Jump to content

Аполлон-13 (фильм)

Аполлон-13
Космический корабль «Аполлон-13» пролетает мимо Луны, с боковой стороны которой струится пар, а вдалеке — серп Земли. Надпись «Хьюстон, у нас проблема» появляется прямо над кораблем. Имена главных действующих лиц указаны вверху, а название «Аполлон-13» — справа внизу.
Афиша театрального релиза
Режиссер Рон Ховард
Автор сценария Уильям Бройлс мл.
Эл Рейнерт
На основе
Потерянная Луна
к
Продюсер: Брайан Грейзер
В главных ролях
Кинематография Дин Канди
Под редакцией Дэниел П. Хэнли
Майк Хилл
Музыка Джеймс Хорнер
Производство
компании
Распространено Универсальные картинки
Дата выпуска
  • 30 июня 1995 г. 1995-06-30 ) ( (США)
Время работы
140 минут
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет 52 миллиона долларов [1]
Театральная касса 355,2 миллиона долларов [2]

«Аполлон-13» — американский документальный драматический фильм 1995 года режиссёра Рона Ховарда с Томом Хэнксом , Кевином Бэконом , Биллом Пэкстоном , Гэри Синизом , Эдом Харрисом и Кэтлин Куинлан в главных ролях . Сценарий Уильяма Бройлса-младшего и Эла Рейнерта драматизирует прерванную лунную миссию «Аполлона-13» 1970 года и представляет собой адаптацию книги 1994 года «Потерянная Луна: Опасное путешествие Аполлона-13» астронавтов Джима Ловелла и Джеффри Клюгера .

В фильме рассказывается история астронавтов Ловелла, Джека Свигерта и Фреда Хейза на борту «Аполлона-13» во время пятой американской миссии на Луну с экипажем, которая должна была стать третьей приземлившейся. По пути взрыв на борту лишает их космический корабль большей части запаса кислорода и электроэнергии, что вынуждает посадки диспетчеров НАСА отказаться от на Луну и импровизировать научные и механические решения, чтобы безопасно доставить трех астронавтов на Землю.

Ховард приложил все усилия, чтобы создать технически точный фильм, воспользовавшись помощью НАСА в подготовке астронавтов и диспетчеров полета для своих актеров и получив разрешение снимать сцены на борту самолета с пониженной гравитацией для реалистичного изображения невесомости, которую испытывают астронавты в космосе.

Выпущен в кинотеатры США 30 июня 1995 года. [3] «Аполлон-13» получил признание критиков и был номинирован на девять премий «Оскар» , включая «Лучший фильм» (победа в категориях «Лучший монтаж фильма» и «Лучший звук »). [4] Фильм также получил премию Гильдии киноактеров за выдающуюся роль актеров в кино , а также две премии Британской киноакадемии . В общей сложности за время проката фильм собрал более 355 миллионов долларов по всему миру.С тех пор он считается одним из лучших фильмов всех времен . [5]

США В 2023 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [6]

20 июля 1969 года астронавт Джим Ловелл устраивает вечеринку, на которой гости смотрят по телевидению первые шаги Нила Армстронга по Луне с корабля «Аполлон-11» . Ловелл, который вращался вокруг Луны на «Аполлоне-8» , говорит своей жене Мэрилин, что он вернется на Луну, чтобы прогуляться по ее поверхности.

Три месяца спустя, когда Ловелл проводит VIP-тур по зданию сборки транспортных средств НАСА , его босс Дик Слейтон сообщает ему, что его команда будет летать на «Аполлоне-13» вместо «14», поменявшись рейсами с Алана Шепарда экипажем . Ловелл, Кен Мэттингли и Фред Хейз готовятся к своей миссии. За несколько дней до запуска в апреле 1970 года Мэттингли заболел краснухой , и летный хирург требует его замены на дублера Мэттингли, Джека Свигерта . Ловелл сопротивляется разделению своей команды, но смягчается, когда Слейтон угрожает отправить свою команду на более позднюю миссию. По мере приближения даты запуска Мэрилин снится кошмар о том, что ее муж умирает в космосе, и она говорит Ловеллу, что не поедет в Космический центр Кеннеди , чтобы проводить его на беспрецедентный четвертый запуск. Позже она меняет свое мнение и удивляет его.

В день запуска руководитель полета Джин Кранц в Хьюстоне в Центре управления полетами дает добро на запуск . Когда ракета «Сатурн-5» поднимается через атмосферу, двигатель второй ступени преждевременно отключается, но корабль достигает своей орбиты стоянки на Земле . После того, как третья ступень снова срабатывает, чтобы отправить Аполлон-13 на Луну, Свигерт выполняет маневр, чтобы развернуть командный модуль «Одиссея» , чтобы состыковаться с лунным модулем «Водолей» и оторвать его от отработанной ракеты.

Через три дня после начала миссии по приказу Центра управления полетами Свигерт включает вентиляторы для перемешивания жидкого кислорода . Короткое замыкание приводит к взрыву резервуара, его содержимое выливается в космос и корабль падает. Вскоре обнаруживается, что другой резервуар протекает. Менеджер по расходным материалам Сай Либергот убеждает Кранца, что отключение двух из «Одиссеи » трех топливных элементов дает лучший шанс остановить утечку, но это не работает. Имея только один топливный элемент, правила миссии предписывают отменить высадку на Луну. Ловелл и Хейз включают «Водолей», чтобы использовать его в качестве «спасательной шлюпки», в то время как Свигерт выключает «Одиссею» , чтобы сэкономить заряд батареи для возвращения на Землю. Кранц поручает своей команде вернуть астронавтов домой, заявляя, что « провал невозможен ». Менеджер по расходным материалам Джон Аарон нанимает Мэттингли, чтобы тот помог ему импровизировать процедуру перезапуска Одиссеи для приземления на Землю.

Пока команда наблюдает, как Луна проходит под ними, Ловелл оплакивает свою потерянную мечту пройти по ее поверхности, а затем переключает внимание своей команды на возвращение домой. Поскольку «Водолей» работает на минимальной электроэнергии и нормированном водоснабжении, экипаж страдает от замерзания, а у Хайсе развивается инфекция мочевыводящих путей . Свигерт подозревает, что Центр управления полетами скрывает тот факт, что они обречены; Хайзе сердито винит в аварии неопытность Свигерта; но Ловелл отвергает этот аргумент. Поскольку Водолея газа фильтры углекислого заканчиваются , концентрация газа приближается к опасному уровню. Наземный контроль импровизировал устройство «Руба Голдберга», чтобы заставить фильтрующие картриджи командного модуля работать несовместимые в лунном модуле. Когда навигационные системы « Водолея » отключены, экипаж вручную корректирует курс, управляя лунным модулем и управляя его двигателем.

Мэттингли и Аарон изо всех сил пытаются найти способ включить системы командного модуля, не потребляя слишком много энергии, и, наконец, читают процедуру Свигерту, который перезапускает Одиссею , получая дополнительную мощность от Водолея . Когда экипаж выбрасывает служебный модуль , они удивляются масштабам повреждений, что повышает вероятность того, что абляционный тепловой экран был скомпрометирован. Когда они выпускают Водолея и вновь входят в атмосферу Земли, никто не уверен, что экран Одиссея тепловой цел.

Напряженный период радиомолчания из-за ионизационного отключения длится дольше, чем обычно, но астронавты сообщают, что все в порядке, и мир наблюдает за «Одиссеи» приводнением и празднует их возвращение. Когда вертолеты доставляют команду на борт военного корабля США «Иводзима» , чтобы встретить героя, закадровый голос Ловелла описывает причину взрыва и последующую карьеру Хейзе, Свигерта, Маттингли и Кранца. Он задается вопросом, вернется ли человечество на Луну и когда это произойдет.

Фотография Тома Хэнкса.
Фотография Кевина Бэкона.
Фотография Билла Пэкстона.
Фотография Гэри Синиза.
Фотография Эда Харриса.
(Слева направо) Том Хэнкс (на фото 2016 г.), Кевин Бэкон (2014 г.), Билл Пэкстон (2014 г.), Гэри Синиз (2011 г.) и Эд Харрис (2017 г.)

Экипаж Аполлона-13:

Другие космонавты:

Наземный персонал НАСА:

Гражданские лица:

Камеи:

  • Джим Ловелл появляется в роли капитана спасательного корабля USS Iwo Jima ; Ховард намеревался сделать его адмиралом, но сам Ловелл, выйдя в отставку в звании капитана, предпочел появиться в своем настоящем звании (и в собственной военно-морской форме).
  • Мэрилин Ловелл появляется среди зрителей во время запуска. [10]
  • Джеффри Клюгер появляется как тележурналист. [11]
  • Режиссер фильмов ужасов Роджер Корман , наставник Ховарда, появляется в роли конгрессмена, которого Ловелл проводит VIP-тур по зданию сборки автомобилей , поскольку для Кормана стало чем-то вроде традиции появляться в эпизодических эпизодах в фильмах своих протеже. [12] [11]
  • новостей CBS Ведущий Уолтер Кронкайт появляется в архивных материалах новостей, и его можно услышать в недавно записанных объявлениях, некоторые из которых он отредактировал сам, чтобы они звучали более достоверно. [10]
  • Шерил Ховард (жена Рона Ховарда) и Брайс Даллас Ховард (старшая дочь Рона Ховарда) в роли неуказанных второстепенных исполнителей в сцене, где астронавты машут рукой на прощание своим семьям. [11]

Производство

[ редактировать ]

Разработка

[ редактировать ]

Права на экранизацию книги Джима Ловелла « Потерянная луна» были проданы потенциальным покупателям еще до ее написания. [8] Он заявил, что его первой реакцией было то, что Кевин Костнер был бы хорошим выбором на его роль. [8] [10]

Подготовка к производству

[ редактировать ]

Оригинальный сценарий Уильяма Бройлза-младшего и Эла Рейнерта был написан с учетом Костнера из-за его сходства лицом с Ловеллом. К тому времени, когда Рон Ховард занял должность режиссера, Том Хэнкс выразил заинтересованность в создании фильма по мотивам «Аполлона-13». Когда представитель Хэнкса сообщил ему, что сценарий распространяется, он отправил его ему, и имя Костнера так и не всплыло. в серьезном разговоре. [8] В конечном итоге Хэнкс был выбран на роль Ловелла из-за его знаний об Аполлоне и истории космоса. [13]

Из-за своего интереса к авиации Джон Траволта попросил Ховарда на роль Ловелла, но получил вежливый отказ. [14] Джону Кьюсаку предложили роль Фреда Хейза, но он отказался, и роль досталась Биллу Пэкстону . Брэду Питту предложили роль Джека Свигерта, но он отказался от нее в пользу «Семь» , поэтому роль досталась Кевину Бэкону . [14] [15] Ховард пригласил Гэри Синиза прочитать роль любого из персонажей, и Синиз выбрал Кена Мэттингли. [8]

После того, как Хэнкс был выбран и началось строительство декораций космического корабля, Джон Сэйлз переписал сценарий. Планируя фильм, Ховард решил, что каждый кадр будет оригинальным и кадры миссий использоваться не будут. [16] Интерьеры космического корабля были построены Космическими работами Канзасского космического центра , которые также восстановили командный модуль Аполлона-13. Для съемок были построены два отдельных лунных модуля и два командных модуля. Состоящие из оригинальных материалов «Аполлона», они были построены таким образом, что различные секции были съемными, что позволяло снимать внутри них. Space Works также построила модифицированные командный и лунный модули для съемок внутри Boeing KC-135 самолета пониженной гравитации , а также скафандры, которые носят актеры, которые являются точными копиями тех, которые носили астронавты Аполлона, вплоть до деталей. герметичный. Надев шлемы, актеры охлаждались и дышали воздухом, нагнетаемым в костюмы, как в настоящих костюмах Аполлона. [17]

Центр управления полетами Кристофера К. Крафта-младшего состоял из двух диспетчерских на втором и третьем этажах здания 30 Космического центра Джонсона в Хьюстоне, штат Техас . НАСА предложило использовать диспетчерскую для съемок, но Ховард отказался, решив вместо этого сделать свою собственную копию. [10] [16] Художник-постановщик Майкл Коренблит и декоратор Меридет Босуэлл отвечали за создание декораций «Управление полетами» в Universal Studios. Он был оснащен гигантскими возможностями проекции на задний экран и сложным набором компьютеров с индивидуальной видеотрансляцией на все станции управления полетом. Актеры, играющие диспетчеров полета, могли общаться друг с другом по частной аудиосвязи. [17] Построенная для фильма комната управления полетами находилась на первом этаже. [16] Один сотрудник НАСА, консультант фильма, сказал, что декорации были настолько реалистичными, что он уходил в конце дня и искал лифт, прежде чем вспоминал, что находится не в Центре управления полетами. [10] спасательный корабль USS Iwo Jima Ко времени съемок фильма его родственный корабль «Новый Орлеан ». был списан, поэтому вместо него использовался [16]

Чтобы подготовиться к своим ролям в фильме, Хэнкс, Пакстон и Бэкон посетили американский космический лагерь в Хантсвилле, штат Алабама . Находясь там, астронавты Джим Ловелл и Дэвид Скотт , командир «Аполлона-15» , проводили настоящие тренировочные упражнения с актерами внутри смоделированных командного модуля и лунного модуля . Актеров также познакомили с каждой из 500 кнопок, переключателей и переключателей, используемых для управления космическим кораблем. Затем актеры отправились в Космический центр Джонсона в Хьюстоне, где полетели на KC-135, чтобы имитировать невесомость в космическом пространстве.

Каждый актерский состав провел обширное исследование для проекта, чтобы создать достоверную историю. Технический консультант Скотт [18] был впечатлен их усилиями, заявив, что каждый актер был полон решимости сделать каждую сцену технически правильной, слово в слово. [8]

В Лос-Анджелесе Эд Харрис и все актеры, изображающие авиадиспетчеров, поступили в Школу авиадиспетчеров под руководством Джерри Гриффина , директора полётов Аполлона-13, и авиадиспетчера Джерри Бостика. Актеры изучили аудиозаписи миссии, просмотрели сотни страниц стенограмм НАСА и посетили ускоренный курс по физике . [16] [17]

Как сообщается, Пит Конрад выразил заинтересованность в появлении в фильме. [10]

Для актеров возможность снимать в условиях невесомости, а не находиться в невероятно болезненных и неудобных ремнях для съемок со спецэффектами, была главной разницей между тем, что могло бы быть ужасным опытом кинопроизводства, и совершенно великолепным опытом, которым он был на самом деле.

—Том Хэнкс [17]

Рон Ховард (справа) с Томом Хэнксом (слева) и съемочной группой во время съемок в KSC в декабре 1994 года.

Основные съемки Аполлона -13 начались в августе 1994 года. [19] Ховард предвидел трудности с изображением невесомости реалистичным . Он обсудил это со Стивеном Спилбергом , который предложил снимать на борту самолета KC-135, который можно летать таким образом, чтобы создать около 23 секунд невесомости — метод, который НАСА всегда использовало для подготовки своих астронавтов к космическим полетам. Ховард получил разрешение и помощь НАСА. [20] получить три часа 54 минуты съемочного времени в 612 маневрах в невесомости. [16] [17] Съемки в такой обстановке позволили сэкономить время и средства, поскольку воссоздание сцены и компьютерная графика были бы дорогими. [21] Последние три недели съемок прошли на площадках Universal Studios Lot в Юниверсал-Сити, Калифорния , где были построены две копии командного модуля и лунного модуля в натуральную величину для одновременной съемки на разных звуковых сценах. [22] Установки воздушного охлаждения снизили температуру внутри каждой звуковой сцены примерно до 38 ° F (3 ° C), чтобы имитировать условия, необходимые для конденсации и видимости дыхания актеров внутри космического корабля. [17] Съемки завершились 25 февраля 1995 года. Последней сценой, которую нужно было снять, была сцена приводнения в конце фильма, которая была снята на большом искусственном озере на территории Юниверсал. [23]

Безопасность

[ редактировать ]

Хотя съемки в 25-секундном эпизоде ​​невесомости были «напряженными и неистовыми», актеры и съемочная группа пострадали только от шишек и синяков, а большинство травм произошло, когда они наткнулись на предметы без мягкой подкладки. Актеры и съемочная группа «Аполлона-13» описывают переживание невесомости как «рвотную комету» и « поездку на американских горках », но укачивание поразило лишь нескольких участников. [21]

Во время съемок низкотемпературных сцен на сценах «Юниверсал» на стенах сцен были вывешены таблички, объясняющие симптомы обморожения, а съемочная группа работала в парках. [22]

Постпродакшн

[ редактировать ]

Супервайзером визуальных эффектов был Роберт Легато .Чтобы избежать неловких видимых переходов к стандартным новостным кадрам в фильме с живыми актерами, он решил создать Сатурна-5 запуска сцену , используя миниатюрные модели и сшивку цифровых изображений для создания панорамного фона. [24] По просьбе Говарда «снять так, как Мартин Скорсезе это снял бы », Легато изучил сцены игры в бильярд Скорсезе из «Цвета денег » и скопировал его технику создания чувства ритма, повторяя два-три кадра между каждым кадром (достаточно ровно). быть незаметным) для последовательности зажигания двигателя. Легато говорит, что эта сцена вдохновила Джеймса Хорнера на создание саундтрека к релизу. [24] Снимок летящего транспортного средства с большого расстояния был снят с использованием модели Revell стоимостью 25 долларов США в масштабе 1:144 , при этом камера реалистично тряслась, затем он был оцифрован и повторно снят на мониторе с высоким разрешением через черный фильтр, слегка переэкспонированный. чтобы оно не «похоже на видеоигру». [24]

Выхлоп двигателей ориентации был создан с помощью компьютерных изображений (CGI). Была также предпринята попытка показать выброс мочи астронавта в космос, но разрешение было недостаточно высоким, чтобы выглядеть правильно, поэтому вместо этого были сфотографированы капли, распыляемые из бутылки Evian . [24]

Продюсеры хотели использовать компьютерную графику для визуализации приводнения, но Легато категорически настаивал, что это будет выглядеть нереалистично. Использовались настоящие парашюты с опорной капсулой, выброшенной из вертолета. [24]

Во время съемок в невесомости все диалоги были невозможны из-за громкости самолета. Для этого Хэнксу, Бэкону и Пакстону пришлось присутствовать на сеансах ADR , где они дублировали все строки для сцен невесомости. [25]

Саундтрек

[ редактировать ]

Партитура к «Аполлону-13» была написана и проведена Джеймсом Хорнером . Саундтрек и включает семь музыкальных композиций, восемь старинных песен , был выпущен в 1995 году на лейбле MCA Records использованных в фильме, и семь треков с диалогами актеров общей продолжительностью почти семьдесят восемь минут. В музыке также присутствуют соло вокалистки Энни Леннокс и Тима Моррисона на трубе. Музыка имела успех у критиков и принесла Хорнеру номинацию на премию Оскар за лучший оригинальный саундтрек .

Выпускать

[ редактировать ]

Театральный

[ редактировать ]

Аполлон-13 был выпущен 30 июня 1995 года в Северной Америке. [26] и 22 сентября 1995 г. в Великобритании . [27]

В сентябре 2002 года фильм был переиздан в формате IMAX . Это был первый фильм, прошедший цифровой ремастеринг с использованием технологии IMAX DMR . [28]

Домашние СМИ

[ редактировать ]

«Аполлон-13» был выпущен на видеокассете VHS 21 ноября 1995 года и на LaserDisc на следующей неделе. [29] 9 сентября 1997 года фильм дебютировал на THX . широкоэкранном видеокассете, сертифицированном [30]

посвященный 10-летию В 2005 году был выпущен DVD, фильма; он включал как оригинальную театральную версию, так и версию IMAX , а также несколько дополнений. [31] Версия IMAX имеет соотношение сторон 1,66:1 . [32]

В 2006 году «Аполлон-13» был выпущен на HD DVD , а 13 апреля 2010 года он был выпущен на Blu-ray как издание, посвященное 15-летию, посвященному 40-летию катастрофы «Аполлона-13». [31] Фильм был выпущен на 4K UHD Blu-ray 17 октября 2017 года. [33]

Театральная касса

[ редактировать ]

«Аполлон-13» заработал 25 353 380 долларов в 2347 кинотеатрах за первые выходные, что составило 14,7% от общего дохода в США. [2] После открытия он занял первое место по кассовым сборам, обойдя «Покахонтас» . Кроме того, он превзошел «Форрест Гамп» по показателю самого большого выходного дня для фильма Тома Хэнкса . За пять дней «Аполлон-13» заработал 38,5 миллионов долларов, став вторым по величине пятидневным открытием за всю историю после «Терминатора 2: Судный день» . [34] Фильм заработал 154 миллиона долларов от продажи билетов, превзойдя предыдущий рекорд, установленный совокупным в День Благодарения 1992 года показом фильмов «Аладдин» , «Телохранитель» и «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке» . [35] Он продолжал оставаться на первом месте в течение четырех недель, пока его не свергнул Waterworld . [36] Заработав 355 237 933 долларов, «Аполлон-13» стал третьим по прибылям фильмом 1995 года после «Крепкого орешка с местью» и «Истории игрушек» . [37]

«Аполлона-13» Кассовые сборы
Источник Валовая ( долл. США ) % Общий Рейтинг за все время (без корректировок)
Северная Америка $173,837,933 [2] 48.9% 229 [2]
Иностранный $181,400,000 [2] 51.1% Н/Д
По всему миру $355,237,933 [2] 100.0% 282 [2]

Критический ответ

[ редактировать ]

На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes 96% из 97 рецензий критиков положительные, со средней оценкой 8,2/10. По мнению веб-сайта, «В воссоздании проблемной космической миссии «Аполлон-13» ничего не стоит: это мастерски рассказанная драма режиссера Рона Ховарда, подкрепленная ансамблем солидных актеров». [38] Metacritic , использующий средневзвешенное значение , присвоил фильму оценку 77 из 100 на основе 22 критиков, что указывает на «в целом положительные» отзывы. [39] Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму среднюю оценку «А» по ​​шкале от A+ до F. [40]

Роджер Эберт из Chicago Sun-Times похвалил фильм в своей рецензии, сказав: «Это мощная история, один из лучших фильмов года, рассказанный с большой ясностью и замечательными техническими деталями и сыгранный без напыщенной театральности». [41] Ричард Корлисс из Time высоко оценил фильм, сказав: «От взлета до приводнения Аполлон-13 демонстрирует чертовски крутой полет». [42] Эдвард Гутманн из San Francisco Chronicle дал неоднозначную оценку и написал: «Мне просто хотелось бы, чтобы «Аполлон-13» лучше работал как фильм, и чтобы порог Говарда в отношении кукурузы, каши и мерцающих настроений не был чертовски широким». [43] Питер Трэверс из Rolling Stone похвалил фильм и написал: «Ховард отказывается от манипуляций, чтобы рассказать правдивую историю почти фатальной миссии Аполлона-13 1970 года в кропотливых и ярких деталях. Это, безусловно, лучший фильм Ховарда». [44]

Джанет Маслин включила этот фильм в список « Выбор критиков Нью-Йорк Таймс », назвав его «абсолютно захватывающим» фильмом, который «разворачивается с совершенной непосредственностью, вовлекая зрителей в напряженное ожидание завораживающей реальной истории». По словам Маслина, «как и «Викторина» , «Аполлон-13» прекрасно напоминает недавнюю историю, что находит большой отклик и сегодня. Умело ностальгический по своему визуальному стилю ( костюмы Риты Райак особенно хороши), он отсылает к кинопроизводству без фальшивого героизма и к сильный дух общности, охвативший астронавтов и их семьи. Удивительно, но этому фильму удается казаться удивительно честным, но при этом соответствовать трехактному драматическому формату стандартного голливудского хита. Это, безусловно, лучшее, что есть у мистера Ховарда. сделано (а «Далеко-далеко» было из другого рода)». [45]

Академический критик Рэймонд Малевиц сосредотачивает внимание на аспектах системы фильтрации «почтовых ящиков», сделанных своими руками, чтобы проиллюстрировать появление маловероятного героя в американской культуре конца 20-го века — «творческого, импровизационного, но сдержанного мыслителя, который заменяет старых блудных героев-ковбоев». американской мифологии и дает стране лучший, более скромный пример подходящего «мужа». [46]

Мэрилин Ловелл похвалила ее изображение Куинланом, заявив, что она чувствовала, что чувствует, через что проходит персонаж Куинлана, и помнит, что она чувствовала в своем уме. [8]

Год Премия Категория Получатель Результат Ссылка.
1996 Награды Академии Лучший фильм Брайан Грейзер номинирован [4]
Лучший актер второго плана Эд Харрис номинирован
Лучшая женская роль второго плана Кэтлин Куинлан номинирован
Лучший сценарий на основе ранее созданного или опубликованного материала Уильям Бройлс-младший и Эл Рейнерт номинирован
Лучшее художественное направление Художественное направление: Майкл Коренблит ; Украшение набора: Меридет Босуэлл номинирован
Лучший монтаж фильма Майк Хилл и Дэниел Хэнли Выиграл
Лучший оригинальный драматический саундтрек Джеймс Хорнер номинирован
Лучший звук Рик Диор , Стив Педерсон , Скотт Миллан и Дэвид Макмиллан Выиграл
Лучшие визуальные эффекты Роберт Легато , Майкл Канфер , Лесли Эккер и Мэтт Суини номинирован
Редакторы американского кино (Эдди) Лучший смонтированный художественный фильм Майк Хилл , Дэниэл П. Хэнли номинирован
Американское общество кинематографистов Выдающиеся достижения в области кинематографии в театральных выпусках Дин Канди номинирован
Кинопремии BAFTA Лучший художник-постановщик Майкл Коренблит Выиграл
Выдающиеся достижения в области специальных визуальных эффектов Роберт Легато, Майкл Канфер, Мэтт Суини, Лесли Эккер Выиграл
Лучшая операторская работа Дин Канди номинирован
Лучший монтаж Майк Хилл, Дэниэл Хэнли номинирован
Лучший звук Дэвид МакМиллан, Рик Диор, Скотт Миллан, Стив Педерсон номинирован
Американское кастинговое общество (Артиос) Лучший кастинг для художественного фильма, драмы Джейн Дженкинс , Джанет Хиршенсон номинирован
Награды Чикагской ассоциации кинокритиков Лучшая операторская работа Дин Канди номинирован
Лучший режиссер Рон Ховард номинирован
Лучший фильм Аполлон-13 Выиграл
Лучший оригинальный саундтрек Джеймс Хорнер номинирован
Лучший актер второго плана Эд Харрис номинирован
Лучшая актриса второго плана Кэтлин Куинлан номинирован
Награды Гильдии режиссеров Америки Выдающиеся режиссерские достижения в кино Рон Ховард, Карл Клиффорд, Олдрик Ла'Оли Портер, Джейн Пол Выиграл
Золотой глобус Лучший актер второго плана – кинофильм Эд Харрис номинирован
Лучшая женская роль второго плана – кинофильм Кэтлин Куинлан номинирован
Лучший режиссер – кинофильм Рон Ховард номинирован
Лучший фильм – драма Аполлон-13 номинирован
Кинофестиваль в Хартленде Премия студии «Хрустальное сердце» Джеффри Клюгер Выиграл
Награды Хьюго Лучшее драматическое представление Аполлон-13 номинирован
Кинопремии MTV Лучшее мужское выступление Том Хэнкс в роли Джима Ловелла номинирован
Лучший фильм Аполлон-13 номинирован
Награды ПГА Премия «Кинопродюсер года» Брайан Грейзер, Тодд Хэллоуэлл Выиграл
Награды Сатурна Лучший боевик/приключенческий фильм/триллер Аполлон-13 номинирован
Награды Гильдии киноактеров Выдающаяся роль мужского актера второго плана Эд Харрис Выиграл [47]
Выдающееся исполнение актеров в кинофильме Кевин Бэкон , Том Хэнкс , Эд Харрис , Билл Пэкстон , Кэтлин Куинлан и Гэри Синиз Выиграл
Премия Дугласа С. Морроу за работу с общественностью Космического фонда Лучший семейный полнометражный фильм – драма Аполлон-13 Выиграл [48]
Награды Гильдии писателей Америки Лучший сценарий, адаптированный с другого носителя Уильям Бройлс мл., Эл Рейнерт номинирован
Награды молодых артистов Лучший семейный полнометражный фильм – драма Аполлон-13 номинирован
2005 Американский институт кино 100 лет AFI... 100 цитат из фильмов «Хьюстон, у нас проблема». (#50) Выиграл [49]
2006 Американский институт кино 100 лет AFI... 100 поздравлений Аполлон-13 (#12) Выиграл

Техническая и историческая точность

[ редактировать ]
Реквизит командного модуля Аполлона-13 из фильма.

В фильме Ловелл рассказывает жене, что ему дали командовать «Аполлоном-13» вместо «14», потому что у первоначального командира Алана Шепарда «снова обострилась ушная инфекция»; на самом деле у Шепарда не было «ушной инфекции»; он был отстранен от занятий с 1963 года из-за болезни Меньера . Четыре года спустя это было исправлено хирургическим путем, и в мае 1969 года его вернули в летное дежурство; Руководство Центра пилотируемых космических кораблей посчитало, что ему нужно больше времени на подготовку к лунной миссии. [50]

В фильме показано, как ракету-носитель «Сатурн-5» вывозят на стартовую площадку за два дня до запуска. Реально ракета-носитель была вывезена на Мобильную пусковую установку с помощью гусеничного транспортера за два месяца до даты запуска. [51]

В фильме показано, как экипаж вскоре услышал взрыв после того, как Свигерт выполнил указания центра управления полетами и размешал кислородные и водородные баллоны. На самом деле экипаж услышал взрыв спустя 95 секунд. [52]

В фильме Сай Либергот предполагает, что утечка кислорода произошла в одном или двух топливных элементах «Одиссея » , и приказ отключить их был передан экипажу, что привело к отмене миссии по высадке на Луну. На самом деле Центр управления полетами не отдавал приказа о выключении; Хейз обнаружил, что клетки уже мертвы из-за голодания из-за повреждения кислородной системы. [53]

В фильме изображены Свигерт и Хайзе, спорящие о том, кто виноват. В шоу «Настоящая история: Аполлон-13» , транслируемом на Смитсоновском канале, Хейзе заявляет, что такого спора не было и что никто не мог предвидеть, что перемешивание резервуара вызовет проблемы. [54] Точно так же в программе BBC « 13 минут до Луны » пилот резервного лунного модуля, участвовавший в миссии Чарльз Дьюк, говорит, что в фильме Свигерт изображен неподготовленным к полету, но это неправда, и что Свигерт был очень знаком с модулем, поскольку он также долгое время работал над ним. по его разработке. [55]

Диалог наземного управления и астронавтов был практически дословно взят из стенограмм и записей, за исключением одного из слоганов фильма: « Хьюстон, у нас проблема ». (Эта цитата заняла 50-е место в списке « 100 лет AFI... 100 цитат из фильмов ».) Согласно аудиозаписи разговора «воздух-земля», фактические слова, произнесенные Свигертом, были: «Хорошо, Хьюстон, мы здесь была проблема». Наземный контроль ответил: «Это Хьюстон. Повторите, пожалуйста». Затем Джим Ловелл повторил: «Хьюстон, у нас проблема». [56]

Еще один неправильный диалог происходит после отключения электроэнергии при повторном входе. В фильме Том Хэнкс (в роли Ловелла) говорит: «Привет, Хьюстон… это Одиссея … рад снова тебя видеть». При фактическом входе в атмосферу передача командного модуля была наконец принята спасательным вертолетом Sikorsky SH-3D Sea King , который затем передал сообщение в Центр управления полетами. Астронавт CAPCOM Джо Кервин (а не Мэттингли, который выступает в роли CAPCOM в этой сцене фильма) затем позвонил на космический корабль «Одиссея, Хьюстон наготове. Кончено». Свигерт, а не Ловелл, ответил: «Хорошо, Джо», и, в отличие от фильма, это было задолго до раскрытия парашютов; празднования, изображенные в Центре управления полетами, были вызваны визуальным подтверждением их развертывания. [57]

Слоган «Неудача – это не выход», заявленный в фильме Джином Кранцем, также стал очень популярным, но не был взят из исторических стенограмм. Следующая история рассказывает о происхождении этой фразы из электронного письма офицера по динамике полета Аполлона-13 Джерри Бостика:

Что касается выражения «Неудача – это не выход», то вы правы, Кранц никогда не использовал этот термин. Готовясь к фильму, сценаристы Эл Рейнарт и Билл Бройлз приехали в Клир-Лейк, чтобы взять у меня интервью на тему «Какие на самом деле люди в Центре управления полетами?» Один из их вопросов был: «Разве не были времена, когда все или, по крайней мере, несколько человек просто паниковали?» Мой ответ был: «Нет, когда случались плохие вещи, мы просто спокойно рассматривали все варианты, и неудача не была одним из них. Мы никогда не паниковали и никогда не отказывались от поиска решения». Я сразу почувствовал, что Билл Бройлс хочет уйти, и предположил, что интервью ему наскучило. Лишь несколько месяцев спустя я узнал, что, когда они сели в машину, чтобы уехать, он начал кричать: «Вот и все! Это слоган всего фильма: «Неудача — это не выход». Теперь нам просто нужно выяснить, кому сказать слово. это." Конечно, они отдали это персонажу Кранцу, а остальное уже история. [58]

В фильме руководитель полета Джин Кранц и его Белая команда изображены управляющими всеми важными частями полета, от взлета до приземления. Следовательно, фактическая роль других руководителей полетов и команд, особенно Глинна Ланни и его Черной команды, была проигнорирована. Фактически, именно руководитель полета Ланни и его Черная команда провели «Аполлон-13» через самый критический период в часы сразу после взрыва, включая коррекцию на середине курса, которая отправила «Аполлон-13» на траекторию «свободного возвращения» вокруг Луны и обратно на Землю. Астронавт Кен Маттингли, которого в последнюю минуту на посту пилота командного модуля Аполлона-13 сменил Свигерт, позже сказал:

Если и существовал герой, то Глинн Ланни сам по себе был героем, потому что, когда он входил в комнату, я вам гарантирую, никто не знал, что, черт возьми, происходит. Глинн вошел, взял на себя этот беспорядок и просто успокоил ситуацию. За всю свою карьеру я никогда не видел такого выдающегося примера лидерства. Абсолютно великолепно. Ни один генерал или адмирал военного времени не мог быть более величественным, чем Глинн в ту ночь. Он и только он собрал всех напуганных людей вместе. И вы должны помнить, что авиадиспетчерами в те дни были дети лет тридцати. Они были хороши, но очень немногие из них когда-либо сталкивались с таким выбором в жизни, и они к этому не привыкли. Внезапно их уверенность пошатнулась. Они столкнулись с вещами, которых не понимали, и Глинн вошел туда и взял на себя ответственность. [59]

Комментарий на DVD , записанный Джимом и Мэрилин Ловелл и включенный в Signature Laserdisc, а затем включенный в обе версии DVD. [31] упоминает несколько неточностей, включенных в фильм, сделанных по художественным соображениям :

Мы все это время работали и наблюдали за управлением. Поскольку мы зашли неглубоко, нам потребовалось больше времени, чтобы пройти через атмосферу, где была ионизация. Другое дело, что мы просто медленно отвечали.

— Джим Ловелл о настоящей причине задержки ответа после четырехминутного входа Аполлона-13 в атмосферу Земли. [60]

  • В фильме Мэттингли играет ключевую роль в решении проблемы энергопотребления, с которой столкнулся Аполлон-13 при приближении к входу в атмосферу. Ловелл отмечает в своем комментарии, что на самом деле это была команда нескольких астронавтов и инженеров, включая Чарльза Дьюка (чья краснуха привела к тому, что Мэттингли посадили на землю), и все они работали над решением этой проблемы. [10]
  • Когда Свигерт готовится к стыковке с LM, обеспокоенный техник НАСА говорит: «Если Свигерт не сможет состыковать эту штуку, у нас нет миссии». Ловелл и Хейз, похоже, тоже обеспокоены. В своем комментарии к DVD настоящий Джим Ловелл говорит, что если бы Суайгерт не смог состыковаться с LM, он или Хайзе могли бы это сделать. Он также говорит, что Суайгерт был хорошо обученным пилотом командного модуля, и никто особо не беспокоился о том, справится ли он с этой работой. [60] но он признал, что это стало хорошим сюжетом для фильма. Что действительно беспокоило астронавтов, говорит Ловелл, так это ожидаемая встреча лунного модуля и командного модуля после того, как Ловелл и Хейз покинули поверхность Луны. [10]
  • Сцена, происходящая в ночь перед запуском и показывающая, как члены семей астронавтов прощаются, будучи разделены дорогой, чтобы уменьшить вероятность передачи заболевания в последнюю минуту, отражает традицию, которая возникла только после запуска программы «Спейс Шаттл» . [10]
  • В фильме изображена Мэрилин Ловелл, случайно уронившая обручальное кольцо в слив душа. По словам Джима Ловелла, это действительно произошло: [60] но сливной сифон зацепил кольцо, и его жена смогла его забрать. [10] Ловелл также подтвердил, что сцена, в которой его жене приснился кошмар о том, что его «засосало через открытую дверь космического корабля в открытый космос», также имела место, хотя он считает, что кошмар был вызван тем, что она увидела сцену в фильме «Оставленные » 1969 года. фильм, который они посмотрели за три месяца до запуска «Аполлона-13». [60]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бакленд, Кэрол (30 июня 1995 г.). «Новости шоу-бизнеса CNN: Аполлон-13» . CNN . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 9 апреля 2009 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Аполлон-13 (1995)» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 9 апреля 2009 г.
  3. ^ «Аполлон-13» . Касса Моджо . 30 июня 1995 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Премия Американской киноакадемии, США: 1996» . Академия кинематографических искусств и наук . Архивировано из оригинала 23 июля 2008 года . Проверено 8 апреля 2009 г.
  5. ^ Николс, Питер М. (21 февраля 2004 г.). Путеводитель New York Times по 1000 лучшим фильмам, когда-либо созданным . Макмиллан. ISBN  978-0-312-32611-1 .
  6. ^ Саперштейн, Пэт (13 декабря 2023 г.). « Один дома», «Терминатор 2», «12 лет рабства» среди 25 фильмов, попавших в Национальный реестр фильмов» . Разнообразие . Проверено 13 декабря 2023 г.
  7. ^ Эберт, Роджер (30 июня 1995 г.). «Американский Дерринг-До воскрес» . Рекорд . Хакенсак, Нью-Джерси. п. 43. Архивировано из оригинала 30 июня 2021 года . Проверено 27 сентября 2021 г. - через Newspapers.com .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Потерянная Луна: Триумф Аполлона-13» . Архивировано из оригинала 19 января 2012 года . Проверено 1 января 2012 г.
  9. Персонаж в фильме представляет собой смесь офицера протокола Боба МакМюррея, который передал запрос о разрешении на возведение телебашни Мэрилин Ловелл, и неназванного сотрудника OPA, который сделал запрос по телефону, которому она лично отказала в нем, поскольку Куинлан поступил с «Генри» в фильме. «Генри» также выполняет другие функции OPA, например, проводит пресс-конференцию. Клюгер, Джеффри ; Ловелл, Джим (июль 1995 г.). Затерянная Луна: Опасное путешествие Аполлона-13 (Печатное издание First Pocket Books). Нью-Йорк: Карманные книги . стр. 118, 209–210, 387 . ISBN  0-671-53464-5 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Аполлон-13: Юбилейное издание на двух дисках (Диск 1), Особенности: Комментарий Джима и Мэрилин Ловелл (DVD). Юниверсал Студиос . 19 апреля 2005 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аполлон-13: Юбилейное издание на двух дисках (Диск 1), Особенности: Комментарий Рона Ховарда (DVD). Юниверсал Студиос . 19 апреля 2005 г.
  12. ^ «Репертуар ужасов: фильмы Роджера Кормана» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 1 января 2012 г.
  13. ^ Джонсон, Мэри; Нефф, Ренфре; Меркурио, Джим; Голдсмит, Дэвид Ф. (15 апреля 2016 г.). «Джон Сэйлс о написании сценариев» . Креативное сценарное мастерство . Архивировано из оригинала 13 апреля 2019 года . Проверено 2 октября 2017 г.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бесплатно, Эрин (9 июля 2016 г.). «Завершение кастинга: Джон Траволта, Брэд Питт и Джон Кьюсак в фильме «Аполлон-13» (1995)» .
  15. ^ «Утренний звонок» . Утренний звонок . Проверено 18 декабря 2022 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Аполлон-13: Юбилейное издание на двух дисках (Диск 1), Производственные примечания (DVD). Юниверсал Студиос . 19 марта 2005 г.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Производственные заметки (пресс-релиз)» (PDF) . ИМАКС . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2011 года . Проверено 9 апреля 2009 г.
  18. ^ Николс, Питер М. (6 сентября 1998 г.). «Телевидение; с Земли на Луну и обратно, чтобы больше поклонов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 августа 2019 года . Проверено 3 августа 2019 г.
  19. ^ «Джим Ловелл открывает книгу о том, как почти затерялся в космосе» . Чикаго Трибьюн . 11 сентября 1994 года.
  20. ^ «Рон Ховард снова невесомый после победы Аполлона-13 в DGA» . Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Производственные примечания к коллекционному изданию «Аполлон-13»
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нилсон, Арчер (22 июня 2016 г.). «Примечания к фильму: АПОЛЛОН 13» . Библиотека Йельского университета . Проверено 21 ноября 2023 г.
  23. ^ Эллер, Клаудия (26 февраля 1995 г.). «ФИЛЬМЫ: Стрельба по Луне: герой Америки Том Хэнкс приземляется ради своего старого друга, режиссера Рона Ховарда в «Аполлоне-13», истории о почти фатальной неудачной лунной экспедиции 1970 года» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 21 ноября 2023 г.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Фейлз, Ян (30 июня 2020 г.). «Эффекты «Аполлона-13», о которых вы, возможно, не знали» . До и После .
  25. ^ Гейдельбергер, Дэвид (15 декабря 2018 г.). Звукосведение на телевидении и в кино . Google Книги: Cavendish Square Publishing LLC. стр. 21–23. ISBN  9781502641571 . Проверено 21 ноября 2023 г.
  26. ^ Уорнер, Фара (23 июня 1995 г.). «Какие фильмы заставят вас купить» . Курьерские новости . Уолл Стрит Джорнал . п. 12. Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
  27. ^ «Ботаник-суперзвезда» . Вечерний стандарт . 14 сентября 1995 г. с. 41. Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г. «Аполлон-13» откроется 22 сентября.
  28. ^ «История IMAX» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2011 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
  29. ^ « Аполлон-13» взлетает во вселенную видеомагнитофонов» . Newsday (издание Нассау) . 24 ноября 1995 г. с. 131. Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Получено 7 апреля 2022 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  30. ^ Маккей, Джон (6 сентября 1997 г.). «Больше видеороликов представляют фильмы в оригинальном широкоэкранном формате» . Канадская пресса . Брантфорд Экспозитор . п. 36. Архивировано из оригинала 11 марта 2023 года . Проверено 11 марта 2023 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Релиз Аполлона-13 на Blu-Ray» . Юниверсал Студиос . 28 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 29 сентября 2011 г.
  32. ^ Аполлон-13 (DVD — 2005) . Публичная библиотека Летбриджа . 1995. ISBN  9780783225739 . Архивировано из оригинала 31 января 2012 года . Проверено 30 декабря 2011 г.
  33. ^ «Обзор Apollo 13 — 4K Ultra HD Blu-ray Ultra HD | Дайджест высокого разрешения» . ultrahd.highdefdigest.com . Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
  34. ^ «Аполлон-13» приземляется первым» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 4 июля 1995 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2022 года . Проверено 8 марта 2022 г.
  35. ^ «Небо - предел кассовых сборов: Фильмы: Общая сумма поступлений в размере около 154 миллионов долларов устанавливает пятидневный рекорд. «Аполлон-13» лидирует с 38,5 миллионами долларов» . Лос-Анджелес Таймс . 6 июля 1995 г.
  36. ^ « «Водный мир» занял первое место: Фильмы: Производство стоимостью 175 миллионов долларов за первые выходные собрало 21,6 миллиона долларов. Но если он не увеличит свою привлекательность, он, вероятно, принесет около половины своей стоимости» . Лос-Анджелес Таймс . 31 июля 1995 г.
  37. ^ «Взгляд на 1995 год в истории кино» . 25 ноября 2020 г.
  38. ^ «Аполлон-13» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 14 апреля 2023 г.
  39. ^ «Обзоры Аполлона-13» . Метакритик . Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года . Проверено 25 сентября 2011 г.
  40. ^ «Синемаскор» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
  41. ^ «Аполлон-13: Роджер Эберт» . Чикаго Сан-Таймс . 30 июня 1995 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
  42. ^ Корлисс, Ричард (3 июля 1995 г.). «Аполлон-13: Обзор» . Время . Архивировано из оригинала 8 октября 2010 года . Проверено 11 апреля 2009 г.
  43. ^ Гутманн, Эдвард (30 июня 1995 г.). «Обзор Аполлона-13: история героическая, но он просто не летает» . Хроники Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года . Проверено 11 апреля 2009 г.
  44. ^ «Обзор Аполлона-13: Rolling Stone» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 2 июля 2009 года . Проверено 11 апреля 2009 г.
  45. ^ Маслин, Джанет (30 июня 1995 г.). « Аполлон-13 : фильм к четвертому июля» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
  46. ^ Малевиц, Раймонд (5 сентября 2014 г.). «Начинаем упорствовать в теории вещей» . Стэнфорд, УП. Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 года . Проверено 30 сентября 2014 г.
  47. ^ Коллинз, Скотт (26 февраля 1996 г.). «Кейдж и Сарандон получили награду за лучшую экранную актрису» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 6 июня 2022 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
  48. ^ «Награды симпозиума» . Национальный космический симпозиум. Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 года . Проверено 26 апреля 2009 г.
  49. ^ «100 лет AFI… 100 цитат» (PDF) . АФИ . Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2009 г. Проверено 13 апреля 2009 г.
  50. ^ Слейтон, Дональд К. «Дик» ; Кассатт, Майкл (1994). Дик! Пилотируемый космос США: от Меркурия до шаттла (1-е изд.). Нью-Йорк: Фордж . п. 236. ИСБН  978-0-312-85503-1 .
  51. ^ Бильштейн, Роджер Э. (январь 1996 г.). Роджер Э. Бильштейн, Этапы пути к Сатурну , Управление истории НАСА, 1996 . Издательство ДИАНА. ISBN  9780160489099 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 31 июля 2020 г.
  52. Хронология Аполлона-13. Архивировано 26 декабря 2017 г., в Wayback Machine , Аполлон в числах: статистический справочник , Серия историй НАСА, Управление политики и планов, Ричард В. Орлофф, сентябрь 2004 г. См. «Вентиляторы кислородного баллона № 2». Электрическое нарушение системы стабилизации выявило переходный процесс в 055:53:20».
  53. ^ Ловелл, Джеймс А. (28 июля 1975 г.). «3.1 «Хьюстон, у нас проблема» ». В Кортрайт, Эдгар М. (ред.). Экспедиции Аполлона на Луну . НАСА.
  54. Реальная история: Аполлон-13. Архивировано 15 мая 2015 г. в Wayback Machine , сезон 4, эпизод 3, 2012 г. См. Этот раздел, начиная с 15:18.
  55. ^ «13 минут до Луны 2 Эп.07 Воскрешение (часть в 14:00 — 15:00)» . Би-би-си . Проверено 1 мая 2023 г.
  56. ^ «Техническая расшифровка передачи голоса «воздух-земля» Аполлона-13» . НАСА.gov . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Апрель 1970 года . Проверено 2 июля 2022 г.
  57. ^ «Стенограмма входа в атмосферу Аполлона-13 на Spacelog» . 17 апреля 1970 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2013 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
  58. ^ «Происхождение цитаты из «Аполлона-13»: «Неудача – это не выход » . SPACEACTS.COM. Архивировано из оригинала 23 января 2010 года . Проверено 4 апреля 2010 г.
  59. ^ Кен Мэттингли, цитируется в Go, Flight! Невоспетые герои управления полетами, 1965–1992 гг ., Рик Хьюстон и Милт Хефлин, 2015 г., University of Nebraska Press, стр. 221
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Уильям, Лена (19 июля 1995 г.). «В космосе нет места страху» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 30 сентября 2011 г.

Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb45682402512946931e40bed441f13d__1721275380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/3d/fb45682402512946931e40bed441f13d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apollo 13 (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)