Контакт (американский фильм, 1997)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Контакт
Афиша театрального релиза
Режиссер Роберт Земекис
Автор сценария Джеймс В. Харт
Майкл Гольденберг
Рассказ Карл Саган
Энн Друян
На основе Контакт
Карл Саган
Продюсер: Роберт Земекис
Стив Старки
В главных ролях
Кинематография Дон Берджесс
Под редакцией Артур Шмидт
Музыка Алан Сильвестри
Производство
компания
Распространено Уорнер Бразерс.
Дата выпуска
  • 11 июля 1997 г. ( 11 июля 1997 г. )
Время работы
150 минут [1]
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет 90 миллионов долларов [2]
Театральная касса 171,1 миллиона долларов [3]

«Контакт» — американский научно-фантастический драматический фильм 1997 года режиссёра Роберта Земекиса , основанный на одноименном романе Карла Сагана 1985 года . Саган и его жена Энн Друян написали сюжет к фильму. В нем Джоди Фостер играет доктора Элеонору «Элли» Эрроуэй, ученого SETI , которая находит доказательства внеземной жизни и выбрана для первого контакта . В нем также снимались Мэттью МакКонахи , Джеймс Вудс , Том Скеррит , Уильям Фихтнер , Джон Хёрт , Анджела Бассетт , Роб Лоу , Джейк Бьюзи и Дэвид Морс . Он включает в себя Очень Большую Массивную решетку в Нью-Мексико, обсерваторию Аресибо в Пуэрто-Рико, космическую станцию ​​«Мир» и космическое побережье, окружающее мыс Канаверал.

Саган и Друян начали работать над «Контактом» в 1979 году. Они написали трактовку фильма длиной более 100 страниц и запустили проект в Warner Bros. с Питером Губером и Линдой Обст в качестве продюсеров. Когда разработка застопорилась, Саган опубликовал «Контакт» как роман в 1985 году, а фильм возобновил разработку в 1989 году. Роланд Жоффе и Джордж Миллер планировали стать режиссерами, но Жоффе бросил учебу в 1993 году, а Warner Bros. уволила Миллера в 1995 году. режиссер, съемки длились с сентября 1996 года по февраль 1997 года. компания Sony Pictures Imageworks Большую часть визуальных эффектов выполнила .

Контакт был выпущен 11 июля 1997 года и получил положительные отзывы критиков. Фильм собрал более 171 миллиона долларов по всему миру. Он получил премию Хьюго за лучшее драматическое представление и несколько премий Сатурн .

Сюжет [ править ]

Доктор Элли Эрроуэй работает в программе SETI в обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико . На продолжение научной карьеры, начиная с радиолюбительства , ее вдохновил отец, который умер в ее юности. Ее работа включает в себя прослушивание радиоизлучений из космоса в надежде найти признаки разумной внеземной жизни . Программа теряет финансирование после того, как Дэвид Драмлин, советник президента по науке , считает ее бесполезной. Однако Эрроуэй получает финансовую поддержку от С. Р. Хаддена, скрытного промышленника-миллиардера, который управляет Hadden Industries, что позволяет ей продолжать работать на Very Large Array в Нью-Мексико .

Четыре года спустя, когда Драмлин собирается завершить программу SETI в VLA, Эрроуэй обнаруживает сигнал, содержащий последовательность простых чисел , которая, по-видимому, исходит от звезды Вега . Это объявление заставляет Драмлина и Совет национальной безопасности , возглавляемый Майклом Китцем, попытаться захватить контроль над объектом. В ходе дальнейшего расследования команда Эрроуэя обнаруживает спрятанную в сигнале видео: Адольфа Гитлера вступительную речь на летних Олимпийских играх 1936 года в Берлине , Германия. Эрроуэй и ее команда полагают, что эта передача была бы первой, которая была бы достаточно мощной, чтобы проникнуть в ионосферу Земли , отправиться на Вегу, а затем быть отправлена ​​обратно на Землю.

Проект находится под усиленной охраной, а за его ходом следят по всему миру. Эрроуэй обнаруживает, что сигнал содержит более 63 000 страниц закодированных данных. Хэдден встречается с Эрроуэй и предоставляет ей средства для расшифровки страниц. Декодированные данные показывают схемы Машины, которая может быть средством передвижения для одного человека. Несколько стран предоставляют финансирование для строительства Машины, которая строится в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал . Международная комиссия выберет кандидата для путешествия на Машине. Эрроуэй является ведущим кандидатом до тех пор, пока христианский философ Палмер Джосс, член комиссии, с которым у нее непродолжительное время были романтические отношения в Пуэрто-Рико, не обратил внимание на ее атеизм. Это заставляет группу выбирать Драмлина как предположительно лучшего представителя человечества (несмотря на то, что он никогда раньше не исповедовал никакой веры). Во время первых испытаний религиозный террорист уничтожает Машину с помощью бомбы, убивая Драмлина и нескольких других.

Хэдден, сейчас проживающий на «Мир» космической станции и умирающий от рака, рассказывает Эрроуэю, что правительство США тайно заключило с его компанией контракт на постройку второй Машины в Японии. Эрроуэй, единственный американец, оставшийся в списке кандидатов, уйдет. Оснащенный несколькими записывающими устройствами, Эрроуэй входит в капсулу, которая загружается в Машину и, по-видимому, путешествует через различные червоточины . Эрроуэй наблюдает за структурой, похожей на радиорешетку, на Веге, признаками цивилизации на чужой планете и небесным событием, которое приводит ее в восторг. Затем она оказывается на пляже, похожем на детский рисунок Пенсаколы , Флорида, который она сделала. Приближается фигура, принимающая облик ее умершего отца, в котором Эрроуэй узнает инопланетянина. Человечество связалось с его народом посредством наших радиоизлучений и было признано видом, достойным того, чтобы ему показали первый шаг в космос.

Эрроуэй теряет сознание и, придя в себя, оказывается лежащей в капсуле, в то время как команда управления полетами неоднократно пытается с ней связаться. Она узнает, что снаружи Машина лишь бросает капсулу в защитную сетку. Эрроуэй утверждает, что ее не было около 18 часов, но ее записывающие устройства показывают только статический шум. Созывается комитет Конгресса , возглавляемый Китцем, который предполагает, что сигнал и машина были мистификацией, разработанной Хадденом, который с тех пор скончался. Эрроуэй просит комитет принять истинность ее показаний на веру, заявляя, что, хотя ее показания не могут быть доказаны научно, они повлияли на ее человечность. В частной беседе Китц и представитель Белого дома Рэйчел Константин обсуждают конфиденциальную информацию о том, что, хотя записывающее устройство Эрроуэя записывало только статические помехи, оно записывало их примерно 18 часов. Эрроуэй воссоединяется с Джосс, которая верит в ее историю, и получает постоянную финансовую поддержку программы SETI в VLA.

В ролях [ править ]

Производство [ править ]

Развитие [ править ]

Карлу Сагану пришла в голову идея «Контакта» в 1979 году. В том же году Линда Обст , одна из его ближайших друзей, была нанята кинопродюсером Питером Губером в качестве руководителя студии его продюсерской компании Casablanca FilmWorks. Она предложила Губеру идею Contact , и он заключил сделку на разработку. [2]

Саган и Энн Друян (которые позже поженились) закончили работу над фильмом в ноябре 1980 года. [5] [6] Друян объяснил:

Мы с Карлом мечтали написать что-то, что было бы вымышленным представлением того, каким на самом деле будет контакт, что передало бы что-то об истинном величии Вселенной.

Они добавили аналогии науки и религии как метафору философского и интеллектуального интереса к поиску истины как о человечности, так и о контакте с инопланетянами. [7]

Саган включил исследование Кипа Торна о космических путешествиях через червоточины . в сценарий [8] Характеристика Элли Эрроуэй была вдохновлена ​​Джилл Тартер , главой проекта «Феникс» Института SETI ; Джоди Фостер искала главную роль, встретившись с ней. [9] Имя Элли было сокращением от Элеонора, взятой от Элеоноры Рузвельт, которую обожали и Саган, и Друян; По словам Друяна, Эрроуэй был выбран на основании настоящего имени Вольтера (Аруэ) и того, что Элли «собиралась путешествовать, как стрела, через космос». [10] Тартер выступила консультантом в этой истории, реалистично изображая карьерную борьбу женщин-ученых в 1950-1970-х годах. В конце фильма сценаристы обсуждали, стоит ли Эрроуэй заводить ребенка. [11] Хотя Губер был впечатлен обращением Сагана и Друяна, он нанял различных сценаристов, чтобы переписать сценарий. Были добавлены новые персонажи, один из них — смотритель парка из числа коренных американцев , ставший космонавтом. [2] Губер предположил, что у Эрроуэя есть отдельно стоящий сын-подросток, который, по его мнению, добавит глубины сюжетной линии. Губер сказал: [2]

Это была женщина, поглощенная идеей, что есть что-то, к чему стоит прислушаться, но единственное, с чем она никогда не могла установить контакт, - это ее собственный ребенок. На мой взгляд, фильм должен быть именно об этом.

Саган и Друян не согласились с идеей Губера, и она не была включена в сюжетную линию. В 1982 году Губер обратился к Warner Bros. Pictures фильма , и, когда разработка застопорилась, Саган начал воплощать свою первоначальную идею в роман , который был опубликован Саймоном и Шустером в сентябре 1985 года. Экранизация оставалась в разработке, и Губер в конце концов освободил свою должность в Warner Bros. в 1989 году. [2]

Губер стал новым президентом Sony Pictures Entertainment и попытался приобрести фильм права на «Контакт» у Warner, но студия отказалась. По совпадению, в 1989 году Обст был нанят в качестве нового руководителя в Warner и начал ускорять работу над фильмом, нанимая больше сценаристов. [2] В конечном итоге Ролан Жоффе был нанят режиссером. [12] по сценарию Джеймса В. Харта . [13] Жоффе почти приступил к подготовке к съемкам , прежде чем бросил учебу. [12] и Обст затем нанял Майкла Гольденберга , чтобы переписать сценарий, который закончил свой второй вариант. [2] в конце 1993 года. Второй проект Гольденберга возродил интерес Warner Bros. к Contact . [12] и Роберту Земекису предложили стать режиссером, но он отказался от этой возможности. [2] за создание фильма по мотивам жизни Гарри Гудини . [14] Земекис вспоминал: [2]

Первый сценарий [для «Контакта », который я увидел, был великолепен до последних полутора страниц… а потом небо открылось, и эти ангельские инопланетяне устроили световое шоу, и я сказал: «Это просто не сработает». '

В декабре 1993 года Warner Bros. наняла Джорджа Миллера в качестве режиссера. [12] и Contact приступили к подготовке производства. Миллер выбрал Джоди Фостер на главную роль, предложил Рэйфу Файнсу сыграть Палмера Джосса, а также рассматривал возможность выбора Линды Хант на роль президента Соединенных Штатов. В дополнение к тому, что инопланетяне включили лазерное освещение вокруг Земли, в другой версии сценариев Гольденберга планету поглотила червоточина инопланетян, перенеся Землю в центр галактики. Миллер также попросил Гольденберга переписать «Контакт» , пытаясь изобразить Папу как ключевого второстепенного персонажа. Warner Bros. надеялась подготовить фильм к выпуску к Рождеству 1996 года, но под руководством Миллера подготовка к съемкам длилась дольше, чем ожидалось. [2] Студия уволила режиссера, обвинив в переносе сроков начала, проблемах с бюджетом и настойчивости Миллера в том, что сценарий нужно переписать еще пять недель. Роберт Земекис, ранее отказавшийся от должности режиссера, решил принять предложение. Warner Bros. предоставила Земекису полный творческий контроль и право на окончательную версию . [2] Режиссер выбрал Мэттью МакКонахи на роль Палмера Джосса; МакКонахи отказался от главной роли в «Шакале», чтобы получить роль в «Контакте» . [15] Несмотря на то, что в 1994 году у него диагностировали миелодисплазию , Саган продолжал участвовать в производстве фильма. Для актеров и членов основной съемочной группы он провел научную конференцию , на которой подробно была представлена ​​история астрономии . [2]

Во время работы над «Контактом » съемочная группа в смотрела фильм Стэнли Кубрика « 2001: Космическая одиссея » (1968). поисках вдохновения [11]

Съемки [ править ]

Концептуальный рисунок ранней идеи сайта НАСА
Натурные съемки начались в сентябре 1996 года на территории Very Large Array в Нью-Мексико.

Основные фотосъемки начались 24 сентября 1996 года и закончились 28 февраля 1997 года. Первые съемки проходили на территории Very Large Array (VLA) недалеко от Сокорро, штат Нью-Мексико . «Съемки в VLA были, конечно, зрелищными, но в то же время и одними из самых сложных аспектов наших съемок», - продюсер Стив Старки сказал . «Это действующий объект, поэтому, чтобы сделать кадры для фильма, нам пришлось договориться с Национальным научным фондом о «контроле за посудой», чтобы перемещать посуду в том направлении, в котором нам нужно было создать наиболее драматичный кадр. для истории». [8] После трудных первых недель натурных съемок в Нью-Мексико и Аризоне , производство « Контакта» вернулось в Лос-Анджелес для пятимесячных съемок натурных и звуковых сцен , в которых в общей сложности использовалось девять звуковых сцен в Warner Hollywood Studios в Западном Голливуде и Culver Studios . Всего художественным отделом было создано более 25 декораций . [8]

В попытке создать ощущение реализма в сюжетной линии, основные CNN комментаторы новостного агентства были задействованы в программе «Контакт» . В фильме приняли участие более 25 репортеров CNN, а также были включены программы CNN Larry King Live и Crossfire . Энн Друян появляется в эпизодической роли в роли самой себя, дискутируя с персонажем Роба Лоу, Ричардом Ранком, в сериале Crossfire . В январе 1997 года съемки второго блока под руководством продюсера Стива Старки в течение одной недели проходили в обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико .

Другие работы второго подразделения проводились на Фиджи, Сент-Джоне, Виргинских островах США и Ньюфаундленде , Канада . Также важную роль в производстве сыграло множество технических консультантов из Института SETI , Калифорнийского технологического института , VLA и бывшего сотрудника Белого дома, который консультировал по Вашингтону, округ Колумбия, и вопросам правительственного протокола. [16] Саган несколько раз посещал съемочную площадку, где также помогал с переписыванием сценария в последнюю минуту. Съемки были ненадолго отложены из-за известия о его смерти 20 декабря 1996 года. Контакт был посвящен Сагану: «Для Карла» появляется на экране при затухании. [2]

Оператор Дон Берджесс снял фильм в анаморфотном формате с помощью камер Panavision , а также с использованием широкоформатной пленки 65 мм и VistaVision для съемки спецэффектов. Звукорежиссеры программное обеспечение использовали Pro Tools для микширования звука , которое было сделано в Skywalker Sound . [17]

Визуальные эффекты [ править ]

(Вторая) машина фильма в работе на Хоккайдо , Япония.

Разработка Contact эпизодов визуальных эффектов для была совместной работой восьми компаний, занимающихся визуальными эффектами, включая Sony Pictures Imageworks , Питера Джексона , Weta Digital Industrial Джорджа Лукаса и Light & Magic Effects Associates , а Pixar от для CGI-рендеринга использовалась программа RenderMan . Weta Digital, в частности, отвечала за разработку эпизода с червоточиной . [18] Джоди Фостер призналась, что у нее возникли трудности с технологией синего экрана , потому что она была для нее впервые. «Это была синяя комната. Синие стены, синяя крыша. Она была просто синей, синей, синей», - объяснил Фостер. «И меня вращали на « Ленивой Сьюзен» , а камера двигалась на компьютеризированной руке. Это было действительно тяжело». [2]

Новостные кадры с участием тогдашнего президента Билла Клинтона были обработаны в цифровом формате, чтобы создать впечатление, будто он говорит о контакте с инопланетянами. Это не было первоначальным планом фильма; [2] Земекис изначально предлагал Сидни Пуатье сыграть президента, но актер отказался от роли в пользу Шакала . [19] Вскоре после отказа Пуатье Земекис НАСА в августе 1996 года увидел объявление . «Клинтон произнес свою роковую речь о Марсе, — объяснил режиссер, — и клянусь Богом, это было так, как будто это было написано в сценарии для этого фильма. Когда он произнес фразу: «Мы буду продолжать внимательно слушать то, что он говорит», я чуть не умер, я стоял с открытым ртом». [2]

Одной из примечательных особенностей Contact является использование цифровой цветокоррекции . Этот подход помог устранить ошибки непрерывности во время натурных съемок на Очень Большом Массиве в Нью-Мексико. «Погода нас убила, поэтому мы вернулись и изменили ее настолько, чтобы небо, цвета и время суток казались примерно одинаковыми», - прокомментировал супервайзер по визуальным эффектам Кен Ралстон. [20]

Первая сцена представляет собой трехминутный компьютерный эпизод, который начинается с вида Земли с высоты экзосферы и прослушивания многочисленных радиопередач, исходящих с планеты. Камера начинает приближаться назад, проходя мимо Луны, Марса и других объектов Солнечной системы, затем к облаку Оорта , межзвездному пространству , Местному пузырю , Млечному Пути , другим галактикам Местной группы и, в конечном итоге, к глубокому космосу. Когда это происходит, радиосигналы начинают пропадать и отражают старые программы, представляющие расстояние, которое эти сигналы могли бы пройти со скоростью света, и в конечном итоге затихают, поскольку расстояние становится намного больше. Этот эпизод в конечном итоге переходит в радужную оболочку глаза юной Элли, когда она слушает свою базовую любительскую радиостанцию . Снимок всей вселенной в масштабе был вдохновлен короткометражным документальным фильмом « Сила десяти» (1977). В то время это был самый длинный непрерывный эпизод игрового фильма, созданный компьютером, который в конечном итоге превзошёл начало фильма. Послезавтра (2004). [21]

В одном эпизоде, где юная Элли бежит наверх, чтобы попытаться забрать лекарство своего отца, кажется, что Элли бежит сразу за камерой, когда они идут в ванную, но в кадре видно, что это была часть отражения в зеркале аптечки, притягивающего назад, чтобы Элли открыла его. Он отмечен как один из самых впечатляющих визуальных эффектов фильма из-за плавности перехода. По словам Карин-Энн Стромайер, первого помощника монтажера, кадр был создан с помощью трех разных пластин и подвергнут цифровой обработке в компьютерной графике для создания эффекта: на одной пластине был оператор, ведущий Элли, на второй — Элли, открывающая дверь шкафа (что было синий экран вместо зеркала) и третье отражение фотографии Элли и ее отца, когда дверь закрывается. [22]

В эпизоде ​​со смертью отца Элли они планировали использовать эффект, похожий на время пули из «Матрицы», чтобы показать, что он остановился во времени, когда умер. Во время съемок фильма они обнаружили, что такой подход не соответствует ни кастингу, ни направлению фильма. Они решили, что будет наиболее эффективно создать что-то тревожное, но без отца Элли в кадре, что привело к развитию сцены с зеркалом. [23]

Расшифровка внеземного послания с архитектурными чертежами машины была создана Кеном Ралстоном и Sony Pictures Imageworks. Это был шестой совместный фильм Земекиса и Ральстона. Компания Imageworks создала более 350 снимков с визуальными эффектами, используя сочетание модельных и миниатюрных снимков и цифровой графики. О разработке Машины Земекис сказал: «Машина в романе Сагана была несколько расплывчатой, и это нормально для книги. Однако в фильме, если вы собираетесь построить гигантскую физическую структуру инопланетного дизайна, вам придется сделать это правдоподобно... Оно должно было быть огромным, чтобы зрители чувствовали, что оно больше, чем человек может возиться. Оно должно было выглядеть абсолютно реальным». [8] Затем машина была разработана концепт-художником Стивом Бургом, повторно использовавшим созданный им дизайн в качестве «устройства перемещения во времени» для неиспользованной сцены из «Терминатора 2» . [24]

Ранние концептуальные проекты Стручка были основаны, как и в романе, на одной из основных форм геометрии: додекаэдре или двенадцатигранном теле. В конце концов он был преобразован в сферическую капсулу, в которой находился путешественник, с додекаэдром, окружающим сферу. Земекис и съемочная группа также несколько раз посетили Космический центр Кеннеди на острове Мерритт, прилегающем к мысу Канаверал , где официальные лица предоставили им доступ к объектам, закрытым для большинства посетителей. Кинематографистов также доставили на стартовый комплекс 39 перед запуском космического корабля "Шаттл". [8] где они изучали механику лифта, портала и погрузочного рычага для проектирования опор и портала, окружающего Машину. Как только концепция получила одобрение создателей фильма, началось физическое строительство декораций для капсулы, внутренней части лифта и портала, которое заняло почти четыре месяца. Остальные эффекты были скомпилированы Imageworks в цифровом формате. [8]

Кульминационная сцена, изображающая таинственный пляж недалеко от ядра галактики, где Эрроуэй вступает в контакт, в частности, потребовала серьезных визуальных инноваций. Целью было идиллическое морское побережье с небом, сверкающим звездами, которые могли существовать недалеко от ядра галактики. Ралстон сказал, что «идея заключалась в том, что этот пляж будет иметь повышенную реальность. Такой, из-за которой повседневный мир может показаться смутной мечтой». [11] Чтобы сохранить в сознании Эрроуэя вопрос о том, было ли что-то из этого реальным, были применены такие элементы, как океанские волны, бегущие в обратном направлении, и тени пальм, покачивающиеся при ускоренном движении. [11]

Кинохроника Гитлера также требовала цифровых манипуляций. [11]

Музыка [ править ]

Контакт: Музыка из кинофильма
Альбом саундтреков
Алан Сильвестри
Выпущенный 19 августа 1997 г. ( 19.08.1997 )
Этикетка Отчеты Warner Bros.

Оригинальная партитура была написана Аланом Сильвестри , большая часть которой была выпущена 19 августа 1997 года на лейбле Warner Bros. Records . [25] Полная партитура длится примерно час, 44 минуты из которых находятся на компакт-диске, включая все основные реплики. Трек на компакт-диске, озаглавленный "Good to Go", имеет немного другое начало - краткий мотив духовых инструментов, которого нет в фильме, - но все остальные реплики по оркестровке идентичны миксу в фильме.

DVD Special Edition для региона 2 содержит изолированную музыкальную дорожку 5.1, [26] который представляет полную партитуру (эта функция, как и многие отдельные партитуры, не упоминается в большинстве описаний DVD). [27] [28]

Темы [ править ]

Контакт часто предполагает, что культурные конфликты между религией и наукой будут выдвинуты на первый план из-за очевидного контакта с инопланетянами, который происходит в фильме. Предметом обсуждения является существование Бога , при этом изображается несколько различных позиций. [11] Описание Палмером Джоссом эмоционально интенсивного опыта , который он описывает как видение Бога, встречает предположение Эрроуэя о том, что «некоторая часть [его] нуждалась в этом» — что это был значительный личный опыт, но не указывающий ни на что большее. Джосс сравнивает свою уверенность в том, что Бог существует, с уверенностью Эрроуэй в том, что она любила своего умершего отца, несмотря на то, что она не смогла это доказать. [11]

Контакт изображает интенсивные дебаты, возникающие в результате очевидного контакта с инопланетянами. Показаны многие отрывки из известных дискуссионных шоу, таких как Crossfire и Larry King Live , где участники обсуждают значение сообщения, задаются вопросом, является ли оно доказательством существования инопланетной жизни или Бога, и не посягает ли наука на религиозную почву. как выразился один верующий, «разговаривая с вашим богом за вас». [29] Глава религиозной организации ставит под сомнение моральность создания машины, отмечая: «Мы даже не знаем, верят ли [инопланетяне] в Бога». Первую машину в конечном итоге уничтожил религиозный экстремист, полагавший, что ее создание нанесет вред человечеству. [11]

Хотя сообщение в конце фильма о том, что записывающее устройство Эрроуэй записало около 18 часов шума, возможно, является убедительным доказательством факта – если не опыта – ее «путешествия», несколько совпадений и указаний на протяжении всего фильма ставят под сомнение его «путешествие». подлинность. Режиссер Роберт Земекис отметил: «Смысл фильма в том, что всегда должна быть определенная доля сомнений [относительно того, были ли инопланетяне реальными]». [29] Эти указания состоят в основном из визуальных подсказок во время «путешествия», которые перекликаются с переживаниями Элли ранее в фильме (которые, по мнению Элли, были результатом того, что инопланетяне «загрузили [ее] мысли и воспоминания»), но время прибытия сообщения и его окончательная расшифровка также во многом случайна: сообщение было впервые получено незадолго до того, как Эрроуэй и ее команда должны были быть изгнаны из объекта VLA, и было успешно расшифровано только С.Р. Хэдденом (единственным спонсором Эрроуэй, который был близок к смерти от рака) через несколько недель. неудачных попыток команды на VLA. [29]

В конце фильма Эрроуэй оказывается в положении, к которому она традиционно относилась со скептицизмом и презрением: она верит во что-то с полной уверенностью, несмотря на то, что не может доказать это перед лицом не только широко распространенного недоверия и скептицизма (которые она признает, что как учёный она обычно поделилась бы), но также и свидетельства обратного. [29]

Земекис заявил, что, по его замыслу, идея фильма заключалась в том, что наука и религия могут сосуществовать, а не быть противоположными лагерями. [29] о чем свидетельствует связь ученого Эрроуэя с религиозным Джоссом, а также его признание того, что «путешествие» действительно имело место. Это, а также разрозненные ссылки в фильме утверждают, что наука и религия номинально не являются несовместимыми: один интервьюер, спросив Эрроуэя, слишком ли опасна конструкция машины — несмотря на то, что она не знает, что произойдет, когда она активируется, — предполагает, что она строится на «вере» в то, что инопланетные дизайнеры, как выразился Эрроуэй, «знают, что делают». [11]

и Выпуск прием

Униформа из фильма на Стокгольмской международной ярмарке 2011 г.

Контакта Выпуск " Сагана 1985 года " в июле 1997 года возродил общественный интерес к роману . Книга оставалась в The New York Times списке бестселлеров с 27 июля по 21 сентября 1997 года. [30] [31]

Касса [ править ]

«Контакта» Премьера состоялась 1 июля 1997 года в Village Theater в Лос-Анджелесе, Калифорния. [32] Он был выпущен в США и Канаде 11 июля 1997 года в 1923 кинотеатрах, заработав 20 584 908 долларов за первые выходные, заняв второе место после « Людей в черном» . [33] В конечном итоге он собрал 100 920 329 долларов в Северной Америке и 70 200 000 долларов в зарубежных странах, достигнув общей суммы в 171 120 329 долларов по всему миру. [3]

Домашнее видео [ править ]

Контакт был выпущен на LaserDisc , VHS и (тогда новом) формате DVD в декабре 1997 года. Среди особенностей - три аудиокомментария : режиссера Земекиса и продюсера Старки, супервайзеров по визуальным эффектам Кена Ралстона и Стивена Розенбаума, а также звезды Джоди Фостер. . [34] Контакт был выпущен на Blu-ray Disc 6 октября 2009 года. [ нужна ссылка ]

прием Критический

На основе 68 рецензий, собранных Rotten Tomatoes , 68% критиков дали положительные отзывы со средней оценкой 6,9/10. Критический консенсус гласит: « Контакт проясняет волнующие научные концепции и богословские исследования в ущерб удовлетворительному повествованию, создавая умный блокбастер, который затрагивает свои идеи, если не своих персонажей». [35] Metacritic рассчитал средний балл 62 из 100 на основе 23 обзоров, что означает «в целом положительные отзывы». [36] Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму среднюю оценку «А-» по шкале от A+ до F. [37]

Роджер Эберт , который дал фильму три с половиной звезды из четырех, сказал, что «роман Сагана « Контакт» послужил источником вдохновения для нового фильма Роберта Земекиса, который рассказывает самую умную и захватывающую историю о внеземном разуме со времен « Близких контактов» «Третий вид» (1977). «Такие фильмы, как «Контакт», помогают объяснить, почему такие фильмы, как «День независимости» , вызывают у меня чувство опустошенности и неудовлетворенности», - прокомментировал Эберт. [38] 21 декабря 2011 года Эберт добавил «Контакт» в свою коллекцию «Великие фильмы». [39]

Кеннет Туран из Los Angeles Times сказал, что фильм представляет собой более философский портрет жанра научной фантастики, чем другие фильмы, но все же сумел «удовлетворить тягу широкой публики, которая просто хочет развлечься». [40] Интернет-обозреватель Джеймс Берардинелли сказал, что «Контакт» - «один из лучших фильмов 1997 года и убедительное напоминание о том, что Голливуд все еще способен творить волшебство». Берардинелли сравнил его трепет и зрелищность с фильмом Стэнли Кубрика , «Космическая одиссея 2001 года» добавив при этом, что «если «Контакт» терпит неудачу в какой-либо области, это означает неспособность полностью раскрыть все его многочисленные сюжетные линии…» [41] Мику ЛаСалле из San Francisco Chronicle в основном понравились первые 90 минут «Контакта», но он почувствовал, что режиссер Роберт Земекис был слишком одержим визуальными эффектами, а не связным повествованием для ключевой кульминации . [42]

Рите Кемпли, писавшей в The Washington Post , не понравилась основная идея фильма, которую она описала как «проповедническую дискуссию между святостью и наукой». [43]

Награды [ править ]

Ассоциация Категория Получатель Результаты
20/20 наград Лучшая актриса Джоди Фостер номинирован
Лучший адаптированный сценарий Джеймс В. Харт и Майкл Гольденберг номинирован
Лучшие визуальные эффекты номинирован
Награды Академии Лучший звук Рэнди Том
Том Джонсон
Деннис С. Сэндс
Уильям Б. Каплан
номинирован
Энни Награды Лучшее индивидуальное достижение: анимация эффектов Джей Редд номинирован
Премия ASCAP в области кино и телевидения Лучшие кассовые фильмы Алан Сильвестри Выиграл
Награды за блокбастеры в сфере развлечений Любимый актер – драма Мэттью МакКонахи номинирован
Любимая актриса – драма Джоди Фостер номинирован
Любимый актер второго плана – драма Том Скерритт номинирован
Награды Чикагской ассоциации кинокритиков Лучшая актриса Джоди Фостер номинирован
Награды Общества киноаудио Выдающиеся достижения в микшировании звука для художественных фильмов Рэнди Том
Том Джонсон
Деннис С. Сэндс
Уильям Б. Каплан
номинирован
Награды Ассоциации кинокритиков Далласа и Форт-Уэрта Лучший фильм номинирован
Золотой глобус Лучшая женская роль в кинофильме (драма) Джоди Фостер номинирован
Награды Хьюго Лучшее драматическое представление Роберт Земекис
Джеймс В. Харт
Майкл Гольденберг
Карл Саган
Энн Друян
Выиграл
Награды премии Humanitas Категория художественного фильма Джеймс В. Харт и Майкл Гольденберг номинирован
Международные награды мониторов Театральные релизы – Электронные визуальные эффекты Кен Ралстон
Стивен Розенбаум
Джером Чен
Джей Редд
Шина Дуггал
Дэвид Джонс
Дебби Дениз
Выиграл
Награды Юпитер Лучшая международная актриса Джоди Фостер Выиграл
Награды редакторов звука в кинофильмах Лучший звуковой монтаж – Звуковые эффекты и Фоли номинирован
Награды NAACP Image Awards Выдающаяся актриса второго плана в кинофильме Анджела Бассетт номинирован
Награды Ассоциации онлайн-кино и телевидения Лучший научно-фантастический/фэнтези/фильм ужасов Стив Старки и Роберт Земекис Выиграл
Лучшая актриса Джоди Фостер номинирован
Лучшая актриса научной фантастики/фэнтези/ужаса Выиграл
Лучшая актриса научной фантастики/фэнтези/ужаса Анджела Бассетт номинирован
Лучшие последовательности заголовков Выиграл
Лучший адаптированный сценарий Майкл Гольденберг
Джеймс В. Харт
Карл Саган
Энн Друян
номинирован
Лучшая музыка – оригинальная драматическая партитура Алан Сильвестри номинирован
Лучший монтаж фильма Артур Шмидт номинирован
Лучшая операторская работа Дон Берджесс номинирован
Лучшее сведение звука Рэнди Том
Том Джонсон
Деннис С. Сэндс
Уильям Б. Каплан
номинирован
Лучший монтаж звуковых эффектов Фил Бенсон и Рэнди Том номинирован
Лучшие визуальные эффекты Кен Ралстон
Стивен Розенбаум
Джером Чен
Марк Л. Холмс
номинирован
Награды Общества онлайн-кинокритиков Десять лучших фильмов года Выиграл
Награды Рембрандта Лучшая актриса Джоди Фостер Выиграл
Награды Международного кинофестиваля в Санта-Барбаре Премия современного мастера Выиграл
Спутниковые награды Лучшие визуальные эффекты Кен Ралстон Выиграл
Лучшая операторская работа Дон Берджесс номинирован
Награды Сатурна Лучший научно-фантастический фильм Фил Бенсон и Рэнди Том номинирован
Лучший режиссер Роберт Земекис номинирован
Лучший писатель Джеймс В. Харт и Майкл Гольденберг номинирован
Лучшая актриса Джоди Фостер Выиграл
Лучшая роль молодого актера/актрисы Джена Мэлоун Выиграл
Лучшая музыка Алан Сильверстри номинирован
Лучшие спецэффекты Кен Ралстон
Стивен Розенбаум
Джером Чен
Марк Холмс
номинирован
Награды Всемирного праздника анимации Лучшее использование анимации в качестве специального эффекта в театральном фильме Выиграл

Споры [ править ]

Билл Клинтон [ править ]

В 1984 году в Антарктиде был найден метеорит под названием Allan Hills 84001 , предположительно с Марса . была опубликована статья ученого НАСА Дэвида С. Маккея Двенадцать лет спустя в журнале Science , в которой предполагалось, что метеорит может содержать доказательства наличия микроскопических окаменелостей марсианских бактерий (позже возникла спорная интерпретация). [44] [45] Это объявление попало в заголовки газет по всему миру, а на следующий день, 7 августа 1996 года, во время пресс-конференции, посвященной этой новости, президент Соединенных Штатов Билл Клинтон сделал замечания, местами носившие достаточно общий характер, чтобы можно было использовать фрагменты. его записанного на видео заявления, которое будет включено в «Контакт» , подразумевающего, что Клинтон якобы говорил о контакте с внеземной жизнью, что соответствует сюжету фильма: [46]

Добрый день. Я рад, что ко мне присоединился мой консультант по науке и технологиям... [слова вырезаны редакторами фильма] ... Это результат многолетних исследований... [слова вырезаны] ... выдающиеся учёные. Как и все открытия, это будет и должно продолжать рассматриваться, изучаться и тщательно изучаться. Это должно быть подтверждено другими учеными. Но очевидно, что тот факт, что нечто такого масштаба исследуется, является еще одним подтверждением... [сцена из фильма, воспроизведенная поверх записи, с диалогом, затеняющим замечания Клинтона и создающим пробел] ... Если это открытие подтвердится, это, несомненно, будет из самых потрясающих открытий о нашей Вселенной, когда-либо открытых наукой. Его последствия настолько далеко идущие и внушающие трепет, насколько это можно себе представить. Несмотря на то, что он обещает ответы на некоторые из наших самых старых вопросов, он ставит другие, еще более фундаментальные. Мы продолжим внимательно прислушиваться к тому, что он говорит, продолжая поиск ответов и знаний, которые так же стары, как само человечество, но необходимы для будущего нашего народа. Спасибо. [47]

Позже в фильме отдельный фрагмент общих высказываний президента Клинтона, говорящего о Саддаме Хусейне и Ираке на другой пресс-конференции в октябре 1994 года, был вырван из контекста и вставлен в «Контакт» : [48]

Я бы посоветовал вам не разжигать эту ситуацию, выходя за рамки фактов. Давайте разберемся с этим на фактах. Мы следим за тем, что произошло на самом деле.

14 июля 1997 года, через три дня после показа фильма в США, Warner Bros. получила письмо от советника Белого дома Чарльза Раффа с протестом против использования изображения Клинтон, созданного в цифровом формате. В письме не содержалось никаких требований, но назывались продолжительность и манера выступления Клинтон «неуместными». Никаких судебных исков не планировалось; Советник Белого дома просто хотел послать сигнал Голливуду, чтобы избежать несанкционированного использования образа президента. Земекису напомнили, что официальная политика Белого дома «запрещает использование президента каким-либо образом… (что) подразумевает прямую… связь между президентом и коммерческим продуктом или услугой». [49]

Представитель Warner Bros. объяснила: «Мы считаем, что были абсолютно откровенны и откровенны с Белым домом по этому вопросу. Они видели сценарии, их уведомляли, когда фильм был завершен, им присылали распечатку задолго до июльской даты выхода фильма. Открытие состоится 11 ноября, и у нас есть подтверждение, что отпечаток был получен там 2 июля». Тем не менее, Warner Bros. признала, что они никогда не добивались и не получали официального разрешения от Белого дома за использование изображения Клинтон. Хотя адвокат отметил, что пародия и сатира защищены Первой поправкой , пресс-секретарь Майк МакКарри полагал, что «есть разница, когда образ президента, который он единственный может контролировать, используется таким образом, чтобы заставить зрителя поверить он сказал то, чего на самом деле не говорил». [49]

Си-Эн-Эн [ править ]

Вскоре после жалобы Белого дома CNN председатель, президент и генеральный директор Том Джонсон заявил, что, оглядываясь назад, он считает, что было ошибкой разрешить 13 членам эфирного персонала CNN (включая Джона Холлимана , Ларри Кинга и Бернарда Шоу ) появиться в фильм, хотя и CNN, и Warner Bros. принадлежали Time Warner . Джонсон добавил, что для Contact присутствие CNN «создает впечатление, будто нами манипулирует Time Warner, и это стирает грань». Затем CNN изменила свою политику в отношении будущих фильмов, которые теперь требуют одобрения потенциального появления через их группу по этике. [49]

Судебные разбирательства [ править ]

Режиссер Джордж Миллер , который разработал «Контакт» с Warner Bros. до найма Земекиса, безуспешно подал в суд на студию из-за нарушения контрактной политики. [2]

Во время съемок 28 декабря 1996 года режиссер Фрэнсис Форд Коппола подал иск против Warner Bros. и Сагана, которые умерли на прошлой неделе. [50] [51] Коппола утверждал, что роман Сагана основан на истории, которую пара разработала для телешоу. [52] еще в 1975 году, [50] под названием «Первый контакт» . В соответствии с соглашением о развитии, [52] Коппола и Саган должны были разделить доходы от проекта, а также от любого романа, который Саган напишет, с American Zoetrope и Children's Television Workshop . Телепрограмма так и не была выпущена, но в 1985 году Саймон и Шустер опубликовали «Контакт» , и Уорнер приступила к разработке экранизации. Коппола потребовал не менее 250 000 долларов в качестве компенсации за ущерб и наложения судебного запрета на производство или распространение фильма. [50]

В феврале 1998 года судья Верховного суда Лос-Анджелеса Рикардо Торрес отклонил иск Копполы. Хотя Торрес согласился с тем, что Саган нарушил некоторые условия контракта, он объяснил, что Коппола слишком долго ждал, чтобы подать иск, и что контракт может не подлежать исполнению в том виде, в каком он был написан. Затем Коппола подал апелляцию. [52] передать дело в Апелляционный суд Калифорнии (CCA). В апреле 2000 года CCA отклонила его иск, посчитав, что иски Копполы отклонены, поскольку они были поданы слишком поздно. Суд отметил, что только в 1994 году режиссер задумался о том, чтобы подать в суд на «Контакт» . [51]

NASA[editНАСА

Сцена, где ученые НАСА дают Эрроуэю « таблетку цианида », вызвала некоторые споры во время съемок и после выхода фильма. Джеральд Д. Гриффин , консультант НАСА по фильму, настаивал на том, что НАСА никогда не давало ни одному астронавту таблетку цианида «на всякий случай», и что если бы астронавт действительно хотел покончить жизнь самоубийством в космосе, все, что ему нужно было бы сделать, это отрезать себе подача кислорода. [29] Однако Карл Саган настаивал на том, что НАСА действительно выдавало таблетки с цианидом, и они делали это для каждой миссии, в которой когда-либо участвовал астронавт. Земекис сказал, что из-за двух радикально разных утверждений истина неизвестна, но он оставил сцену с таблеткой самоубийства в фильме, поскольку так она казалась более напряженной, а также соответствовала убеждениям Сагана и видению фильма. [29] Помимо того, что Гриффин был техническим консультантом НАСА по этому проекту, он сыграл эпизодическую роль «Динамики» в Центре управления полетами. Он был техническим консультантом фильма Рона Ховарда 1995 года «Аполлон-13» . Работая в НАСА во время программы «Аполлон» , он, среди прочего, был руководителем полетов этой миссии, а в 1980-х годах был директором Космического центра Джонсона .

SETI [ edit ]

SETI.org опубликовал обзор фильма в 2011 году, в котором представил ряд некоторых важных деталей фильма и их отличий от реальности. [4] Одним из примеров является то, что, несмотря на наличие 27 радиотелескопов, VLA на самом деле меньше и менее чувствительна, чем обсерватория Аресибо, что делает Аресибо лучшим местом для работы SETI, хотя, возможно, и менее фотогеничным местом для съемок, чем VLA . Несмотря на эти небольшие несоответствия, они утверждали, что « Контакт неописуемо точнее описывает SETI, чем любой голливудский фильм в истории».

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ « КОНТАКТ (ПГ)» . Британский совет классификации фильмов . 22 июля 1997 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Бенджамин Светкей (18 июля 1997 г.). «Налаживание контакта» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 19 мая 2007 года . Проверено 27 января 2009 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "Контакт" . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 18 апреля 2009 года . Проверено 27 января 2009 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Контакт (Фильм)» . SETI.org . 22 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 г. Проверено 13 августа 2020 г.
  5. ^ Карл Саган (октябрь 1985 г.). Контакт: Роман . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . п. 432 . ISBN  0-671-43400-4 .
  6. ^ «Энн Друян» . Warner Bros. Архивировано из оригинала 18 октября 2000 года . Проверено 1 февраля 2009 г. Карл и я написали более чем 100-страничную статью в ноябре 1980 года...
  7. ^ «О производстве» . Warner Bros. Архивировано из оригинала 17 мая 2001 года . Проверено 30 января 2009 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Контакт – высокие технологии протягивают руку помощи / Наука о звуковой сцене» . Warner Bros. Архивировано из оригинала 4 марта 2001 года . Проверено 30 января 2009 г.
  9. ^ Уильям Дж. Броуд (29 сентября 1998 г.). «Астрономы возобновили сканирование небес в поисках признаков жизни». Нью-Йорк Таймс .
  10. ^ Хэндлер, Рэйчел (29 июня 2022 г.). « Нет пришельцам, нет космическим кораблям, нет вторжению на Землю». Устная история «Контакта», научно-фантастический фильм, который бросил вызов голливудским нормам и все равно добился успеха» . Стервятник . Проверено 24 июля 2022 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Норман Каган (2003). "Контакт". Кино Роберта Земекиса . Лэнхэм, Мэриленд : Издательство Taylor Trade Publishing. стр. 159–181. ISBN  0-87833-293-6 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джон Эван Фрук (16 декабря 1993 г.). «ВБ делает «Контакт» » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 26 января 2009 г.
  13. ^ Бернар Вайнрауб (6 июля 1997 г.). «Использование большого бюджета, чтобы задавать большие вопросы». Нью-Йорк Таймс .
  14. ^ Майкл Флеминг (10 июля 1997 г.). «Верхувен смотрит на Гудини » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 26 января 2009 г.
  15. ^ Майкл Флеминг (16 декабря 1996 г.). «МакКонахи подписывает контракт с WB» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 26 января 2009 г.
  16. ^ «Создание странных новых миров» . Warner Bros. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 18 апреля 2015 г.
  17. ^ Ричард Бускин. «Налаживание контакта» . FilmSound.org . Архивировано из оригинала 16 марта 2021 года . Проверено 30 января 2009 г.
  18. ^ Ян Прайор (2003). Питер Джексон: от «Принца Сплаттера» до «Властелина колец» . Нью-Йорк: Книги Томаса Данна . п. 206 . ISBN  0-312-32294-1 .
  19. ^ Армейский Арчерд (16 августа 1996 г.). «Два «Титаника» на пути к столкновению» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 26 января 2009 г.
  20. ^ Майкл Мэллори (8 мая 1997 г.). «Невидимые хитрости профессии» . Разнообразие . Проверено 28 января 2009 г.
  21. ^ Тим Диркс. «Вехи в истории кино: величайшие визуальные и специальные эффекты и компьютерные изображения (CGI). Часть 16» . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 19 мая 2021 года . Проверено 29 января 2009 г.
  22. ^ Андертон, Итан (17 января 2017 г.). «Вы, наверное, не заметили, что этот кадр в «Контакте» был сделан с использованием визуальных эффектов» . /Фильм . Архивировано из оригинала 10 января 2018 года . Проверено 9 января 2018 г.
  23. ^ Фейлз, Ян (10 июля 2017 г.). «Знаменитый зеркальный кадр в «Контакте» был чем-то совершенно другим» . Блог VGX . Архивировано из оригинала 10 января 2018 года . Проверено 9 января 2018 г.
  24. ^ «Домашняя страница Стива Берга» . Стив Бург . Архивировано из оригинала 15 декабря 2009 года . Проверено 9 сентября 2009 г.
  25. ^ «Алан Сильвестри, Алан Сильвестри – Контакт: Музыка из кинофильма» . амазонка.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2020 года . Проверено 30 августа 2017 г.
  26. ^ «ДВД Музыка» . сайт soundtrack.net . Архивировано из оригинала 19 мая 2021 года . Проверено 22 марта 2010 г.
  27. ^ «Контакт (Специальное издание) [1997] [DVD]» . Amazon.co.uk . Архивировано из оригинала 17 мая 2020 года . Проверено 30 августа 2017 г.
  28. ^ «Rakuten.co.uk Покупки: DVD – DVD и Blu-ray» . play.com . Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Роберт Земекис , Стив Старки , аудиокомментарии на DVD , 1997, Warner Home Video .
  30. ^ «Бестселлер в мягкой обложке: 27 июля 1997 г.» . Нью-Йорк Таймс . 27 июля 1997 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 года . Проверено 28 января 2009 г.
  31. ^ «Бестселлеры в мягкой обложке: 21 сентября 1997 г.» . Нью-Йорк Таймс . 21 сентября 1997 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 года . Проверено 28 января 2009 г.
  32. ^ Анита М. Буш (3 июля 1997 г.). « Звездная ночь Контакта» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 8 марта 2021 г.
  33. ^ « Контакт» зарабатывает 20,5 миллионов долларов, уступая только «Людям в черном » . Лидер ежедневных новостей . 14 июля 1997 г. с. 2. Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 12 мая 2023 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  34. ^ «Контакт (1997)» . Amazon.com . Архивировано из оригинала 31 августа 2007 года . Проверено 27 января 2009 г.
  35. ^ «Контакт (1997)» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Архивировано из оригинала 14 ноября 2020 года . Проверено 4 августа 2022 г.
  36. ^ «Отзывы о контактах» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 7 марта 2018 года . Проверено 27 февраля 2018 г.
  37. ^ "Дом" . CinemaScore . Проверено 28 февраля 2022 г.
  38. ^ Роджер Эберт (11 июля 1997 г.). "Контакт" . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Проверено 14 августа 2020 г.
  39. ^ «Контакт (1997)» . Архивировано из оригинала 31 октября 2014 года . Проверено 14 августа 2020 г.
  40. ^ Кеннет Туран (11 июля 1997 г.). «Фостер проходит тест на слух» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 20 ноября 2007 года . Проверено 27 января 2009 г.
  41. ^ Джеймс Берардинелли . "Контакт" . ReelViews.net . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 27 января 2009 г.
  42. ^ Мик ЛаСаль (11 июля 1997 г.). «Есть кто-нибудь?» . Хроники Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 20 ноября 2007 года . Проверено 27 января 2009 г.
  43. ^ Рита Кемпли (11 июля 1997 г.). "Контакт" . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 27 января 2009 г.
  44. ^ Кренсон, Мэтт (6 августа 2006 г.). «Спустя 10 лет мало кто верит в жизнь на Марсе» . Ассошиэйтед Пресс (на сайте usatoday.com). Архивировано из оригинала 7 июня 2012 года . Проверено 6 декабря 2009 г.
  45. ^ Маккей, Дэвид С.; и др. (1996). «Поиски прошлой жизни на Марсе: возможная реликтовая биогенная активность марсианского метеорита ALH84001». Наука . 273 (5277): 924–930. Бибкод : 1996Sci...273..924M . дои : 10.1126/science.273.5277.924 . ПМИД   8688069 . S2CID   40690489 .
  46. Настоящий Адольф Гитлер и настоящий Билл Клинтон в контакте. Архивировано 11 октября 2013 года в Wayback Machine (видео из контакта и комментарии) Critical Commons. Проверено: 21 июля 2013 г.
  47. Заметки о возможном открытии жизни на Марсе и обмен информацией с репортерами. Архивировано 5 января 2015 года в Wayback Machine . Уильям Дж. Клинтон в проекте американского президентства, 7 августа 1996 г.
  48. Пресс-конференция президента. Архивировано 5 января 2015 года в Wayback Machine . Уильям Дж. Клинтон в проекте американского президентства, 7 октября 1994 года.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Персонал (15 июля 1997 г.). «Камео-кризис в «Контакте» » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 26 января 2009 г.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Персонал (30 декабря 1996 г.). «Zoetrope подает в суд на «Контакт» » . Разнообразие . Проверено 30 сентября 2022 г.
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джанет Шпринц (13 февраля 2000 г.). «Коппола теряет «Контакт» » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 28 января 2009 г.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пол Карон (17 февраля 1998 г.). «Иск Копполы о «Контакте» отклонен» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 28 января 2009 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Кей Дэвидсон (1999). Карл Саган: Жизнь . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. ISBN  0-471-25286-7 .
  • Тиббетс, Джон К. и Джеймс М. Уэлш, ред. Энциклопедия романов в кино (2-е изд. 2005 г.), стр. 69–72.

Внешние ссылки [ править ]