Jump to content

Тяжелая научная фантастика

Фотография мужчины, сидящего в кресле.
Артур Кларк , один из самых значительных писателей научной фантастики.
Черно-белая фотография мужчины на переднем плане, сидящего за столом.
Пол Андерсон , автор Tau Zero , Kyrie и других

Твердая научная фантастика — это категория научной фантастики, характеризующаяся заботой о научной точности и логике. [1] [2] [3] Этот термин был впервые использован в печати в 1957 году П. Шайлер Миллер в обзоре книги Джона У. Кэмпбелла « Космические острова» в ноябрьском выпуске журнала Astounding Science Fiction . [4] [5] [1] Дополнительный термин «мягкая научная фантастика» , образованный по аналогии с популярным различием между «жесткими» ( естественными ) и «мягкими» ( социальными ) науками. [6] впервые появился в конце 1970-х годов. Хотя есть примеры, которые обычно считаются «жесткой» научной фантастикой, такие как » Айзека Азимова , «Основание серия построенная на математической социологии , [7] Критик научной фантастики Гэри Вестфаль утверждает, что, хотя ни один из терминов не является частью строгой таксономии , они представляют собой приблизительные способы характеристики историй, которые рецензенты и комментаторы сочли полезными. [8]

Обложка Фрэнка Р. Пола последнего номера журнала Science-Fiction Plus (декабрь 1953 г.). [9]

Истории, вращающиеся вокруг научной и технической последовательности, были написаны еще в 1870-х годах, когда была опубликована книга Жюля Верна « Двадцать тысяч лье под водой» в 1870 году среди других рассказов . Внимание к деталям в работах Верна стало источником вдохновения для многих будущих учёных и исследователей, хотя сам Верн отрицал, что писал как учёный или серьёзно предсказывал машины и технологии будущего. [ нужна ссылка ]

Хьюго Гернсбак с самого начала своего увлечения научной фантастикой в ​​1920-х годах считал, что истории должны быть поучительными. [10] хотя вскоре он счел необходимым печатать фантастическую и ненаучную фантастику в «Удивительных историях», чтобы привлечь читателей. [11] Во время длительного отсутствия Гернсбака в публикациях научной фантастики (НФ), с 1936 по 1953 год, эта область отошла от его внимания к фактам и образованию. [12] [13] Обычно считается, что золотой век научной фантастики начался в конце 1930-х годов и продолжался до середины 1940-х годов, принеся с собой «квантовый скачок качества, возможно, величайший в истории жанра», по мнению историков научной фантастики. Питер Николлс и Майк Эшли. [14]

Однако взгляды Гернсбака не изменились. В своей редакционной статье в первом выпуске Science-Fiction Plus он изложил свой взгляд на современную научную фантастику: «Сказочный бренд, странный или фантастический тип того, что сегодня ошибочно маскируется под названием научной фантастики!» и он заявил, что предпочитает «по-настоящему научную, пророческую научную фантастику с полным акцентом на НАУКУ». [13] В той же редакционной статье Гернсбек призвал к патентной реформе , чтобы дать авторам научной фантастики право создавать патенты на идеи, не имея патентных моделей , поскольку многие из их идей предшествовали техническому прогрессу, необходимому для разработки спецификаций для их идей. Во введении упоминались многочисленные перспективные технологии, описанные в Ralph 124C 41+ . [15]

Определение

[ редактировать ]

В основе определения «серьезной научной фантастики» лежит взаимосвязь научного содержания и отношения к остальной части повествования, а также (по крайней мере, для некоторых читателей) «твёрдость» или строгость самой науки. [16] Одно из требований к жесткой научной фантастике является процедурным или преднамеренным: история должна быть точной, логичной, достоверной и строгой в использовании современных научных и технических знаний о том, какие технологии, явления, сценарии и ситуации практически или теоретически возможны. Например, разработка конкретных предложений по космическим кораблям, космическим станциям, космическим миссиям и космической программе США в 1950-х и 1960-х годах повлияла на широкое распространение историй о «жестком» космосе. [17] Более поздние открытия не обязательно отменяют ярлык жесткой научной фантастики, о чем свидетельствует П. Шайлер Миллер , назвавшая роман Артура Кларка 1961 года «Падение лунной пыли» жесткой научной фантастикой. [4] и это обозначение остается в силе, хотя теперь известно, что решающий элемент сюжета - существование глубоких карманов «лунной пыли» в лунных кратерах - неверен.

Существует определенная степень гибкости в том, насколько далеко от «настоящей науки» может отклониться история, прежде чем она покинет сферу жесткой научной фантастики. [18] Авторы научной фантастики включают в себя более спорные устройства только тогда, когда идеи основаны на хорошо известных научных и математических принципах. Напротив, авторы, пишущие более мягкую НФ, используют такие приемы без научной основы (иногда их называют «вспомогательными приемами», поскольку они позволяют истории развиваться). [19]

Читатели «жесткой научной фантастики» часто пытаются найти в рассказах неточности. Например, группа из Массачусетского технологического института пришла к выводу, что планета Месклин в романе Хэла Клемента 1953 года «Миссия гравитации» имела бы острый край на экваторе, а класс средней школы Флориды подсчитал, что в романе Ларри Нивена 1970 года «Мир- Кольцо» верхний слой почвы через несколько тысяч лет скатился бы в море. [8] Нивен исправил эти ошибки в своем продолжении «Инженеры мира-кольца» и отметил их в предисловии .

Фильмы, действие которых происходит в космосе и которые претендуют на жесткий ярлык научной фантастики, пытаются свести к минимуму художественные вольности ради практичности эффекта. Такие соображения, которые следует учитывать при стрельбе, могут включать:

  • Как в фильме объясняется невесомость в космосе.
  • Как в фильме воспроизводится звук, несмотря на космический вакуум.
  • Независимо от того, являются ли телекоммуникации мгновенными или их скорость ограничена скоростью света .

Представительские работы

[ редактировать ]
Фотография мужчины, сидящего в кресле.
Ларри Нивен , автор книг «Мир-Кольцо» , « Непостоянная Луна », « Человек-Дыра » и других.

Расположены в хронологическом порядке по году издания.

Антологии

[ редактировать ]

Короткие рассказы

[ редактировать ]

Фильмы и телешоу

[ редактировать ]

Аниме / манга

[ редактировать ]

Видеоигры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вестфаль, Гэри (1996). "Введение". Космические инженеры: исследование жесткой научной фантастики . Гринвуд Пресс. п. 2 . ISBN  0-313-29727-4 . тяжелая научная фантастика ... этот термин впервые был использован П. Шайлер Миллер в 1957 году.
  2. ^ Николлс, Питер (1995). Клют, Джон; Николлс, Питер (ред.). Энциклопедия научной фантастики . Грифон Святого Мартина. ISBN  978-0-312-13486-0 .
  3. ^ Вулф, Гэри К. (1986). Критические термины научной фантастики и фэнтези: глоссарий и научное руководство . Гринвуд Пресс. ISBN  978-0-313-22981-7 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «тяжелая научная фантастика». Цитаты из научной фантастики . Слово Джесси. 25 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 7 октября 2007 г. Самая ранняя цитата: П. Шайлер Миллер в «Поразительной научной фантастике»… он назвал «Падение лунной пыли» «жесткой» научной фантастикой.
  5. ^ Хартвелл, Дэвид Г .; Крамер, Кэтрин (2003). «Введение: новые люди, новые места, новая политика». Жесткий научно-фантастический ренессанс: антология . Том Доэрти Ассошиэйтс. ISBN  978-1-4299-7517-9 .
  6. ^ "мягкая научная фантастика н." Цитаты из научной фантастики . Слово Джесси. 25 июля 2005 г. Проверено 7 октября 2007 г. Мягкая научная фантастика , вероятно, обратная формация от Hard Science Fiction )
  7. ^ Клейтон, Дэвид (1986). «Что делает тяжелую научную фантастику «тяжелой»?». В Зейтерсе, Дэн (ред.). Тяжелая научная фантастика . Издательство Университета Южного Иллинойса. стр. 58–69. ISBN  0809312344 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вестфаль, Гэри (9 июня 2008 г.). «Жесткая научная фантастика» . В «Семени», Дэвид (ред.). Спутник научной фантастики . Джон Уайли и сыновья. стр. 195–8. ISBN  978-0-470-79701-3 .
  9. ^ Эшли (2005), с. 381.
  10. ^ Эшли (2000), с. 50.
  11. ^ Эшли (2000), с. 54.
  12. ^ Эшли (2004), с. 252.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоулер (1985), стр. 541–545.
  14. ^ Николлс, Питер; Эшли, Майк (9 апреля 2015 г.). «Золотой век научной фантастики» . Энциклопедия научной фантастики . Голланц . Проверено 15 июня 2016 г.
  15. ^ «Научная фантастика плюс v01n01» . Март 1953 года.
  16. ^ Самуэльсон, Дэвид Н. (июль 1993 г.). «Способы экстраполяции: формулы жесткой научной фантастики» . Научно-фантастические исследования . 20. часть 2 (60) . Проверено 7 октября 2007 г.
  17. ^ Вестфаль, Гэри (июль 1993 г.). «Тщательно обоснованная технологическая история: критическая история научной фантастики». Научно-фантастические исследования . 20 (2): 141–142.
  18. ^ Вестфаль, Г. (июль 1993 г.). « «Тщательно обоснованная технологическая история»: критическая история научной фантастики». Научно-фантастические исследования . 20 (2). SF-TH Inc: 157–175. JSTOR   4240246 .
  19. ^ Чанг, Тед (15 апреля 2009 г.). «СЛИЯНИЕ РАЗУМА: Хитрый образ путешествия во времени» . СФ сигнал . Архивировано из оригинала 22 апреля 2009 года . Проверено 28 апреля 2009 г.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Хартвелл, Дэвид Г.; Крамер, Кэтрин, ред. (1994). Восхождение чуда: эволюция жесткой научной фантастики . Нью-Йорк: опубликовано Tom Doherty Associates, Inc. ISBN.  978-0-312-85509-3 . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хартвелл, Дэвид Г .; Крамер, Кэтрин (2002). Жесткий научно-фантастический ренессанс . Нью-Йорк: Тор. ISBN  0-312-87635-1 .
  22. ^ РУЧКИ С ТВЕРДОСВЕРДЫМИ НАКОНЕЧНИКАМИ | Обзоры Киркуса .
  23. ^ Биджман, М. (2 февраля 2019 г.). «Научная фантастика против ЖЕСТКОЙ научной фантастики – настоящая наука, лежащая в основе антологии «Двенадцать завтрашних дней»» .
  24. ^ Клейтон, Дэвид (1986). «Что делает тяжелую научную фантастику «тяжелой»?» . В Зейтерсе, Дэн (ред.). Тяжелая научная фантастика . Издательство Университета Южного Иллинойса. стр. 58–69 . ISBN  0809312344 .
  25. ^ Слюссер, Джордж Эдгар; Т. А. Шиппи (1992). Художественная литература 2000: Киберпанк и будущее повествования . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии. ISBN  978-0-8203-1449-5 . ОСЛК   24953403 .
  26. ^ Хантингтон, Джон (1986). «Жесткая научная фантастика и иллюзия науки» . В Зейтерсе, Дэн (ред.). Тяжелая научная фантастика . Издательство Университета Южного Иллинойса. стр. 45–57 . ISBN  0809312344 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бенфорд, Грегори (1986). «Есть ли технологическое решение проблемы человеческого существования?» . В Зейтерсе, Дэн (ред.). Тяжелая научная фантастика . Издательство Университета Южного Иллинойса. стр. 70–81 . ISBN  0809312344 .
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Ганн, Джеймс (1986). «Читатели тяжелой научной фантастики» . В Зейтерсе, Дэн (ред.). Тяжелая научная фантастика . Издательство Университета Южного Иллинойса. стр. 82–98 . ISBN  0809312344 .
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брин, Дэвид (1986). «Исчерпание спекулятивных ниш: кризис жесткой научной фантастики?» . В Зейтерсе, Дэн (ред.). Тяжелая научная фантастика . Издательство Университета Южного Иллинойса. стр. 8–13 . ISBN  0809312344 .
  30. ^ «25 лучших научно-фантастических книг | Лучшие научно-фантастические книги» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2013 г.
  31. ^ Эйлотт, Крис. «Люди были плоскими, но чила были очаровательными в «Яйце дракона» » . Space.com . Архивировано из оригинала 11 июня 2008 г. Проверено 27 января 2009 г. Некоторые издания также включают предисловие Ларри Нивена , в котором он признает, что «я не смог бы это написать; это требовало слишком много реальной физики».
  32. ^ Элиотт, Крис (20 июня 2000 г.). «Исчезающий марсианин» . SPACE.com. Архивировано из оригинала 18 августа 2000 г. Проверено 20 июля 2008 г.
  33. ^ Хортон, Ричард Р. (21 февраля 1997 г.). «Обзор Голубого Марса» . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 г. Проверено 20 июля 2008 г.
  34. ^ «Грузия в моих мыслях и другие места Чарльза Шеффилда» . www.publishersweekly.com . Проверено 29 декабря 2022 г.
  35. ^ «Лестница Шильда» .
  36. ^ Джон Кортни Гримвуд (5 ноября 2005 г.). «Холодное утешение» . Хранитель .
  37. ^ «Марсианин Энди Вейра: превосходное научно-фантастическое повествование» . Организация Секварта . Проверено 29 декабря 2022 г.
  38. ^ Невала-Ли, Алек (05 мая 2021 г.). «Один на космическом корабле, пытаясь спасти мир — The New York Times» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 мая 2021 г. Проверено 2 марта 2024 г.
  39. ^ Приско, Джулио (20 августа 2013 г.). «В «Воспоминаниях с Майей» человеческая сексуальность получает новый уровень» . ио9 . Проверено 24 февраля 2020 г.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Рассмотрите свое место во Вселенной с помощью классики жесткого научно-фантастического кино!» . 17 ноября 2014 г.
  41. ^ «Колосс, проект Форбина» . Энциклопедия научной фантастики . Голланц; ООО "СФЭ" . Проверено 6 февраля 2019 г.
  42. ^ «23 лучшие научно-фантастические книги – лучшие научно-фантастические книги» . 28 февраля 2015 г.
  43. ^ «Представляем 10 лучших жестких научно-фантастических фильмов: от «Космической одиссеи 2001 года» до «Солнечного света»» . Экономические времена . 26 ноября 2023 г.
  44. ^ Вернер, Мередит (28 июня 2013 г.). «Как настоящие ученые сформировали историю отчета о Европе» . Гизмодо .
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «9 удивительно точных научно-фантастических фильмов, которые вы можете посмотреть сегодня вечером» . 2 октября 2020 г.
  46. ^ Дилкс, Эндрю (16 ноября 2018 г.). «15 величайших научно-фантастических фильмов всех времен» . WhatCulture.com . Проверено 21 июня 2019 г.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рух, Б. (2004). Бродячая собака аниме: Фильмы Мамору Осии . Спрингер. п. 77. ИСБН  978-1-4039-8279-7 .
  48. ^ Эшфорд, Сейдж (25 ноября 2019 г.). «10 лучших научно-фантастических аниме всех времен» . CBR.com .
  49. ^ Картер, Тим (апрель 1999 г.). «Обзор — Альфа Центавра Сида Мейера» . Мир компьютерных игр . № 177. Зифф Дэвис . п. 208. ПЛЮСЫ: Замечательный «жесткий» научно-фантастический сеттинг.
  50. ^ Кашинеро-Горман, Алекс (4 мая 2017 г.). «Альфа Центавра» . Хардкорные игры 101 . Проверено 11 ноября 2023 г. [...] Рейнольдс и его команда неустанно работали над тем, чтобы наполнить каждый дюйм своей игры крутой, атмосферной меланхолией, столь дорогой для жесткой научной фантастики.
  51. ^ Болдинг, Джон (26 сентября 2022 г.). «Обзор раннего доступа Terra Invicta» . ИГН . Проверено 14 ноября 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b331010134eafe1777e34c0e20bee5a8__1721290920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/a8/b331010134eafe1777e34c0e20bee5a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hard science fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)