Драматургия
Драматургия – это изучение драматической композиции и изображение основных элементов драмы на сцене.
Термин впервые появляется в одноименном произведении «Гамбургская драматургия» (1767–69) Готхольда Эфраима Лессинга . Этот сборник эссе о принципах драматургии Лессинг составил, работая первым в мире драматургом в Гамбургском национальном театре Абеля Зейлера . Драматургия отличается от написания и режиссуры пьес, хотя ими может заниматься один человек. [1] Некоторые драматурги при создании драмы сочетают письмо и драматургию. Другие работают со специалистом, называемым драматургом , чтобы адаптировать произведение для сцены.
Драматургию также можно в широком смысле определить как «придание истории к игровой форме». Драматургия дает спектакльному произведению основу и структуру . Часто стратегия драматурга состоит в том, чтобы манипулировать повествованием, чтобы отразить текущий дух времени через межкультурные знаки, театральные и киноисторические отсылки к жанру, идеологии, вопросам гендерной и расовой репрезентации и т. д. в драматизации.
Определение и история
[ редактировать ]Драматургия как дисциплина, основанная на практике, а также управляемая практикой, была изобретена Готхольдом Эфраимом Лессингом в 18 веке. Гамбургский театр нанял его на несколько лет на должность, известную сегодня как «драматург». Он был первым, кто занял эту роль в европейском театре и описал свою задачу как роль «драматического судьи» («dramatischer Richter»), человека, который должен оценить наиболее убедительные и подходящие средства постановки того или иного театрального произведения. [2] С 1767 по 1770 год Лессинг опубликовал серию критических комментариев « Гамбургская драматургия» (Hamburgische Dramaturgie) . Эти работы анализировали, критиковали и теоретизировали современное состояние немецкого театра, что сделало Лессинга отцом современной драматургии. [3]
Лессинга. По мотивам «Гамбургской драматургии» [2] и Лаокоон [4] и Гегеля » «Эстетика (1835–38), [5] многие последующие авторы, в том числе Фридрих Гельдерлин , Иоганн фон Гете , Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг , Торнтон Уайлдер , Артур Миллер и Теннесси Уильямс , размышляли о сценическом языке пьес как об особом виде искусства. [6] [7]
Немецкий драматург Густав Фрейтаг попытался синтезировать компоненты современной драматургии в своей книге 1863 года «Техника драмы» . [8] известная своим изложением принципов драматической структуры , включая арку драматического напряжения и разрешения, известную как «Пирамида Фрейтага» , опубликовано на английском языке в 1894 году. Книга «Техника драмы», часто считается образцом первых голливудских руководств по написанию сценариев. «Техника написания пьес» (1915) Чарльтона Эндрюса , [9] обращается к европейским и немецким традициям драматургии и понимания драматической композиции.
Основополагающим трудом западной театральной традиции является «Поэтика» ( Аристотеля написанная около 335 г. до н. э.), в которой анализируется жанр трагедии . Аристотель считает «Царя Эдипа» (ок. 429 г. до н.э.) квинтэссенцией драматического произведения. Он анализирует отношения между персонажем , действием и речью, приводит примеры удачных сюжетов, рассматривает роль зрительского отклика как аспекта театральной формы. Его «правила» сегодня называют «аристотелевской драмой». В «Поэтике» Аристотель обсуждает многие ключевые концепции греческой драмы, в том числе момент трагического узнавания ( анагнорисис ) и очищение зрителя от чувств жалости и страха ( катарсис ).
Возможно, самым значительным преемником аристотелевской драматургии является эпический театр, разработанный немецким драматургом двадцатого века Бертольтом Брехтом . Многие из нововведений, связанных с Брехтом как теоретиком и писателем сцены, включая концепцию «эффекта отчуждения» (или Verfremdungseffekt ) и актерскую технику, известную как gestus , были задуманы как преднамеренный пересмотр ценностей, поддерживаемых Аристотелем. [10]
«Поэтика» — самая ранняя из сохранившихся западных работ по теории драмы . Самым ранним незападным драматургическим произведением, вероятно, является санскритское произведение «Натья Шастра » ( «Искусство театра» ), написанное около 500 г. до н. э. – 500 г. н. э. , в котором описываются элементы, формы и элементы повествования десяти основных типов древнеиндийской драмы. [11]
Упражняться
[ редактировать ]Драматургия – это всестороннее исследование контекста, в котором находится пьеса. Перед драматургом стоит задача получить знания о: физической, социальной, политической и экономической среде, в которой происходит действие; психологическая подоплека персонажей; различные метафорические выражения в игре тематических проблем; а также техническое рассмотрение пьесы как произведения (структура, ритм, ход и даже выбор отдельных слов). [12]
Институциональные драматурги могут участвовать на многих этапах постановки пьесы, включая: кастинг пьесы; предложение внутренней критики незавершенного производства; и информирование режиссера, актеров и публики об истории пьесы и ее нынешнем значении. В Америке этот тип драматургии иногда называют производственной драматургией. [13] Институциональные или продюсерские драматурги могут создавать файлы материалов об истории или социальном контексте пьесы, готовить заметки к программе, вести дискуссии после производства или писать учебные пособия для школ и групп. Эти действия могут помочь режиссеру интегрировать текстовую и актерскую критику, теорию перформанса и исторические исследования в постановку еще до ее открытия. [14]
Авторское право
[ редактировать ]Поскольку драматургия определяется в общем, а функции драматурга могут варьироваться от постановки к постановке, вопросы авторского права, касающиеся ее, в США имеют весьма расплывчатые границы.
В 1996 году велись дебаты по вопросу о том, в какой степени драматург может претендовать на право собственности на постановку, как в случае с имуществом Джонатана Ларсона , автора мюзикла « Рента» , и Линн Томсон, драматурга, участвовавшего в постановке. Томсон утверждала, что она была соавтором произведения и никогда не передавала, не лицензировала и не передавала иным образом свои права. Она просила суд признать ее соавтором « Ренты» и выплатить ей 16 процентов авторской доли гонорара. Хотя она заявила о своем заявлении только после того, как шоу стало хитом на Бродвее , этот случай не является беспрецедентным. Например, 15 процентов гонораров за фильм «Ангелы в Америке» достаются драматургу драматурга Тони Кушнера . 19 июня 1998 года Апелляционный суд второго округа США подтвердил первоначальное решение суда о том, что Томсон не имела права претендовать на соавторство « Ренты » и что она не имела права на гонорары. [15] В конечном итоге дело было урегулировано во внесудебном порядке: Томсон получила нераскрытую сумму после того, как она пригрозила удалить свой материал из производства.
См. также
[ редактировать ]- Драматическая структура
- Написание драмы , оригинальное название которой - «Драматургия».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кардулло, Берт (2005). Что такое драматургия? . Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Лессинг, GE; Берган, К.Л. (1981). Гамбургская драматургия . Штутгарт, Реклам.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Драматургия» . Britannica.com . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Лессинг, Г.Е. (1766). Лаокоон . Берлин: CF Vosst.
- ^ Гегель, GWF; Нокс, ТМ (1835–38). Эстетика : лекции по изобразительному искусству (изд. 1975 г.). Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Хаммер, К., изд. Драматургические произведения XVIII века (на немецком языке). Берлин: Хеншельверлаг Берлин.
- ^ Хаммер, К., изд. Драматургические произведения XIX века (на немецком языке). Берлин: Хеншель Верлаг.
- ^ Фрейтаг, Густав. Техника драмы: экспозиция драматической композиции и искусства . Перевод Элиаса Дж. Макьюэна (перевод 6-го немецкого изд.). Нью-Йорк.
- ^ Эндрюс, Чарльз (1915). Техника написания пьесы . Спрингфилд, Массачусетс: Домашняя заочная школа.
- ^ Брехт, Бертольт (1964). «Брехт о театре» – через сообщество.dur.ac.uk.
- ^ Экерсли, М. (1997). Звучания в драматургии австралийского театрального режиссёра . Мельбурн: Мельбурнский университет. п. 37.
- ^ Маккейб, Терри. Неправильная постановка пьесы: аргумент против современного театра . п. 64.
- ^ Экерсли, М. (1997). Звучания в драматургии австралийского театрального режиссёра . Мельбурн: Мельбурнский университет. п. 9.
- ^ Кардулло, Берт (2005). Что такое драматургия? . Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга. п. 4.
- ^ Каммингс, Скотт Т. (октябрь 1997 г.). «Американский театр» - через angelfire.com.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кастаньо, Пол (май 1993 г.). «Разновидности монологической стратегии: драматургия Лена Дженкина и Мака Веллмана». Ежеквартальный журнал «Новый театр» . 9 (34): 134–46. дои : 10.1017/S0266464X00007727 . S2CID 193248105 .
- Кастаньо, Пол (март 1993 г.). «Информирование новой драматургии: критическая теория творческого процесса». Театральные темы . 3 (1): 29–42. дои : 10.1353/tt.2010.0065 . S2CID 144354169 .
- Кастаньо, Пол (2001). Новые стратегии драматургии: языковой подход к написанию драматургии . Нью-Йорк, Лондон: Рутледж.
- Тренченьи, Каталин; Кокрейн, Бернадетт (2014). Новая драматургия: международные перспективы теории и практики . Лондон: Блумсбери.
- Тухманн, Кай (ред.) Постдраматические драматургии - Резонансы между Азией и Европой. стенограмма Verlag, Билефельд, 2022. ISBN 978-3-8376-5997-9