Застенчивый любовник
«Застенчивый любовник» — пьеса эпохи Каролины , трагикомедия, написанная Филипом Мэссинджером . Датируемое 1636 годом , это последнее известное дошедшее до нас произведение драматурга; оно появилось за четыре года до его смерти в 1640 году. [ 1 ]
Разрешение на постановку спектакля получил сэр Генри Герберт , Мастер пиров , 9 мая 1636 года; его исполняли « Люди короля» в театре Блэкфрайарс . Впервые он был опубликован в 1655 году в томе октаво под названием « Три новые пьесы» , выпущенном Хамфри Мозли , томе, который также содержал «Хранитель Мэссинджера/ Флетчера » Мэссинджера и пьесу «Очень женщина» . Когда Мозли внес пьесу в Реестр канцелярских товаров 9 сентября 1653 года , он указал ее как «Алексиус, целомудренный галантный» или «Застенчивый любовник». В пьесе Массинджера нет персонажа по имени «Алексиус», но пьеса под названием «Алексиус, Целомудренный Галант» была поставлена в 1639 году . Похоже, это был пример привычки Мозли пользоваться присущей ему путаницей названий и субтитров, чтобы зарегистрировать две пьесы по цене одной. (Похожие примеры см. в The Guardian , The Lovers' Progress и A Very Woman .)
Комический материал из «Стыдливого любовника» (а также из «Очень женщины» и «Хранителя ») был адаптирован в шутку под названием «Любовь, потерянная в темноте» в 1680 году . [ 2 ] «Стыдливый любовник» был успешно возрожден в Ковент-Гардене в 1798 году. [ 3 ]
Конкретного источника пьесы не обнаружено; но, как и многие пьесы Массинджера, «Застенчивый любовник» имеет связь с прозаическими романами современных испанских писателей, таких как Мигель де Сервантес . Главный герой Массинджера, Гортензио, охарактеризован как «своего рода бледный Дон Кихот ; странствующий рыцарь, немного потрепанный или сумасшедший; очень искренний, склонный к произнесению расплывчатых и бесполезных заявлений о гиперболическом смирении и преданности». [ 4 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие пьесы происходит в антиисторической версии северной Италии эпохи Высокого Возрождения . Герцогу Мантуи , которым правил Гонзага , угрожает военная угроза со стороны правителя Флоренции , герцога Лоренцо (предполагается, что это один из Медичи ). Однако в первой сцене речь идет скорее о любви, чем о войне: влюбленный джентльмен, называющий себя Гортензио, слоняется по двору Мантуи, где бы он ни увидел принцессу Матильду. Он «застенчивый любитель» этого титула. Гортензио подкупил Асканио, пажа принцессы, чтобы тот сообщил ему о ее передвижениях - и Асканио открыто говорит об этом своей любовнице, признавая, что увлечение Гортензио безвредно. Матильда вежливо встречается с Гортензио и уделяет ему внимание.
Но мантуанский двор озабочен военной ситуацией. Герцог принимает флорентийского посла Алонсо, но отвергает требования Лоренцо о сдаче города и выдаче руки Матильды замуж. (Когда Асканио видит Алонсо при дворе, он теряет сознание, и его уносят.) Действие пьесы быстро перемещается в сельскую местность Мантуи; Гортензио присоединился к мантуанским силам, чтобы доказать Матильде свою ценность, и Асканио сопровождал его. Когда две армии вступают в бой, флорентийские войска побеждают.
При этом флорентийский офицер Алонсо серьезно ранен и попадает под опеку Октавио, бывшего мантуанского генерала и придворного, который живет в деревне в отставке после потери благосклонности герцога. Оказывается, паж Асканио - это замаскированная дочь Октавио Мария; ранее ее соблазнил и бросил Алонзо. Октавио вылечивает Алонзо; после его почти смерти Алонсо размышляет и раскаивается в своем обращении с Марией. Массинджера (Октавио в какой-то момент маскируется под монаха, чтобы помочь Алонзо «вылечить язвы его разума», преодолеть депрессию и душевное расстройство – черта, типичная для драматургии .) [ 5 ]
Гортензио, храбро сражавшийся и спасший Гонзагу из плена, сам попадает в плен к силам Лоренцо, как и Матильда; эти двое воссоединяются в плену. Герцог Лоренцо, беседуя со своими офицерами, признает, что его предыдущее требование руки Матильды было обманом амбиций и что у него нет реального интереса ни к ней, ни к государственному браку. Однако он меняет свое мнение, когда действительно встречает ее. Красота принцессы и ее благородный характер меняют мнение Лоренцо: он отказывается от своего военного завоевания и возвращает Мантую под контроль Гонзаги. В своем новом великодушии Лоренцо предоставляет Матильде свободный выбор среди трех ее женихов - себя, Гортензио и принца Пармы по имени Уберти; но, подслушивая разговор между Гортензио и Матильдой, Лоренцо и Гонзага приходят к выводу, что Гортензио - ее самый достойный выбор. Уберти менее склонен уступать, пока не выясняется, что Гортензио на самом деле Галеаццо, принц Милана и новый правитель этого города. Алонсо, оправившийся от ран, женится на Марии, и благосклонность Октавио возвращается.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Современные записи относятся к другим, более поздним пьесам, предположительно Массинджера, которые не сохранились: «Король и подданный» (1638 г.), «Алексиус, или Целомудренный любовник» (1639 г.) и «Узник, или прекрасная якорь Павсилиппо» (1640 г.). ).
- ^ Гарретт, с. 13.
- ^ Фелан, с. 62.
- ^ Саймонс, стр. 183–4.
- ↑ О маскировке под священнослужителя см. «Император Востока» ; о выздоровлении от депрессии см. «Очень женщина» .
Источники
[ редактировать ]- Гаррет, Мартин. Массинджер: Критическое наследие. Лондон, Рутледж, 1991.
- Максвелл, Болдуин. Исследования Бомонта, Флетчера и Массинджера. Чапел-Хилл, Северная Каролина, Издательство Университета Северной Каролины, 1939.
- Фелан, Джеймс. О Филиппе Массинджере. Галле, Э. Каррас, 1878 г.
- Саймонс, Артур. Исследования елизаветинской драмы. Нью-Йорк, ЭП Даттон, 1919.