Персонаж (искусства)
В художественной персонаж или персонаж литературе [1] — это человек или другое существо в повествовании (например, в романе , пьесе , радио- или телесериале , музыке , фильме или видеоигре ). [2] [3] [4] Персонаж может быть полностью вымышленным или основан на реальном человеке, и в этом случае можно провести различие между «вымышленным» и «реальным» персонажем. [3] Произведенное от древнегреческого слова χαρακτήρ , английское слово датируется периодом Реставрации . [5] хотя он стал широко использоваться после его появления в «Томе Джонсе» Генри Филдинга в 1749 году. [6] [7] Отсюда развилось ощущение «роли, сыгранной актером » . [7] (До этого развития термин драматические персонажи , натурализованный в английском языке из латыни и означающий «маски драмы», заключал в себе понятие персонажей в буквальном аспекте масок .) Характер, особенно когда он разыгрывается актером в театре или кино. , включает в себя «иллюзию человеческого существования». [8] В литературе персонажи ведут читателей через свои истории, помогая им понять сюжет и обдумать темы. [9] С конца 18 века фраза « в характере » использовалась для описания эффективного олицетворения актером. [7] С 19 века искусство создания персонажей, практикуемое актерами или писателями , получило название характеризации . [7]
Персонаж, который выступает представителем определенного класса или группы людей, известен как тип. [10] Типы включают как стандартные символы , так и более персонализированные символы . [10] Например, персонажи Генрика Ибсена » « Гедды Габлер (1891) и Августа Стриндберга » «Мисс Жюли (1888) представляют определенные позиции в отношениях социальных классовых и гендерных , так что конфликты между персонажами раскрывают идеологические конфликты. . [11]
Исследование персонажа требует анализа его отношений со всеми остальными персонажами произведения. [12] Индивидуальный статус персонажа определяется через сеть оппозиций (проэретических, прагматических , языковых , проксемических ), которые он образует с другими персонажами. [13] Отношения между персонажами и действием истории меняются исторически, часто имитируя изменения в обществе и его представлениях о человеческой индивидуальности, самоопределении и социальном порядке . [14]
Создание
[ редактировать ]В художественной литературе авторы создают динамичных персонажей, используя различные методы. Иногда персонажи создаются в воображении; в других случаях они создаются путем усиления черт характера реального человека в новом вымышленном творении. [2] [3]
Реальные люди, частично или полностью
[ редактировать ]Автор или создатель, создающий персонажа на основе реального человека, может использовать знакомого ему человека, историческую фигуру, современную фигуру, с которой они не встречались, или себя, причем последний является либо суррогатом автора, либо примером самовставки. . Использование известного человека, легко идентифицируемого по определенным чертам характера, в качестве основы для главного героя является особенностью аллегорических произведений, таких как «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, в котором советские революционеры изображены в виде свиней. Другие авторы, особенно исторические художественные произведения , используют реальных людей и создают вымышленные истории, вращающиеся вокруг их жизни, как в случае с «Парижской женой» , которая вращается вокруг Эрнеста Хемингуэя .
Архетипы и стандартные персонажи
[ редактировать ]Автор может создать персонажа, используя основные архетипы персонажей , общие для многих культурных традиций: фигура отца , фигура матери, герой и так далее. Некоторые писатели используют архетипы , представленные Карлом Юнгом, в качестве основы черт характера. [16] Обычно, когда используется архетип какой-либо системы (например, Юнга), элементы истории также соответствуют ожиданиям системы с точки зрения сюжетной линии .
Автор также может создать вымышленного персонажа, используя стандартные символы , которые обычно плоские. Они, как правило, используются для второстепенных или второстепенных персонажей. Однако некоторые авторы использовали стандартные персонажи в качестве отправной точки для создания детально детализированных персонажей, например, Уильям Шекспир использовал хвастливого солдатского персонажа в качестве основы для Джона Фальстафа .
Некоторые авторы придумывают для своих персонажей прозвища . Характероним — это имя, которое подразумевает психологический облик человека, содержит аллегорический намек или отсылает к его внешности. Например, у Шекспира есть эмоциональный молодой мужской персонаж по имени Меркуцио , у Джона Стейнбека есть добрый, милый персонаж по имени Кэнди в «О мышах и людях» , а у Мервина Пика есть макиавеллиевский, манипулятивный и убийственный злодей в Горменгасте по имени Стирпайк . Характероним также может указывать на внешний вид. Например, Франсуа Рабле дал гиганту имя Гаргантюа , а огромный кит в «Пиноккио» (1940) назван Монстро .
Типы
[ редактировать ]Круглый против плоского
[ редактировать ]В своей книге «Аспекты романа » Э. М. Форстер определил два основных типа персонажей, их качества, функции и значение для развития романа: плоские персонажи и круглые персонажи. [17] Плоские персонажи двумерны, поскольку они относительно несложны. Напротив, круглые персонажи — это сложные фигуры со множеством различных характеристик, которые развиваются, иногда настолько, что удивляют читателя. [18]
С психологической точки зрения можно считать, что круглые или сложные персонажи имеют пять измерений личности в соответствии с Большая пятерка» . моделью личности « [19] Пять факторов таковы:
- экстраверсия (общительная/энергичная против одинокой/сдержанной)
- приятность (дружелюбный/сострадательный или критический/рациональный)
- открытость опыту (изобретательный/любознательный или последовательный/осторожный)
- добросовестность (эффективная/организованная или экстравагантная/небрежная)
- нейротизм (чувствительный/нервный или устойчивый/уверенный) [20]
Стандартные персонажи обычно одномерные и тонкие. Мэри Сью — персонажи, которые обычно появляются в фанфиках и практически лишены недостатков. [21] и поэтому считаются плоскими персонажами.
Другой тип плоского персонажа - это «проходящий» термин, используемый Сеймуром Чатманом для персонажей, которые не полностью очерчены и индивидуализированы; скорее они являются частью фона или обстановки повествования. [22]
Динамический против статического
[ редактировать ]Динамические персонажи — это те, которые меняются по ходу истории, тогда как статичные персонажи остаются неизменными на протяжении всего повествования. Примером популярного динамичного персонажа в литературе является Эбенезер Скрудж , главный герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса. В начале истории он горький скряга, но к концу превращается в добросердечного и щедрого человека.
Обычные, повторяющиеся и приглашенные персонажи
[ редактировать ]На телевидении постоянный, главный или постоянный персонаж — это персонаж, который появляется во всех или в большинстве эпизодов, либо в значительной цепочке эпизодов сериала. [23] Обычные персонажи могут быть как основными, так и второстепенными.
или Повторяющийся персонаж второстепенный персонаж часто и часто появляется время от времени на протяжении всего сериала. [24] Повторяющиеся персонажи часто играют главные роли более чем в одном эпизоде, иногда оказываясь в центре внимания.
Гость или второстепенный персонаж — это тот, кто играет лишь в нескольких эпизодах или сценах. В отличие от обычных персонажей, гостевых персонажей не нужно тщательно включать в сюжетную линию со всеми ее разветвлениями: они создают фрагмент драмы, а затем без последствий для структуры повествования исчезают, в отличие от основных персонажей, для которых необходимо проследить любой значимый конфликт. в течение значительного времени, что часто рассматривается как неоправданная трата ресурсов. [25] : 147 Также может быть постоянный или повторяющийся гостевой персонаж. [25] : 151 Иногда гость или второстепенный персонаж может обрести неожиданную популярность и превратиться в обычного или главного; [26] это известно как характер прорыва . [27] [28]
Классический анализ
[ редактировать ]В самой ранней из сохранившихся работ по теории драмы « Поэтика» ( ок. 335 г. до н.э. ) классический греческий философ Аристотель приходит к выводу, что характер ( этос ) является одной из шести качественных частей афинской трагедии и одним из трех объектов, которые он представляет (1450а12). [29] Под характером он понимает не вымышленное лицо, а качество человека, действующего в рассказе и реагирующего на его ситуации (1450а5). [30] Он определяет характер как «то, что раскрывает решение любого рода» (1450b8). [30] Таким образом, вполне возможно иметь истории, которые не содержат «персонажей» в аристотелевском смысле этого слова, поскольку характер обязательно предполагает прояснение этических установок тех, кто совершает действие. [31] Если в речах говорящий «вообще ничего не решает или не избегает», то эти речи «не имеют характера» (1450b9—11). [32] Аристотель утверждает примат сюжета ( мифа ) над характером ( этосом ). [33] Он пишет:
Но самым важным из них является структура инцидентов. Ибо (i) трагедия — это изображение не людей, а действия и жизни. Счастье и несчастье заключаются в действии, а конец [жизни] — это своего рода действие, а не качество; люди бывают определенного рода по своему характеру, но счастливые или противоположные по своим поступкам. Таким образом, [актёры] действуют не для того, чтобы изобразить персонажей, а включают персонажей ради их действий» (1450a15-23). [34]
Аристотель предполагает, что произведения различались в первую очередь в соответствии с природой человека, который их создал: «высокие люди представляли прекрасные поступки, то есть действия прекрасных людей», создавая «гимны и хвалебные стихи», в то время как «обычные люди представляли собой низших» путем «сочинения инвектив» (1448b20—1449a5). [35] На этом основании возникло различие между личностями, изображенными в трагедии и в комедии: трагедия, наряду с эпической поэзией , есть «изображение серьёзных людей» (1449б9—10), а комедия — «изображение людей довольно неполноценных». (1449а32—33). [36]
В Tractatus coislinianus (который может быть написан, а может и не быть Аристотелем) древнегреческая комедия определяется как включающая три типа персонажей: шут ( bômolochus ), ироник ( eirōn ) и самозванец или хвастун ( alazṓn ). [37] Все три занимают центральное место в » Аристофана « Старой комедии . [38]
К тому времени, когда двумя столетиями позже римский комик-драматург Плавт написал свои пьесы, использование персонажей для определения драматических жанров уже прочно утвердилось. [39] Его «Амфитрион» начинается с пролога , в котором Меркьюри утверждает, что, поскольку в пьесе присутствуют цари и боги, она не может быть комедией, а должна быть трагикомедией . [40]
См. также
[ редактировать ]- Рекламный персонаж
- Антагонист
- Ломающий характер
- Характерный актер
- Анимация персонажей
- Характерная комедия
- Характерный танец
- Недостаток характера
- Характеристика
- Часть персонажа
- Эскиз персонажа
- Составной персонаж
- Костюмированный персонаж
- Декламация
- Фокусный персонаж
- Кляп персонаж
- Персонаж-призрак
- Неигровой персонаж
- Вне характера
- Человек
- Персонаж игрока
- Главный герой
- Секретный персонаж (видеоигры)
- Второстепенный персонаж
- Симпатичный персонаж
- Невидимый персонаж
- Виртуальный актер
Примечания
[ редактировать ]- ^ «персонаж — определение, примеры, связанные слова и многое другое в Wordnik» . Wordnik.com . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью Фриман (2016). Историзация трансмедийного повествования: миры трансмедийных историй начала двадцатого века . Рутледж . стр. 31–34. ISBN 978-1315439501 . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мария ДиБаттиста (2011). Персонажи романа: Генеалогия . Джон Уайли и сыновья . стр. 14–20. ISBN 978-1444351552 . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Болдик (2001, 37) и Чайлдс и Фаулер (2006, 23). См. также «персонаж 10b» у Трамбла и Стивенсона (2003, 381): «Человек, изображенный в романе, драме и т. д.; роль, которую играет актер».
- ↑ OED «персонаж» в смысле 17.a цитирует, среди прочего , Драйдена 1679 года предисловие к «Троилу и Крессиде» : «Главный герой или герой трагедии… из благоразумия должен быть таким человеком, в котором есть гораздо больше». добродетели, чем порока... Если бы Креонт был главным персонажем Эдипа ..."
- ^ Астон и Савона (1991, 34), цитата:
[...] впервые используется в английском языке для обозначения «личности в романе или пьесе» в 1749 году ( The Shorter Oxford English Dictionary , sv).
- ^ Перейти обратно: а б с д Цитата Харрисона (1998, 51-2):
Его использование как «суммы качеств, составляющих личность», является развитием mC17. Современный литературный и театральный смысл «человека, созданного в вымышленном произведении» не засвидетельствован в OED до mC18: «Какие бы персонажи... ни были персонифицированы ради шутки... теперь отброшены» (1749, Филдинг, Том Джонс ).
- ^ Павис (1998, 47).
- ^ Розер, Нэнси; Мириам Мартинес; Чарльз Фюркен; Кэтлин Макдоннольд (2007). «Персонажи как проводники смысла». Учитель чтения . 60 (6): 548–559. дои : 10.1598/RT.60.6.5 .
- ^ Перейти обратно: а б Болдик (2001, 265).
- ^ Астон и Савона (1991, 35).
- ^ Астон и Савона (1991, 41).
- ^ Элам (2002, 133).
- ^ Чайлдс и Фаулер (2006, 23).
- ^ Грант, Патрик (1973). «Толкин: Архетип и слово» . Перекрестные течения (зима 1973 г.): 365–380.
- ^ Хауке, Кристофер; Алистер, Ян (2001). Юнг и фильм . Психология Пресс. ISBN 978-1-58391-132-7 .
- ^ Хоффман, Майкл Дж; Патрик Д. Мерфи (1996). Основы теории художественной литературы (2-е изд.). Издательство Университета Дьюка, 1996. с. 36. ISBN 978-0-8223-1823-1 .
- ^ Форстер, Э.М. (1927). Аспекты романа .
- ^ Пеликан, Кира-Энн (2020). Наука создания персонажей: использование психологии для создания убедительных вымышленных персонажей . Академик Блумсбери. ISBN 978-1-5013-5722-0 .
- ^ Роккас, Соня, Сагив, Лилах, Шварц, Шалом Х и др. (2002). «Большая пятерка личностных факторов и личных ценностей» . Бюллетень личности и социальной психологии . 28 (6): 789–801. дои : 10.1177/0146167202289008 . S2CID 144611052 .
- ^ Беннетт, Люси, Бут, Пол (2016). Встреча с фанатами: репрезентация фэндома в СМИ и популярной культуре . Издательство Блумсбери США. п. 160. ИСБН 978-1501318474 . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Чатмен, Сеймур Бенджамин (1980). История и дискурс: повествовательная структура в художественной литературе и кино . Издательство Корнельского университета. п. 139. ИСБН 978-0-8014-9186-3 .
- ^ Сэндлер, Эллен (2008). Рабочая тетрадь телеписателя: творческий подход к телевизионным сценариям . Издательская группа Random House. п. 40. ИСБН 978-0-307-49221-0 .
- ^ Эпштейн, Алекс (2006). Искусное телевизионное письмо: нестандартное мышление . Издательство Макмиллан . стр. 27–28 . ISBN 0-8050-8028-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Грег М. (2009). Красивое телевидение: искусство и аргументы Элли МакБил . Издательство Техасского университета. стр. 147, 151. ISBN. 978-0-292-77784-2 .
- ^ Кукофф, Дэвид (2006). Путеводитель Vault по карьере сценариста на телевидении . Vault Inc. с. 62. ИСБН 978-1-58131-371-0 .
- ^ Вешлер, Раймонд (2000). «Человек на Луне» . Руководства по фильмам для изучающих английский язык .
- ^ Миллер, Рон (2005). «Они действительно были большой группой счастливых людей» . TheColumnists.com. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года.
Первоначально персонаж Артура «Фонзи» Фонзарелли должен был быть комическим персонажем, выбывшим из игры, созданным для комического контраста с белым хлебом Ричи и его приятелями. Он был высоким и долговязым парнем, но когда Генри Винклер поразил всех своим чтением, они решили сократить Фонзи до размеров Генри. В конце концов, Винклер сформировал персонажа вокруг себя, и все, включая Рона Ховарда, поняли, что это будет «прорывной» персонаж сериала.
- ^ Янко (1987, 8). Аристотель определяет шесть качественных элементов трагедии как «сюжет, характер, дикция, рассуждение, зрелище и песня» (1450а10); три объекта — это сюжет ( миф ), персонаж ( этос ) и рассуждение ( дианойя ).
- ^ Перейти обратно: а б Янко (1987, 9, 84).
- ^ Аристотель пишет: «Опять же, без действия трагедия не может существовать, но без персонажей может. Ибо трагедиям новейших [поэтов] недостает характера, и вообще таких поэтов много» (1450a24-25); см. Янко (1987, 9, 86).
- ^ Янко (1987, 9).
- ^ Астон и Савона (1991, 34) и Янко (1987, 8).
- ^ Янко (1987, 8).
- ^ Янко (1987, 5). Это различие, утверждает Аристотель, проистекает из двух причин, которые естественны и общие для всех людей: удовольствия, получаемого от переживания представлений, и способа, которым мы учимся посредством подражания (1448b4–19); см. Янко (1987, 4–5).
- ^ Янко (1987, 6–7). Аристотель указывает, что комедия изображает не все виды безобразий и пороков, а только то, что смешно (1449а32—1449а37).
- ^ Карлсон (1993, 23) и Янко (1987, 45, 170).
- ^ Янко (1987, 170).
- ^ Карлсон (1993, 22).
- ^ Амфритруо , строка 59.
Ссылки
[ редактировать ]- Астон, Элейн и Джордж Савона. 1991. Театр как знаковая система: семиотика текста и перформанса . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-04932-6 .
- Болдик, Крис. 2001. Краткий Оксфордский словарь литературных терминов. 2-е изд. Оксфорд: Оксфорд UP. ISBN 0-19-280118-X .
- Берк, Кеннет. 1945. Грамматика мотивов . Калифорнийское издание. Беркли: Калифорнийский университет, 1969. ISBN 0-520-01544-4 .
- Карлсон, Марвин. 1993. Теории театра: исторический и критический обзор от греков до наших дней. Расширенное изд. Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8154-3 .
- Чайлдс, Питер и Роджер Фаулер. 2006. Словарь литературных терминов Routledge. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-34017-9 .
- Эко, Умберто. 2009. К онтологии вымышленных персонажей: семиотический подход. Исследования знаковых систем 37 (1/2): 82–98.
- Элам, Кейр. 2002. Семиотика театра и драмы . 2-е издание. Новые Акценты Сер. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-28018-4 . Первоначально опубликовано в 1980 году.
- Геринг, Розмари, изд. 1994. Словарь литературных персонажей Ларусса. Эдинбург и Нью-Йорк: Ларусс. ISBN 0-7523-0001-6 .
- Харрисон, Мартин. 1998. Язык театра . Лондон: Рутледж. ISBN 0-87830-087-2 .
- Ходжсон, Терри. 1988. Драматический словарь Бэтсфорда. Лондон: Бэтсфорд. ISBN 0-7134-4694-3 .
- Янко, Ричард, пер. 1987. Поэтика с Tractatus Coislinianus, Реконструкция поэтики II и фрагментами книги «О поэтах». По Аристотелю . Кембридж: Хакетт. ISBN 0-87220-033-7 .
- Макговерн, Уна, изд. 2004. Словарь литературных персонажей. Эдинбург: Чемберс. ISBN 0-550-10127-6 .
- Павис, Патрис. 1998. Театральный словарь: термины, понятия и анализ. Пер. Кристина Шанц. Торонто и Баффало: Университет Торонто П. ISBN 0-8020-8163-0 .
- Прингл, Дэвид. 1987. Воображаемые люди: кто есть кто из современных вымышленных персонажей. Лондон: Графтон. ISBN 0-246-12968-9 .
- Рейнер, Элис. 1994. Действовать, делать, выполнять: драма и феноменология действия. Театр: Теория/Текст/Перформанс Сер. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-10537-X .
- Трамбл, Уильям Р. и Ангус Стивенсон, изд. 2002. Краткий Оксфордский словарь английского языка по историческим принципам. 5-е изд. Оксфорд: Оксфорд UP. ISBN 0-19-860575-7 ..
- Пейсли Ливингстон; Андреа Саучелли (2011). «Философский взгляд на вымышленных персонажей» . Новая литературная история . 42, 2 (2): 337–60.