Новый способ оплатить старые долги
Новый способ оплатить старые долги | |
---|---|
![]() Эдмунд Кин в роли сэра Джайлза Оверрича | |
Написал | Филип Массинджер |
«Новый способ оплатить старые долги» (ок. 1625, напечатано в 1633) — английская драма эпохи Возрождения , самая популярная пьеса Филипа Массинджера . Его главный герой, сэр Джайлс Овер-рич, стал одним из самых популярных злодеев на английских и американских сценах XIX века. [ 1 ]
Производительность
[ редактировать ]Массинджер, вероятно, написал пьесу в 1625 году, однако ее дебют на сцене был отложен на год, поскольку театры были закрыты из-за бубонной чумы . В свое время он был поставлен « Слугами королевы Генриетты» в театре «Кокпит» на Друри-Лейн . Он постоянно находился в репертуаре там и в театре Red Bull под руководством Кристофера Бистона , Уильяма Бистона и сэра Уильяма Давенанта , вплоть до закрытия театров в начале гражданской войны в Англии в 1642 году.
Хотя пьеса Массинджера явно обязана пьесе Томаса Миддлтона « Уловка, чтобы поймать старика» (около 1605 г.), она выходит за рамки простой имитации и достигает мощной драматической эффективности, что подтверждается тем фактом, что, если не считать шекспировского канона, она была почти единственная пьеса до Реставрации, которая постоянно присутствовала в драматическом репертуаре на протяжении большей части современной эпохи. После возрождения Дэвида Гаррика в 1748 году пьеса оставалась популярной на протяжении всего девятнадцатого и двадцатого века. (Ее похвалил Томас Джефферсон .) Версия «Сэра Джайлза» Эдмунда Кина , дебютировавшая в 1816 году, имела, в частности, огромный популярный успех и способствовала репутации пьесы на протяжении оставшейся части столетия. [ 2 ]
Спектакль остается в активном театральном репертуаре; современные постановки обычно представляют собой любительские или студенческие постановки, хотя Королевская шекспировская труппа поставила пьесу в 1983 году под руководством Адриана Ноубла и с Эмрисом Джеймсом в роли сэра Джайлза.
Публикация
[ редактировать ]Пьеса была впервые опубликована в 1633 году ин- кварто продавцом канцелярских товаров Генри Сейлом (его магазин находился «во дворе церкви Святого Павла, у вывески головы Тайгера»). Кварто 1633 года содержит посвящение «этой мелочи» Роберту Дормеру, 1-му графу Карнарвону , мастеру-сокольнику Англии (он унаследовал свой наследственный титул главного авенора и хранителя королевских ястребов и соколов в возрасте шести лет). ). В этом посвящении Массинджер заявляет, что он «родился преданным слугой трижды благородной семьи вашей несравненной леди», причем этой дамой была Анна София Герберт, дочь Филиппа Герберта, 4-го графа Пембрука , служившего тогда лордом-камергером . Связь Массинджера с семьей Гербертов по линии его отца хорошо известна; Неясно, отреагировал ли Карнарвон каким-либо положительным образом на это посвящение.
Кварто 1633 года было единственным изданием пьесы в семнадцатом веке. Его более поздняя популярность на сцене гарантировала частые переиздания: в период с 1748 по 1964 год было выпущено 52 издания (не считая сборников); с тех пор за ним последовали другие. [ 3 ]
Жанр
[ редактировать ]В драматургическом плане « Новый способ заплатить старые долги» содержит элементы мелодрамы , комедии нравов , реализма и социальной сатиры в своеобразном сочетании.
Злодей
[ редактировать ]Пьеса также попадает в категорию «пьесы злодеев», драмы, в которой доминирующей фигурой является не традиционный главный герой или герой, а его антагонист, фигура зла. В контексте английской драмы Возрождения пьеса злодея выросла из «разглагольствования Ирода» средневековой пьесы-морали . В елизаветинскую эпоху Кристофер Марло был великим новатором в пьесах злодеев, таких как «Тамерлен» , «Доктор Фауст» и « Мальтийский еврей» ; Шекспира « Ричард III» — еще один очевидный пример этого поджанра.
В «Новом способе оплатить старые долги » Массинджер развил игру злодея в новом направлении соцреализма: его злодей — не король или завоеватель, а заслуживающая доверия фигура из современной жизни. Главный персонаж пьесы, сэр Джайлз Овер-рич, основан на реальном сэре Джайлсе Момпессоне . (Помощник сэра Джайлза по злодейству, судья Гриди, был предложен соратником Момпессона сэром Фрэнсисом Мичеллом.) Сила роли сэра Джайлза может заключаться в успехе Мэссинджера в изображении откровенного злодея, обладающего качеством повседневной правдоподобности. Сэр Джайлз приземлен в своей холодной злобе:
Поэтому я куплю какой-нибудь коттедж недалеко от его поместья,
Что и сделано, я заставлю своих людей сломать его заборы,
Ехать на его стоячей кукурузе, и ночью
Подожгите его амбары или сломайте ноги его скотине.
Эти преступления влекут за собой судебные иски и расходы,
Которого я могу пощадить, но скоро оставлю его нищим.— Акт II, сцена I
Зрителям представлен персонаж, которого они могли бы встретить в своей жизни, за свой счет.
Классовый конфликт
[ редактировать ]Пьеса иллюстрирует ужесточение классовых различий, характерное для ранней эпохи Стюартов , что привело к началу Гражданской войны. [ 4 ] В елизаветинских пьесах, таких как «Праздник сапожника» (1599), было приемлемо и даже достойно восхищения, что молодой дворянин женится на дочери простолюдина; другие пьесы той эпохи, такие как «Ярмарка Эм» (ок. 1590 г.) и «Виндзорские веселые жены» (ок. 1597–1599 гг.), разделяют это либеральное отношение к социальной мобильности через брак. Напротив, в «Новом способе оплатить старые долги» лорд Ловелл предпочел бы, чтобы его семейная линия вымерла, чем жениться на дочери Овер-рича Маргарет, даже несмотря на то, что она молода, красива и добродетельна. В акте IV, сцена I, Ловелл уточняет, что его отношение зависит не только от его ненависти к личным порокам отца, но и коренится в классовых различиях. Ловелл отвергает идею о том, что его потомки были «одной частью алыми» (аристократическими), а другими «лондонскими синими» (обычными). [ 5 ]
Классовый конфликт в драме может показаться неясным современному читателю, поскольку сэр Джайлс Овер-рич предстает представителем высшего, а не низшего класса: он рыцарь и богатый человек с большими поместьями, ведущий роскошный образ жизни. из помещиков. Между героем и злодеем существует даже семейная связь: Фрэнк Уэлборн — племянник покойной жены сэра Джайлза. Однако сам сэр Джайлс выражает этот конфликт, отмечая, что он «городской» человек — он происходит из финансовой среды лондонского Сити с его мирскими и материалистическими ценностями, области зарождающегося капитализма в отличие от старого социального порядка, укорененного в феодализм . Он отмечает, что существует «больше, чем вражда, странная антипатия / Между нами», людьми денег, «и настоящим дворянством». [ 6 ]
Для такого консервативного моралиста, как Массинджер, высшие классы, «истинное дворянство», имеют право управлять обществом постольку, поскольку они выполняют моральные и этические обязательства своей традиционной роли. Именно отказ Овер-рича от этих традиционных моральных и этических стандартов, его приверженность безжалостной конкуренции делают его злодеем.
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие пьесы происходит в сельском Ноттингемшире . Действие пьесы начинается с того, что ее главный герой, Фрэнк Уэлборн, выгоняется из пивной Тэпвеллом и Фротом, владельцем таверны и его женой. Велборну было отказано в дальнейшем обслуживании («Ни выпивки? Ни табака?»); он ссорится с парой и бьет их, но его прерывает Том Олворт. пьесы Разговоры в этой сцене составляют предысторию , указывая на то, что Уэлборн и Олворт являются представителями местного дворянства, ставшими жертвами финансовых манипуляций сэра Джайлза Овер-рича. Велборн потерял свои поместья и оказался в нищете, а молодой Олворт был вынужден стать пажом местного дворянина лорда Ловелла. Олворт предлагает Велборну небольшую сумму, «восемь штук», чтобы удовлетворить его насущные нужды, но Велборн с негодованием отклоняет предложение младшего современника; он говорит, что, поскольку его собственные пороки привели к его падению, в своем выздоровлении он будет полагаться на свой ум.
Овдовевшая мать Тома Олворта, леди Олворт, сохраняет свой загородный дом; ее навещают соседи и потенциальные женихи, в том числе сэр Джайлз. В то время как ее слуги встречают этих гостей с подобающим гостеприимством, она остается «в монастыре» в уединении своего траура. Когда сэр Джайлз приезжает, его сопровождают два его главных приспешника, адвокат Джек Маралл и судья Гриди, местный мировой судья . пьесы Вместе Жадность и слуги Леди создают большую часть комического облегчения . Жадный — худощавый мужчина с огромным аппетитом; гурман и обжора, он одержим едой. [ 7 ]
Леди Олворт велит сыну избегать распутного Велборна; но Велборн пробирается к ней и напоминает ей о своих отношениях с ее покойным мужем. Когда покойному Олворту не повезло, Велборн поддержал его, даже поддерживая его во всех его дуэлях . Это воспоминание заставляет леди Олворт раскаяться в своем резком отношении к негодяю Велборну, и она предлагает ему финансовую помощь; он отвергает это, но вместо этого просит ее об одолжении. Просьба производится шепотом; аудитория раскрывает его природу по мере развития сюжета.
Чрезмерный охват показан с Мараллом, обсуждающим свой план выдать свою дочь Маргарет замуж за лорда Ловелла. Он также дает первое представление о том, как безжалостно он ведет свои деловые дела. Велборн ищет Over-Reach, но сэр Джайлз отказывается говорить с ним; Маралл высмеивает его бедность. Однако Мараллу приходится сменить тон, когда он видит, что леди Олворт выходит из траура, чтобы встретиться с Велборном. Когда она целует Велборна, Маралл убежден, что они поженятся. Однако, когда Маралл сообщает Овер-ричу о том, что он видел, тот отказывается ему верить и даже избивает его. Однако в конце концов Овер-рич видит вместе Велборна и леди Олворт и принимает «правду» их связи. Сэр Джайлс благосклонно относится к их браку, так как уверен, что, как только Велборн завладеет оставшимся имуществом Леди, он сможет лишить распутного мужчину и этого имущества.
Маргарет Овер-рич не заинтересована в выходе замуж за лорда Ловелла, поскольку она любит Тома Олворта, как и он ее. Лорд Ловелл знает о привязанностях своего пажа и готов выступить посредником между ними. Юный Олворт нервничает по этому поводу, подозревая, что его покровитель не сможет устоять перед чарами Маргарет; но Ловелл - благородный человек и искренне продвигает их брак. Овер-рич думает, что Олворт передает послания между Лордом и его дочерью, хотя на самом деле молодой паж преследует свой собственный роман. Вместе молодой паре удается обмануть сэра Джайлза, заставив его думать, что Ловелл хочет, чтобы сопротивляющаяся Маргарет сбежала с ним; Чрезмерное давление вынуждает его дочь подчиняться и даже посылает поспешное письменное указание послушному священнослужителю в деревне Готэм выдать его дочь замуж за «этого человека». Конечно, он имеет в виду Ловелла, хотя двусмысленность выгодна молодым влюбленным.
Чтобы облегчить бракосочетание Велборна и леди Олворт, сэр Джайлз авансирует Велборну тысячу фунтов. Он также обсуждает свои планы с Ловеллом, раскрывая больше своих намерений и своего мрачного характера, так что Ловелл покрывается «холодным потом», слушая его. (С каждым появлением в пьесе выражения Оверрича о своем злодействе становятся все более вопиющими и раздражительными, что приводит к развязке финальной сцены.) Маралл видит очевидное восхождение Велборна в удаче и, раздражаясь оскорбительными высказываниями Оверрича, и жестокое обращение с ним решает сменить присягу; его владение юридическими документами Овер-рича дает Мараллу ключевое преимущество в стремлении отомстить.
Когда Овер-Рич верит, что Ловелл и Маргарет женаты, он впадает в состояние, близкое к восторгу: «Мои цели! Мои цели достигнуты!.. Я едва могу сдержаться, / Я так полон радости; нет, радость повсюду!» Финальная сцена пьесы показывает его внезапную перемену, когда он понимает, что его обманули и что Маргарет вышла замуж за Олворта. В ярости он требует, чтобы Велборн предоставил залог в размере 1000 фунтов стерлингов из поместья леди; Велборн отвергает это и требует, чтобы Овер-рич вернул себе его земли. Сэр Джайлс отвергает это как глупость, но обнаруживает, что текст его акта на земли Велборна загадочным образом исчез (благодаря хитрости Маралла). Овер-рич готов отомстить своим мечом, но Велборн, Ловелл и слуги Леди в целом слишком грозны для него. Он выбегает, но возвращается в рассеянном состоянии. Стресс, связанный с переменой судьбы, привел к тому, что он потерял рассудок, и его взяли под стражу.
Велборн решает продемонстрировать свое реформирование, приняв военную комиссию в полк, которым командует Ловелл. Ловелл и леди Олворт согласились пожениться. Олворт и Маргарет заявляют, что они передадут контроль над поместьями Оверрича лорду Ловеллу, чтобы возместить ущерб всем людям, которых сэр Джайлз обманул и угнетал.
Критические ответы
[ редактировать ]Известность пьесы в истории театра привлекла к ней внимание ученых и критиков. [ 8 ] [ 9 ] Некоторая критика была положительной; один редактор оценил это как «высоко законченное, целостное произведение, в котором все прекрасно симметрично». [ 10 ] И все же критики не стесняются находить недостатки; один назвал сэра Джайлза Овер-рича «персонажем, которого его автор не мог контролировать». [ 11 ] Смешение Мэссинджером более легких драматических материалов, таких как комедия интриг, с более серьезными аспектами пьесы также подверглось критике. [ 12 ]
В исполнении
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Болл, с. 3.
- ^ Гибсон, с. 184.
- ^ Гибсон, с. 185.
- ^ Логан и Смит, стр. 95–6.
- ^ Гурр, стр. 15–16.
- ^ Мартин Батлер, « Новый способ оплатить старые долги : мрачная комедия Мэссинджера», в Корднере, Голландии и Керригане, стр. 119–36.
- ↑ Современный читатель может заподозрить, что Гриди болен ленточным червем.
- ^ Нил, стр. 73–99.
- ^ Смит, Страйер и Бевингтон, стр. 183–208.
- ^ Мюриэл Сент-Клэр Бирн, цитируется в «Логан и Смит», стр. 96–7.
- ^ DJ Enright, цитируется в Logan and Smith, p. 97.
- ^ Александр Леггатт, цитируется в Logan and Smith, p. 96.
Ссылки
[ редактировать ]- Болл, Роберт Гамильтон. «Удивительная карьера сэра Джайлза»: жизнь и приключения гнусного негодяя, который на протяжении трех столетий преследовал свои зловещие замыслы почти во всех театрах Британских островов и Америки, и все это составляет историю сцены. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1939.
- Корднер, Майкл, Питер Холланд и Джон Керриган, ред. Английская комедия . Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 1994.
- Гибсон, Колин, изд. Избранные пьесы Филипа Мэссинджера. Кембридж, издательство Кембриджского университета, 1978.
- Гурр, Эндрю . Шекспировская сцена 1574–1642 гг. Третье издание, Кембридж, издательство Кембриджского университета, 1992.
- Логан, Теренс П. и Дензелл С. Смит, ред. Поздние драматурги Якобинского периода и Кэролайн: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения. Линкольн, штат Небраска, Издательство Университета Небраски, 1978.
- Нил, Майкл. Ставя историю под вопрос: власть, политика и общество в английской драме эпохи Возрождения. Нью-Йорк, издательство Колумбийского университета, 2000.
- Смит, Дэвид Л., Ричард Страйер и Дэвид Бевингтон, ред. Театральный город: культура, театр и политика в Лондоне, 1576–1649. Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 1995.