Джин Кранц
Джин Кранц | |
---|---|
Рожденный | Юджин Фрэнсис Кранц 17 августа 1933 г. Толедо, Огайо , США |
Альма-матер | Сент-Луиса Университета Парковый колледж инженерии, авиации и технологий , бакалавр наук, 1954 г. |
Род занятий | Руководитель полетов программ «Джемини» и «Аполлон» ; Директор по операциям миссии НАСА |
Годы активности | 1960–1994 |
Работодатель | НАСА (в пенсии) |
Известный |
|
Предшественник | Крис Крафт (первый ведущий директор по полетам) |
Супруг | Марта Кадена |
Дети | 6 |
Родитель | Лео Питер Кранц (отец) |
Награды |
Юджин Фрэнсис Кранц (родился 17 августа 1933 года) — американский аэрокосмический инженер , который занимал должность НАСА второго главного директора полётов , руководя миссиями программ «Меркурий» , «Близнецы» и «Аполлон» , включая первую миссию по высадке на Луну «Аполлон-11» . Он руководил успешными усилиями команды управления полетами по спасению экипажа Аполлона-13 и был изображен в фильме 1995 года одноименном актером Эдом Харрисом . Он, как правило, носил короткую прическу с плоской макушкой и щеголеватые «миссионерские» жилеты ( жилеты ) разных стилей и материалов, изготовленные его женой Мартой Кранц для его миссий руководителя полета.
Он придумал фразу «жесткий и компетентный», которая стала известна как «Диктум Кранца». Кранц был героем фильмов, документальных фильмов, книг и периодических статей. Кранц является лауреатом Президентской медали Свободы . [1] По данным исследования Space Foundation 2010 года , Кранц занял второе место по популярности среди космических героев. [2]
Ранние годы
[ редактировать ]Кранц родился 17 августа 1933 года в Толедо, штат Огайо , и учился в Центральной католической средней школе . Он вырос на ферме с видом на Willys-Overland завод по производству джипов . Его отец, Лео Петер Кранц, был сыном немецких иммигрантов и служил армейским медиком во время Первой мировой войны . [3] Его отец умер в 1940 году, когда Евгению было всего семь лет. У Кранца есть две старшие сестры, Луиза и Хелен.
Кранц интересовался космосом в юном возрасте; в старших классах написал дипломную работу на тему одноступенчатой (ССТО) ракеты на Луну. [4] Диссертация называлась «Конструкция и возможности межпланетной ракеты» . После окончания средней школы в 1951 году Кранц поступил в колледж. В 1954 году он окончил со степенью бакалавра наук в области авиационной техники Университета Сент-Луиса . Парковый колледж инженерии, авиации и технологий . Он получил звание младшего лейтенанта резерва ВВС США , завершив пилотов подготовку в ВВС Лэкленда База в Техасе , 1955 год. Вскоре после получения своего крыла Кранц женился на Марте Кадене, дочери мексиканских иммигрантов, бежавших из Мексики во время Мексиканской революции . Кранц был отправлен в Южную Корею для управления самолетом F-86 Sabre для патрулирования корейской демилитаризованной зоны . [5]
После завершения своего турне по Корее Кранц покинул ВВС и перешел на работу в McDonnell Aircraft Corporation , где помогал в исследованиях и испытаниях новых ракет класса «земля-воздух» (ЗРК) и «воздух-земля» для ВВС США. Силы в своем исследовательском центре на базе ВВС Холломан . В 1972 году уволен из запаса ВВС в звании капитана. [6]
Карьера в НАСА
[ редактировать ]После завершения исследовательских испытаний на базе ВВС Холломан Кранц покинул McDonnell Aircraft и присоединился к космической целевой группе НАСА, затем в ее исследовательском центре Лэнгли в Вирджинии . После прихода в НАСА директор полета Кристофер К. Крафт назначил его офицером по процедурам управления полетами для испытания беспилотного корабля «Меркурий-Редстоун-1» (MR-1) (названного в автобиографии Кранца «Четырехдюймовым полетом»). из-за его невозможности запуска).
В качестве офицера по процедурам Кранц был ответственным за интеграцию Mercury Control с командой управления запуском на мысе Канаверал, Флорида , написав процедуры « Go/NoGo », которые позволяли продолжать миссии по плану или прерывать их, а также служили своего рода оператор коммутатора между центром управления на мысе Канаверал и четырнадцатью станциями слежения агентства и двумя кораблями слежения (через телетайп ), расположенными по всему миру. Кранц выполнял эту роль для всех пилотируемых и беспилотных полетов Меркурия, включая полеты MR-3 и MA-6 , которые вывели первых американцев в космос и на орбиту соответственно.
После MA-6 он был назначен помощником директора полета MA-7 в Скотта Карпентера мае 1962 года. MA-7 был его первым полетом в качестве помощника директора полета (AFD); он находился под началом Крафта (руководителя полета МА-7). [7] Кранц и Крафт не были единственной причиной спасения МА-7, поскольку это можно было бы приписать всем усилиям Центра управления полетами, но они сыграли важную роль. [7]
Кранц продолжал выполнять эту роль в оставшихся двух полетах Меркурия и первых трех полетах Джемини. В связи с предстоящими полетами «Джемини» его повысили до уровня директора полета и он отработал свою первую смену, так называемую «оперативную смену», во время миссии «Джемини-4» в 1965 году, первого выхода в открытый космос США и четырехдневного полета. После «Джемини» он работал руководителем полета в нечетных миссиях «Аполлон», включая «Аполлоны 5», «7» и «9», включая первое (и единственное) успешное беспилотное испытание лунного модуля (Аполлон-5). Он был руководителем полета Аполлона-11 , когда 20 июля 1969 года лунный модуль «Орел» приземлился на Луне.
Кранц был выбран одним из первых руководителей полетов, выполнявших миссии «Аполлон» с экипажем. [4] Кранц работал с подрядчиком McDonnell-Douglas над проектом «Меркурий» и «Близнецы», но для «Аполлона» появился новый подрядчик — «Роквелл» . [4] Кранц описывает Rockwell как новичка и незнакомца с космической отраслью, поскольку в то время они были известны своим авиационным значением. [4] Кранц был назначен начальником отдела «Аполлона»; в его задачи входила подготовка миссии, ее проектирование, написание процедур и разработка руководств. [4] Кранц объясняет, что программа «Аполлон» отличалась от других программ того времени, что было основным фактором. [4] На другие миссии отводилось достаточно времени: «Аполлону» такой роскоши не было предоставлено. [4] Книга НАСА « Что сделало Аполлон успешным?» , есть раздел об управлении полетом, написанный Кранцем и Джеймсом Отисом Ковингтонами . В нем более подробно рассказывается об отделе управления полетами программы «Аполлон». [8]
Кранц объясняет, что логотип Центра управления полетами интересен; он связывает это с преданностью, командной работой, дисциплиной, моральным духом, жесткостью, компетентностью, риском и жертвенностью. [4]
Аполлон-13
[ редактировать ]Кранц, пожалуй, наиболее известен своей ролью ведущего руководителя полета (по прозвищу «Белый полет») во время миссии НАСА по высадке на Луну корабля «Аполлон-13» . [9] [10] Команда Кранца дежурила, когда взорвалась часть служебного модуля Аполлона-13 , и они справились с первыми часами развернувшейся аварии. [11] Его «Белая команда» , прозванная в прессе «Командой Тигра», устанавливала ограничения на потребление расходных материалов космического корабля (кислорода, электричества и воды), а также контролировала три корректирующих курса во время трансземной траектории, а также как процедуры включения питания, которые позволили астронавтам безопасно приземлиться на Земле в командном модуле. Он и его команда были рекомендованы администратором НАСА Томасом О. Пейном в общении с Ричардом Никсоном для получения Президентской медали свободы за свою роль. [1]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Кранц продолжал работать директором полета на Аполлоне-17 , когда он работал в свою последнюю смену в качестве директора полета, наблюдая за запуском миссии, а затем был повышен до заместителя директора по операциям миссии НАСА в 1974 году, став директором в 1983 году. 28 января 1986 г. гибель космического корабля «Челленджер» при запуске STS-51-L . [12] Он ушел из НАСА в 1994 году после успешного полета STS-61 , который отремонтировал оптически дефектный космический телескоп Хаббл в 1993 году.
После выхода на пенсию
[ редактировать ]В 2000 году Кранц опубликовал свою автобиографию под названием « Неудача — не вариант ». ISBN 978-1-4391-4881-5 ), заимствованный из фразы, использованной «Аполлон-13» 1995 года. актером Эдом Харрисом в фильме [13] Позже канал History использовал его для адаптации документального фильма о Центре управления полетами в 2004 году. [6]
Начиная с 2017 года, Кранц помог начать и руководить восстановлением Центра управления полетами в Космическом центре Джонсона до внешнего вида и функций, которые использовались в 1969 году во время миссии Аполлон-11. [14] Проект стоимостью пять миллионов долларов должен был быть завершен к 50-летию миссии «Аполлон-11», и за его усилия Кранц был отмечен мэром Хьюстона Сильвестром Тернером, а 23 октября 2018 года было объявлено «Днем Джина Кранца». [15] Во время обеда «На Луну и дальше» в 2018 году, организованного Космическим центром Хьюстона, была учреждена стипендия Джина Кранца, направленная на финансирование молодых студентов для участия в мероприятиях и обучения для карьеры в STEM. [16] Осенью 2019 года Законодательное собрание штата Огайо внесло законопроект 358 Палаты представителей о назначении 17 августа «Днем Джина Кранца». [17] По состоянию на июнь 2020 года законопроект был принят палатой штата и ожидает рассмотрения в сенате штата. [18]
Выйдя на пенсию, Кранц стал бортинженером на отреставрированном Boeing B-17 Flying Fortress, летая на авиашоу по всей территории Соединенных Штатов в течение шести лет. [19] Кранц продолжает произносить мотивационные речи и рассказывать о своем опыте работы с космическими программами. [20]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Кранца, католика , от жены Марты шестеро детей: Кармен (1958 г.р.), Люси (1959 г.), Джоан Фрэнсис (1961 г.), Марк (1963 г.), Бриджит (1964 г.) и Жан Мари (1966 г.). В НАСА статье «Уроки моего отца » младшая дочь Кранца Джинни упомянула, что ее отец был очень «заинтересованным» отцом, и сравнила его с персонажем Уорда Кливера в телешоу « Оставь это Биверу» . [21]
В популярной культуре
[ редактировать ]Кранц появлялся как персонаж в нескольких инсценировках программы «Аполлон». Первое изображение было в телевизионном фильме 1974 года «Хьюстон, у нас проблема» , где его играет Эд Нельсон . Его играет Эд Харрис в фильме 1995 года «Аполлон-13» , который получил номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана . Мэтт Фрюэр изображает его в телефильме 1996 года «Аполлон-11» . Его роль исполнил Дэн Батлер в HBO мини-сериале канала 1998 года «С Земли на Луну» . В эпизоде сериала Timeless NBC 2016 года под названием «Космическая гонка» его сыграл Джон Бразертон . В Apple TV + сериале 2019 года «Для всего человечества» его играет Эрик Ладен , и, учитывая альтернативный исторический контекст сериала, его персонаж изображен с частично вымышленными элементами. [22]
В видеоигре « Космическая программа Кербал » персонажа Центра управления полетами зовут «Джин Керман», отсылая к Кранцу, и он носит жилет, напоминающий его фирменную одежду.
Кранц также был показан в нескольких документальных фильмах с использованием киноархивов НАСА, в том числе History Channel в постановке 2004 года «Провал не вариант» и ее продолжении 2005 года «За Луной: провал 2» , повторяющихся передачах History Channel, основанных на книге 1979 года. The Right Stuff , канала Discovery постановка 2008 года « Когда мы покинули Землю » и документальный фильм Дэвида Фэйрхеда 2017 года «Управление полетом: Невоспетые герои Аполлона». [23]
Архивные аудиоклипы, включающие имя и голос Кранца, включены в трек "Go!" в общественного вещания альбоме 2015 года The Race for Space , треке, вдохновленном высадкой Аполлона-11 на Луну.
В его честь названа неполная средняя школа Юджина Кранца , расположенная в Дикинсоне, штат Техас . [24]
В 2020 году аэропорт Толедо-Экспресс был официально переименован в Экспресс-аэропорт Юджина Ф. Кранца Толедо. [25]
«Неудача – это не выход»
[ редактировать ]Кранц стал ассоциироваться с фразой « неудача – это не выход ». Его произнес актер Эд Харрис, сыгравший Кранца, в фильме 1995 года «Аполлон-13» . Затем Кранц использовал это слово в качестве названия своей автобиографии 2000 года. Позже это название стало названием телевизионного документального фильма о НАСА в 2004 году, а также продолжения этого документального фильма « За Луной: неудача — не вариант 2». Кранц путешествует по всему миру, читая мотивационную лекцию под названием «Неудача — не вариант». ", включая историческую комнату управления полетом Аполлона-13 . [26]
«Отказ — это не вариант» на самом деле был придуман Биллом Бройлсом , одним из сценаристов «Аполлона-13» , на основе аналогичного заявления, сделанного не Кранцем, а другим членом экипажа управления миссией «Аполлона-13», авиадиспетчером FDO Джерри Бостиком . По словам Бостика: [27]
Что касается выражения «Неудача – это не вариант», вы правы, Кранц никогда не использовал этот термин. Готовясь к фильму, сценаристы Эл Рейнарт и Билл Бройлз приехали в Клир-Лейк, чтобы взять у меня интервью на тему «Какие на самом деле люди в Центре управления полетами?» Один из их вопросов был: «Разве не были времена, когда все или, по крайней мере, несколько человек просто паниковали?» Мой ответ был: «Нет, когда случались плохие вещи, мы просто спокойно рассматривали все варианты, и неудача не была одним из них. Мы никогда не паниковали и никогда не отказывались от поиска решения». Я сразу почувствовал, что Билл Бройлс хочет уйти, и предположил, что интервью ему наскучило. Лишь несколько месяцев спустя я узнал, что, когда они сели в машину, чтобы уехать, он начал кричать: «Вот и все! Это слоган всего фильма: «Неудача — это не вариант». Теперь нам просто нужно выяснить, кому сказать слово». это." Конечно, они отдали это персонажу Кранцу, а остальное уже история.
Команды, «человеческий фактор» и «правильные вещи»
[ редактировать ]Каждый руководитель полета использовал в качестве обозначения свой цвет; первые три руководителя полета выбрали красный, белый и синий, и каждый был обозначен как «_____ Полет» (традиция, которая продолжается и по сей день). Таким образом, Кранц был Белым отрядом и был лидером «Белой команды», одной из команд управления полетом, чья смена в Центре управления полетами способствовала спасению астронавтов Аполлона-13 . Хотя «Аполлон-13» не достиг своей главной цели, для Кранца спасение его астронавтов является примером «человеческого фактора», порожденного космической гонкой 1960-х годов . По мнению Кранца, именно этот фактор во многом способствовал тому, что Соединенные Штаты смогли высадиться на Луну всего за десять лет. Смесь молодых умных умов, работающих изо дня в день благодаря чистой силе воли, дала «правильный результат».
Вот что сказал Кранц о «человеческом факторе»:
Это были люди, вдохновленные миссией. И эти команды были способны двигаться дальше и делать в космосе все, о чем их просила Америка.
По его словам, в число организованных примеров этого фактора входят компания Grumman , разработавшая лунный модуль «Аполлон» , компания North American Aviation и корпорация Lockheed . После волнений 1960-х годов эти компании распались в результате корпоративных слияний, как это произошло, когда Lockheed стала Lockheed Martin . Еще одним примером «человеческого фактора» стала изобретательность и упорная работа команд, которые разрабатывали планы и последовательности действий в чрезвычайных ситуациях по мере возникновения новых проблем во время миссии «Аполлон-13» .
«Диктум Кранца»
[ редактировать ]Кранц созвал собрание своего филиала и группы управления полетами в понедельник утром после катастрофы «Аполлона-1» , в результате которой погибли Гас Гриссом , Эд Уайт и Роджер Чаффи . Кранц обратился к собравшимся со следующим обращением («Диктум Кранца»), в котором выражение его ценностей и наставления относительно будущих космических полетов являются его наследием для НАСА:
Космический полет никогда не потерпит небрежности, некомпетентности и пренебрежения. Где-то как-то мы облажались. Это могло быть в стадии проектирования, сборки или тестирования. Что бы это ни было, мы должны были это поймать. Мы были слишком увлечены графиком и заблокировали все проблемы, с которыми сталкивались каждый день в нашей работе. Каждый элемент программы был в беде, и мы тоже. Тренажеры не работали, Центр управления полетами отставал практически по всем направлениям, а процедуры полетов и испытаний менялись ежедневно. Ничего из того, что мы делали, не имело срока годности. Никто из нас не встал и не сказал: «Черт возьми, стой!» Я не знаю, что комитет Томпсона найдет в качестве причины, но я знаю, что нахожу. Мы причина! Мы не были готовы! Мы не выполнили свою работу. Мы бросали кости, надеясь, что все наладится ко дню запуска, хотя в глубине души мы знали, что для этого потребуется чудо. Мы торопили график и были уверены, что мыс соскользнет раньше нас.
С этого дня Управление полетами будет называться двумя словами: «Жесткий» и «Компетентный». Жесткость означает, что мы всегда несем ответственность за то, что делаем или не делаем. Мы никогда больше не поступимся своими обязанностями. Каждый раз, когда мы входим в Центр управления полетами, мы будем знать, за что мы выступаем. Компетентность означает, что мы никогда не будем принимать что-либо как должное. У нас никогда не будет недостатка в наших знаниях и навыках. Центр управления полетами будет идеальным. Когда вы покинете сегодняшнее собрание, вы пойдете в свой офис и первое, что вы сделаете там, это напишете на доске «Жесткий и компетентный». Оно никогда не будет стерто. Каждый день, когда вы входите в комнату, эти слова будут напоминать вам о цене, которую заплатили Гриссом, Уайт и Чаффи. Эти слова — цена поступления в ряды Центра управления полетами.
После космического корабля «Колумбия» аварии в 2003 году администратор НАСА Шон О'Киф процитировал эту речь в дискуссии о том, какие изменения следует внести в ответ на катастрофу. Говоря о словах «жесткий и компетентный», он сказал: «Эти слова — цена вступления в ряды НАСА, и мы должны принять ее именно такой».
Взгляды на космическую программу после высадки на Луну
[ редактировать ]Кранц сказал, что большая часть «человеческого фактора» иссякла после высадки на Луну, особенно потому, что Соединенные Штаты рассматривали высадку на Луну как краткосрочную цель победить Советский Союз – и не более того. Когда весной 2000 года его спросили, остается ли сегодня НАСА тем же местом, каким оно было в годы космической гонки , он ответил:
Нет. Во многих отношениях у нас есть молодые люди, у нас есть таланты, у нас есть воображение, у нас есть технологии. Но я не верю, что у нас есть лидерство и готовность пойти на риск для достижения великих целей. Я считаю, что нам нужна долгосрочная национальная приверженность исследованию Вселенной. И я считаю, что это важная инвестиция в будущее нашей страны – и нашей прекрасной, но экологически проблемной планеты.
В своей книге «Провал – это не вариант» он также выразил разочарование тем, что поддержка освоения космоса прекратилась после программы «Аполлон». Рассказывая о своем видении обновления космической программы, он сказал:
Оживить НАСА . Не имея четкой цели, команда НАСА, отправившая американца на Луну, превратилась в еще одну федеральную бюрократию, окруженную конкурирующими программами и неспособную установить дисциплину в своей структуре. Хотя НАСА обладает потрясающим набором технологий и самой талантливой рабочей силой в истории, ей не хватает видения высшего уровня. она начала отступать от рисков, присущих освоению космоса «Челленджера» После катастрофы . За последнее десятилетие ее отступление превратилось в бегство. Администратор НАСА назначается президентом и в значительной степени представляет взгляды нынешнего президента на космос. Если космос будет включен в национальную повестку дня предстоящих национальных выборов [2000 г.], вновь избранный президент будет иметь возможность выбрать новое руководство НАСА высшего уровня, которое привержено и готово предпринять шаги по восстановлению космического агентства и получить американское признание. космическая программа снова движется.
Почести
[ редактировать ]- Аэропорт Толедо Экспресс назван в его честь
- Американский институт аэронавтики и астронавтики: премия Лоуренса Сперри, 1967 г.
- Университет Сент-Луиса: Премия за заслуги перед выпускниками, 1968 год; Премия основателей, 1993 г.; Почетный доктор наук, 2015 г.
- Медаль НАСА за выдающиеся заслуги , 1969 и 1970 годы.
- Президентская медаль Свободы , 1970 г.
- Премия Артура С. Флеминга в центре Джейси из Вашингтона, округ Колумбия - один из десяти выдающихся молодых людей на государственной службе в 1970 году.
- Медаль НАСА за выдающиеся заслуги , 1970, 1982 и 1988 годы.
- Медаль НАСА за выдающееся лидерство , 1973 и 1993 годы.
- Почетный руководитель НАСА SES , 1980, 1985 и 1992 годы.
- Американское астронавтическое общество: член AAS, 1982 г.; Премия за космический полет, 1987 г.
- Премия Роберта Р. Гилрута, 1988, Джейси округа Северный Галвестон
- Национальный космический клуб; Премия «Инженер года по астронавтике», 1992 г.
- Лекция Теодора фон Кармана, 1994 г.
- Лауреат Премии истории авиации 1995 года за «Безопасное возвращение экипажа Аполлона-13», Хоторн, Калифорния.
- Почетный доктор технических наук Инженерной школы Милуоки, 1996 г.
- Луис Бауэр, преподаватель, Ассоциация аэрокосмической медицины, 2000 г.
- Выбран для участия в «Слете орлов 2004 и 2006 годов» в честь пионеров аэрокосмической и авиационной промышленности в Командно-штабном колледже ВВС, авиабаза Максвелл, Алабама.
- Лекция Джона Гленна, Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики, 2005 г.
- Ллойд Нолен, Премия за выдающиеся заслуги в авиации, 2005 г.
- Лекция братьев Райт - авиабаза Райт Паттерсон, 2006 г.
- Посол исследований НАСА, 2006 г.
- Национальная премия Ротари за достижения в области космоса, Национальный космический трофей, 2007 г.
- Премия выдающимся выпускникам ROTC ВВС, 2014 г.
- Национальный зал авиационной славы , 2015 г. [28]
- Почетный доктор наук Университета Сент-Луиса, 2015 г.
- Большая американская премия, Всеамериканский хор мальчиков , 2015 г.
- Почетная медаль Дочерей американской революции (DAR), 2017 г.
- Вице-адмирал Дональд Д. Энген, ВМС США (в отставке), Ночная лекция по летному жилету, Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики – Национальное общество авиации и космонавтики, 8 ноября 2018 г.
- Награжден Трофеем Майкла Коллинза 2021 года за заслуги перед жизнью от Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Замечания по поводу вручения президентской медали свободы оперативной группе миссии Аполлон-13 в Хьюстоне. | Проект американского президентства» . www.presidency.ucsb.edu .
- ^ «Опрос Космического фонда выявил широкий круг космических героев» . Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года.
- ^ Дэнсби, Эндрю (6 августа 2023 г.). «Легенда НАСА Джин Кранц размышляет о карьере в новой книге за два дня до своего 90-летия» . Хьюстонские хроники . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Глен Э. Суонсон, изд. (2012). До конца этого десятилетия: личные размышления о программе «Аполлон» (изд. Дувра). Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0-486-27037-1 . OCLC 841494530 .
- ^ Джин Кранц (2009). Провал не вариант: Управление полетами от Меркурия до Аполлона-13 и далее . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4391-4881-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Джин Кранц - Взрыв из прошлого» (PDF) . НАСА . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2023 года . Проверено 19 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Наср, Майя (5 января 2020 г.), «Эволюция отношений летного экипажа и управления полетами» , Форум AIAA Scitech 2020 , Форум AIAA SciTech, Американский институт аэронавтики и астронавтики, doi : 10.2514/6.2020-1361 , ISBN 978-1-62410-595-1 , S2CID 213498752 , получено 29 апреля 2021 г.
- ^ Что сделало «Аполлон» успешным? . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . 2014. ISBN 978-1-4954-4447-0 .
- ^ Хотц, Роберт (3 июля 1994 г.). «КОЛОНКА ПЕРВАЯ: Невидимый Титан Аполлона» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Кранц, Джин (23 июня 2009 г.). Провал не вариант: Управление полетами от Меркурия до Аполлона-13 и далее . Саймон и Шустер. п. 380. ИСБН 978-1-4391-4881-5 .
Будет решено, что от имени персонала Отдела управления полетами белый цвет будет исключен из списка действующих команд управления полетом, чтобы навсегда отдать дань уважения Белому полету, Юджин Ф. Кранц.
- ^ Эдвардс, Оуэн. «Жилет Аполлона Джина Кранца» . Смитсоновский институт . Проверено 1 марта 2016 г.
- ^ «Взрыв космического корабля «Челленджер» – Центр управления полетами» – через www.youtube.com.
- ^ «Кранц, Евгений» . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ «На задании: восстановление, чтобы вернуть центру управления полетами НАСА славу Аполлона» .
- ^ « День Джина Кранца чествует руководителя полета и финансирует возрождение Центра управления полетами» .
- ^ «Восстановить Центр управления полетами Аполлона» .
- ^ «17 августа может стать Днем Джина Кранца» .
- ^ «Законопроект о доме 358» .
- ^ «СПИКЕР БИО-ГЕН КРАНЦ» .
- ^ «Кранц, Юджин Ф.»
- ^ Кранц, Джинни. «Уроки моего отца» . НАСА . Архивировано из оригинала 24 июня 2020 года . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ « Для всего человечества» запустит альтернативную космическую гонку на Apple TV+ . собирать ПРОСТРАНСТВО . 28 октября 2019 г. Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ «Управление полетами: Невоспетые герои Аполлона» . www.imdb.com/title/tt5959952 .
- ^ «Независимый школьный округ Дикинсон» . school.dickinsonisd.org .
- ^ «Церемония открытия и переименования экспресса Юджина Ф. Кранц Толедо…» .
- ^ Видео на YouTube
- ^ «Члены команды Аполлона-13 вспоминают «звездный час НАСА»» . НАСА. 17 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ «Национальный зал авиационной славы обнародовал имена четырех человек, которые будут включены в «Класс 2015 года» » . Дейтон, Огайо: Национальный зал авиационной славы. 16 декабря 2014 года . Проверено 10 января 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Провал не вариант: Управление полетами от Меркурия до Аполлона-13 и дальше Джин Кранц, Саймон и Шустер, 2000, ISBN 978-0-7432-0079-0
- «Потерянная луна» , Джеймс Ловелл ( ISBN 0-671-53464-5 )
- «Последний человек на Луне: астронавт Юджин Сернан и гонка Америки в космосе», Джин Сернан ( ISBN 0-312-19906-6 )
- Тринадцать: Неудавшийся полет «Аполлона», Генри С. Ф. Купер-младший ( ISBN 0-8018-5097-5 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальная премия Ротари за достижения в космосе (RNASA) | Обладатель Национального космического трофея 2007 г.
- Космический спасатель: интервью с Джином Кранцем с сайта Space.com, опубликованное 11 апреля 2000 г.
- Длинное интервью Юджина Ф. Кранца, проведенное Ребеккой Райт и др. Проекта устной истории Космического центра Джонсона, nasa.gov, 8 января 1999 г.
- «Скучая по космосу», Статья написанная Кранцем для The Hill . 12 июня 2007 г.
- «Как жилет Аполлона-13 Джина Кранца поднял моральный дух его команды», журнал Smithsonian Magazine
- Как самый простой жилет Джина Кранца стал его самым знаменитым
- Появления на C-SPAN