какой-то момент драмы Хор заявляет, что пьеса представляет собой «Историю, / но смешанную ... со сладким разнообразием» (IV, i). Сюжет, безусловно, содержит историческую информацию (некоторые довольно точные, некоторые совершенно нет), перемешанную с заимствованиями из фольклора , легенд и сказок . История начинается в 284 году нашей эры с предполагаемого исторического убийства Нумериана (в пьесе он называется Нумерианом) Луцием Флавием Апером (в пьесе Волуций Апер). В первой сцене император Харин и его сестра Аврелия обсуждают сообщение об убийстве своего брата. Они решают предложить щедрую награду человеку, убившему Апера – соправление Римской империей и руку Аурелии в браке. (Это классический сказочный элемент – «полцарства моего и рука дочери» – и совершенно антиисторический).
На данный момент Диокл — обычный солдат, который прилагает все усилия, убивая диких кабанов; ведьма/волшебница Дельфия предсказала, что Диокл станет императором, если он убьет некоего кабана. Пророчество сопровождается условием: Диокл также женится на племяннице Дельфии Друзилле, которая глубоко в него влюблена. Когда Диокл жалуется, что он все еще не император, несмотря на всех убитых им кабанов, Дельфия просто говорит ему, что у него еще нет подходящего кабана. Затем Диокл узнает о награде, назначенной за голову Апера, и понимает суть пророчества: апер - это латинский термин, обозначающий дикого кабана. Диокл убивает Апера и получает за это награду: поднявшись на самое высокое место в империи, он меняет свое имя на Диоклесиан.
Но он удачно забыл о Друзилле и планирует жениться на Аурелии. Дельфии это не нравится. Она упрекает его в неверности, но Диоклесиан непокорен; в первых сценах пьесы он действует с эгоизмом и напыщенностью Марло «Тамерлена» . Однако магия Дельфии настолько сильна, что может испортить удачу героя. Внезапная гроза с громом и молниями, вызванная Дельфией, вынуждает суеверных римлян отложить свадьбу; затем заклинания Дельфии заставляют Аурелию влюбиться в племянника Диоклесиана Максиминиана. (Максиминиан основан на историческом Максимиане , соправителе Диоклетиана, но не имеющем семейного родственника.) Диоклесиан злится на вмешательство Дельфии, но события предупреждают любые действия с его стороны.
В ходе длительного конфликта с персами римляне захватили в плен персидскую принцессу Кассану, сестру короля Косроя . (Исторический Хосров I правил почти через три столетия после исторического периода пьесы, 531–579 гг. н.э.; его присутствие здесь представляет собой самое большое отклонение драмы от исторических фактов. «Косров» - стереотипный персидский император из большей части западной литературы; он появляется в Тамерлан и в других пьесах и операх.) Аурелия использует плененную принцессу как свою служанку. Персидские послы пытаются выкупить Кассану, но гордая Аврелия отвергает даже самые высокие предложения. В отчаянии персидским послам удается (с волшебной помощью Дельфии) похитить Харина, Аврелию и Максиминиана и взять их под стражу в Персии. Диоклесиан бросается со своей армией на помощь; однако к этому времени он научился умерять свой эгоизм и амбиции. Он побеждает персов на поле битвы, но с несвойственным ему великодушием прощает и освобождает Косроя и Кассану, а затем удивляет всех, отрекаясь от своего положения в пользу своего племянника Максиминиана. Диоклесиан женится на Друзилле и уезжает на ферму в Ломбардии.
Максиминиан теперь является соправителем Харина, но они вступают в конфликт. Максиминиан считает, что его собственное правление никогда не будет безопасным, пока жив Диоклесиан: солдаты восхищаются отрекшимся дядей больше, чем племянником, находящимся у власти. В кульминации пьесы Максиминиан ведет свои войска против Диоклесиана; но очевидное божественное вмешательство (вдохновленное Дельфией) – землетрясение, гром, молния и божественная рука в облаках – заставляет Максиминиана раскаяться. Диоклесиану и Друзилле остается спокойно наслаждаться своей загородной пенсией.
пьесы Комический рельеф обеспечивает персонаж-клоун Гета, слуга и последователь Диоклесиана, которого повысили до офицера, но без каких-либо качеств, которые могли бы дать ему право на эту должность.
Отклонений пьесы от исторических фактов слишком много, чтобы их перечислять. Настоящий Максимиан был соправителем Диоклетиана, а не его наследником; Карин умер в 285 году, прежде чем Максимиан был возведен в сан цезаря; Максимиан ушел в отставку одновременно с Диоклетианом; когда Диоклетиан стал императором, он был не простым солдатом, а консулом ; Диоклетиан удалился в Далмацию , а не в Ломбардию ; и т. д. и т. п. В пьесе присутствуют удивительно старомодные черты для произведения 1620-х годов; его припев, немое шоу и напыщенность Марловена предполагают произведение драм предыдущего поколения. Вполне возможно, что «Пророчица» — это переработка утраченной пьесы «Диоклетиан» года 1594 .
В пьесе есть зрелищные элементы; Критики задавались вопросом, как именно могло быть инсценировано появление Дельфии и Друзиллы во II, III, «на троне, нарисованном драконами».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Теренс П. Логан и Дензелл С. Смит, редакторы, Поздние драматурги Якобинской эпохи и Каролины: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения, Линкольн, штат Небраска, University of Nebraska Press, 1978; стр. 76, 108.
- ^ EHC Олифант, Пьесы Бомонта и Флетчера: попытка определить их соответствующие доли и акции других, Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 1927; п. 245.
- ^ Логан и Смит, с. 76.
- ^ Артур Колби Спрэг, Бомонт и Флетчер на стадии реставрации, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1926; стр. 154–60.
- ^ Гордон Макмаллан, Политика беспокойства в пьесах Джона Флетчера. Амхерст, Массачусетс, Массачусетский университет , 1994; стр. 183 и далее.