Слушатели (роман)
![]() Суперобложка первого издания | |
Автор | Джеймс Э. Ганн |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Научно-фантастический роман |
Издатель | Сыновья Чарльза Скрибнера |
Дата публикации | 1972 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (твердый переплет) |
Страницы | 275 |
ISBN | 978-0-684-13013-2 |
ОКЛК | 533489 |
813/.5/4 | |
Класс ЛК | ПЗ3.Г9526 и ПС3513.У797 |
«Слушатели» — научно-фантастический роман американского писателя Джеймса Ганна 1972 года . В центре внимания находится поиск межзвездной связи и эффект, который имеет получение сообщения. Хотя поиск и послание являются объединяющим фоном романа, главы исследуют личное влияние этих событий на жизнь персонажей.
Стиль
[ редактировать ]«Слушатели» — модернистский роман с нелинейным повествованием . [ 1 ]
Линейное повествование и диалоги часто перемежаются цитатами реальных авторов и их произведений, фрагментами вымышленных новостных сообщений, обрывками мыслей и диалогов из названных и неназванных источников (в том числе суперкомпьютера). курсив Часто используется . Среди наиболее известных личностей, упомянутых в романе, — учёный Джузеппе Коккони , поэт Кирби Конгдон , Уолтер де ла Мар , учёный Фриман Дайсон , футурист и экономист Герман Кан , поэтесса Элис Мейнелл , учёный и писатель Карл Саган и поэт Уильям Батлер Йейтс . Многие цитаты и часть текста написаны на испанском языке (поскольку жена первого Роберта Макдональда - латиноамериканка , и оба персонажа говорят на этом языке). Каждая из глав «Компьютер» представляет материал, который суперкомпьютер собирает в попытках лучше перевести и понять получаемое инопланетное сообщение. [ 2 ] В этих главах используется историографический подход, который сочетает в себе элементы футурологии , литературы и науки и сильно напоминает аналогичные сегменты и элементы в Айзека Азимова » «Основание серии и А.Э. ван Фогта «Путешествие космического бигля» . [ 3 ]
В последней главе «Переводы» многие цитаты с иностранных языков переведены на английский язык для читателей.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Следующий синопсис представлен в хронологическом порядке, хотя в романе он представлен не так.
На дворе 2025 год, и многие мировые проблемы (такие как перенаселение, экономическая депрессия, истощение ресурсов, расизм и преступность) находятся на грани решения. Роберт Макдональд — 47-летний лингвист и инженер-электрик , директор проекта, пытающегося прослушать попытки межзвездного общения . Уже 20 лет он женат на Марии, латиноамериканке из Пуэрто-Рико . Макдональд одержим своей работой, что усложняет его брак. Его жена, которая ранее пыталась покончить жизнь самоубийством, приняв большую дозу снотворного , во второй попытке порезала себе вены. Хотя Макдональд почти отказывается заботиться о своей жене, он этого не делает.

Два года спустя у Макдональда и его жены родился ребенок, Роберт Макдональд-младший (известный как «Бобби»). Макдональд дает интервью журналисту Джорджу Томасу. Томас скептически относится к стоимости проекта. Он также противостоит Макдональду взгляды новой христианской секты, Солитаристов, возглавляемой пожилым проповедником Иеремией Джонсом. Иеремия (он предпочитает использовать только свое имя) считает, что человечество одиноко во Вселенной, а поиски внеземного разума граничат с ересью . Той ночью, когда Томас посещает дом Макдональдов, Проект получает сообщение из области звезды Капелла в созвездии Возничего . Сообщение сильно искажено помехами, но похоже, что это ранние радио- и аудиотелевизионные сигналы, переданные на Землю от инопланетной расы. Макдональд сообщает эту новость всему миру.
Год спустя, в 2028 году, движение Иеремии приобрело огромное количество новых последователей. Один из ученых Проекта, Уильям Митчелл, женат на дочери Иеремии, Джудит. Макдональд встречается с Иеремией, который считает, что повторяющиеся радиопередачи - это послание от Бога о том, что человечество действительно одиноко. Макдональд сообщает Иеремии, что статический шум в сообщении включал короткие всплески чистого звука («точки»), похожие на азбуку Морзе , но без «тире». Он считает, что Иеремия не просто фанатик, но и «честный человек», который может изменить свои взгляды, как только увидит, что делает Проект. Макдональд говорит Иеремии, что как только статическое сообщение будет расшифровано, он хочет, чтобы Иеремия приехал в штаб-квартиру Проекта в Пуэрто-Рико, чтобы увидеть сообщение воочию. Иеремия соглашается. По возвращении в Пуэрто-Рико Макдональд получает откровение, которое приводит к переводу сообщения. Он убеждает Иеремию прийти, и проповедник делает это на следующий день. Макдональд впервые переводит закодированное сообщение перед министром-солитарианцем: точки и паузы предназначены для распечатки. При этом они образуют образ многорукого птицеподобного существа с крыльями. Круг окутывает его голову. Иеремия изначально полагает, что изображение представляет собой ангел с нимбом вокруг головы. Макдональд и ученые видят, что это птичий гуманоид с рудиментарными крыльями и космическим шлемом на голове.
Новости об изображении распространяются быстро. Макдональд связывается с Эндрю Уайтом, первым афроамериканским президентом Соединенных Штатов, и рассказывает ему об изображении. Уайт хочет сохранить эту новость в тайне, но понимает, что слишком много людей видели это изображение и что Иеремию невозможно заставить замолчать. Уайт летит в Пуэрто-Рико со своим сыном Джоном, 20-летним идеалистом, который считает, что расизм и мировые проблемы не могут вернуться. Макдональд сообщает, что напечатанное изображение также показывает два солнца Капеллы, раскрывает информацию о биологии и воспроизводстве Капеллы, а также указывает на родной мир Капеллы (луну, вращающуюся вокруг газовой планеты-гиганта ). В течение следующих нескольких часов по Соединенным Штатам вспыхивают одиночные беспорядки, поскольку люди начинают опасаться вторжения инопланетян. Правительства Китая и России требуют, чтобы президент Уайт не реагировал. Уайт заключает, что единственный способ предотвратить дальнейшее кровопролитие — это закрыть Проект и не дать ответа. Но Джон Уайт понимает, что в сообщении говорится о другом: одна из звезд Капеллы превращается в красный гигант , и раса Капеллы вымирает. Сообщение не было предвестником вторжения; скорее, это была попытка связаться с другими формами жизни даже после того, как раса вымерла. Макдональд говорит президенту Уайту, что он может успокоить бунтовщиков, сообщив, что капелланцы умирают, и что потребуется 90 лет, чтобы сообщение достигло Капеллы и вернулось. Уайт соглашается выпустить «Ответ» и начать пропагандистскую кампанию, чтобы противостоять страху, вызванному заявлением Иеремии. Джон Уайт присоединяется к Проекту.
Тридцать лет спустя Роберт «Бобби» Макдональд-младший отправляется в Пуэрто-Рико после смерти своего отца. Роберт Макдональд оставался одержимым своей работой. Хотя сын боготворил его, Мария больше не могла справляться с напряжением и ушла с Бобби. Бобби винит отца в смерти матери и десятилетиями отказывался с ним общаться. Джон Уайт средних лет приветствует возвращение Бобби в Проект. Бобби обнаруживает, что огромный компьютер Проекта записывал все разговоры в диспетчерской за последние 75 лет, и Уайт проигрывает Бобби фрагменты этих разговоров: реакцию на «Послание», беседы президента Уайта с Макдональдом, визит Джереми в Поминальная служба Макдональда и многое другое. Джон Уайт сообщает, что Проект дрейфует без Роберта Макдональда, возглавляющего его, и может закрыться. Их самый большой страх заключается в том, что они могут получить «Ответ», но никто их не услышит. Бобби, получивший степень в области электротехники и компьютерного программирования, смиряется с отсутствием родительских обязанностей своего отца и соглашается присоединиться к Проекту, пока он ждет Ответа.
В 2118 году компьютер, на котором запущен Проект, тайно близок к обретению разума после накопления почти 200-летних знаний. Уильям Макдональд, сын Бобби Макдональда, стал новым директором Проекта. По мере приближения «Дня ответа» весь мир взволнован, и по всему миру представлены музыкальные композиции, кинофильмы, пьесы и философские дискуссии. Некоторые из зрителей в штаб-квартире Проекта в Пуэрто-Рико считают, что призраки Роберта и Бобби Макдональдов преследуют объект, но эти утверждения отвергаются как голографические проекции, созданные компьютером, чтобы поддерживать надежды персонала. Приходит ответ, содержащий обширную энциклопедию знаний и искусства Капеллы. Но «Ответ» также показывает, что капелланцы умерли тысячелетия назад и что сообщение, которое получила Земля, является не чем иным, как автоматическим ответом самовосстанавливающегося механизма, приведенного в движение много веков назад инопланетной расой.
Компьютер Проекта медленно начинает усваивать информацию Капеллы, тайно становясь все более похожим на Капеллу, поскольку человечество снова обращается внутрь себя и начинает узнавать о мертвых капелланцах. История заканчивается открытием того, что 50 лет спустя из Крабовидной туманности получено еще одно сообщение .
Разработка
[ редактировать ]Роман в основном состоит из ранее опубликованных рассказов, которые были адаптированы в связный роман. К ним относятся: [ 4 ]
- Главы «Роберта Макдональда» ранее публиковались как рассказ «Слушатели» в журнале Galaxy Magazine в сентябре 1968 года. [ 5 ]
- Глава «Джордж Томас — 2027» ранее появлялась как рассказ «Голоса» в журнале « Фэнтези и научная фантастика» в сентябре 1972 года.
- Глава «Уильям Митчелл — 2028» ранее появилась как рассказ «Послание» в журнале Galaxy Magazine за май – июнь 1971 года.
- Глава «Эндрю Уайт — 2028» ранее появлялась как рассказ «Ответ» в журнале Galaxy Magazine за январь – февраль 1972 года.
- Глава «Компьютер-2118» ранее публиковалась как рассказ «Ответ» в журнале Galaxy Magazine за май – июнь 1972 года.
Ганн написал рассказы, которые стали книгой, в 1966 году, во время творческого отпуска на работе помощником по административным вопросам канцлера по связям с университетами Канзасского университета . [ 6 ] Короткие рассказы были вдохновлены Уолтера С. Салливана « книгой Мы не одиноки » , в которой задокументированы зарождающиеся на тот момент усилия по поиску внеземного разума (SETI) с помощью радиотелескопов . [ 6 ] Проект SETI пробудил интерес Ганна: «...что стимулировало мой писательский инстинкт, так это концепция проекта, который, возможно, придется продолжать в течение столетия, но безрезультатно. Какая потребность может вызвать такую преданность делу, размышлял я, и что какие люди он привлечет — и должен ли будет привлечь, если будет продолжаться?» [ 7 ] История была написана в виде новеллы , но Ганн согласился опубликовать главу, которая тогда называлась «Слушатели», в журнале Galaxy Magazine после того, как редактор Фредерик Пол объявил, что журнал возвращается к ежемесячному графику публикаций и нуждается в большом количестве нового материала. [ 6 ] Эта версия истории была номинирована на премию «Небьюла» 1969 года за лучшую повесть . Большая часть остальной части повести была опубликована в виде отдельных рассказов в течение следующих нескольких месяцев. Charles Scribner's Sons Книжное издательство разрабатывало новую линию научно-фантастических романов, и редактор обратился к Ганну с просьбой собрать рассказы и отредактировать их вместе, чтобы создать из материала законченный роман. Ганн добавил главы «Компьютер» как средство объединения разрозненных глав. [ 1 ] и добавил последнюю главу «Переводы», и в конце 1972 года роман был опубликован в твердом переплете. [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]«Слушатели» оказали существенное влияние на область научно-фантастического романа. Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства Главный историк Стивен Дж. Дик назвал роман «классическим выражением» контакта с внеземной жизнью в художественной литературе. [ 8 ] Наряду с такими писателями, как лауреат Пулитцеровской премии Карл Саган, Ганна называют одним из главных авторов поджанра научной фантастики, посвященного первому контакту с инопланетянами. [ 9 ] По словам Ганна, учёный и писатель Карл Саган рассказал Ганну, что «Слушатели» послужили источником вдохновения для его собственного романа «Контакт» . [ 10 ] «Слушатели» вошли в антологию «Звезды вокруг нас» .
В 2010 году роман был номинирован группой ученых и писателей (собранной журналом New Scientist ) как один из научно-фантастических романов ХХ века, являющийся непризнанной классикой в этой области. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Килгор, ДеВитт Дуглас. Джеймса Ганна «C/SETI как вымысел: о «Слушателях» ». В книге «Влияние космических полетов на общество». Стивен Дж. Дик и Роджер Д. Лауниус, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, 2009, с. 541.
- ^ Перейти обратно: а б Ганн, «Предисловие», в журнале «Слушатели», 2003, стр. 4.
- ^ Джеймса Ганна Килгор, «C/SETI как художественная литература: о слушателях », в журнале «Влияние космических полетов на общество», 2009, стр. 543.
- ^ Ганн, Джеймс. «Благодарности». В «Слушателях». Даллас, Техас: BenBella Books, 2003, стр. фронтиспис.
- ^ Ганн, Джеймс Э. (сентябрь 1968 г.). «Слушатели» . Галактическая научная фантастика . стр. 74–100.
- ^ Перейти обратно: а б с Ганн, «Предисловие», в журнале «Слушатели», 2003, стр. 1-3.
- ^ Ганн, «Предисловие», в «Слушателях», 2003, стр. 2.
- ^ Дик, Стивен Дж. Биологическая Вселенная: дебаты о внеземной жизни двадцатого века и пределы науки. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1996, стр. 260
- ^ Джеймса Ганна Килгор, «C/SETI как художественная литература: о «Слушателях» », в журнале «Влияние космических полетов на общество», 2009, стр. 539.
- ^ Уолтерс, Трент. «Разговор с Джеймсом Ганном». SFSite.com. Январь 2002 г. По состоянию на 2 ноября 2010 г.
- ^ «Писатели и учёные называют научно-фантастические книги, которые следует называть классикой» . Вашингтон Пост . 1 ноября 2010 г.