Jump to content

Самолет с пониженной гравитацией

Траектория маневра в невесомости
проекта «Меркурий» Астронавты на борту самолета C-131 «Самаритянин», летящего как «рвотная комета», 1959 год.
Самолет КС-135 0-G по прозвищу «Рвотная комета».
Физик Стивен Хокинг на борту самолета пониженной гравитации в апреле 2007 года.

Самолет с пониженной гравитацией — это тип самолета с неподвижным крылом , который обеспечивает кратковременную среду, близкую к невесомости, для обучения космонавтов , проведения исследований и создания фильмов в условиях невесомости.

Версии таких самолетов эксплуатировались в рамках Программы исследований пониженной гравитации НАСА . [1] и один в настоящее время эксплуатируется в рамках программ пилотируемых космических полетов и роботизированных исследований Европейского космического агентства. Неофициальное прозвище « рвотная комета » стало популярным среди тех, кто пережил их операцию. [2]

Параболический полет как способ имитации невесомости был впервые предложен немецким аэрокосмическим инженером Фрицем Габером и его братом, физиком Хайнцем Габером в 1950 году. [3] Оба были доставлены в США после Второй мировой войны в рамках операции «Скрепка» . [4] Кроме того, Ши-Чун Ван изучал тошноту у астронавтов по заказу НАСА , что помогло привести к созданию рвотной кометы. [5]

Параболические полеты иногда используются для изучения воздействия невесомости на живой организм. Хотя люди, безусловно, являются наиболее распространенными пассажирами, животные, кроме человека, время от времени участвовали в экспериментах, в том числе в известном эксперименте о том, как невесомость влияет на домашней кошки . рефлекс выпрямления [6] и попытки голубя ориентироваться в невесомости. [7]

Принципы работы

[ редактировать ]

Самолет дает пассажирам ощущение невесомости, следуя по параболической траектории полета относительно центра Земли. [8] Следуя по этому пути, самолет и его полезная нагрузка находятся в свободном падении в определенных точках траектории полета . Таким образом, самолет используется, чтобы продемонстрировать астронавтам, что значит находиться на орбите Земли. В это время самолет не оказывает на свое содержимое никакой силы реакции земли , вызывая ощущение невесомости.

Первоначально самолет набирает высоту с углом тангажа 45 градусов с помощью тяги двигателей и органов управления рулем высоты. Ощущение невесомости достигается за счет уменьшения тяги и опускания носовой части для поддержания нейтральной конфигурации или конфигурации «нулевой подъемной силы», при которой самолет следует по баллистической траектории, а тяга двигателя точно компенсирует сопротивление. Невесомость начинается при подъеме и продолжается на протяжении всего пути «вверх-вверх по горку», пока корабль не достигнет угла тангажа вниз около 30 градусов. В этот момент корабль на высокой скорости направлен вниз и должен начать возвращаться в положение носа вверх, чтобы повторить маневр. Тогда на пути вниз, внизу и снова вверх силы примерно вдвое превышают силу гравитации. Это продолжается до тех пор, пока самолет снова не пройдет половину восходящей траектории, и пилот снова не уменьшит тягу и не опустит нос. [9]

Этот самолет используется для обучения астронавтов маневрам в невесомости, давая им около 25 секунд невесомости из 65 секунд полета по каждой параболе . Во время такой тренировки самолет обычно совершает около 40–60 параболических маневров. Примерно у двух третей пассажиров эти рейсы вызывают тошноту из-за воздушной болезни . [10] [11] дав самолету прозвище «рвотная комета».

Параболические траектории свободного падения вблизи Земли (или других массивных объектов) ведут от бесконечности к самой нижней точке, а затем обратно к бесконечности (при условии, что нет других массивных объектов, таких как Солнце). (Небольшой) объект, такой как камень, следующий по такой траектории, будет ускоряться при падении, достигая максимальной скорости в самой низкой точке, пролетит мимо Земли, а затем упадет обратно в бесконечность, замедляясь. Скорость по параболической траектории называется скоростью убегания , которая наибольшая в самой нижней точке (~11,2 км/с для околоземного пролета). На более низких скоростях траектория представляет собой эллипс , где самая низкая скорость находится в самой высокой точке. Самолеты не могут летать со скоростью 11,2 км/с по параболическим траекториям свободного падения, но они могут следовать по суборбитальным эллиптическим траекториям на более низких скоростях, например 0,1 км/с, и таким образом испытывать невесомость. Эти полеты часто называют параболическими, потому что в небольших масштабах Земля плоская, а гравитация существенно не меняется, поэтому траектории почти параболические. Но поскольку Земля круглая, направление гравитации меняется, поэтому медленные траектории становятся эллиптическими. Локальные изменения плотности (горы, вода) вызывают искажения гравитации и искажения траекторий от чистых парабол и эллипсов, возможно, больше, чем небольшая разница между соответствующими участками эллипсов и парабол.

Операторы

[ редактировать ]

Канадское космическое агентство и Национальный исследовательский совет используют Falcon 20 для исследований в области микрогравитации. [12] Маленький самолет обычно не используется для того, чтобы люди могли свободно плавать и испытывать невесомость; однако комик Рик Мерсер сделал это в отрывке из своего шоу . [13]

Эквадорский экипаж в невесомости.

Первым самолетом с нулевой гравитацией, поступившим на вооружение в Латинской Америке, стал Т-39 Sabreliner по прозвищу КОНДОР , который с мая 2008 года эксплуатируется Эквадорским гражданским космическим агентством и ВВС Эквадора . [14] 19 июня 2008 года на этом самолете находился семилетний мальчик, установив мировой рекорд Гиннеса как самый молодой человек, летавший в условиях микрогравитации. [15]

С 1984 года ЕКА и КНЕС выполняли миссии с пониженной гравитацией на различных самолетах, включая НАСА КС-135, Каравеллу , Ил-76МДК и Airbus A300 , известный как Zero-G . В 2014 году производство A300 было прекращено в пользу более современного Airbus A310 , также получившего название Zero-G . [16] Он базируется в аэропорту Бордо-Мериньяк во Франции , которым управляет Novespace, а также летал из парижского аэропорта Ле-Бурже и авиабазы ​​Дюбендорф в Швейцарии. [17] С 1997 года управление этими полетами осуществляет компания Novespace, дочерняя компания CNES. [18]

Этот самолет A310 Zero G [ fr ] также используется для реализации коммерческих рейсов для пассажиров общественного транспорта в партнерстве между оператором Novespace и компанией Avico [ fr ] под брендом Air Zero G. [19] Самолет также использовался в кино: Том Круз и Аннабель Уоллис снимались в фильме «Мумия» в 2017 году. [20]

В России коммерческие рейсы выполняются на самолете Ил-76МДК ; несколько американских компаний заказывают полеты на этих самолетах. [21]

Индийские ВВС подготовки первой партии индийских астронавтов для проекта Гаганьян ISRO также использовали их для . [22]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Питер Диамандис из Zero Gravity Corporation
А300-Ноль-G.

НАСА в течение многих лет выполняло полеты в невесомости на различных самолетах. В 1959 году астронавты проекта «Меркурий» тренировались на самолете C-131 «Самаритянин», получившем название «рвотная комета». [23]

Сдвоенные стратотанкеры КС-135 использовались до декабря 2004 года, а затем были сняты с вооружения. Один из них, KC-135A, зарегистрированный N930NA (также известный как NASA 930, ранее серийный номер ВВС США 59-1481), совершил более 58 000 парабол после того, как НАСА приобрело его в 1973 году, а затем был снят с эксплуатации в 1995 году. Сейчас он выставлен в Эллингтоне. Поле , недалеко от Космического центра Джонсона . Другой (N931NA или NASA 931, ранее серийный номер AF 63-7998) также использовался Universal Pictures и Imagine Entertainment для съемок сцен, связанных с невесомостью, в фильме «Аполлон-13» ; свой последний полет он совершил 29 октября 2004 года и постоянно хранится в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона.

В 2005 году НАСА заменило эти самолеты McDonnell Douglas C-9B Skytrain II (N932NA), ранее принадлежавшие KLM Royal Dutch Airlines и ВМС США . [24]

НАСА завершило программу исследований пониженной гравитации и прекратило работу в июле 2014 года из-за технических проблем самолета. Его заменяют контракты с частными компаниями.

По состоянию на 2015 год НАСА заключило контракт на оказание услуг в области микрогравитации с корпорацией Zero Gravity Corporation (ZERO-G) и использовало ее самолет G-FORCE ONE, модифицированный Боинг 727-200 . [25]

Другие операторы

[ редактировать ]

В конце 2004 года корпорация Zero Gravity стала первой компанией в США, предложившей широкой публике полеты в невесомости на самолетах Boeing 727 . Каждый полет состоит примерно из 15 парабол, включая симуляцию уровней гравитации Луны и Марса, а также полную невесомость. [26] Этот профиль позволяет клиентам ZERO-G наслаждаться невесомостью с минимальным дискомфортом при движении.

В 2015 году компания Integrated Spaceflight Services начала выступать в качестве интегратора исследований и образования Национального исследовательского совета Канады на рынке США, предлагая комплексные услуги в условиях пониженной гравитации на модифицированном самолете Falcon 20 . [27] МКС проводила ежегодные кампании по исследованию микрогравитации для оценки скафандров и других технологий в рамках проекта PoSSUM . [28]

Aurora Aerospace в Олдсмаре, Флорида, предлагает полеты в невесомости на самолете Fuji/Rockwell Commander 700 . Он также используется для моделирования гравитации Луны и Марса. [29]

воздушная болезнь

[ редактировать ]

По словам бывшего директора программы исследований пониженной гравитации Джона Яниека, тревога больше всего способствует воздушной болезни пассажиров. Стресс в их организме вызывает чувство паники и, следовательно, вызывает у пассажира рвоту. Янец дает приблизительную оценку количества пассажиров: «одна треть [становится] тяжело больной, следующая треть — умеренно больной, а последняя треть — вообще нет». Рвоту называют «болезнью». [10]

Скополамин часто используется в качестве противорвотного средства во время тренировок в условиях пониженной гравитации. [30]

Использование в медиапроизводстве

[ редактировать ]

В фильме 1995 года «Аполлон-13» многие сцены были сняты на борту параболического самолета НАСА KC-135.

В 2016 году рок-группа OK Go записала видеоклип на свой сингл « Upside Down & Inside Out » на самолете с пониженной гравитацией, в котором использовалась акробатическая хореография, созданная специально для условий невесомости. [31]

Компания по производству развлечений для взрослых Private Media Group сняла порнографический фильм под названием «Эксперимент на Уране: Часть вторая» , в котором сцена полового акта в невесомости была снята на борту самолета с пониженной гравитацией. Процесс съемок был особенно сложным с технической и логистической точки зрения. Бюджетные ограничения позволили снять только один 20-секундный кадр с участием актеров Сильвии Сэйнт и Ника Лэнга. [32] Берт Милтон-младший , президент и генеральный директор Private Media Group, сказал в 2000 году: «Вы не захотите бояться летать, это точно!» [33]

Корпорация ZERO-G была показана в эпизоде ​​​​сериала «Разрушители мифов» НАСА «Заговор посадки на Луну», в котором она управляла Адамом Сэвиджем и Джейми Хайнеманом по специальной траектории полета, имитирующей гравитацию Луны. Это позволило Сэвиджу воспроизвести кадры прогулки Нила Армстронга по Луне, опровергнув утверждения о том, что кадры были подделаны.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Программа НАСА по исследованию пониженной гравитации» . Jsc-aircraft-ops.jsc.nasa.gov. 17 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 25 августа 2009 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
  2. ^ «НАСА - Что такое рвотная комета?» . Архивировано из оригинала 5 мая 2012 года . Проверено 15 мая 2012 г.
  3. ^ Хабер, Фриц; Хабер, Хайнц (1950). «Возможные методы создания невесомого состояния для медицинских исследований». Журнал авиационной медицины . 21 (5): 395–400. ПМИД   14778792 . Краткое содержание статьи: Кэмпбелл, Марк Р. (2009). «Классика космической медицины. Возможные методы создания негравитационного состояния для медицинских исследований». Авиационная, космическая и экологическая медицина . 80 (12): 1077. doi : 10.3357/ASEM.26010.2009 . ПМИД   20027862 .
  4. ^ Буркхард, Форд (28 августа 1998 г.). «Фриц Габер, 86 лет, умер; имитация невесомости космоса» . Нью-Йорк Таймс .
  5. ^ «Новый канцлер пошла своим путем | Новости» . news-gazette.com. 16 октября 2011 г. Проверено 16 февраля 2020 г.
  6. ^ «Невесомые кошки – приземляются ли космические кошки на ноги?» . Ютуб. 11 января 2011 г. Проверено 16 февраля 2020 г.
  7. ^ «Голуби в космосе» . Ютуб. 04 февраля 2011 г. Проверено 16 февраля 2020 г.
  8. ^ Уильям Тиррелл Томсон, Введение в космическую динамику, Дувр, 1986. с. 91.
  9. ^ «Траектория полета С-9В» . Jsc-aircraft-ops.jsc.nasa.gov. 17 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2009 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
  10. ^ Jump up to: а б Голайтли, Глен (20 октября 1999 г.). «Полет рвотной кометы имеет свои взлеты и падения» . space.com. Архивировано из оригинала 10 марта 2006 г.
  11. ^ «Пониженная гравитация: блог о рвотных кометах» . Центр физики . 10 мая 2005 года . Проверено 7 ноября 2007 г.
  12. ^ «Сокол 20 — Объекты — NRC-CNRC» . Архивировано из оригинала 11 июня 2011 года . Проверено 26 июня 2009 г.
  13. ^ «РМР: Рик и невесомость» . Ютуб. 16 июня 2011 г. Проверено 24 февраля 2016 г.
  14. ^ «Экса и Фейри разрабатывают первый самолет с невесомостью в Латинской Америке» . Экз.эк. 10 апреля 2008 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
  15. ^ «Самый молодой человек, испытавший микрогравитацию» . Guinnessworldrecords.com . Проверено 14 сентября 2009 г.
  16. ^ «Воздух невесомости о нас» . airzerog.com . Проверено 11 марта 2014 г.
  17. ^ «Программа ЕКА A300 Zero-G» (на голландском языке). Spaceflight.esa.int. Архивировано из оригинала 28 августа 2009 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
  18. ^ «CNES: PR56-2004 — Новая кампания по параболическим полетам» . Архивировано из оригинала 27 июня 2009 года . Проверено 4 октября 2008 г.
  19. ^ «Французский астронавт совершает «Лунную походку» на параболическом полете — Air & Cosmos — International» . Воздух и Космос - Международный . Проверено 29 августа 2017 г.
  20. ^ « Мумия: за кулисами трюка в невесомости (эксклюзив)» . Голливудский репортер . Проверено 29 августа 2017 г.
  21. ^ «Полёты в невесомости становятся мейнстримом – Технологии и наука – Космос» . Новости Эн-Би-Си . 16 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2014 года . Проверено 24 февраля 2016 г.
  22. ^ Шарма, Риту (04 марта 2024 г.). «От летчиков-истребителей до космонавтов - как самолет Ил-76 помог Индии подготовить своих «вьомнаутов» к первому пилотируемому космическому полету» . Последние новости Азии, Ближнего Востока, Евразии, Индии . Проверено 21 мая 2024 г.
  23. ^ «Астронавты Меркурия в полете в невесомости на самолете С-131» . 2 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2015 г. Проверено 14 мая 2013 г. . На странице размещена фотография НАСА, датированная 01.01.1959.
  24. ^ «История C-9B» . НАСА . Архивировано из оригинала 15 декабря 2009 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
  25. ^ «Программа «Полетные возможности» . НАСА . Проверено 22 апреля 2013 г.
  26. ^ Бойл, Алан (16 сентября 2004 г.). «Полёты в невесомости становятся мейнстримом» . Новости Эн-Би-Си. Архивировано из оригинала 29 августа 2014 года . Проверено 14 сентября 2009 г.
  27. ^ «Интегрированные услуги космических полетов» . Integratedspaceflight.com . Проверено 6 апреля 2015 г.
  28. ^ «Частный скафандр проходит испытания в невесомости для подготовки к коммерческому полету» . 20.11.2017 . Проверено 7 августа 2020 г.
  29. ^ «Наши программы обучения» . Аврора Аэроспейс . Архивировано из оригинала 30 января 2009 г.
  30. ^ Фиппс, штат Вашингтон; Инь, З; Бэ, С; Шарп, Джей Зи; Бишара, AM; Нельсон, ЕС; Уивер, А.С.; Браун, Д; Маккей, ТЛ; Гриффин, Д; Чан, EY (2014). «Демонстрация аппаратного обеспечения в условиях пониженной гравитации прототипа миниатюрного проточного цитометра и сопутствующей технологии микрофлюидного смешивания» . J Vis Exp (93): e51743. дои : 10.3791/51743 . ПМК   4354048 . ПМИД   25490614 .
  31. ^ Аллен, Ретт (12 февраля 2016 г.). «Физика нового эпического видео о невесомости от OK Go» . Проводной . ISSN   1059-1028 . Проверено 23 июля 2021 г.
  32. ^ «Секс-фильм в невесомости» претендует на награду . SPACE.com . 16 мая 2000 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2000 г. Проверено 25 января 2014 г.
  33. ^ « Смело идти»: «Звездный путь, секс и космос» . SPACE.com . 16 мая 2000 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2008 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f84a683e735a30bbfb292c43712730e__1722705480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/0e/0f84a683e735a30bbfb292c43712730e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Reduced-gravity aircraft - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)