Jump to content

Пятый элемент

Пятый элемент
Театральный постер к фильму «Пятый элемент»
Афиша театрального релиза
Французский Пятый элемент
Режиссер Люк Бессон
Автор сценария
Рассказ Люк Бессон
Продюсер: Патрис Леду
В главных ролях
Кинематография Тьерри Арбогаст
Под редакцией Сильви Ландра
Музыка Эрик Серра
Производство
компания
Распространено Гомон Буэна Виста Интернэшнл [1]
Дата выпуска
  • 7 мая 1997 г. 1997-05-07 ) ( (Франция)
Время работы
126 минут [2]
Страна Франция
Язык Английский
Бюджет 90 миллионов долларов [3] [4] [5] [6] [а]
Театральная касса 263,9 миллиона долларов [7]

Пятый элемент [б] — англоязычный французский научно-фантастический боевик 1997 года, задуманный и снятый Люком Бессоном , а также написанный в соавторстве с Бессоном и Робертом Марком Кэменом . В главных ролях Брюс Уиллис , Гэри Олдман , Иэн Холм , Милла Йовович и Крис Такер . Центральный сюжет фильма, действие которого происходит в основном в 23 веке, включает в себя выживание планеты Земля, ответственность за которое становится Корбеном Далласом (Уиллис), водителем такси и бывшим майором спецназа , после того, как молодая женщина (Йовович) упала в его такси. Для этого Даллас объединяет с ней усилия, чтобы вернуть четыре мистических камня, необходимых для защиты Земли от надвигающегося нападения злонамеренной космической сущности.

Бессон начал писать историю, которая получила развитие как «Пятый элемент» , когда ему было 16 лет; ему было 38, когда фильм показали в кинотеатрах. Бессон хотел снимать фильм во Франции, но подходящего помещения найти не удалось; Вместо этого съемки проходили в Лондоне и Мавритании . Для оформления постановки он нанял художников-комиксов Жана «Мебиуса» Жиро и Жан-Клода Мезьера , чьи книги вдохновили на создание некоторых частей фильма. Дизайн костюмов разработал Жан-Поль Готье .

«Пятый элемент» получил в основном положительные отзывы, хотя некоторые критики были крайне негативными. Фильм выиграл в категориях на премии Британской киноакадемии , премии «Сезар» , Каннском кинофестивале и премии «Люмьер» , а также получил номинации на премии «Золотая малина» и «Stinkers Bad Movie Awards» . «Пятый элемент» более 263 миллионов долларов США   имел большой финансовый успех, заработав в прокате   при бюджете в 90 миллионов долларов. На момент выхода это был самый дорогой европейский фильм, когда-либо созданный, и он оставался самым кассовым французским фильмом в международном прокате до выхода «Неприкасаемых» в 2011 году.

В 1914 году инопланетяне, известные как Мондошаваны, встречают на Земле своего знакомого, священника тайного ордена, в древнем египетском храме. Они берут единственное оружие, способное победить великое зло, появляющееся каждые пять тысяч лет, обещая защитить его и вернуть до повторного появления великого зла. Оружие состоит из четырех классических элементов в виде четырех выгравированных камней, а также саркофага, содержащего «пятый элемент».

В 23 веке, [с] великое зло появляется в глубоком космосе в виде гигантского живого огненного шара. Он уничтожает вооруженный космический корабль Земли, направляющийся к Земле. Нынешний контакт Мондошаванов с людьми на Земле, священник Вито Корнелиус, информирует президента Федеративных территорий об истории великого зла и об оружии, которое может его остановить.

На пути к Земле космический корабль Мондошаван с этим оружием попадает в засаду и уничтожается командой Мангалоров, инопланетных наемников, нанятых земным промышленником Жаном-Батистом Эмануэлем Зоргом, который работает на великое зло. В Нью-Йорк доставляют отрубленную руку в металлической броне от обломков космического корабля. Исходя из этого, правительство использует биотехнологию, чтобы воссоздать первоначальную обитательницу саркофага, гуманоидную женщину по имени Лилу, которая помнит свою предыдущую жизнь. Встревоженная незнакомой обстановкой и строгим режимом безопасности, она убегает и спрыгивает с уступа, врезаясь в летающее такси Корбена Далласа, бывшего майора земного спецназа .

Даллас доставляет Лилу Корнелиусу и его ученику Дэвиду, которые узнают в ней Пятый элемент. Когда Лилу выздоравливает, она говорит Корнелиусу, что камней не было на борту корабля Мондошаван. Одновременно с этим Мондошаваны сообщают правительству Земли, что камни были переданы инопланетной оперной певице, диве Плавалагуне. Зорг нарушает свою сделку с Мангалорами из-за того, что им не удалось получить камни, и убивает некоторых из них. Военные Земли отправляют Даллас на встречу с Плавалагуной; сфальсифицированный радиоконкурс обеспечивает прикрытие, предоставляя Далласу роскошный отдых на борту летающего отеля на планете Флостон в сопровождении яркой ведущей ток-шоу Руби Род. Он включает в себя концерт Плавалагуны, и, узнав, что Лилу разделяет его миссию, Даллас позволяет ей сопровождать его. Корнелиус поручает Дэвиду подготовить храм, а затем скрывается на роскошном космическом корабле. Экипаж Мангалора, преследуя камни для себя, также незаконно садится на корабль.

Во время концерта Мангалорес нападает, и Плавалагуна убит. Даллас извлекает камни из ее тела и убивает лидера Мангалора, заставляя остальных сдаться. Приходит Зорг, стреляет в Лилу и активирует бомбу замедленного действия . Он убегает с чемоданом, который, как он предполагает, содержит камни, но возвращается, когда обнаруживает, что он пуст. Даллас находит Лилу травмированной и сбегает вместе с ней, Корнелиусом, Родом и камнями на частном космическом корабле Зорга. Зорг деактивирует свою бомбу, но умирающий Мангалор взрывает свою, разрушая отель и убивая Зорга.

Когда великое зло приближается к Земле, все четверо встречают Дэвида в храме. Они бросают камни, но Лилу, узнав об истории жестокости человечества, отказалась от жизни. Даллас признается ей в любви и целует ее. Лилу объединяет силу камней, излучая божественный свет на великое зло и побеждая его. Ее и Далласа провозглашают героями, и пока высокопоставленные лица ждут, чтобы поприветствовать их, они страстно обнимаются в палате восстановления.

В интервью Бессон заявил, что «Пятый элемент» не был «большим тематическим фильмом», хотя тема фильма была важной. Он хотел, чтобы зрители дошли до того момента, когда Лилу заявляет: «Какой смысл спасать жизнь, когда вы видите, что вы с ней делаете?» и согласен с ней. [8] Джей П. Телотт , написавший в книге «Научно-фантастический фильм» , отметил, что в фильме исследуется тема политической коррупции. [9]

Брайан Отт и Эрик Аоки в статье для феминистского журнала « Женские исследования в области коммуникации» считают гендер одной из центральных тем фильма. Авторы раскритиковали фильм за то, что он удалил женщин из вступительных сцен, отметив, что за первые двадцать минут появились только двое: андрогинный, по большей части потерявший дар речи помощник президента и Лилу, проходящая реконструкцию. Когда в фильме появляются женщины, они представлены как пассивные объекты, такие как сексуализированный самолет и обслуживающий персонал Макдональдса ; или лишены женственности, как, например, « буч » майор Айсборг. [10]

Стефан Брандт в книге «Подрыв мужественности » также сказал, что фильм «отражает стереотипные представления о гендере» всех женщин в фильме. Он сказал, что Лилу оставила свою пассивную роль только во время битвы с Мангалорами. За исключением изображения президента Тайни Листером, Брандт сказал, что все мужчины в фильме были показаны максимально немужественными в различных отношениях, таких как женственность Руби Род, неуклюжая форма речи Вито Корнелиуса и глупость генерала Манро; их цель состояла в том, чтобы по сравнению с ним мужественность Корбена казалась «божественной». [11]

В книге «Фильмы Люка Бессона » Сьюзен Хейворд считает «Пятый элемент » классической историей о человеке, «вырвавшемся из племени, доказавшем свою мужественность, свергнувшим злые силы и убившим вождя, чтобы, наконец, пожинать плоды». безопасности и брака». [12] Однако путешествию Корбена угрожают не только Мангалоры и Зорг, но и Лилу, которая не смягчается и не помогает ему до последней минуты, когда она принимает его признание в любви. [12] История любви в «Пятом элементе» считалась одним из главных сюжетов фильма, и срок ее реализации такой же, как и у основной сюжетной линии. [12] Хейворд также считал, что фильм посвящен борьбе с экологическим ущербом , поскольку отходы и загрязнение видны на протяжении всего фильма. [13] В то время как научно-фантастические фильмы часто показывают мир, в котором какая-то новая технология или угроза либо превосходят человечество, либо подводят его, «Фильмы Люка Бессона» включили «Пятый элемент » в число немногих научно-фантастических фильмов, которые «держат зеркало» и показывают человечество как ответственное за это. . [14] Хейворд сказал, что фильм скептически относится к капиталистическому потребительству , поскольку гаджеты, которые Зорг собирал в своем офисе, позволяют предположить, что у него нездоровая одержимость технологиями . [14] Напряженность между технологией и человеком рассматривается как проблема, требующая окончательного решения. [14]

Производство

[ редактировать ]

Разработка

[ редактировать ]

Будучи подростком, Бессон представил себе мир «Пятого элемента», пытаясь облегчить скуку. Он начал писать сценарий, когда ему было 16 лет, первоначально задумав историю как роман. [15] хотя фильм не выходил в кинотеатрах, пока ему не исполнилось 38 лет. [16] Первоначальная история разворачивается в 2300 году и рассказывает о «никем» по имени Залтман Блерос (позже переименованном в Корбен Даллас), который выигрывает поездку на курорт Club Med на планете Флостон Парадайз в созвездии Ангела. Там он встречает Лилу, «девушку из песка», которая обладает «красотой юности», несмотря на то, что ей более 2000 лет. [17]

Бессон продолжал работать над этой историей в течение многих лет. его документальный фильм «Атлантида» К 1991 году, когда вышел , у него был сценарий на 400 страниц. Николя Сейду и Патрис Леду из Gaumont были первыми, кто взялся за этот проект. В ноябре 1991 года, ища актеров для фильма, Бессон встретил французских создателей комиксов Жана Жиро и Жан-Клода Мезьера и нанял их. [18] за дизайн-постановку фильма. [19] [20] Комиксы Жиро и Мезьера вдохновили Бессона на то, как он хотел создать свой футуристический Нью-Йорк . [21]

Мезьер разработал «Круги власти» (1994), в которых есть персонаж по имени С'Тракс, который управляет летающим такси через перегруженный воздух огромного мегаполиса на планете Рубанис. Мезьер показал изображения летающего такси Бессону, который был вдохновлен изменить прошлое Корбена Далласа с рабочего на заводе по производству ракетных кораблей на таксиста, который летает на своем такси по футуристическому Нью-Йорку, вдохновленному Рубанисом. [22] Производство Бессона также наняло для этого проекта еще пять художников. известный модельер Жан-Поль Готье Кроме того, для создания костюмов был нанят . Команда потратила год на создание более 8000 рисунков.

В это время Бессон обращался к Брюсу Уиллису и Мелу Гибсону на главную роль, а также рассматривал кандидатуру Джулии Робертс на роль Лилу. [23] Уиллис проявил интерес, хотя и не хотел брать на себя эту роль, поскольку фильм считался рискованным после того, как два его предыдущих фильма, «Гудзонский ястреб» и «Билли Батгейт» , были плохо приняты. Гибсон в конце концов отказался от этой роли. [24] Хотя продюсерская группа впечатляла кинокомпании своими проектами, они изо всех сил пытались найти человека, готового взять на себя бюджет, приближающийся к 100   миллионам долларов. В декабре 1992 года производство остановилось. [25] без предварительного предупреждения, и команда распалась. [3]

скриншот летающего такси в фильме, помещенный над рисунком летающего такси из комиксов
Корбена Летающее такси (вверху), вдохновленное альбомом комиксов The Circles of Power , нарисованным художником Жан-Клодом Мезьером . [26]

Бессон написал и поставил коммерчески успешный фильм «Леон: Профессионал» (1994). В тот период он продолжал работать над сценарием «Пятого элемента» , сокращая его. Он сократил бюджет фильма до 90   миллионов долларов, прежде чем снова попытаться найти студию, готовую его продюсировать. Columbia Pictures , у которой было партнерство в Леоне , согласилась профинансировать фильм. К этому времени Бессон решил выбрать менее известного главного актера, чтобы сэкономить на производственных затратах. [3] [8] Бессон оказался в офисе Барри Джозефсона , когда Уиллис позвонил ему по поводу другого фильма. Бессон попросил поговорить с Уиллисом «просто, чтобы поздороваться» и сказал ему, что «Пятый элемент» наконец-то выйдет на экраны, объяснив свое решение выбрать менее дорогого актера. После недолгого молчания Уиллис сказал: «Если фильм мне понравится, мы всегда сможем договориться». [3] Прочитав сценарий, Уиллис согласился взять на себя роль.

Производство началось в начале августа 1995 года. Бессон ездил на кастинги в разные места, включая Париж, Лондон и Рим. [27] Он нанял Гэри Олдмана (который играл главную роль в «Леоне ») на роль Зорга, назвав Олдмана «одним из пяти лучших актеров в мире». [8]

На роль Лилу Бессон выбрал Миллу Йовович из 200–300 претенденток, с которыми он познакомился лично. [8] «Божественный язык», на котором говорит Лилу, — это вымышленный язык из 400 слов, изобретенный Бессоном. Чтобы попрактиковаться, Йовович и Бессон беседовали и обменивались письмами на этом языке. [28] Бессон тогда был женат на Майвенн Ле Беско , которая играла роль Дивы Плавалагуны, когда начались съемки. Он оставил ее, чтобы встретиться с Йовович во время съемок. [29] Позже Йовович и Бессон поженились, но развелись два года спустя, в 1999 году. [30]

Хотя Бессон хотел снимать во Франции, он не смог найти подходящие помещения и снимался в Лондоне. [31] В основном он был снят в Pinewood Studios на семи звуковых сценах. [32] включая этап 007 . [33] Строительство наборов началось в октябре 1995 года. [18] Оперная сцена была снята в Королевском оперном театре . [34] Сцены, изображенные в Египте, были сняты в Мавритании ; [35] первая съемка пустыни на заднем плане произошла здесь 5 января 1996 года. [36] Съемки с участием актеров начались в конце января и завершились через 21 неделю. [37] Уиллис закончил съемки 16 мая. [38] в то время как Олдман приступил к съемкам только на следующей неделе; [39] главный герой (Корбен) и антагонист (Зорг) никогда не делят экранное время. [40] снимался в Лондоне, Несмотря на то, что «Пятый элемент» он был французского производства. [41] [42] самый дорогой европейский фильм, когда-либо созданный в то время. [43]

Проекты Нью-Йорка были заимствованы как из массы модульных квартир 1960-х годов, вдохновленных метаболистами , так и из футуристических проектов архитектора Антонио Сант'Элиа 1910-х годов. [44] Бессон потребовал, чтобы большая часть боевых сцен происходила средь бела дня, так как, как сообщается, он устал от темных коридоров космического корабля и тускло освещенных планет, обычных для научно-фантастических фильмов, и хотел более яркого, «весело-безумного» вида, а не мрачного. , реалистичный. [21]

Готье разработал каждый из 900 костюмов, которые носили статисты в сценах «Флостонского рая», и каждое утро проверял каждый костюм. [40] Его проекты, описанные как «интеллектуально трансгрессивные », [45] Говорят, что они бросают вызов сексуальности и гендерным нормам. [46] Одна куртка, которую он разработал, стоила 5000 долларов. [47] Костюм Йовович, который она носила в тот момент, когда ее персонаж впервые был возрожден, был вдохновлен типичной больничной повязкой и повязками, которые обеспечивали минимальную скромность. [48]

Первоначальное имя персонажа Руби Род было Лок Род, которое появляется как в оригинальном сценарии, так и в романе, адаптированном на основе фильма. [49] Хейворд предположил, что изменение имени было игрой с данными в периодической таблице. Рубидий является первым из элементов периода 5 , и ровно в середине этого ряда находится элемент родий . Использование первой половины каждого элемента дает «Руби Род». [50] Другие предполагают, что это имя - игра гендерно-изменяющей личности персонажа с женским именем и фаллической фамилией. [10] Музыкант Принс изначально был выбран на роль Рода, но не смог запланировать съемки на даты своего мирового турне «Jam of Year» . [51] Крис Такер и Джейми Фокс На эту роль рассматривались ; Бессону нравился Фокс, но он считал, что меньшее тело Такера лучше подходит этому персонажу. [52]

Одна из моделей, изображавшая полиции Нью-Йорка . в фильме машину

Три разные команды работали над тремя разными типами спецэффектов. Ник Алдер руководил механическими и пиротехническими эффектами, Ник Дадман отвечал за эффекты «существ», а Марк Стетсон возглавил команду по визуальным эффектам. [32] компания по визуальным эффектам Digital Domain Была нанята , а Карен Гулекас получила роль супервайзера по цифровым эффектам. [53] Псевдоним , [35] Для создания эффектов компания Digital Domain использовала Autodesk Softimage , Arete, Side Effect's Prisms, RenderMan и собственное программное обеспечение. [54] В некоторых отдельных кадрах использовалась комбинация живого действия , масштабных моделей , компьютерных изображений и систем частиц . [55] Полосы движения в сценах Нью-Йорка были созданы с помощью систем частиц:

«У нас было около восьмидесяти снимков городского пейзажа с мчащимися компьютерными машинами, и вы не могли анимировать их все вручную, потому что их было слишком много в каждой сцене   … Когда машины поворачивали за угол, изменения скорости происходили автоматически, так что аниматору не пришлось об этом беспокоиться. Они просто спланировали движения очень четко, а математика сгладила все остальное».

Карен Гулекас [56]

Среди масштабных моделей, использованных для съемок, были здания, изображающие Нью-Йорк. Десятки многоквартирных домов и 25 небоскребов высотой около 20 футов (6,1 м) были построены в 1 24 . Масштаб [57] На создание всех моделей команде из восьмидесяти рабочих потребовалось пять месяцев. [57] Окна зданий были названы командой одной из самых трудоемких задач, наряду с деталями за окнами, такими как мебель, жалюзи, лайтбоксы и крошечные кусочки плоских произведений искусства. [57] Виртуальные наборы, созданные в цифровой среде, были созданы для расширения использования миниатюр. [58] Камеры управления движением перемещались по масштабируемым наборам, а собранные ими данные экспортировались для отслеживания и создания компьютерной анимации и систем частиц. [44] Другие использованные методы включали цифровую матовую живопись для фона. [59] и математическая модель NURBS для некоторых анимаций, включая последовательность реконструкции тела Лилу. [60]

В «Пятом элементе» примерно 90% фильма играет какая-то музыка; Фильмы Бессона называют «по сути музыкальными». [61] [62] Партитуру написал Эрик Серра . Он полагается главным образом на использование оркестровых текстур, таких как гобой и струнные, которые слышат, когда хирурги готовятся к регенерации Лилу, и пиццикато , когда она реконструируется. Серра также использовал множество нефранцузских влияний, таких как сталинские фанфары, услышанные перед сценой в космопорте, пьеса в стиле регги, сыгранная при подготовке к полету, и музыка хула, которая приветствует пассажиров, прибывающих во Флостон. [63] Более традиционные методы подсчета очков присутствуют в лейтмотиве , который впервые звучит, когда профессор Паколи упоминает пятый элемент, в милитаристских ловушках, когда военный корабль готовится атаковать темную планету, и в похоронной песне Малера, которая звучит, когда Лилу узнает о войне. [63] Музыка, использованная в сцене погони в такси, под названием «Алех Таади» алжирского исполнителя Халеда . [64] [65] не появлялся в саундтреке к фильму, но доступен в альбоме Халеда N'ssi N'ssi . [66]

В оперном спектакле «Танец Дивы» использовалась музыка из Гаэтано Доницетти оперы « Лючия ди Ламмермур» : « Сладкий звук ». [67] безумная сцена третьего акта, сцена 2. Это одно из немногих музыкальных произведений в фильме, которые имеют диегетический характер . [68] Ее исполнила албанское сопрано Инва Мула . [69] Роль Плавалагуны исполнила французская актриса Майвенн Ле Беско . [29] Первая часть (под названием «Лючия ди Ламмермур») и вторая часть (под названием «Танец дивы») этого произведения включены как отдельные треки в саундтрек к фильму «Пятый элемент», но секвенированы так, чтобы создать эффект всего выступления, увиденного в фильме. Конец первой части сливается с началом второй части, создавая плавный переход между двумя треками. [70]

Саундтрек

[ редактировать ]

Выпущенный как альбом на лейбле Virgin Records , саундтрек достиг 99 строчки в Billboard 200. [71] и номер 44 в Канаде . [72] Только во Франции было продано более 200 000 копий длинного саундтрека. [73] Родни Бэтдорф из AllMusic дал альбому три звезды из пяти, заявив, что он «разнообразен и совершенен, и вне фильма он так же эффективен, как и внутри него». [74]

Выпуск и прием

[ редактировать ]

Первичный скрининг

[ редактировать ]

Премьера фильма состоялась 7 мая на Каннском кинофестивале 1997 года , где он был выбран фильмом открытия. [75] [76] Гомон построил площадку для показа площадью более 100 000 квадратных футов (9 300 м²). 2 ). «Пятого элемента» Гостям были вручены образцы , которые использовались в качестве билета для входа. Мероприятие включало футуристический балет, показ мод Жана-Поля Готье и фейерверк. Гомон потратил   от 1 до 3 миллионов долларов, что на тот момент было рекордом.   на мероприятие [77] Релизом фильма в Северной Америке занималась компания Sony Pictures Releasing через свой лейбл Columbia Pictures. [78]

Театральная касса

[ редактировать ]

Фильм дебютировал под номером один во Франции , собрав 55 миллионов франков (10 миллионов долларов) за первую неделю на 527 экранах и 1,81 миллиона просмотров, что стало рекордным открытием для французского фильма и вторым по величине открытием в стране после Дня независимости . [79] [80] Он оставался на первом месте в течение семи недель. [81] Он также занял первое место в США, собрав 17   миллионов долларов в первые выходные, и оставался там на следующих выходных. [41] Фильм имел кассовые сборы более 263   миллионов долларов, что почти в три раза превышает его бюджет в 90 миллионов долларов   . [7] Около 75% поступлений за «Пятый элемент» поступило с рынков за пределами США. [7] и это был девятый по прибылям фильм года в мире. [7] Это был самый кассовый фильм во Франции. [82] из 7,7 миллионов поступлений, [83] [43] [84] рекорд, который он удерживал в течение 16 лет до выхода The Intouchables в 2011 году. [85] В Германии фильм был удостоен Goldene Leinwand — награды за сертификат продаж за продажу более трех миллионов билетов в прокате. [86]

Критический ответ

[ редактировать ]

Критики разделились во мнениях о «Пятом элементе» . Кевин Томас из Los Angeles Times охарактеризовал фильм как «сложную, даже манерную научно-фантастическую феерию, за которой почти так же сложно следить, как за прошлогоднюю « Миссию невыполнима » . Он пришел к выводу, что «Пятый элемент» был «намного теплее, более веселый и может похвастаться одними из самых сложных, остроумных постановок и дизайнов костюмов, которые вы когда-либо могли себе представить». [87] В обзоре американского фильма At the Movies Роджер Эберт и Джин Сискел поставили фильму «большой палец вверх». [88] В своем отдельном обзоре для Chicago Sun-Times Эберт дал фильму три звезды из четырех, назвав его «одним из величайших глупых фильмов» и заключив: «Я бы не пропустил посмотреть этот фильм, и я рекомендую его из-за его качества». богатство образов, но 127 минут, что кажется разумной продолжительностью, играют долго». [4]

Фильм также получил отзывы, критикующие его раздутый стиль. Тодд Маккарти из Variety , в значительной степени неудачная европейская попытка сделать зрелищную научную фантастику в американском стиле, писал: « Пятый элемент состоит из смеси элементов, которые сложно объединиться». [76] Дэвид Эдельштейн из Slate сказал: «Может быть, это худший фильм, когда-либо созданный, а может и нет, но он один из самых безумных». [5]

Игра Криса Такера в роли Руби Род также разделила критиков. [89] Его хвалили в Los Angeles Times. [90] и время ; последний назвал его «самым возмутительным спецэффектом лета». [91] Джош Виннинг из Total Film назвал игру Такера самой низкой точкой фильма, поставив ее на 20-е место в своем списке 2011 года «50 выступлений, которые испортили фильмы». [92]

«Пятый элемент» имеет рейтинг одобрения 71% на сайте Rotten Tomatoes на основе 68 обзоров со средним баллом 6,4 из 10. Консенсус сайта гласит: «Визуально изобретательный и жизнерадостный, « Пятый элемент » Люка Бессона — фантастическое произведение поп-научно-фантастического жанра, которое никогда не воспринимает себя слишком серьезно». [93] На Metacritic он получил взвешенную оценку 52 из   100 на основе отзывов 22 критиков, что указывает на «смешанные или средние» отзывы. [94] Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму среднюю оценку «B» по шкале от A+ до F. [95]

Иск о плагиате

[ редактировать ]

Алехандро Ходоровски и Жан Жиро подали в суд на Бессона после выхода фильма, утверждая, что «Пятый элемент» является плагиатом их комикса «Инкал» . Жиро предъявил иск на 13,1   миллиона евро за недобросовестную конкуренцию, 9   миллионов евро в качестве компенсации за ущерб и проценты, а также от двух до пяти процентов чистой операционной выручки от фильма. Ходоровски подал в суд на 700 000 евро. Дело было прекращено в 2004 году на том основании, что были использованы лишь «крошечные фрагменты» комикса. [96] и Жиро был нанят Бессоном для работы над фильмом до того, как были выдвинуты обвинения. [19]

Адаптации

[ редактировать ]

Роман был адаптирован по сценарию «Пятого элемента» , написанному Терри Биссоном и опубликованному издательством HarperPrism в 1997 году. [97] [98] После выхода фильма возникли слухи, что за ним последует продолжение под предварительным названием « Мистер Тень» . В 2011 году Бессон заявил, что никогда не планировал продолжение и не желает его снимать. [99]

В 1998 году компания Gaumont Multimedia поручила разработчику Kalisto Entertainment разработать адаптацию видеоигры для «Пятый элемент» игровой консоли PlayStation и ПК . [100] Версия для PlayStation в целом получила отрицательные отзывы. [101] но версия для ПК была принята лучше. [102] Лорен Филдер из GameSpot охарактеризовала версию для PlayStation как «возможно, худшую игру, в которую я когда-либо играл». [103] Дуг Перри из IGN написал: «Возьмите Tomb Raider , добавьте Leeloo Multipass и скучные головоломки, и вы получите Пятый элемент ». [104]

Гоночная игра по мотивам фильма New York Race вышла в 2001 году. [105] Eurogamer поставил игре 6 баллов из   10, заключив: « New York Race — это забавная маленькая аркадная гонка, которая источает стиль, но от нее вы очень быстро устанете, и поэтому она доставляет удовольствие только в короткие периоды времени». [105]

«Пятый элемент» был номинирован на лучший звуковой монтаж на 70-й церемонии вручения премии «Оскар» . [106] и за лучший звуковой монтаж на церемонии вручения наград Golden Reel Awards 1998 года , [107] но проиграл «Титанику» в обоих случаях. Он получил премию BAFTA за лучшие специальные визуальные эффекты . [108] [109] и премия Люмьера за лучшую режиссуру . [110] Он был номинирован на семь премий «Сезар» , из которых выиграл три: «Лучший режиссер» , [111] Лучшая операторская работа и лучший художник-постановщик . [109] [112] Он был номинирован на премию «Фильм года» на Европейской кинопремии 1997 года . [113] а также премию Хьюго за лучшее драматическое представление , [114] и премия Satellite за лучшие визуальные эффекты . [115] Тьерри Арбогаст был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля 1997 года за работу над фильмами «Пятый элемент» и «Она такая милая» . [109] Фильм получил четыре номинации на премию «Сатурн» : лучший научно-фантастический фильм , лучший костюм , лучшие спецэффекты . [116] и лучшая женская роль второго плана Миллы Йовович. [117] Бой Йовович против Мангалорцев был номинирован на премию MTV Movie Award за лучший бой . [117] [118] а также актриса была номинирована на премию Blockbuster Entertainment Awards в категории «Лучшая женская роль-новичок» . [119]

И наоборот, Йовович получила номинацию на «Золотую малину» как «Худшая актриса второго плана» , а Крис Такер был номинирован на «Худшую новую звезду» за свои выступления в фильмах «Пятый элемент» и «Денежные разговоры» . [120] Фильм также получил четыре номинации на премию Stinkers Bad Movie Awards 1997 года : «Худший фильм», «Худший режиссер», «Худший актер второго плана» Такера и «Худшая актриса второго плана» Йовович. [121]

Год Событие Премия Номинант Результат
1998 Награды Академии Лучший звуковой монтаж Марк Манджини номинирован
1998 Награды за блокбастеры в сфере развлечений Лучшая женская роль – новичок Милла Йовович номинирован
1997 Британская академия кино и телевизионных искусств Лучшие специальные визуальные эффекты Марк Стетсон , Карен Гулекас , Ник Алдер , Нил Корбоулд , Ник Дадман Выиграл
1997 Каннский кинофестиваль Технический главный приз Тьерри Арбогаст Выиграл
1998 Премия «Сезар» Лучшая операторская работа Тьерри Арбогаст Выиграл
Лучший режиссер Люк Бессон Выиграл
Лучший художник-постановщик Дэн Вейл Выиграл
Лучший дизайн костюмов Жан-Поль Готье номинирован
Лучший монтаж Сильви Ландра номинирован
Лучший фильм Люк Бессон номинирован
Лучшая музыка, написанная к фильму Эрик Серра номинирован
Лучший звук Даниэль Бриссо номинирован
1997 Европейская кинопремия Фильм года Патрис Леду номинирован
1998 Награды «Золотая малина» Худшая актриса второго плана Милла Йовович номинирован
Худшая новая звезда Крис Такер номинирован
1998 Награды «Золотая катушка» Лучший звуковой монтаж Марк Манджини номинирован
1998 Награды Хьюго Лучшее драматическое представление Пятый элемент номинирован
1997 Премия Света Лучший режиссер Люк Бессон Выиграл
1998 Кинопремии MTV Лучший бой Милла Йовович против пришельцев номинирован
1998 Спутниковая премия Лучшие визуальные эффекты Марк Стетсон номинирован
1998 Премия Сатурн Лучший научно-фантастический фильм Пятый элемент номинирован
Лучшие костюмы Жан-Поль Готье номинирован
Лучшие спецэффекты Команда спецэффектов номинирован
Лучшая актриса второго плана Милла Йовович номинирован
1997 Награды Stinkers Bad Movie Awards Худшая картина Пятый элемент номинирован
Худший режиссер Люк Бессон номинирован
Худший актер второго плана Крис Такер номинирован
Худшая актриса второго плана Милла Йовович номинирован

Домашние СМИ

[ редактировать ]

Релиз оригинального домашнего видео «Пятого элемента» состоялся в Северной Америке 10 декабря 1997 года на VHS , LaserDisc и DVD . [122] На оригинальном DVD фильм был представлен в оригинальном анаморфотном широкоэкранном формате 2,39:1, но не имел никаких особых функций. [123] Фильм был выпущен в формате Sony Superbit в октябре 2001 года. [124] В своем обзоре Конрад Джереми из IGN дал качеству изображения оригинального DVD-диска 9 баллов из   10, а версии Superbit присвоил высшую оценку за качество изображения. В целом версия Superbit получила 8 баллов из   10; итоговая оценка была снижена из-за полного отсутствия в версии особых функций. [124]

Набор из двух DVD «Ultimate Edition» был выпущен 11 января 2005 года. [122] [125] Единственная разница между версией Superbit и дисковой версией Ultimate Edition - это добавление «дорожки фактов», которая при включении отображает мелочи о фильме, актерах и съемочной группе во время воспроизведения фильма. На втором диске представлены различные специальные материалы, посвященные визуальному производству, спецэффектам, моде в фильме, короткометражкам и интервью с Уиллисом, Йовович и Такером, а также короткометражками о четырех различных инопланетных расах в фильме и Диве Плавалагуне. Ян Джейн из DVD Talk похвалил Ultimate Edition за его особые функции. [125]

Первый выпуск фильма на Blu-ray , выпущенный 20 июня 2006 года, подвергся критике за плохое качество изображения по стандартам Blu-ray и отсутствие специальных функций. [126] Совершив то, что было названо «чрезвычайно редким шагом», Sony отреагировала на жалобы, предоставив обновленную версию Blu-ray, выпущенную 17 июля 2007 года, а также предложила программу обмена на замену для клиентов, недовольных оригинальной версией Blu-ray. [127] Бен Уильямс с Blu-ray.com заявил, что обновленная версия «полностью» компенсирует некачественный первоначальный выпуск, и похвалил ее высокое качество видео и звука; однако он раскритиковал продолжающееся отсутствие особых функций. [126]

Юбилейный 4K- ремастер, посвященный 20-летию, был выпущен на Ultra HD Blu-ray 11 июля 2017 года. [128]

Наследие

[ редактировать ]

охарактеризовали фильм CBS News , Rotten Tomatoes и ComingSoon.com как культовую классику научной фантастики . [129] [130] [131] В 2007 году Общество визуальных эффектов поместило «Пятый элемент» на 50-е место вместе с Дарби О'Гилл и «Маленькими людьми » в своем списке пятидесяти самых влиятельных фильмов с визуальными эффектами всех времен. [132] В 2014 году Time Out поместил этот фильм на 42-е место в списке «100 лучших научно-фантастических фильмов». [133]

Кинокритик Марк Кермод сообщил, что «Пятый элемент» стал одним из самых спорных фильмов среди его читателей, который считается одновременно лучшим и худшим летним блокбастером всех времен. Спустя годы Кермод вспоминал: «Я очень хорошо помню, как был в Каннах, когда «Пятый элемент» впервые показали , и это действительно разделило аудиторию». [134] Стивен Касс из Discover поставил этот фильм на третье место среди лучших научно-фантастических фильмов на сервисе подписки Hulu , написав: «Кажется, люди либо любят, либо ненавидят «Пятый элемент   »… Роскошные визуальные эффекты и занимательная игра Брюса Уиллиса, Миллы Йовович и Гэри. Олдман делает этот фильм достойным просмотра». [135] В некоторых кругах фильм получил статус «настолько плохо, что очень хорошо»; Мередит Вернер из io9 включила «Пятый элемент» в число «20 худших научно-фантастических фильмов всех времен». [136]

Трансляция комментариев

[ редактировать ]

Уиллис положительно отозвался о фильме в интервью 1999 года, заключив: «Снимать этот фильм было очень весело». [137] Такер и Йовович также положительно отзывались как о своем опыте создания фильма, так и о работе с Бессоном в интервью над DVD Ultimate Edition ; Йовович описала Бессона как «первого действительно потрясающего режиссера, с которым я работала». [138] На вопрос в интервью 2014 года, понравился ли ему фильм, Гэри Олдман ответил: «О нет. Я этого не вынесу». [139] В 2011 году он объяснил: «Это я пел на ужине, потому что Люк пришел и частично профинансировал [мой фильм] Nil by Mouth ». [140]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Противоречивые источники заявили, что бюджет фильма составляет от 50   до 100   миллионов долларов США. Наиболее часто упоминаемая цифра, а также цифра, которую приводит Бессон в своей книге « История пятого элемента» , составляет 90 миллионов долларов   .
  2. ^ Английский : Пятый элемент
  3. В первой сцене фильма указано, что это 1914 год, а в следующей сцене в космосе говорится, что это «300 лет спустя». Однако будильник Корбена показывает 2263 год. В примечаниях к DVD, опубликованных Пате в 1997 году, год указан как 2257, а Бессон в « Истории Пятого Элемента» — как 2259 .
  1. ^ «Le Cinquième élément» («Пятый элемент»). Ciné-Ressources (на французском языке). Архивировано из оригинала 12 октября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  2. ^ «Пятый элемент, The Cinquieme Elemente» . Австралийский классификационный совет . Архивировано из оригинала 30 сентября 2015 года . Проверено 11 апреля 2015 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Бессон 1997 , с. 11.
  4. ^ Перейти обратно: а б Эберт, Роджер (9 мая 1997 г.). «Пятый элемент» . РоджерЭберт.com . Архивировано из оригинала 28 августа 2014 года . Проверено 28 января 2015 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Эдельштейн, Дэвид (11 мая 1997 г.). «Неограниченная Галлия: Пятый элемент и Ирма Веп» . Сланец . Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года . Проверено 28 января 2015 г.
  6. ^ Маздон 2000 , с. 110; Хейворд 2009 , с. 91.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д «Пятый элемент (1997)» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 22 января 2015 года . Проверено 30 января 2015 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Шефер, Стивен. «Кинорежиссер Люк Бессон объясняет, как детская фантазия стала популярной научно-фантастической эпопеей» . Индустрицентрал . Архивировано из оригинала 19 ноября 2012 года . Проверено 30 января 2015 г.
  9. ^ Телотт, JP (2001). Научно-фантастический фильм . Издательство Кембриджского университета. п. 16. ISBN  978-0-521-59647-3 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года.
  10. ^ Перейти обратно: а б Отт, Брайан Л; Аоки, Эрик (2001). «Контрвоображение как практика интерпретации: футуристическая фантазия и пятый элемент » (PDF) . Женские исследования в области коммуникации . 27 (2): 149–176. дои : 10.1080/07491409.2004.10162471 . hdl : 10217/644 . S2CID   53953295 . Архивировано (PDF) из оригинала 4 августа 2019 года . Проверено 3 августа 2019 г.
  11. ^ Брандт, Стефан (2000). «Американская культура X: идентичность, гомосексуальность и поиск нового американского героя». На Западе Рассел; Лэй, Фрэнк (ред.). Подрыв мужественности: гегемонистские и альтернативные взгляды на мужественность в современной культуре . Амстердам: Родопи. стр. 67–93. ISBN  978-90-420-1234-9 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Хейворд 2009 , с. 98.
  13. ^ Хейворд 2009 , стр. 91–92.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Хейворд 2009 , с. 92.
  15. ^ Кейси, Дэн (18 июля 2017 г.). «Как домашнее задание 13-летней сестры Люка Бессона помогло ему раскрыть пятый элемент» . Нердистские новости . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года.
  16. ^ «Пятый элемент (1997)» . AllMovie . Архивировано из оригинала 4 августа 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  17. ^ Бессон 1997 , стр. 8–9.
  18. ^ Перейти обратно: а б Бессон 1997 , стр. 9–10.
  19. ^ Перейти обратно: а б Хеллер, Джейсон (10 марта 2012 г.). «RIP Мебиус, легенда комиксов и соучредитель Métal Hurlant» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  20. ^ Андерс, Чарли (1 июля 2012 г.). «Люк Бессон адаптирует классический комикс о путешествиях во времени, созданный концепт-художником «Пятого элемента»» . ио9 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Наверняка 2001 , с. 169.
  22. ^ Бессон 1997 , с. 158; Мезьер 2004 , с. 65.
  23. ^ Вернер, Мередит (4 ноября 2013 г.). «Концепт-арт «Пятого элемента» раскрывает первоначальный облик Принца в роли Руби Род» . Гизмодо . Архивировано из оригинала 12 августа 2023 года.
  24. ^ Бессон 1997 , стр. 10–11.
  25. ^ Бессон 1997 , с. 149.
  26. ^ Мезьер 2004 , с. 65.
  27. ^ Бессон 1997 , с. 13.
  28. ^ Роджерс, Стивен Д. (15 ноября 2011 г.). Словарь вымышленных языков: от эльфийского до клингонского, Анва, Рилла, Элрей, Йет (Настоящие) Происхождение изобретенных лексиконов . Адамс Медиа. п. 51. ИСБН  978-1-4405-2817-0 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Изменение, Ки (5 мая 2012 г.). «Кинокритик: «Полиссе» Майвенн » . Журнал «Гимн» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  30. ^ Байс, Сара (январь 2003 г.). «Сказка Миллы» . Харперс и Королева . Архивировано из оригинала 26 октября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  31. ^ «Парижская прокуратура расследует деятельность студии Люка Бессона «Film City» . Хюрриет Дейли Ньюс . 20 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Бессон 1997 , с. 152.
  33. ^ «Пятый элемент» . Студия Пайнвуд . Архивировано из оригинала 13 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  34. ^ Шипман, Крис (11 октября 2011 г.). «Лучшие фильмы с участием оперы 20-16» . Королевский оперный театр . Архивировано из оригинала 16 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б Элрик, Тед (1997). «Элементарные образы» . Cinefex (70): 130. Архивировано из оригинала 22 марта 2024 года . Проверено 15 июля 2016 г.
  36. ^ Бессон 1997 , с. 18.
  37. ^ Бессон 1997 , с. 116.
  38. ^ Бессон 1997 , с. 92.
  39. ^ Бессон 1997 , с. 96.
  40. ^ Перейти обратно: а б Бессон 1997 , с. 68.
  41. ^ Перейти обратно: а б Дразин, Чарльз (2011). Книга Фабера о французском кино . Фабер и Фабер . п. 382 . ISBN  978-0-571-21849-3 . Французский фильм пятый элемент.
  42. ^ Маздон 2000 , с. 109.
  43. ^ Перейти обратно: а б ЛаПланте, Алиса (1999). Игра ради прибыли: как цифровые развлечения превращают детские игры в большой бизнес . Джон Уайли и сыновья. п. 58. ИСБН  978-0-471-29614-0 . Архивировано из оригинала 22 марта 2024 года . Проверено 20 октября 2020 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б Хэнсон 2005 , с. 65.
  45. ^ Хейворд, с. 96.
  46. ^ Хейворд 2009 , с. 104.
  47. ^ Шпиндлер, Эми М. (8 мая 1997 г.). «Французские футуристы: дома нет чести» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 февраля 2015 года . Проверено 1 февраля 2015 г.
  48. ^ Сатенштейн, Лиана (11 мая 2022 г.). «Милла Йовович рассказывает о своем эпическом костюме «Пятый элемент»» . Мода . Архивировано из оригинала 11 мая 2022 года.
  49. ^ Ю, Джастин (28 декабря 2009 г.). «Мини-сод «Рождество 404: где 404 — пятый элемент»» . CNET . Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  50. ^ Хейворд 2009 , с. 89.
  51. ^ Романо, Ник (24 апреля 2016 г.). «Пятый элемент: кастинг принца Руби Рода не удался, — говорит режиссер Люк Бессон» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 12 февраля 2021 года.
  52. ^ Гринблатт, Лия (19 июля 2017 г.). «Никогда не будет другого «Пятого элемента» — и еще больше удивительных историй о создании классического фильма Люка Бессона 1997 года» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года.
  53. ^ Конечно 2001 , с. 131.
  54. ^ Хэнсон 2005 , с. 60.
  55. ^ Конечно 2001 , с. 28.
  56. ^ Конечно 2001 , с. 140.
  57. ^ Перейти обратно: а б с Наверняка 2001 , с. 173.
  58. ^ Хэнсон 2005 , с. 64.
  59. ^ Конечно 2001 , с. 106.
  60. ^ Конечно 2001 , с. 139.
  61. ^ Хейворд 2009 , с. 44.
  62. ^ Хейворд 2009 , с. 47.
  63. ^ Перейти обратно: а б Хейворд 2009 , с. 68.
  64. ^ Роговица, Кристина (2007). Научно-фантастическое кино: между фантазией и реальностью . Издательство Университета Рутгерса. п. 207. ИСБН  978-0-8135-4173-0 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года.
  65. ^ Хейворд 2009 , с. 53.
  66. ^ Шеридан, Тим. «Халед: Нсси Нсси» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 21 июня 2013 года . Проверено 30 января 2015 г.
  67. ^ «Gemini Sun Records с гордостью представляет Витаса» . Пресс-релиз . Джемини Сан Рекордс. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 30 января 2015 г.
  68. ^ Хейворд 2009 , с. 45.
  69. ^ «Пятый элемент [Девственница]» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 20 июня 2012 года . Проверено 30 января 2015 г.
  70. ^ Эрик Серра (6 мая 1997 г.). Пятый элемент (саундтрек). Девственные отчеты.
  71. ^ «Пятый элемент [Девственница] — Награды» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  72. ^ «Самые продаваемые альбомы RPM — 16 июня 1997 г.» (PDF) . Нильсен СаундСкан . Архивировано (PDF) из оригинала 25 февраля 2016 года.
  73. ^ Хейворд 2009 , стр. 43–44.
  74. ^ Батдорф, Родни. «Пятый элемент [Оригинальный саундтрек к фильму]» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  75. ^ «Каннский фестиваль: Пятый элемент» . Каннский кинофестиваль . Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  76. ^ Перейти обратно: а б Маккарти, Тодд (7 мая 1997 г.). «Рецензия: «Пятый элемент» » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
  77. ^ Грей, Тимоти (13 мая 2013 г.). «Каннские вечеринки ходят легенды, но иногда вечеринка может превзойти картинку» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  78. ^ Кокс, Дэн (5 марта 1997 г.). «Sony удивляет экспонатов звездной линейкой» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 17 июля 2020 года . Проверено 16 июля 2020 г.
  79. ^ «Топ-15 Франции». Экран Интернешнл . 23 мая 1997 г. с. 26.
  80. ^ «Элемент контроля». Экран Интернешнл . 23 мая 1997 г. с. 27.
  81. ^ «Топ-15 Франции». Экран Интернешнл . 4 июля 1997 г. с. 26.
  82. ^ Маздон 2000 , с. 110.
  83. ^ Хейворд 2009 , с. 91.
  84. ^ Палмер, Тим (2011). Брутальная близость: анализ современного французского кино . Издательство Уэслианского университета. п. 116. ИСБН  978-0-8195-6827-4 . Архивировано из оригинала 22 марта 2024 года . Проверено 20 октября 2020 г.
  85. ^ « Неприкасаемые: плюс большие успехи в истории для неанглоязычного фильма» [Неприкасаемые: самый большой успех в истории неанглоязычного фильма]. PureMédias (на французском языке). 21 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  86. ^ «Das fünfte Element» («Пятый элемент»). Голден Лейнванд (на немецком языке). Архивировано из оригинала 5 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  87. ^ Томас, Кевин (9 мая 1997 г.). « Элемент: путешествие столь же веселое, стильное, но и запутанное» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
  88. ^ «Неделя от 10 мая 1997 года: обзор Пятого элемента ». В кино . Сезон 11. Эпизод 35. 10 мая 1997 г.
  89. ^ «Человек с моторным ртом» . Newsweek . 7 сентября 1997 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 11 декабря 2021 г.
  90. ^ Смит, Стивен (8 мая 1997 г.). «В своей стихии» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 20 декабря 2014 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
  91. ^ Коммуникации, Эммис (1998). «Крис Такер» . Лос-Анджелес (ноябрь): 96 . Проверено 11 декабря 2014 г.
  92. ^ Победа, Джош (2 ноября 2011 г.). «50 спектаклей, которые испортили кино» . Тотальный фильм . Архивировано из оригинала 20 ноября 2013 года . Проверено 12 января 2022 г.
  93. ^ «Рецензии на фильм «Пятый элемент», фотографии» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
  94. ^ «Пятый элемент» . Метакритик . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 30 января 2022 г.
  95. ^ «КиноСкор» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 года.
  96. ^ «Moebius perd son procès contre Besson» [Мебиус проигрывает судебный процесс против Бессона]. ToutenBD (на французском языке). 28 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2014 г. . Проверено 30 января 2015 г.
  97. ^ Пятый элемент: Роман . Харпер Призма . 10 декабря 1997 г. ISBN.  9780061058387 . OCLC   36966341 .
  98. ^ Биссон, Терри (1997). Пятый элемент: Роман . ХарперПризма. ISBN  978-0-06-105838-7 .
  99. ^ Райан, Майк (26 августа 2011 г.). «Люк Бессон размышляет о своих главных женских ролях и объясняет, почему продолжения «Пятого элемента» никогда не произойдет» . Кивифон . Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
  100. ^ Робертсон, Вирджиния (1 ноября 1998 г.). «Gaumont смешивает медиа» . Кидскрин . Архивировано из оригинала 8 апреля 2024 года.
  101. ^ «Пятый элемент для PlayStation» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 23 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  102. ^ «Пятый элемент» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  103. ^ Филдер, Лорен (21 октября 1998 г.). «Пятый элемент, Обзор (PS)» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  104. ^ Перри, Дуг (1 октября 1998 г.). «Пятый элемент» . ИГН . Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  105. ^ Перейти обратно: а б Тейлор, Мартин (11 декабря 2014 г.). «Нью-Йоркские гонки» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  106. ^ «Пятый элемент» . Академия кинематографических искусств и наук . Архивировано из оригинала 8 февраля 2009 года . Проверено 30 января 2015 г. Примечание. Найдите «Пятый элемент».
  107. ^ «Марк Манджини» (PDF) . Голливудский репортер : C-11. 9 марта 1998 г. ISSN   0018-3660 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  108. ^ «Достижения в области специальных визуальных эффектов в 1998 году» . Британская академия кино и телевизионных искусств . Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  109. ^ Перейти обратно: а б с «Пятый элемент (1997)» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2014. Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  110. ^ «Пятый элемент» . АллоСине . Архивировано из оригинала 12 января 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  111. ^ Уильямс, Майкл (1 марта 1998 г.). «Рене захватывает 7 Сезаров» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  112. ^ «Пальмарес2014 – 39-я церемония вручения премии «Сезар»» . Премия «Сезар» . Архивировано из оригинала 4 августа 2013 года . Проверено 30 января 2015 г. Примечание. В раскрывающемся списке выберите «1998».
  113. ^ «1997» . Европейская кинопремия . Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  114. ^ «Премия Хьюго 1998 года» . Премия Хьюго . 26 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 30 января 2015 г.
  115. ^ «1998» . Международная академия прессы . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  116. ^ «Премия VFX» . КЕГ FX . Архивировано из оригинала 26 марта 2015 года . Проверено 30 января 2015 г.
  117. ^ Перейти обратно: а б Джастин, Сарачик (21 октября 2011 г.). «Милла Йовович раскритиковала Summit Entertainment за игнорирование «Трех мушкетеров» » . Христианская почта . Архивировано из оригинала 23 октября 2011 года . Проверено 30 января 2015 г.
  118. ^ «Кинопремии MTV 1998» . МТВ . Архивировано из оригинала 26 января 2015 года . Проверено 30 января 2015 г. Примечание. Нажмите на вкладку «Победители».
  119. ^ «Объявлены номинанты на премию Blockbuster Entertainment Awards 1996 года» . Рекламный щит . 17 января 1998 г. с. 64. Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года.
  120. ^ «Архив 1997 года» . Награда «Золотая малина» . 23 августа 2000 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  121. ^ «Голосование вонючек 1997 года» . Премия Stinkers Bad Movie Awards . Архивировано из оригинала 18 августа 2000 года.
  122. ^ Перейти обратно: а б «Пятый элемент (1997)» . Даты выпуска DVD-дисков . Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  123. ^ Байерле, Аарон (28 июня 2000 г.). «Пятый элемент» . Разговор о DVD . Архивировано из оригинала 11 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  124. ^ Перейти обратно: а б Джереми, Конрад (11 октября 2001 г.). «Пятый элемент (Супербит)» . ИГН . Архивировано из оригинала 15 июля 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  125. ^ Перейти обратно: а б Джейн, Ян. «Пятый элемент – Ultimate Edition» . Разговор о DVD . Архивировано из оригинала 9 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  126. ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Бен (5 августа 2007 г.). «Пятый элемент» на Blu-ray . Blu-ray.com. Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  127. ^ «Sony предлагает новый ремастер Blu-ray «Пятого элемента» и программу обмена заменами » . Дайджест высокого разрешения . 18 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 г. Проверено 30 января 2015 г.
  128. ^ Кайл Ньютон (27 июля 2017 г.). «Пятый элемент — Blu-ray 4K Ultra HD» . Дайджест высокого разрешения . Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 29 июля 2017 г.
  129. ^ Тейхнер, Марта (22 января 2012 г.). «Жан-Поль Готье: дикое дитя моды» . Новости CBS . Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года . Проверено 28 января 2015 г.
  130. ^ Ямато, Джен (13 августа 2007 г.). «Милла Йовович о Resident Evil и ее ультрафиолетовой говядине» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 30 октября 2014 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
  131. ^ Вернер, Мередит (14 октября 2010 г.). «Следующий фильм Люка Бессона — «Пятый элемент в десяти степени» » . ио9 . Архивировано из оригинала 7 августа 2012 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
  132. ^ «Общество визуальных эффектов представляет 50 самых влиятельных фильмов всех времен с визуальными эффектами » . Новостная лента по связям с общественностью. 11 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2016 г. . Проверено 12 сентября 2016 г.
  133. ^ «100 лучших научно-фантастических фильмов: 50–41» . Тайм-аут . 22 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  134. ^ Кермод, Марк (28 августа 2012 г.). «Летние блокбастеры – ваши лучшие и худшие» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 30 января 2015 года . Проверено 30 января 2015 г.
  135. ^ Касс, Стивен (24 декабря 2008 г.). «5 лучших научно-фантастических фильмов на Hulu: №3, «Пятый элемент» . Обнаружить . Архивировано из оригинала 23 октября 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  136. ^ Вернер, Мередит (18 сентября 2008 г.). «20 худших научно-фантастических фильмов всех времен» . ио9 . Архивировано из оригинала 15 августа 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  137. ^ «Пятый элемент: Люк Бессон и Брюс Уиллис» . Специальная служба радиовещания . 25 января 1999 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
  138. ^ Пятый элемент - Ultimate Edition (Звездный элемент) (DVD). Колумбийская киногруппа TriStar . 2005.
  139. ^ Хохман, Дэвид (25 июня 2014 г.). «Интервью Playboy: Гэри Олдман» . Плейбой . Архивировано из оригинала 23 января 2015 года . Проверено 30 января 2015 г.
  140. ^ Хэмм, Мэтт (28 сентября 2011 г.). «Гэри Олдман «Жизнь в картинках» @ BAFTA» . Живи ради фильмов . Архивировано из оригинала 28 февраля 2015 года . Проверено 30 января 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98f770a4ea5e90015dc679ef4f49234b__1722154440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/4b/98f770a4ea5e90015dc679ef4f49234b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Fifth Element - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)